Научная статья на тему 'Результаты изучения медико-социальных факторов и физической подготовки подростков 15-17 лет'

Результаты изучения медико-социальных факторов и физической подготовки подростков 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
410
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДОПРИЗЫВНИКИ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПОДРОСТКОВАЯ СЛУЖБА / TEENS / YOUTH OF PREMILITARY AGE / HEALTH STATUS / LIFESTYLE / TEENS SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нагаев Р. Я., Ахмерова С. Г., Муталов А. Г.

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации отмечается снижение качественных показателей физической подготовленности призывного контингента. В статье приводится анализ физической подготовки подростков 15-17 лет, обучающихся в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Выявлены низкая мотивационная направленность на службу в армии, недостаточная частота и регулярность занятий физкультурой и спортом, низкий уровень закаливания, недостаточное владение навыками самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом. Дисгармоничное физическое развитие отмечено более чем у трети подростков. Только десятая часть подростков может считаться абсолютно здоровой. 62,4% обследованных относятся к третьей группе здоровья. 26,6% юношей состоят на диспансерном учете у двух специалистов, 14,2% – у трех, 10,4% – более чем у трех специалистов. В образовательных учреждениях предложено ввести систему индивидуализации и контроля за формированием навыков здорового образа жизни с помощью специальных дневников здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нагаев Р. Я., Ахмерова С. Г., Муталов А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF MEDICAL AND SOCIAL FACTORS AND PHYSICAL CONDITION OF ADOLESCENTS AGED 15-17

Over the past decades the Russian Federation witnesses a decrease in quality indicators of physical condition of draftees. The article analyses physical condition of adolescents aged 15-17 studying in establishments of general education and specialized secondary educational establishments. At initial military registration revealed low motivational orientation to serve in the army, lack of frequency and regularity of physical culture and sports, low hardening, poor mastering the skills of self-management of physical education and sport and hardening. Disharmonious physical development is marked by more than a third of teens. Only one tenth of teenagers may be considered to be perfectly healthy. 62.4% of the patients belong to the third group of health. 26.6% of young men are followed up by a two specialists, 14.2% by three, 10.4% by more than three experts. Educational institutions are proposed to introduce a system of personal approach and control over the formation of healthy lifestyle through special Diaries of health.

Текст научной работы на тему «Результаты изучения медико-социальных факторов и физической подготовки подростков 15-17 лет»

абортах и угрозах выкидыша. Эти патологии составляют наибольшую долю среди госпитализированных в стационар (23,2%). Анализ показал, что в декабре и январе (рис. 4) также

отмечалось наименьшее количество госпитализированных больных, что еще раз подтверждает зависимость динамических показателей от деятельности стационара.

Сведения об авторе статьи:

Мустафина Гульнара Талгатовна - главный врач ГБУЗ ГКБ № 21. Адрес: 450071, г. Уфа, ул. Лесной проезд, 3. Тел. 8(347)232-32-88.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альбицкий, В.Ю. Репродуктивное здоровье и поведение женщин России / В.Ю.Альбицкий [и др.] / Казань: Медицина, 2001. -248 с.

2. Борисова, З.К. Заболеваемость девушек-подростков, связанная с репродуктивным здоровьем / З.К.Борисова, Н.К.Рыжова, Ю.А. Гаревская // Медицинский альманах. - 2009. - № 4 (9). - С. 111-118.

3. Тулупова, М.С. Гинекологическая заболеваемость и репродуктивные потери в России в первой декаде XXI в. / М.С. Тулупова [и др.] // Вестн. РУДН. - 2011. - № 5. - С. 280-283.

4. Гинекология: нац. рук-во /под ред. В.И. Кулакова, И.Б. Манухина, Г.М. Савельевой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 1072 с.

5. Дедов, И.И. Гиперплазия эндометрия: патогенез, диагностика, клиника, лечение: методическое пособие для врачей / И.И. Дедов, Е.Н. Андреева. - М., 2001. - 32 с.

6. Здравоохранение в России - 2011г. Федеральная служба государственной статистики, 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b 11_34/Main.htm.

