Научная статья на тему 'РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ'

РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ / ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анастасия Сергеевна

В статье представлены положительные практики повышения цифровой грамотности студентов за рубежом, а также проведен анализ, в каком направлении должно развиваться цифровое образование студентов в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN AND INTERNATIONAL APPROACHES TO ADDRESSING STUDENTS' DIGITAL LITERACY

The article presents good practices in improving students' digital literacy abroad, and analyses in what direction digital education for students should develop in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ»

Российский и зарубежный подходы к решению проблемы цифровой грамотности

студентов

Russian and international approaches to addressing students' digital literacy

Захарова Анастасия Сергеевна

Студент 2 курса

Институт общественных наук и массовых коммуникаций Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Zakharova Anastasia Sergeevna

Student 2 term

Institute of Social Sciences and Mass Communications

Belgorod State University Russia, Belgorod e-mail: nastiazakharova12051998@gmail.com

Научный руководитель Кисиленко Анастасия Владимировна

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Россия, г. Белгород

Scientific adviser Kisilenko Anastasia Vladimirovna

candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of sociology and youth work organization

Belgorod State University Russia, Belgorod

Аннотация.

В статье представлены положительные практики повышения цифровой грамотности студентов за рубежом, а также проведен анализ, в каком направлении должно развиваться цифровое образование студентов в Российской Федерации.

Annotation.

The article presents good practices in improving students' digital literacy abroad, and analyses in what direction digital education for students should develop in the Russian Federation.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровые навыки, цифровая безопасность, информационная грамотность.

Key words: digital literacy, digital skills, digital security, information literacy.

На сегодняшний день Россия не входит в число лидеров в области развития цифровой экономики в целом и по уровню цифровой грамотности молодежи в частности.

Некоторые зарубежные страны внедрили стратегии по повышению цифровой грамотности среди молодежи. Один из подходов заключается в том, чтобы включить цифровую грамотность в системы формального образования. Это включает в себя интеграцию цифровых навыков в учебную программу и обучение преподавателей эффективному обучению цифровой грамотности [4].

В Великобритании, Италии, Испании, Португалии, Ирландии и ряде других стран существуют программы обучения цифровой грамотности, охватывающие множество аспектов цифровой грамотности и включающие в себя следующие области:

1) Информация и данные (Information and Data Literacy): идентификация, определение местонахождение, получение, хранение, организация и анализ цифровой информации с учетом ее актуальности и целей. Данный навык означает способность более эффективно и систематично работать с цифровыми данными, что важно в современном информационном обществе.

2) Коммуникация и сотрудничество (Communication and Collaboration): включает навыки эффективного использования цифровых инструментов для коммуникации, сотрудничества и обмена информацией.

3) Создание контента: в рамках программы происходит обучение созданию и редактированию нового контента, включая тексты, изображения и видео. Это позволяет выражать свои идеи и знания в различных форматах и эффективно коммуницировать с помощью цифровых инструментов.

4) Безопасность:

- Защита личных данных: осведомленность о методах защиты персональных данных и конфиденциальности в цифровом окружении;

- Защита устройств: понимание рисков и угроз в цифровой среде.

- Защита здоровья: дает возможность избегать рисков для здоровья и угроз физическому и психологическому благополучию при использовании цифровых технологий, а также защитить себя и других от возможных опасностей в цифровой среде (например, кибербуллинга).

- Защита окружающей среды: информирует о воздействии цифровых технологий на окружающую среду и их использовании

5) Решение проблем: определение цифровых потребностей и ресурсов, принятие обоснованных решений и выбор подходящих цифровых инструментов для реализации концептуальных задач. Это развивает навык анализа и принятия решений, что является важным в процессе решения проблем в цифровой среде [8].

За счет внедрения цифровой грамотности в систему образования, молодые люди готовятся к лучшей ориентации в цифровом мире и приобретают необходимые навыки для будущего трудоустройства. На Западе особое внимание уделяется проблеме цифрового неравенства, а предоставление доступа к технологиям и интернету является одной из стратегий, используемых зарубежными странами для повышения цифровой грамотности среди молодежи. Это включает инициативы, такие как предоставление бесплатного Wi-Fi в общественных местах, временное предоставление ноутбуков и планшетов студентам, а также субсидирование доступа в интернет для семей с низким доходом [5]. Обеспечение доступа к технологиям и интернету позволяет молодым людям развивать и применять цифровые навыки, а также использовать возможности онлайн-обучения. Это способствует преодолению цифрового разрыва и предоставляет всем молодым людям возможность развивать навыки цифровой грамотности.

