Научная статья на тему 'ОЦЕНКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ К УСЛОВИЯМ АРМЕЙСКОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ'

ОЦЕНКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ К УСЛОВИЯМ АРМЕЙСКОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / АДАПТАЦИЯ / МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОДУКТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тиц Роман Владимирович

Цель исследования - обосновать необходимость реализации способов изучения уровня адаптации призывников к условиям армейской жизни на основе методов педагогической антропологии. В статье раскрываются понятия «изучение продуктов творческой деятельности», «неустойчивые формы бытия», выявляется потенциал применения метода педагогической антропологии в процессе адаптации личного состава к военной службе, описываются методы и приемы повышения уровня морально-политического и психологического состояния военнослужащих, улучшения внутриколлективных связей и морально-нравственной атмосферы в подразделениях. Представляется опыт применения метода «изучение продуктов творческой деятельности» в ВС РФ. Научная новизна исследования заключается в определении комплекса педагогических мер, которые направлены на облегчение процесса адаптации личного состава к военной службе. В результате исследования описаны необходимые педагогические условия для развития адаптации к новым условиям жизни личного состава и использованный на личном опыте метод педагогической антропологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ADAPTATION OF CONSCRIPTS TO THE CONDITIONS OF ARMY LIFE BASED ON THE METHODS OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Goal of investigation to expound of necessity methods study level adaptation of recruites to condition life’s army on fundamental methods anthropology pedagogical. At article open conception «methods for studying products of creative activity», unstable forms of being «the potential of using the method of pedagogical anthropology in the process of adapting personal to military service is revealed describes the methods and techniques for raising the level of the moral, political and psychological state of military personal, improving intracollective ties and moral atmosphere in the units. Showing experience of use methods «study of product creative activity» in VS RF. Sines novelty of investigation in definition complex of pedagogical measure, which direction on relief of process adaptation of servicemen to military service. In result of investigation was description necessary pedagogical conduction for developing adaptation to new condition of life military personal and use on personal experience methodical pedagogical antropology.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПРИЗЫВНИКОВ К УСЛОВИЯМ АРМЕЙСКОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ»

Оценка уровня адаптации призывников к условиям армейской жизни на основе методов педагогической антропологии

Тиц Роман Владимирович,

аспирант, ФГБОУ ВО «Псковский государственный

университет»

E-mail: tits1992@mail.ru

Цель исследования - обосновать необходимость реализации способов изучения уровня адаптации призывников к условиям армейской жизни на основе методов педагогической антропологии. В статье раскрываются понятия «изучение продуктов творческой деятельности», «неустойчивые формы бытия», выявляется потенциал применения метода педагогической антропологии в процессе адаптации личного состава к военной службе, описываются методы и приемы повышения уровня морально-политического и психологического состояния военнослужащих, улучшения внутриколлективных связей и морально-нравственной атмосферы в подразделениях. Представляется опыт применения метода «изучение продуктов творческой деятельности» в ВС РФ. Научная новизна исследования заключается в определении комплекса педагогических мер, которые направлены на облегчение процесса адаптации личного состава к военной службе. В результате исследования описаны необходимые педагогические условия для развития адаптации к новым условиям жизни личного состава и использованный на личном опыте метод педагогической антропологии.

Ключевые слова: Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащие, педагогическая антропология, адаптация, методы изучения продуктов творческой деятельности, педагогические приемы.

Введение

Актуальность исследования. Повседневная жизнедеятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации строго регламентирована общевоинскими уставами, наполнена тяготами и лишениями, взаимоотношения между начальниками и подчиненными построены на соблюдении субординации. Вследствие чего нередко у вновь прибывшего личного состава возникают проблемы, связанные с адаптацией к воинской службе. Принято считать, что в армейской жизни нет места методам педагогической антропологии. Однако если углубиться в историю нашего Отечества, можно сделать вывод, что это не соответствует действительности.

Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленного русского полководца, генералиссимуса, военного теоретика А.В. Суворова и педагога, автора ряда трудов по обучению и воспитанию войск генерала М.И. Драгомирова.