7. Кулаков, В.И. Рациональная фармакотерапия в акушерстве и гинекологии: руководство для практикующих врачей / В.И. Кулаков, В.Н. Серов, П.Р. Абакарова. - М.: Литтерра, 2005. - 1152 с.

8. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10-й пересмотр. - ВОЗ, Женева: Медицина, 1995. - Т. 1, ч. 2. - 634 с.

9. Практическая гинекология: клин. лекции / под ред. В.И. Кулакова, В.Н. Прилепской. - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 736 с.

УДК 614.2-053.6/7:355.233.11:613.4/8.96 © Р.Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Мугалов, 2013

Р.Я. Нагаев, С.Г. Ахмерова, А.Г. Муталов РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ 15-17 ЛЕТ

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

На протяжении последних десятилетий в Российской Федерации отмечается снижение качественных показателей физической подготовленности призывного контингента. В статье приводится анализ физической подготовки подростков 1517 лет, обучающихся в общеобразовательных и средних специальных учебных заведениях. Выявлены низкая мотивацион-ная направленность на службу в армии, недостаточная частота и регулярность занятий физкультурой и спортом, низкий уровень закаливания, недостаточное владение навыками самоконтроля при занятиях физкультурой и спортом. Дисгармоничное физическое развитие отмечено более чем у трети подростков. Только десятая часть подростков может считаться абсолютно здоровой. 62,4% обследованных относятся к третьей группе здоровья. 26,6% юношей состоят на диспансерном учете у двух специалистов, 14,2% - у трех, 10,4% - более чем у трех специалистов. В образовательных учреждениях предложено ввести систему индивидуализации и контроля за формированием навыков здорового образа жизни с помощью специальных дневников здоровья.

Ключееые слова: подростки, допризывники, состояние здоровья, образ жизни, подростковая служба.

R.Ya. Nagaev, S.G. Akhmerova, A.G. Mutalov THE STUDY OF MEDICAL AND SOCIAL FACTORS AND PHYSICAL CONDITION

OF ADOLESCENTS AGED 15-17

Over the past decades the Russian Federation witnesses a decrease in quality indicators of physical condition of draftees. The article analyses physical condition of adolescents aged 15-17 studying in establishments of general education and specialized secondary educational establishments. At initial military registration revealed low motivational orientation to serve in the army, lack of frequency and regularity of physical culture and sports, low hardening, poor mastering the skills of self-management of physical education and sport and hardening. Disharmonious physical development is marked by more than a third of teens. Only one tenth of teenagers may be considered to be perfectly healthy. 62.4% of the patients belong to the third group of health. 26.6% of young men are followed up by a two specialists, 14.2% - by three, 10.4% - by more than three experts. Educational institutions are proposed to introduce a system of personal approach and control over the formation of healthy lifestyle through special Diaries of health.

Key words: teens, youth of premilitary age, health status, lifestyle, teens service.

На протяжении последних десятилетий в нашей стране отмечается снижение качественных показателей физической подготовленности призывного контингента. Около 35% допризывников не могут служить в ар-

мии по причине проблем со здоровьем. 30% новобранцев имеют существенные ограничения по несению службы, также связанные со здоровьем, и не могут служить в частях, где

военнослужащие испытывают повышенные физические нагрузки [5,10,12,15].

Одним из наиболее эффективных способов физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, разумной формой организации и проведения досуга являются физическая культура и спорт. Исследования последних лет показывают, что для современных подростков характерны малоподвижный образ жизни, снижение интереса к физической культуре и спорту, преобладание пассивно-развлекательных форм досуга [8, 14]. Так, по данным ряда авторов, 56,8% 1517-летних подростков не занимаются спортом, физической культурой и не делают утреннюю зарядку, 77,6% предпочитают пассивный отдых активному. Около 50% призывников не выполняют предусмотренных нормативов по физической подготовке, до 40% не могут справиться с нагрузками, возникающими в процессе военного труда [1,3,6,7,13].

С целью определения уровня физической подготовленности допризывников нами проведена оценка двигательного режима подростков г. Сибая. В ряде исследований показаны неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков, проживающих в г. Сибае, обусловленные действием внешних факторов [2], так как этот город находится в горнодобывающей зоне Южного Урала.

