Научная статья на тему 'Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов'

Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
212
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Красовских Евгений Витальевич, Синогейкин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка технико-экономических показателей тяговых агрегатов»

Вестник Алтайского государственного аграрного университета №1 2003 г. B.C. Красовских, Е.В. Красовскш, Д.В. Сииогейкин

ОЦЕНКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

ТЯГОВЫХ АГРЕГАТОВ

При выборе параметров и режимов работы агрегата следует отдавать предпочтение тем нагрузочным и скоростным режимам работы, при которых достигается наилучшее качество технологического процесса, наивысшая производительность и наименьшие затраты средств, Это будет способствовать снижению непроизводительных затрат энергии на обработку почвы, сохранению ее плодородия и повышению урожайности сельскохозяйственных культур.

В качестве основных критериев оптимизации параметров и режимов работы тяговых агрегатов на группе полей почвенно-климатической зоны или админи-стративно-хозяйственногоподразделения могут быть приняты следующие показатели: сменная производительность агрегата М(ШСЦ), расход топлива на единицу обработанной площади М^г), прямые ^ ^ ) и приведенные М (^р) затраты средств на единицу обработанной площади, а также затраты с учетом стоимости потерь урожая в результате уплотняющего воздействия

м(зг)

движителя трактора на почву \ 2, /, удельные энергозатраты рабочего М (/V ) и холостого ходов агрегата, затраты

труда мШ , удельная материалоемкость технологического процесса обработки почвы М (м), а также комплексный критерий оптимизации [3, 5].

На основании проведенных исследований установлено, что энергетические и технико-экономические показатели тяговых агрегатов в основном зависят от номинальной мощности двигателя Тч[ЕН, эксплуатационного веса трактора С (эксплуатационной массы тэ), максимальной загрузки трактора по тяге для группы полей ^Ртах, числа и структуры ряда передач трансмиссии, типа движителя, энергоемкости технологического

процесса также параметров,

характеризующих непостоянство тягового сопротивления агрегата М(уир), угп

и диапазона рабочих скоростей движения по агротехническим требованиям от V .

г г агтпп

до У,тах. Все это дает основание считать, что при оптимизации состава и режима работы тяговых агрегатов на базе серийно выпускаемых машин к основным управляющим воздействиям Ц в системе “почва-с.-х. машина-движитель-трансмис-сия-двигатель” следует отнести ширину захвата агрегата, выбор рабочей передачи и режимы работы двигателя.

При прогнозировании параметров и режимов работы агрегатов в качестве основных управляющих воздействий и. следует использовать номинальную силу тяги Рн и номинальную скорость движения трактора У}{, т.к. эти параметры являются определяющими в выборе номинальной мощности двигателя и эксплуатационной массы трактора.

Существенное влияние на эффективность использования агрегата оказывает рациональное соотношение между номинальной силой тяги трактора, эксплуатационным весом и шириной захвата агрегата. Поэтому к основным управляющим воздействиям системы следует отнести также коэффициент использования сцепного веса трактора при номинальной силе тяги фн и максимальную величину загрузки трактора по тяге ^тах.

Применение безразмерных параметров фн и ХРтах позволит выявить основные закономерности, влияющие на эксплуатационные показатели МТА, независимо от тягового класса трактора.

За основу определения экономической оценки показателей машинно-трактор-ных агрегатов приняты методы, разработанные на основании ГОСТа 23728-88, ГОСТа 23729-88, ГОСТа 23730-88 [1, 2] и рекомендаций [7, 8]. - . •

Прямые эксплуатационные затраты в рублях на гектар:

З3 — 3 + А + Р £ + Рт +Т /1ч

к ' (1)

где З3 - прямые эксплуатационные затраты на отдельном поле;

3 - заработная плата обслуживающего персонала;

А - затраты на реновацию трактора Ар с.-х. машины Ас х и сцепки Аг,ц;

Рк - затраты на капитальный ремонт;

Рт - затраты на текущий ремонт и планово-техническое обслуживание;

-1 Т - затраты на топливо-смазочные материалы.

