5.10. ОЦЕНКА ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
Эминов Ролан Тагирович, соискатель, ГОУ ВПО МГИУ Контакты автора: [email protected]
Аннотация. Дается оценка теневого оборота в сфере предпринимательства, проведенная на основе опроса ряда зарегистрированных (т.е. легально работающих) малых предприятий без учета действующих нелегальных фирм.
Ключевые слова: предпринимательство, теневая экономика, малые предприятия
EVALUATION OF SHADOW TURNOVER IN BUSINESS
Eminov Rolan T
Annotation: The estimation of shadow economy in business drawn from a survey of a number of registered small enterprises without existing illegal firms Keywords: business, shadow economic, small firm
Общий оборот на типичном предприятии складывается из трех его составных частей: 1) оборот, не показываемый в официальной отчетности и постоянно находящийся в «тени» («черный нал»); 2) безналичный оборот, проходящий через банковские счета по фиктивным контрактам и обращающийся в наличные деньги за определенный процент («серый» оборот); 3) легальный оборот, с которого платятся налоги. В свою очередь формирование неучтенных наличных средств осуществляется из двух источников: за счет теневой деятельности (оборот, не отражаемый в отчетности) и за счет обналичивания денег.
Для выявления структуры формирования теневых наличных средств и их использования произведем оценку денежных потоков на среднестатистическом предприятии методом опроса с учетом того, что респондент (руководитель или владелец фирмы) вряд ли откровенно ответит на прямые вопросы в духе «а сколько именно ваше предприятие укрывает от налогообложения».
Поэтому вопросы по «тени» формулировались в отношении ситуации на типичном малом предприятии, работающем в том же сегменте рынка. Данный подход, с одной стороны, позволяет респонденту не раскрывать «тайны» своего предприятия (хотя чаще он говорит именно о своем предприятии, так как обладает большей информацией именно в отношении него), с другой - расширяет возможности для распространения данных на большее число предприятий, чем количество фактически опрошенных.
Для расчетов масштабов теневой деятельности принимались во внимание только содержательные ответы. Респонденты, которые отказались от ответа по всем вопросам о составляющих теневого оборота, для всех лет, не принимались в расчет при определении размера теневой активности. В результате получены следующие выводы.
В последние пять лет наблюдается устойчивая тенденция снижения доли оборота, которая не отражалась в отчетности и к настоящему времени она составила 17,6%.
В 2008 году малые предприятия продали в теневом секторе рынка продукции на 1,7 трлн. рублей. С учетом того, что официальный оборот малых предприятий в 2009 году превысил 10 трлн. рублей, реальный показатель, включающий теневое производство, перевалил за 11,7 трлн. рублей (и это без учета микропредприятий, по которым нет официальной статистики). Полное представление о масштабах теневой активности (с учетом микропредприятий) можно получить на основе данных за 2009 год. Тогда официальный оборот малых предприятий, включая те, на которых занято менее 15 человек, чуть-чуть не дотянул до 15,5 трлн. рублей. Учитывая, что на тот момент в отчетности не отражалось 15,5% оборота, от государства укрывалось 2,84 трлн. рублей.
Доля оборота, идущая на «обналичку» за последние пять лет практически не изменилась и колеблется на уровне 18%. При этом стоимость услуг по обналичиванию стабильно растет (с 7,9% в 2005 году до 10,2% в 2009 году). Это обусловливается, с одной стороны, растущим спросом на такие услуги (при стабильном росте оборота малого бизнеса в 2005 - 2009 годах и неизменной доле обналичивания), а с другой, - мониторингом и ужесточением контроля над финансовыми потоками со стороны государства, что увеличивает стоимость (%) обналичивания.
Суммарный же объем теневого оборота сокращается за счет снижения составляющей, постоянно находящейся в «тени» (теневого производства). При этом происходит структурный сдвиг, ведущий к возрастанию значимости «обналичиваемого» компонента в общем объеме теневого оборота.
С точки зрения методологии определения объема теневого оборота, следует сделать важное пояснение: неучтенные наличные средства определяются как сумма долей теневых продаж и обналиченных средств в общем обороте предприятия (обе величины определяются опросным методом). Для получения же доли общего оборота, идущей на «обналичку» (см. рис. 1), осуществляется расчетная корректировка на стоимость услуг по обналичиванию по формуле:
Доля оборота, идущая на «обналичку» = (доля обналиченных средств в обороте)/(1 - процент за «обналичку»)
Таким образом, получается, что прямая сумма теневого выпуска (продаж) и доли оборота, идущей на обналичивание, превышает размер неучтенных средств, остающихся у предприятия (общую долю «тени»), на размер комиссии за обналичивание.
