Научная статья на тему 'Условия преодоления влияния религиозных течений деструктивного толка на личный состав Национальной гвардии Республики Казахстан'

Условия преодоления влияния религиозных течений деструктивного толка на личный состав Национальной гвардии Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RELIGIOUS CURRENTS OF DESTRUCTIVE SENSE / NATIONAL GUARD / SOLDIER / UPBRINGING / РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ДЕСТРУКТИВНОГО ТОЛКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов В. П., Калыбек Б. К.

В связи экономическим, политическим кризисом, с потерей нравственных ориентиров в 90-е гг. XX века, на всем постсоветском пространстве активизировались религиозные течения деструктивного толка. Этому способствовало ряд обстоятельств: социально-экономические, социально-психологические, политические причины, слабый потенциал мировых и традиционных религий и т. д. Религиозные течения деструктивного толка проникали в ряды Вооруженных сил, так как они являются частью любого общества. На основе исторического опыта, рассматриваются факторы, способствующие расширению и распространению религиозных течений деструктивного толка. Предлагается комплекс воспитательных и профилактических мер в Национальной гвардии Республики Казахстан по профилактике влияния религиозных течений деструктивного толка. Автор предлагает для проведения воспитательной работы привлечение специалистов, имеющих специальное образование «теология», «религиоведение», представителей Комитета, управлений общественного согласия или духовенства мировых и традиционных конфессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов В. П., Калыбек Б. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF OVERCOMING THE INFLUENCE OF RELIGIOUS SECTS DESTRUCTIVE SENSE TO PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Due to the economic, political crisis, with the loss of moral guidelines in the 90s of 20 century, throughout the former Soviet Union religious currents intensified their destructive sense. A number of circumstances contributed to this: socio-economic, socio-psychological, political reasons, weak potential of world and traditional religions, etc. Religious currents of a destructive sense penetrated the ranks of the Armed Forces, as they are part of any society. Based on historical experience, factors that contribute to the expansion and spread of religious movements of a destructive type are considered. A set of educational and preventive measures to prevent the influence of religious currents of a destructive sense is proposed. The authors propose to conduct educational work to attract professionals with special education “Theology”, “Religion”, representatives of the Committee offices public consent or clergy of the world and traditional denominations.

Текст научной работы на тему «Условия преодоления влияния религиозных течений деструктивного толка на личный состав Национальной гвардии Республики Казахстан»

References

1. Ananishnev V.M. Marketing obrazovatel'nyh uslug: monografiya Moskva: OOO NIC «Inzhener», 2G15.

2. Vandrikova O.V. Marketing obrazovatel'nyh uslug v sisteme vysshego obrazovaniya. VestnikAkademiiznanij. 2G17; № 4 (23): 65 - 7G.

3. Zaharova I.V. Marketing obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UIPK PRO, 2G14.

4. Pankruhin A.P. Marketing obrazovatel'nyh uslug: metodología, teoriya ipraktika. Available at: URL: http://www.twirpx.com/file/28564

5. Pankruhin A.P. Marketing: uchebnik. Moskva: Omega. L, 2GG6.

6. Shevchenko D.A. Marketing obrazovaniya v Rossii: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: Yuniti-Dana, 2G17.

7. Shemetova N.K. Marketing v sfere vysshego professional'nogo obrazovaniya (na primere Sverdlovskoj oblasti). Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Ekaterinburg, 2G13.

8. Vasil'eva M.V. Upravlenie marketingovoj deyatel'nost'yu vuza. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2G12; 2: Э - 9.

9. Markelova E.V. Marketingovyj apparat vuza i sposoby ocenki 'effektivnosti marketingovoj politiki vuza. Vestnik Volzhskogo universiteta im. V.N. Tatischeva. 2G13; 2 (28): 63 - 69. 1G. Vasil'eva M.V. Organizaciya marketingovoj sluzhby v vuze. 'Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2G12; 1: Э - 9.

11. Silaeva V.V. Organizaciya marketingovoj deyatel'nosti v sisteme vysshego obrazovaniya. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2G11; Э: 195 - 196.

12. Tret'yak N.A. Setevoe vzaimodejstvie kak istochnik innovacionnogo razvitiya obrazovatel'nyh organizacij: monografiya. Vladivostok: DVFU, 2G18.

