Научная статья на тему 'Оценка уровня экономической безопасности обороннопромышленного комплекса Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования'

Оценка уровня экономической безопасности обороннопромышленного комплекса Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1842
435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / ECONOMIC SECURITY / MILITARY AND ECONOMIC SECURITY THREAT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбаса Н. А.

В статье подробно описана структура военно-экономической безопасности России, описаны основные характеристики уровня экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса России, предложены направления обеспечения военно-экономической безопасности. На основании анализа состояния оборонно-промышленного комплекса, предложена система угроз экономической безопасности, оказывающих негативное воздействие на оборонно-промышленный комплекс России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the level of economic security of the military-industrial complex of the Russian Federation in the market conditions of managing

The article described in detail the structure of the military and economic security of Russia, describes the main characteristics of the economic security of military-industrial complex of Russia, proposed guidelines for ensuring the military and economic security. Based on the analysis of the military-industrial complex, proposed a system of threats to economic security that have a negative impact on the military-industrial complex of Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня экономической безопасности обороннопромышленного комплекса Российской Федерации в рыночных условиях хозяйствования»

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБОРОННОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Ковбаса Н.А., профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности, к.э.н., доцент

В статье подробно описана структура военно-экономической безопасности России, описаны основные характеристики уровня экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса России, предложены направления обеспечения военно-экономической безопасности. На основании анализа состояния оборонно-промышленного комплекса, предложена система угроз экономической безопасности, оказывающих негативное воздействие на оборонно-промышленный комплекс России.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, экономическая безопасность, военно-экономическая безопасность, угроза.

ASSESSING THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY OF THE MILITARYINDUSTRIAL COMPLEX OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MARKET CONDITIONS OF MANAGING

Kovbasa N., Professor of tax control and audit of financial-economic activity chair, Ph.D., assistant professor

The article described in detail the structure of the military and economic security of Russia, describes the main characteristics of the economic security of military-industrial complex of Russia, proposed guidelines for ensuring the military and economic security. Based on the analysis of the military-industrial complex, proposed a system of threats to economic security that have a negative impact on the military-industrial complex of Russia.

Keywords: military-industrial complex, economic security, military and economic security threat.

Оборонно-промышленный комплекс, рассматриваемый как часть экономики России, является важным элементом эффективного функционирования государства, поскольку не только обеспечивает военную безопасность государства, но и участвует в формировании стабильного экономического развития, и, следовательно, является необходимым звеном обеспечения национальной безопасности в целом. Из данного положения вытекает необходимость обеспечения экономической безопасности рассматриваемого комплекса, что предопределяет, в свою очередь, потребность оценки существующего на современном этапе уровня экономической безопасности ОПК.

Рассматривая безопасность оборонно-промышленного комплекса, необходимо, прежде всего, проанализировать его структуру и его экономическую оставляющую в структуре национальной безопасности России. Для этого подчеркнем, что в структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место, что обусловлено тем, что все виды безопасности, так или иначе, не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

Взаимосвязь оборонно-промышленного комплекса, его экономической безопасности и экономической безопасности государства в системе национальной безопасности возможно представить в виде схемы (рис. 1).

Необходимо отметить, что в СССР термин «экономическая безопасность» в системе экономических категорий не рассматривался1 . Его рождение связано с появлением проблем встроенности России в мировую экономическую систему и глобализации поли-

тических и экономических процессов в современном мире. При этом, исходя из вышеотмеченных особенностей, в современных условиях хозяйствования экономическую безопасность обороннопромышленного комплекса возможно отождествить с понятием военно-экономической безопасности, что представляет собой специфическую составляющую военно-экономической политики, охватывающую систему отношений между субъектами оборонно-промышленного комплекса, возникающих по поводу удовлетворения военно-экономических потребностей и эффективного использования экономического, интеллектуального, научно-технического и военного потенциалов, выражающаяся в отсутствии военной и экономической опасности, а также состоянии защищенности от ее внешних и внутренних источников и способности устранять возникающие угрозы посредством различных методов.

На основе анализа традиционных и новаторских подходов современных авторов к определению понятия «военно-экономическая безопасность» в качестве непосредственной основы ее обеспечения необходимо рассматривать военно-экономический потенциал, под которым подразумевается часть потенциала национальной экономики, направляемая на обеспечение нужд силовых министерств и ведомств, представляющая собой совокупность имеющихся у государства на данный временной период сил и средств для удовлетворения потребностей оборонно-промышленного комплекса.