Для оценки доли теневого оборота на различных стадиях жизненного цикла малых предприятий выделены стадии с положительной (становление, рост, зрелость и возрождение) и отрицательной (кризис, спад) динамикой. Более детальные группировки не позволяют получить достоверные оценки в силу относительно небольшого числа предприятий из выборочной совокупности, отнесенных к отдельным стадиям.
В результате были зафиксированы различия в динамике, как общей доли тени, так и ее компонентов для групп предприятий, находящихся на положительных и отрицательных стадиях. Первые демонстрируют практически неизменную общую долю теневого оборота (в 2005 году - 32,3%, в 2009 году - 31,4%) при незначительно снижающемся теневом выпуске (в 2005 году -16,5%, в 2009 году - 14,6%) и растущей доли обналичиваемых средств (с 17,3% в 2005 году до 18,8% в 2009 году). Вторые существенно сократили обе составляющие теневой активности в наблюдаемом пе-
риоде: теневой выпуск - с 21,9% до 12%, «обналичка»
- с 18,9% до 15,9%, и «тень» в целом - с 39,6% до 26,4%.
Таким образом, зафиксирована тенденция высоких темпов сокращения теневой составляющей деятельности малых предприятий, находящихся на нисходящих стадиях своего развития, при практически неизменной теневой активности предприятий, проходящих «положительные» отрезки своего жизненного цикла. В итоге, разрыв между двумя группами предприятий за последние пять лет изменился: если в 2005 году «тень» стагнирующих предприятий была больше, чем у их развивающихся коллег, то к 2010 г. ситуация поменялась на диаметрально противоположную - малые предприятия на стадиях кризиса и спада характеризуются сравнительно меньшей теневой активностью.
По данным опроса была проведена оценка масштабов теневой деятельности как доли от общего оборота предприятий. При построении этой оценки принимался во внимание размер предприятия. В ходе опроса предприятия указывали категорию, характеризующую оборот предприятия в 2009 году.
Для расчетов использовались средние значения для оборота по каждой категории, а размер теневой активности в экономике в целом оценивался по формуле:
= фк * Тк * №к)/(Тк * №к),
где st - средняя доля теневой активности для экономики;
stk - средняя доля теневой активности в категории предприятий к;
Тк - средний оборот предприятий в категории к;
№к - количество предприятий категории к, для которых были доступны данные в год ^
В результате получились, что теневой оборот малых предприятий с 2005 по 2009 гг. уменьшился существенным образом - с 28,7% до 19%. Это сокращение значительнее, чем в случае расчетов по средним показателям. Причем основной вклад, так же, как и при более «грубом» расчете, приходится на снижение теневых продаж - с 15,6% до 7,6%.
В целом, теневая активность предприятий с относительно небольшим оборотом выше, чем у крупных предприятий. Суммарному сокращению теневого наличного оборота по источникам формирования соответствует сокращение использования неучтенных наличных средств по основным направлениям, которое иллюстрируется ниже приведенными данными в таблице 1.
Таблица 1
Доля предприятий с теневыми выплатами по от-
Доля фирм, использовавших теневые выплаты по всем статьям, постепенно сокращается. Что же касается удельного веса «неучтенки» в объеме фактической оплаты труда, аренды и сырья, то теневая составляющая прекратила сокращаться и в 2009 году даже несколько выросла (исключение составила только аренда). В конвертах выплачивается 30% зарплат, 21% расчетов с поставщиками проходит «в темную», а
неформальные платежи за аренду оценены в 23,6% от общей арендной платы.
Предприятия, находящиеся на негативных стадиях жизненного цикла, демонстрируют большую приверженность к оплате факторов производства «в темную». Особенно значительное различие зафиксировано по расчетам с поставщиками и оплате труда (см. таблицу 2).
Таблица 2
Доля теневых выплат для основных статей расходов предприятий, находящихся на различных ста-
диях жизненного цикла
стадия ЖЦМП 2005 2009
Доля фактической оплаты труда, которая не отражалась в отчетности положительная 29,2%* 28,4%
отрицательная 39,0%* 35,1%
Доля фактической арендной платы, которая не отражалась в отчетности положительная 22,6% 23,1%
отрицательная 27,6% 25,1%
Доля платежей предприятия его поставщикам, которая не отражалась в отчетности положительная 18,6%** 18,7%***
отрицательная 33,3%** 27,5%***
* Различие между предприятиями на положительных и отрицательных стадиях значимо на 5% уровне.
