Научная статья на тему 'Мобильность как фактор повышения эффективности деятельности строительных организаций'

Мобильность как фактор повышения эффективности деятельности строительных организаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
537
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / MOBILITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЫНОК / MARKET / ОРГАНИЗАЦИЯ / МОЩНОСТЬ / CAPACITY / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / РЕГИОН / REGION / ДИСЛОКАЦИЯ / DISLOCATION / CONSTRACTION / COMPANY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Вайншток Н.Р.

В результате проведенного анализа перехода мобильных строительных организаций из плановой экономики в рыночные отношения были выявлены факторы, позитивно влияющие на эффективность их деятельности и развитие региональных строительных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILITY AS THE FACTOR FOR INCREASE OF EFFECTIVENESS OF CONSTRACTION COMPANIES’ ACTIVITIES

As a result of the analysis on the transfer of construction companies from planning economics to market business relations the factors that positively influence the effectiveness of their activities and development of regional construction markets have been indicated.

Текст научной работы на тему «Мобильность как фактор повышения эффективности деятельности строительных организаций»

6/2Q11 мвВЕСТНИК

МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

MOBILITY AS THE FACTOR FOR INCREASE OF EFFECTIVENESS OF CONSTRACTION COMPANIES' ACTIVITIES

H.P. Вайншток

N.R. Vainshtok

ФГБОУ ВПО "МГСУ"

В результате проведенного анализа перехода мобильных строительных организаций из плановой экономики в рыночные отношения были выявлены факторы, позитивно влияющие на эффективность их деятельности и развитие региональных строительных рынков.

As a result of the analysis on the transfer of construction companies from planning economics to market business relations the factors that positively influence the effectiveness of their activities and development of regional construction markets have been indicated.

В современных рыночных условиях мобильность строительных организаций является важнейшим фактором, влияющим на эффективность их функционирования, поскольку рынок не всегда обеспечивает заказами в районах их постоянной дислокации.

В плановой экономике мобильность строительной системы определялась как способность составляющих ее элементов перемещаться в определенных направлениях, концентрироваться в районе строительства и рационально функционировать в конкретных условиях при создании или обновлении объектов с целью ввода их в эксплуатацию в заданные сроки с минимальными затратами общественного труда.

Впервые предложения о создании мобильных организаций в сельском строительстве были рассмотрены в трудах В.И. Мальцева, с учетом которых в СССР были созданы передвижные механизированные колонны (ПМК). Однако с течением времени они в большинстве случаев стали использоваться в стационарном режиме, сохранив льготные условия по оплате персонала. Применительно к промышленному строительству научные обоснования создания мобильных структур были разработаны в начале 70-х годов XX века P.M. Меркиным и С.А. Смоляком.

Актуальность проблемы обуславливалась крупными сдвигами в размещении производительных сил по территории страны, высокими темпами строительства в Восточных и Северных районах, созданием новых территориально-производственных комплексов, вовлечением в хозяйственный оборот ранее не освоенных и малоосвоенных территорий, где отсутствовали производственные базы строительных организаций.

В условиях плановой экономики все мощности строительных организаций управлялись централизованно, и при этом решались задачи более или менее равномерной загрузки строительных организаций. Снятие «пиковых» нагрузок было одной из реальных задач как плановых органов, так и строительных ведомств.

ВЕСТНИК 6/2011

Для обеспечения мобильности строительных организаций проводились мероприятия по формированию там, где это экономически обоснованно, передвижных мощностей: необходимого количества рабочих и работников различных профессий, современных средств строительной техники, сборных и передвижных жилых помещений.

Мобильные строительные подразделения и организации создавались с целью выполнения работ в районах, отдаленных от производственных баз в случаях, когда совокупные затраты на строительство ряда объектов силами мобильной организации оказывались ниже, чем затраты на создание или наращивание производственных мощностей стационарных организаций; снятия «пиковых» нагрузок по важнейшим пусковым объектам в строительных организациях, имеющих резко неравномерное распределение плановых заданий в определенный период времени; выполнения неотложных, не предусмотренных первоначально утвержденными годовыми планами работ, ликвидации возникающих частичных диспропорций в развитии отдельных отраслей хозяйства, а также оказания помощи в районах стихийных бедствий.

Для решения вопроса о создании мобильных организаций были предложены расчеты эффективности совокупных (капитальных и текущих) затрат на объем выполняемых работ.