Необходимо отметить, что величина военно-экономического потенциала непостоянна и зависит от величины самого экономического потенциала, степени военной опасности и от внешнеполи-

Рис. 1. Структура национальной безопасности

Источник: авторская разработка по материалам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 / Официальный сайт Совета безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Рис. 2 Содержание понятия военно-экономической безопасности

Источник: авторская разработка по материалам официального сайта Совета безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Рис. 3 Основные характеристики уровня экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса России

Источник: авторская разработка по материалам официального сайта Министерства промышленности и торговли России (Департамента развития оборонно-промышленного комплекса) http://www.minprom.gov.ru/

тического курса государства. Чем большим экономическим потенциалом обладает государство, тем больше будет абсолютная величина военно-экономического потенциала, характеризующаяся объемом и структурой военного производства и потребления на данный период времени. Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют также пороговые значения индикаторов (показателей) военно-экономической безопасности в отношении ее ведущих структурных элементов (рис. 2).

Необходимо отметить важность того факта, что анализ данных Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли России в отношении основных элементов военно-экономической безопасности показывает, что ее пороговые значения во многих случаях превысили минимально допустимые нормы. Угрозы и опасности охватили наряду с рассматриваемой ведущие отрасли экономики, затронули фундаментальные основы обеспечения жизнедеятельности человека и государства (рис. 3).

При рассмотрении уровня экономической безопасности, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос, касающийся институци-

ональных и структурных изменения в ОПК. Необходимо также подчеркнуть, что, поскольку оборонно-промышленный комплекс России создавался в рамках бывшего СССР, главные причины трудностей в оборонной промышленности России заключаются в несовершенстве управления, недостатках финансового обеспечения, непродуманными конверсией и приватизацией предприятий комплекса. На современном этапе необходимо оценить реальные возможности оборонно-промышленного комплекса России, его технологические, экономические и организационные проблемы. Автором выделены и систематизированы основные направления политики обеспечения военно-экономической безопасности (рис. 4).

В свете вышесказанного, а также исходя из авторского анализа возможностей увеличения уровня безопасности за счет максимального использования военно-экономического потенциала российского ОПК, рассматриваемую категорию необходимо подразделить на следующие составляющие группы:

1. трудовой потенциал;

2. научно-технический потенциал;

3. природно-ресурсный потенциал;

1 Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промышленности / Независимое военное обозрение 2008-01-25 http://nvo.ng.ru/concepts/2008-01-25/6_zapad.html

Политика в сфере безопасности

Стратегия экономической безопасности страны,

Программа экономической безопасности страны,

Законодательство, обеспе чивающее экономическую безопасность.

Региональные программы экономической безопасности. Корпоративные программы экономической безопасности.

Предложения граждан, программы экономической безопасности общественнополитических объединений

Обеспечение безопасности со стороны государства

Обеспечение безопасности со стороны общества

Президент России и исполнительная власть_____________\

Совет безопасности России

Законодательная 1 власть

Органы власти субъектов Российской Федерации )

Правительство РФ, министерства и ведомства

Совет Федерации Федерального собрания РФ

Коммерческие

организации

Государственная дум Федерального собрания РФ

Негосударственные организации, общест венно-политические объединения

Глава субъекта РФ. органы исполнительной власти {Совет безопасности субъекта РФ; Орган законодательной власти субъекта РФ)

Г раждане

Рис. 4 Направления обеспечения военно-экономической безопасности Источник: авторская разработка по материалам официального сайта Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/

4. производственный потенциал.

Данные категории необходимо рассматривать с точки зрения двух методологических подходов:

• оценка ресурсов, которыми располагает национальная экономика;

• определение вероятного экономического результата в процессе применения всей массы ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот.

При сравнении полученных результатов таких оценок с данными опроса2 Всероссийского научно-исследовательский института межотраслевой информации (рис. 5), получено подтверждение гипотезы, определяющей, что предпринимаемые правительством меры, хоть и воздействуют на современное состояние российского ОПК, но в полной мере не обеспечивают потребностей современ-

ной рыночной экономики в защите от угроз военно-экономическои безопасности.

Данные вывод предопределил дальнейшую необходимость оценки экономических угроз и рисков безопасности хозяйствующих субъектов оборонно-промышленного комплекса в целях улучшения механизмов обеспечения военно-экономической безопасности.

Угрозы военно-экономической безопасности как явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни, дифференцированы диссертантом на угрозы, непосредственно направленные на отдельные отрасли, а также предприятия, но при этом оказывающие влияние на безопас-

Рис. 5. Данные опроса о состоянии оборонно-промышленного комплекса

Источник: авторская разработка по материалам официального сайта Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ») www.vimi.ru

2 Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ») www.vimi.ru

Рис. 6. Система угроз экономической безопасности, оказывающих негативное воздействие на оборонно-промышленный комплекс России

Источник: авторская разработка по материалам Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 / Официальный сайт Совета безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/ documents/99.html

ность всей страны в виду тесной взаимосвязи функционирования ее элементов (рис. 6).

