Научная статья на тему 'Оценка уровня обслуживания населения и качества жизни: теоретические и методические аспекты'

Оценка уровня обслуживания населения и качества жизни: теоретические и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
479
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД (ВНД) / КАЧЕСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ИЧР) / ДОЛГОЛЕТИЕ / ОБСЛУЖИВАНИЕ / ЖИЗНЬ / GROSS NATIONAL INCOME (GNI) / HUMAN DEVELOPMENT INDEX (HDI) / QUALITY / EDUCATION / LONGEVITY / LIFE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарбузов Владимир Фёдорович

Рассмотрены пути повышения эффективности жизни, даны анализ, выявление тенденций и определение направлений развития страны, обеспечивающих уверенный рост экономики, необходимый для достижения достойного уровня обслуживания и качества жизни граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the level of services and quality of life: theoretical and methodological aspects

Discussed ways to improve life, analysis, identification of trends and directions of development of the country to ensure steady economic growth needed to achieve a decent standard of service and quality of life of citizens.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня обслуживания населения и качества жизни: теоретические и методические аспекты»

В любом случае (вне зависимости от планируемых преобразований) необходимо особое внимание уделить прогнозу изменения социально-экономической ситуации, обоснованным приоритетам развития.

В целом представленный подход к

реструктуризации муниципальных образований должен привести к решению общественно значимой задачи выравнивания территорий по их бюджетной обеспеченности как в бюджетном плане, так и в плане привлечения внебюджетных источников развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации». М.: Книга сервис, 2004.

2. Camevale Raffaele. Tax Collection Takes Stage in European Local Government Rating. Standard & Poor's Credit Week, April 11, 2001.

3. Русский гуманитарный Интернет-университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: //

http://www.i-u.ru/biblio/arhiv/books/municupr/5.asp /(дата обращения 05.02.12).

4. Лауринмяки Ю, Линкола Т., Прятта К. Местное и региональное управление в Финляндии. Союз местных органов самоуправления Финляндии. М.: Знание, 1996.

5. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 // Собр. законодательства РФ. 1998. № 36. ст. 4466.

6. Коски А. Укрупнение муниципальных образований: опыт Финляндии / А. Коски // Практика муниципального управления. 2012. № 8. С. 74-80.

7. Пакшенкова С.В. Опыт укрупнения муниципальных образований в российской и зарубежной практике //Известия Алтайского государственного университета. 2010. №2-1 (66). С. 272-276 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2010/2-1/econ/13.ru.html(03.4.12).

8. Бахрах Д.Н. Административное право для вузов. М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОР-МА-ИНФРА М), 2002.

9. Лубашев Е.А. Социально-экономическое развитие российских регионов: экономика, управление, ор-

ганизация. Монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2009.

УДК 330.59 : 330.55 ББК 60.56 + 65.012.2

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

В.Ф. Гарбузов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В настоящее время, когда исходящие из РФ финансовые потоки превышают входящие финансовые потоки, обострилась ситуация с утечкой высококвалифицированных кадров из страны, а для существенного увеличения средней заработной платы (до 2500-2700 USD/мес.) и валового внутреннего продукта (ВВП) по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения до 20-30 тыс. долларов США в год (USD/год) в относительно короткий промежуток времени, например, до 2020 г., необходимо существенно повысить производительность

труда (в 1,5-2,5 раза), для чего необходимо привлечь новые технику и технологии, а также инвестиции, для притока которых нужна стабильность и положительные тенденции развития общества и государства в целом, наличие или отсутствие которых оценивается, в том числе, с помощью различных показателей (индикаторов). Так, например, в [1] отмечается «... образованные люди, а главное, молодежь, предпочитают эмигрировать. По результатам исследований ВЦИОМ, 40% опрошенных молодых россиян в возрасте от 18 до 24 лет мечтают о том,

чтобы уехать из страны и жить за границей. Причем большинство из них - молодые биологи, физики и математики. По их словам, в России им больше всего мешает «коррупция и непродуктивность российской судебной системы», препятствующие профессиональному развитию. По официальным данным, за последние три года из России уехали более 1,2 миллиона человек, 40% из них - люди с высшим образованием. Эксперты признают, что изменение социальной политики может потребовать увеличения бюджетных расходов».