В качестве критерия для оценки эффективности создания мобильных строительных организаций рассматривался объем совокупных приведенных затрат при выполнении работ стационарными строительными организациями с привлечением мобильных организаций. Если в результате создания мобильной организации суммарная мощность стационарных строительных организаций уменьшалась на А Мс, и при этом мобильная организация имела мощность АМм и выполняла АУ, то такое создание было эффективно лишь в том случае, когда:

с АУ+ ЕНКМ АМм < Е„КСА Мс,

где с - удорожание себестоимости работ в мобильной организации; Ен - нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;

Км, Кс - капитальные вложения на единицу создаваемой мощности соответственно в стационарных и мобильных организациях.

В рыночных условиях мобильность строительной организации рассматривается как способность хозяйства к завоеванию новых строительных рынков за счет быстрой перебазировки своих мощностей из мест постоянной дислокации с целью обеспечения более устойчивого положения на строительном рынке и повышения эффективности своей деятельности.

Следует различать понятия пространственной и ресурсной (технологической) мобильности.

Пространственная мобильность - это возможность строительных организаций в кратчайшие сроки и с минимальными затратами перебазировать свои производственные ресурсы, необходимые для строительства объектов в районах, удаленных от мест их постоянной дислокации.

Ресурсная (технологическая) мобильность обеспечивается гибкой организацией и управлением трудовыми ресурсами, эффективным использованием имеющейся материально-технической базы строительства.

6/2011 мвВЕСТНИК

Обеспечение пространственной мобильности в строительной организации может происходить не по всей организации, а по отдельным ее структурам. Применение современных мобильных технологий в строительном процессе может стать частью программы диверсификации производства.

В ряде регионов России сложился локальный монополизм на строительно - монтажные работы. Деятельность фирм-монополистов характеризуется низким качеством и завышенными ценами. В регионах наблюдается низкий уровень цен на сырье, рабочую силу и высокий износ основных фондов. Однако цены на современные строительные материалы и оборудование выше, чем в Москве. Поэтому за счет прочных связей с поставщиками материалов, изделий и конструкций в Москве, наличия современной техники московские специализированные организации имеют большие конкурентные преимущества перед фирмами в регионах.

Привлечение заказчиками специализированных фирм из регионов с более благоприятным экономическим климатом, например, из г. Москвы, способствует демонополизации местных строительных рынков, обострению конкурентной среды и внедрения более совершенных технологий в инвестиционно-строительный процесс.

Развитие рыночных отношений привело к изменению подхода не только к понятию пространственной мобильности, но и к формам и способам ее реализации.

Если в условиях плановой экономики при перебазировке строительных организаций вне мест их постоянной дислокации требовалось перемещение людей, строительной техники, транспортных средств, а также строительных материалов в новые районы застройки, то в настоящее время у специализированных организаций возможности осуществления пространственной мобильности изменились коренным образом.

Таблица 1.

Влияние мобильности на развитие региональных рынков и повышение эффек-_тивности деятельности строительных организаций_

Виды мобильности Воздействие на строительные рынки Влияние на эффективность

Мобильность пространственная - развитие экономических отношений в регионах; - повышение уровня конкуренции на региональных рынках; - проникновение современных технологий. - возможность более полной загрузки мощностей; - возможность роста массы прибыли; - повышение финансовой устойчивости; - гибкость реагирования на изменения конъюнктуры рынка.

Мобильность ресурсная - возможности сокращения сроков строительства; - повышение качества строительной продукции. - повышение эффективности производства; - снижение издержек производства.

Как правило, для специализированных организаций повышение уровня пространственной мобильности связано с передислокацией инженерного состава, квалифицированных специалистов и узкоспециализированной техники. Все остальные ре-

ВЕСТНИК 6/2011

сурсы для осуществления инвестиционно-строительных проектов в основном могут быть приобретены или арендованы в районах строительства.

Исследование мобильности в специализированных организациях показало, что мобильность может осуществляться в нескольких вариантах:

- во-первых, когда подрядные фирмы перебазируют свои бригады, технику, бытовки;

- во-вторых, когда перебазируется только высококвалифицированный персонал с узкоспециализированной техникой. Все остальные ресурсы нанимаются, арендуются или приобретаются по месту выполнения работ;

- и, в-третьих, когда на место работ выезжает только управленческий персонал для организации работ с местными субподрядчиками.

В связи с этим схемы оптимизации мобильности, которые были полно разработаны для условий плановой экономики, в современных условиях нуждаются в существенной корректировке.