Статья поступила в редакцию 13.12.18

УДК 371

Ivanov V.P., Professor, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

Kalybek B.K., adjunct, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia),

E-mail: [email protected]

CONDITIONS OF OVERCOMING THE INFLUENCE OF RELIGIOUS SECTS DESTRUCTIVE SENSE TO PERSONNEL OF THE NATIONAL GUARD OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN. Due to the economic, political crisis, with the loss of moral guidelines in the 90s of 20 century, throughout the former Soviet Union religious currents intensified their destructive sense. A number of circumstances contributed to this: socio-economic, socio-psychological, political reasons, weak potential of world and traditional religions, etc. Religious currents of a destructive sense penetrated the ranks of the Armed Forces, as they are part of any society. Based on historical experience, factors that contribute to the expansion and spread of religious movements of a destructive type are considered. A set of educational and preventive measures to prevent the influence of religious currents of a destructive sense is proposed. The authors propose to conduct educational work to attract professionals with special education "Theology", "Religion", representatives of the Committee offices public consent or clergy of the world and traditional denominations.

Key words: religious currents of destructive sense, National Guard, soldier, upbringing.

В.П. Иванов, проф. каф. педагогики, Военный университет МО РФ, г. Москва, E-mail: [email protected]

Б.К. Калыбек, адъюнкт каф. педагогики, Военный университет МО РФ, г. Москва E-mail: [email protected]

УСЛОВИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ТЕЧЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ТОЛКА НА ЛИЧНЫЙ СОСТАВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В связи экономическим, политическим кризисом, с потерей нравственных ориентиров в 90-е гг. XX века, на всем постсоветском пространстве активизировались религиозные течения деструктивного толка. Этому способствовало ряд обстоятельств: социально-экономические, социально-психологические, политические причины, слабый потенциал мировых и традиционных религий и т. д. Религиозные течения деструктивного толка проникали в ряды Вооруженных сил, так как они являются частью любого общества. На основе исторического опыта, рассматриваются факторы, способствующие расширению и распространению религиозных течений деструктивного толка. Предлагается комплекс воспитательных и профилактических мер в Национальной гвардии Республики Казахстан по профилактике влияния религиозных течений деструктивного толка. Автор предлагает для проведения воспитательной работы привлечение специалистов, имеющих специальное образование «теология», «религиоведение», представителей Комитета, управлений общественного согласия или духовенства мировых и традиционных конфессий.

Ключевые слова: религиозные течения деструктивного толка, Национальная гвардия, военнослужащий, воспитание.

В решении задач воспитания военнослужащих Национальной гвардии Республики Казахстан (далее НГ РК) немаловажную роль играет работа по преодолению влияния религиозных течений деструктивного толка (далее РТДТ).

Борьба с влиянием РТДТ имеет давнюю историю. Например: Персидский царь Бахрам I в 273 г до н. э. казнил основателя секты манихеев Мани, поскольку в учении Мани было требование о прекращении деторождения. Что могло ослабить само государство. «Твое учение разрушает государство, а потому ты сам должен быть разрушен» [1].

Интересен опыт работы с такими военнослужащими в дореволюционной российской армии. В 40-х годах 19 в. подобные дела квалифицировались как «распространение раскола и ереси». Определялось наказание, отступившие от веры лишались знаков отличия и даже воинских орденов, наказывались шпицрутенами (через 300 и 500 человек) считалось, что можно исповедовать любую религию, но не исповедовать никакой нельзя. Раскаявшихся от наказания освобождали [2].

Причиной распространения деструктивных религиозных течений и увлечение этим молодёжи являются социально-экономические, социально-психологические, политические причины (отсутствие работы, возможности саморазвития, потеря жизненных ценностных ориентиров, близких людей и т. д.). Кроме этого, как отмечает В.М. Губанов, «успеху религиозной экспансии способствовали три основные причины: протекционизм некоторых представителей политической власти и бизнеса; малый потенциал РПЦ и других конфессий, после пережитых гонений в противопоставлении натиску хорошо финансируемых из-за рубежа нетрадиционных религиозных движений; духовная дезориентация, характерная для многих российских граждан» [3].

