Научная статья на тему 'Любовь к детям как основной фактор активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях'

Любовь к детям как основной фактор активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PEDAGOGY / LOVE FOR CHILDREN / PEDAGOGICAL COMPETENCE / COGNITIVE ACTIVITY / CHILDREN / STUDENTS / ПЕДАГОГИКА / ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жандавлетова Р. Б.

В статье рассматривается понятие «педагогической любви к детям» с психолого-педагогической точки зрения и как фактор активизации познавательной деятельности учащихся. Систематизируются и анализируются различные подходы к развитию профессиональной компетентности и личностных качеств педагога. В завершении статьи подводятся итоги анализа влияния педагогической любви и ее значения для обучения, духовно-нравственного развития и познавательной активности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE FOR CHILDREN AS THE MAIN FACTOR IN ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE CLASSROOM

The article discusses a concept of “pedagogical love for children” from a psychological and pedagogical point of view and as a factor in enhancing studentscognitive activity. Various approaches to the development of professional competence and personal qualities of a teacher are systematized and analyzed. At the end of the article, the results of the analysis of the influence of pedagogical love and its significance for teaching and enhancing studentscognitive activity are summarized. The author concludes that the utmost importance in the learning process are personal benchmarks for the development of pupils and the pedagogical impact should extend to the mental, moral and value development of pupils, which effectively contributes to love the teacher to children and sincere moral educational sense.

Текст научной работы на тему «Любовь к детям как основной фактор активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях»

В то же время, разработанная И.В. Разорвиным и Н.К. Шеметовой система показателей, с помощью которых предлагается оценить достижение поставленных целей и выявить существующие «проблемные зоны», не лишена недостатков. Так, предлагаемые показатели имеют разную систему измерения, что делает затруднительным их обобщение. Одной из наиболее важных проблем является направленность на использование внутренних по отношению к организации источников информации, а также специальных методов её сбора, как правило, достаточно трудоёмких. Это делает проблематичной оценку положения образовательной организации по отношению к конкурентам. Целесообразным представляется использование данных, имеющихся в открытом доступе. Тем не менее, рассматриваемая методика может выступать в качестве базиса для формирования системы оценки маркетинговой деятельности образовательной организации.

Таким образом, изучение различных систем оценки эффективности маркетинга в организациях высшего образования позволило выделить основные этапы их формирования, включающие:

- выбор наиболее значимых критериев достижения поставленных целей;

- формирование сбалансированной системы характеризующих показателей;

- выбор оптимальных методов для расчета показателей;

- определение факторов, влияющих на показатели эффективности;

- оценка эффективности на основе выбранной системы показателей и с учетом степени влияния наиболее значимых факторов.

Также формирование системы показателей должно учитывать следующие факторы, определяемые спецификой конкретной образовательной организации:

- информационное обеспечение (возможность получения полной, достоверной и своевременной информации по всем направлениям деятельности) способствующее принятию качественных управленческих решений;

Библиографический список

- методическое обеспечение (особенности методик расчета отдельных показателей и оценки эффективности отдельных маркетинговых мероприятий);

- кадровое обеспечение (уровень профессионализма, компетентности, инновационной активности и перспективности персонала);

- организационное обеспечение (сложность организационной структуры маркетинга и её интегрированность в деятельность образовательной организации);

- ресурсное обеспечение (состав и структура ресурсов, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности).

При формировании системы оценки эффективности маркетинга, авторам видится очевидным учёт критериев, обеспечивающих соответствие организации высшего образования аккредитационным требованиям, а также определяющих её конкурентоспособность и положение в российских и международных рейтингах.

В заключение следует отметить, что существующие методики оценки уровня развития и эффективности маркетинговой деятельности организаций высшего образования характеризуются достаточно значительными различиями, как в направлениях оценки, так и в используемых критериях, показателях и инструментах. Не достаточная разработанность методологии оценки делает невозможным принятие эффективных, научно-обоснованных решений по формированию и развитию маркетинговой составляющей деятельности организаций высшего образования.