Переход к рыночной экономике поставил перед строительными организациями задачи самостоятельного определения параметров собственной производственной базы, вариантов использования собственной и арендованной техники, планирования численности рабочих, формирования и управления основными средствами, завоевания своей ниши на строительном рынке. Также специализированная строительная организация самостоятельно принимает решения и о создании в своем производстве мобильных структур.

В современных условиях заказчики в основном привлекают мобильные организации не с целью оказания помощи стационарным организациям, а в альтернативу местным строительным организациям, поскольку с привлечением мобильных организаций можно не только сэкономить на строительстве, но и уменьшить затраты на эксплуатацию строительных объектов.

На сегодняшний день пространственная мобильность строительных организаций осуществляется согласно основных положений о вахтовом методе. Решение о введении вахтового метода организации работ принимается руководителем предприятия на основании технико-экономических расчетов с учетом эффективности его применения по сравнению с другими методами ведения работ. Условия организации производства при вахтовом методе работ отражаются в разрабатываемой проектно-технологической документации. Затраты, связанные с применением вахтового метода, относятся на себестоимость строительной продукции.

При существенной недогрузке в местах постоянной дислокации создание мобильных отрядов в строительных организациях оказывается целесообразным в тех случаях, когда окупаются дополнительные затраты на заработную плату, накладные расходы, перебазировку трудовых и производственных ресурсов.

Поскольку российский подрядчик может принимать участие в торгах как на всей территории страны, так и за рубежом, возможность осуществления строительно-монтажных работ вне зоны своего постоянного базирования становиться одним из главных преимуществ в конкурентной борьбе.

Следовательно, формирование подвижных отрядов способствует увеличению объемов работ, доли рынка, а также прибыли и рентабельности производства.

Современные условия рыночных отношений требуют от руководителей специализированных строительных предприятий высокого профессионализма, способности эффективно привлекать в регионах местные трудовые и производственные ресурсы.

6/2Q11 мвВЕСТНИК

Для осуществления мобильности необходимо:

1. анализировать конъюнктуру строительных рынков в регионах РФ и за рубежом;

2. принимать участие в торгах и переговорах в регионах РФ и за рубежом;

3. налаживать связи с поставщиками местных материально-технических ресурсов и местными субподрядчиками;

4. формировать передвижные мощности своей организации:

- обеспечивать набор работников и рабочих высокой квалификации для перебазировки;

- оснащать мобильные подразделения мобильной строительной техникой;

- формировать парк передвижных и сборных жилых помещений;

- шире применять мобильные конструктивные и объемно-планировочные решения;

- эффективно использовать материально-техническую базу.

Библиографический список:

1. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия. Крылов Э.И, Журавкова И.В. Москва «Финансы и статистика» 2001.

2. Использование свойств целостности в рыночной экономике России. Меркин P.M., Амалиев Т.Ч., Хусаинов В.Э. Москва. Издательский Дом «ГРААЛЬ» 2002.

3. Современная организация. Структура организации эффективности и роста. Джон Роберте. Вильяме, Диалектика. 2007.

4. Умные бизнес-показатели.Система измерений эффективности как важный элемент менеджмента. Боб Фелпс. Баланс Бизнес Букс. 2008.

5. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия управления. -М.:ИНФРА-М. 2000

The list of references:

1. Competitiveness: economy, management strategy. Fathutdinov R. A.- M.:INFRA-M. 2000

2. Smart Business Metrics. Measure What Really Counts and Manage What makes the Difference. Bob Phelps. Balance Business Books. 2004.

3. The Modern Firm: Organizational Design for Performance and Growth. J. Robert. Williams, Dialectics. 2007.

4. The analysis of efficiency of investment and innovative activity of the enterprise. E.I. Krylov, I.V. Zhuravkova. Moscow «The Finance and statistics» 2001.

5. Use of property of integrity in market economy of Rossia. R.M. Merkin, T.Ch. Amaliev, V.E. Husainov. Moscow. The publishing house «GRAAL» 2002.

Ключевые слова: мобильность, эффективность, строительство, рынок, организация, мощность, экономика, регион, дислокация

Key words: mobility, effectiveness, constraction , market, company, capacity, economy, region, dislocation.

Тел. 8-9037347256 Nvainshtok@mail.ru

Рецензент - Шамис Л.В., к.э.н., ООО «НИИгазэкономика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.