УДК 332.146:330.322
Н.Н. КУЗЬМИНА
ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА (на примере Чувашской Республики)
Ключевые слова: развитие регионов, инвестиционная привлекательность, рейтинговое агентство «Эксперт-РА», Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года.
В настоящее время разработано множество методик оценок развития регионов и уровня их инвестиционной привлекательности. Но наиболее популярны рейтинги инвестиционной привлекательности, присваемые российским регионам агентством «Эксперт-РА». Рассмотрена оценка уровня инвестиционной привлекательности рейтингового агентства «Эксперт-РА» на примере Чувашской Республики, где создана хорошая база для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнес. Выработаны конкретные, законодательно закреплённые принципы осуществления государственной инвестиционной политики, направленные на дальнейший рост экономики. Они реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.
N.N. KUZMINA
THE ESTIMATION OF THE LEVEL OF THE INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGION (ON THE EXAMPLES OF THE CHUVASH REPUBLIC)
Key words: development of regions, investment attractiveness, rating agency “Expert-R., the Strategy of Social and Economic development of the Chuvash Republic till 2020.
At present, many methods of estimation of the development of regions and the level of their investment attractiveness have been made. The most popular rating of the investment attractiveness is given to the Russian regions by the agency «Expert-R A». The estimate of the level of the investments attractiveness of the rating agency «Expert-R A» made on the example of the Chuvash Republic is described in this article. A very good basis is done for the long-lasting investments and the successful conducting of business in the Chuvash Republic. Also, there are concrete and juridically defended principles of the state investments policy tended at the further growth of economy. They are realized in the frames of the Strategy of Social and Economic development of the Chuvash Republic till 2020.
Регион является частью сложной системы - национальной экономики в целом и имеет административно-территориальные границы. Но в настоящее время происходит изменение роли регионов не только в российской, но и в мировой экономике. Современные процессы глобализации приводят к тому, что не только страны, но и регионы становятся субъектами конкуренции. Для того, чтобы Россия могла претендовать на достойное место в мировой экономике, именно регионам предстоит сыграть роль локомотивов в решении задачи повышения конкурентоспособности страны. Это связано с рядом факторов. Одним из них является то, что регион начинает выступать узловым пространством, где сталкивается территориальная политика государства, региона и крупного капитала, причём центральное место в ней занимает рынок стратегических инвестиций. Другой фактор - это то, что формирование рыночных ниш крупных корпораций может осуществляться только при опоре на интегрированные региональные рынки. И, в-третьих, всё яснее становится необходимость придания приоритетного значения территориальному аспекту отраслевого развития. Такой подход обусловливает превращение регионов в статусных - наряду с федеративной властью и крупным капиталом - участников глобализационных процессов [5, с. 52].
В связи с этим в настоящий момент разработано множество методик оценки развития региона и, соответственно, уровня его привлекательности. При этом каждая из методик использует свои принципы оценки и собственную технологию. Поэтому результаты оценки, т.е. рейтинги, могут существенно отличаться, расходиться. Это, в свою очередь, и приводит к разногласиям и конфликтам из-за несовпадения мнений и, в первую очередь, интересов [3-5].
Но на сегодня наиболее популярны рейтинги инвестиционной привлекательности, присваиваемые российским регионам агентством «Эксперт РА». Главными причинами этой популярности являются их доступность, а также простота и наглядность интегральных показателей.
В основе методологии рейтинга «Эксперт РА» лежат оценки инвестиционного потенциала и риска субъектов Российской Федерации. За годы существования (с 1996 г.) рейтинг инвестиционной привлекательности «Эксперт РА» получил признание федеральных и региональных органов власти, инвесторов и бизнес-сообщества в целом. Он имеет солидную ретроспективную базу данных и используется как инструмент анализа тенденций развития региональных инвестиционных процессов, поэтому представляет практический интерес как основание для принятия управленческих решений*.