Таким образом, проблема теоретико-методологического обоснования, разработки и внедрения в практику управления образовательных организаций всесторонней объективной системы оценки развития и эффективности маркетинга остается актуальной и нуждается в дальнейшем исследовании.

1. Липкина Е.Д. Оценка эффективности маркетинга вуза. Приволжский научный вестник. 2013; № 10 (26): 57 - 60.

2. Скуматова О.А. Совершенствование управления маркетинговой деятельности предприятия на основе разработки системы критериев комплексной оценки её эффективности. Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2010; № 4: 50 - 53.

3. Яшева Г.А. Эффективность маркетинга: методика, оценки и результат. Практический маркетинг. 2003; 8: 8 - 15.

4. Дьяков И.И., Вологин И.С., Островская И.Э. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза. Карельский научный журнал. 2016; Т. 5, № 2 (15): 19 - 23.

5. Захарова И.В. Маркетинг образовательных организаций: учебное пособие. Ульяновск: УИПК ПРО, 2014.

6. Васильева М.В. Управление маркетинговой деятельностью вуза. Экономические и гуманитарные науки. 2012; 3: 3 - 9.

7. Маркелова Е. В. Проблематика вопроса маркетинговой политики вуза и способы оценки эффективности маркетинговой деятельности. Сборник трудов международной научно-практической конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014: 50 - 53.

8. Беленов О.Н., Гончарова И.В., Шилова И.В. Маркетинг в деятельности классического университета. Вестник ВГУ. Серия: экономика и управление. 2017; 1: 85 - 91.

9. Щинова РА. Оценка экономической эффективности маркетинговых исследований. Проблемы современной экономики. 2011; 1: 160 - 163.

10. Solcansky M., Simberova I. Measurement of marketing effectiveness. Economies and management. 2010; Vol. 15: 755 - 759.

11. Разорвин И.В., Шеметова Н.К. Методические подходы к оценке эффективности маркетинговой деятельности на рынке социальных услуг Вопросы управления. 2012; 2 (19): 279 - 284.

References

1. Lipkina E.D. Ocenka 'effektivnosti marketinga vuza. Privolzhskij nauchnyj vestnik. 2013; № 10 (26): 57 - 60.

2. Skumatova O.A. Sovershenstvovanie upravleniya marketingovoj deyatel'nosti predpriyatiya na osnove razrabotki sistemy kriteriev kompleksnoj ocenki ee 'effektivnosti. Vestnik Poloekogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya D: 'Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2010; № 4: 50 - 53.

3. Yasheva G.A. 'Effektivnost' marketinga: metodika, ocenki i rezul'tat. Prakticheskij marketing. 2003; 8: 8 - 15.

4. D'yakov I.I., Vologin I.S., Ostrovskaya I.'E. Rol' marketingovyh issledovanij v obespechenii konkurentosposobnosti vuza. Karel'skijnauchnyjzhurnal. 2016; T. 5, № 2 (15): 19 - 23.

5. Zaharova I.V. Marketing obrazovatel'nyh organizacij: uchebnoe posobie. Ul'yanovsk: UIPK PRO, 2014.

6. Vasil'eva M.V. Upravlenie marketingovoj deyatel'nost'yu vuza. 'Ekonomicheskie igumanitarnye nauki. 2012; 3: 3 - 9.

7. Markelova E. V. Problematika voprosa marketingovoj politiki vuza i sposoby ocenki 'effektivnosti marketingovoj deyatel'nosti. Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tomsk: Nacional'nyj issledovatel'skij Tomskij politehnicheskij universitet, 2014: 50 - 53.

8. Belenov O.N., Goncharova I.V., Shilova I.V. Marketing v deyatel'nosti klassicheskogo universiteta. Vestnik VGU. Seriya: 'ekonomika i upravlenie. 2017; 1: 85 - 91.

9. Schinova R.A. Ocenka 'ekonomicheskoj 'effektivnosti marketingovyh issledovanij. Problemy sovremennoj 'ekonomiki. 2011; 1: 160 - 163.

10. Solcansky M., Simberova I. Measurement of marketing effectiveness. Economics and management. 2010; Vol. 15: 755 - 759.