Таким образом, в результате анализа уровня экономической безопасности оборонно-промышленного комплекса, обеспечение которой играет важную роль, во-первых, для обеспечения военной безопасности российского государства, во-вторых, для обеспечения экономической безопасности России в целом и отдельных ее субъектов, можно сделать вывод о существовании различных угроз безопасности ОПК, обладающих определенной спецификой.

При этом в рамках мероприятий по совершенствованию функционирования предприятий ОПК необходимо сосредоточить внимание на решении организационных вопросов, которые можно классифицировать как базовые и обеспечивающие, или как структуру и инфраструктуру.

Структура процессов, связанных с решением проблемы интенсификации работ по созданию вооружения и военной техники, включает в себя:

- мониторинг и формирование эффективного законодательства в условиях новых требований к отраслевым структурам и предприятиям ОПК со стороны Президента - Главнокомандующего ВС и подчиненных ему силовых структур (МО, ФСБ, МВД и др.) с учетом реально выделяемых ресурсов;

- формирование стратегии развития ОПК по оптимизации макроэкономических процессов как важнейшего фактора обеспечения производства вооружения и военной техники;

- совершенствование законодательства, направленного на поддержку ОПК в решении вопросов, связанных с рынком вооружений, пресечением процессов необоснованного банкротства предприятий;

- формирование оптимальной структуры оборонного заказа;

- законодательное совершенствование процедуры взаимодействия заказчика со структурами ОПК;

- разработку вопросов восстановления технологических процессов путем выработки законодательных норм, способствующих приобретению оборудования и материалов, специализации и кооперирования производства, экономической поддержки отечественной обрабатывающей промышленности;

- решение вопросов восстановления кадрового потенциала ОПК путем законодательного закрепления государственных социальных гарантий, экономической мотивации и системы профессиональной подготовки в направлениях: руководителей НИИ и заводов на всех уровнях технологического процесса, квалифицированных рабочих,

персонала всей обеспечивающей инфраструктуры;

- обеспечение решения социальных проблем, прежде всего путем создания системы устойчивых рабочих мест;

- разработку и объявление наиболее приоритетных исследований в области экономики и организации производства в сфере ОПК, оптимизации производственных структур и систем управления, мотивации деятельности на всех уровнях хозяйствования.

Ряд проблем необходимо решить в сфере научно-методического обеспечения деятельности ОПК. Так на основе анализа состояния законодательства регулирующего деятельность оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации позволил сделать следующие выводы:

1. Важнейшим фактором успешного развития ОПК является качество и полнота законодательной и нормативной правовой базы его функционирования. Текущее состояние ОПК свидетельствует, что существующее законодательство не обеспечивает в полной мере проведение эффективной государственной политики по развитию ОПК.

2. Оборонно-промышленный комплекс как отдельный субъект законодательного регулирования в российском законодательстве отсутствует.

3. Современное российское законодательство унифицировало правила функционирования всех хозяйствующих субъектов, в связи с чем выделить нормы, непосредственно связанные в законодательстве с ОПК, становится проблематичным.

Список использованной литературы:

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-Ф3) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

2. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-Ф3, от 05.05.2010 № 78-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 26.06.2008 № 103-Ф3) / / СПС Консультант Плюс: Версия Проф

4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

Научно-методическая литература

5. Баскаков В.В., Гордиенко Д.В., Мошкин А.С. Военно-экономическая составляющая безопасности страны. Монография. М.: Министерство обороны РФ, 2008, 211 с.

6. Ракита Е.Н. «Организационно-экономические основы военно-экономической безопасности государства»: монография / МВД России, Санкт-Петербургский университет, 2008 г.

