Научная статья на тему 'Оценка уровня мобильной строительной системы'

Оценка уровня мобильной строительной системы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
891
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / СИСТЕМА / SYSTEM / ТРУДОВЫЕ / МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКИЕ / MATERIAL AND TECHNICAL RESOURCES / РЕСУРСЫ / ПЕРИОДЫ / ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЪЕКТЫ / ПЕРЕБАЗИРУЕМЫЕ / СТАЦИОНАРНЫЕ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / INTENSITY / CONSTRUCTION OF BUILDINGS / LABOUR FORCE / STAGES / ORGANISATIONS / MOVED / PERMANENT CONSTRUCTIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Олейник П.П., Бродский В.И.

В статье рассмотрены принципы и аспекты развития мобильной строительной системы, параметры характеризующие мобильность, представлены зависимости определяющие степень мобильности для различных периодов строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSING THE EXTENT OF MOBILITY OF CONSTRUCTION SHACKS ON BUILDING SITES

The present article examines the principles and aspects of interventions on construction shacks as a whole, as well as the parameters of their mobility, determines the degree of mobility of the shacks with respect to the various stages of development of the building site.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня мобильной строительной системы»

ВЕСТНИК 1/2011

ОЦЕНКА УРОВНЯ МОБИЛЬНОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ASSESSING THE EXTENT OF MOBILITY OF CONSTRUCTION SHACKS ON BUILDING SITES

П.П.Олейник, В. И.Бродский

P.P. Oleynick, V.I.Brodsky

ГОУ ВПО МГСУ

В статье рассмотрены принципы и аспекты развития мобильной строительной системы, параметры характеризующие мобильность, представлены зависимости определяющие степень мобильности для различных периодов строительства.

The present article examines the principles and aspects of interventions on construction shacks as a whole, as well as the parameters of their mobility, determines the degree of mobility of the shacks with respect to the various stages of development of the building site.

Мобильность является важнейшим свойством строительной системы, характеризующим способность отрасли осуществлять быструю концентрацию трудовых и материально-технических ресурсов в районе строительства (реконструкции) в целях осуществления запланированного ввода в действие объектов и производственных мощностей.

Это свойство связано с постоянной подвижностью трудовых ресурсов, перебазированием с объекта на объект строительных машин и механизмов, доставкой конструкций и материалов, применением мобильных зданий и сооружений. Каждый возводимый объект содержит мобильные элементы, обеспечивающие необходимые производственные и социальные условия для работающих, а у каждой строительной организации имеется обширная номенклатура таких элементов в виде комплектов машин и механизмов, наборов мобильных зданий и сооружений и т.д.

В труднодоступных и малоосвоенных районах, кроме вышеуказанных мобильных элементов, создаются мобильные базы стройиндустрии, базы производственно-технологической комплектации, вахтовые и базовые жилые поселки, а также необходимая инженерная инфраструктура для жизнеобеспечения мобильных подразделений. Таким образом, степень мобильности строительного производства находится в прямой зависимости от освоенности района и места постоянной дислокации строительных организаций. Так для большинства регионов Сибири, Дальнего Востока, сельской местности, горных районов и районов пустынь и полупустынь, где решающими факторами являются сложные природно-климатические условия и отсутствие баз строй-индустрии, степень мобильности строительного производства существенно повышается за счет создания автономно функционирующих производственных, социальных и инженерных сфер.

1/2П11 ВЕСТНИК

_1/2012_мгсу

Следует различать два аспекта развития мобильности строительной системы: перемещение элементов производства в район строительства и их концентрацию до заданного уровня.

Первый аспект характеризует параметры мобильной строительной организации - номенклатуру мобильных элементов, количество их в комплекте (наборе), продолжительность доставки, затраты на демонтаж, транспортирование и др. Эти элементы формируются отдельно для пионерного периода освоения территории, а для подготовительного и основного периодов строительства заменяются или дополняются новыми (табл. 1). При этом часть ресурсов строительной организации, относящихся к категории стационарных (постоянные здания и сооружения, станочный парк и т.п.), не подлежат перебазированию в новые районы.

Таблица 1

Распределение мобильных элементов по периодам строительства

Виды элементов Периоды строительства

Пионерный Подготовительный Основной

Трудовые ресурсы Н Н Н

Машины и оборудование Н,П Н,П Н

Автотранспорт Н,П Н,П Н

Мобильные здания и сооружения П П Н

Механизированный инструмент Н,П Н,П Н

Монтажные приспособления Н,П Н,П Н

Инвентарные средства подмащивания Н,П Н,П Н

В приведенной таблице Н - элементы, не переходящие на другие периоды строительства, П - элементы, переходящие на другие периоды строительства.

Следовательно, степень мобильности строительной организации может определяться как отношение перебазируемых элементов в район строительства к общему количеству таких элементов, находящихся на балансе строительной организации:

Е ± я М

^ =_' -1 1 -1_

с е ± я,я:

, - 1 1 - 1 к - 1

где Я - количество перебазируемых ]-х мобильных элементов 1-й группы в новый

район строительства;

Яи - количество ]-х мобильных элементов 1-й группы в строительной организации;

Яп - количество стационарных элементов строительной организации.

Второй аспект понятия мобильности строительной системы отражает параметры мобильности при возведении объекта (продолжительность развертывания мощностей, соответствие этих мощностей расчетным, объемы выполнения работ и др.), которые характеризуют интенсивность строительно-монтажных работ. При этом имеется в ви-

ВЕСТНИК ^/20!!

ду как интенсивность производственных процессов выполнения работ, создающих строительный продукт, так и интенсивность процессов, обеспечивающих для них соответствующие производственные и социальные условия - базы стройиндустрии, базы производственно-технологической комплектации, электростанции, котельные, градирни и др.

