Научная статья на тему 'Международный опыт становления оборонно-промышленного комплекса и возможности его заимствования в целях обеспечения военно-экономической безопасности России'

Международный опыт становления оборонно-промышленного комплекса и возможности его заимствования в целях обеспечения военно-экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX / INTERNATIONAL EXPERIENCE / ECONOMIC SAFETY / MILITARY SAF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковбаса Н. А.

В статье представлен анализ международного опыта становления оборонно-промышленного комплекса, выявлены цели и приоритеты про-грамм разработок перспективных направлений развития оборонно-промышленного комплекса, на примере опыта Германии и Франции показана возможность его заимствования в целях обеспечения военно-экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ковбаса Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF FORMATION OF A MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AND POSSIBILITY OF ITS LOAN WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF MILITARY-ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA

In article the analysis of the international experience of formation of a military-industrial complex is presented, the purposes and priorities program of workings out of perspective directions of development of a military-industrial complex are revealed, on an example of experience of Germany and France possibility of its loan with a view of maintenance of military-economic safety of Russia is shown.

Текст научной работы на тему «Международный опыт становления оборонно-промышленного комплекса и возможности его заимствования в целях обеспечения военно-экономической безопасности России»

В этом процессе различные способности предприятий отрасли объединяются под общим названием «интеллектуальный потенциал» и рассматриваются его формы: интеллектуальные ресурсы; способности-знания; способности-ноу-хау; интеллектуальный капитал; нематериальные активы, интеллектуальная собственность (рис.4).

Процесс смены этих форм представляет собой процесс эволюции интеллектуального потенциала, который в начале процесса может быть еще неотделим от его «носителя» - сотрудника предприятия («человеческий капитал»). Под действием управления (или стихийно) он формируется в виде знаний, которые отчуждаются от носителя и передаются другим людям. Также под действием управления ИП может быть переведен в формы, имеющие стоимость.

Отметим принципиальную особенность этой модели. В ней «продуктом», претерпевающим трансформацию, являются способности предприятия, включающие не только «отчужденную» и развитую часть знаний, но, главным образом, сочетание этой части с материальными и человеческими ресурсами. Интеллектуальный потенциал есть способности предприятия отрасли, которые можно использовать для повышения его конкурентоспособности.

Таким образом, «носителями» интеллектуального потенциала должны быть не только человеческие ресурсы, но и предприятия (с включением в этот потенциал материальных и нематериальных ресурсов и способностей предприятия), функционирующие и развивающиеся в динамичном внешнем окружении. Поэтому в модели архитектурно-экономического цикла инновационной деятельности, а также при оценках стоимости и экономической безопасности предприятий следует время, отводимое на цикл, определять в зависимости от динамики внешнего окружения, а также форм суще-

Рис. 4. Формы и эволюция интеллектуального потенциала

ствования способностей предприятий. А показатели конкурентоспособности следует рассчитывать с использованием моделей свойств ИП и их динамической модели формирования, которые обеспечивают возможность оценивания экспертами, участвующими в управлении ИП, более достоверно определять риски потерь, связанные с несвоевременным развитием ИП, в функции времени.

МЕЖДУНАРОДНЫИ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ЗАИМСТВОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Ковбаса Н.А., профессор кафедры налогового контроля и проверок финансово-хозяйственной деятельности, к.э.н., доцент

В статье представлен анализ международного опыта становления оборонно-промышленного комплекса, выявлены цели и приоритеты про-грамм разработок перспективных направлений развития оборонно-промышленного комплекса, на примере опыта Германии и Франции показана возможность его заимствования в целях обеспечения военно-экономической безопасности России.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, международный опыт, экономическая безопасность, военная безопасность.

