ТЕХНИКА
УДК 631.31 В.И. Беляев,
Н.Н. Бережнов, Д.В. Тюрин
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПОСЕВНЫХ КОМПЛЕКСОВ «КУЗБАСС» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
В современных условиях развития сельскохозяйственного производства, когда существующий парк машин уже выработал свой нормативный ресурс, все острее стоит проблема технического и технологического перевооружения хозяйств. При разработке и внедрении новой техники и технологий важно достигнуть системного взаимодействия растений, удобрений, гербицидов, агроприемов, экологических, природных и экономических факторов, а это требует дифференцированного подхода при выборе технических средств и применения технологий различного уровня интенсивности в зависимости от сочетания вышеназванных факторов.
Каждому типу технологий должен соответствовать определенный комплекс машин, обеспечивающих необходимую точность выполнения операций, производительность и энергозатраты.
Одним из путей решения данной проблемы является применение комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов, обеспечивающих сочетание нескольких технологических операций.
В результате возникает необходимость обоснования рациональных параметров и режимов работы перспективных агрегатов с целью их зональной адаптации.
Для установления энергетических характеристик выполнения технологических операций в 2005 г. проводились тяговые испытания посевных комплексов «Кузбасс» (ПК-8,5; ПК-9,7; ПК-12,2) в агрегате с тракторами «Кировец» (К-700А; К-701; К-744Р1; К-744Р2) на посеве
пшеницы в четырех хозяйствах края: ЗАО «Колыванское» Павловского района, ЗАО ПХ «Степная Нива» Родинско-го района, СПК «Тамбовский» Романовского района и ФХ «Гилева И.Н.» За-ринского района.
Одной из задач исследований являлось выявление влияния рабочей ширины захвата, скорости движения агрегата и загрузки бункера семян и удобрений на величину тягового усилия на крюке трактора и статистики его изменения по различным полям, а также подтверждения основных предпосылок и теоретических положений, сформулированных на
основе математического моделирования процесса функционирования МТА как системы «почва-орудие-трактор».
Полученная информация является исходной для технической оценки машин и разработки практических рекомендаций по эффективному их использованию. Результаты исследований по каждому отдельному агрегату (при работе на «отдельном поле») обобщались, и определялись статистики изменения энергетических показателей работы на совокупности полей — «группе полей».
Реализация опытов по отдельным полям осуществлялась в виде отдельных блочных планов, где в качестве варьируемого фактора рассматривалась рабочая скорость движения агрегата (3-5 уровней). Ширина захвата агрегата и загрузка бункера семян и удобрений являлись пассивными факторами, контролируемыми в ходе экспериментов.
Статистики изменения средних величин рабочей скорости движения агрега-
та, нагрузки на крюке трактора и удельного тягового сопротивления на отдельных полях и их совокупности приведены в таблице 1.
Результаты тензометрирований показывают, что средние значения удельного тягового сопротивления комплексов ПК-8,5 на «отдельных полях» при агрегатировании с тракторами К-700А и К-701 составили 4,00 и 4,46 кН/м, при стандартных отклонениях — 0,18 и 0,40 кН/м и коэффициентах вариации — 0,05 и 0,09 соответственно. Для агрегата К-744Р1 + ПК-9,7 значение среднего
удельного тягового сопротивления составило 4,58 кН/м, стандартного отклонения — 0,34 кН/м, а коэффициента вариации — 0,07. Агрегат К-744Р2 +
+ ПК-12,2 имел следующие показатели: среднее удельное тяговое сопротивление — 4,07 кН/м, стандартное отклонение — 0,25 кН/м, коэффициент вариа-
Таблица 1
ции — 0,06.