Материал и методы

Исследование проводилось при первоначальной постановке подростков на воинский учет. В исследовании приняло участие 425 подростков, из них 276 (64,9%) были учащимися школ, 149 (35,1%) - учащимися средних специальных учебных заведений (ссузов) как государственной, так негосударственной формы собственности.

Изучение образа жизни проводилось методом социологического опроса. Показатели физического развития и состояния здоровья оценивались посредством анализа данных из карт амбулаторного больного и материалов призывных комиссий. Также использовались результаты выполнения учащимися упражнений по прикладной физической подготовке на

Обеспечение основных элементов двигательного режима

контрольных занятиях по физическому воспитанию.

При анализе полученных материалов использовались средние и относительные величины. Статистическая достоверность различия количественных показателей проводилась по критерию Стьюдента (1), различия считались достоверными при р<0,05. Для характеристики взаимосвязи между качественными неальтернативными признаками использовался коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты и обсуждение

Анализ данных социологического опроса выявил, что учащиеся ссузов более оптимистично оценивают свою физическую подготовленность к службе в армии. Физическую подготовленность как отличную и хорошую оценили 65,9% учащихся ссузов и 48,3% школьников, как удовлетворительную 18,4% и 24,2% соответственно. Отметили, что не в состоянии служить в армии 10,3% учащихся ссузов и 22,6% школьников. Аналогичная ситуация определена и с психологической готовностью юношей к службе в армии: 84,2% учащихся ссузов отметили психологическую готовность к службе в армии, среди школьников только 46,5%.

42,1% учащихся ссузов и 73,2% школьников считают, что служить в армии им не позволяет состояние здоровья. Основными заболеваниями, которые, по мнению подростков, являются препятствием для их службы в армии, названы заболевания опорно-двигательного аппарата (отметили 64,2% школьников и 56,3% учащихся ссузов), заболевания органов пищеварения (44,8% и 42,1% соответственно), заболевания органов зрения (42,5% и 36,2% соответственно), психические расстройства и заболевания нервной системы (24,5% и 28,6% соответственно).

Среди большинства подростков определен недостаточный уровень занятий физкультурой и спортом. Как следует из данных табл. 1, уровень занятий в спортивных секциях выше среди учащихся ссузов, чем среди школьников, тогда как школьники чаще посещают тренажерные залы, бассейны или другие спортивно-оздоровительные центры.

Таблица 1

у подростков (на 100 подростков, Р±т)

Элементы двигательного режима Школьники Учащиеся ссузов Всего

Выполнение утренней гигиенической гимнастики ежедневно или несколько раз в неделю 10,3±2,3* 6,9±2,0 8,6±2,1

Занятия в спортивных секциях 26,3±2,1 34,5±1,7** 30,4±2,8

Регулярное посещение тренажерного зала, бассейна и пр. 22,6±1,7* 14,4±1,4 18,5±2,1

* Различие достоверно при Р<0,05. ** Различие достоверно при Р<0,01. Далее во всех таблицах.

Оценка двигательного режима дополнялась определением наличия кумулятивного тренировочного эффекта (КТЭ) [11]. При этом оценивалась периодичность и систематичность посещения уроков физической культуры и лечебно-оздоровительных занятий, по-

сещение спортивных секций, тренажерных залов, бассейнов и прочего. Было выявлено, что КТЭ вообще не обеспечен у 38,2% учащихся ссузов и у 21,1% школьников, а развивающий уровень КТЭ обеспечен только у трети подростков (табл. 2).

Таблица 2

Уровень КТЭ Школьники Учащиеся ссузов Всего

Развивающий 46,3±2,3** 26,3±1,9 35,8±2,3

Поддерживающий 32,6±2,1 35,5±2,0 33,6±2,3

Не обеспечен 21,1±1,9 38,2±2,2** 29,6±2,3

Итого... 100,0 100,0 100,0

В целом КТЭ чаще обеспечен у школьников, что, по-видимому, связано с обязательной организацией физического воспитания школьников на уроках физической культуры, дополнительных и факультативных видов обучения.

Навыком самоконтроля за оптимальностью двигательных нагрузок владеют 74,5% школьников и 48,5% учащихся ссузов. Существует прямая сильная корреляционная связь (г= +0,86) между уровнем сформированности навыка самоконтроля и регулярностью самостоятельных занятий подростков в спортивных секциях и центрах.

