Научная статья на тему 'Обоснование параметров и режимов работы почвообрабатывающего посевного комплекса на базе МТ-5'

Обоснование параметров и режимов работы почвообрабатывающего посевного комплекса на базе МТ-5 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
184
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Добродомова Татьяна Владиславовна

Определены значения математического ожидания тягового сопротивления агрегата для группы полей, вес технологического материала, мощность двигателя. По ним рассчитаны режимы работы и параметры агрегата.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Красовских Виталий Степанович, Добродомова Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

alues of mathematical expectation of traction resistance of the unit for group of fields, weight of technological material, engine capacity are determined. The obtained values are used to calculate modes of operations and parameters of the unit.

Текст научной работы на тему «Обоснование параметров и режимов работы почвообрабатывающего посевного комплекса на базе МТ-5»

Таблица 2

Значения к0 и е0 по «группе полей» в зависимости от степени загрузки бункера

и скорости приведения

х Степень загрузки бункера, % Ax (а = 0,95) М(х)

0 25 50 75 100 х - Ax х + Ax

Vo = 5 км/ч = 1,39 м/с

М(У 3,51 3,69 3,86 4,04 4,21 3,52 4,20 3,86

М(в0) 0,040 0,038 0,036 0,035 0,033 0,033 0,040 0,036

Vo = 7 км/ч = 1,94 м/с

М(У 3,77 3,94 4,12 4,29 4,47 3,77 4,46 4,12

М^ 0,037 0,036 0,034 0,033 0,031 0,031 0,037 0,034

+ + +

УДК 631.3 В.С. Красовских,

Т.В. Добродомова

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПОСЕВНОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ МТ-5

В зональных технологиях осуществляется переход к биологизации земледелия, минимальной обработке почвы, энергоресурсосбережению.

Реализацией новых технологий служат комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты типа почвообрабатывающего посевного комплекса (ЭППК) в составе трелевочной гусеничной машины МТ-5 ОАО «Алттрак» и почвообрабатывающего посевного комплекса ППК ОАО «Рубцовский машиностроительный завод».

Назначать параметры и режимы работы ЭППК необходимо с учетом условий функционирования агрегата, которые не остаются постоянными, а непрерывно изменяются вследствие изменчивости физико-механических свойств почвы, растительной массы, неровностей поверхности поля, по которому движется агрегат.

Результатом научных исследований было доказано, что основное влияние на энергетические и эксплуатационные по-

казатели МТА оказывает непостоянство тягового сопротивления агрегата, а его изменчивость оценивается колебанием низкочастотной составляющей [1, 2, 4 и др.]. На качество полевых работ, производительность и экономичность машинно-тракторных агрегатов влияют также масса агрегата, мощность двигателя, ширина захвата, скорость движения агрегата. Соотношения между этими параметрами МТА не остаются постоянными и изменяются в зависимости от специфики технологического процесса, конструктивных и эксплуатационных особенностей МТА, природно-климатических условий

Поэтому для определения выходных показателей ЭППК примем математическую модель «почва-почвообрабатываю-щий посевной комплекс-движитель-трансмиссия-двигатель» («П-ППК-Дж-Т-Дв»), позволяющую определять по математическому ожиданию тягового сопротивления агрегата М(Р) с учетом

веса технологических материалов GTM и мощности двигателя NH для группы полей характеристики выходных показателей работы агрегата, которыми являются математические ожидания выходных

переменных для группы полей М( Y).

При обосновании рационального состава агрегата, параметров и режимов работы ЭППК в качестве критерия оптимизации принимаются средние совокупные затраты средств, учитывающие средние затраты на единицу выполненной работы и затраты, связанные с потерей урожая из-за уплотняющего воздействия на почву движителей сельскохозяйственной техники:

М(Зс) ^ min, (1)

где М (Зс) — математическое ожидание значений средних совокупных затрат для группы полей.

При определении рационального состава агрегата, параметров и режимов работы ЭППК необходимо учитывать следующие ограничения:

- минимально и максимально допустимые скорости движения агрегата по агротехническим требованиям;

- максимальное удельное давление на почву и предельную величину буксования движителя машины по агротехническим требованиям;

- мощность двигателя, определяемую конструктивными особенностями трансмиссии МТ-5;

- максимально допустимую силу тяги и грузоподъемность энергетического шасси по техническим условиям на машину.

ППК представляют собой сцеп, состоящий из культиватора и прицепной тележки, на которой установлены два бункера (один — для семян, другой — для удобрений), двигатель привода вентилятора, вентиляторная установка, дозаторы подачи семян и удобрений из бункеров, загрузочно-разгрузочный шнек. В ЭППК работа вентилятора осуществляется через ВОМ за счет мощности основного двигателя. Тогда агрегат представляет собой тягово-транспортную машину, используемую в качестве энергетического шасси, с установленными на ней бункерами с зерном и удобрениями в агрегате с культиватором.

Оценка эксплуатационных качеств ЭППК сделана на основе сочетания расчетно-теоретического анализа и соответствующих экспериментальных данных.

Для обоснования возможности изменения параметров и режимов работы двигателя с новой почвообрабатывающей техникой на электротормозном стенде ДS 1146-4К/V через вал отбора мощности с соблюдением требований ГОСТ 18509-80 [3] снимались типовые характеристики с N = 132,3 кВт.