Описательная статистика энергетических показателей агрегатов по отдельным полям и по «группе полей»
х М(х) Ах (а = 0,95) а(х) ОД 5(х) У(х)
X А - х х + Ах
К-700А + ПК-8 ,5 (КФХ «Гилева И. Н.» Заринского района) п = 8
V«, 2,12 1,82 2,28 0,28 0,08 0,10 0,13
Ркр 34,23 32,65 35,32 1,60 2,55 0,56 0,05
к 4,03 3,84 4,15 0,19 0,04 0,06 0,05
К-701 + ПК-8,5 (ЗАО «Колыванское» Павловского района) п = 16
V, 2,10 1,90 2,57 0,62 0,39 0,16 0,29
Ркр 37,33 35,88 39,84 3,71 13,79 0,93 0,10
к 4,39 4,22 4,69 0,44 0,19 0,10 0,10
К-701 + ПК-8,5 (СПК «Тамбовский» Романовского района) п = 12
V, 2,35 2,06 2,50 0,34 0,12 0,10 0,14
Ркр 43,90 42,65 44,92 1,79 3,19 0,52 0,04
к 5,16 5,02 5,29 0,21 0,04 0,06 0,02
К-744Р1 + ПК-9,7 (СПК «Тамбовский» Романовского района) п = 9
V, 2,80 2,29 3,03 0,48 0,23 0,16 0,17
Ркр 44,44 41,85 46,91 3,29 10,85 1,10 0,07
к 4,58 4,31 4,84 0,34 0,12 0,11 0,07
К-744Р2 + ПК-12,2 (ЗАО ПХ «Степная Нива» Родинского района) п = 19
V, 2,39 2,27 2,56 0,29 0,08 0,07 0,12
Ркр 49,46 48,10 51,11 3,03 9,17 0,71 0,06
к 4,05 3,94 4,19 0,25 0,06 0,05 0,06
По «г руппе полей» П = 64
М(У„) 2,35 2,00 2,70 0,28 0,08 0,12 0,12
М(Ркр) 43,90 34,34 49,40 6,07 36,79 2,71 0,14
М(к) 4,39 3,87 5,02 0,47 0,22 0,20 0,11
В целом по «группе полей» математическое ожидание средних удельных тяговых сопротивлений агрегатов составило 4,27 кН/м, стандартное отклонение — 0,28 кН/м, а коэффициент вариации — 0,07.
В результате обработки экспериментальных данных с помощью статистических программных пакетов StatSoft Sta-tistica и Microsoft Excel получены следующие уравнения связи, определяющие зависимость среднего тягового усилия на крюке трактора (Ркр) от скорости движения (Vp,) на отдельных полях хозяйств:
1. КФХ «Гилева И.Н.» Заринского р-на; состав агрегата: К-700А + ПК-8,5:
Ркр = 28,4 + 1,32Vp2; R = 0,93;
F(1,6) = 36,8; n = 8. (1)
2. ЗАО «Колыванское» Павловского р-на; состав агрегата: К-701 + ПК-8,5:
Ркр = 31,6 + 1,17Vp2; R = 0,96;
F(1,14) = 145,8; n = 16. (2)
3. СПК «Тамбовский» Романовского р-на; состав агрегата: К-701 + ПК-8,5:
Ркр = 38,5 + 1,00Vp2; R = 0,85;
F(1,10) = 26,7; n = 12. (3)
4. СПК «Тамбовский» Романовского р-на; состав агрегата: К-744Р1 + ПК-9,7:
Ркр = 35,7 + 1,19Vp2; R = 0,92;
F(1,7) = 39,9; n = 9. (4)
5. ЗАО «Степная Нива» Родинского р-на; состав агрегата: К-744Р2 + ПК-12,2:
Ркр = 38,7 + 1,84Vp2; R = 0,85;
F(1,16) = 41,3; n = 19. (5)
Обобщенное уравнение регрессии для группы полей имеет вид:
Ркр = 6,16 + 1,39Vp2 + 2,74Вр + 0,034G6;
R = 0,89; F(3,60) = 79,9; n = 64, (6)
где Ркр — среднее значение нагрузки на крюке трактора, кН;
Vp — средняя рабочая скорость движения агрегата, м/с;
Вр — рабочая ширина захвата агрегата, м;
G6 — загрузка бункера семян и удобрений, %.
Обработка средних удельных тяговых сопротивлений агрегатов по реализованным вариантам опытов позволила получить следующее статистически значимое уравнение связи:
k = 3,24 + 0,14Vp2 + 0,007G6;
R = 0,67; F(2,60) = 25,5, (7)
где k — среднее значение удельного тягового сопротивления агрегатов, кН/м.