В качестве составляющих инвестиционного климата в рейтинге инвестиционной привлекательности российских регионов «Эксперт Ра» используются две относительно самостоятельные характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.
Аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» определяют инвестиционный потенциал как инвестиционную ёмкость территории, складывающуюся как сумма объективных предпосылок для инвестиций и зависящую как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического «здоровья».
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке.
Метод основывается на исследовании развития регионов в системе координат «риск-потенциал» в соответствии со следующей шкалой:
- потенциал: высокий (1), средний (2) и низкий (3);
- риск: низкий (А), средний (В), высокий (С) и очень высокий (й).
Рейтинг каждого региона обозначается цифро-буквенной комбинацией.
Согласно рейтингам, выраженным в виде таких комбинаций, регионы распределяются на 12 групп:
- максимальный потенциал - минимальный риск (1 А);
- высокий потенциал - умеренный риск (1 В);
- высокий потенциал - высокий риск (1С);
- средний потенциал - минимальный риск (2А);
- средний потенциал - умеренный риск (2В);
- средний потенциал - высокий риск (2С);
- низкий потенциал - минимальный риск (3А);
- пониженный потенциал - умеренный риск (3В1);
- пониженный потенциал - высокий риск (3С1);
- незначительный потенциал - умеренный риск (3В2);
- незначительный потенциал - высокий риск (3С2);
- низкий потенциал - экстремальный риск (3й).
Инвестиционный потенциал - количественная характеристика, учитывающая насыщенность территории региона факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели, влияющие на потенциальные объёмы инвестирования в регион.
Инвестиционный потенциал региона складывается из девяти частных потенциалов (каждый из которых, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей):
* Методика оценки инвестиционной привлекательности рейтингового агентства «Эксперт-РА» [10].
- ресурсно-сырьевого (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);
- трудового (трудовые ресурсы и их образовательный уровень);
- производственного (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);
- инновационного (уровень развития науки и внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе);
- институционального (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);
- инфраструктурного (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обеспеченность);
- финансового (объём налоговой базы, прибыльность предприятий региона и доходы населения);
- потребительского (совокупная покупательная способность населения региона);
- туристического (особенности природно-рекреационного и историко-культурного комплекса, развитость сети размещения туристов и мест развлечений) [3, 9, 11, 13].
Инвестиционный риск - характеристика качественная, зависящая от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической, криминальной ситуации и законодательной среды. Его величина показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Инвестиционный риск складывается из восьми видов риска:
- законодательного (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства, налоговые льготы). При расчёте этого риска учитываются федеральные и региональные законы и нормативные акты, а также документы, прямо или косвенно регулирующие инвестиционную деятельность;
- политического (распределение политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов, авторитет местных властей, интенсивность акций протеста, уровень межэтнической напряженности, судебные иски к главам регионов, отставки и «перетряски» региональных правительств);
- экономического (оценка тенденций экономического развития регионов);
- финансового (степень сбалансированности региональных бюджетов и финансов предприятий);
- социального (уровень социальной напряженности, масштабы бедности, степень занятости, аварийность тепловых и других сетей);
- криминального (уровень преступности с учётом тяжести преступлений, интенсивность террористических актов);
- экологического (интенсивность воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, комплексная оценка региональных природно-климатических условий жизнедеятельности человека);
- управленческого (оценка результатов исполнения полномочий региональных органов власти в социальной, финансовой (бюджетирование), программно-целевой, экономической сферах).
Но в связи с перераспределением рисков между региональным и федеральным уровнем, обусловленным изменением в политической ситуации в стране, из рейтинга инвестиционной привлекательности в 2006-2007 гг. был удалён политический риск, определяющийся политическими симпатиями населения к тем или иным политическим партиям и движениям по результатам последних парламентских выборов и авторитетностью, демократичностью и политическими симпатиями региональных органов власти, а также межэтнической напряжённостью в регионе.
