Научная статья на тему 'Оценка управления человеческими ресурсами в системе потребительской кооперации'

Оценка управления человеческими ресурсами в системе потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларинина Татьяна Ивановна

Достижение программных целей и решение задач оперативного планирования в системе потребительской кооперации невозможно без ежедневного эффективного управления человеческими ресурсами, грамотной, регламентированной и понятной каждому работнику кадровой политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка управления человеческими ресурсами в системе потребительской кооперации»

Оценка управления человеческими ресурсами в системе потребительской кооперации Ларинина Т. И.

Ларинина Татьяна Ивановна /Larinina Tatyana Ivanovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и организации производства, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: достижение программных целей и решение задач оперативного планирования в системе потребительской кооперации невозможно без ежедневного эффективного управления человеческими ресурсами, грамотной, регламентированной и понятной каждому работнику кадровой политики.

Ключевые слова: управление человеческими ресурсами, кадровая политика, потребительская кооперация.

В системе потребительской кооперации Кировской области создана сеть районных потребительских обществ [3]. На примере одного из них, Афанасьевского РайПО, рассмотрим элементы и этапы управления человеческими ресурсами.

Важнейшим направлением кадровой политики как элемента управления человеческими ресурсами, является сохранение и развитие кадрового потенциала. С этой целью в Афанасьевском РайПО ведется следующая работа:

- планирование потребности в кадрах;

- подготовка кадров;

- привлечение в кооперацию молодежи и создание условий для служебной карьеры;

- рациональный подбор и подготовка кадров так, чтобы обеспечить сочетание опытных и молодых работников;

- выдвижение женщин и молодежи на руководящие должности;

- формирование кадрового резерва с целью заполнения образовавшихся вакантных должностей подготовленными работниками;

- материальное и моральное стимулирование работников;

- организация воспитательной работы с кадрами, направленной на формирование трудовых коллективов, способных к эффективной совместной деятельности в самоуправляемой кооперативной организации.

Систему управления человеческими ресурсами в Афанасьевском РайПО можно представить следующим образом (Рис. 1).

Управление персоналом Создание условий по

(этапы: подбор, отбор, + развитию личности,

найм , адаптация , развитие и т. д.) коллектива

Рис. 1. Система управления человеческими ресурсами в Афанасьевском РайПО [2]

Проведанные исследован

Управление человеческимн ресурсами в Афанасьевском РайПО

ия показали, что слабыми сторонами в отборе кадров в Афанасьевском РайПО ыющие: ложная интерпретация внешности соискателя и ответов на поставленные инятие решений; ориентация на формальные заслуги; невнимание к молодым ловеке по одному качеству; нетерпимость к негативным чертам, которые есть у ивание; излишнее доверие к анкетам и тестам.

Положительной оценки заслуживает тот факт, что при найме новых сотрудников отдается предпочтение кандидатам, проявившим не только требуемый уровень знаний, умений, навыков, способностей в работе, направленной на достижение целей организации, но и имеющим потенциал развития. При найме сотрудников на руководящие должности общество обращает внимание на способность и готовность сотрудника брать на себя новые и более значительные задачи.

Следующим важным этапом системы управления человеческими ресурсами в Афанасьевском РайПО является аттестация персонала. Квалифицированные рабочие, специалисты и руководители структурных подразделений организации проходят аттестацию 1 раз в 5 лет.

Согласно внутреннему положению аттестации подлежат все сотрудники, проработавшие в РайПО не менее 6 месяцев. Следует отметить, что аттестация работников проводится очень редко, что не является стимулом для развития персонала Афанасьевского РайПО.

За период 2010-2014 гг. работников, не прошедших аттестацию, не было, однако была выявлена серьёзная проблема, связанная с потребностью в повышении квалификации и обучении персонала. Так, в «Анкете для аттестуемого» были предложены несколько вопросов, связанных с потребностью в обучении и профессиональном росте.

После обработки данных было выявлено, что потребность в обучении и повышении квалификации на начало 2014 года испытывали 109 человек из 304. Наибольшая потребность выявлена в посещении

дополнительных курсов, получении достаточного стажа для работы по специальности и получении высшего образования. Всё это говорит о необходимости развития и совершенствования обучения и повышения квалификации в Афанасьевском РайПО.

Повышение квалификации лиц, состоящих в резерве кадров потребительской кооперации, производится по программам, предусматривающим более углубленное изучение элементов управления организацией. Процесс профессионального и карьерного роста лиц, состоящих в резерве кадров, проводится под патронажем руководства.

Для соответствия квалификации персонала требованиям реального времени и решаемым задачам, повышение квалификации кадров массовых профессий, специалистов и руководителей в период действия трудового договора осуществляется по направлениям [1]:

1. курсы повышения квалификации как по месту нахождения потребительского общества (без отрыва от работы), так и по месту нахождения учебного заведения;

2. участие в совещаниях, семинарах по обмену опытом работы, участие в областных конкурсах профессионального мастерства;

3. самообразование работников с использованием информационных материалов по профилю работы, проведение аттестаций работников аппарата управления;

4. деловые командировки по обмену опытом работы в другие районы.

В ходе исследования было выявлено, что 44 человека нуждаются в дополнительных курсах. Руководство РайПО оперативно приняло соответствующие меры, и в течение 2014 года работники прошли обучение в центрах повышения квалификации г. Кирова.

По окончании обучения было проведено анкетирование, участие в котором приняло 40 человек. Принимая во внимание время обучения, стоимость, организацию обучения, было выявлено, что большая часть опрошенных, 19 человек, оценили программу обучения на оценку «удовлетворительно», признавая её неэффективной, в силу несоответствия пройденных программ обучения, низкого качества обучения, плохой организации процесса обучения. В итоге учебная программа на практике не позволяет достичь требуемого уровня знаний, рабочих показателей, добиться изменения навыков или установок в нужном направлении.

Таким образом, становится актуальным совершенствование подходов к обучению персонала. Необходимо уделять больше внимания содержанию курсов и целесообразности их прохождения для того, чтобы повысить отдачу от них, не увеличивая расходы [4].

Молодёжная политика Афанасьевского РайПО имеет целенаправленный курс на выдвижение молодежи на ответственные посты. Организация работы молодежного комитета предполагает выявление неформальных лидеров, развитие их организаторских способностей и целевое повышение профессионального мастерства.

Работа молодежных комитетов под патронажем председателя Афанасьевского потребительского общества подчеркивает актуальность отношения первого руководителя к проблеме преемственности кадров и во многом способствует закреплению молодежи, становлению высокопрофессионального специалиста и руководителя, своевременному решению проблем работающей молодежи.

Основным и самым значимым мотивом работы персонала в Афанасьевском потребительском обществе является сам принцип создания системы потребительской кооперации, определяющий ее востребованность, надежность организации и, как следствие, уверенность ее работников в завтрашнем дне.

Литература

1. Лавренова Т. Ф. Персонал организации как конкурентное преимущество. // Вестник науки и образования.

- 2015. - № 3 (5). - С. 92-95.

2. Ларинина Т. И. Современные подходы к построению эффективной системы управления человеческими

ресурсами. // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 8 (38). - С. 57-59.

3. Ларинина Т. И. Актуальные вопросы взаимодействия государства и потребительской кооперации. //

Международный сельскохозяйственный журнал. - 2009. - № 6. - С. 22-23.

4. Целютина Т. В., Муравлева Е. Ю. Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления

последствий кризиса. // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 5(35). - С. 39-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.