Оценка цифровой грамотности студентов НИУ «БелГУ» Assessment of digital literacy of BelSU students
Захарова Анастасия Сергеевна
Студент 2 курса
Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Zakharova Anastasia Sergeevna
Student 2 term
Institute of Social Sciences and Mass Communications
Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com
Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия, г. Белгород
Scientific adviser Kisilenko Anastasia Vladimirovna
candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of sociology and youth work organization
Belgorod State University Russia, Belgorod
Аннотация.
В статье представлен анализ результатов авторского социологического исследования «Цифровая грамотность студентов НИУ «БелГУ». Оценка производится на основании теоретической модели, сформированной посредством обзора источников на тему цифровой грамотности.
Annotation.
The article presents an analysis of the results of the author's sociological survey "Digital Literacy of BelSU Students". The assessment is based on a theoretical model formed through a review of sources on the topic of digital literacy.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровая безопасность, информационная грамотность, цифровая грамотность студентов.
Key words: digital literacy, digital skills, digital security, information literacy, student digital literacy.
В современном информационном обществе цифровая грамотность становится неотъемлемым компонентом успешной адаптации и профессионального развития. Она определяет способность человека эффективно использовать цифровые технологии для общения, поиска и анализа информации, творчества и решения повседневных задач.
Существует множество подходов к определению понятия «цифровая грамотность». Так, одно из определений, выдвинутое В.И. Токтаровой., состоит в том, что цифровая грамотность - это совокупность знаний и навыков, необходимых для безопасного и эффективного использования цифровых инструментов и технологий [4]. Это определение подчеркивает важность возможности и необходимости эффективно использовать цифровые инструменты для полноценного участия в жизни современного общества.
Другое определение цифровой грамотности, предложенное Д.А. Дубовером., акцентирует внимание на способности находить, оценивать и использовать информацию из цифровых источников [2]. Данный подход акцентирует внимание на способности ориентироваться в огромном количестве информации, доступной в Интернете, и эффективно использовать ее для принятия обоснованных решений.
В цифровой библиотеке ЮНЕСКО цифровая грамотность рассматривается как способность общаться и сотрудничать с использованием цифровых технологий (определение предложено Бюро ЮНЕСКО в Ташкенте). Подчеркивается важность возможности использовать цифровые технологии для успешной коммуникации [5]. В целом, эти различные определения цифровой грамотности подчеркивают многогранный характер этой концепции и важность обладания рядом навыков и знаний, связанных с цифровыми технологиями.
Итак, цифровая грамотность включает в себя знание и умение применять основные компьютерные навыки, обращаться с электронными ресурсами и социальными сетями.
Мы рассмотрим цифровую грамотность как совокупность 5 основных элементов:
1. Техническая грамотность - знание и умение использовать различные цифровые устройства, программное обеспечение и сервисы.
2. Информационная грамотность - способность критически оценивать и анализировать информацию, получаемую из различных источников, и принимать решения на основе этой информации.
3. Коммуникативная грамотность - умение эффективно общаться с помощью цифровых средств, включая электронную почту, социальные сети, видеоконференции и т.д.
4. Информационная безопасность - набор технологий, стандартов и методов управления, которые необходимы для сохранения и защиты информации.
5. Профессиональная цифровая грамотность - уровень владения цифровыми инструментами, необходимых для выполнения профессиональных задач.
Особенно актуальна проблема цифровой грамотности становится для студентов.
С одной стороны, цифровая грамотность предполагает использование цифровых навыков, необходимых для подготовки студентов к выходу на рынок труда. В настоящее время цифровые технологии проникают во все сферы жизни, включая производство, медицину, образование и др. Поэтому обладание цифровыми навыками становится все более важным для будущих специалистов.
Обладание высоким уровнем цифровой грамотности также включает в себя навыки коммуникации и сотрудничества. М.И. Малетова отмечает необходимость овладения коммуникативной компетентностью (в области сетевого взаимодействия на основе цифровых технологий) [3]. В данный момент происходит трансформация способов общения на основе технологического развития, что и диктует необходимость развития использования коммуникативных навыков. Владение коммуникативными навыками позволяет студентам свободно обмениваться информацией в том числе с представителями разных стран и культур - ведь возможности общения становятся безграничными.