Написанная А.В. Суворовым инструкция-памятка «Наука побеждать» не только стала краеугольным камнем в обучении военному ремеслу, но и является настоящим произведением военного искусства. Данная работа на долгие времена определила основные положения и теоретическую обоснованность воспитания военнослужащих, которые остаются актуальными и в современных реалиях. Великий полководец видел в солдатах в первую очередь людей, а не низший сословный класс, как многие его современники.

М.И. Драгомиров утверждал, что при обучении стоит применять те методы и приемы, которые заставляют обучаемых думать, проявлять инициативу, самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, что впоследствии помогает военнослужащим не только адаптироваться, но и развивать навыки критического мышления. Идеи М.И. Драгомирова перекликаются с законом апперцепции, то есть осознанного восприятия педагогической антропологии, которая имеет центральное значение в данной работе.

Реалии нынешнего времени ставят перед командирами подразделений новые задачи по обучению и воспитанию подчиненных. В Вооруженные Силы призываются молодые люди, у которых в сознании реальный мир объединяется с миром виртуальным, результатом чего является несерьезное, попустительское отношение не только в повседневной жизни, но и во время прохожде-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

ния военной службы. По этой причине имеет место тенденция увеличения количества военнослужащих, имеющих низкие адаптационные способности или склонность к девиантному поведению. К тому же, изучение нового пополнения и морального климата в подразделениях стандартными проверенными десятилетиями методами не всегда дает желаемый результат.

Таким образом, актуальность темы исследования заключается в реализации педагогических приемов изучения уровня адаптации призывников к условиям армейской жизни на основе использования активного метода педагогической антропологии - «изучение продуктов творческой деятельности».

Задачи данного исследования:

1) раскрыть активный метод педагогической антропологии - «изучение продуктов творческой деятельности»;

2) изложить личный опыт использования активного метода педагогической антропологии «изучение продуктов творческой деятельности»;

- определить виды педагогических приёмов воспитания в воинском коллективе посредством неустойчивых форм бытия. Для решения данных задач были использованы следующие методы исследования:

1) Метод теоретического анализа, связанный с изучением литературы, данный метод позволяет сформулировать проблему исследования, оценить собранные в ходе работы данные о процессе адаптации личного состава и степени сплоченности воинского коллектива.

2) Метод обобщения, раскрывающий связи частных и общих свойств, помогает выделить характерные особенности процесса адаптации военнослужащих и формирования воинского коллектива.

Теоретической базой исследования послужили работы следующих авторов: А.В. Суворова (1980), М.И. Драгомирова (2005). В данных работах подробно описываются теоретические вопросы воспитания военнослужащих, подробно излагается, каким образом воспитание личного состава влияет на дальнейшее прохождение военной службы, детально рассматриваются примеры взаимоотношений между старшими и младший. В работах Б.Г. Ананьева (2001), В.И. Загвязинского (2008), Л.К. Франка (2000) подробно изучаются методы педагогической антропологии, проблематика и опыт применения методов, а также результаты их использования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и представленный личный опыт могут быть использованы в практической деятельности при работе с личным составом в воинских частях для достижения 5 наиболее быстрой адаптации молодого пополне-§ ния к армейским условиям жизни, совершенство-й вания воспитательного процесса военнослужа-° щих, что в свою очередь благоприятно повлияет ¡в на дальнейшее прохождение военной службы.

Применение метода педагогический антропологии - «изучение продуктов творческой деятельности» в ВС РФ (из опыта работы)

Педагогическая антропология изобилует теоретическими и практическими методами исследования. В ВС РФ наибольшее распространение получили биографический (применяется для изучения развития личности в единстве с социальной историей) и казусный (рассмотрение отдельных случаев событий производится в их связи с общими принципами педагогической антропологии) методы.

В ходе непосредственного изучения человеческого поведения особое значение приобретают наблюдения - массовые и одиночные. Экспериментальные исследования в области педагогической антропологии тесно связаны с инновационными проектами. Среди них наиболее актуальны модели воспитывающей и обучающей среды, а также системы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения личного состава.