Стимулирование обучения цифровым навыкам и проведение образовательных интенсивов также являются эффективными стратегиями повышения цифровой грамотности среди молодежи. В некоторых зарубежных странах организации и предприятия предлагают бесплатные или доступные в финансовом отношении программы обучения цифровым навыкам, а также проводят семинары для молодежи. Эти программы фокусируются на развитии навыков программирования, работы с медиа и обеспечения интернет-безопасности. Они часто ориентированы на группы, не связанные с IT-сектором [4]. Благодаря доступу к обучению по приобретению цифровых компетенций, молодые люди могут развивать навыки, необходимые для успешной адаптации в цифровом мире и построения карьеры, включая работу в IT-отрасли. Это соответствует Целям устойчивого развития Организации Объединенных Наций, в частности задаче 4.4, которая нацелена на развитие профессиональных навыков молодежи и взрослых на основе автоматизации и цифровизации [1].

В рамках Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период с 2017 по 2030 годы правительство также осуществляет ряд программ, которые направлены на повышение цифровой грамотности среди молодежи. Однако, по нашему мнению, большинство таких программ ориентированы в большей степени на обучающихся общеобразовательных учреждений, а не на студенческую молодежь. Одной из таких программ является создание цифровых образовательных платформ, предоставляющих учащимся доступ к онлайн-курсам и ресурсам для улучшения их цифровых навыков. Эти платформы разработаны с учетом удобства и привлекательности для пользователей, облегчая процесс обучения и развития цифровой грамотности у обучающихся [2].

С 2019 по 2021 год проводилась ежегодная акция «Цифровой диктант», инициированная РОЦИТ, Microsoft и РАЭК. Диктант состоит из тестирований, разработанных с учетом разных возрастных категорий: для детей (7-13 лет), подростков (14-17 лет), взрослых (18-59 лет) и людей старшего возраста (60 лет и старше).

Каждый тест включает четыре тематических блока (три основных и один дополнительный). Первый блок основан на фундаментальных аспектах цифровой грамотности, включая использование различных устройств и базовые знания о программном обеспечении и приложениях. Второй блок охватывает цифровые компетенции, такие как работа с интернетом, социальными сетями, онлайн-магазинами и другими онлайн-сервисами. Третий блок посвящен цифровой безопасности, включая защиту личных данных и устройств. Четвертый дополнительный блок затрагивает новые технологии, такие как искусственный интеллект, интернет вещей и блокчейн. Целью мероприятия являлось измерение цифровой грамотности, но оно было ориентировано на широкую аудиторию, при этом студенческая молодежь не выделялась в отдельную группу [7].

Некоторые российские вузы разрабатывают собственные программы по повышению цифровой грамотности для своих студентов. Например, Высшая школа экономики с 2021 года внедрила обязательное измерение цифровых навыков для всех новых студентов. В соответствии с концепцией развития цифровых компетенций, принятой в университете, все студенты должны иметь одинаковый уровень цифровой грамотности, поэтому проводится объективная оценка их цифровых навыков. Кроме того, для студентов доступен онлайн-курс, состоящий из различных модулей, соответствующих каждой образовательной программе. На семинарах и практических занятиях материал адаптируется под конкретные предметные области. Например, для программирования и анализа данных установлены три уровня компетенции: базовый, начальный и продвинутый, в зависимости от направления подготовки [3].

В Белгородской области мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности молодежи, в основном ориентированы на школьников. Начиная с 2021 года, в регионе проводится Цифровое ГТО -тестирование учащихся с первого по одиннадцатый класс, чтобы определить их навыки в работе с информационными технологиями и модернизировать образовательную программу по информатике на основе полученных результатов. Учащиеся с лучшими результатами тестирования в 7-10 классах получают возможность принять участие в проекте "Летняя IT-школа", организованной Министерством цифрового развития и Министерством образования Белгородской области совместно с Региональным центром развития цифровой образовательной среды.