Уровень приверженности подростков к закаливанию явно недостаточный: регулярно закаливаются 39,2% школьников и 49,2% учащихся ссузов.

В соответствии с физиолого-гигиени-ческими нормативами подростки 15-17 лет должны быть на свежем воздухе 2-2,5 часа в

день [9]. Согласно полученным данным дефицит пребывания на свежем воздухе отмечен у большинства подростков: ежедневно прогулки на свежем воздухе продолжительностью 22,5 часа совершают 48,4% учащихся ссузов и 38,4% школьников. Прогулки продолжительностью 1-2 часа в день совершают 18,4% школьников и 14,6% учащихся ссузов. Остальные подростки ежедневно бывают на свежем воздухе менее часа. Однако 26,4% учащихся ссузов указали на продолжительные прогулки, походы в выходные дни, работу на садово-огородных участках.

Оценка двигательного режима дополнялась анализом выполнения подростками упражнений по прикладной физической подготовке. Как следует из данных табл. 3, физическая подготовка подростков может быть оценена как удовлетворительная: средняя оценка индивидуальных показателей по пятибалльной системе составила 4,1 балла.

Таблица 3

Показатели выполнения под ростками нормативов по прикладной физической подготовке (в баллах), х ± т

Норматив Школьники Учащиеся ссузов Всего

Бег на 100 метров 4,3±0,04 4,1±0,04 4,2±0,04

Прыжки в высоту 4,2±0,04* 3,8±0,03 4,0±0,03

Прыжки в длину 4,2±0,04 4,0±0,04 4,1±0,04

Метание гранат 4,0±0,04 4,4±0,04* 4,2±0,04

Подтягивание на перекладине 3,7±0,04 4,1 ±0,03* 3,9±0,03

Индивидуальная оценка 4,1±0,04* 4,1± 0,04 4,1±0,04

Наиболее низкий уровень подготовки отмечен при выполнении подтягивания на перекладине, наиболее высокий - при беге на 100 метров. Определены различия в оценках исследуемых групп. Достоверные различия определены при выполнении прыжков в высоту, метании гранат и подтягивании на перекладине.

Анализ ответов на вопросы анкеты позволил выявить, что в рационе школьников чаще присутствуют такие продукты питания, как рыба и морепродукты, крепкий чай, кофе, какао, а в рационе учащихся ссузов - крупяные и макаронные блюда. Школьники соблюдают режим питания в 79,5% случаев, учащиеся ссузов - в 67,8%. Также школьники чаще,

чем учащиеся ссузов, организованно или самостоятельно питаются в школьной столовой (в 81,6% и 69,9% случаев соответственно).

Ведущим критерием состояния здоровья растущего организма является физическое развитие, уровень которого тесно связан с социально-экономическими и гигиеническими условиями жизни. Гармоничное физическое развитие имеет только половина подростков (55,6%). Дисгармоничное физическое развитие отмечено более чем у трети подростков, из них за счет дефицита массы тела у 32,6%, за счет избытка массы тела - у 6,5%. Резко дисгармоничное физическое развитие определено у 5% подростков. Только десятая часть подростков может считаться абсолютно здо-

ровой, 62,4% обследованных относятся к третьей группе здоровья, 26,6% юношей состоят на диспансерном учете у двух специалистов, 14,2% - у трех, 10,4% - более чем у трех специалистов.

Последующий корреляционный анализ позволил установить, что дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие связано с отсутствием оптимального двигательного режима, необеспеченностью кумулятивного тренировочного эффекта (г=+0,56, Р<0,01), отсутствием закаливания (г=+0,63, Р<0,05), нерациональным питанием (г=+0,78, Р<0,01) курением (г=+0,56, Р<0,05), употреблением алкоголя (г=+0,64, Р<0,01), низкой медицинской активностью (г=+0,34, Р<0,05).