** Различие между предприятиями на положительных и отрицательных стадиях значимо на 0,5% уровне.
*** Различие между предприятиями на положительных и отрицательных стадиях значимо на 10% уровне.
Со взятками ситуация последние годы хотя и изменяется в лучшую сторону, но довольно медленно - если в 2005 году доля выплат чиновникам в виде взяток, подарков, неформальных платежей в обороте достигала 5%, то в 2009 г. сократилась до 4%. Правда, если брать типичное предприятие, которое сталкивалось с необходимостью давать взятки, то на них уходило 8% оборота. А вот доля выплат «крышам», неуклонно сокращавшаяся в последние годы и упала ниже 2% (типичное предприятие, имеющее такую статью расходов, в 2009 году вынуждено платить 5,5%). Это видно из рисунка 1.
В 2009 году различия в доле взяток, подарков, неформальных платежей между предприятиями, находящимися на восходящих и нисходящих стадиях жизненного цикла, отсутствовали.
Но, если говорить о динамике данного показателя, то в 2005-2009 годах, то он снизился для группы предприятий на стадиях с отрицательной динамикой (с 5,7% до 3,9% в целом по выборке и с 9,5% до 7,9% для типичного предприятия, дававшего взятки) и практически не изменился для группы респондентов на стадиях с положительной динамикой (4,4% и 4,1% соответственно в целом по выборке и неизменные 7,9% для типичного вовлеченного в коррупционные отношения предприятия). Так что общее сокращение показателя опять же обусловлено вкладом предпринимателей, переживающих кризис развития либо спад.
Наблюдается стабильный разрыв между фактической рентабельностью и рентабельностью «белой» (официальной) части оборота в 2,5-3,5%. Рентабельность бизнеса падает, начиная с 2006 года ускоряю-
дельным статьям (%)
2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г.
Зарплата 69,4 69,7 64,8 59,5 56,0
Аренда 50,0 50,8 48,7 46,4 43,1
Поставщики 42,9 44,4 45,2 42,5 41,6
Неформальные выплаты чиновникам 56,4 56,7 55,4 53,7 49,3
Выплаты «крышам» 44,0 44,5 40,4 36,4 34,7
щимися темпами. С развитием кризиса, в 2009 году она сокращается драматически.
Следует отметить что, несмотря на постепенное сокращение теневой активности, даже в условиях экономического кризиса, понижающаяся динамика отдельных проявлений теневой активности замедляется, а кое-где и вовсе сходит на нет. Кроме того, не может не настораживать неизменная в относительных показателях (а значит возрастающая в абсолютном выражении при росте оборота бизнеса) доля обналичивания, несмотря на все усилия власти, принимаемые в этом направлении.
И, наконец, самое главное: в число респондентов попали зарегистрированные и легально работающие в целом предприятия. Понятно, что невидимый для государства сектор никак не ограничивается теневой активностью таких фирм. Есть те, кто работает полностью нелегально, и масштаб этого явления оценить даже приблизительно очень сложно. Но в любом случае понятно, что их оборот может быть вполне сопоставим с тенью зарегистрированного бизнеса - достаточно хотя бы вспомнить о нелегальной торговле.
Кризис породил целую волну вынужденного предпринимательства. Поэтому за показателями сокращения теневой активности бизнеса может скрываться выдавливание предпринимателей в полностью ненаблюдаемый сектор экономики. Как ни парадоксально, «союзником» кризиса в этом выступает все ужесточающийся контроль (в том числе налоговый), который действительно содействует сокращению тени зарегистрированных предприятий, но еще большее число предпринимателей загоняет в глубокое подполье. Можно ли создать цивилизованный рынок такой ценой
- большой вопрос. Скорее, это приведет к дальнейшему размежеванию двух принципиально различающихся кластеров предприятий: осуществляющих свою деятельность под микроскопом проверяющих всех мастей и поневоле «обеляющихся» и тех, кто от количественного наращивания теневого оборота перейдет в новое качество нелегалов.
Доля неформальных выплат чи нов ни кам и "крышапл" в обороте
■*6,6% -■ 5,5%
Чк. 4,0%
1,9%
госоргана.’л і виде -кжжрлшльнь * платежей = обооате {для
Предприятие:, ОСУ-іОСТО.".»