Воздействие государства на развитие человека получило новый импульс за последние 20-40 лет. Новейшие технологические, экономические и социальные тенденции в процессе формирования постиндустриального общества выдвигают человека в центр происходящих трансформаций как их первостепенное условие и конечную цель. В том же русле действует глобализация: исход все более интенсивной и многообразной по формам конкурентной борьбы на мировых рынках для производителей товаров и услуг и для национальных государств в возрастающей степени зависит от качества человеческого потенциала. В результате существенно увеличивается нагрузка на государство, поскольку стратегические факторы развития экономики и самого человека - научное знание, уровень и качество образования, состояние здоровья и культурный рост населения, охрана природной среды и т.д. - в той или иной мере формируются в рамках общественного сектора. В целом за четыре последних десятилетия расширение экономической мощи государства в развитых странах более чем наполовину связано с приростом расходов на развитие человеческих ресурсов. Задача развития человеческого потенциала может формироваться как ключевая государственная задача модернизации - образования, культуры, здравоохранения, науки, которые рассматриваются, в первую очередь, как секторы капитализации человеческого потенциала территорий, с учетом того, что ни в коем случае нельзя оставлять без внимания

повышение уровня жизни, и это подтверждает актуальность данного исследования. Если подойти к проблеме повышения качества жизни с точки зрения развития сервиса и провести анализ влияния различных факторов на ее эффективность, то неизбежен вывод о том, что уровень обслуживания населения со стороны государства и его органов управления на различных уровнях, а также бизнеса и общества напрямую влияет на показатель качества жизни населения стран. Чем выше уровень услуг здравоохранения, тем, в конечном счете, выше средняя продолжительность жизни в стране. С другой стороны, чем выше уровень услуг в области образования и чем более качественно оказываются эти услуги на всех уровнях образования, длительность которого должна увеличиваться за счет более раннего начала этого процесса, тем будет выше индекс, которым сегодня оперируют в мире для оценки уровня образования, и, наконец, чем выше квалификация кадров работающих в различных отраслях, тем выше производительность труда и заработная плата персонала предприятий и организаций, а значит больше валовой национальный доход на душу населения по ППС. Человеческий потенциал сегодня предполагает умение ставить сложные, рекордные цели и задачи, готовность к использованию современных методов, средств и технологий, а значит, его развитию в России будет способствовать реализация проектов, направленных на подъем экономической мощи государства, улучшение образования, укрепление здоровья населения и значительное увеличение уровня жизни, что особенно актуально и злободневно. На сегодняшний день, опубликовано [2] множество интересных и содержательных работ, посвященных исследованию качества жизни, однако в этих работах не анализируется влияние отдельных факторов на данный интегральный показатель и, кроме того, с каждым годом появляется необходимость определенных корректировок и уточнений намеченных планов и путей развития, тем более, что меняются и сами ме-

тодики оценки.

Целью исследования является выявление характера, особенностей и весомости составляющих индекса человеческого развития России и обоснование путей увеличения эффективности достижения некоторых намеченных стратегических целей развития страны в направлении улучшения качества жизни граждан. Для достижения поставленной цели потребовалось решить некоторые задачи: дать характеристику индекса человеческого развития (ИЧР), определить возможную область применения и границы использования индекса, применительно к РФ и миру в целом; обосновать направления изменения основных компонентов ИЧР; разработать и обосновать рекомендации в области развития отдельного человека и населения России в целом. Объектом исследования является РФ и ее население на период предшествовавшего и предстоящего десятилетия, а предметом исследования - ИЧР России и других стран мира, его динамика и поиск путей роста. В статье были использованы издания Организации Объединенных Наций, в первую очередь доклады ООН о развитии человека и статистические сведения, некоторые Указы Президента РФ [3], а также материалы отечественных СМИ [1, 4] и данные исследований, приведенных в [5]. Наиболее значительные результаты исследования состоят в следующем: выявлена роль основных компонентов ИЧР в формировании индекса, а также место данного индекса в стратегии развития государства и общества; показано, что за указанный период ИЧР изменяется (до 0,755 в 2011 г. с ежегодными темпами роста 0,81 до 2022 г.), что не соответствует потенциалу РФ и указывает на необходимость увеличения темпов роста ИЧР в 2,5 раза.

Проблема выбора и обоснования показателей, определяющих качество жизни населения, возникла в начале XX века, и к середине 80-ых годов появился первый интегральный количественный показатель и метод его расчета, разработанный, в ходе реализации «Программы развития ООН» (ПРООН) для проведения сравни-

тельного анализа уровня качества жизни в страновом аспекте и определении места каждой из стран в мировой классификации. Таким образом, появился новый критерий - индекс развития человеческого потенциала, а позднее (с 2010 г.) ИЧР. Такой подход пришел на смену классических теорий экономического развития, в которых традиционные концепции экономического роста базировались на показателе ВВП, тогда как методика расчета ИЧР ориентирована на повышение качества жизни людей и увеличение возможностей человека в различных областях жизнедеятельности, с учетом как валового национального дохода (ВНД) на душу населения по ППС в USD (в USD), так и показателей, характеризующих здоровье и образование. Таким образом, именно человек и все, что связано с его развитием и существованием, в том числе и экономика, стал центром внимания и различных исследований.