Принимая во внимание, что потребность в религии долгое время подавлялась, а современная религиозная ситуация достаточно сложна, молодому человеку с незрелыми мировоззренческими взглядами сложно разобраться в многообразии новых религиозных течений. Необходимо сказать, что молодежь можно отнести к наиболее уязвимой социальной страте. Большое количество свободного времени, отсутствие ответственности за семью, отсутствие возможности реализовать свой потенциал, показать себя в социально значимых нормах поведения и т. д., часть молодежи выбирает оппозиционную позицию, формой которой бывает уход в РТДТ, подкрепленную максимализмом и идеализмом. На фоне снижения уровня общей культуры, духовности граждан, возникли различного рода религиозные общины и секты [4].

Общей тенденцией в 90-е годы прошлого столетия религиозных течений деструктивного толка, стала «массированная атака иностранных религиозных миссий на традиционный духовный (христианско-православный, мусульманский, буддийский) менталитет российских народов» [5], разрушение традиционного уклада духовно-культурных ценностей страны, к конфликтам в области этнокон-фессиональных отношений, к дестабилизации общества... [6]

Рассматривая данный процесс необходимо сказать о факторах, влияющих на обращение человека в РТДТ, что способствует расширению и распространению влияния РТДТ:

1. Ценностные несоответствия. В моменты потрясений у человека возникают противоречия с окружающей средой. РТДТ дистанцируются от общепринятых правил общества, в т. ч. и нравственных правил и установок. Взамен устанавливают свои правила, а правила нравственности и морали считают архаичными. В армейской среде субъектам воспитательного процесса следует всегда

обращать внимание на военнослужащих склонных к конфликтам, допускающих небрежность, и неопрятность во внешнем виде, нарушающим установленные правила ношения военной формы одежды, не соблюдающим нормы и правила приличия и т. д.

2. Неудовлетворительный первоначальный опыт общения с традиционной религией. Часто индивид до прихода в нетрадиционную религиозную организацию уже был членом, какой-либо традиционной религии, но по какой-то причине разочаровался или разуверился в вероучении. Офицерам воспитательных структур при составлении психологического портрета военнослужащего необходимо внимательно отнестись к военнослужащим, отрицающим религию вообще (атеист) или неверующим. Зная общепринятое отношение к РТДТ, военнослужащий под маской неверующего или атеиста может скрывать членство в одной из РТДТ

3. Отсутствие или недолжное воспитание в семье. Необходимо обратить внимание, что первоначальные нравственные правила жизни и социального взаимодействия человек получает в семье, через представителей старшего поколения, через религиозное воспитание. Постоянного внимания заслуживает военнослужащий, выросший в неполной или неблагополучной семье, имеющий склонность к употреблению спиртных напитков, наркотиков и т. д.

4. Недостаток общения. В воинском коллективе опасения вызывает военнослужащий, предпочитающий одиночество, уединение. В казарме, на занятиях по боевой подготовке военнослужащий не может оставаться один. Такого рода военнослужащие должны всегда становиться объектом пристального внимания всех субъектов воспитания. Именно недостаток общения приводит человека в ряды РТДТ. Среди членов религиозной секты, движения, общины он всегда находится в центре внимания [7].

Проблема религиозных течений деструктивного толка для Республики Казахстан стала особенно актуальной за последние пятнадцать лет.

В Послании «Стратегия Казахстан - 2050» ставятся следующие задачи: «Мы должны сформировать новые надежные механизмы преодоления социальной, этнической и религиозной напряженности и конфликтов. Необходимо жестко пресекать деятельность нетрадиционных сект и сомнительных псевдорелигиозных течений. Нам нужно усилить профилактику религиозного экстремизма в обществе, особенно в молодежной среде» [8].

Для этих целей задачами субъектов военно-педагогического процесса в масштабах воинской части будет являться:

- формирование такой модели нравственного поведения, которая будет способствовать автономности личности, сумеет обеспечить психологическую защиту военнослужащему в ситуациях нравственного выбора;

- определение и формирование нравственных идеалов и ориентиров, чему будут способствовать знания о нравственных постулатах мировых и традиционных религий;

- умение противостоять групповому давлению (в том числе и агрессивному), умению и способности правильно и конструктивно решать конфликтные ситуации;

Библиографический список

- активизировать в военнослужащих умение критически мыслить.

