Научная статья на тему 'Оценка трудной жизненной ситуации молодыми людьми и возможные способы решения этой проблемы'

Оценка трудной жизненной ситуации молодыми людьми и возможные способы решения этой проблемы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1344
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / МОЛОДЫЕ МУЖЧИНЫ / МОЛОДЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бобкова Наталья Дмитриевна, Гиль Сергей Сергеевич, Малин Сергей Викторович

В статье указывается, что понятие «трудная жизненная ситуация» в нормативно-правовых документах не предполагает учет возрастных аспектов. Соответственно не создаются условия для эффективной работы с этими группами населения. В статье приведены результаты опроса молодежи по пониманию ими трудной жизненной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бобкова Наталья Дмитриевна, Гиль Сергей Сергеевич, Малин Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка трудной жизненной ситуации молодыми людьми и возможные способы решения этой проблемы»

ПЕДАГОГИКА, ЮВЕНОЛОГИЯ

Бобкова

Наталья Дмитриевна Гиль

Сергей Сергеевич Малин

Сергей Викторович

ОЦЕНКА ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОМ СИТУАЦИИ МОЛОДЫМИ ЛЮДЬМИ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

В статье указывается, что понятие «трудная жизненная ситуация» в нормативно-правовых документах не предполагает учет возрастных аспектов. Соответственно не создаются условия для эффективной работы с этими группами населения. В статье приведены результаты опроса молодежи по пониманию ими трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, молодые мужчины, молодые женщины, интеграция молодежи.

Понятие «трудная жизненная ситуация» прочно вошло в оборот специалистов, работающих с населением. Так, в соответствие с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»1 определены следующие группы детей, находящиеся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов,экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения

свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Аналогичного юридического определения в отношении молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, не существует, и правовой статус молодых людей старше 18 лет определяется на общих основаниях для граждан РФ, получающих различные виды льготного обслуживания.

Исходя из анализа существующей социальной практики и тенденций социального развития в Российской Федерации, под трудной жизненной ситуацией молодых людей следует понимать такую ситуацию, при которой у молодого человека нарушен процесс нормальной позитивной интеграции в полноценную жизнь общества и, прежде всего, в жизнь местных сообществ.

Данное утверждение согласуется также и с мировой практикой определения молодежи в трудной жизненной ситуации и направления усилий по преодолению данной ситуации через интеграцию в жизнь местных сообществ: «Поддерживая и стимулируя участие молодежи в общественной жизни, местные и региональные власти способствуют социальной интеграции молодежи, помогая ей не только справиться со своими проблемами и трудностями, но и с вызовами современного общества, в котором зачастую доминируют обезличенность и индивидуализм»2.

Поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется государственными структурами, некоммерческими организациями, благотворительными фондами и т.д. Профессиональная помощь таким молодым людям оказывается социальными работниками и социальными педагогами. В рамках государственной молодежной политики реализуются социальные проекты, направленные на интеграцию молодежи в жизнь общества.

При оказании поддержки молодежи необходимо опираться на потребности, которые существуют у данной возрастной категории или социальной группы. В противном случае возникает ситуация, когда предложения учреждений, работающих с молодежью, и потребности молодежи не совпадают В результате деятельность учреждений оказывается неэффективной, а молодежь, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, не будет иметь возможности для интеграции, развития и самореализации.

Очень важно при оказании помощи молодым людям в ТЖС понимать, что именно является для них трудной жизненной ситуацией, какие виды помощи они считают наиболее значимыми и какую помощь готовы принять. Ведь предпочтения молодых людей значительно различаются по возрасту, полу и статусу.

В 2006 - 2007 гг. в рамках научно-исследовательских проектов по вовлечению и интеграции молодежи в жизнь общества, нами были проведены исследования среди молодежи в ряде регионов России: в Улан-Уде, Архангель-

1 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.