На данный момент (на 2011 г.) ИЧР рассчитывается для 187 стран и подразделяется на четыре группы. Методология расчета ИЧР постоянно уточняется и совершенствуется. Наибольшие трудности связаны с необходимостью получения сравнимых показателей при отсутствии необходимой статистики и других сведений. ИЧР может принимать значения от 0 до 1 и является сложным комплексным показателем, причем низкие показатели по одной его составляющей не могут быть компенсированы хорошими показателями по другой. Например, низкие индикаторы средней ожидаемой продолжительности жизни не могут быть компенсированы высоким уровнем образования; или высокий уровень благосостояния не может компенсировать низкие показатели образования, так как и в том и в другом случае ИЧР будет ниже ожидаемого. Этот индекс используется для ранжирования стран и сопоставления рейтинга стран с ВНД на душу населения, причем если рейтинг по ИЧР выше, чем по среднедушевому ВНД, то это свидетельствует о большей ориентированности экономики на развитие человека. Независимо от экономического уровня развития, к стра-

нам от I по IV группы относятся те, где ИЧР и его компоненты находятся в указанных в последующих таблицах диапазонах изменения. Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни показывает приоритетность формирования и финансирования тех или иных программ развития на национальном и международном уровнях. Некоторые страны и их место в рейтинге стран за 2011 г. представлено в таблицах. В настоящее время используется множество показателей, с помощью которых оценивается жизнь человека и ее уровень. Часть таких показателей имеет очень широкое распространение и зарекомендовала себя положительно в течение ряда лет, а другие менее известны и редко используются. Однако в общем случае можно выделить среди этого множества две группы: частные (локальные) и обобщенные (интегральные или глобальные) показатели. Так, например, к основным показателям уровня жизни населения [3] относятся: денежные доходы населения; соотношение денежных доходов населения и величины бюджета прожиточного минимума (БПМ); удельный вес затрат на питание в доходах населения; заработная плата, формы и виды оплаты труда; моральные и материальные стимулы коллективов и работников; развитие фонда материального поощрения (премирование, вознаграждение, материальная помощь); размер фонда развития производства; часть фондов экономического стимулирования, передаваемая для долевого финансирования строительства и других мероприятий, проводимых по территориальным планам; доля населения, имеющего доход ниже прожиточного потребительского бюджета; уровень абсолютной бедности; уровень относительной бедности; соотношение темпов роста фиксированных доходов и средней заработной платы; уровень социальноэкономической дифференциации («индекс Джини»); питание, включая уровень питания населения (ккал, в среднем на душу населения), в том числе суточное потребление белков (граммы, в среднем на душу населения в сутки). Степень

объективности и достоверности применения частных показателей не всегда неоспорима.

Проведенный [5] рейтинг значимости учитывает, например, ранг и место для каждого из таких 19-ти субъективных составляющих качества жизни населения, как: здоровье ( 3,05 / 1 ), уровень доходов ( 4,35 / 2 ), семейное счастье (5,39/3), жилищные условия (5,54/4), уровень и качество образования (8,86/5), душевный комфорт (8,93/6), независимость и свобода (9,16/7), уважение окружающих (9,48/8), гарантии занятости (9,60/9), качество медицинского обслуживания (10,15/10), уверенность в будущем (10,32/11), защищенность от преступных посягательств (10,63/12), экологическая обстановка (10,76/13), мир и согласие в обществе (11,97/14), досуг и отдых (12,87/15), благоустроенность населенного пункта (13,55/16), власть (14,64/17), религиозные убеждения (15,44/18), национальные интересы страны и региона (15,68/19), причем в скобках после каждого показателя указана дробь, где в числителе стоит средний ранг (от 1 до 19), а в знаменателе - занятое показателем место.

Исследования уровня и качества жизни в Швеции, например, были впервые начаты проф. С. Юханссоном (SJohansson) в 1970 г. [5, с.245-246], подразумевали под уровнем жизни «ресурсы, которые могут выражаться в деньгах, имуществе (собственности), знаниях, психической и физической энергии, социальных отношениях, безопасности, с помощью которых люди могут контролировать и сознательно управлять условиями своей жизни».

Индекс человеческого развития, как следует из [2], - комбинированный индекс, измеряющий среднюю величину достижений в трех основных измерениях человеческого развития: здоровья и долголетия, знаний и достойных условий жизни. Ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) при рождении: количество лет, которое может прожить новорожденный младенец, если существующие на момент его рождения преобладающие

тенденции в области показателей смертности для конкретных возрастных групп останутся без изменений на протяжении всей его жизни. Средняя продолжительность обучения (СПО): среднее количество лет образования, полученное лицами в возрасте 26 лет и старше в течение жизни, основанное на показателе образовательного уровня населения, пересчитанном в количество лет обучения на основе теоретической продолжительности каждого уровня полученного образования. Ожидаемая продолжительность обучения (ОПО): количество лет образования, которое, как ожидается, может получить ребенок, достигший официально установленного возраста поступления в школу, если в течение его жизни сохранятся преобладающие тенденции в области показателей охвата населения образованием. Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения: совокупный доход экономики, полученный в ходе производства и владения факторами производства, минус плата за пользование факторами производства, принадлежащими остальному миру, конвертированный в международные доллары с использованием показателей ППС и разделенный на численность населения по состоянию на середину года. При этом ВНД и его удельное значение характеризует состояние и развитие экономики и позволяет разрабатывать основные направления социально-экономической политики, а удельное значение ВНД позволяет оценить уровень жизни населения, т.к. учитывает доходы населения и определяется как сумма конечного потребления домашних хозяйств, полученная в конкретной стране как результат ее экономической деятельности [3].