Решению таких задач будут способствовать:

- организация встреч с (аксакалами) старейшинами, ветеранами войск, войн и локальных конфликтов, с духовенством мировых и традиционных религий и т. д.;

- посещение личным составом во внеслужебное время, религиозных, культовых сооружений;

- изучение научной и публицистической литературы, подбор и просмотр документальных и художественных фильмов соответствующей тематики и др.;

- использование воспитательных возможностей войсковых общественных организаций (Совета ветеранов, Центра молодежной инициативы, Совета сержантов, Женсовета, офицерского собрания);

- взаимодействие со службами защиты государственных секретов. По ограничению выхода и использования военнослужащими срочной службы соцсе-тей, Интернета. В интернет-пространстве существуют сайты, распространяющие идеологию РТДТ, которые в значительной степени ориентируются на молодежную аудиторию;

- налаженное взаимодействие с военной полицией, КНБ, по проведению общих профилактических мероприятий, обмену информацией и т. д.

Таким образом, комплекс мер в части по преодолению влияния религиозных течений деструктивного толка будет представлять:

1. Меры профилактики: строгое выполнение мероприятий распорядка дня, соблюдение регламента служебного времени, четкую организацию и контроль боевой подготовки и боевой службы и т. д.

2. В условиях борьбы с влиянием религиозных течений деструктивного толка, важное значение приобретает индивидуально-воспитательная работа, в частности факторы, влияющие на обращения военнослужащих в РТДТ (ценностные несоответствия, неверие или отрицание религии, недолжный уровень воспитания в семье, военнослужащие, имеющие отклонения в поведении и т. д.).

3. Привлечение для проведения воспитательной работы специалистов, имеющих специальное образование «теология», «религиоведение», представителей Комитета, управлений общественного согласия или духовенства мировых и традиционных конфессий.

- активное противодействие практике вербовки в запрещенные религиозные секты;

- противодействие методам обработки сознания военнослужащих со стороны запрещенных сект;

- противодействие тотальной индоктринации - внушению нового религиозного учения, новой веры в сознание военнослужащих НГ РК;

- реабилитация военнослужащих, бывших членов запрещенных сект, с помощью духовенства мировых и традиционных религий;

- формирование у военнослужащих критического отношения к идеологии и практике религиозных течений деструктивного толка и др.

1. Рыбаков С.Ю. Духовная безопасность личности, общества и государства: теоретические основы изучения религии и сектантства: учебное пособие. Рязань. 2009: 90 - 91.

2. Риффель И.В. Государственная религиозная политика в Вооруженных Силах России в 20 в. Диссертация ...кандидата исторических наук. Мурманск: 1999: 62.

3. Губанов В.М. Нетрадиционные религиозные культы и секты в современной России. Религиоведение: учебное пособие. Санкт-Петербург, 2004.

4. Смагулов К. Современная религиозная ситуация в Казахстане. Центральная Азия и Кавказ. Т. 14, Вып. 2011. Религия и общество.

5. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: информационно-аналитический бюллетень. Москва, 1998; № 1-2: 11.

6. Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владимир. 2008.

7. Сыроваткин А.Н. Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества. Монография. Пятигорск. ПГЛУ, 2013.

8. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия Казахстан - 2050». Новый курс состоявшегося государства. Available at: http://www.akorda.kz/ru

References

1. Rybakov S.Yu. Duhovnaya bezopasnost' lichnosti, obschestva i gosudarstva: teoreticheskie osnovy izucheniya religiii sektantstva: uchebnoe posobie. Ryazan'. 2009: 90 - 91.

2. Riffel' I.V. Gosudarstvennayareligioznaya politika v Vooruzhennyh Silah Rossii v20 v. Dissertaciya ...kandidata istoricheskih nauk. Murmansk: 1999: 62.

3. Gubanov V.M. Netradicionnye religioznye kul'ty i sekiy v sovremennoj Rossii. Religiovedenie: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 2004.

4. Smagulov K. Sovremennaya religioznaya situaciya v Kazahstane. Central'naya Aziya i Kavkaz. T. 14, Vyp. 2011. Religiya i obschestvo.

