Научная статья на тему 'Факторы и причины финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований в современных условиях'

Факторы и причины финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1430
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРОВ / ПРИЧИНЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ / MUNICIPAL ENTITY / LOCAL BUDGET FINANCIAL-BUDGET INSOLVENCY / CLASSIFICATION OF FACTORS / REASONS FOR INSOLVENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Екатерина Владимировна

В результате исследования теоретических положений финансовой несостоятельности муниципальных образований систематизировано движение финансово-бюджетных потоков на муниципальном уровне, выделены факторы, оказывающие влияние на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов, а также сформулированы причины формирования несостоятельных территорий. На основании анализа показателей местных бюджетов сделан вывод о недостаточной обеспеченности муниципалитетов собственными доходами для исполнения полномочий и низком уровне их бюджетной автономии. Полученные результаты могут быть использованы при разработке основных направлений совершенствования муниципальных финансовых отношений и определении путей решения сложившихся финансовых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS AND REASONS FINANCIAL BUDGET INSOLVENCY OF MUNICIPAL ENTITIES IN CURRENT CONDITIONS

As a result of the theoretical provision’s studying the financial insolvency of municipalities, financial and budgetary flows at the municipal level are systematized, the factors influencing the financial and budgetary condition of municipalities are identified, and the reasons for the formation of insolvent territories are formulated. It was concluded that municipalities is lacked sufficient revenues to fulfill powers and there is a low level of budget autonomy. This is based on the analysis of local budget’s indicators. The obtained results can be used to develop the main directions for improving municipal financial relations and to determine ways of solving the financial problems.

Текст научной работы на тему «Факторы и причины финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований в современных условиях»

УДК 336.132.11 JEL H72

Орлова Екатерина Владимировна

ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», г. Иркутск e-mail: e_zhitova@mail.ru

Orlova Yekaterina

Seniora lecturer, Baikal State University, Irkutsk e-mail: e_zhitova@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2018-5-64-71

ФАКТОРЫ И ПРИЧИНЫ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В результате исследования теоретических положений финансовой несостоятельности муниципальных образований систематизировано движение финансово-бюджетных потоков на муниципальном уровне, выделены факторы, оказывающие влияние на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов, а также сформулированы причины формирования несостоятельных территорий. На основании анализа показателей местных бюджетов сделан вывод о недостаточной обеспеченности муниципалитетов собственными доходами для исполнения полномочий и низком уровне их бюджетной автономии. Полученные результаты могут быть использованы при разработке основных направлений совершенствования муниципальных финансовых отношений и определении путей решения сложившихся финансовых проблем. Ключевые слова: муниципальное образование, местный бюджет, финансово-бюджетная несостоятельность, классификация факторов, причины несостоятельности.

THE FACTORS AND REASONS FINANCIAL BUDGET INSOLVENCY OF MUNICIPAL ENTITIES IN CURRENT CONDITIONS

Abstract. As a result of the theoretical provision s studying the financial insolvency of municipalities, financial and budgetary flows at the municipal level are systematized, the factors influencing the financial and budgetary condition of municipalities are identified, and the reasons for the formation of insolvent territories are formulated. It was concluded that municipalities is lacked sufficient revenues to fulfill powers and there is a low level of budget autonomy. This is based on the analysis of local budget's indicators. The obtained results can be used to develop the main directions for improving municipal financial relations and to determine ways of solving the financial problems.

Keywords: municipal entity, local budgetfinancial-budget insolvency, classification of factors, reasons for insolvency.

Условием финансовой стабильности государства является обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансово-бюджетной устойчивости муниципальных образований. Достигнуть целей бюджетной политики и задач социально-экономического развития территорий возможно только при наличии достаточной финансовой базы для реализации полномочий местного самоуправления и справедливом распределении ресурсов между уровнями власти.