THE INTERNATIONAL EXPERIENCE OF FORMATION OF A MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX AND POSSIBILITY OF ITS LOAN WITH A VIEW OF MAINTENANCE OF MILITARY-ECONOMIC SAFETY OF RUSSIA

Kovbasa N., Ph.D., assistant professor, Professor of the tax control and audit of financial-economic activity chair

In article the analysis of the international experience of formation of a mili-tary-industrial complex is presented, the purposes and priorities program of workings out of perspective directions of development of a military-industrial complex are revealed, on an example of experience of Germany and France possi-bility of its loan with a view of maintenance of military-economic safety of Russia is shown.

Keywords: military-industrial complex, international experience, economic safety, military safety.

Оборонно-промышленный комплекс, представляющий собой лельно изменениям в государстве и усложнению общественно-эко-

совокупность производственных, научно-производственных, науч- номических взаимосвязей, что предопределяет необходимость по-

но-исследовательских, проектно-конструкторских, испытательных стоянного совершенствования как на высшем законодательном, так

и других организаций, предприятий и учреждений, непосредственно и частном уровне методики регулирования рассматриваемых отно-

осуществляющих работы по обеспечению выполнения госу- шений и, как принципиальное направление, механизмов обеспече-

дарственного оборонного заказа в части разработки, производства, ния военно-экономической безопасности России.

ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техни- В качестве базиса для определения основных направлений соки, органов власти, реализующих функции управления, координа- вершенствования механизмов обеспечения российской военно-эко-

ции и контроля в отношении деятельности подведомственных им номической безопасности представляется целесообразным прове-

организаций, а также военно-экономических отношений между сти анализ зарубежного опыта аналогичного совершенствования,

ними, призван быть важнейшим составным звеном функциониро- поскольку заимствование уже опробованных методик позволяет, во-

вания государства в целом. Ведь данная часть экономики России не первых, оценить полученные результаты на практике других госу-

только обеспечивает военную безопасность государства, но и уча- дарств, во-вторых, спроецировать применяемые модели на россий-

ствует в формировании стабильного экономического развития, и, ский ОПК с учетом специфических особенностей государства.

следовательно, является необходимым звеном обеспечения нацио- Для анализа выбраны Соединенные Штаты Америки - госу-

нальной безопасности в целом. дарство, схожее с Россией по форме государственного устройства,

При этом особую значимость приобретает тот факт, что отно- и, соответственно, организацией и построением непосредственно

шения в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской налоговой системы, а также функционированием ее отдельных эле-

Федерации постепенно трансформируются и развиваются парал- ментов в частности. Также необходимо отметить, что многие ис-

Рис. 1 Цели и приоритеты программ разработок перспективных направлений развития оборонно-промышленного комплекса США Источник: авторская разработка по материалам Harrington C. US/Russia nuclear talks stumbie over sheid plans US FCS project taces major restructure // Jane’s Defence Weekly Magazine vol.46 issure July 2009. № 29 1 p.10

следователи, анализирующие возможности применения опыта США в российской практики, отмечают значительную степень развития американского государства и лидирующие позиции на мировом рынке, что обусловлено достаточно эффективным функционированием различных сфер деятельности государства, в том числе и налоговой системы.

Необходимо также отметить, что в различных странах оборонно-промышленный комплекс формируется по-разному, соответственно, его создание предусматривает различные цели и задачи. Интересны модели взаимосвязи экономической и военной безопасности, а также механизмы ее обеспечения также в других развитых странах современного мира, таких как Великобритания, Франция, Германия, Китай.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что исследование процессов, связанных с обеспечением военно-экономической безопасности развитых государств имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость. При этом по результатам авторского анализа таких ведущих стран как США, Великобритания, Германия, Франция и Китай выделены основные положительные аспекты обеспечения военно-экономической безопасности указанных стран.

В настоящий момент в США серьезному реформированию подвергается система приобретения вооружения и военной техники. Причем, в качестве критерия приоритетности программ приобре-

тения систем вооружения в военно-экономической стратегии США используется оценка вклада в достижение трех основных взаимоувязанных целей, которые корреспондируют с едиными приоритетами для всех программ разработок технологий и создания систем оружия (рис. 1).