Летняя IT-школа впервые прошла на базе Белгородского индустриального колледжа в 2022 году. В программу входили следующие направления:

- основы программирования на языке Python;

- работа с основными библиотеками языка Python.;

- работа с графическим фреймворком PyQt5;

- парсинг с использованием библиотеки BS4, анализ данных;

- основы веб-дизайна, веб-вёрстки, frontend, знания о UI/UX;

- основы работы с приложениями Adobe Photoshop, Illustrator, Blender;

- основы робототехники;

- простейшие виды нейронных сетей, знания о потенциале существующих проектов;

- создание эффективных и современных презентаций;

- методики инновационной деятельности;

- анонимность и безопасность в Сети.

Более 200 учащихся успешно защитили свои проекты по окончании школы.

В Российской федерации действует программа федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» «Цифровые кафедры». В НИУ БелГУ «Цифровая кафедра» открылась в 2022 году. Всероссийский проект предполагает, что студенты вузов, где открыты цифровые кафедры, помимо своей основной специальности, получат дополнительную квалификацию по IT-профилю. Это касается двух категорий студентов:

1) Учащихся по специальностям и направлениям подготовки, которые не относятся к IT-сфере. Например, будущих экономистов, юристов, управленцев. Они смогут получить на цифровых кафедрах компетенции по созданию алгоритмов и компьютерных программ, а также по работе с базами данных.

2) Учащихся на программах по IT-направлениям подготовки. Им обучение также поможет освоить дополнительные компетенции и расширить свои профессиональные возможности [6].

Таким образом, можно выделить следующие основные пути решения проблемы цифровой грамотности студентов:

- интеграция в учебные программы: дисциплины по повышению цифровой грамотности могут быть включены в учебные планы и программы, чтобы обеспечить систематическое обучение студентов основным навыкам цифровой грамотности, таким как эффективное поиск информации в Интернете, критическое мышление при оценке информации, безопасность в сети и т.д.;

- устранение проблемы цифрового неравенства: создание технических условий для успешного овладения цифровыми навыками;

- создание специальных курсов и программ: многие Эти курсы могут охватывать широкий спектр тем, включая основы компьютерной грамотности, информационную безопасность, мультимедийные навыки, программирование и др;

- партнерство с IT-индустрией и некоммерческими организациями: сотрудничество учебных заведений с компаниями и некоммерческими организациями, работающими с цифровыми инструментами, может помочь в обеспечении доступа к современным технологиям, разработке обучающих материалов и программ, а также предоставлении студентам возможностей для практического применения своих навыков.

Итак, анализ опыта решения проблемы цифровой грамотности студенческой молодежи позволил сделать следующие выводы:

1) За границей успешно решают проблему цифровой грамотности молодежи с помощью комплексного подхода, который включает обязательные курсы для студентов и решение вопроса цифрового неравенства. Эти страны также включают решение проблемы цифровой грамотности студентов в общую систему повышения цифровой грамотности населения.

2) В Российской Федерации отсутствует системный подход к решению проблемы цифровой грамотности студентов. Несмотря на наличие Стратегии развития информационного общества на период 2017-2030 годов, проводимые мероприятия являются носят скорее точечный характер.

3) В Белгородской области большинство программ и проектов по повышению цифровой грамотности нацелены на школьников. Региональный центр развития цифровой образовательной среды играет важную роль, сотрудничая с общеобразовательными учреждениями. Однако особое внимание уделяется развитию кадрового потенциала в IT-сфере, и редко затрагиваются все аспекты цифровой грамотности.

Список используемой литературы:

1. 4 всемирный доклад об обучении и образовании взрослых [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373742. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

2. Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // ПНиО. 2019. №2 (38). С. 167-193.

3. Высшая школа экономики. Как преподавать цифровую грамотность студентам? [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://cs.hse.ru/news/497511737.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

4. Горелов Н. А., Литун В. В. Зарубежный опыт обучения населения цифровой грамотности // Экономика труда. - 2018. - №2. - С. 343-350.

5. Зинич А. В., Ревякина Ю. Н., Ревякин П. И. Цифровые компетенции молодежи как базис развития экономики будущего // Вопросы инновационной экономики. 2022. № 4 [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://1economic.ru/lib/116843. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

6. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1085/?utm_referrer=https%3a%2f%2fskillbox.ru%2f. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

7. ЦифровойДиктант.рф [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. : https://digitaldictation.ru/about. -Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

8. Stimulating digital innovation for growth and inclusiveness: The role of policies for the successful diffusion of ict [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. :

https://one.oecd.org/document/DSTI/ICCP(2015)18/FINAL/En/pdf. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.