Научная статья на тему 'Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов'

Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
350
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Красовских Евгений Витальевич, Синогейкин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов»

ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЯГОВЫХ АГРЕГАТОВ

' ‘г

B.C. Красовских, Е.В. Красовских, Д.В. Синогейкин

.,1*

При выборе параметров и режимов работы агрегата следует отдавать предпочтение тем нагрузочным и скоростным режимам работы, при которых достигается наилучшее качество технологического процесса, наивысшая производительность и наименьшие затраты средств. Это будет способствовать снижению непроизводительных затрат энергии на обработку почвы, сохранению ее плодородия и повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

В качестве основных критериев оптимизации параметров и режимов работы тяговых агрегатов на группе полей почвенно-климатической зоны или административно-хозяйственного подразделения могут быть приняты следующие показатели: сменная производительность агрегата М(}¥см), расход топлива на единицу обработанной площади А/(^), прямые м(зэ)

и приведенные м(Зпр) затраты средств на единицу обработанной площади, а также затраты с учетом стоимости потерь урожая в результате уплотняющего воздействия движителя трактора на почву )>

удельные энергозатраты рабочего м(ар) и холостого М(ахх ) ходов агрегата, затраты труда м(Зт), удельная материалоемкость технологического процесса обработки почвы м(м), а также комплексный критерий оптимизации [3, 5].

На основании проведенных исследований установлено, что энергетические и технико-экономические показатели тяговых агрегатов в основном зависят от номинальной мощности двигателя ЫЕИ, эксплуатационного веса трактора в (эксплуатационной массы тэ), максимальной загрузки трактора по тяге для группы полей ЛРгтх, числа и структуры ряда передач трансмиссии, типа движителя, энергоемкости технологического процесса м{кУа^п),

а также параметров, характеризующих непостоянство тягового сопротивления агрегата М(упр\ м{ЕУат1П \ угп И диапазона рабочих скоростей движения по агротехническим требованиям от УапАп до Гатах.

Все это дает основание считать, что при оптимизации состава и режима работы тяговых агрегатов на базе серийно выпускаемых машин к основным управляющим воздействиям и) в системе "почва - с.-х.

машина - движитель - трансмиссия - двигатель" следует отнести ширину захвата агрегата, выбор рабочей передачи и режимы работы двигателя.

При прогнозировании параметров и режимов работы агрегатов в качестве основных управляющих воздействий 111 следует использовать номинальную силу тяги Рн и номинальную скорость движения трактора Уи, так как эти параметры являются определяющими в выборе номинальной мощности двигателя и эксплуатационной массы трактора.

Существенное влияние на эффективность использования агрегата оказывает рациональное соотношение между номинальной силой тяги грактора, эксплуатационным весом и шириной захвата агрегата. Поэтому к основным управляющим воздействиям системы следует отнести также коэффициент использования сцепного веса трактора при номинальной силе тяги (рн и максимальную величину загрузки трактора по тяге ЯЯтах. ЛН не-

применение безразмерных параметров 9и и ^ртах позволит выявить основные закономерности, влияющие на эксплуатационные показатели МТА, не зависимо от тягового класса трактора.

За основу определения экономической оценки показателей машинно-тракторных агрегатов приняты методы, разработанные на основании ГОСТа 23728-88, ГОСТа 23729-88, ГОСТа 23730-88 [1, 2] и рекомендаций [7, 8].

Прямые эксплуатационные затраты в рублях на гектар:

Зэ^З + А + Рк + Рт + Т, (1)

где Зэ - прямые эксплуатационные затраты на отдельном поле;

3 - заработная плата обслуживающего персонала;

А - затраты на реновацию трактора Ат, с.-х. машины 4г.-л\ и сцепки Асц ;

Рк - затраты на капитальный ремонт;

Рт - затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание;

Т - затраты на топливо-смазочные материалы.

Заработная плата обслуживающего персонала:

2 = г** * побгоб

„ Гш

где гт, гов - часовая тарифная ставка оплаты труда соответственно тракториста-машиниста и обслуживающего персонала с учетом надбавки за стаж, квалификации и начислений;

п0Б - число обслуживающего персонала;

Щ.м - математическое ожидание производительности агрегата за час эксплуатационного (сменного времени):

Щн-Гга,, где тсм - коэффициент использования сменного времени.

