Научная статья на тему 'Оценка учебной деятельности студентов'

Оценка учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТА / РЕЙТИНГ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КУМУЛЯТИВНЫЙ ИНДЕКС СТУДЕНТА / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / МОДУЛЬ КУРСА / СТАРТОВЫЙ РЕЙТИНГ / ТЕКУЩИЙ РЕЙТИНГ / ОБЩИЙ СУММАРНЫЙ РЕЙТИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / KNOWLEDGE AND PROFESSIONAL STUDENT'S SKILLS ASSESSMENT / INDIVIDUAL STUDENT'S CUMULATIVE INDEX / RATING SCALE / RATING SCALE QUALITY ASSESSMENT / INSPECTION SYSTEM / MODULE EDUCATION SYSTEM / COURSE MODEL / START RATING SCALE / CURRENT RATING SCALE / TOTAL RATING SCALE / PROFESSIONAL REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинина Галина Павловна, Ручкина Валентина Павловна

Раскрывается сущность и структура контроля за уровнем профессиональных знаний и умений студента, будущего педагога периода детства по предметам математико-методического цикла. Рассматриваются варианты контроля рейтинговая оценка и итоговый контроль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калинина Галина Павловна, Ручкина Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of stidents' studying activity

The article examines the essence and structure of inspection over professional knowledge and skills of a student, future teacher of childhood period on mathematical and methodological cycle. There variants of inspection to be studied rating scale and final inspection.

Текст научной работы на тему «Оценка учебной деятельности студентов»

УДК 378.147

Г. П. Калинина, В. П. Ручкина

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: оценка знаний и профессиональных умений студента; рейтинг; рейтинговая оценка качества; система контроля; индивидуальный кумулятивный индекс студента; модульная система обучения; модуль курса; стартовый рейтинг; текущий рейтинг; общий суммарный рейтинг; профессиональные требования.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается сущность и структура контроля за уровнем профессиональных знаний и умений студента, будущего педагога периода детства по предметам математико-методического цикла. Рассматриваются варианты контроля — рейтинговая оценка и итоговый контроль.

G. P. Kalinina, V. P. Ruchkina

ASSESSMENT OF STIDENTS’ STUDYING ACTIVITY

KEY WORDS: knowledge and professional student’s skills assessment; rating scale; rating scale quality assessment; inspection system; individual student’s cumulative index; module education system; course model; start rating scale; current rating scale; total rating scale; professional requirements.

ABSTRACT. The article examines the essence and structure of inspection over professional knowledge and skills of a student, future teacher of childhood period on mathematical and methodological cycle. There variants of inspection to be studied — rating scale and final inspection.

Существующая в вузе система контроля преобладает над системой обучения, поскольку весь процесс обучения ориентируется на подготовку к главному контрольному испытанию — экзамену, где главным образом проверяется степень усвоения теоретических знаний и за бортом остаются умения, необходимые для профессиональной деятельности. Кроме того, сложившаяся система зачетов и экзаменов сдерживает регулярность самостоятельной учебной работы студентов в межсессионный период.

Трехбалльная шкала оценки знаний не позволяет достаточно вариативно отразить многообразие нюансов в ответах студентов и адекватно оценить их знания.

Рейтинговая оценка качества подготовки педагога устраняет данные недостатки, становится фактором развития инициативы, позволяет регулярно осуществлять самоанализ и самооценку успешности овладения своей профессиональной деятельностью.

Рейтинг — это индивидуальный кумулятивный индекс студента (ИКИ). Он

30

призван сделать более совершенной систему вузовского обучения, на высоком уровне реализовать ее контрольнооценочную функцию.

При такой системе оцениваются все результаты, достигнутые будущими специалистами на каждом этапе текущего, промежуточного и итогового контроля.

Набранные баллы суммируются и составляют ИКИ. Цель студента — набрать максимальное число очков.

Такая система стимулирует повседневную систематическую работу каждого, исключает случайность при сдаче экзаменов. Не возникает проблем при определении уровня квалификации и т. д. Но при этом следует помнить, что:

• контроль должен нести функцию диагностики знаний, а не конечного приговора;

• диагностика должна иметь возможность своевременно внести поправки в учебный процесс и во взаимодействие «преподаватель — студент»;

• в процессе контроля важное место должно отводиться не проверке знаний по данной дисциплине, а проверке умения использовать знания в будущей профессиональной деятельности.

Методика оценки знаний студентов по рейтинговой системе сводится к следующим положениям.

Общее максимальное число баллов по предмету, которое может получить студент определяется по формуле А х 10,

где А — есть общее число часов, выделенных на этот предмет в учебном плане.

Данное число баллов принимается за 100%, и они распределяются ориентировочно следующим образом:

• от 6 до 10% баллов отводится на стартовый рейтинг (И^), т. е. входной контроль знаний студентов;

• 84—90% баллов составляет текущий рейтинг ^).

Текущий рейтинг складывается из рейтинговых баллов модулей учебной дисциплины, т. е. Rt = R1 + R2 + Rз + ... Rn, где Ri — рейтинговый балл за данный модуль.

Общий суммарный рейтинг студента включает в себя стартовый рейтинг и текущий, при этом RE = Rs + Rt.

Рейтинг по дисциплине тесно связан с модульной системой обучения и контроля.

Модуль — это часть курса, имеющая самостоятельное значение и включающая в себя несколько близких по содержанию тем или разделов курса в соответствии с программой.

Количество модулей по дисциплине в семестре в целом курсе устанавливается соответствующей кафедрой. Рекомендуется не менее четырех модулей и не более десяти, что целесообразно для повышения важности оценки.