Интенсивность прироста удельного тягового сопротивления агрегата с увеличением рабочей скорости движения характеризуем коэффициентом пропорциональности а, зависящим от параметров рабочих органов машин и условий эксплуатации. Для возможности сравнения агрегатов по энергоемкости технологического процесса и его изменению, рассматриваем приведенные к эталонной скорости (Ув = 5 км/ч « 1,39 м/с) значения коэффициента пропорциональности ео и удельного тягового
сопротивления агрегата ko . Данные показатели для «группы полей» имели следующие значения: М(ёо) = 0,034
с2/м2 и М (ко) = 3,79 кН/ м. Стандартные отклонения для этих величин составили 0,009 с2/м2 и 0,25 кН/м, а коэффициенты вариации — 0,26 и 0,06 соответственно.
С целью выявления влияния веса бункера автономной высевающей системы на вероятностные характеристики тягового сопротивления комплекса в процессе проведения испытаний фиксировалась степень загрузки бункера технологическим материалом. Установлено, что увеличение загрузки бункера с 25 до 100% при работе на «группе полей» приводит к возрастанию удельного тягового сопротивления агрегата на 0,42 кН/м (с 3,69 до 4,21 кН/м). Величина коэффициента пропорциональности в0 при этом снижается с 0,038 до 0,033 с2/м2 (при V0 = 5 км/ч = 1,39 м/с) и с 0,036 до 0,031 с2/м2 (при V0 = 7 км/ч = 1,94 м/с) (табл. 2).
Таким образом, проведенные исследования позволили установить основные энергетические показатели работы посевных агрегатов и статистики их изменения с учетом влияния рабочей скорости движения и загрузки бункера семян и удобрений как на отдельных полях, так и на их совокупности различных хозяйств.
Полученные результаты будут использованы в качестве входной информации в разработанной математической модели комбинированного агрегата и позволят решать задачи по оптимизации параметров и режимов работы МТА.
Таблица 2
Значения к0 и е0 по «группе полей» в зависимости от степени загрузки бункера
и скорости приведения
х Степень загрузки бункера, % Ах (а = 0,95) М(х)
0 25 50 75 100 х - Ах х + Ах
V0 = 5 км/ч = 1,39 м/с
М(к0) 3,51 3,69 3,86 4,04 4,21 3,52 4,20 3,86
М(е0) 0,040 0,038 0,036 0,035 0,033 0,033 0,040 0,036
V0 = 7 км/ч = 1,94 м/с
М(ко) 3,77 3,94 4,12 4,29 4,47 3,77 4,46 4,12
М(Єо) 0,037 0,036 0,034 0,033 0,031 0,031 0,037 0,034
+ + +
УДК 631.3 В.С. Красовских,
Т.В. Добродомова
ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПОСЕВНОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ МТ-5
В зональных технологиях осуществляется переход к биологизации земледелия, минимальной обработке почвы, энергоресурсосбережению.
Реализацией новых технологий служат комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты типа почвообрабатывающего посевного комплекса (ЭППК) в составе трелевочной гусеничной машины МТ-5 ОАО «Алттрак» и почвообрабатывающего посевного комплекса ППК ОАО «Рубцовский машиностроительный завод».
Назначать параметры и режимы работы ЭППК необходимо с учетом условий функционирования агрегата, которые не остаются постоянными, а непрерывно изменяются вследствие изменчивости физико-механических свойств почвы, растительной массы, неровностей поверхности поля, по которому движется агрегат.
Результатом научных исследований было доказано, что основное влияние на энергетические и эксплуатационные по-
казатели МТА оказывает непостоянство тягового сопротивления агрегата, а его изменчивость оценивается колебанием низкочастотной составляющей [1, 2, 4 и др.]. На качество полевых работ, производительность и экономичность машинно-тракторных агрегатов влияют также масса агрегата, мощность двигателя, ширина захвата, скорость движения агрегата. Соотношения между этими параметрами МТА не остаются постоянными и изменяются в зависимости от специфики технологического процесса, конструктивных и эксплуатационных особенностей МТА, природно-климатических условий
Поэтому для определения выходных показателей ЭППК примем математическую модель «почва-почвообрабатываю-щий посевной комплекс-движитель-трансмиссия-двигатель» («П-ППК-Дж-Т-Дв»), позволяющую определять по математическому ожиданию тягового сопротивления агрегата М(Р) с учетом