5. Gosudarstvo, religiya, cerkov' vRossiiiza rubezhom: informacionno-analiticheskij byulleten'. Moskva, 1998; № 1-2: 11.

6. Muhina T.K. Pedagogicheskie usloviya preduprezhdeniya vovlecheniya molodezhi vreligioznye sekty. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladimir. 2008.

7. Syrovatkin A.N. Destruktivnoe vliyanie netradicionnyh religioznyh dvizhenijna duhovnuyu bezopasnost' sovremennogo rossijskogo obschestva. Monografiya. Pyatigorsk. PGLU, 2013.

8. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazahstan - Lidera nacii N.A. Nazarbaeva narodu Kazahstana «Strategiya Kazahstan - 2050». Novyj kurs sostoyavshegosya gosudarstva. Available at: http://www.akorda.kz/ru

Статья поступила в редакцию 09.01.19

УДК 378

Karelina M.Yu., Doctor of Sciences (Engineering), Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Details of Machines and Theory of Mechanisms, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected] Atamanenko N.V., senior teacher, Department of Details of Machines and Theory of Mechanisms, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Cherepnina T.Yu., senior lecturer, Department of Details of Machines and Theory of Mechanisms, Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI) (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

THE INFLUENCE OF "UNIVERSITY SATURDAYS" ON THE FORMATION OF FUTURE PROFESSIONAL TRAJECTORIES OF ADOLESCENTS. The article is dedicated to an analysis of the activity carried out by schoolchildren of 7th-8th grades of comprehensive secondary schools in the framework of the project "University Saturdays" implemented by the Moscow Department of Education. The article describes the trajectory of the activities of teachers of the department in carrying out activities within the project. The statistics of attendance of schoolchildren of lectures, practical exercises and competitions is given. The assessment of the effectiveness of classes was carried out depending on the rules for determining the topics and the substantive component of the event. The main characteristics of the predictive model of activities within the project are identified. Based on a systematic analysis of the results of events, depending on a number of factors the roadmap, criteria and targets of the project are defined within the framework of cooperation between the departments of the technical university and schools with specialized classes. Recommendations to achieve maximum project efficiency have been developed. Key words: University Saturdays, pupils, specialized classes, project activity.

М.Ю. Карелина, д-р техн. наук, д-р пед. наук, проф., зав. каф. «Детали машин и теория механизмов», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: [email protected]

Н.В. Атаманенко, ст. преп. каф. «Детали машин и теория механизмов» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: [email protected]

Т.Ю. Черепнина, доц. каф. «Детали машин и теория механизмов», Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), г. Москва, E-mail: [email protected]

ВЛИЯНИЕ «УНИВЕРСИТЕТСКИХ СУББОТ» НА ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Статья посвящена анализу деятельности учащихся 7-8-х классов общеобразовательных школ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Рассмотрена траектория деятельности преподавателей кафедры в проведении мероприятий в рамках проекта. Приведена статистика посещения школьниками лекций, практических занятий и конкурсов. Проведена оценка результативности занятий в зависимости от регламента определения тематики и содержательной составляющей мероприятия. Выявлены основные характеристики прогнозной модели мероприятий в рамках проекта. На основании системного анализа результатов проведения мероприятий в зависимости от ряда факторов определена дорожная карта, критерии и целевые показатели проекта в рамках сотрудничества кафедр технического университета и школ, имеющих профильные классы. Выработаны рекомендации по достижению максимальной эффективности проекта.

Ключевые слова: университетские субботы, школьники, профильные классы, проектная деятельность.

Профориентация учащихся общеобразовательных школ является одним из наиболее актуальных вопросов, стоящих перед педагогами и родителями. Социальная среда, многочисленные информационные потоки в средствах массовой коммуникации, не позволяют школьнику составить адекватное представление о той или иной сфере деятельности. Как правило, в 7-8 классах учащиеся впервые осознанно подходят к выбору профессиональной траектории. Поэтому основной целью педагогов является представление подростку максимума информации в доступной форме о различных профессиях. Проект Департамента образования города Москвы «Университетские субботы» является одним из приоритетных как для школ, так и для университетов различной направленности. Взаимодействие школа - университет - это многокритериальная модель. Имеющийся опыт взаимодействия кафедр технического университета и общеобразовательных школ различного профиля позволяет провести анализ результатов, обозначить наиболее интересные и эффективные направления, способствующие повышению мотивации учащихся, приобретению ими компетенций, формирующих понимание о своем месте в профессиональном сообществе определенный отрасли.