Основная цель такого реформирования - существенное повышение эффективности и ускорение разработок систем и комплексов вооружения и военной техники. Разработанная государственная система организации и финансирования военных программ в целом обеспечивает руководству США достаточные рычаги влияния на военно-промышленный комплекс для решения задачи военно-технического строительства вооруженных сил.

Каждая программа формируется исходя из этих рекомендаций с учетом специфических целей, требований, условий выполнения, планируемых и реально ресурсов, а также заданных сроков поступления систем на вооружение согласно оперативным потребностям. Структура типового жизненного цикла и содержание отдельных фаз системы вооружения показана в таблице 1.

Проведенный анализ существующих механизмов обеспечения военно-экономической безопасности других стран также позволяет выделить ряд возможных аспектов, которые могут быть интегрированы и российский ОПК.

Прежде всего, отметим, что Великобритания располагает мощным военным научно-техническим потенциалом, который позво-

Таблица 1. Структура типового жизненного цикла системы вооружения

Этап предкон-цептуальных исследований Фаза исследования концепции (Фаза 0) Фаза формулирования программы (Фаза 1) Фаза инженерной и промышленной разработки (Фаза 2) Фаза производства, развертывания и оперативного обеспечения (Фаза 3)

(контрольный рубеж 0) (контрольный рубеж 1) (контрольный рубеж 2) (контрольный рубеж 3) (контрольный рубеж 4)

Санкционирование решения о проведении изучения концепции Санкционирование решения 0 начале новой программы приобретения Санкционирование решения 0 начале инженерной и промышленной разработки С анкционирова-ние решения 0 начале производства и развертывания системы Производство, развертывание и оперативное обеспечение

Источник: авторская разработка по материалам диссертации к.э.н. Тыквы В.А. «Взаимосвязь

экономической и военной безопасности Российской Федерации в современных экономических условиях».

Рис. 2 Система программно-целевого планирования развития ОПК во Франции Источник: авторская разработка по материалам Dubroca A. La France. Sans defense: demain un nouveau mai 40 P.: Omnibus, 2007. P. 79

ляет ей самостоятельно осуществлять разработку и производство практически всех видов современного вооружения и военной техники. Однако в связи с изменившейся геополитической обстановкой в мире в целом и военно-политической обстановкой в Европе в частности, Великобритания в настоящее время отказалась от проведения новых разработок крупных, дорогостоящих видов техники1 .

Управление процессом приобретения вооружения и военной техники в Минобороны Великобритании централизовано. Как показал анализ, при этом стратегия управления в Минобороны Великобритании предусматривает расширение взаимодействия высших должностных лиц, связанных с обеспечением вооруженных сил посредством ежегодного предоставления кратких отчетов по выполнению текущих программ и по перспективным программам.

Отметим также, что военно-экономическая политика Франции осуществляется в соответствии с программно-целевым планированием и охватывает долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу развития министерства обороны2 (рис. 2).

Данный аспект также может быть выделен в качестве базисного элемента построения эффективных и упорядоченных военноэкономических отношений, основанных на процедуре программно-целевого планирования. При этом, в отличии от США, в экономике Франции, связанной с военно-промышленным комплексом, преобладает государственный сектор, поэтому основной формой взаимодействия заказчика с научно-исследовательскими и промышленными фирмами является государственный заказ.

В отличие от США, в экономике Франции, связанной с военнопромышленным комплексом, преобладает государственный сектор,

поэтому основной формой взаимодействия заказчика с научно-исследовательскими и промышленными фирмами является государственный заказ. В качестве заказчика нового вооружения и военной техники выступает аппарат генерального уполномоченного министра обороны по вооружению - главное управление вооружения. Это управление, по сути, является военно-промышленным министерством со своим бюджетом, штатами, а также научно-технической и испытательной базой.

В Германии военный комплекс разделен на три основные категории: военно-технические (в т.ч. военные) исследования; военные технологии; разработки вооружения и военной техники. Военнотехнические исследования и работы по созданию технологий, а также результаты этой деятельности в совокупности образуют научно-техническую (технологическую) базу развития вооружения и военной техники.