2 Пересмотренная европейская Хартия Об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне принята Конгрессом местных и региональных властей Европы (10-я Сессия - 21 мая 2003 г. - Приложение к Рекомендации 128)

ске и Архангельской области, Ульяновске, Кургане, Кирове, Челябинске, Тольятти, Томске, Тюмени и Тюменской области, Москве и Московской области.

Результаты исследования позволяют сделать срезы по ряду важнейших вопросов, касающихся представлений молодежи о трудных жизненных ситуациях, о ее потребностях и интересах. Результаты исследования показали значительные различия представлений о трудной жизненной ситуации (ТЖС) у молодежи в зависимости от возраста, социальной группы и региона.

В статье мы приводим информацию, полученную при опросах молодых людей Курганской и Московской областей. В исследовании участвовало около 500 молодых людей от 14 до 30 лет.

Курганская область. Для юношей 14 - 18 лет этого региона ТЖС - отсутствие денег, жилья, невозможность развиваться, творчески реализовываться, это проблемы в семье, ссоры с друзьями, несданная сессия, отсутствие поддержки и помощи со стороны других людей. На первом месте среди видов поддержки стоит материальная помощь. Далее следуют информационная, правовая, психологическая, эмоциональная помощь близких людей. Замыкает список образовательная поддержка.

Для девушек того же возраста ТЖС - это невозможность решить проблему самостоятельно без посторонней помощи, «это когда отворачиваются близкие люди». ТЖС

- это изоляция от общества, неполная семья, проблемы со здоровьем, психологические проблемы, отсутствие денег и жилья, скука, конфликты с родителями и педагогами, несчастливая любовь, отсутствие друзей. Важнейшим фактором решения ТЖС эта категория молодежи считает - психологическую помощь. После этого идут материальная помощь, эмоциональная поддержка близких людей, информационная, правовая и образовательная поддержка.

Для молодых мужчин этого региона в возрасте 19 -30 лет ТЖС - это недостойная заработная плата и отсутствие жилья, невозможность отстоять свои права, невозможность реализовать свой потенциал, нехватка денег, одиночество, безработица, болезни. Интересно, что многие мужчины этого региона отвечают, что трудных жизненных ситуаций в их жизни нет и не было. На первое место для решения ТЖС они ставят правовую помощь. Далее -информационная помощь, эмоциональная поддержка и участие близких людей, материальная, психологическая, образовательная поддержка. Многие мужчины этой группы отвечали, что никакой помощи им не нужно. Они всегда надеются только на собственные ресурсы.

Для молодых женщин этого региона ТЖС - это материальные, жилищные проблемы, отсутствие поддержки, отсутствие работы, неумение принимать решения, несчастья (пожар, наводнение, смерть и т.п.), нехватка опыта для решения проблем, отсутствие ощущения собственной безопасности. На первое место по значимости они поставили - эмоциональную поддержку близких людей. Далее следуют: материальная, психологическая, информационная, правовая помощь. Образовательная помощь, как вид помощи, не была отмечена ни одной представительницей этой выборки.

Московская область. Для юношей 14 - 18 лет ТЖС

- это отсутствие помощи родителей, отсутствие друзей, проблемы в учебе, проблемы со сверстниками, опасность для жизни, «ситуация, без разрешения которой я не могу дальше нормально жить», отсутствие материнской любви, нехватка терпения, смерть близких. Ситуация, в которой человеку необходима помощь всего общества. Плохие жилищные условия. Неправильный образ жизни. Наиболее актуальный вид помощи - материальная поддержка. Далее - эмоциональная поддержка близких людей,

информационная, правовая, психологическая помощь, образовательная поддержка.

Для девушек того же возраста ТЖС - это «когда нет денег для жизни»; отсутствие поддержки со стороны родителей; «упасть» в глазах друзей, одноклассников; когда сложно найти решение проблем; опасная «нервная» ситуация, ситуация, для выхода из которой нужна помощь; ситуация растерянности и безысходности. Наиболее значимый вид помощи - эмоциональная поддержка близких людей. Далее следуют: психологическая поддержка, материальная и информационная помощь, правовая, образовательная поддержка.