Вопросы несостоятельности муниципальных образований в научной литературе рассматривали А. Б. Золотарев, В. А. Тарасов, Н. Э. Шишкина и др. Основным критерием несостоятельности муниципального образования признают принцип неплатежеспособности, а именно, невозможность оплаты долгов по мере наступления срока платежа. При этом для определения финансово-бюджетной несостоятельности муниципалитетов, на наш взгляд, необходимо своевременно выявлять факторы, оказывающие существенное влияние на финансово-бюджетное состояние территорий и причины их несостоятельности.

Цель настоящей работы — изучение факторов и причин финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований с учетом современных реалий и изменений в системе бюджетного регулирования в России.

Как показало проведенное исследование, финансовое состояние значительного количества муниципальных образований в России в настоящее время является неудовлетворительным, о чем свидетельствует структура доходов местных бюджетов, показатели исполнения бюджетов по расходам, уровень финансовой обеспеченности полномочий и долговая устойчивость муниципалитетов.

© Орлова Е.В., 2018

Анализ доходной части местных бюджетов Российской Федерации (далее — РФ) за 1996-2017 гг. подтверждает наличие вертикальной несбалансированности и зависимости муниципальных образований от финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (рис. 1).

80

70

60

50

ч:

о ё 40

30

20

10

0

68,2

59,8

63,

37,:

32,5

59,2

61,

63,

63,4

53,5

53,0

28,3

40,5

36,2

1

31,0

29,:

27,6

28,9

1111 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2014 г. 2016 г.

Налоговые доходы

Безвозмездные перечисления от других бюджетов бюджетной системы РФ

Неналоговые доходы

- Доходы местных бюджетов в % к валовому внутреннему продукту

Источники: [2; 10; 13; 14; 15]

Рис. 1. Структура и динамика доходов местных бюджетов Российской Федерации в 1996-2016 гг.

В результате рассмотрения порядка формирования доходов бюджетов муниципальных образований, можно выделить общие для всех местных бюджетов страны закономерности. В частности, муниципальные образования не обладают бюджетной автономией вследствие необеспеченности доходными источниками и характеризуются низкой долей собственных налоговых и неналоговых доходов.

Изменение бюджетного и налогового законодательства не привело к ожидаемому повышению финансовой обеспеченности муниципалитетов и росту собственной доходной базы. Так, снижение налоговых доходов в 2005 г. было связано с отменой муниципальной доли ставки по налогам на прибыль и имущество организаций, а также снижением норматива зачисления налога на доходы физических лиц в местные бюджеты [1; 10; 11]. Последующее изменение нормативов отчислений в местные бюджеты не привело к значительному увеличению доли налоговых доходов, и в большинстве субъектов РФ доходы (без учета безвозмездных поступлений) не превышают 40-45 % общих доходов местных бюджетов.

По данным мониторинга исполнения бюджетов муниципальных образований расходы на решение вопросов местного значения в динамике снижались и к 2017 г. составили около 63 % в общей сумме расходов бюджетов. При этом в бюджетах поселений их значение достигло 99 % в связи с тем, что на данный уровень передается незначительный объем государственных полномочий. Такая структура расходов обусловлена также практически отсутствием возможности у муниципальных властей финансировать расходы, не отнесенные к вопросам местного значения.

Для характеристики финансово-бюджетного состояния российских муниципальных образований была проведена оценка ряда финансовых показателей в текущих условиях (табл. 1).

Таблица 1

Показатели Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Финансовое обеспечение полномочий местного самоуправления (без учета межбюджетных трансфертов), % 51,36 52,80 59,62 53,85 55,17 56,35

Общая финансовая устойчивость (отношение налоговых и неналоговых доходов к расходам бюджета), % 38,91 37,90 38,43 35,66 35,91 36,42

Соотношение кредиторской задолженности и расходов местного бюджета, % 0,80 0,40 0,60 0,40 0,65 0,70

Дефицит местных бюджетов, млрд. руб. 14,80 27,50 42,20 54,70 63,30 10,00

Уровень сбалансированности (соотношение дефицита и объема доходов без учета безвозмездных поступлений), % 1,28 2,29 3,20 4,30 4,95 0,75