Ранг (место) региона по каждому виду инвестиционного потенциала определяется по величине средней суммы удельных весов данного региона в России в каждом из составляющих данный вид потенциала в индикативном показателе, по формуле:
Pik =^к / Nk , (1)
Р/к - среднее значение удельного веса 1-го региона по к-му виду потенциала; Д ук - удельный вес /-го региона в России по у-му показателю, относящемуся к к-му виду потенциала.
При этом: ^ Д ук = 100 % ; (2)
Мк - число индикативных показателей для оценки к-го вида потенциала.
Интегральный ранг каждого региона по совокупному инвестиционному потенциалу рассчитывался как средневзвешенное по экспертным весам значение ранга (места региона) по 9 видам (составляющим) потенциала по следующей формуле:
Я =ХХк*Мк, (3)
Я/ - условное средневзвешенное значение рейтинга /-го региона по совокупному инвестиционному потенциалу; Хк - рейтинг (место) /-го региона по к-му виду потенциала; Мк - средняя (для российских и иностранных экспертов) величина экспертного веса к-го вида потенциала.
Величина Мк может быть также рассчитана отдельно по результатам экспертного опроса российских и иностранных экспертов.
Значение ранга «1» получает регион, имеющий наибольшее значение Я/. В случаях, когда фактические значения Я/ у нескольких регионов равны, всей группе присваивается среднегрупповое значение ранга. При отсутствии какого-либо признака всем таким регионам присваивается 85-й ранг.
Значение рейтинга региона по уровню инвестиционного риска того или иного вида рассчитывается как средневзвешенная сумма отклонений значений индикативных показателей по каждому виду риска от среднероссийских значений:
= ЕД»'N , (4)
Он - среднее значение уровня /-го региона по 1-му виду риска; Ду - значение уровня /-го региона в России по ]-му показателю, относящемуся к /-му виду риска; - число индикативных показателей для оценки по 1-му виду риска.
При этом: Д/у1 = ! йт , (5)
йу! - величина ко показателя, относящегося к 1-му виду риска по /-му региону; й/К - аналогичное значение в среднем по России.
Интегральный рейтинг каждого региона по уровню инвестиционного риска определяется исходя из расчета средневзвешенного значения 0/ частных рисков по формуле, аналогичной для потенциала.
Значение рейтинга «1» по риску получает регион, имеющий наименьший риск. В случаях, когда фактические значения статистических показателей у нескольких регионов равны, всей группе присваивается среднегрупповое значение рейтинга.
В текущем рейтинге (2007-2008 гг.)* также произошли изменения в методологии оценки. Так, в этом году при расчете рейтинга самым существенным
* Смена «караула». Результаты рейтинга: 2007-2008 гг. [10].
стало изменение экспертных оценок различных факторов инвестирования. В рейтинге анализируется инвестиционный климат 85 регионов России по состоянию на 1 января 2008 г. Изменения в методике расчетов связаны с актуализацией имеющейся информации и более полным ее представлением. Впервые в природно-ресурсный потенциал введены ресурсы прилегающих к регионам акваторий морей и океанов. Уровень радиоактивного загрязнения территории пересчитан с учетом снижения радиоактивного фона в зоне «чернобыльского следа». В финансовом риске учтены значения международных и национальных кредитных рейтингов регионов, по состоянию на 1 октября 2008 г.
Существенные изменения произошли и в экспертной оценке весов различных факторов инвестирования. На первый план выдвинулось финансовоэкономическое положение регионов, законодательные условия инвестирования отодвинулись на 3-е место, которое они делят вместе с криминальным риском, значительно усилившим свою значимость. Напротив, значимость экологического риска резко снизилась.
