Научная статья на тему 'Оценка уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы Магаданской области'

Оценка уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / FINANCIAL SECURITY / РЕГИОН / REGION / ВХОДЯЩИЙ И ИСХОДЯЩИЙ ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / INCOMING FINANCIAL FLOW / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА / OUTGOING FINANCIAL FLOW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова Наталья Александровна

Показано, что в последнее время в России вследствие продолжающихся кризисных явлений и общей макроэкономической неопределённости, усилились диспропорции между сосредоточенными на региональном уровне значительными расходными обязательствами, с одной стороны, и имеющимися доходными источниками с другой. Проведение оценки достигнутого уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы является актуальным для России и своевременным для Магаданской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE FINANCIAL SECURITY LEVEL IN THE SOCIAL AND ECONOMIC AREA OF THE MAGADAN REGION

It is shown that in recent times, due to the ongoing crisis phenomena in our country, the general macroeconomic uncertainty, sharp disproportions between the considerable expenditure obligations concentrated at the regional level, on the one hand, and the available revenue sources, on the other, have sharpened. The Magadan region has not become an exception in this series of negative trends. In this connection, the assessment of the achieved level of financial security of the social and economic sphere of the Magadan region is timely and relevant.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы Магаданской области»

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 336.1 ГРНТИ 06.73.75

оценка уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы магаданской области

Н.А. Романова

Северо-Восточный государственный университет Россия, 685000, г. Магадан, ул. Портовая, 13; http://www.svgu.ru

Показано, что в последнее время в России вследствие продолжающихся кризисных явлений и общей макроэкономической неопределённости, усилились диспропорции между сосредоточенными на региональном уровне значительными расходными обязательствами, с одной стороны, и имеющимися доходными источниками - с другой. Проведение оценки достигнутого уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы является актуальным для России и своевременным для Магаданской области.

Ключевые слова: оценка, финансовая обеспеченность, регион, входящий и исходящий финансовые потоки, социально-экономическая сфера.

ASSESSMENT OF THE FINANCIAL SECURITY LEVEL IN THE SOCIAL AND ECONOMIC AREA OF THE MAGADAN REGION

N.А. Romanova Northeastern State University

Russia, 685000, Magadan, st. Port, 13, http://www.svgu.ru

It is shown that in recent times, due to the ongoing crisis phenomena in our country, the general macroeconomic uncertainty, sharp disproportions between the considerable expenditure obligations concentrated at the regional level, on the one hand, and the available revenue sources, on the other, have sharpened. The Magadan region has not become an exception in this series of negative trends. In this connection, the assessment of the achieved level of financial security of the social and economic sphere of the Magadan region is timely and relevant.

Keywords: assessment, financial security, region, incoming financial flow, outgoing financial flow.

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются региональные финансы, охватывающие бюд-

© Романова Н.А., 2017

жеты административно-территориальных единиц и субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения потребностей регионов.

Именно с помощью региональных финансов обеспечивается финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. В частности, на основе предоставления средств в региональные бюджеты осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания.

При этом в последние годы круг финансируемых мероприятий значительно расширился, за счёт средств региональных бюджетов стали финансироваться в том числе и высшие учебные заведения, и крупные объекты здравоохранения, и мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др. Соответственно, роль финансов в экономическом и социальном развитии региона заключается в распределении национального дохода на экономическое и социальное развитие территории [4, с. 382].

Помимо этого финансы являются важнейшим условием экономического развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов, создания условий для привлечения в регион дополнительных ресурсов, способствуя, тем самым, развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе и в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса.

Нельзя не отметить, что с помощью региональных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстают в экономическом и социальном развитии от других районов страны, разрешая, тем самым, экономические проблемы субъектов Российской Федерации.

Однако ресурсная база регионов в современной ситуации является очень ограниченной, что вызывает объективную необходимость бюджетного регулирования объёма расходных и доходных полномочий с целью повышения уровня бюджетной обеспеченности для выполнения первоочередных задач регионального развития и бюджетного выравнивания стоимости бюджетных услуг для разных регионов [3, с. 130].

Таким образом, развитие регионов требует соответствующего финансового обеспе-

чения, определения общего объёма финансовых ресурсов, осуществления мероприятий по поиску дополнительных источников денежных средств. При этом одним из важнейших вопросов социально-экономической стабильности и развития субъектов РФ является возможность их финансового самообеспечения - способности решения ими задач регионального значения без привлечения средств вышестоящих бюджетов.

Обращаясь к непосредственному объекту нашего исследования - Магаданской области, отметим, что органы власти проводят долговую политику, направленную на обеспечение финансовой устойчивости и платёжеспособности Колымского региона, устранения риска неисполнения финансовых обязательств, поддержания сбалансированности областного бюджета и соответствия параметров областного бюджета ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации [2]. Предшествующий период характеризовался консервативной политикой заимствований и предоставления государственных гарантий Магаданской области, что способствовало поддержанию объёма государственного долга Магаданской области на достаточно низком уровне среди других субъектов Российской Федерации.