Соотношение муниципального долга и объема доходов (без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений), % 20,4 21,5 23,5 26,5 29,9 30,9

Составлено автором по источнику: [13]

Оценка показателей, характеризующих финансово-бюджетное состояние муниципалитетов, свидетельствует о следующих тенденциях:

- полномочия местного самоуправления являются недостаточно финансово обеспеченными;

- муниципальные образования не обладают финансово-бюджетной устойчивостью в долгосрочном периоде;

- объем кредиторской задолженности сохраняется на допустимом уровне (в том числе за счет активного применения органами региональной власти инструментов межбюджетного регулирования);

- несмотря на положительную динамику 2016 г. бюджеты исполняются с дефицитом, в частности, наибольшие проблемы испытывают городские и сельские поселения;

- продолжает увеличиваться долговая нагрузка на местные бюджеты.

Таким образом, финансово-бюджетное состояние муниципалитетов в стране доказывает необходимость совершенствования муниципальных финансовых отношений и определения возможных путей преодоления несостоятельности.

Следует отметить, что проблематика, связанная с развитием финансовых основ местного самоуправления и повышением эффективности управления публичными финансами, нашла отражение в трудах М. П. Афанасьева, А. Г. Атаевой, Т. В. Грицюк, Е. А. Качановой, А. П. Киреенко, В. А. Максимова, В. Г. Панскова, С. В. Перфильева, Г. Б. Поляка, Л. В. Пригоды, В. И. Самарухи, А. В. Силуанова, Т. В. Сорокиной и др. Однако вопросы систематизации факторов и причин формирования финансово несостоятельных муниципальных образований остаются недостаточно проработанными.

Локальные общественные блага распределяют посредством механизмов бюджетного регулирования за счет закрепления финансово-бюджетных потоков за каждым уровнем бюджетной системы, определения их направления, пропорций распределения, назначения. Следовательно, в основе функционирования муниципальных финансовых отношений лежат финансово-бюджетные потоки между хозяйствующими субъектами, имеющие различную направленность и интенсивность (рис. 2).

Центральным элементом при движении финансово-бюджетных потоков на муниципальном уровне выступает местный бюджет, его доходы, формируемые в результате перераспределительных процессов, составляют основу финансовых ресурсов муниципального образования. Расходная часть бюджета доказывает социальную направленность и значимость местного самоуправления в структуре публичной власти государства.

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 2. Движение финансово-бюджетных потоков на местном уровне

Субъектами, участвующими в формировании финансово-бюджетных потоков в муниципалитете, выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, муниципальный бюджетный сектор, банки, предприятия различных форм собственности и население.

Формируемые финансовые потоки в муниципальном образовании можно классифицировать на внутренние и внешние по отношению к муниципалитету и относительно субъектов, их генерирующих, на входящие и исходящие.

Основными внешними финансовыми потоками для бюджетной системы большинства муниципальных образований страны в текущих условиях являются финансовая помощь от федерального и регионального уровней власти в форме межбюджетных трансфертов и получаемые бюджетные кредиты. Внутренние финансово-бюджетные потоки представлены, в основном, поступлением налоговых и неналоговых платежей в бюджет и выплат населению, учреждениям, предприятиям муниципалитета.

Таким образом, неэффективное использование финансовых ресурсов и неустойчивое финансово-бюджетное равновесие в муниципальном образовании является следствием нерационального и неоптимального движения финансово-бюджетных потоков.

Для обеспечения всестороннего и качественного анализа причин финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований и выработки на этой основе предложений по ее преодолению, определим основания для классификации факторов, определяющих финансово-бюджетную несостоятельность муниципальных образований (рис. 3).