Заработная плата обслуживающего персонала

3 __ гт + п0Бг0Б

>ч \ ,

г где гт, гОБ - часовая тарифная ставка оплаты труда соответственно трактори-ста-машиниста и обслуживающего персонала с учетом надбавки за стаж, квалификации и начислений;

пОБ - число обслуживающего персонала;

\¥см - математическое ожидание производительности агрегата за час эксплуатационного (сменного времени):

^см “ ’

где тсм - коэффициент использования сменного времени.

На величину коэффициента использования времени смены оказывают влияние организационные и технологические особенности, размер и конфигурация полей, взаимное их расположение и другие факторы. В теоретических исследованиях коэффициент использования времени-смены определялся по выражению [4]:

^СМ “

1+0,36^^% ’ (2)

где т0,т1 - аппроксимирующие коэффициенты функции коэффициента использования времени смены.

Затраты на реновацию агрегата:

— , Бм

бсц*сц

ш... -Т

її' -Т

пСМ 1 ЗСЦ

где Бт, Бм, Бсц - соответственно балан-

совая стоимость трактора, с.-х. машины и сцепки;

ат, ам, асц - норма отчисления на реновацию соответственно трактора, с.-х. машины и сцепки;

ТзАзм’Тзсц - нормативная зональная загрузка, час.

При прогнозировании параметров машинно-тракторных агрегатов балансовая стоимость трактора в расчетах определялась в зависимости от его максимальной мощности двигателя 1ЧТШ и веса трактора по выражению [9]:

БТ =ао +Э|^ЕН +а2<5, (4)

где а0, а1, а2 - коэффициенты аппроксимирующей функции балансовой стоимости трактора.

Стоимость машины-орудия и сцепки определялись от ширины захвата агрегата по формулам:

Бм =а3 + а<1В + э,В2;

Бсц = ,

(5)

где а3, а4, а5, ас - коэффициенты аппроксимирующей функции балансовой стоимости машины-орудия и сцепки.

Затраты на капитальный, текущий ремонт и планово-техническое обслуживание определялись по формулам:

БЛКт + >и.

р =

т

Мсм' Т 3т

р _ БМ ' ^ТМ

1 \А “

м

СП

(6)

О)

(8)

где Р^ Рм, Рсц - затраты на капитальный, текущий ремонт и планово-техническое обслуживание соответственно трактора, машины-орудия и сцепки;

ККт - коэффициенты отчислений на капитальный ремонт трактора;

^ Кшсц - коэффициенты от-

числений на текущий ремонт и плано-во-техническое обслуживание трактора, машины-орудия и сцепки.

Затраты на топливо-смазочные материалы определялись по формуле:

(9)

Т* _ СТЦтСМ '~ '

; : где _ математическое ожидание расхода топлива за час сменного времени на отдельном поле;

ЦтСм “ комплексная цена топливо-сма-зочных материалов.

Количество израсходованного топлива за час сменного времени определялось с учетом расхода топлива на рабочем и холостом ходу трактора, заездах и транспортных переездах агрегата, холостом режиме работы двигателя при остановках агрегата:

(¿Т ~ Ю &ЕН^£Н Х

*; х[А?ггса/ + Л?пгз + Лтгвг« + Лз7т*г + ДзтЛ], (10)

где §ЕН - номинальный удельный расход топлива двигателем, г/э.кВт.ч;

V

° - коэффициенты использования номинального расхода топлива соответственно на рабочем ходу трактора ^от

(2.72), заездах агрегата транспортні

ных переездах агрегата СГа, холостом ходу трактора ^07Т, холостом режиме

X

работы двигателя С7Ъ ;

тх - соответственно коэффициенты использования сменного времени по элементам его затрат.