Для определения финансовой обеспеченности нашего региона необходимо рассмотреть комплекс показателей (табл. 1).

Так, входящий поток в большей степени формируется за счёт составляющих финансового потенциала региона, а исходящий - за счёт региональных расходных обязательств. При этом каждый из составляющих ресурсо-потока характеризуется функциональной целенаправленностью и внутренней стоимостью, что даёт возможность использования для оценки элементов ресурсопотока функционально-стоимостного анализа. Поэтому главным показателем, характеризующим качество управления финансовыми потоками региона, оценивающим уровень достигнутой финансовой обеспеченности территории, будет соотношение входящего и исходящего финансовых потоков.

Исходные данные для расчёта финансовой обеспеченности социально-экономической сферы Магаданской области представлены в табл. 2 [5, с. 235]. Для наглядности, показатели входящего финансового потока Магаданской области представим графически (рис. 1).

Показатели финансовой обеспеченности региона

Таблица 1

Входящий финансовый поток (ВФП)

Налоговые и неналоговые доходы региона за определённый период НД

Ресурсы инвесторов нефинансового сектора, вложенные в развитие экономики за определённый интервал ИР

Ресурсы кредитной системы региона, обеспечивающей вложение капитала в развитие хозяйствующих субъектов за определённый интервал времени РСК

Межбюджетные трансферты, получаемые регионом в рамках федеральной поддержки регионального развития МТ

Исходящий финансовый поток (ИФП)

Выделение ресурсов на финансирование потребителей бюджетных услуг (осуществление текущих расходов бюджета) ВР

Финансирование инвестиционных программ (капитальные расходы бюджета и капитальные вложения инвесторов) ФИП

Оплата ресурсов, полученных от кредитной системы региона КР

Перечисление ресурсов в федеральный бюджет в рамках системы перераспределения доходов бюджета ИМТ

Показатели ВФП, ИФП Магаданской области за 2014-2016 гг., млн руб.

Таблица 2

Год НД ИР РКС МТ БР ФИП КР ИМТ

2014 11 897 6 308,9 11 121 3 044 13 088 15 892 15 100 500

2015 15 149 7000 8 724 2 885 14 848 26 685 9 900 1000

2016 20 118 7511 9 459 2 714 15 023 26 820 8 389 700

25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

2014 2015 2016

Рис. 1. Показатели входящего финансового потока Магаданской области за 2014-2016 гг., млн руб.

Налоговые и неналоговые доходы Ресурсы инвесторов нефи-аансовог о сектора

Ресурсы кредитной системы!

Межбюджетные трансферты

Далее представим в виде графика показатели исходящего финансового потока Магаданской области за 2014-2016 гг. (рис. 2). Наибольшую сумму в 2014 г. из категории «входящий финансовый поток» имел показатель «налоговые и неналоговые доходы» (11 897,6 млн руб.), наименьшую -«межбюджетные трансферты» (3044,80 млн руб.), в категории «исходящий финансовый поток» самый большой показатель - «финансирование инвестиционных программ» (15 892,3 млн руб.), наименьший - «перечис-

ление ресурсов в федеральный бюджет» (500,0 млн руб.).

В 2015 году наибольшую сумму в категории «входящий финансовый поток», как и в 2014 г., имел показатель «налоговые и неналоговые доходы» (15 149,2 млн руб.), наименьшую также «межбюджетные трансферты» (2885), в категории «исходящий финансовый поток» самый большой показатель - «финансирование инвестиционных программ» (26 685,4), наименьший - «перечисление ресурсов в федеральный бюджет» (1000,0 млн руб.).

В 2016 г. наибольшую сумму в категории «входящий финансовый поток» имел показатель «налоговые и неналоговые доходы» (20 118,7 млн руб.), наименьшую - «межбюджетные трансферты» (2 714,70 млн руб.), в

категории исходящий финансовый поток самый большой показатель - «финансирование инвестиционных программ» (26 820,7 млн руб.) наименьший - «перечисление ресурсов в федеральный бюджет» (700,0 млн руб.).

30 000 25 000 20 000 15 000 10 000 5 000 0

И

!

Финансирование потребителей бюджетных услуг

Финансирование инвестиционных программ

Оплата ресурсов кредитной системы

Пересисление ресурсов в федеральный бюджет

2014

2015

2016

Рис. 2. Показатели исходящего финансового потока Магаданской области за 2014—2016 гг., млн руб.

Таким образом, финансовая обеспеченность представляет собой соотношение финансовых ресурсов региона и потребности в них, рассчитанное с учётом социальных нормативов и дифференциации последних по важнейшим направлениям социально-экономического развития региона. Традиционные источники пополнения финансовых ресурсов региона в виде федеральных дотаций, налоговых поступлений от государственных предприятий промышленности и сельского хозяйства в настоящее время резко сократились [5, с. 229].