Периодические издания

7. Главные события // Российское военное обозрение октябрь 2009 г. № 10 (69) с. 2

8. Назаров В.Н. Активизировать взаимодействие в интересах укрепления национальной безопасности Военно-Философский Вестник 2008. №2 (02) с. 64 - 67

9. Наша стратегия - конкурентоспособность. Интервью генерального директора ОАО «ОПК «Оборонпром» Андрея Реуса // Военный парад январь - февраль 2010. № 1 (97)

10. Приоритеты развития Вооруженных Сил России. Из послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию // Военный парад ноябрь - декабрь 2009. № 6 (96)

11. Путилин В.Н. Основные направления укрепления экономической безопасности и повышения эффективности оборонной промышленности / Независимое военное обозрение 2008-01-25 http:/ /nvo.ng.ru/concepts/2008-01-25/6_zapad.html

Электронно-информационные ресурсы

12. Информационное агентство ТС ВПК — мониторинг текущего состояния и анализ перспектив развития оборонно-промышленного комплекса России http://www.vpk.ru/cgi-bin/uis/w3.cgi/CMS/ Item/index

13. Начало совещания по вопросам развития оборонно-промышленного комплекса 26 октября 2009 года / Официальный сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru/transcripts/ 5825

14. Официальный сайт Департамента развития оборонно-промышленного комплекса Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/ministry/dep/ copy_of_sample

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации http://www.minprom.gov.ru/

16. Официальный сайт Совета Безопасности Российской Федерации http://www.scrf.gov.ru/

17. Официальный сайт Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации - федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности» (ФГУП «ВИМИ») www.vimi.ru

ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕГИОНАЛЬНОМ АСПЕКТЕ

Филимонова И.В., аспирантка Академии Труда и Социальных Отношений

В статье дан анализ финансирования отдельных субъектов федерации. Дана оценка вновь принятому закону об ОМС № 326-ФЗ от 19 ноября 2010 года.

Ключевые слова: система, финансирование, обязательное медицинское, страхование.

FINANCING OF HEALTH CARE IN REGIONS

Filimonova I., Post-graduate student of Academy of Labour and Social Relations

This article provides an analysis of financing in regions of Russian Federation. Assessment of the newly adopted law of Obligatory Medical Insurance dated November 19th, year 2010.

Keywords: System, financing, insurance, medical, obligatory.

Здравоохранение является очень важной частью социальной сферы как Российской Федерации в целом, так и отдельных ее субъектов. Оно влияет на качество жизни населения того или иного субъекта России, характеризует уровень развития социальной сферы региона в целом и тем самым определяет его самодостаточность.

В настоящее время система здравоохранения сталкивается с рядом проблем, которые обусловливают низкие результаты ее функционирования. К ним относятся: несбалансированность государственных гарантий медицинской помощи с их финансовым обеспечением и связанное с этим нарастание платности услуг и неравенства в доступности медицинской помощи; низкий уровень материально-технического оснащения учреждений и недостаточная квалификация значительной части медицинского персонала; низкая эффективность действующей системы обязательного медицинского страхования (ОМС); ограниченные возможности для развития частной медицины на основе привлечения средств населения; серьезные структурные диспропорции (слабое развитие первичной помощи, доминирование в системе больниц, излишние мощности медицинских учреждений и проч.); слабость экономической мотивации персонала и рост практики теневой оплаты медицинских услуг.

Опыт последних лет, когда государством были сделаны крупные вложения в здравоохранение, свидетельствует, что простое увеличение финансирования отрасли не дает должного эффекта. Представляется, что наряду с существенным увеличением направляемых средств систему здравоохранения необходимо модернизировать одновременно, повысив ее технологический и профессиональный уровень существенно видоизменив организационную структуру и формы финансирования.

По мнению около минздравовских кругов общей тенденцией развития здравоохранения в регионах является то, что основная

нагрузка финансирования приходится на бюджеты всех уровней, причем опережающими темпами растут расходы федерального бюджета, что связано, прежде всего, с расширением программ оказания населению дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, целевых программ, а также с направлением средств на финансирование медицинской науки, образования и дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Однако это малая толика действительности регионального здравоохранения, которая не меняет картину высокой смертности и растущей заболеваемости населения. Из всех государственных и муниципальных органов управления основную нагрузку в структуре расходов на здравоохранение несут региональные органы управления.

Заболеваемость и соответственно потребность в медицинской помощи в регионах зависит от множества факторов. К ним относятся: природно-климатические, культурно-исторические, экологические а также степень урбанизации и территориальной расселен-ности населения, его половозрастная структура и др. Возможности по удовлетворению этой потребности также зависят от многих факторов, в числе которых главными являются объем произведенного регионального валового продукта (ВРП) и материальная база здравоохранения развернутая в регионе. Первый фактор обеспечивает возможности финансирования как со стороны бюджетных, так и страховых средств, а второй - в каждый данный момент определяет мощности по удовлетворению указанной потребности.

В каждом регионе происходит практически индивидуальное сочетание факторов, как на стороне спроса, так и предложения. В результате в иных регионах возможности по предоставлению медицинской помощи населению более или менее соответствуют потребностям. И в таких случаях можно говорить об относительной доступности медицинской помощи в рамках таких регионов.1 В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.