Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — P.З. Mycтаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with teenagers’ physical fitness for military service. The results of 6-year (from 6th to 11th forms) monitoring of the physical development and physical fitness of 850 teenagers, the pupils of Ufa general educational schools are presented. Over half the pupils are harmoniously physically developed; however, with age there is a rise in young people with disharmonious physical development due to their body weight deficiency. The lowest indices of physical fitness were recorded when the teenagers performed tests for training special qualities and for developing overall physical endurance. This fact shows it necessary to resume defense sports pre-conscription preparation of teenagers.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ»

3. При оценке биологического возраста по зубной формуле выявлено, что ускоренное развитие имеют достоверно большее число детей из контрольного района.

4. Результаты анкетирования населения свидетельствуют о неблагоприятном влиянии загрязнений окружающей среды на здоровье населения, особенно в районах размещения промышленных предприятий и крупных автомагистралей.

5. Результаты наших исследований могут служить критериями при оценке экологической ситуации по показателям физического развития и заболеваемости детей. Их можно использовать при разработке мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды и охране здоровья детского населения.

Л итература

1. Яруллин А. X. и др. Методика изучения физического развития. — Казань, 1992. — С. 20.

2. Яру.ыин А. X. Оценка состояния здоровья и физического развития детей г. Казани по Центильному методу. — Казань, 1993.

3. Hulsse Ch., Thielebeule U. I I Zbl. Bakteriol. I Abt. Orig. Reilie B. - 1988. - Bd 186, N 5-6. - P. 545-558.

Поступила 11.10.2001

Summary. A questionnaire survey was made to study the opinion of residents in the area of the Yamashev-Dekabristy main road, the joint stock company Tasma-Holding, the commercial joint stock Orgsintez on their health status and on the source of ambient air pollution and the opinion of those living in Gorki-1, an ecologically pure area. The respondents were asked to answer the questions on the unfavourable impact of environmental factors on human health (respondents' painful sensations). The questions also concerned such factors as noise, odour, dust in relation to the place of residence near the main road or an industrial enterprise. The results of the questionnaire survey suggest that environmental pollution exerts an adverse effect on human health particularly in the areas where industrial enterprises and large main roads are located. The findings serve as the basis for introduction of ecological tension-reduing measures.

С Р. 3. МУСТАЕВ. 2002 УДК 613.955:572.51

Р. 3. Мустаев

ОЦЕНКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Башкирский государственный медицинский университет, Уфа

Комплектование Вооруженных сил страны находится в прямой зависимости от состояния здоровья и уровня физической подготовки юношей. Исследования последних лет показывают, что изменения в состоянии здоровья большей части детей и подростков ограничивают их выбор будущей профессии, возможность стать полноценным призывником Вооруженных сил своей Родины [ 1, 4, 6]. Из года в год снижаются показатели физической подготовки юношей, а именно хороший уровень физической подготовки является залогом быстрой адаптации призывников к военной службе. Большинство призывников являются выпускниками общеобразовательных учебных заведений. В исследованиях А. Г. Сухарева и И. В. Сергета [7| показано, что традиционный режим обучения в школе и неупорядоченная внеучебная деятельность не позволяют создать предпосылки для повышения готовности организма подростков к осуществлению максимальной мышечной деятельности, увеличению энергетического потенциала механизмов адаптации. В результате более 1/3 призывников имеют низкие показатели физической подготовки, при этом увеличивается число подростков с низкой устойчивостью сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам [2]. Ежегодно увеличивается число юношей, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также болезнями, требующими спортивно-оздоровительной коррекции. В то же время количество детских спортивных клубов, оздоровительных лагерей резко сократилось, подростки практически не обеспечены санаторно-курортным лечением [3, 5, 8].

С целью определения уровня физической подготовленности призывников крупного промышленного города мы провели оценку физического развития и физической подготовки контингента

мальчиков — учащихся 6, 9 и 11-х классов общеобразовательных школ Уфы. Исследование проводили на протяжении нескольких лет, общее число обследованных составило 850 человек.

Физическое развитие учащихся оценивали по данным весенних медицинских осмотров, анализ проводили по "Стандартам физического развития детей и подростков г. Уфы". При первоначальном обследовании гармоничное физическое развитие имели 47,4% учащихся. В дальнейшем этот показатель увеличился до 51,6% в 9-м классе и до 55,6% в 11-м классе (г = 0,62). Число подростков с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита массы тела растет. Данный показатель в 6-м классе составил 26,9%, в 9-м классе — 28,5%, в 11-м классе - 32,6% (г = 0,6).

Число подростков с дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела, напротив, снижается с 17,1% в 6-м классе до 13,6% в 9-м классе и до 6,4% в 11-м классе (г= -074). Резко дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела определено у 7,8% шестиклассников, у 5,4% девятиклассников и у 4,5% одиннадцатиклассников (г = —0,34). Число обследованных с резко дисгармоничным физическим развитием за счет избытка массы тела не изменилось и составило 0,8% на каждом этапе исследования.

Уровень биологического развития соответствует календарному возрасту у 66,1% шестиклассников, у 69,5% девятиклассников и у 74,1% одиннадцатиклассников (г =0,62). Уровень биологического развития опережает календарный возраст у 16,5% шестиклассников, у 14,9% девятиклассников и у 12,8% одиннадцатиклассников (г =-0,36); уровень биологического развития отстает от календарного возраста соответственно у 17,9, 15,6 и 13,1% обследованных учащихся (г = -0,32).