Заезды, холостые переезды агрегатов с поля на поле и холостые ходы трактора, как правило, выполняются при загрузке двигателя на регуляторной ветви характеристики. Тогда величину расхода топлива на этих операциях можно определить по формуле:

Ст? — + (ря

(И)

где РК2> Ркнг

соответственно касательная сила тяги трактора на холостом ходу, при заездах и холостых переездах агрегата и касательная сила тяги при номинальной загрузке двигателя на г-той передаче.

Если принять скорость движения трактора на 2-той передаче, постоянной

при работе двигателя с недогрузкой и номинальном режиме, то после преобразования уравнения (5.11) получим:

О,

(12)

где У3 - средняя скорость заездов и переездов агрегата с поля на поле.

Значение касательной силы тяги определим по уравнению:

^«^ + /„0* + /сц0си> (13)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где {и, Гсц - соответственно коэффициенты сопротивления качению с.-х. машины и сцепки;

См, Ссц - соответственно вес машины и сцепки.

При прогнозировании параметров и режимов работы агрегатов вес машины и сцепки определим по соотношениям:

Ом-^пмВ.

В

0СЦ =

МБ

а

СЦ.Б

В

СЦ.6

(14)

(15)

где Смв, Вмв - вес и ширина захвата базовой машины:

Ссц б’ ®сцб " вес и ширина захвата базовой сцепки;

пм - число машин, орудий в агрегате. Расход топлива на единицу обработанной площади:

(16)

Удельные капиталовложения на единицу наработки

КуП =

1

/Бт.

см ^зт

• +

'си

зм

(17)

Приведенные затраты в рублях на единицу наработки

^пр = З3 + Ен КУ8 5 (18)

где Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

Стоимость потерь урожая в результате уплотняющего воздействия движителями трактора почвы на единицу обработанной площади определим по формуле:

3, — Цу Пу

ГО ЯЬШй

где Цу Пу- соответственно стоимость одного центнера возделываемой культуры и потеря урожая в центнерах на единицу площади, уплотненной движителем.

Выразим рабочую ширину захвата агрегата через среднее приведенное удельное тяговое сопротивление Рпр на отдельном поле, по формуле:

Р,

Кг

Famin

ПР

(20)

и, подставив в выражение (5Д9), после его преобразования получим:

% = ЦуПуВ

¡с

К Уд min + £Va ШІП Упр )}

.(21)

где »Ч’йгЫп ~ удельное СОПрОТИВЛеНИе почвы соответствующее минимальной скорости движения агрегата по агротехническим требованиям, V . .

■г а пип

Если учесть, что

получим Зу — ЦуПуВ

У BG

X

к

Vamm

X

Уатт

(у2-уЦ

(22)

где Квс - удельная ширина опорной части движителя трактора, м/кН.

При сопоставлении конструктивных параметров тракторов общего назначения установлено, что значение Уво определяется в основном типом ходовой части трактора, а его величину при прогнозировании параметров можно принять равной:

- для гусеничного трактора

Квс=0,0135 (23)

- для колесного трактора с формулой колес 4x4

Квс= 0,011. (24)

Отрицательное влияние уплотняющего воздействия ходовых систем тракторов на урожайность (%) определим по формуле [6].

Г = 100-Л(£/-!/])_ (25)

где А - коэффициент пропорциональности, зависящий от высеваемой культуры, свойств почвы, погодно-климатических условий и т.п.;

и - показатель, характеризующий уплотняющее воздействие на почву движителя трактора;

;' [II] - допустимое значение показателя

и

и = соВвВдтах у(1 + Х 1п Л?), (26)

где ш - коэффициент, зависящий от размера и формы опорной поверхности движителя [6];

а - наибольшее значение эпюры контактных напряжений почвы под движителем при движении трактора;

X - коэффициент интенсивности накопления необратимой деформации почвы при повторных нагружениях;

1пЫ - десятичный логарифм числа повторных проходов движителем по одному следу;