В этой связи степень мобильности при возведении объекта рекомендуется устанавливать как отношение интенсивности работ и услуг, требующих мобильных элементов строительной системы, к интенсивности работ по объекту в целом:

£ Р

X 3М + X J „

ТГ - ±1_е^_

Л С " т

3 0

где зМ - интенсивность 1-й строительно-монтажной работы, требующей мобильных

элементов;

3 эм - интенсивность р-й услуги; 3 р

30 - интенсивность строительства объектов.

1 = I

•У о т

здесь V - объем строительно-монтажных работ;

Т - продолжительность строительства объекта. Вышеуказанное выражение определения степени мобильности при возведении объекта является интегральным. Для отдельных периодов строительства степень мобильности устанавливается по соответствующим параметрам данного периода:

пионерного периода £ , Р ,

X 3 М + X 3 г к: -- — ■

3 н

где 3„ - интенсивность строительных работ пионерного периода; Ь1 - количество видов работ пионерного периода; Р1 - количество видов услуг в пионерный период;

подготовительного периода

£ 2 Р 2

М т ЭМ

3 , + X 3 Р

ТУ п - ' ' £ ■ + 1_е = Р , + 1_

К о ~ т

3 п

где 3П - интенсивность строительных работ подготовительного периода; £2 - количество видов работ подготовительного периода; Р2- количество видов услуг в подготовительный период;

основного периода

£ Р

Ет М V"* т ЭМ

3 , + X 3 „

гу о _ ' - £ 2 * 1_е - Р 2 * 1_

А О ~ т

3 3

где 33 - интенсивность строительно-монтажных работ основного периода; £ - количество видов работ основного периода; Р - количество видов услуг в основной период.

1/2011

ВЕСТНИК

МГСУ

Соответствие степени мобильности при возведении объекта и степени мобильности строительной организации характеризует организационно-технический уровень строительной системы и ее готовность к достижению поставленной цели.

Расчеты показывают, что минимальная степень мобильности строительной организации не может быть ниже 0,2. Такие организации ведут работы на очень ограниченной территории, например в крупных городах, маневрируя в основном трудовыми и техническими ресурсами. Началом зоны высокой мобильности следует считать степень мобильности порядка 0,8. Эта зона характерна для строительных организаций,

как правило, ведущих работы по вахтовой форме организации труда и располагающих кроме трудовых и технических ресурсов соответствующими мобильными производственными базами, вахтовыми поселками и инженерными установками.

Графическая интерпретация взаимосвязи показателей степени мобильности строительного производства приведена на рис. 1. При этом следует иметь в виду, что эта взаимосвязь дана между степенью мобильности одного объекта и одной строительной организации без учета снижения производительности труда на объекте и соответствующих издержек. В случае возведении объекта несколькими организациями в показателе мобильности К0 выделяются соответствующие доли для каждой строительной организации.

Развитие мобильности строительной отрасли, неразрывно связанное с необходимостью сокращения затрат труда на строительных площадках, имеет несколько направлений. Основные направления сокращения затрат труда, особенно важные для освоения новых районов, предусматривают не только максимально возможную степень заводской готовности строительной продукции, но и повышение напряженности труда, формирование рационального состава работающих и улучшение условий труда. Особое место при мобильном строительстве занимает индустриализация как базовая основа отрасли.

Первое направление содержит преимущественно технические и технологические факторы снижения трудоемкости. Второе направление в основе своей предусматривает максимальное использование трудовых ресурсов по времени и квалификации. Кроме того, это направление включает мероприятия по максимальному использованию средств механизации, повышению качества работ, ликвидации

O.g I.O

к

Рис. 1. Зависимость между показателями степени мобильности Кс и К,

ВЕСТНИК 1/2011

различных потерь, укреплению трудовой дисциплины и др. Третье и четвертое направления, являясь по содержанию в основном организационными, решаются, как правило, на стадии подготовки производства и реализуются в течение длительного интервала времени.

Таким образом одним из основных принципов мобильной строительной системы в результате рассмотренных взаимосвязей является достижение целостности мобильной строительной системы в связи с адекватностью степени мобильности строительных организаций и степени мобильности при возведении объектов. Кроме того обеспечение необходимой мобильности строительного производства может осуществляться за счет группирования элементов и формирования на этой основе трудовой, производственной, непроизводственной и инженерной сфер.

Литература

1. Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

2.. Олейник П.П, Ширшиков Б.Ф., Организация строительства объектов мобильными формированиями, Москва, МГСУ, 2008, 421 с.

3. СНиП 12-01-2004. Организация строительства. М.,2004.

4. СНиП 3.01.01-85* Организация строительного производства. М., 1990.

The literature

1. Federal Law dated 30/12/2009; #384-FL:"Safety rules in building and constructions"

2. Oleynick P.P. & Shirshikov B.F.: "Organizing the building site featuring construction shacks" . Moscow, MGSU, 2008, 428 p.

3. SNiP 12-01-2004, "Organizing the building site" M., 2004.

4. SNiP 3.01.01-85*, "Organization of the building industry" M., 1990.

Ключевые слова: Строительство, мобильность, система, трудовые, материально-технические, ресурсы, периоды, организации, объекты, перебазируемые, стационарные, интенсивность.

Key words: Construction of buildings, mobility, system, labour force, material and technical resources, stages, organisations, buildings, moved, permanent constructions, intensity.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail авторов viktor.37@mail.ru

Рецензент: Б.В. Жадановский Борис Васильевич, к.т.н., главный инженер ООО «Альвео».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.