В соответствии с текущим рейтингом Чувашская Республика по оценке инвестиционного климата заняла 48-ю позицию (незначительный потенциал-умеренный риск 3В2). Наряду с Чувашской Республикой в соответствии с результатами рейтинга в 7-ю категорию попали такие регионы, как Орловская, Смоленская, Тамбовская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Курганская и Амурская области, Республики Карелия, Марий Эл, Мордовия, Алтай, Бурятия и Хакасия. Эту же позицию республика занимала в рейтинге 2006-2007 гг. В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности Чувашская Республика относится к числу регионов России с благоприятным инвестиционным климатом. При незначительном инвестиционном потенциале здесь весьма умеренны риски инвестирования.
.а
ю
ч
о
а
.с#
У
ж
у
.с#
Рис. 1. Рейтинги Республики Чувашия среди регионов России по интегральным инвестиционным потенциалу и риску
Однако тенденции к изменению инвестиционного климата Чувашской Республики в целом слабо выражены. Если рассматривать позиции республики по составляющим инвестиционного климата, то по рейтингу инвестиционного потенциала Чувашская Республики расположилась на 57-й позиции (58-я позиция в предыдущем рейтинге). Соседство по уровню инвестиционного потенциала
Чувашской Республике составляют Смоленская, Кировская, Амурская, Орловская, Тамбовская, Ивановские области и Республики Бурятия и Карелия.
♦ индекс риска -■-доля потенциала
“ “ “ Линейный (доля потенциала) “ “ “ Линейный (индекс риска)
Рис. 2. Доля интегрального инвестиционного потенциала и индекс интегрального инвестиционного риска Республики Чувашия
По рейтингу инвестиционного риска - 10-я позиция (12-я в предыдущем рейтинге). Наряду с Республикой Чувашия в первую десятку регионов с наименьшим уровнем инвестиционного риска вошли Липецкая (ранг риска - 1, ранг потенциала - 43), Ростовская (ранг риска - 3, ранг потенциала - 11), Калининградская (ранг риска - 5, ранг потенциала - 30), Рязанская (ранг риска -6, ранг потенциала - 50), Белгородская (ранг риска - 7, ранг потенциала - 22), Вологодская (ранг риска - 8, ранг потенциала - 41), Нижегородская области (ранг риска - 9, ранг потенциал - 9), Краснодарский край (ранг риска - 2, ранг потенциал - 5) и Республика Татарстан (ранг риска - 4, ранг потенциала - 8).
Выгодное географическое положение и высокая инфраструктурная обустроенность территории Чувашской Республики делают её одним из потенциально инвестиционно привлекательных субъектов ПФО. Дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие республики во многом будет зависеть от реализации её инвестиционных преимуществ.
Чувашская Республика - один из «средних» субъектов Российской Федерации. Чувашия имеет плодородные почвы, развитое сельское хозяйство и разнообразную промышленность, располагает мощной строительной базой. Среди проблем развития можно отметить высокую долю сельского населения, имеющего пониженный уровень доходов [11].
Основные отрасли промышленности: электроэнергетика, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, машиностроение и металлообработка, химическая, лёгкая, пищевая промышленности.
Главные экономические центры: Чебоксары, Новочебоксарск, Канаш, Алатырь, Шумерля.
Экономическое развитие Чувашии вплоть до последнего времени шло преимущественно по пути эксплуатации созданных ещё в годы советской власти производственных мощностей без их существенного обновления. Но в последние годы в республике активно проводится политика инновационного раз-
вития региона. Однако недостаточный приток инвестиций в Чувашию, который не соответствует реальным инвестиционным потребностям республики, сдерживает экономический рост в регионе.
Вследствие этого основной целью инвестиционной политики в 2008 г., как и ранее, являлось привлечение капитальных ресурсов в объёмах, обеспечивающих устойчивое, сбалансированное и динамичное развитие региональной экономики на базе приоритетных секторов экономики*.
В целом Чувашскую Республику можно разбить на четыре характерные инвестиционные зоны, которые заметно отличаются по своим природным условиям, инвестиционным возможностям и привлекательности: Северная, Центральная, Юго-Западная и Юго-Восточная [1].
Северная зона - Ядринский, Моргаушский, Чебоксарский, Марпосадский, Цивильский, Аликовский, Красноармейский и Козловский районы.
