Научная статья на тему 'Результаты тяговых испытаний почвообрабатывающих посевных комплексов «Кузбасс» в Алтайском крае'

Результаты тяговых испытаний почвообрабатывающих посевных комплексов «Кузбасс» в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
172
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Беляев Владимир Иванович, Бережнов Николай Николаевич, Тюрин Денис Владимирович

Приведенные в статье исследования позволили установить основные энергетические показатели работы посевных агрегатов и статистику их изменения с учетом влияния рабочей скорости движения и загрузки бункера семян и удобрений, как на отдельных полях, так и на их совокупности различных хозяйств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Беляев Владимир Иванович, Бережнов Николай Николаевич, Тюрин Денис Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research presented in the paper allowed to determine the basic power parameters of seeding units' operation, and statistics of their change considering influence of operational speed of movement and seeds and fertilisers load in the tank, both on individual fields, and on different farms.

Текст научной работы на тему «Результаты тяговых испытаний почвообрабатывающих посевных комплексов «Кузбасс» в Алтайском крае»

ТЕХНИКА

УДК 631.31 В.И. Беляев,

Н.Н. Бережнов, Д.В. Тюрин

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЯГОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩИХ ПОСЕВНЫХ КОМПЛЕКСОВ «КУЗБАСС» В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

В современных условиях развития сельскохозяйственного производства, когда существующий парк машин уже выработал свой нормативный ресурс, все острее стоит проблема технического и технологического перевооружения хозяйств. При разработке и внедрении новой техники и технологий важно достигнуть системного взаимодействия растений, удобрений, гербицидов, агроприемов, экологических, природных и экономических факторов, а это требует дифференцированного подхода при выборе технических средств и применения технологий различного уровня интенсивности в зависимости от сочетания вышеназванных факторов.

Каждому типу технологий должен соответствовать определенный комплекс машин, обеспечивающих необходимую точность выполнения операций, производительность и энергозатраты.

Одним из путей решения данной проблемы является применение комбинированных почвообрабатывающих посевных агрегатов, обеспечивающих сочетание нескольких технологических операций.

В результате возникает необходимость обоснования рациональных параметров и режимов работы перспективных агрегатов с целью их зональной адаптации.

Для установления энергетических характеристик выполнения технологических операций в 2005 г. проводились тяговые испытания посевных комплексов «Кузбасс» (ПК-8,5; ПК-9,7; ПК-12,2) в агрегате с тракторами «Кировец» (К-700А; К-701; К-744Р1; К-744Р2) на посеве

пшеницы в четырех хозяйствах края: ЗАО «Колыванское» Павловского района, ЗАО ПХ «Степная Нива» Родинско-го района, СПК «Тамбовский» Романовского района и ФХ «Гилева И.Н.» За-ринского района.

Одной из задач исследований являлось выявление влияния рабочей ширины захвата, скорости движения агрегата и загрузки бункера семян и удобрений на величину тягового усилия на крюке трактора и статистики его изменения по различным полям, а также подтверждения основных предпосылок и теоретических положений, сформулированных на

основе математического моделирования процесса функционирования МТА как системы «почва-орудие-трактор».

Полученная информация является исходной для технической оценки машин и разработки практических рекомендаций по эффективному их использованию. Результаты исследований по каждому отдельному агрегату (при работе на «отдельном поле») обобщались, и определялись статистики изменения энергетических показателей работы на совокупности полей — «группе полей».

Реализация опытов по отдельным полям осуществлялась в виде отдельных блочных планов, где в качестве варьируемого фактора рассматривалась рабочая скорость движения агрегата (3-5 уровней). Ширина захвата агрегата и загрузка бункера семян и удобрений являлись пассивными факторами, контролируемыми в ходе экспериментов.

Статистики изменения средних величин рабочей скорости движения агрега-

та, нагрузки на крюке трактора и удельного тягового сопротивления на отдельных полях и их совокупности приведены в таблице 1.