11. Razorvin I.V., Shemetova N.K. Metodicheskie podhody k ocenke 'effektivnosti marketingovoj deyatel'nosti na rynke social'nyh uslug. Voprosy upravleniya. 2012; 2 (19): 279 - 284.

Статья поступила в редакцию 21.11.18

УДК 37

Zhandavletova R.B., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Department of Biology, Geography and Chemistry, Kyzylorda State University

(Korkyt Ata, Kyzylorda, Republic of Kazakhstan), E-mail: [email protected]

LOVE FOR CHILDREN AS THE MAIN FACTOR IN ENHANCING STUDENTS' COGNITIVE ACTIVITY IN THE CLASSROOM. The article discusses a concept of "pedagogical love for children" from a psychological and pedagogical point of view and as a factor in enhancing students' cognitive activity. Various approaches to the development of professional competence and personal qualities of a teacher are systematized and analyzed. At the end of the article, the results of the analysis of the influence of pedagogical love and its significance for teaching and enhancing students' cognitive activity are summarized. The author concludes that the utmost importance in the learning process are personal benchmarks for the development of pupils and the pedagogical impact should extend to the mental, moral and value development of pupils, which effectively contributes to love the teacher to children and sincere moral educational sense.

Key words: pedagogy, love for children, pedagogical competence, cognitive activity, children, students.

Р.Б. Жандаелетоеа, канд. биол. наук, ст. преп. каф. биологии, географии и химии, Кызылординский государственный университет

им. Коркыт Ата, г. Кызылорда, Республика Казахстан, E-mail: [email protected]

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

В статье рассматривается понятие «педагогической любви к детям» с психолого-педагогической точки зрения и как фактор активизации познавательной деятельности учащихся. Систематизируются и анализируются различные подходы к развитию профессиональной компетентности и личностных качеств педагога. В завершении статьи подводятся итоги анализа влияния педагогической любви и ее значения для обучения, духовно-нравственного развития и познавательной активности учащихся.

Ключевые слова: педагогика, любовь к детям, педагогическая компетентность, познавательная деятельность, дети, учащиеся.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше обращается к личности ребёнка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Ключевую роль в обучении и воспитании детей играет личность педагога, которая должна включать такие развитые ценностные качества, как любовь, понимание, сострадание, уважение и заботу. Педагогический профессионализм является качественной характеристикой педагога, состоящей из совокупности интегрированных знаний, умений и педагогических способностей. Особую категорию в системе педагогического профессионализма и личностных характеристик педагога является любовь к детям [1, с. 44]. Педагогический вопрос: «Как любить детей?» актуален и важен, так как ответ на него напрямую влияет на результаты обучения и воспитания. Педагогическая любовь рассматривается как искусство, состояние души педагога и высший уровень педагогической деятельности.

Гуманная педагогика направлена на развитие личности ребёнка, его духовное и нравственное развитие, а педагог олицетворяет для ребёнка нравственный пример, образец и ориентир. Потому любовь педагога к детям должна быть всеобъемлющей, одухотворенной и мудрой. Как отмечал, в своих исследованиях В. Франк, «любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать другого человека до того, как полюбил его» [2, с. 14]. Любовь педагога к детям является особой категорией, которая включает как психолого-педагогические аспекты нацеленности на обучение и воспитание детей, так и потребность и способность «отдавать детям свое сердце» [3, с. 34].

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что любовь к ребёнку - это основа воспитательной силы педагогической деятельности, которая способна влиять на его духовный мир и направлять по нравственному пути. Любовь как нравственная ценностная категория является основной движущей силой обучения, развития и становления личности [3, с. 82].

Также современный педагог Ш.А. Амонашвили подчеркивает, что «любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались... учительская, педагогическая любовь требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца» [4].

В рамках учебного процесса педагог должен постоянно применять гуманистические установки, в частности любовь к детям, уважение и заботу.

На современном этапе развития образования, учитывая требования ГОС среднего образования РК, педагог не должен забывать о необходимой и важной любви к ребёнку в рамках педагогического процесса. Многие психологические и педагогические проблемы обучения детей, можно решить с помощью любви и поддержки педагога как мастера и наставника ребёнка.