В рамках исследования проблем качества жизни, проводимого Шведским институтом социальных исследований (SOFI), впоследствии присоединенным к Стокгольмскому университету, который стал заниматься изучением проблем благополучия населения, было предложено включить в него шесть «ресурсных компонентов» и три «компонента потребления». К ресурсным компонентам отнесли

следующие показатели: здоровье, работа, образование, экономический ресурс, социальный ресурс (семья и социальное окружение). К компонентам потребления отнесли показатели состава питания, жилищной обеспеченности и возможностей использования свободного времени. В последние годы стали исследовать новые компоненты качества жизни, а именно безопасность (спокойствие) личности, защищенность (например, при кражах, травмах, насилии), а также доступ к необходимым коммуникациям. В настоящее время ученые Швеции предложили при исследовании уровня жизни оценивать девять важнейших социальных областей, которые человек «встречает в течение жизненного цикла и проблемы которых требуется разрешать в любом обществе»: здоровье и доступ к лечению; занятость и условия работы; экономические ресурсы и защита потребления; знания и возможности образования; семья и социальные отношения; жилье и бытовой сервис; рекреация и культура; безопасность жизни и собственности (имущество); политический ресурс.

Интегральные показатели уровня жизни определяются на базе различного набора частных индикаторов, которые выделяют те или иные сферы жизнедеятельности человека и общества. Зачастую это набор показателей, характеризующих: демографическую ситуацию; состояние сферы образования; состояние сферы здравоохранения; состояние социальной защиты населения; состояние сферы культуры и отдыха; жилищные условия населения страны; экономическое развитие.

Так, например, в случае расчета Happy Planet Index (HPI), частные индикаторы уровня жизни определяются на базе следующих параметров и их весовых коэффициентов: Happy Planet Index (HPI)

- суммарный индекс, выведенный по трем параметрам; Life Satisfaction (LS) -удовлетворенность граждан своим уровнем жизни; Life Expectancy (LE) - продолжительность жизни; Ecological Footprint (EF) - экологическая нагрузка - количество земли, необходимой для обес-

печения населения продуктами питания и нейтрализации отходов промышленного производства; по следующей формуле: HPI = LS х LE / EF. Однако существуют и используются и другие интегральные показатели, некоторые из которых, безусловно, заслуживают внимания. Так, например, в [5, с. 223] приводятся данные о том, что в 15-ти основных методиках по оценке уровня жизни количество используемых в них основных показателей от 3-ёх до 16-ти, а дополнительных доходит в некоторых случаях до 150^167-ми. Часть показателей применяется в различных методиках, так, например, такие показатели, как здравоохранение и образование

- в 15-ти методиках, а экономические условия (ВВП) - в 9-ти, поэтому не случайно оценка качества жизни производится на их основе.

Интегральными индексами (composite indices) называют те, которые позволяют вместить в одну шкалу несколько показателей, выявляющих различия по исследуемым объектам с разных сторон, с позиций разных методик. В теории человеческого развития и других смежных областях экономики используют такие интегральные показатели, как индексы качества жизни, гендерного неравенства, бедности, здоровья и другие. Широко известны такие индексы, как: физического качества жизни (Physical Quality-of-Life Index, PQLI); развития с учетом неравенства полов (Gender-related Development Index, GDI); истинный показатель прогресса (Genuine Progress Indicator, GPI); план благосостояния Вандерфорда-Райли (Vanderford-Riley well-being schedule); измерение наделенности полномочиями по полам (Gender Empowerment Measure, GEM); стоимости жизни (consumer price index, CPI), или индекс потребительских цен (ИПЦ); качества жизни по версии Economist Intelligence Unit (The Economist Intelligence Unit’s quality-of-life index); «валовое национальное счастье» (ВНС), или Gross National Happiness; благосостояния (Weighted Index of Social Development - качества WISP); сравнительного счастья (Your Better Life); гендерного не-

равенства; многомерной бедности и др.

Как справедливо отмечается в [5, с.247], «...тенденции, проявляющиеся

при исследованиях качества жизни в зарубежных странах, подчеркивают сложный характер многофакторного воздействия на качество жизни и трудности целенаправленного управления этим интегральным показателем.

Необходимо стратегическое планирование всех действий, влияющих на качество жизни, их научно-методическое обеспечение и объединение усилий государства, бизнеса и гражданского общества».