Изучение формирования у школьников профессиональной ориентированности является одной из важных задач, стоящих перед педагогами общеобразовательных школ и преподавателями вузов. Известно, что правильность выбора профессии во многом определяет успешность человека, возможность личности реализоваться в профессиональной сфере. Мероприятия, проводимые с целью профориентации школьников, весьма разнообразны по содержанию, применяемым методам и формам. Постоянное совершенствование модели проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы» - одна из возможностей повысить результативность профориентационной работы, проводимой с учащимся.

Для обеспечения эффективности проведения мероприятий в рамках проекта необходимо определить формы проведения занятий с учащимся общеобразовательных школ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы». Университет и школа должны совместно определить наиболее эффективные в части приобретения учащимся компетенций и предпочтительные, исходя из возрастных особенностей, формы контактной работы. Исходя из различий в специфике общеобразовательных школ подобрать методики и регламент взаимодействия школа - университет и др., способствующие наиболее эффективному проведению мероприятий в рамках проекта и достижению цели мероприятия - сформированности у школьника определенности в выборе профессии.

Результативность деятельности преподавателей университета в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские субботы»

Проект «Университетские субботы» предлагает проведение занятий с учащимися 5 - 11 классов общеобразовательных школ. На сайте проекта «Университетские субботы» Департамента образования города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» каждый университет представляет краткий анонс мероприятия. Школьники, учителя, родители знакомятся с информацией и выбирают заинтересовавшую их тематику в зависимости от того, какие

цели они перед тобой ставят: познакомить ученика с различными профессиями; более глубоко узнать об уже выбранном направлении профессиональной деятельности; расширить кругозор школьника; повысить мотивацию учащегося к изучению определенной области, либо в целом к процессу обучения.

Анализу подвергались следующие статистические данные: количество учащихся, записавшихся на сайте проекта «Университетские субботы», количество учащихся, пришедших на мероприятие из числа записавшихся на сайте, доля учащихся, записавшихся на сайте и пришедших на мероприятие в общем количестве школьников, присутствующих на занятии. Для возрастной группы школьников 7 - 8 класса был также проведен анализ влияния предварительной совместной подготовки университет - школа и педагог - учитель на результативность мероприятия, заинтересованность учащихся предметом и проблематикой занятия, определены наиболее предпочтительные формы проведения мероприятий и конкретные запросы учителей различных школ.

Определение тематики и содержательной составляющей мероприятия

Независимо от значимости предлагаемой тематики, следует отметить, что формулировка темы должна отвечать ряду требований. Тематика должна отражать сущность явления, механизма, научного направления и так далее, которому посвящено занятие; вызывать заинтересованность у школьников именно той возрастной группы, которая предполагается организатором в качестве целевой аудитории. Особое внимание необходимо обратить на побуждение к активному участию и взаимодействию в рамках предлагаемого мероприятия; учесть психологические особенности целевой аудитории.

Важным является представление информации о мероприятии. Именно анонс отвечает на вопросы учителя: Поможет ли посещение мероприятия в усвоении определенных тем по дисциплине (математика, химия, история и другие)? Отвечает ли тематика профилю школы? Что нового ученики узнают о профессиях? Родителей интересует, интересна ли эта тема ребенку; можно ли пойти вместе сыном или дочерью и принять участие в занятии. Школьников волнуют вопросы о своем месте на занятия, узнают ли они новое, представляющее интерес для них.

Представленный выше перечень вопросов, безусловно, не является исчерпывающим. Однако, проведенный опрос учителей, школьников и родителей показал, что обозначенные вопросы являются определяющими при выборе мероприятия.

Результативность мероприятия повышается и при проведении предварительной подготовительной работы. При формировании тематики занятий необходимо учесть профиль школы, включить в содержательную часть занятия материал, позволяющий дополнить или углубленно изучить отдельную тему по предмету школьной программы, выбрать наиболее оптимальную форму проведения занятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые результаты статистического анализа результативности мероприятий е рамках проекта «Университетские субботы»

При проведении мероприятий кафедрой «Детали машин и теория механизмов» МАДИ в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Уни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.