После обработки опытных данных характеристики двигателя представлены в виде двух участков. Регуляторные ветви аппроксимированы прямой вида у = А + ВМк, корректорные участки — параболой у = А + ВМк + СМк2 . Полученные уравнения регрессии основных параметров двигателя в функции от крутящего момента у = ^Мк) приведены в таблице. Эти уравнения были в дальнейшем использованы для построения тяговой характеристики машины.

Таблица

Уравнения регрессии основных параметров двигателя Д-461-17

Вид характеристики двигателя Участок аппрок- симации Уравнение регрессии Размер- ность Коэфф. корреляции, R

NH= 132,3 кВт Коррек- торная ветвь пе = -1,584* 104 + 45Мк-2,9-10-2Мк2 мин-1 0,97

Gt = -173,65 + 0,48Мк-2,97-10-4 Мк2 кг/ч 0,8

Регуля- торная ветвь пе = 1,8103 - 0,168Мк мин-1 0,99

Gt = 6,65 + 1,84-10-2Мк кг/ч 0,99

Проведенные тяговые испытания машины трелевочной МТ-5 на фоне — стерня колосовых свидетельствуют о том, что МТ-5 может быть использована в качестве базы для агрегатирования с ППК, т.к. выдерживаются основные агротехнические ограничения: тяговое

усилие Ркр > 50 кН; скорость движения 1,39 ^р < 2,78 м/с; буксование машины 5 < 5%.

Для определения оптимальной величины веса технологического материала ^тм), мощности двигателя (^) возьмем три уровня математического ожидания

тягового сопротивления агрегата для группы полей М(Р): 25; 40; 55 кН. Условие оптимизации (1) будет выполняться при максимальных значениях веса семян и эффективной мощности.

В настоящее время конструкция силовой передачи МТ-5 не позволяет реализовать мощность более 110,4 кВт. Поэтому введем ограничение на мощность N двигателя энергетического шасси, реализуемую через тягу.

Рис. Математические ожидания экономических показателей ЭППК для группы полей:

М( Р ) — матожидание тягового сопротивления агрегата; М( З с) — средние совокупные

затраты средств; М( З )— средняя зарплата тракториста; М( З у) — средние затраты средств, связанные с потерей урожая из-за уплотняющего воздействия движителей на

почву; М(Т) — средние затраты на топливо и смазочные материалы; М(Срен) — средние

затраты на реновацию агрегата; М( З ТОРХ) — средние отчисления на ТОРХ агрегата; Сбт, Сбм — балансовая стоимость шасси и с.-х. машины

Для тягово-транспортно-приводного агрегата параллельно с мощностью Ыт, затрачиваемой на поступательное движение агрегата, от двигателя отбирается мощность на привод вентилятора МВом, рассчитываемая по формуле [2]:

Ын = Ыг + Ыдом * (2)

где Ын ~ номинальная мощность двигателя;

Ыт — мощность, затрачиваемая на поступательное движение агрегата;

^вом мощность, отбираемая через ВОМ на привод вентиляторной установки.

Тогда номинальная мощность двигателя составляет 132,3 кВт [5].

При выборе веса семян и удобрений следует учесть, что, с одной стороны, увеличение объема бункера приведет к увеличению коэффициента использования рабочего времени смены (для трех вариантов бункера, засыпанного технологическим материалом массой ттіп = 1 т, тср = 4 т, ттах =7 т, коэффициент использования рабочего времени смены составит гсм — 0,4; тсм =

0,5; тсм = 0,8 соответствен-

но). С другой стороны, больший объем бункера повлечет за собой увеличение материалоемкости конструкции и затрат энергии на его перемещение. С учетом всего вышесказанного выбираем вес посевного материала, равным 68,6 кН.

Значение матожидания тягового сопротивления агрегата по группе полей выбираем равге>ім 40,ЗкН из допустимого по техническим требованиям интервала как максимально возможное (рис.) вследствие того, что по мере возрастания величины тягового сопротивления

для группы полей /Л{Р) происходит уменьшение величины среддох удельных

совокупных затрат ере"” *'Л(3С) и ее составляющих: средней ± т-чой платы тракториста М(3), затрат

средств, связанных с потерей урожая из-за уплотняющего воздействия движителей на почву М(Зу), средних затрат на топливо и смазочные материалы

М(7 ), средних отчислений на ремонт и техническое обслуживание агрегата

М(^торх)-

Рассчитаем согласно математической модели тягово-приводного МТА выходные показатели ЭППК: рабочая ширина захвата — 10,3 м, рабочая скорость

движения — 1,2-2 м/с, сменная производительность — 3,6-6 га/ч, погектарный расход топлива - 5-8 кг/га, удельные совокупные затраты - 101-166

руб/га.

Библиографический список

1. Агеев Л.Е. Сверхмощные тракторы сельскохозяйственного назначения / Л.Е. Агеев, B.C. Шкрабак, В.Ю. Моргулис-Якушев. Л.: Агропром-издат. Ленингр. отд-ние, 1986. 415 с.

2. Анилович В.Я. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов / В.Я. Анилович, Ю.Т. Водолажченко. М.; Машиностроение, 1976. 456 с.

3. ГОСТ 18509-80. Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний. 57 с.

4. Красовских B.C. Повышение эф-

фективности функционирования тяговых агрегатов за счет оптимизации параметров и эксплуатационных режимов работы в степных и лесостепных районах Западной Сибири: автореф. дис. д-ра

техн. наук. / B.C. Красовских. СПб.; Пушкин, 1991. 37 с.

5. Машина трелевочная МТ-5, ее комплектации, модификации и исполнения Технические условия ТУ 4726-003-05785632-00. Часть \. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.