Обладание высоким уровнем цифровой грамотности невозможно без наличия критического мышления. По мнению В.И. Токтаровой цифровая грамотность включает в себя умение свободно и эффективно оценивать информацию, используемую из различных источников [4]. Это позволяет студентам принимать обоснованные решения и обнаруживать ошибки, основанные на недостоверной информации. Кроме того, развитие цифровой грамотности помогает студентам эффективнее использовать цифровые технологии в повседневной жизни [1]. И здесь мы наблюдаем парадокс: с одной стороны, студенты - социальная группа, в большинстве своем пользующаяся цифровыми устройствами практически с самого детства. С другой - использование цифровых устройств студентами как правило носит бытовой характер. М.И. Малетова отмечает, что «наряду с
положительными свойствами использования современных информационных технологий, с позитивными характеристиками цифровой среды ученые все чаще отмечают и отрицательное воздействие данных технологий. Современное поколение студентов, по мнению психологов, педагогов, медиков, обладает «кликовым», «клиповым», «контентным» мышлением, что не всегда является положительным моментом при обучении студентов». Поэтому цифровую грамотность действительно важно рассматривать как комплекс вышеупомянутых элементов (техническая грамотность; информационная грамотность; коммуникативная грамотность; информационная безопасность; профессиональная цифровая грамотность), а не просто как частое использование цифровых устройств.
В рамках изучения данной проблемы было проведено авторское социологическое исследование «Цифровая грамотность студентов НИУ «БелГУ». Объем выборки составил 376 человек, в качестве респондентов выступили студенты очной формы обучения.
Техническая грамотность. По результатам проведенного исследования выяснилось, что почти половина опрошенных (41,22%) оценивает свои знания и умения использовать различные цифровые устройства, программное обеспечение и сервисы, необходимые в обычной жизни на 5 баллов из 5 возможных. Средняя оценка составила 4,06 балла. Также большинство респондентов утверждают, что им в той или иной степени легко работать с ПК, планшетными компьютерами, смартфонами (91,22%).
Скорее нет, чем да 7.18%
Нет | 1,60%
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос «Вам легко работать с ПК, планшетными компьютерами,
смартфонами?»
Информационная грамотность. Говоря о своих действиях в ходе поиска информации в учебных целях, студенты чаще всего отмечают, что не проверяют достоверность информации, хотя и знают, что встречающаяся в интернете информация может быть недостоверной (43,62%). При поиске же новостей или другой информации в повседневной жизни опрошенные чаще всего проверяют ее (53,46%).
Поиск информации в учебных целях ■ Поиск другой информации/просмотр, чтение новостей
Диаграмма 2. Сравнение поведения студентов при поиске информации в учебных целях и другой информации
Опрошенные выделяют следующие значимые для себя критерии актуальности информации:
- Объективность (наличие аргументов) - 41,76%;
- Актуальность информации - 20,48%;
- Применяется установленный порядок цитирования и используются ссылки - 15,96%;
- Указание авторства - 12,23%;
- Качество изложения (отсутствие стилистических, лексических, орфографических и т.д. ошибок) - 7,18%;
- Авторитетность источника - 0,8%. Не задумывались над этим 1,6% опрошенных.
Коммуникативная грамотность. Большинство студентов (74,47%) ежедневно используют цифровые средства для коммуникации в своей повседневной жизни. Еще 13,56% студентов общаются посредством цифровых средств от 3 до 6 раз в неделю.
Абсолютное значение %
Ежедневно 280 74,47%
3-6 раз в неделю 51 13,56%
1-2 раза в неделю 15 3,99%
1-3 раза в месяц 30 7,98%
В процессе общения студенты пользуются различными цифровыми инструментами. Социальные сети используются всеми опрошенными студентами, также все опрошенные пользуются мессенджерами. Электронная почта используется 72,07% студентов, сервисы онлайн-знакомств - 20,74%, а онлайн-игры используются всего лишь 1,6% студентов.