Планирование военных НИОКР осуществляется в рамках планирования бундесвера в соответствии с директивой министра обороны (рис. 3).

Важнейшим же компонентом стратегии национальной безопасности Китая является политика национальной обороны, субординированная под экономическое развитие страны3. Сама национальная оборона строится на основе стратегии активной обороны, которая включает в себя принцип обороны, самообороны и нанесение удара на стратегическом уровне только после нападения на Китай. Основными целями китайской оборонной политики являются:

- укрепление национальной обороны;

- сопротивление внешнему агрессору;

Рис. 3 Основные этапы ежегодного планирования развития ОПК Германии Источник: авторская разработка по материалам Webkuchen F. Market Testing Instrument zur Senkung der Logistik-posten in der Bundeswehr/

/Wehrtechnik, 2007, № 2, S. 54

- защита государственного суверенитета над территориями, воздушными и водными пространствами, морских прав и интересов;

- укрепление государственной целостности и безопасности;

- решительная защита социалистической системы и руководящей линии партии.

Китайский вариант взаимосвязи экономической и военной безопасности базируется на убеждении, что мир развивается по объективным законам, с его неизбежными причинно-следственными связями, в соответствии с которыми необходимо строить идеологию национальной безопасности КНР.

При этом в целях дальнейшего формирования идеологии обеспечения национальной безопасности были переосмыслены старые доктринальные концепции и разработаны новые, в наибольшей степени соответствующие сложившимся экономическим условиям. Они в полном объеме учитывают политические цели КНР, уровень развития экономики, науки и техники вероятных противников и возможных союзников, физико-географические условия и особенности ТВД4.

В результате проведенного исследования представляется возможным сформулировать следующие выводы из анализа зарубежного опыта взаимосвязи экономической и военной безопасности государства, основанные на национальных началах построения и совершенствования оборонно-промышленных комплексов развитых стран:

• Во-первых, для ведущих государств характерно регулирующее вмешательство государства в систему взаимосвязи экономической и военной безопасности страны (США, Китай, Франция, Великобритания и др.)

• Во-вторых, исходя из мирового опыта, можно оценить параметры финансирования военной сферы государства, соответствующие современным требованиям. Для развитых стран величина военных расходов составляет сегодня около 3%, для стран с переходной экономикой — 5-7 % ВВП (США, Великобритания, Германия, Китай и др.)

• В-третьих, для гарантированного финансирования вооружённых сил с начала финансового года целесообразно рассмотрение военного бюджета до рассмотрения национального (США, Франция и др.).

• В-четвертых, в условиях развития рыночных отношений для подтверждения надежности будущих поставщиков продукции военного назначения целесообразно проводить целенаправленный сбор информации обо всех завершенных и незавершенных ими контрактах на такую же или подобную продукцию (США, Германия, Великобритания).

• В-пятых, экономии средств до 25% можно добиться путем усиления конкуренции при заключении контрактов (путем частичной децентрализации оборонной промышленности, что также позволит сократить сроки разработки основных систем оружия (в 2 раза по сравнению с концом XX века) и повысить технический уровень производства, поскольку закупочные органы оценивают состояние промышленной базы претендентов (США).

• В-шестых, необходимо шире использовать долгосрочные контракты, которые дают возможность снизить стоимость вооружения на 10-30% и уменьшить количество нестабильных программ (США, Китай и др.).

• В-седьмых, следует законодательно предписывать Министерству обороны проводить хотя бы один анализ с целью определения целесообразной стоимости будущих контрактов (в США действует подобное законодательство).

• В-восьмых, целесообразно ограничить использование контрактов с фиксированной стоимостью при проведении исследований, т.к. они ограничивают возможности фирм по поиску действительно новаторских решений, что негативно влияет на тактико-технические характеристики ВВТ и влечет огромные затраты на доработку в последующем. Такие контракты не рекомендуется использовать на стадии разработки или в условиях, когда конечную стоимость работ определить невозможно (США, Великобритания и др.).