«крь^шам» в їклє «нефоома.
нало'овя ;|ЛИ «нефарЛ'.ЗЛЬЧЬ
Рис. 1.
Доля неформальных выплат чиновникам и ««крышам» Важнейший фактор сокрытия оборота от государства
- налоги. В 2006 году каждое второе предприятие отмечало, что высокие налоговые ставки - основная причина ухода в тень, еще 90% упоминали их в качестве одной из причин. Поэтому одна только реформа ЕСН
может переломить установившуюся в последние годы тенденцию к сокращению «тени».
Рисунок 2 иллюстрирует различия в уровне рентабельности предприятий, находящихся на положительных и отрицательных стадиях жизненного цикла. Прибыльность ожидаемо оказывается выше у первых на всем рассматриваемом временном интервале. Вместе с тем обращает на себя внимание выраженная тенденция увеличения разрыва рентабельности между двумя группами предприятий.
Рис.2.
Рентабельность предприятий, находящихся на различных стадиях жизненного цикла Исходя из этого, на основе модели Мигина-Щетинина осуществлена оценка денежных потоков на среднем предприятии. Результаты этой оценки показаны на рисунке 3.
ФИРМА
13,6%
86,4%
«Теневая» фирма -теневое производство
13,6%
«Официальная»
фирма
17,7%
«обналичивание»
68,7%
ПОЛНОСТЬЮ «белый» оборот
неучтенные наличные средства
т>
(указан % от общего оборота)
/ Использование неучтенных наличных средств \
Зарплата - 22% Расчеты с поставщиками - 30,5% Оплата за аренду помещений — 8,5% Прибыль - 8,5%
Взятки - 13,6% (указан % от суммы неучтенных наличных средств)
Другое - 16,9%
-
Рис.3.
Оценка денежных потоков на среднем предприятии
Список литературы:
1. Оценка доли теневого оборота в малом предпринимательстве в 2002-2009 гг. / Мигин С.В., Шестоперов О.М., Ше-ховцов А.О., Щетинин О.А. - М.: МОНФ; НИСИПП, 2010. - с. 127. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 199.
2. Герасин А.Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства: Монография. - М.: «Бизнес-Пресс», 2006.
3. Шестаков А.В. Теневая экономика. - М.: ФСНП АНП, 2000.
4. Шикунова О.Г. Теневая экономика. Состояние, проблемы, способы противодействия. - М.: Наука, 2002.
5. Ненаблюдаемая экономика: попытки количественных измерений. - М.: Финстатинформ, 2003.
РЕЦЕНЗИЯ
В статье поднимается актуальная проблема для современной России, поскольку негативные процессы в экономике в связи с усилением теневого предпринимательства создают благоприятную почву для криминализации экономических отношений.
Автор в своей статье показывает, что в течение последних лет в нашей стране в условиях цикличного развития экономики, сопровождающего кризисами и стагнацией производства, сформировалась целая волна вынужденного предпринимательства. Он указывает, что за показателями сокращения теневой активности бизнеса скрывается выдавливание предпринимателей в ненаблюдаемый теневой сектор экономики, а «союзником» в этом процессе выступает все ужесточающийся контроль (в том числе налоговый), который на практике загоняет в глубокое подполье большое число предпринимателей.
Как правильно отмечено в статье, важнейшим фактором сокрытия оборота от государства являются налоги, что подтверждается проведенным опросом малых предприятий - каждое второе из них указало, что высокие налоговые ставки - основная причина ухода в тень, а еще 90% их упоминали налоги в качестве одной из причин ухода в теневой бизнес. Поэтому одна только налоговая реформа может переломить установившуюся в последние годы тенденцию к сокращению теневого оборота.
До сих пор государство в своей экономической политике не может предотвратить тенденцию ухода предпринимательских структур в теневую сферу. Современная экономика страны находится на пороге такого момента, когда остановить теневые процессы цивилизованными методами практически становится невозможным, т.к. существующие теневые отношения в предпринимательстве выступают питательной средой для взращивания огромной армии коррумпированных чиновников и отдельных продажных политических деятелей.
В своей статье автор убедительно показывает основные пути развития теневого российского бизнеса с оценкой денежных потоков на среднем предприятии.
Данная статья рекомендуется к публикации в журнале.
Профессор,
д.э.н. А.Н. Герасин