Методика, принятая Программой развития ООН в конце XX века, изменилась в 2010 г. и имеет универсальную номенклатуру показателей, сведенных в один универсальный показатель, дающий четкое представление о реальном уровне качества жизни. Оценка ИЧР в этой методике выполняется в соответствии со следующим алгоритмом [2]: производятся измерения в 3-х областях: долголетие и здоровье, знания, достойный уровень жизни, для каждой из которых оцениваются необходимые показатели. Так, например, для долголетия и здоровья -ожидаемая продолжительность жизни; для знаний - СПО и ОПО; для достойного уровня жизни - в USD. Затем рассчитываются индексы измерения, для каждой из указанных 3-х областей. Например, для 1-ой - индекс продолжительности жизни (!Жизнь); для 2-ой - индекс образования (!образование) на основе индексов ОПО и СПО (¡опо и ¡спо); для 3-й - индекс в USD (1Доход), на основе которых оценивается ИЧР - 1ичР как среднее геометрическое найденных значений указанных 3-х индексов. Расчт ИЧР проводится в два этапа, на 1-ом из которых осуществляется формирование индексов по измерениям, а для преобразования показателей в индексы со шкалой от 0 до 1 устанавливаются минимальное и максимальное значения (или целевые ориентиры). Максимальные значения присваиваются фактически наблюдаемым наивысшим значениям во временном ряду

1980-2011, а минимальные могут быть задуманы как минимально допустимые величины. Установлены следующие минимальные значения: для ожидаемой продолжительности жизни при рождении - 20 лет, для обеих переменных в области образования - 0 лет и для в USD -USD 100. Низкое значение, установленное для показателя дохода, может быть оправдано, если принять во внимание не учитываемый в официальной статистике значительный объем натурального и не-

рыночного производства в экономиках, близких к минимальному уровню. Значения показателей представлены в табл. 1. После определения минимального и максимального значений расчет подиндексов производится по формуле (1):

Индекс по измерению

фактич. значение - миним. значение

максим. значение - миним. значение

(1).

Для сферы образования уравнение (1) применяется к обоим субкомпонентам,

Таблица1. Целевые ориентиры для расчета ИЧР, используемые

Показатели Наблюдаемый максимум Минимум

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 83,4 (Япония, 2011) 20,0

Средняя продолжительность обучения 13,1 (Чешская Республика, 2005) 0

Ожидаемая продолжительность обучения 18,0 (максимальный показатель) 0

Сводный индекс образования 0,978 (Новая Зеландия, 2010) 0

Валовой национальный доход на душу населения (в долл. США по ППС) 107 721 (Катар, 2011) 100

затем рассчитывается среднее геометрическое результирующих индексов, и, наконец, уравнение (1) вновь применяется к среднему геометрическому индексов; при этом в качестве минимального значения используется 0, а в качестве максимального - наибольшее среднее геометрическое результирующих индексов за рассматриваемый период. Это аналогично применению уравнения (1) непосредственно к среднему геометрическому этих двух субкомпонентов. Для определения индекса дохода используются натураль-

ные логарифмы от фактических минимального и максимального значений.

На этапе 2 выполняется агрегирование подындексов для расчета ИЧР как среднее геометрическое трех индексов измерений, оценка которого производится по формуле (2):

¡ИЧР = ( Д I Жизнь " ^Образование ' 1Доход ) (2).

В качестве примера приведем в табл. 2 расчет ИЧР для Российской Федерации за 2011 г. по методике, представленной в [2].

Таблица 2. Расчет ИЧР для РФ за 2011 г.

Показатель Значение

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (годы) 68,8

Средняя продолжительность обучения (годы) 9,8

Ожидаемая продолжительность обучения (годы) 14,1

Валовой национальный доход на душу населения (в долл. США по ППС) 14561

ИЧР для Российская Федерация за 2011 г. 0,755

Примечание (последовательность этапов расчёта ИЧР для России в 2011 г. представлена в пунктах а ^ е): 68,8-20 9,8-0 14,1-0 а) 1Жизнь = —^ = 0,76971609; б) 1СПО = — = 0,7480916; в) 1ОПО = —1 = 0,783333; > ж™ 83,4-20 ’ ’ ’ СПО 13, 1 - 0 ’ ’ ’ ОПО 18- 0 чт л/0,7480916- 0,783333-0 _ л чт _ 1п14561-1п100 _ 10,713292-4,6052 г) 0,978 - 0 = 0,7о272975; д) :Доход = ¿П1 о 772 1 - ^100 = 11, 5823 583-4,6052 0,71338287; е) 1ИЧР = Д0, 76971609 • 0,78272975 • 0,7 1 3 3 8 2 8 7 = 0,754666 ~ 0,755.

ИЧР достигнет 0,7894, т.е. увеличится на 4,57 % при условии, что изменится только индекс дохода (с учетом роста в ШБ до ШБ 30000, т.е. роста в 2,06 раза).