• В-девятых, является необходимым переход от проверки конечного продукта к единой системе контроля всего процесса работ в ОПК (США, Германия и др.).

• В-десятых, необходимо активнее использовать формы контрактов, ориентированные на достижение заданных характеристик -Performance-Based Contract (PBC), когда приоритет отдается требованиям потребителя, а не военных спецификаций и стандартов (США, Великобритания, Франция, Германия и др.).

Таким образом, накопленный международный опыт обеспечения военно-экономической безопасности, предложенные и обоснованные в работе выводы из него, могут и должны учитываться при решении задач повышения эффективности взаимосвязи экономической и военной безопасности России.

Литература:

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от

08.05.2010 № 83-Ф3) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

2. Федеральный закон Российской Федерации «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от

05.05.2010 № 78-ФЗ) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

3. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1 (в ред. Закона РФ от 26.06.2008 № 103-Ф3) // СПС Консультант Плюс: Версия Проф

4. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета - Федеральный выпуск №4912 от 19 мая 2009 г.

Научно-методическая литература

5. Тищенко Г.Г. Повышение экономической эффективности военного строительства в США /Российский институт стратегических исследований - М.: РИСИ, 2004. - 395 c.

6. Тыква В.А. «Взаимосвязь экономической и военной безопасности Российской Федерации в современных экономических условиях»: диссертация к.э.н., Москва, 2008 г., 203 с.

7. Хабибуллин Р.К. Военная индустрия США: проблемы реструктуризации и конверсии после окончания «холодной войны» / Башкортостанский государственный университет. - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - 160 с.

8. Хоменко Н.А. Военно-техническое сотрудничество России с зарубежными странами и политика США в области поставок вооружений: сравнительный анализ: Науч. докл. / Российская академия наук, Институт США и Канады. - М.: ИСКРАН, 2003. - 29 с.

Периодические издания

9. Dubroca A. La France. Sans defense: demain un nouveau mai 40 P.: Omnibus, 2007. P. 79

10. Garamone J. National Security Advisor Describes New Strategy May 28, 2010 // United States Department of Defense http:// www.defense.gov//News/ NewsArticle.aspx?ID=59384

11. Harrington C. US/Russia nuclear talks stumbie over sheid plans US FCS project taces major restructure // Jane’s Defence Weekly Magazine vol.46 issure July 2009. № 29 1 p.10

12. Jane’s Defence Weekly. 2007. - 23 May . P. 15

13. Nixon Center (Security Assistance). Remarks as Delivered by Secretary of Defense Robert M. Gates, February 24, 2010 // United States Department of Defense http://www.defense.gov/speeches/ speech.aspx?speechid=1425

14. Webkuchen F. Market Testing Instrument zur Senkung der Logistik-posten in der Bundeswehr//Wehrtechnik, 2007, № 2, S. 54

15. Мухин И.В. «Экономические аспекты современной военной идеологии КНР// НАВИГУТ - Приложение к журналу «Безопасность Евразии». 2004. № 2. С. 64 - 68

Электронно-информационные ресурсы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. United States Department of Defense http://www.defense.gov/

1 Jane’s Defence Weekly. 2007. - 23 May . P. 15

2 Dubroca A. La France. Sans defense: demain un nouveau mai 40 P.: Omnibus, 2007. P. 79

3 Мухин И.В. «Экономические аспекты современной военной идеологии КНР// НАВИГУТ - Приложение к журналу «Безопасность Евразии». 2004. № 2. С. 64 - 68

4 В данной связи следует выделить следующие основные концепции: Концепция «ограниченного ядерного контрудара в целях самозащиты»; Концепция «народной войны в современных условиях»; Концепция «активной обороны»; Концепция «триединой системы вооруженных сил»; Концепция «быстрого реагирования»; Концепция «локальных войн»; Концепция «стратегических границ и жизненного пространства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.