£ На величину коэффициента использования времени смены оказывают влияние организационные и технологические особенности, размер и конфигурация полей, взаимное их расположение и другие факторы. В теоретических исследованиях коэффициент использования времени-смены определялся по выражению [4]:

К,Г-. Тш =--------Ь =- , (2)

см 1 + 0,36 -Вр Ут,

где г0, г, - аппроксимирующие коэффициенты функции коэффициента использования времени смены.

Затраты на реновацию агрегата:

где Бту Бм, Бсц - соответственно балансовая стоимость трактора, с.-х. машины и сцепки;

ат, ам, асц - норма отчисления на

реновацию соответственно трактора, с.-х. машины и сцепки;

^Зт^ЗМ Т ЗСЦ - нормативная зональная

загрузка, час.

При прогнозировании параметров машинно-тракторных агрегатов балансовая стоимость трактора в расчетах определялась в зависимости от максимальной мощности двигателя ІЇЕИ и веса трактора по выражению [9]:

Бт = о0 + + о 2(3 > (4)

где а0, а2 - коэффициенты аппроксимирующей функции балансовой стоимости трактора. . пл

Стоимость машины-орудия и сцепки определялись от ширины захвата агрегата по формулам:

Бм ~ аЪ + аА^ + а5^2 "■> °

Бец ~ 5

где я3, а4, а5, ас - коэффициенты аппроксимирующей функции балансовой стоимости машины-орудия и сцепки.

Затраты на капитальный, текущий ремонт и планово-техническое обслуживание определялись по формулам:

£*(Лш +Ятт)

р. =

М СМ ' Т Зт

р _ Бм •

М -

Рсц-

Мсм 'Т3т

Бсц ’ ^тСЦ ^ СМ ' Тзсц

ШЖ

' ''Т

Б а Биаи

А _ т т ^________М М

Бсцасц

где Рл% Рм, Рсц - затраты на капитальный, текущий ремонт и плановотехническое обслуживание соответственно трактора, машины-орудия и сцепки;

ЯКт - коэффициенты отчислений на капитальный ремонт трактора;

*„»> л-сц - коэффициенты

отчислений на текущий ремонт и плановотехническое обслуживание трактора» машины-орудия и сцепки.

IV -Т ]¥ Т IV Т

гу С.Н 1 зм п СМ 1 ЗМ гг СМ 1 ЗСЦ

Затраты на топливно-смазочные мате риалы определялись по формуле:

ОтЦтШ

W,

(9)

см

где СТ - математическое ожидание расхода топлива за час сменного времени на отдельном поле;

ЦтШ - комплексная цена топливносмазочных материалов.

Количество израсходованного топлива за час сменного времени определялось с учетом расхода топлива на рабочем и холостом ходу трактора, заездах и транспортных переездах агрегата, холостом режиме работы двигателя при остановках агрегата:

(?/• = 10 gFH NЕИ [ДстГСМ + ¿,утз?х + А0ТаГс +

А-отггт +

], (10)

где gEH - номинальный удельный расход топлива двигателем, г/э * кВт • ч;

Л0 - коэффициенты использования номинального расхода топлива соответственно на рабочем ходу трактора Аст, заездах агрегата Лстз, транспортных переездах агрегата АСТа, холостом ходу трактора Лсп, холостом режиме работы двигателя

^СТ8 »

тх - соответственно коэффициенты использования сменного времени по элементам его затрат.

Заезды, холостые переезды агрегатов с поля на поле и холостые ходы трактора, как правило, выполняются при загрузке двигателя на регуляторной ветви характеристики. Тогда величину расхода топлива на этих операциях можно определить по формуле:

GT ~ GXX ^ (GH &XX )■

К7,

KHZ

(И)

где РК2, Ркиг - соответственно касательная сила тяги трактора на холостом ходу, при заездах и холостых переездах агрегата и касательная сила тяги при номинальной загрузке двигателя на г-й передаче.