В условиях, когда регионам приходится самостоятельно решать всё большее число вопросов, роль региональных бюджетов возрастает, а сфера их использования расширяется. При этом повышение финансовой самодостаточности и независимости субъектов федерации имеет колоссальный потенциал для их прогрессивного развития. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что регионы, формируя свои бюджеты, в полной мере проявляют финансовую самостоятельность в расходовании средств на развитие своей территории, обеспе-

чивают равномерное и поступательное развитие всех подведомственных им учреждений как производственного, так и непроизводственного значения. Увеличение доли собственных финансовых ресурсов в бюджете того или иного региона позволяет органам представительной и исполнительной власти региона формировать финансовую базу в целях осуществления своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1].

Проведённая оценка достигнутого уровня финансовой обеспеченности социально-экономической сферы Магаданской области даёт возможность ставить и решать стратегические задачи экономического, социального и политического развития региона на перспективу, включая привлечение инвестиций в регион, долгосрочные внутренние и внешние облигационные займы, развитие и модернизацию региональной инфраструктуры, долгосрочные социальные и экономические региональные программы, поддержку значимых для региона отраслей и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декаб. 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декаб. С. 3.

REFERENCES

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: prmyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekab. 1993 g. // К«-siyskaya gazeta. 1993. № 237. 25 dekab. S. 3.

2. Бюджетный кодекс РФ: принят Государственной Думой 17 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3823.

3. Зенченко С.В. Финансовая обеспеченность региона и современные подходы к её оценке // Вестн. Северо-Кавказ. федер. ун-та. 2009. № 2. С. 127-132.

4. Романова Н.А., Лысяная А.Ю. Проблемы формирования бюджета субъекта РФ и пути их решения (по материалам Магаданской области) // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 1 (9). С. 381-385.

5. Романова Н.А., Лысяная А.Ю. Социально-экономические и правовые основы развития экономики / под ред. А.А. Сукиасян. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2017. 267 с.

Романова Наталья Александровна - канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой финансов СевероВосточного государственного университета

2. Byudzhetny kodeks RF: prinyat Gosudar-stvennoy Dumoy 17 iyulya 1998 g. // Sobranie za-konodatel'stva RF. 1998. № 31. st. 3823.

3. Zenchenko S.V. Finansovaya obespechennost' regiona i sovremennye podhody k ee otsenke // Vestn. Severo-Kavkaz. federa. un-ta. 2009. № 2. S. 127-132.

4. Romanova N.A., Lysyanaya A.Yu. Problemy formirovaniya byudzheta sub'ekta RF i puti ih rescheniya (po materialam Magadanskoy oblasti) // Sovremennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2017. № 1 (9). S. 381-385.

5. Romanova N.A., Lysyanaya A.Yu. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye osnovy razvitiya ekonomiki / pod red. A.A. Sukiasyan. Ufa : OMEGA SAINS, 2017. 267 s.

Romanova Natalya Aleksandrovna - Cand. Sc. {Economy}, Ass. Prof., Head of the Finance Department at Northeastern State University.

Статья поступила в редакцию 12.09.2017 г.

УДК 336.7 ГРНТИ 06.73.75

государственная финансовая поддержка

ипотечной системы на региональном

уровне (на примере магаданской области)

Н.А. Романова, С.Г. Ковальчук Северо-Восточный государственный университет Россия, 685000, г. Магадан, ул. Портовая, 13; http://www.svgu.ru

Несмотря на усилия, прилагаемые государством для решения одной из острых проблем по обеспечению жилья граждан страны, вопрос остаётся неразрешимым для наиболее уязвимой части населения, работающей в бюджетной сфере. Такие факторы, как низкая заработная плата работников образовательной сферы, особенно молодых специалистов, негативные инфляционные процессы, девальвация национальной валюты, приводят к тому, что денежные средства на покупку жилья приходится откладывать достаточно продолжительный период времени. Это приводит к обесцениванию денежных средств и удлинению срока накопления, что не позволяет гражданам купить достойное жильё. Поэтому ипотечное кредитование для работников сферы образования, обеспеченное государственной поддержкой, может стать вариантом решения проблемы.

Ключевые слова жильё, ипотека, образовательная сфера, региональные программы, Магаданская область.

STATE FINANCIAL BACKING OF THE MORTGAGE SYSTEM AT THE REGIONAL LEVEL (USING THE MAGADAN REGION AS THE EXAMPLE)

N.A. Romanova, S. G. Koval 'chuk Northeastern State University

Russia, 685000, Magadan, st. Port, 13, http://www.svgu.ru

The article deals with the issue of housing for the citizens and, especially, for the most vulnerable part of the population working in the budgetary sphere, despite the efforts made by the state to solve this problem. People need to put away

© Романова Н.А., Ковальчук С.Г., 2017_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.