Одной из важных проблем в современной педагогике является преодоление возросших психолого-педагогических проблем в развитии и воспитании детей, таких как тревожность, гиперактивность и синдром дефицита внимания [5].

Данные проблемы являются существенным препятствием для гармоничного всестороннего воспитания и развития детей, а педагогические установки и технологии, зачастую не позволяют с ними справиться в полной мере. В таком случае становится объективно понятно, что помимо современных технологий, необходимо активизация и поддержка детей традиционными педагогическими методами - созданием благоприятной образовательной и воспитательной среды с помощью любви, поддержки, сопереживания и понимания.

Стоит отметить, что любовь педагога к детям является важной формой подражания и образца. Положительный пример педагога, его доброжелательность и нравственность становятся ориентиром в жизни ребёнка.

Педагогическая любовь к детям важна и как основополагающий фактор активизации познавательной деятельности, так как, только получая поддержку, одобрение и поощрение от педагога, ребёнок стремится к знаниям и саморазвитию [6].

В целом, следует подчеркнуть, что любовь к детям является важной составляющей профессиональной и личностной компетентности педагога.

Исследование А.К. Марковой посвящено анализу профессиональной компетентности педагога. Она отмечает, что педагог только тогда профессионал, когда его труд характеризуется достаточно высоким уровнем нравственной пе-

Библиографический список

дагогической деятельности, педагогического общения и педагогической любви, в которых реализуется личность педагога, и наблюдается положительная динамика в обучении и воспитании детей [3; 6]. В структуре педагогической компетентности исследователь выделяет несколько нравственных компонентов, в которые входит любовь и поддержка детей: теоретический компонент - профессиональные педагогические знания; ценностно-смысловой компонент - профессиональные педагогические позиции, установки, требуемые в профессии учителя; деятель-ностный компонент - педагогические умения; личностный компонент - индивидуальные особенности личности, позволяющие овладеть профессиональными компетенциями [7].

Систематизируя специфику формирования педагогической любви к детям в рамках учебного и воспитательного процессов, необходимо отметить ее основные особенности:

1) является составляющей частью педагогической культуры;

2) представляет собой интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребёнка;

3) является единством теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности и создать условия для поддержки развития личности ребёнка.

Ведущим компонентом педагогической любви к детям можно считать педагогическую подготовленность, которая помимо определенной суммы психолого-педагогических знаний, умений и навыков, выработанных в процессе практики воспитания детей, характеризуется рефлексивным отношением к себе как к педагогам. Необходимо отметить, что педагогическая рефлексия рассматривается и как компонент педагогической культуры, и как компонент педагогической компетентности.

Важно подчеркнуть, что благоприятное педагогическое влияние на ребёнка является неким гарантом, защищающим от внешних неблагоприятных воздействий и дающим чувство уверенности в заботе и любви. В.А. Сухомлинский отмечал, что «человечность, сердечность, отзывчивость - это моральный иммунитет от зла, который ребёнок должен приобретать в раннем возрасте « [8, с. 71].

Анализ педагогической и психологической литературы позволил обнаружить различные подходы авторов к выделению сущностных характеристик содержания педагогической любви к детям. На основании проведенного анализа и многолетней практики педагогической деятельности в рамках исследования можно сделать следующие выводы:

- педагогическая любовь к детям является неотъемлемым, сущностным компонентом педагогического процесса;

- любовь педагога к детям является нравственным ориентиром и подражательной основой для учащихся;

- педагогическая любовь и поддержка в рамках образовательно-воспитательного процесса выступает важным фактором мотивации к учебной деятельности, активатором познавательной активности;

- педагогическая любовь должна включать готовность и способность принимать ребёнка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями

- педагогическая любовь - это именно мировоззрение педагога, ориентированное на ребёнка, а также тактичность, спокойствие и уверенность в себе, личностная зрелость, совокупность конструктивных умений, позволяющих устанавливать педагогически целесообразные отношения с ребёнком, выбирать правильный стиль и тип обращения с ним, умение строить развивающую среду для учащихся, стимулировать развитие социально-значимых качеств его личности в процессе учебной деятельности.