За последнюю неделю все опрошенные студенты использовали социальные сети для общения, а 99,2% студентов общались с помощью мессенджеров.
Таблица 2. Цифровые инструменты, используемые студентами для общения
Использовались когда-либо
Использовались последней недели
течение
в
Абсолютное % Абсолютное %
значение значение
Социальные сети 376 100,00% 376 100,00%
Мессенджеры 376 100,00% 373 99,20%
Электронная почта 271 72,07% 119 31,65%
Сервисы онлайн-знакомств 78 20,74% 33 8,78%
Игры 3 1,60% -
Информационная безопасность. Современные технологии проникают во множество сфер нашей жизни, предоставляя нам широкий спектр возможностей. Однако вместе с ними существуют и угрозы, к которым современному пользователю цифровых инструментов нужно быть готовым.
Знания в области цифровой безопасности становятся неотъемлемой частью цифровой грамотности. Понимание основных принципов и методов защиты данных, умение распознавать и предотвращать кибератаки, а также соблюдение правил конфиденциальности и безопасности становятся критически важными навыками.
В среднем респонденты оценивают свои знания в области цифровой безопасности на 3,27 баллов из 5: самая частая оценка - 3 балла (47,61%). Респонденты считают Угрозу заражения устройств через скачиваемые файлы наиболее опасной интернет-угрозой.
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Отметьте наиболее опасную, на Ваш взгляд, интернет-угрозу»
Абсолютное %
значение
Угроза заражения устройств через скачиваемые файлы 180 47,87%
Утечка персональных данных 89 23,67%
Доступ к нежелательному контенту 44 11,70%
Контакты с незнакомыми людьми 30 7,98%
Несанкционированные онлайн-покупки 30 7,98%
Всё вышеперечисленное 3 0,80%
Самым распространенным случаем утечки данных в сеть Интернет является взлом личной страницы в социальных сетях (диаграмма 2).
| Сталкивались лично ■ Сталкивались знакомые
Диаграмма 2. Случаи утечки данных в сеть Интернет
Профессиональная цифровая грамотность. Согласно опросу, 38,56% участников не имеют представления о необходимых инструментах для своей профессиональной деятельности. Среди остальных
опрошенных, большинство (22,61% от общего числа опрошенных) осведомлены о таких инструментах, но не обладают навыками для работы с ними.
Большинство респондентов (71,18%) получили информацию о необходимых цифровых инструментах для своей профессиональной деятельности во время своего образования в ВУЗе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что приоритетными направлениями в повышении уровня цифровой грамотности студентов в целом можно считать развитие знаний в области информационной безопасности и наращивание навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Что касается информационной грамотности, опрос показал, что студенты способны подвергать сомнению информацию, встречающуюся им на просторах интернета, однако далеко не каждый опрошенный готов тратить время на поиск достоверной информации в рамках учебной деятельности. Даная проблема заключается не столько в обладании определенными навыками, сколько в мотивационной составляющей.
Список используемой работы:
1. Берман Н. Д. К вопросу формирования информационной грамотности студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 4. Режим доступа к изд. : https://science-education.ru/ru/article/view?id=29923. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Дубовер Д. А, Дмитрова А. В., Ющенко. Д. И. Отечественные и зарубежные инструменты оценки цифровой грамотности // МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЖУРНАЛ ЭКОНОМИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. - 2020. - № 1. -С. 5-16.
3. Малетова М. И., Новикова Л. А. Цифровая грамотность студентов вузов: вызовы и возможности // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». - 2020. - № 2. - С. 195-203.
4. Токтарова В. И., Ребко О. В. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка // Вестник Марийского государственного университета. - 2021. - № 2 (42). - С. 165-177.
5. Media and information literacy in journalism: a handbook for journalists and journalism educators [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000374922. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.