Если принять скорость движения трактора на г-н передаче постоянной при работе двигателя с недогрузкой и номинальном режиме, то после преобразования уравнения (11) получим:

GT=G„+(G„-G„) Р«'Ъ. , (12)

4uJ1eN*

где V3 - средняя скорость заездов и переездов агрегата с поляка поле.

Значение касательной силы тяги определим по уравнению: . .

РKZ = fG + /М GМ + fСЦ @СЦ > (13)

гДе Îm> fcv ~ соответственно коэффициенты сопротивления качению с.-х. машины и сцепки;

GM, Gca ~ соответственно вес машины и сцепки. л’ ъи

При прогнозировании параметров и режимов работы агрегатов вес машины и сцепки определим по соотношениям:

G

G:

МБ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М

К

Г _ таи; СГСц -

пмВ;

*МБ

Go

пмВ

(14)

(15)

т» Вмв

где G

вой машины

В си.в

вес и ширина захвата базо-

вес и ширина захвата

базовой сцепки;

пм - число машин, орудий в агрегате. Расход топлива на единицу обработанной площади:

Gcn.n> ВС1л б

W,

(16)

см

Удельные капиталовложения на единицу наработки:

К уд ~

1

м

+

СЦ

(17)

СМ ЗТ 1 ЗМ 1 З.СЦ )

Приведенные затраты в рублях на единицу наработки:

3Пр - Зэ + &нКу$^ (18)

где Еи - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Стоимость потерь урожая в результате уплотняющего воздействия движителями трактора почвы на единицу обработанной площади определим по формуле:

Зу = ЦУПУ 5а, (19)

Вр

где Цу, Пу - соответственно стоимость одного центнера возделываемой культуры

и потеря урожая в центнерах на единицу площади уплотненной движителем.

Выразим рабочую ширину захвата агрегата через среднее приведенное удельное тяговое сопротивление Рпр на отдельном поле по формуле:

ве=-=

(20)

и, подставив в выражение (5.19), после его преобразования, получим:

Зу — ЦУПУВ&

(21)

где КУапЛя - удельное сопротивление почвы, соответствующее минимальной скорости движения агрегата по агротехническим требованиям Уат^.

Если учесть, что

получим:

(22)

Зу — ЦуПуВвс;

где Кво - удельная ширина опорной части

движителя трактора, м/кН.

При сопоставлении конструктивных параметров тракторов общего назначения установлено, что значение Увс определяется в основном типом ходовой части трактора, а его величину при прогнозировании параметров можно принять равной:

- для гусеничного трактора:

Кк = 0,0135; (23)

- для колесного трактора с формулой

колес 4К4’

^=0,011,

(24)

Отрицательное влияние уплотняющего воздействия ходовых систем тракторов на урожайность (%) определим по формуле [6]:

Г = 100-л(гу-[с/]), (25)

где А - коэффициент пропорциональности, зависящий от высеваемой культуры, свойств почвы, погодно-климатических условий и т.п.;

и - показатель, характеризующий уплотняющее воздействие на почву движителя трактора;

[V] - допустимое значение показателя

и-,

. и = й)ВЯ1дтаУ{1 + ЛПпЛО, (26)

где со - коэффициент, зависящий от размера и формы опорной поверхности движителя [6];

ЧпахУ ~ наибольшее значение эпюры контактных напряжений почвы под движителем при движении трактора;

X - коэффициент интенсивности накопления необратимой деформации почвы при повторных нагружениях;

In/V- десятичный логарифм числа повторных проходов движителем по одному следу;

X = tgp(p,-p,), (27)

где р - угол наклона линейной функции Р = /(ЬЛГ);

pi9 р0 - соответственно плотность

почвы после однократного ее нагружения и без прохода движителя (исходная).

Затраты энергии на единицу обработанной площади:

А~ АТ + Agçfj, (28)

где Ат - затраты энергии на единицу обработанной площади при выполнении непосредственно технологической операции:

А; = (29)

ЧшЧ/ЧР

где Авсп - затраты энергии на единицу обработанной площади при выполнении вспомогательных операций:

К П£Г + [Г3 * fcq G си 'У < \‘Пш! ’

кп ” W*cu

(30)

где КПЕР - энергетический эквивалент кг

топлива в кДж.