В завершении исследования необходимо отметить, что первостепенное значение в учебном процессе имеют личностные ориентиры развития учащихся, а педагогическое влияние должно распространяться на душевное, нравственное и ценностное развитие учащихся, чему действенно способствует любовь педагога к детям и искренние нравственные воспитательные чувства. Современный педагог сможет действенно помочь детям в духовно-нравственном становлении и развитии, только если наполнить образовательное пространство энергией духовной всеобъемлющей педагогической любви.

1. Асмолов А.Г Психология личности: Принципы психол. Анализа. Москва, 2012.

2. Якушева С.Д. Педагогический имидж современного преподавателя высшей школы. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы X междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск. 2011; Часть I.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Москва, 2018.

4. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. Опыт самоанализа. Москва: Амрита, 2017.

5. Антипкина Н.П., Рудь Н.А. Роль рекомендаций самообразования в современной психологической ситуации. Личность, семья и общество вопросы педагогики и психологии: материалы междунар. н.-п. конференции. Новосибирск, 2016; 9 (66).

6. Комаров Е. Организация, психология и технологии неповторимого самообразования человека. Управление центра персоналом. 2001; 4.

7. Якушева С.Д. Самообразование и самовоспитание в развитии личности педагога. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: материалы I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Новосибирск, 2010; Часть IV.

8. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Москва, 2017.

9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. Москва, 2017.

10. Колпакова Н.В. Реализация деятельностного подхода в обучении как попытки профессионального саморазвития. Личность, семья и общество: главные вопросы педагогики и психологии: сборник статей. Новосибирск, 2012.

References

1. Asmolov A.G. Psihologiya lichnosti: Principy psihol. Analiza. Moskva, 2012.

2. Yakusheva S.D. Pedagogicheskij imidzh sovremennogo prepodavatelya vysshej shkoly. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki ipsihologii: materialy X mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Novosibirsk. 2011; Chast' I.

3. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. Moskva, 2018.

4. Amonashvili Sh.A. Kak lyubit' detej. Opyt samoanaliza. Moskva: Amrita, 2017.

5. Antipkina N.P., Rud' N.A. Rol' rekomendacij samoobrazovaniya v sovremennoj psihologicheskoj situacii. Lichnost', sem'ya i obschestvo voprosy pedagogiki i psihologii: materialy mezhdunar. n.-p. konferencii. Novosibirsk, 2016; 9 (66).

6. Komarov E. Organizaciya, psihologiya i tehnologii nepovtorimogo samoobrazovaniya cheloveka. Upravlenie centra personalom. 2001; 4.

7. Yakusheva S.D. Samoobrazovanie i samovospitanie v razvitii lichnosti pedagoga. Lichnost', sem'ya i obschestvo: voprosy pedagogiki i psihologii: materialy I mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 1. Novosibirsk, 2010; Chasf IV.

8. Suhomlinskij V.A. Roditel'skaya pedagogika. Moskva, 2017.

9. Suhomlinskij V.A. Rozhdenie grazhdanina. Moskva, 2017.

10. Kolpakova N.V. Realizaciya deyatel'nostnogo podhoda v obuchenii kak popytki professional'nogo samorazvitiya. Lichnost', sem'ya i obschestvo: glavnye voprosy pedagogiki i psihologii: sbornik statej. Novosibirsk, 2012.

Статья поступила в редакцию 19.11.18

УДК 37.013.43:373(470+571)»2001/2018»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Zhernosenko I.A., Cand. of Cultural Studies, senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

ETHNIC AND CULTURAL BASIC PRINCIPLES OF BECOMING OF RUSSIAN EDUCATION IN THE TRANSIENT PERIOD. The paper considers an issue of overcoming civilizational break in the epoch of post-modernism between real historical and cultural processes that run in the today's society and a necessity in preservation of cultural identity of indigenous peoples that live in Russia. Deep inner contradictions triggered by above-mentioned processes should be put in focus of public attention to get a valid educational model. The author offers to discuss a cultural model of school education which helps to get well-educated, creative, and ethnically developed personality as an effective mechanism to solve the problem. The author's research methodology bases on principles of synergetics paradigm that lets to bring to light some mechanisms of social self-organization and to define methods for their functioning in the school system.