В условиях армейской жизни целесообразным станет применение в повседневной деятельности одного из экспериментальных методов педагогической антропологии - «изучение продуктов творческой деятельности», который заключается в подробном изучении и оценке какого-либо продукта творческой деятельности ребенка, подростка или же взрослого человека. Данный метод позволяет опосредованно изучать интеллектуальный уровень, интересы и способности человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Использование метода педагогической антропологии «изучение продуктов творческой деятельности», который заключается в написании личным составом нового пополнения сочинений, с целью выявления личностных качеств военнослужащих и степень адаптации к новым жизненным условиям был апробирован в одном из учебных центров ВС РФ.

В течение двух недель после прибытия в воинскую часть военнослужащие находились в подразделениях приема нового пополнения («карантинах»), откуда в соответствии со штатом происходит распределение в различные подразделения для дальнейшего прохождения военной службы. Через 7-10 дней нахождения в «карантине», им было предложено написать сочинение, в котором они в свободной форме изложили свое мнение по соотношению представления о службе в Вооруженных Силах Российской Федерации с реальностью. Изучив данный продукт творческой деятельности, можно выяснить, какие страхи от предстоящего прохождения военной службы испытывают военнослужащие; оценить уровень их адаптационных способностей, морально-политического и психологического состояния; качество работы администрации «карантина» по минимизации негативных факторов начального этапа военной службы.

В результате проведения апробации были сделаны следующие выводы:

60% военнослужащих отметили облегчение из-за отсутствия в быту всевозможных проявлений «дедовщины», унижения личного достоинства и физического насилия, к которым внутренне готовились до призыва;

45% опрошенных не рассчитывали на качественное полноценное питание в период прохождения военной службы;

25% военнослужащих проявили высокий интеллектуальный уровень, впоследствии привлекались помощниками руководителей занятий, что позволило повысить качество подготовки младших военных специалистов;

3% опрошенных представили сочинения с ярко выраженными грамматическими ошибками, нарушениями причинно-следственных связей в повествовании, после чего были направлены на углубленное психологическое изучение, по результатам которого все включены в группу динамического наблюдения, а некоторые уволены с военной службы с психиатрическими диагнозами.

После принятия военной присяги каждый военнослужащий начинает выполнять более ответственные и сложные задачи, которые потребуют от него морально-психологической устойчивости, умственных нагрузок и дисциплины, так как согласно Уставу внутренней службы, только военнослужащий, приведенный к Военной присяге, может привлекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы), задач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях вооруженных конфликтов. За военнослужащим, не принявшим Военную присягу, не закрепляется даже вооружение и военная техника.

Большую важность для командира любой степени всегда имеет правильность подбора подчиненных для выполнения конкретных задач. Возможность лучше узнать морально-деловые качества военнослужащих предоставит написание сочинения на тему «Один день в роли сержанта». При этом подчиненным предлагается изложить в свободной форме реальные и гипотетические стороны работы младших командиров от первого, либо третьего лица. Практика показывает, что проводить написание данного сочинения целесообразно в течение трех дней после принятия Военной присяги, когда личный состав находится на эмоциональном подъеме от торжественности ритуала и осознания себя состоявшимися защитниками Отечества. Также данный метод позволит выявить и своевременно пресечь отрицательное поведение сержантов по отношению к личному составу при их наличии, ведь исключительное значение младшего командного звена в повседневной жизнедеятельности было подчеркнуто еще маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым в его фразе «Армией командую я и сержанты, остальные - лишь передающие звенья».

Успешное выполнение задач, стоящих перед военнослужащими, подразделениями и частями ВС РФ, невозможно без поддержания твердого

уставного порядка, дисциплины. Небрежное и несвоевременное исполнение поставленных задач и нарушение дисциплины даже одним военнослужащим может негативно отразиться на его товарищах и подразделении в целом, послужить причиной подрыва боевой готовности или привести к другим более печальным последствиям.

В данных условиях все более возрастает актуальность комплекса мероприятий сплочения воинских коллективов и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, ежегодно проводимого в Вооружённых Силах в феврале и августе.