Удельная металлоемкость технологического процесса за час сменного времени: (G / Ккэ + Gu + Ga{ )

г”------------Ж, • ‘ *

где Кэ - коэффициент, характеризующий соотношение между конструктивной тк и эксплуатационной тэ массой трактора; g - ускорение силы тяжести.

Годовой экономический эффект от эксплуатации новой машины Эг в рублях определяют по формуле:

ЭГ = В3{ПК + ПН+Э), (32)

где ПБ, IIи - приведенные затраты на единицу наработки по базовой и новой машине, руб./га;

Э - экономический эффект от высвобождения рабочей силы, достигнутых условий труда, от изменения количества и качества продукции на единицу наработки;

В3 - годовая наработка новой машины в условиях данной природно-климатической зоны, га/год.

Экономический эффект от производства и использования за срок службы новой машины (Эс с ) в рублях определяют по формуле:

где ан - коэффициент отчислений на реновацию новой машины;

н - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

¿V -г Степень изменения затрат при эксплуатации новой машины в сравнении с базовой (С) в процентах определяют по формуле:

С = jgZ.jIa.ioo, (34)

^ГБ

где 3\ъ, З'ги - годовые затраты (затраты труда, прямые эксплуатационные издержки, капитальные вложения, приведенные затраты) соответственно по базовой и новой машине, рассчитаны на годовой объем работы новой машины, чел.-час, руб.

Библиографический СПИСОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. ГОСТ 18509-88. Техника сельскохозяйственная. Основные положения и показатели экономической оценки. - М.: Изд-во стандартов, 1988. -Юс.

2. ГОСТ 18509-88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки специализированных машин. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 10 с.

3. Зангиев A.A. Оптимизация состава и режимов работы машинно-тракторных агрегатов по критериям ресурсосбережения: Дис... докт. техн. наук. - М., 1987. - 500 с.

4. Корсун H.A. Агрегатирование тракторов Т-150 и Т-150К с сельскохозяйственными машинами. - М.: Машиностроение, 1975. - 272 с.

5. Ксеневич И.Т., Пусков В.В., Скойбеда А.Т. О системном методе прогнозирования параметров с.-х. агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. - 1979. -№2.-С. 10-12.

6. Ксеневич И.П., Скотников В.А., Ляско

М.И. Ходовая система - почва-урожай. - М.: Агропромиздат, 1985. - 304 с. &лГ-'.

7. Методические рекомендации по технико-экономическим расчетам для растениеводства нечерноземной зоны РСФСР / НИПТИМЭСХ НЗ. - Л., 1986. - 88 с.

8. Определение экономической эффективности использования в сельском хозяйстве капитальных вложений и новой техники / НИПТИМЭСХ НЗ. - Л., 1986. - 58 с.

9. Юшин A.A., Евтенко В.Г., Диденко Е.Д. Технико-экономическое обоснование целесообразности повышения энергонасыщенности тракторов класса 30 кН // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - Киев, 1981. -Вып. 50.-С. 16-20.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛИНЕЙЧАТЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПЛУЖНЫХ КОРПУСОВ

В.М. Щербаков

Основная цель механической обработки почвы - создание наиболее благоприятных условий для роста и развития культурных растений и повышение ее плодородия. В условиях нашей страны в качестве машин для обработки почвы находят применение лемешно-отвальные плуги, плоскорезы, тяжелые бороны, фрезы. В настоящее время наибольшее распространение находят лемешно-отвальные плуги,

они обрабатывают свыше 70% пахотных земель. Важнейшим достоинством отвальной вспашки является глубокая заделка органических удобрений и растительных остатков, эффективная борьба с сорняками, достаточно хорошее рыхление почвы.

В настоящее время плуги и в целом лемешно-отвальные поверхности рассмотрены практически со всех сторон, и в конструкторских бюро накоплено множество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.