I(ey words: education system, ethnos, synergetics, transient period, post-modernism in philosophy, late philosophical modernity.

И.А. Жерносенко, канд. культурологии, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНУЮ ЭПОХУ

В статье раскрывается проблема преодоления цивилизационного разрыва, возникшего в эпоху постмодерна между объективно складывающимися историко-культурными процессами современного общества и потребностью сохранения культурной идентичности коренных народов России. Порожденные названными процессами глубокие внутренние противоречия требуют пристального внимания общества и становления адекватной образовательной модели. Эффективным механизмом решения обозначенной проблемы автору представляется культуротворческая модель школьного образования, способствующая становлению современной образованной, креативной, ценностно-сформированной личности, идентичной собственной культуре, нацеленной на сохранение и развитие ее ценностей. Методологическая основа исследования базируется на принципах синергетической парадигмы, позволяющей выявить механизмы социальной самоорганизации, и определить способы их функционирования в системе образования.

Ключевые слова: образование, этнос, синергетика, переходный период, постмодернизм.

Всеобщий характер переходных процессов, охвативших в современной России все системные уровни Бытия, обусловил высокую потребность общества в осмыслении сложившейся ситуации и моделировании будущего по всем направлениям социокультурного развития. В трудах современных культурологов «переходный период» рассматривается как особая фаза историко-культурного развития, осуществляющая выход культуры на новый уровень организации и позволяющая снять ее внутрисистемные противоречия. Осознать закономерности этого перехода возможно лишь при условии использования всеобщих методов, характеризующих процессы саморазвития любых сложных и сверхсложных систем, а значит - относящихся и к развитию общества и культуры. Поэтому основные положения разворачивания социокультурных процессов наиболее адекватно формулируются в русле синергетической методологии, учитывающей их нелинейную самоорганизующуюся природу.

Понятие синергетика, возникшее в естественных науках в качестве обозначения согласованного взаимодействия, как отдельных элементов живых систем, так и большого числа подсистем, сложно взаимодействующих между собой (Ч. Шеррингтон, Г Хакен), быстро вышло за пределы естественнонаучной сферы и стало широко внедряться в сфере гуманитарной, развивая её мировоззренческий аспект. Исследователь культуры Постмодернизма О.В. Иванова приходит к выводу о том, что «Обретение синергетическим подходом парадигмального масштаба объясняется тем, что во второй половине ХХ века ученым пришлось иметь дело с целостными, сложными и сверхсложными системами, которые оказались

доступными пониманию, преобразованию, управлению, проектированию именно в своей целостности... Синергетика уже сейчас связывает своим вниманием практически любые области и проблемы культуры: от фундаментальных онтологических, культурологических, гносеологических концепций до самых узкоспециальных вопросов» [1, с. 37]. Язык синергетики оказался способным «конвертировать» языки различных областей знания. И этот его интегративный потенциал, исключающий противопоставление методов и позволяющий привлекать знания из разных областей культуры, отмечается как весьма продуктивный многими исследователями синергетики. Уже сейчас достаточно широко распространено использование интегративной функции синергетики, причем, как для выявления инвариантных, так и уникальных характеристик конкретных культурных явлений.

В переходные периоды историко-культурного развития возрастает необходимость осмысления происходящих процессов, синтезирования и переработки прошлого опыта с целью построения будущей культуры; прогнозирование будущего становится насущной потребностью, а не простым любопытством. Время требует все более и более сознательного движения вперед в нашем развитии и оценке современности относительно прошлого и возможного будущего. Для выстраивания моделей и стратегий культурного развития, отвечающих условиям современной научной парадигмы, ключевую роль играют общеметодологические исследования, основанные на синергетических принципах и системном подходе, таких авторов, как Е.Н. Князева, С.П. Пригожин, В.В. Василькова, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Н.Н. Моисеев, А.И. Уемов и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.