ценности. Жидкие молочные смеси «Малютка» и «Малыш», близкие по химическому составу к женскому молоку, при однократной стерилизации ультравысокими температурами лучше сохраняют анаболические свойства белков. Исследования молочной смеси «Малыш», выработанной с добавлением различных видов муки (гречневой, овсяной и рисовой), показали, что все они имеют сравнительно высокие показатели перевариваемости и утилизации белка. Вместе с тем наиболее высокие показатели коэффициента эффективности белка, утилизации белка и биологическая ценность были у смеси с овсяной мукой.
Следовательно, молочная смесь «Малыш* является продуктом детского питания с высокими показателями перевариваемости и утилизации ее белка. Процесс стерилизации смеси обычным методом при 110 °С в течение 10 мин приводит к снижению биологической ценности на 10—14% по сравнению со смесями, не подвергавшимися температурному воздействию. По-видимому, при стерилизации и этой смеси целесообразно применять ультравысокие температуры. Данные исследований были учтены при разработке технических условий «Смеси — стерилизованные», «Малютка» и «Малыш» (ТУ 49-476-78).
При изучении пищевой и биологической ценности жидкой ацидофильной) молочной смеси «Малютка» установлено, что перевариваемость и утилизация белка ее соответственно 95 и 88%.
Исследования, проведенные в натурных условиях, показали хорошую сопоставимость результатов с данными экспериментов на животных. Это
позволяет утверждать , что данные опытов при проведении подобных исследований отражают общую закономерность влияния продукта на организм. Полученные результаты учтены при разработке технических условий на выработку смеси «Малютка» (ТУ 49-401-77).
В своих исследованиях о качестве белков изучаемых продуктов мы судили как по массо-росто-вым показателям, так и по ряду биохимически^ параметров, находящихся в определенной зависимости от качества потребляемого белка. Многолетние наблюдения показали наличие высокой корреляционной связи между качеством потребленного белка и уровнем белка, особенно его альбуминовой фракции, в сыворотке крови. Учитывая это, можно рекомендовать широкое использование такого показателя, как альбумин-глобулиновый коэффициент. Отмечена также зависимость между качеством потребляемого белка и содержанием азота мочевины и мочевой кислоты в сыворотке крови, качеством потребляемого белка и количеством гемоглобина, уровнем витамина С в надпочечниках, селезенке и печени и содержанием жира и азота в печени.
Таким образом, научный коллектив кафедры гигиены питания, оценивая биологическую ценность новых консервированных продуктов для растущего организма, способствует решению важной проблемы улучшения качества детских продуктов и совершенствованию технологии их производства. Созданы принципиально новые по технологии и рецептуре комбинированные продукты питания, об<^ тащенные белком, минеральными веществами,*витаминами.
ЛИТЕРАТУРА
Новикова Е. Ч., Ладодо К. С., Дружинина Л. В. — Вопр.
питания, 1977, № 5, с. 50—54. Петровский К. С., Ховаева Л. А., ТерехинС.П.— Там же, 1976, № 6, с. 57—61.
Петровский К. С., Ховаева Л. А., Терехин С. П. — Там
же, 1978, № 1, с. 68-72. Петровский К. С., Ховаева Л. А. — Гиг. и сан., 1978,
№ 6, с. 41—43. Фатеева Е. М. — Педиатрия, 1977, № 7, с. 17—22.
Поступила И/У 1979 г.
УДК 57*.81-053.4
Л. Н. Кретинина, В. И. Крылов, А. Д. Петрушина
ОЦЕНКА ТИПОВ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тюменский медицинский институт
Основная классификация типов телосложения у детей выделяет астеноидный, торакальный, мышечный, дигестивный типы (В. Г. Штефко и соавт., 1929). При этом критерии того или иного типа складываются из качественной и количественной оценки морфологических признаков (Б. А. Ники-тюк и соавт., 1975). По нашему мнению, этот подход дает неполное представление о типе телосложения, привносит элементы субъективного и не учи-
тывает значения отдельных морфологических признаков в формировании типа телосложения у детей в различные возрастные периоды. Наряду с этим подобный подход не соответствует в полной мере самой сущности понимания телосложения как состояния целостности морфологических и функциональных признаков, унаследованных и приобретенных, обусловливающих динамику роста и развития организма, сроки его созревания.