Помимо уже традиционного комплекса мероприятий с личным составом (правовые и военно-политические информирования, беседы, диспуты, викторины, вечера вопросов и ответов, общие собрания военнослужащих) имеет смысл написание творческой работы «Письмо командиру», в котором личный состав сможет изложить положительные и отрицательные стороны своей службы, личные просьбы или проблемы. Целью сочинения является выявление проблем военнослужащих, о которых они боятся или стесняются рассказать своим командирам при личном общении. Для укрепления авторитета командира подразделения чрезвычайно важным станет детальный анализ содержания работы, изложенных жалоб и обращений подчиненных, принятие решения по всем проблемным вопросам и подведение итогов мероприятия со всем личным составом. До военнослужащих должны быть доведены результаты работы, их обращений, акцентировано внимание на положительно решенных вопросах, разъяснению нерациональности отдельных жалоб. В заключение подведения итогов до личного состава доводится порядок дальнейших письменных обращений к командиру подразделения посредством «Ящика доверия» (почтового ящика), который имеется в каждом подразделении.

Из личного опыта работы следует, что написание подобных сочинений показывает, что в случае завоевания доверия подчиненных командиром подразделения, еженедельные письменные, а впоследствии и устные, обращения к нему за помощью станут нормой жизни подразделения. Подчиненные, в свою очередь, отплатят справедливому и заботливому командиру образцовым выполнением обязанностей военной службы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение метода педагогической антропологии «изучение продуктов творческой деятельности» в Вс РФ позволяет командному составу сделать выводы по каждому военнослужащему, о его всестороннем развитии и психологической составляющей, что в свою очередь позволяет в кратчайшие сроки сформировать сплоченный коллектив, который будет объединён общими интересами, характерными особенностями поведения, целями и задачами, а также выявить степень адаптации военнослужащих к новым условиям жизни.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

Педагогические приемы воспитания в воинском коллективе посредством неустойчивых форм бытия

Стоит учесть, что в процессе прохождения военной службы интенсивней, чем в обычной жизни, проявляются такие неустойчивые формы бытия, как успех и неудача. Данный факт предоставляет большой простор для работы командному составу с новым пополнением. Помимо традиционных поощрений и взысканий, применение которых, несомненно, производит определенный воспитательный эффект, целесообразно периодически создавать подчиненным «ситуации успеха». Еще А.В. Суворов отмечал, что «доброе слово и лошади приятно, а солдату тем более». По прошествии столетий его мнение не потеряло актуальности, заслуженная похвала всегда найдет отклик в душе военнослужащего. Может возникнуть справедливый вопрос: «Что делать командиру, если подчиненный не дисциплинирован и вместо похвалы он заслуживает только наказания?». Во-первых, неудача также является неустойчивой формой бытия, а в обязанности командира входит строгое взыскивание с нерадивых военнослужащих. Во-вторых, командирам не стоит забывать, что нет плохих подчиненных, а думать о том, что не ко всем еще найден правильный подход. Целесообразно поставить военнослужащему простую, посильную ему задачу, успешное выполнение которой следует отметить добрым словом.

Таким образом, создавая условия, при которых военнослужащие чувствуют себя полезными и значимыми, назначая их для выполнения ответственных задач, сочетая высокую требовательность к подчиненным с уважением их личного достоинства и заботой об их быте, командир сможет помочь молодым воинам быстрее адаптироваться в коллективе и достойно исполнить свой воинский долг.

Заключение

Таким образом, мы приходим к следующим выводам.

Адаптация - это психологический процесс, который несомненно влияет не только на определенную личность и её достижения или же неудачи в новых условиях жизни, но и на весь коллектив. Военнослужащий, прошедший полную адаптацию к новым жизненным условиям, правилам и порядку, будет своевременно и точно выполнять поставленные ему задачи, совершенствовать и развивать себя как личность, что в свою очередь является важным критерием для дальнейшей жизни не только в силовых структурах, но и в роли гражданина своей страны.

Необходимость использования методов и приёмов педагогической антропологии в Вооружено ных Силах Российской Федерации обусловлена Ы тем, что для достижения полной адаптации вновь § прибывшего личного состава использование вы-~ ше представленной методики способствует гармо-^ ничному раскрытию военнослужащим своих лич-

ностных качеств и потенциала к военной службе, что в свою очередь позволяет командирам подразделений сделать определенные выводы о военнослужащих и перспективах дальнейшего прохождения ими военной службы.