Для юношей и молодых мужчин 19 - 25 лет ТЖС -это опасная, кризисная ситуация, в которой пропадают стимулы для дальнейшего роста и развития; полно долгов; ситуация, требующая срочного решения; ситуация, когда необходимо обратиться за помощью к специалисту; «когда оказываешься недееспособным в силу различных обстоятельств»; угроза личному здоровью, здоровью родственников и близких; «когда находишься перед выбором»; «моральный крах»; «когда все отворачивается от тебя и ты остаешься один: без денег, семьи, жилья, пищи»; насилие со стороны общества и семьи. Наиболее значимый вид поддержки - материальная помощь. На первое место эта категория поставила психологическую и эмоциональную поддержку близких людей. Далее - информационная, правовая, образовательная поддержка.

Для девушек и молодых женщин 19 - 25 лет ТЖС -это ситуация, из которой человек не может выйти без помощи специалистов и близких родственников; потеря близкого человека; ситуация, в которой человек не может самореализовываться; «когда трудно принимать правильные решения»; отсутствие достаточного количества денежных средств; тупиковая ситуация без возможности выхода из нее; неопределенность в завтрашнем дне; состояние психической напряженности; изменение привычных видов деятельности, общения, поведения; плохие жилищные условия. Наиболее значимый вид помощи - эмоциональная поддержка близких людей. Далее - материальная помощь, психологическая, информационная, правовая, образовательная поддержка.

Для мужчин в возрасте 25 - 30 лет ТЖС - безработица; ситуация, в которой необходима материальная, психологическая, эмоциональная помощь; запутанность в себе; квартирный вопрос; смерть близких, родных; насилие в семье. На первое место они поставили материальную помощь. За ней следует информационная и психологическая поддержка; правовая помощь; эмоциональная поддержка близких людей; образовательная помощь.

Для женщин того же возраста ТЖС - это отсутствие возможности трудоустройства по специальности без поддержки родителей; «остаться без средств к существованию»; непонимание со стороны близких и дорогих людей, безразличное отношение нашего правительства ко «многим вопросам»; тяжелая ситуация, требующая немедленного решения; материальные трудности; создание семьи, «когда чувствуешь себя бессильной в силу обстоятельств». Наиболее значимый вид помощи - правовая помощь. Далее следуют: материальная помощь, эмоциональная поддержка близких людей, информационная, психологическая, образовательная поддержка.

В законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» трудная жизненная ситуация определена как ситуация индивида, в которой его жизнедеятельность объективно нарушена и с которой он не может справиться самостоятельно.

Однако проведенное нами исследование выявило новые многочисленные аспекты трудной жизненной ситу-

104

ВЕСТНИК КГУ, 2009. № 2

ации, причем аспекты субъективного характера, которые позволяют понять, что сама молодежь для себя считает трудным и опасным.

Результаты оказались очень интересными. Во-первых, стало ясно, что для молодежи, как наиболее активной части населения, субъективно, трудная жизненная ситуация - это ситуация, связанная с отсутствием ресурсов (внутренних и внешних) для своего социального и личностного развития.

Каждая возрастная группы молодежи имеет свою специфику в понимании трудных ситуаций в жизни, значительно различаются мнения мужчин и женщин, школьников, студентов, работающей молодежи и молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

Следует отметить, что понимание ТЖС имеет специфику в зависимости от регионов, в которых проходили исследования и вполне очевидно, что субъективное восприятие трудных жизненных ситуаций значительно меняется от депрессивных регионов к регионам, в которых активно развивается социально-экономическая сфера.