Показатели выполнения юношами нормативов по прикладной физической подготовке на контрольных занятиях в динамике по годам исследования (М ± т)

Этап исследования

Норматив

6-й класс 9-й класс 11-й класс

Бег на 60 (100) м 3,5 ± 0,03 3,6 ± 0,03 3.9 ± 0,03

Прыжки в высоту 3,3 ± 0,003 3,7 ± 0,03 3,5 ± 0,03

Прыжки в длину 3.2 ± 0,03 3,7 ± 0.04 3,5 ± 0.04

Метание мяча (фанаты) 3,2 ± 0,03 3,3 ± 0,03 3,4 ± 0,03

Подтягивание на перекладине 2,9 ± 0,03 3,1 ± 0,03 3,2 ± 0,03

Индивидуальная оценка 3,2 ± 0,02 3,3 ± 0,03 3,5 ± 0,04

Оценку соответствия функциональных параметров обследуемого (пульс, артериальное давление, частота дыхания) возрастным нормам проводили по шкале функциональных показателей Тура и Вейля. У 2/3 учащихся показатели функционального состояния соответствуют возрастным нормам: таких подростков в 6-м классе было 74,2%, в 9-м классе - 76,2%, в 11-м классе - 69,8% (г = -0,32). По мере взросления в 4,6 раза увеличивается число подростков, у которых функциональные показатели опережают возрастные нормы: с 4% в 6-м классе до 9,3% в 9-м классе и 18,7% в 11-м классе (г =0,86). Данный факт, по-видимому, связан с бурным ростом подростков в период полового созревания. Соответственно в 1,9 раза снижается число подростков, у которых показатели функционального состояния отстают от возрастных норм: с 21,8% в 6-м классе до 14,2% в 9-м классе и 11,5% в 11-м классе (г = -0,72).

Наряду с анализом физического развития учащихся проводили оценку выполнения подростками упражнений по прикладной физической подготовке. На контрольных занятиях мальчики выполняли следующие 5 упражнений: бег на 60 (100) м; прыжки в высоту; прыжки в длину; метание мяча (гранаты) на дальность; подтягивание на перекладине. Оценку выполнения упражнений и индивидуальную оценку каждого учащегося проводили в соответствии с рекомендациями по проведению контрольных занятий в рамках программы по физической культуре и оборонно-физкультурной допризывной подготовке юношей.

Как видно из таблицы, физическая подготовка юношей может быть оценена как удовлетворительная. Однако при всех исследованиях среднее значение индивидуальных оценок не достигло даже 4 баллов. Средняя балльная оценка при выполнении упражнений с каждым новым исследованием растет. Следовательно, физическая подготовка старшеклассников лучше, чем у учащихся средних классов. Наиболее высокие показатели учащиеся продемонстрировали при беге на 60 (100) м, наиболее низкие — при подтягивании на перекладине. Данный факт может свидетельствовать о неплохой общеоздоровительной физической тренировке, об удовлетворительном выполнении аэробных упраж-

нений. Однако выполнение упражнений, направленных на тренировку специальных качеств (сила, гибкость, ловкость) и развитие общей выносливости, находится на более низком уровне. Несомненно, что для службы в Вооруженных силах страны большее значение имеют тренировка специальных качеств и развитие общей выносливости

Следовательно, более половины учащихся мальчиков имеют гармоничное физическое развитие, однако доля подростков с дисгармоничным физическим развитием за счет дефицита массы тела увеличивается по мере взросления юношей. Соответствие уровня биологического развития календарному возрасту по мере взросления учащихся повышается, увеличивается также число подростков, у которых функциональные показатели опережают возрастные нормы. На фоне относительно благополучных показателей уровня физического развития учащиеся демонстрируют низкий уровень выполнения упражнений по прикладной физической подготовке: средний показатель индивидуальных оценок не достигает 4 баллов. При этом наиболее низкие показатели зафиксированы при выполнении упражнений на тренировку специатьных качеств и развитие общей физической выносливости. Данный факт диктует необходимость возобновления в школах оборонно-физкультурной допризывной подготовки юношей, мониторинга оценок по прикладной физической подготовке и своевременной организации военно-спортивных игр.

Л итература

1. Баранов А. А. Здоровье детей России в XXI веке. — М., 2000. - С. 27-34.

2. Борисов Б. М., Примаков В. И., Мартирова Т. А. // Воен.-мед. журн. — 1994. — № 6. — С. 4—7.

3. Грошев В. Н., Кудряков В. И., Попова И. В. // Здра-воохр. Рос. Федерации. — 1994. - № 3. - С. 26-28.

4. Ильин А. Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 59-62.

5. ЛюфингА. А., Тарасов А. А., ТоминА. А. // Воен.-мед. журн. - 19%. - № 5. - С. 19-21.

6. Рахманов Р. С., Генрих К. Р. // Гиг. и сан. — 1999. — № 1. - С. 71-73.

7. Сухарев А. Г., Сергета И. В. // Там же. — 1995. — № 1. - С. 29-31.

8. Четвертак А. М. // Воен.-мед. журн. — 1992. — № 2. - С. 30-34.

Поступила 28.09.2001

S u m ill a г у. The paper deals with teenagers' physical fitness for military service. The results of 6-year (from 6th to lltli forms) monitoring of the physical development and physical fitness of 850 teenagers, the pupils of Ufa general educational schools are presented. Over half the pupils are harmoniously physically developed; however, with age there is a rise in young people with disharmonious physical development due to their body weight deficiency. The lowest indices of physical fitness were recorded when the teenagers performed tests for training special qualities and for developing overall physical endurance. This fact shows it necessary to resume defense-sports pre-conscription preparation of teenagers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.