* = #Р(Р,-Ро), (27)

где {3 - угол наклона линейной функ-

ЦИИР=/М);

р., р0 - соответственно плотность почвы после однократного ее нагружения и без прохода движителя (исходная). •

Затраты энергии на единицу обработанной площади

А — АТ 4- А

всп

(28)

где Ат - затраты энергии на единицу обработанной площади при выполнении непосредственно технологической операции: __ ^

GcpV ____ j)

’ ' (29)

Авсп ~ затраты энергии на единицу обработанной площади при выполнении вспомогательных операций:

А j —

tö^xsSeh^ЕН^-ПЕР +

А

Лхт

Лвсл

(30)

Гг.

см

(31)

где КПЕР - энергетический эквивалент кг топлива в кДж.

Удельная металлоемкость технологического процесса за час сменного времени:

+ом + оси)

V

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где - коэффициент, характеризующий соотношение между конструктивной Тк и эксплуатационной тэ массой трактора;

§ - ускорение силы тяжести.

Годовой экономический эффект от эксплуатации новой машины Эг в рублях определяют по формуле:

Зг = В3(ПБ + Пн + Э), (32)

где ПБ> Пн - приведенные затраты на единицу наработки по базовой и новой машине, руб/га;

Э - экономический эффект от высвобождения рабочей силы, достигнутых условий труда, от изменения количества и качества продукции на единицу наработки;

В3 - годовая наработка новой машины в условиях данной природно-климатической зоны, га/год.

Экономический эффект от производства и использования за срок службы новой машины (Эсс) в рублях определяют по формуле:

Qu + Ei

(33)

где ан - коэффициент отчислений на реновацию новой машины;

Е - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений.

?/ Степень изменения затрат при эксплуатации новой машины в сравнении с базовой (С) в процентах определяют по формуле:

3' - 3'

С — —^— гн. # 100

3'

wr

ГБ

(34)

где 3'ГБ, З'гн - годовые затраты (затраты труда, прямые эксплуатационные издерж-

ки, капитальные вложения, приведенные затраты) соответственно по базовой и новой машине, рассчитаны на годовой объем работы новой машины, чел.час., руб.

Литература

1. ГОСТ 18509-88. Техника сельскохозяйственная. Основные положения и показатели экономической оценки. - М.: Изд-во стандартов, 1988. - 10 с.

2. ГОСТ 18509-88. Техника сельскохозяйственная. Методы экономической оценки специализированных машин. - М.: Изд-во стандартов, 1988.-10 с.

3. Зангиев A.A. Оптимизация состава и режимов работы машинно-тракторных агрегатов по критериям ресурсосбережения: Дис... д-ра техн. наук. - М., 1987. ~500с.

4. Корсун H.A. Агрегатирование тракторов Т-150 и Т- 150К с сельскохозяйственными машинами. - М.: Машиностроение, 1975.-272 с.

5. Ксеневич И.Т., Пусков В.В., Ской-беда А.Т. О системном методе прогнозирования параметров с.-х. агрегатов // Тракторы и сельхозмашины. - 1979. - № 2.-С. 10-12.

6. Ксеневич И.П., Скотников В.А., Ля-ско М.И. Ходовая система - почва-урожай. - М.: Агропромиздат, 1985. - 304 с.

7. Методические рекомендации по тех-нико-экономическим расчетам для растениеводства нечерноземной зоны РСФСР / НИПТИМЭСХ НЗ. - Л., 1986. - 88 с.

8. Определение экономической эффективности использования в сельском хозяйстве капитальных вложений и новой техники / НИПТИМЭСХ НЗ. - Л, 1986. - 58 с.

9. Юшин A.A., Евтенко В.Г., Диденко Е.Д. Технико-экономическое обоснование целесообразности повышения энергонасыщенности тракторов класса 30 кН // Механизация и электрификация сельского хозяйства. - Киев, 1981. - Вып. 50. - С. 16-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.