Таким образом, несмотря на то, что в образовательных учреждениях большое внимание уделяется организации оптимального двигательного режима учащихся, внедряются дополнительные уроки физической культуры, проводятся динамические паузы, действуют спортивные секции, сами подростки не всегда мотивированы на активизацию физической активности [5, 13]. Поэтому в дополнение к организации различных видов физического воспитания в образовательных учреждениях необходимо ввести систему контроля за уровнем сформированности различных гигиенических навыков, степени использования их в реальной жизни.

В этой связи нами внедряются дневники (или паспорта) здоровья учащегося [4]. Дневник здоровья представляет собой индивиду-

альный, самостоятельно и регулярно заполняемый документ, отображающий основные физиологические, социальные и психологические характеристики подростков. Дневник здоровья позволяет осуществлять контроль за проведением учебного и свободного времени. Заполнение дневников здоровья позволяет провести индивидуализацию процесса обучения, разработать индивидуальные системы оздоровления.

Практические навыки по оздоровлению отрабатываются и закрепляются подростками во время уроков здоровья, занятий в кружках, посещения уроков физкультуры и групп ЛФК. Результаты, полученные при анализе дневников здоровья, регулярно сообщаются родителям подростков.

Заключение. Анализ образа жизни и физической подготовки подростков 15-17 лет выявил низкую мотивационную направленность на службу в армии, недостаточную частоту и регулярность занятий физкультурой и спортом, низкий уровень закаливания, недостаточное владение навыками самоконтроля на занятиях физкультурой и спортом, при закаливании.

В образовательных учреждениях предлагается внедрить дневники здоровья, которые являются одним из доступных методов индивидуализации процесса приобщения подростков к занятиям физкультурой и спортом и одновременно средством контроля за использованием сформированных навыков в реальной жизни.

Сведения об авторах статьи:

Нагаев Ринат Явдатович - к.м.н., доцент, зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел/факс 8 (347) 272-22-19. E-mail: NagaevRY@doctorrb .ru

Ахмерова Светлана Герценовна - д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел/факс 8 (347) 272-22-19. E-mail: Ahm.63@mail.ru

Муталов Айрат Гайнетдинович - д.м.н., профессор, зав. кафедрой педиатрии ИПО ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, председатель правления регионального отделения Союза педиатров России. Адрес: 450000, г. Уфа, ул. Ленина, 3. Тел/факс 8 (347) 255-72-03. E-mail: mutalov@ufanet.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, Е.В. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту / Е.В. Антонова, Н.И. Макеев, В.А. Родионов // Педиатрическая фармакология. - 2009. - Т.6, № 4. - С.120.

2. Аскарова, З.Ф. Влияние экологических факторов на заболеваемость в горнодобывающих городах Южного Урала / З.Ф. Аскаро-ва, Р.А. Аскаров, Э.И. Денисов, Г.А. Чуенкова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2012. -№ 2. - С. 13-17.

3. Астанкин, С.В. Анализ заболеваемости призывной молодежи Томской области / С.В. Астанкин // Бюллетень сибирской медицины. - 2007. - № 2 - С. 118-121.

4. Ахмерова С.Г., Шамигулов Ф.Б., Абдуллина Р.Р. Пути совершенствования медико-социального обеспечения подготовки школьников к военной службе на муниципальном уровне. - Уфа: Изд-во ООО «Фобос», 2012. - 152с.

5. Блеер, А.Н. Анализ Концепции Федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (по проблемам здоровья, воспитания и спорта) / А.Н. Блеер, С.А. Полиевский, Э.А. Зюрин, А.А. Иванов, В.С. Макеева. // Автономия личности - 2011. - Т. 3, № 1. - С. 6-12.

6. Гарипов, Н.Н. Региональный подход в физическом воспитании школьников допризывного возраста, проживающих в условиях Северного региона/ Н.Н. Гарипов, В.В. Пономарев // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2006. - №6/1. - С. 382-386.

7. Коваль, В.В. Мотивационное поле физической культуры молодежи призывного возраста / В.В. Коваль В.В., Е.С. Садовников // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. - С. 137-139.

8. Кузнецова, О.А. Медико-социальные факторы риска у допризывников и призывников / О.А. Кузнецова // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2009. - № 2. - С. 66-68.

9. Кучма, В.Р. Гигиенические проблемы школьных инноваций / - В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, М.И. Степанова. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2009. - 240 с.