Модуль должен иметь конкретные цели, выраженные в действиях и информационно-теоретическую базу, необходимую для усвоения, а также определять оптимальные способы достижения поставленных целей.

В модульную программу, помимо полного перечня задач обучения, исходных требований к подготовленности студентов и содержания модуля, включаются содержание и методика входного и выходного контроля, а также система оценки результатов.

Таким образом, изучение каждого модуля заканчивается опросом в устной или письменной форме. Естественно, при дневной форме обучения изучение дисциплины по модулям равномерно распределяется на весь семестр.

В процессе обучения такими модулями на период самостоятельного изучения дисциплины в межсессионный период могут быть задания к контрольным и курсовым работам, все виды индивидуальных заданий, включая программированные карточки, написание рефера-

тов, докладов, комплексные задания по смежным дисциплинам и др.

При этом для управления самостоятельной работой студентов разрабатываются индивидуальные графики, либо специальные учебные программы, четко регламентирующие сроки проведения мероприятий по оказанию помощи студентам, выполнения и сдачи всех видов контрольных домашних заданий, прохождения собеседования с ним, аудиторных контрольных работ, а также защиты курсовых работ, сдачи зачетов и экзаменов. Это способствует повышению самостоятельной работы студента, а значит, получению студентом более высокой модульной и рейтинговой оценки.

Максимальное число баллов за каждый модуль определяется кафедрой исходя из значимости модуля в общем объеме курса.

Например, курс разбит на 5 модулей, тогда суммарный рейтинг определяется по формуле:

= R1 + R2 + Rз + + Ы5,

где Ri — рейтинговый балл за данный модуль, включающий входной (стартовый) и текущий рейтинг по данному конкретному модулю.

Причем внутри каждого модуля рейтинг студента должен иметь нижнюю и верхнюю границу.

Если верхняя граница за модуль определяется значимостью его в системе курса, то нижняя с учетом качества выполнения задания и тех общеучебных и математико-методических умений, которые студент должен проявить в процессе выполнения задания.

Далее итоговая семестровая оценка по дисциплине выставляется в соответствии со следующей шкалой:

• «отлично» — 100—85%,

• «хорошо» — 84—70%,

• «удовлетворительно» — 69—55%,

• «неудовлетворительно» — 54% и ниже,

31

где RE — суммарный рейтинг по предмету.

Вид отчетности по семестру в каждой дисциплине сохраняется в соответствии с учебным планом (зачет, дифференцированный зачет, экзаменационная отметка). Отметка выставляется на основе общего числа баллов по всем модулям без дополнительного опроса (зачета или экзамена).

Для получения недифференцированного зачета студенту достаточно набрать 55% баллов с учетом вычета баллов за несвоевременную сдачу отчетности.

Кроме того, своевременность сдачи всех видов поощряется путем добавления к суммарному рейтингу 25% баллов от общего числа баллов по предмету.

За каждую пересдачу или несвоевременную сдачу отчетности по неуважительной причине также снимается 25% баллов от общего числа баллов по предмету.

Поскольку общий суммарный балл разбивается на модули, то по каждой дисциплине следует рассчитать число баллов, которое добавляется или снимается со студента за своевременность или несвоевременность сдачи отчетности.

Например, общий суммарный рейтинг по предмету — 320 баллов.

Тогда 25% от 320 = 80 баллов.

Число модулей по данному предмету равно 5.

Следовательно, за своевременность отчетности по каждому модулю добавляется 16 баллов.

Такая же система подсчета баллов применяется и за несвоевременную отчетность по модулям.

В основу рейтинговой оценки студента по предметам математико-методической подготовки положены требования квалификационной характеристики выпускника. Они условно делятся на три большие группы.

1. Формирование системы математических понятий.

Множество Законы построения суждений, умозаключений

Величина Аксиоматика множества N

Отношения Теоретикомножественный подход к построению множества N

Число Число как результат измерения величин

Г еометрическая Геометрическая

фигура фигура как результат преобразования плоских и объемных фигур

2. Развитие методического мышления:

• аналитичность, гибкость, логичность, способность к обобщению, систематичность, научность, критичность, гуманистическая направленность;

• формирование способности к методическому целеполаганию, прогнозированию, конструированию, планированию, проектированию и анализу методических ситуаций;

• способность обобщать методические ситуации, анализировать их с позиции знания закономерностей развития, выбирать и отбирать их для формирования конкретных понятий;

• способность к ретроспективному анализу собственной деятельности и ее оценке.

3. Формирование профессиональных

умений и навыков:

• умение конспектировать, комментировать, рецензировать указанные источники;

• умение проводить сравнительный анализ, обобщать, составлять библиографию;

• умение работать с книгой, каталогом, планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

• умение воздействовать на мотивационную сферу школьника, управлять этим процессом;

• умение актуализировать знания и жизненный опыт детей для формирования их познавательной самостоятельности;

• умение реализовать задачи учебновоспитательного процесса, систему средств, методов и приемов организации учебной деятельности младших школьников;

• умение пользоваться разными ис-

точниками с целью углубления и расширения психолого-

педагогических и связанных с ними знаний о человеке;

• умение и потребность в составлении программы самосозидания личности, контроль за ее выполнением;

• умение постоянно работать над собой, восприимчивость к новому, независимость суждения и поведения, самокритичность, нетерпимость к отрицательным явлениям.

Систематический контроль за работой студентов позволяет формировать

вышеперечисленные умения.

Получено 10.11.08 © Калинина Г. П., Ручкина В. П. , 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.