Составлено автором по материалам исследования

Рис. 3. Классификация факторов, оказывающих влияние на финансово-бюджетное состояние муниципальных образований

Во-первых, можно разделить факторы по месту локализации на внешние и внутренние. Внешние факторы оказывают влияние на использование ресурсов, определяют риски и общую ситуацию в муниципальном образовании извне, воздействовать на которые органам местного самоуправления практически невозможно. В составе внешних факторов можно выделить группы природно-географических, экономических, социальных, политических, институциональных факторов. Внутренние факторы характеризуют влияние внутренней среды муниципального образования на его финансовое состояние. В частности, к таким факторам можно отнести уровень развития муниципальной экономики, величину и состав финансовых ресурсов, финансовый потенциал, инвестиционную привлекательность, качество финансового менеджмента на муниципальном уровне [5; 6; 7; 9].

Во-вторых, в зависимости от силы действия выделяют существенные и несущественные факторы. Например, к существенным внешним факторам, влияющим на финансово-бюджетное состояние муниципальных образований, можно отнести: социально-экономическое развитие страны и региона, реализуемую бюджетную и налоговую политику на федеральном и региональном уровне, принципы распределения финансовой помощи между муниципалитетами в регионе, изменения в законодательстве, регламентирующие вопросы финансового обеспечения местного самоуправления или косвенно влияющие на сбалансированность местных бюджетов. Среди существенных внутренних факторов, определяющих состояние финансов в муниципальном образовании, можно выделить эффективность деятельности органов местного самоуправления, качество финансового планирования, прогнозирования и исполнения бюджетных показателей, наличие значительных финансовых обязательств перед кредиторами (кредитными организациями, органами государственной власти).

В-третьих, факторы могут отличаться по характеру проявления: явно действующие (наблюдаемые и фиксируемые) и латентные (скрытые). Первую группу возможно определить и оценить, в том числе при использовании общедоступной финансовой, правовой информации и данных муниципальной статистики. Однако ряд факторов, непосредственно влияющих на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов, зафиксировать достаточно сложно ввиду отсутствия необходимой информации и рычагов воздействия. Так, наличие неформальных отношений, субъективизм между региональным уровнем власти и органами местного самоуправления, недостаточный уровень профессионализма муниципальных служащих влекут за собой ошибки в области бюджетного планирования, прогнозирования, распределения бюджетных средств, приводят к нецелевому и неэффективному их использованию, ухудшению финансово-бюджетного состояния муниципалитетов, снижению качества оказываемых муниципальных услуг.

В-четвертых, по периоду влияния можно классифицировать факторы, разделив на постоянно действующие, действующие с установленной периодичностью и случайные. Основная часть факторов — действующие постоянно или на длительный период, определяемый сроком действия соответствующих законодательных актов. При этом достаточно сложно определить случайные факторы, характерные только для определенного муниципалитета в конкретный момент времени, например, форс-мажорные обстоятельства.

И, наконец, в зависимости от возможностей органов местного самоуправления оказывать на них воздействие, можно выделить управляемые и неуправляемые факторы. Наиболее проблемными являются неуправляемые внешние факторы, в первую очередь это касается принятия законодательных актов в области бюджетного и налогового законодательства, способствующего сокращению финансового потенциала муниципальных образований, спад в экономике, снижение уровня финансовой поддержки из центра и региона.

Основываясь на экономическом критерии рассмотрим детально лишь существенные факторы, влияющие на формирование финансово несостоятельных муниципальных образований.

В современных условиях существенные факторы, оказывающие влияние на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов в России - качество финансового менеджмента на региональном муниципальном уровнях, наличие собственной финансовой базы у муниципальных образований для исполнения возложенных на них полномочий, долговая нагрузка, социально-экономическое развитие территории, ее инвестиционная привлекательность и текущая экономическая, социальная, политическая ситуация в стране. К примеру, ухудшение конъюнктуры финансовых рынков или увеличение стоимости заемных средств, предназначавшихся для реструктуризации задолженности, могут негативным образом отразиться на финансово-бюджетном состоянии муниципалитетов.