Представленный личный опыт работы использования метода и приёмов педагогической антропологии в учебном центре Вооруженных Сил Российской Федерации может быть использован в целях выявления проблемных вопросов в адаптации личного состава нового пополнения к прохождению военной службы.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в расширении используемых педагогических методов и приёмов, которые помогут скорейшим адаптации личного состава и формированию сплоченного воинского коллектива, объединённого общими интересами, целями и задачами.

Литература

1. Суворов А. В. «Наука побеждать» Взятие турецкой крепости Измаил (1790 г.) Издательство: Воениздат. 1980 г. 432 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.

3. Безтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека / Избранные психоллогические труды / В.М. Безтерев: ред А.В. Брушлинский, А.В. Кольцова. - Воронеж: МОДЭК, 1997.

4. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности / Н.А. Бердяев // Бердяев Н.А. Избранные труды / Ред. - сост.: Л.И. Новикова и др. -М.: МПСИ - Флинта, 1999. - 310 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология / Б.М. Бим-Бад. - М.: УРАО, 2003. - 204 с

6. Блонский П.П. Педология / П.П. Блонский. - М.: Учпедгиз, 1934. - 338 с.

7. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов,- 5-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 208 с.

8. Ушинский К. Д. «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». - М: Фаир-Пресс, 2004-574 с.

9. Франк Л.К. Проективные методы изучения личности // Проективная психология. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 123 с.

10. Лесгафт П.Ф. Антропология и педагогика // Избранные пед. соч. / Сост. И.Н. Решетень. М.: Педагогика. 1988. - 400 с.

11. Драгомиров М. И. «Военно-педагогические взгляды». СПБ., 2005, 162 с.

ASSESSMENT OF THE LEVEL OF ADAPTATION OF CONSCRIPTS TO THE CONDITIONS OF ARMY LIFE BASED ON THE METHODS OF PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY

Tits R.V.

Pskov State University

Goal of investigation to expound of necessity methods study level adaptation of recruites to condition life's army on fundamental methods anthropology pedagogical. At article open conception «methods for studying products of creative activity», unstable forms of being «the potential of using the method of pedagogical anthropology in the process of adapting personal to military service is revealed describes the methods and techniques for raising the level of the moral, political and psychological state of military personal, improving intracollective ties and moral atmosphere in the units. Showing experience of use methods «study of product creative activity» in VS RF. Sines novelty of investigation in definition complex of pedagogical measure, which direction on relief of process adaptation of servicemen to military service.

In result of investigation was description necessary pedagogical conduction for developing adaptation to new condition of life military personal and use on personal experience methodical pedagogical antropology.

Keywords: army Russian Federation, military personal, adaptation, pedagogical's methods.

References

1. Suvorov A. V. «The science of winning» The capture of the Tukish fortress Izmail (1790) Publishing House: Paramilitary. 1980 432 p.

2. Ananyew B.G Man how object of knowledge / B.G Ananyew -SPB .: Peter, 2001. - 282 p.

3. Bezterew V.M Problems of human development and upbringing / selected psychological works / V.M Bezterev: ed.A.V. Brushilinsky A.V Koltsova - Voronezh: MODEC 1997

4. Berdyaev N.A. About man, his freedom and spirituality / N.A Berdyaev// Berdyaev N.A. Selected works / Ed-comp .: L.I Novi-cova and next. - M.: MPCI - Flint

5. Bim-Bad B.M. Pedagogical antropology / B.M Bim-Bam UPAO, 2003.-204

6. Blonsky P.P. Pedologiya / P.P. Blonsky - M.: UchPedGiz. 1934. - 338 p.

7. Zagvyazinsky B.I. Methodology and methods of psychological and pedagogical research: textbook, manual for universities / R.A. Atakhanov,- 5 publ. - M.: Academic, 2008. - 208 p.

8. Ushinsky K.D. «Man how subject of education. Experience pedagogical antropology 2004-574 p.

9. Frank L.K. Projective methods of personality study Projective Psychology - M. Aprill Press, Publishing house EKSMO Press

10. Lesgaft P.F. Anthropology and pedagogy // Selected ped. soch. / Comp. I.N. Resheten. M.: Pedagogy. 1988- - 400 p.

11. Dragomirov M.I. «Military - pedagogical views ST.Petesburg, 2005, 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.