Если обеспечить до 2022 г. среднегодовой прирост ИЧР (в %), как и за последнее десятилетие 2000-2011 г.г. [2], на уровне, среднем по отношению к Таджикистану (1,30), Индии (1,56) или Китаю (1,43), то получится, что РФ следует выдерживать его не ниже 1,43, как и у Китая, а не 0,81 (как в РФ 2011 г), как следует из [2]. Конечно, это будет намного ниже, чем в Афганистане (5,10), но все же выше, чем в Казахстане (1,15) или на Кубе (1,19), не говоря уже о Германии (0,43) или Бразилии (0,69). Однако такой показатель среднегодового прироста ИЧР, как 1,43 % даст возможность увеличить ИЧР в нашей стране за 10 лет лишь до 0,863, а не 0,905 как у Германии в 2011 г., но к 2022 г. в этой стране будет (если исходить из того, что сохранится среднегодовой прирост ИЧР, равный 0,43 %) достигнут показатель ИЧР, равный 0,944. Т.о., для того чтобы достичь ожидаемый уровень ИЧР (как, например, в Германии) наша страна должна к 2022 г. обеспечить ежегодный прирост ИЧР в 2,502 % , что даст возможность достичь того же ожидаемого (прогнозируемого) значения ИЧР, а именно 0,944. Для справки, в 2011 г. в Норвегии, занявшей первое в рейтинге стран место, ИЧР равен 0,943. Если же исходить из ожидаемых 4,4 % ежегодного роста в ИББ [4], то получится, что величина в ИББ (если считать, что она равна в 2011г. ИББ 14561, как следует из [2] «по данным 2005 г.»), должна составить не менее ШБ 20967,84.

В [4] 13.04.2012 г. представлены сценарии развития России до 2030 года, предлагаемые Министерством экономи-

ческого развития, причем в одном из них (инновационном) прогнозируются среднегодовые темпы роста в 2011-2030 годах на уровне 4,4 %, в результате чего экономика России переместится с шестого места на пятое по размерам и к 2021 году обойдет Германию. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2011-2030 годах будут на уровне 4,4 %. В сценарии форсированного роста, предполагаются средние темпы роста ВВП 4,2 %, а в энергосырьевом сценарии роста - темпы роста ВВП не превысят 3,6 % до 2030 года. Доходы населения и экономика к 2030 году вырастут в 2 раза, а доля России в мировом ВВП составит 3-3,1%.

Предположим, как изменится ОПЖ к 2020 г. Известно, что в 2005 г. ОПЖ - в РФ - 65,3 года, а в 2011 г. - 68,8 лет, откуда можно определить, что за 6 лет ОПЖ выросла на 3,5 года, т.е. ее изменение равно 0,89 %/год, а это значит, что если ОПЖ будет расти с такой же интенсивностью, то к 2022 г. она достигнет в нашей стране величины 74,92 года. В то же время известно, что в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) она в среднем в 20102011гг. составляет 75 лет, а по данным [2] в среднем в странах I группы она равна 80 годам при в USD - USD 33352 . Вместе с тем в 2007 г. в Германии ОПЖ составила 79,8 года при ВНД по ППС на душу населения в долларах США - USD 34401. В связи с этим можно предположить, что при USD - USD 30000, который будет достигнут в РФ [4] к 2022 г., наш прогноз будет верен и можно ожидать достижения этой величины (ОПЖ), равной 80 годам. Для определения оценочных для расчета ИЧР значений целесообразно воспользоваться данными, сформированными на основе сведений [2], в табл. 3 -4.

Таблица З.Значения ИЧР в России и других странах в 2011г.

Страна Норвегия « <с США Германия Швеция & £ О 03 а Япония Франция Индия Россия Бразилия Китай

ИЧР (место) 0,943 (1) 0,929 (2) 0,910 (4) 0,905 (9) 0,904 (10) 0,903 (11) 0,901 (12) 0,884 (20) 0,547 (134) 0,755 (66) 0,718 (84) 0,687 (101)

Тогда при условии достижения ОПЖ мой продолжительности обучения и об-

в РФ 80-ти лет наши расчеты (с учетом разования за предстоящие 10 лет) позво-

того, что не изменится индекс средней ляют получить ИЧР в РФ, равный

продолжительности обучения, ожидае-

Таблица 4. Классификация стран мира по уровню ИЧР и его компонентов на 2011 г.

Классификация ИЧР, % ОПЖ, лет ВНД на д. н. по ППС в и8Б

Диапазон в среднем Диапазон в среднем Диапазон в среднем

I (1 - 47) 0,943 - 0,793 0,889 83,4 - 73,2 80,0 107721 - 13329 33352

4 8 - 4) 0,783 - 0,698 0,741 79,1 - 67,0 73,1 23274 - 4186 11579

III (95 - 141) 0,698 - 0,522 0,630 76,8 - 48,7 69,7 17608 - 1584 5276

IV (142 - 187) 0,510 - 0,286 0,456 68,9 -47,8 58,7 4874 - 265 1585

Мир в целом (1-187) 0,943 - 0,286 0,682 83,4 - 47,8 69,8 107721 - 265 10082

Примечание:

1. В 1-ом столбце приводится классификация стран мира по уровню человеческого развития (УЧР), где римскими цифрами обозначены 4 группы стран мира (I - страны с очень высоким УЧР; II - страны с высоким УЧР; III -страны со средним УЧР; IV - страны с низким УЧР; причем после цифры в круглых скобках указывается место в

рейтинге, занимаемое странами в данной группе).