Системная классификация факторов, влияющих на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов, позволяет сформулировать следующие причины финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований.

Во-первых, в основе финансовой необеспеченности муниципалитетов лежит отсутствие финансово-бюджетного равновесия между входящими и исходящими финансовыми потоками. Обеспечение финансово-бюджетного равновесия заключается в формировании реальных расходных полномочий, сбалансированных финансовыми ресурсами муниципального образования [12]. Однако под воздействием внешних и внутренних факторов в муниципалитете может возникнуть горизонтальная и вертикальная несбалансированность [4; 8]. Горизонтальный дисбаланс является следствием неравномерности размещения доходной базы и существенной дифференциации муниципальных образований по размеру налогового потенциала [3], вертикальный дисбаланс проявляется в структуре доходов местных бюджетов и заключается в значительном превышении средств бюджетного регулирования над собственными доходами муниципальных образований.

Вторая причина ухудшения финансово-бюджетного положения муниципалитетов - институциональные условия, в которых оказываются муниципалитеты в настоящее время. К примеру, изменение федерального и регионального законодательств, административные барьеры, сложность экономической ситуации и др. Так, снижение собственных налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов, уменьшение доли нецелевой финансовой помощи вследствие внесения поправок в законодательные акты и изменение принципов межбюджетных отношений уменьшают финансовую самостоятельность органов местного самоуправления и способствуют возникновению финансово-бюджетной несостоятельности муниципальных образований.

Кроме того, важнейшей причиной финансово-бюджетной несостоятельности является низкое качество управления региональными и муниципальными финансами и неэффективность финансового менеджмента

в муниципальном бюджетном секторе. Это проявляется в наличии значительной недоимки по налоговым доходам, неэффективном управлении муниципальной собственностью, нецелевом расходовании бюджетных средств и недостаточной квалификации кадров бюджетного аппарата. При этом применяемые методики распределения финансовой помощи на практике могут не способствовать снижению межмуниципальной дифференциации, а проводимые мероприятия - не обеспечивать социально-экономическое развитие территорий и повышение их инвестиционной привлекательности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время муниципальные образования в стране сталкиваются со значительными финансовыми трудностями и нуждаются в системных преобразованиях. Институт местного самоуправления должен строиться на рациональном движении потоков финансовых ресурсов и необходимости развития финансового потенциала территории. При этом важно при разработке основных направлений совершенствования муниципальных финансовых отношений и определении путей решения сложившихся финансовых проблем принимать во внимание причины формирования финансово несостоятельных муниципальных образований и учитывать все факторы, оказывающие существенное влияние на финансово-бюджетное состояние муниципалитетов.

Библиографический список

1. Дзагоева, М. Р. Местные бюджеты и административная реформа / М. Р. Дзагоева, А. Э. Сланов // Вестник финансовой академии. - 2005. - № 4. - С. 130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Качанова, Е. А. Об оценке финансовой зависимости местного бюджета в условиях ограниченных бюджетных ресурсов // Муниципалитет: экономика и управление. - 2015. - № 2 (11). - С. 47-54.

3. Киреенко, А. П. Повышение доходного потенциала местных бюджетов на основе закрепления дополнительных налоговых доходов / А. П. Киреенко, Е. Н. Орлова // Baikal research journal. - 2017. - Т. 8. - № 4. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_32366286_99376199.pdf. (дата обращения: 31.03.2018).

4. Котилко, В. В. Анализ опыта бюджетного выравнивания на уровне муниципальных образований и на муниципальном уровне / В. В. Котилко, Т. В. Грицюк // Научное обозрение: теория и практика. - 2014. - № 1. - С. 108-117.

5. Куцури, Г. Н. Особенности влияния основных факторов на устойчивость бюджета / Г. Н. Куцури, А. А. Левдонский // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12-4 (65-4). - С. 80-84.

6. Пригода, Л. В. Теоретико-методологические основы формирования финансовой политики муниципальных образований // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 2. - Ч. 3. - С. 266-270.