Таблица 1
Математические модели корреляционно-регрессионных взаимосвязей параметров физического развития у мальчиков
3 лет
Масса = —27,8753-1-0,1456 роста +0,1510 окружности головы +0,1757 окружности грудной клетки +0,1739 окружности плеча +0,0674 окружности бедра +0,3130 окружности голени ±0,4757 о
Рост = 118,2818+3,8987 массы —0,2948 окружности головы —0,4650 окружности грудной клетки —1,2579 окружности плеча >—0,0424 окружности бедра — 0,8201 окружности голени ±2,4611
ф 5 лет
Масса = —33,2553+0,2478 роста + 0,1974 окружности грудной клетки + 0,3633 окружности плеча +0,1112 окружности бедра +0,1500 окружности голени ±0,6167
Рост= 104,9280+2,8492 массы —0,2373 окружности грудной клетки —1,6931 окружности плеча —0,0367 окружности бед-па —0.1871 окоужности голени +2.0910
6 лет
Масса =—36,8798+ 0,1616 роста +0,1558 окружности головы +0,1666 окружности грудной клетки +0,3461 окружности
бедра +0,3813 окружности голени ±0,7831 Рост = 117,1278+2,2319 массы — 0,3609 окружности головы +0,0369 окружности грудной клетки —0,7903 окружности бедра —0,1840 окружности голени ±2,9101
7 лет
Масса =—41,0302+0,1910 роста +0,1113 окружности грудной клетки +0,3345 окружности плеча +0,2134 окружности
бедра +0,4355 окружности голени +0,3417 ширины плеч ±0,9528 Рост= 105,5582+1,8914 массы +0,0384 окружности грудной клетки — 1,7141 окружности плеча —0,1458 окружности бедра —0,1778 окружности голени +0,3816 ширины плеч ±2,9980
Учитывая современное состояние вопроса, мы по- ми признаками. Это даст возможность с объектив-ставили своей задачей использовать методы точного ной точностью определять в конкретном возрасте математического анализа для характеристики об- наиболее значительные и взаимосвязанные призна-щих типов телосложения в наиболее трудном для КИ) могущие характеризовать внутреннюю систему
«данного процесса возрасте - дошкольном. В своей телосложения ребенка. с этой целью нами Пр0веден 1боте мы исходили из теоретического предполо- „
Ьния, что основу телосложения ребенка должны корреляционно-регрессионный анализ многочислен-
составлять не столько внешние признаки, сколько ных результатов антропометрических исследований характер корреляционных связей между отдельны- по программе множественной линейной регрессии
Таблица 2
Математические модели корреляционно-регрессионных взаимосвязей параметров физического развития у девочек
3 лет
Масса = —18,8212+ 0,0979 роста + 0,2351 окружности грудной клетки +0,1870 окружности бедра +0,2718 окружности голени ±0,6585
Рост = 75,5679+1,6995 массы—0,1621 окружности грудной клетки—0,2058 окружности бедра + 0,4340 окружности голени± ±2,7429
5 лет
Масса = 39,1350+0,1041 роста +0,0332 роста сидя +0,3214 окружности грудной клетки +0,1713 окружности головы +
+0,4212 окружности бедра +0,8035 Рост = 53,8766+ 0,8548 массы +0,9899 роста сидя —0,0856 окружности головы —0,0988 окружности грудной клетки"—0,3489 окружности бедра ±1,8011
6 лет
Масса = —37,0488+0,1533 роста +0,7299 роста сидя +0.4178 окружности плеча +0,1558 окружности бедра +0,4836 окружности голени +0,3537 ширины таза ±0,9022 Рост = 59,1856+ 0,9913 массы + 0,8374 роста сидя —0,4886 окружности плеча —0,2407 окружности бедра —0,2099 окружности голени +0,3483 ширины таза ±2,2943;
у 7 лет
Масса= —40,8384+0,1349 роста +0,1269 роста сидя+0,2108 окружности грудной клетки + 0,3235окружнссти бедра + 0.34Е0
окружности голени +0,2999 ширины таза ±0,8139 Рост = 6,42749+1,2282 массы +0,7733 роста сидя +0,0429 окружности грудной клетки —0,4639 окружности бедра —0,3968 окружности голени +0,1332 ширины таза ±2,4554
с автоматическим выбором существенных факторов у 1150 детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Программа предназначена для решения большого круга задач по проверке статистических гипотез. Так, в процессе выполнения программы определяются коэффициенты корреляции — парные, частные, множественные, отыскиваются коэффициенты уравнений линейной регрессии любого из признаков по совокупности остальных признаков, что при наличии достоверных частных коэффициентов корреляций дает возможность построения многофакторной регрессионной модели вида:
Р 1 = ао+аг^ 2+аЗ^З + а4^4 +............±8.