2. Классификации ИЧР являются относительными, основанными на квартилях распределения ИЧР между странами, и указывают на очень высокий, высокий, средний и низкий уровни ИЧР, с учетом того, что расчет, результаты которого представлены в [3], производится по 187 странам.

3. В 3-м столбце приводится ожидаемая продолжительность жизни при рождении (в годах).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

__________4. В 4-м столбце приводится ВНД на душу населения (д. н.) в год по ППС в долларах США._______

0,846 (при этом определены следующие значения индексов: Гжизнь = 0,9464; Ьэпо = 0,7833; ¡СПО = 0,7481; Образование = 0,7827; !доход = 0,8169; !ичр = 0,8458 ~ 0,846).

Однако если прогноз по уровню образования выполнить, базируясь на сведениях, представленных в табл. 3-4, то можно предположить, что ожидаемый рост ВНД на д. н. в год по ППС в долларах США к 2022 г., может обеспечить, с определенной вероятностью, достижения Опо (при СПО =10,3 года) и Ьпо (при ОПО =16,8 лет), как в Финляндии, занимающей 22 место в рейтинге стран 2011 г. [2] при в ИББ - ИББ 32438), и тогда получим, что ИЧР = 0,8781 ~ 0,878 , что существенно ниже ИЧР Германии (при этом определены следующие значения индексов: Гжизнь = 0,9464; Опо = 0,9333;

ОПО = 0,7863; Образование = 0,8759; ¡Доход _

0,8169; !тР = 0,8781 ~ 0,878). Однако если ориентироваться на прогноз, приведенный в [4], то экономика России к 2022

году обгонит Германию. Вместе с тем ее в ШБ равный в 2011 г. ШБ 34854, с учётом ежегодных темпов роста, например, в 2,5 % достигнет в 2022 г. значения этого показателя в размере ИББ 43570, тогда !доход = 0,8702, для которого получим !вдР = 0,8968 ~ 0,897 , что существенно выше показателя ^р = 0,878, но ниже нашего желаемого целевого ориентира. Значит, необходимо увеличивать либо индекс дохода (при ВНД^с' в ИББ до ИББ 51240) и тогда можно (при тех же остальных параметрах) получить =

0,8936 и ^р = 0,905, либо искать иные пути увеличения качества жизни. Однако, следует учитывать, что если тД'ПС'в ИББ достигает к 2022г. ИББ 43570, то обеспечить рост ИЧР до 0,933 можно только в том случае, если показатели СПО обучения и ОПО и в РФ в 2022 г. будут как и в Австралии в 2011 г., т.е. 12,8 и 18 лет, соответственно. Тогда, этот

вариант развития позволяет получить ИЧР в РФ равный 0,933 (при этом, определены следующие значения индексов: !жизнь = 0,9464; Опо = 1,0; Опо = 0,9771;

Образование = 0,9885; 1доход = 0,8702; 1иЧР _

0,933).

Проведенные расчеты показали, что изменение (увеличение): 1) в ШБ на

150% (увеличение в 1,5 раза) приводит к росту ИЧР на 5,72 % (при росте на 18,4 %); 2) ОПЖ на 16,28 % (от 68,8 лет в 2011 г. до 80 лет к 2022 г.) приводит к росту ИЧР на 9,12 % (при росте !Жизнь на 22,95 %); 3) СПО на 30,61 % приводит к росту ИЧР на 4,55 % (при росте: 0ПО на 30,63 % и Образование на 14,29 %); 4) ОПО на26,66 % приводит к росту ИЧР на 4,15 % (при росте: ОпО на 27,71 % и Образование на 12,99 %). Т.о. можно делать вывод о том, что в условиях России увеличение значений показателей, влияющих на факторы (в ШБ / ОПЖ / СПО / ОПО), определяющие величину такого интегрального показателя, как ИЧР на 1%, приводит к его росту на 0,0381 / 0,56020 / 0,14864 / 0,15566 %, соответственно. Это означает, что самым весомым, по степени его влияния на ИЧР, является ОПЖ, 2-м по значимости - ОПО, 3-м - СПО и наименьший вес имеет 4-й -в ШБ, правда, между указанными показателями существует определенная корреляционная зависимость, которая пока не учтена.