7. Проблемы и перспективы развития территориальных социально-экономических систем: монография / А. Г. Каримов,

A. Г. Атаева, А. В. Гаврикова, С. М. Гаймалова, Г. Р. Зиннурова, Г. Р. Ислакаева, Г. А. Лукашов, В. В. Орешников. -Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2012. - 276 с.

8. Сорокина, Т. В. Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования бюджетного сектора муниципальных образований // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2011. - № 2 (34). - С. 17-21.

9. Федотов, Д. Ю. Бюджетная самостоятельность, как способ обеспечения экономической безопасности субъектов Российской Федерации // Социально-экономические и правовые проблемы обеспечения безопасности региона: материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 19-21 февраля 2015 г. - Иркутск, 2015. - С. 209-224.

10. Финансово-экономические проблемы муниципальных образований: монография / К. И. Таксир, А. В. Максимов, Г. К. Шеховцев, Ю. К. Петров, Е. М. Бухвальд, Т. В. Храмова, А. С. Гранильщиков, А. Г. Трифонов, А. М. Омаров,

B. Д. Грибов, И. П. Молчанов, В. П. Иваницкий, Э. В. Пешина, Т. Ф. Романова, О. Б. Иванова, В. И. Самаруха, Т. В. Сорокина. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 704 с.

11. Чернявский, А. В. Финансовая децентрализация и местное самоуправление в период реформ / А. В. Чернявский, К. С. Вартапетов // Вопросы экономики. - 2003. - № 10. - С. 94-107.

12. Шимширт, Н. Д. Теория и практика формирования финансово-бюджетного равновесия на региональном уровне // Траектории реформирования российской экономики. - Томск, 2014. - Т. 1. - С. 501-513.

13. Информация о результатах проведения мониторинга исполнения местных бюджетов и межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях за 2010-2016 гг. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minfin.ru/ru/ perfomance/regions/monitoring_results/Monitoring_local/results/ (дата обращения: 15.04.2018).

14. Информация официального сайта Федерального казначейства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 15.04.2018).

15. Информация официального сайта Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/ accounts/ (дата обращения: 15.04.2018).

References

1. Dzagoeva M. R., Slanov A. Je. Mestnye byudzhety i administrativnaya reforma [Local budgets and administrative reform] // Vestnik finansovoj akademii [Bulletin of the Financial Academy], 2005, I. 4, P. 130.

2. Kachanova E. A. Ob ocenke finansovoj zavisimosti mestnogo byudzheta v usloviyah ogranichennyh byudzhetnyh resursov [On the evaluation of local budget's financial dependence in the conditions of limited budget resources] // Municipalitet: ehkonomika i upravlenie [Municipality: economy and management], 2015, I. 2(11), pp. 47-54.

3. Kireenko A. P., Orlova E. N. Povyshenie doxodnogo potenciala mestnyx byudzhetov na osnove zakrepleniya dopolnitelnyx nalogovyx doxodov [Increase of income potential of local budgets on the basis of consolidation of additional tax revenues] // Baikal research journal, 2017, T. 8, I. 4. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32366286 (accessed 01.03.2018).

4. Kotilko V V, Gritsyuk T. V Analiz opyta byudzhetnogo vyravnivaniya na urovne municipal'nyh obrazovanij i na municipal'nom urovne [Analysis of the experience with fiscal equalization at the municipal level] // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika [Scientific review: theory and practice], 2014, I. 1, pp. 108-117.

5. Kucuri G. N., Levdonskij A. A. Osobennosti vliyaniya osnovnyh faktorov na ustojchivost' byudzheta [Peculiarities of the influence of the main factors on the budget stability] // Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2015, I. 12-4 (65-4), pp. 80-84.

6. Prigoda L. V Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya finansovoj politiki municipal'nyh obrazovanij [Theoretical and methodological bases offorming the financial policy of municipalities] // Ekonomicheskij vestnik Rostovskogo gosudarst-vennogo universiteta [Economic bulletin of Rostov state University], 2007, V. 5, I. 2, part 3, pp. 266-270.