10. Рахманов, Р.С. Оценка физического развития подростков призывного возраста и военнослужащих / Р.С. Рахманов, А.В. Кол-чин, Д.К. Божатков // Гигиена и санитария. - 2006. - № 3. - С. 54-56.

11. Речкалов, А.В. Врачебно-педагогический контроль в физической культуре и спорте: монография / А.В. Речкалов, Д.А. Корю-кин. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - С. 44-60.

12. Сафаров, Р.Э. Здоровье юношей призывного возраста Республики Башкортостан / Р.Э. Сафаров, Л.Р. Мингазова // Медицинский вестник Башкортостана. - 2011. - Т. 6, N° 3. - С. 23-25.

13. Соколова, Н. В. Анализ состояния здоровья и уровня физической подготовленности подростков допризывного возраста / Н.В. Соколова // Военно-медицинский журнал. - 2005. - Т. 326, №1. - С. 54.

14. Татанова, Д.В. Диагностика проблем в части сохранения здоровья юношей допризывного возраста / Д.В. Татанова, М.Ф. Рзян-кина // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. - 2012. - № 3. - С. 8.

15. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования системы допризывной подготовки молодёжи, Рязань, 22 апреля 2009г. // http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/04/215432.shtml.

УДК: 617.753.2-053.82-06]-085.838 © И.М. Валиахметова, С.Г. Ахмерова, 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.М. Валиахметова, С.Г. Ахмерова ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ, СТРАДАЮЩИХ МИОПИЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА)

ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Уфа

Проведен сравнительный анализ состояния здоровья студентов медицинского и педагогического колледжей, страдающих миопией. Для студентов медицинского колледжа разработан комплекс лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. Внедрение данного комплекса позволило добиться уменьшения действия неблагоприятных факторов, способствующих развитию или прогрессированию миопии у студентов.

Ключевые слова: состояние здоровья студентов, миопия, профилактика, диспансеризация.

I.M. Valiakhmetova, S.G. Akhmerova EVALUATION OF STUDENTS WITH MYOPIA HEALTH STATUS (THE CASE OF MEDICAL COLLEGE)

A comparative analysis of health status of students of medical and pedagogical colleges, suffering myopia has been carried out. For medical students, a set of health care and curative measures has been developed. The introduction of the complex led to reduction of adverse factors contributing to the development or progression of myopia in students.

Key words: the health status of students, myopia, prevention, medical examination.

Одним из значимых факторов, влияющих на состояние здоровья студента, является организация учебно-воспитательного процесса. В связи с этим перед образовательным учреждением стоит ряд задач по решению вопросов рационального сочетания труда и отдыха студентов, необходимости совершенствования методики преподавания и организации учебно-воспитательного процесса [1, 2].

Цель. Сравнительный анализ состояния здоровья студентов, страдающих миопией, и разработка комплекса мероприятий, направленных на охрану их здоровья.

Материал и методы

Нами проведено изучение состояния здоровья 278 студентов Туймазинского медицинского колледжа и Туймазинского педагогического колледжа в возрасте от 17 до 22 лет, страдающих миопией. У студентов, обучающихся в колледжах, миопия слабой степени выраженности была выявлена в 34,7% случаев, средней степени - в 42,1% случаев, высокая степень миопии определена почти у четверти студентов (23,2%).

Для сравнительной оценки состояния здоровья студентов были сформированы две группы наблюдения: основная группа, в которую вошли студенты медицинского колледжа с нарушением остроты зрения - 121 студент, из них 12 юношей (9,9%) и 109 девушек (90,1%) и контрольная группа, в которую вошли студенты педагогического колледжа с нарушением остроты зрения. Всего 157 студентов, из них 26 юношей (16,5%) и 131 девушка (83,5%).

Проводились выкопировка данных из медицинских карт студентов (ф.025-3/у), социологический опрос студентов, анализ пропусков занятий по болезни и данных дополнительного осмотра офтальмолога. Результаты и обсуждение При изучении данных медицинских осмотров было выявлено, что 96,4% студентов, страдающих миопией, имеют хронические заболевания. Сравнительные характеристики распространенности выявленных заболеваний среди студентов представлены в табл.1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.