Зона с высоким экономическим потенциалом. Наличие таких промышленных и транспортных узлов, как гг. Чебоксары и Новочебоксарск, достаточно развитое сельское хозяйство с перерабатывающим комплексом (кроме того, зона хмелеводства), развитая инфраструктура, наличие курортных зон, лесов даёт право этой зоне считаться самой экономически развитой и инвестиционно привлекательной в Республике Чувашия.
Центральная зона - Урмарский, Канашский, Янтиковский, Ибресинский и Вурнарский районы.
Сельскохозяйственная зона с большими возможностями по организации современной переработки сельскохозяйственной продукции. Зона богата природными ресурсами (глины кирпичные, известняк, лес, лекарственные травы, ягоды, грибы), здесь имеются предприятия по их переработке. Кроме того, в центральной зоне Чувашии находятся важнейший транспортный центр г. Ка-наш с предприятиями машиностроения и металлообработки, пос. Вурнары - с ОАО «Вурнарский завод смесевых препаратов» - инновационным центром разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии и биотехнологий.
Юго-Восточная зона - Комсомольский, Яльчикский, Батыревский и Ше-муршинский районы.
Сельскохозяйственная зона с наивысшей кадастровой оценкой земли в Чувашии. Чернозёмы. Батыревский район - лидер эффективного использования сельхозугодий в республике. Наиболее экологически чистый район. Многонациональные сельские селения. Объёмы переработки незначительны в сравнении с объемами производимой продукции. Культивируется коневодство. Район привлекателен для организации выпуска экологически чистой продукции сельского хозяйства и даров леса.
Юго-Западная зона - Красночетайский, Шумерлинский, Порецкий и Ала-тырский районы.
Промышленно-сельскохозяйственная зона, богата природными ресурсами, основными из которых является лес. За счет Красночетайского района, где высок сельскохозяйственный потенциал, зона привлекательна также как район для организации сельхозпереработки овощей, картофеля.
Таким образом, в Чувашии создана хорошая база для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса, выработаны конкретные, законодательно закреплённые принципы осуществления государственной инвестиционной политики, направленные на дальнейший рост экономики, которые реализуются в рамках Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 г.
* Итоги инвестиционной деятельности в Чувашской Республике за 2008 г. [12].
Литература
1. Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 17 января 2005 г. № 8 «О республиканской целевой программе Государственное стимулирование развития внешнеэкономической и инвестиционной деятельности в Чувашской Республике на 2005-2011 годы» // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2005. 28 февраля. Ст. 45.
2. Стратегия социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года // Республика. 2007. 6 июня.
3. Аникеева А. Актуальные проблемы инвестиционных рейтингов регионов в России / А. Аникеева // Инвестиции в России. 2005. № 5. С. 3-7.
4. Власова М.А. Анализ существующих методов оценки инвестиционного климата региона / М.А. Власова // Промышленная политика в Российской Федерации. 2005. № 9. С. 27-30.
5. Евстигнеева Л. Субфедеральные аспекты глобализации / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. 2003. № 5. С. 52-57.
6. ИгонинаЛ.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. М.: Экономистъ, 2004. 476 с.
7. Игошин Н.В. Инвестиции / Н.В. Игошин. М.: ЮНИТИ, 2005. 448 с.
8. Региональная экономика / под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003. 519 с.
9. Рождественский А.В. Региональные и отраслевые аспекты инвестирования социальной сферы // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. С. 506-516.
10. www.expert.ru - официальный сайт журнала «Эксперт».
11. www.cap.ru - официальный сайт органов власти Чувашской Республики.
12. www.economy.cap.ru - официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Чувашской Республики.
13. www.gov.ru - официальный сайт органов власти Российской Федерации.
КУЗЬМИНА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА - аспирантка кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).
KUZMINA NADEZHDA NIKOLAEVNA - post-graduate student, chair of economic theory, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.