7. Problemy i perspektivy razvitiya territorial'nyh social'no-ehkonomicheskih system [Problems and prospects for the development of territorial socio-economic systems]: Monografiya [Monograph] / A. G. Karimov, A. G. Ataeva, A. V. Gavrikova, S. M. Ga-jmalova, G. R. Zinnurova, G. R. Islakaeva, G. A. Lukashov, V. V. Oreshnikov. Ufa: ISJeI UNC RAN, 2012. 276 p.

8. Sorokina T. V. Mezhbyudzhetnye transferty kak instrument regulirovaniya byudzhetnogo sektora municipal'nyh obrazovanij [Intergovernmental transfers as an instrument of regulation of the budget sector of the municipal entities] // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ehkonomicheskogo universiteta [News of the Ural state University of Economics], 2011, I. 2 (34), pp. 17-21.

9. Fedotov D. Yu. Byudzhetnaya samostoyateFnost", kak sposob obespecheniya e"konomicheskoj bezopasnosti sub""ektov Rossijskoj Federacii [Budgetary independence as a way of ensuring economic security of subjects of the Russian Federation] // Social" -no-e"konomicheskie i pravovy"e problemy" obespecheniya bezopasnosti regiona : materialy" mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii. Irkutsk, 19-21.02.2015 [Socio-economic and legal problems of ensuring the security of the region : materials of the international scientific-practical conference. Irkutsk, 19-21.02.2015]. Irkutsk, 2015, pp. 209-224.

10. Finansovo-ehkonomicheskie problemy municipal'nyh obrazovanij [Financial and economic problems ofmunicipal formations]: Monografiya [Monograph] / K. I. Tacsir, A. V. Maximov, G. K. Shekhovtsev, J. K. Petrov, E. M. Buchwald, T. V. Khramova, S. A. Hranilischa, A. G. Trifonov, A. M. Omarov, V D. Gribov, I. P. Molchanov, V P. Ivanitsky, E. V. Peshina, T. Ph. Romanova, O. Ivanov, V I. Samarukha, T. V Sorokina. M.: Finansy i statistika [Publishing house «Finance and statistics»], 2002. 704 p.

11. Chernjavskij A., Vartapetov K. Finansovaya decentralizaciya i mestnoe samoupravlenie v period reform [Financial decentralization and local self-government in the period of reforms] // Voprosy ehkonomiki [Issues of Economics], 2003, I. 10, pp. 94-107.

12. Shimshirt N. D. Teoriya i praktika formirovaniya finansovo-byudzhetnogo ravnovesiya na regional'nom urovne [Theory and Practice of Forming the Financial and Budgetary Equilibrium at the Regional Level] // Traektorii reformirovaniya rossijskoj ehkonomiki [Trajectories of Reforming the Russian Economy], Tomsk, 2014, T. 1, pp. 501-513.

13. Informaciya o rezul'tatah provedeniya monitoringa ispolneniya mestnyh byudzhetov i mezhbyudzhetnyh otnoshenij v sub"ektah Rossij skoj Federacii na regional'nom i municipal'nom urovnyah za 2010-2016. [Information on the results of monitoring the implementation of local budgets and intergovernmentalfiscal relations in the constituent entities of the Russian Federation at the regional and municipal levels for 2010-2016]. Available at: http://minfin.ru/ru/perfomance/regions/monitoring_ results/Monitoring_local/results/ (accessed 15.04.2018).

14. Informaciya oficial'nogo sajta Federal'nogo kaznachejstva [Information on the official website of the Federal Treasury]. Available at: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (accessed 15.04.2018).

15. Informaciya oficial'nogo sajta Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki RF [Information of the official website of the Federal Service of State Statistics of the Russian Federation]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ ru/statistics/accounts/ (accessed 15.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.