Новые целевые ориентиры после вступления в должность поставил перед Правительством РФ, всей страной и каждым ее гражданином Президент РФ, В.В.Путин [3] в своих Указах: «О долгосрочной государственной экономической политике» (от 07.05.2012); «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (от

07.05.2012); «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повыше-

нию качества жилищно-коммунальных услуг» (от 09.05.2012) ; «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (от 07.05.2012); «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (от

07.05.2012). В этих документах наряду с важнейшими социально-экономическими задачами говорится, в частности, и о достижении средней продолжительности жизни в РФ к 2018 г. 74 лет, и о создании условий ее (цели) безусловного достижения. Вместе с тем это означает, что в указанный временной промежуток будут достигнуты среднегодовые темпы роста ОПЖ, равной 0,743 года, и при условии их сохранения до 2022 г ., в стране будет получена ОПЖ в размере 76,3 года к 2022 г. Вместе с тем при обеспечении поставленных в этих Указах целей и реализации данных Правительству РФ поручений, можно предположить, что страна добьется обеспечения СПО и ОПО в размере не ниже 13 и 17 лет соответственно. Обеспечению их достижения должно способствовать выполнение таких показателей в области образования, как [3]: достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет; увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 -75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и др.

При условии обеспечения в стране таких показателей ИЧР вырастет к 2022 г. до 0,895484 при следующих значениях составляющих компонентов, полученных в результате проведенных исследований и расчетов и приведенных в табл. 5:

Таблица 5.Результаты расчета ИЧР для условий РФ в 2011 и 2022 гг.

Показатель Номера вариантов расчета

1 вар. 2 вар. 3 вар. 4 вар.

ОПЖ 76,3 80,0 76,3 80,0

^-Жизнь 0,88801 0,94637 0,88801 0,94637

СПО 9,8 9,8 13,0 13,0

^ПО 0,74809 0,74809 0,99237 0,99237

ОПО 14,1 14,1 17,0 17,0

Ъпо 0,78333 0,78333 0,94444 0,94444

1-Образование 0,78773 0,78773 0,98989 0,98989

1-Доход 0,8169 0,8169 0,8169 0,8169

^ЧР 0,82983 0,84762 0,89548 0,91468

Примечание:

1. Во всех 4-х вар. ВНЩа^' в = X! = ШБ 30000; 1Доход 0,8169

2. 1-й вар. и 2 вар. отличаются только ОПЖ, при СПО и ОПО равных 9,8 и 14,1 лет. 3. 3-й вар. и 4 вар. отличаются ОПЖ, но при других СПО и ОПО: 13 и 17 лет.

^Жизнь 0,88801; IОбразование 0,989888

Iд0x0д 0,8169; что на 8 % выше значения !ИЧР 0,829828, соответствующего значениям показателей !Жизнь и Iд0x0д , но более высоким значениям !Образ0вание , т.к. этот показатель соответствует значениям СПО и ОПО не 9,8 и 14,1 лет, как в 2011 г., а 13 и 17 лет, соответственно, как ожидается в соответствии с данным прогнозом, к 2022 г.

Т.о. выполненные расчеты, прогнозы и проведенный анализ позволяют сделать вывод о том, что предложенная в [2] методика и статистика расчетов ИЧР и ее применение позволяют не только провести рейтинг стран мира, обеспечить привлечение, целевое распределение и использование финансовых потоков для

борьбы за сохранение экологии на планете, устранение неравенства, борьбу с бедностью и т.д., но и дают возможность каждой из стран оценить себя и свое место в мире «со стороны», а также наметить узкие места в развитии страны и перераспределив свои ресурсы - выправить положение, корректировать тактические и стратегические планы развития страны, а также создать более благоприятный климат для бизнеса и инвестиций, которые необходимы для дальнейших работ по развитию и совершенствованию социологии, политики, экономики страны, с целью дальнейшего повышения уровня обслуживания, качества жизни граждан и её эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. В России насчитали 23 миллиона бедняков [Электронный ресурс].иКЬ: http://news.rambler.ru ( дата обращения04.06.2011)

2. Окрепилов В.В. Менеджмент качества. В 2-ух т. Том I. СПб: Наука. 2007.

3. Доклад о человеческом развитии 2011[Электронный ресурс] . иЯЬ: http://hdr.undp.org/en/statistics (дата обращения 03.11.2011).

4. Минэкономразвития: Россия обгонит Германию к 2021 году[Электронный ресурс] .иКЬ: http://www.finmarket.ru/news (дата обращения 13.04.2012).

5. Официальный сайт Президента России. Документы. Указы Президента. иКЬ: http://www.kremlin.ru/president-rf.html (дата обращения 05.07.2012 ).

УДК 332,8 Из. 2 ББК 65.44 (4 Пск.)

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМОЙ ЖКХ

Е.С. Иванов

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005 г. Псков, Ленинградское шоссе, д.24

Коммунальная и жилищная сфера номические вопросы жизнеобеспечения

России - это многоотраслевой комплекс, городов и иных населенных мест. Этот

в котором переплелись социально-эко- комплекс включает взаимозависимые, а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.