где а0 — свободный член уравнения регрессии; я г. ч,4 — коэффициенты уравнения регрессии; /**2,3, « — признаки.
Характер корреляционных и регрессионных моделей типов телосложения у детей представлен в табл. 1 и 2.
Как свидетельствуют полученные данные, у детей в дошкольном возрасте в формировании корреляционно-регрессионных моделей телосложения постоянно участвуют показатели роста и массы тела. Участие в данных моделях других показателей физического развития детерминировано возрастом. Ведущими среди показателей являются размеры окружности грудной клетки, голени, бедра, головы, плеча. Значения остальных окружностей варьируют. Это и определяет вариации формы телосложения у дошкольников. Так, в возрасте 3—4 лет у мальчиков имеет место полный объем корреляций между массой, ростом, различными окружностями тела, что создает четкую пропорциональность в телосложении детей в этом возрастном периоде. На основании этих показателей нам представляется возможным определить тип телосложения у ребенка на данном этапе развития как «пропорционально-округленный».
В возрасте 5 лет у мальчиков в регрессионную модель входят корреляции окружности головы, т. е. нарушается полное равновесие между показателями окружности. Это может быть обусловлено более интенсивным приростом окружностей бедра, голени, плеча, нежели окружности головы, что, по-видимому является результатом сдерживания роста костной ткани. Прибавка массы и размеров окружностей идет, вероятно, за счет мышечной массы. Подобная структура регрессионной модели физического развития может быть определена как «переходная».
В возрасте 6 лет у мальчиков вновь отмечается тенденция к формированию «пропорционально-округленного» типа телосложения, но при этом в моделях отсутствуют корреляции параметров окружности плеча, т. е. рост верхних конечностей может
характеризоваться диспропорцией к остальным частям тела. В возрасте 7 лет у мальчиков повторно отмечается «переходный тип телосложения», но на качественно другом уровне — с привлечением в структуру регрессионной модели физического развития показателей ширины плеч, т. е. поперечных размеров. По-видимому, именно с 7-летнего возраста у мальчиков начинает складываться «биологический» мужской тип телосложения.
У девочек дошкольного возраста имеют местс| аналогичные проявления в структуре регрессионных моделей типов телосложения, а также и некоторые индивидуальности. Так, в возрасте 3—5 лет у девочек отмечается характер модели физического развития, которую можно классифицировать как «равномерную продольно-окружностную». Это связано с тем, что в отличие от мальчиков у девочек число окружностных размеров в регрессионных моделях сокращено, но представлены дополнительные продольные признаки — рост сидя. С 6-летнего возраста у девочек имеет место переходный тип регрессионной модели физического развития, но с выраженными неспецифическими элементами округления. Так же как у мальчиков, у девочек в 7 лет формируется регрессионная модель физического развития, биологически соответствующая женскому типу телосложения. Это проявляется в том, что в состав регрессионной модели наряду с общебиологическими критериями развития (рост, масса) входят параметры чисто женского типа телосложения (ширина таза, окружности голени, бедра). В регрессионных моделях у девочек в этош возрасте отсутствуют типичные для мальчиков параметры — окружности плеча, ширина плеч.
Выводы
1. Развитие детей от 3 до 7 лет, несмотря на динамичность данного процесса, может быть оценено количественно для определения типа телосложения.
2. В формировании возрастного типа конституции ребенка, по данным математического моделирования, принимают участие определенные морфологические признаки. Некоторые из них являются универсальными, другие подчиняются физиологическим факторам возраста и пола детей.
3. Половая дифференцировка типов телосложения у детей, по данным корреляционно-регрессионного анализа, начинает формироваться с 7-летнего возраста.
4. Использование метода математического анализа с построением регрессионных моделей позволяет объективно и единонаправленно оценивать состояние физического развития детей в дошкольном возрасте.
ЛИТЕРАТУРА
Штефко В. Г., Островский А. Д. Схемы клинической диагностики конституциональных типов. М. — Л., 1929,
с. 78.
Поступила 7/У1 1979 г.