Показательно, что практически все категории молодежи во всех регионах страны ставят образовательную поддержку на последнее место. Несмотря на то, что человечество вступило в постиндустриальную эпоху, в которой центральное место занимают знания и образовательный уровень специалиста. Здесь видна недооценка молодежью роли знаний и образования для полноценного развития и интеграции в обществе. Низкий уровень социально-экономического развития регионов заставляет молодежь больше обращаться материальным ресурсам, которые способны изменить ее ситуацию «здесь и сейчас», чем рассчитывать на долговременные перспективы, связанные с получением образования. Отсутствие условий в регионах для получения молодыми людьми образования, которое позволит им приобрести хорошую работу и получать достойную заработную плату, также может быть причиной, по которой молодежь не делает ставку на образование при выходе из трудной жизненной ситуации.

Бобкова Наталья Дмитриевна, Малин Сергей Викторович

ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ (НА ПРИМЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МОЛОДЕЖНУЮ ПОЛИТИКУ)

Аннотация

В статье раскрываются основные направления деятельности правительств и неправительственных организаций, рекомендованные мировыми документами ООН и направленные на молодежь. Все эти действия будут эффективными, если осуществляются с позиции личностно-ориентированного подхода к молодому человеку. В статье указывается, что обязательной составляющей личностно-ориентированного подхода к молодежи является технология поддержки. Особенно активно поддержка осуществляется при неформальном образовании молодежи.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, эффективная молодежная политика, поддержка, неформальное образование, создание условий.

В современной мировой педагогике широкое распространение получил личностно-ориентированный подход, в основе которого лежат идеи гуманистического образо-

вания. Цель личностно-ориентированного подхода в нахождении, поддержке и развитии механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и других, необходимых для становления, самобытного личностного образа, диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией. В большинстве личностно-ориенти-рованных педагогических работах все эти процессы упоминаются, дается характеристика тех условий, при которых эти процессы у молодого человека будут проходить особенно эффективно. Важное значение при реализации данного педагогического подхода имеет создание условий для организации работы с молодежью, понимаемой с точки зрения педагогов-гуманистов как педагогическая поддержка в обучении, развитии и воспитании.

Личностно-ориентированный подход базируется на принципах гуманистической педагогики. Этот подход основан на глубоком уважении к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноценному и ответственному участнику образовательного процесса. Личностно-ориентированный подход в педагогике позволяет формировать целостную, свободную, раскрепощенную личность, осознающую свое достоинство и уважающую достоинство и свободу других людей. Одной из важнейших составляющих личностно-ориентированного подхода являются взаимодействия педагога и ученика. Такие взаимодействия, построенные на основе субъект-субъектных отношений, приводят учеников и учителя (воспитанника и воспитателя, клиента и специалиста, руководителя и члена организации) к общему успеху.

Проводя сравнительный анализ международного опыта работы с молодежью, мы предполагаем, что большинство международных документов, ориентированных на молодежную политику, построены с учетом идеи о том, что человек способен самостоятельно построить систему ценностей, а педагог молодежный работник, правительство, общественные организации только создают для этого условия и ориентированы на саморазвитие и сотрудничество.

Подтверждением этого являются документы ООН, принятые еще в 70-е годы ХХ века. Генеральная Ассамблея ООН определила для формирования и реализации мировой молодежной политики два важных аспекта:

- молодежь сама должна сформулировать свои собственные интересы и обеспечить им достаточную поддержку;

- национальные правительства должны поддерживать подобные устремления молодежи, расширять ее деятельность, создавать условия для активного участия в жизни общества.

Но эта поддержка по рекомендациям ООН должна быть не голословной, директивные органы в странах призваны установить параметры, принять конкретные программы в области прав, интересов потребностей молодых людей. Принятие таких действий было связано с тем, что 1985 год был объявлен ООН Международным годом молодежи. Это привело к увеличению международного внимания к той важной роли, которую играет молодежь в мировом сообществе и в частности, к их потенциальному вкладу в развитие и достижение цели Устава ООН. В 1985 году Ассамблея утвердила руководящие принципы для дальнейшего планирования деятельности по вопросам молодежи, которые являются существенными в восприятии молодежи, как широкой категории, включающей в себя различные подгруппы, а не единый демографический субъект.

Во Всемирной программе действий (ВПД) в отношении молодежи (1995) для правительств разных стран за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.