Результаты тензометрирований показывают, что средние значения удельного тягового сопротивления комплексов ПК-8,5 на «отдельных полях» при агрегатировании с тракторами К-700А и К-701 составили 4,00 и 4,46 кН/м, при стандартных отклонениях — 0,18 и 0,40 кН/м и коэффициентах вариации — 0,05 и 0,09 соответственно. Для агрегата К-744Р1 + ПК-9,7 значение среднего

удельного тягового сопротивления составило 4,58 кН/м, стандартного отклонения — 0,34 кН/м, а коэффициента вариации — 0,07. Агрегат К-744Р2 +

+ ПК-12,2 имел следующие показатели: среднее удельное тяговое сопротивление — 4,07 кН/м, стандартное отклонение — 0,25 кН/м, коэффициент вариа-

Таблица 1

ции — 0,06.

Описательная статистика энергетических показателей агрегатов по отдельным полям и по «группе полей»

х М(х) Ах (а = 0,95) а(х) ОД 5(х) У(х)

X А - х х + Ах

К-700А + ПК-8 ,5 (КФХ «Гилева И. Н.» Заринского района) п = 8

V«, 2,12 1,82 2,28 0,28 0,08 0,10 0,13

Ркр 34,23 32,65 35,32 1,60 2,55 0,56 0,05

к 4,03 3,84 4,15 0,19 0,04 0,06 0,05

К-701 + ПК-8,5 (ЗАО «Колыванское» Павловского района) п = 16

V, 2,10 1,90 2,57 0,62 0,39 0,16 0,29

Ркр 37,33 35,88 39,84 3,71 13,79 0,93 0,10

к 4,39 4,22 4,69 0,44 0,19 0,10 0,10

К-701 + ПК-8,5 (СПК «Тамбовский» Романовского района) п = 12

V, 2,35 2,06 2,50 0,34 0,12 0,10 0,14

Ркр 43,90 42,65 44,92 1,79 3,19 0,52 0,04

к 5,16 5,02 5,29 0,21 0,04 0,06 0,02

К-744Р1 + ПК-9,7 (СПК «Тамбовский» Романовского района) п = 9

V, 2,80 2,29 3,03 0,48 0,23 0,16 0,17

Ркр 44,44 41,85 46,91 3,29 10,85 1,10 0,07

к 4,58 4,31 4,84 0,34 0,12 0,11 0,07

К-744Р2 + ПК-12,2 (ЗАО ПХ «Степная Нива» Родинского района) п = 19

V, 2,39 2,27 2,56 0,29 0,08 0,07 0,12

Ркр 49,46 48,10 51,11 3,03 9,17 0,71 0,06

к 4,05 3,94 4,19 0,25 0,06 0,05 0,06

По «г руппе полей» П = 64

М(У„) 2,35 2,00 2,70 0,28 0,08 0,12 0,12

М(Ркр) 43,90 34,34 49,40 6,07 36,79 2,71 0,14

М(к) 4,39 3,87 5,02 0,47 0,22 0,20 0,11

В целом по «группе полей» математическое ожидание средних удельных тяговых сопротивлений агрегатов составило 4,27 кН/м, стандартное отклонение — 0,28 кН/м, а коэффициент вариации — 0,07.

В результате обработки экспериментальных данных с помощью статистических программных пакетов StatSoft Sta-tistica и Microsoft Excel получены следующие уравнения связи, определяющие зависимость среднего тягового усилия на крюке трактора (Ркр) от скорости движения (Vp,) на отдельных полях хозяйств:

1. КФХ «Гилева И.Н.» Заринского р-на; состав агрегата: К-700А + ПК-8,5:

Ркр = 28,4 + 1,32Vp2; R = 0,93;

F(1,6) = 36,8; n = 8. (1)

2. ЗАО «Колыванское» Павловского р-на; состав агрегата: К-701 + ПК-8,5:

Ркр = 31,6 + 1,17Vp2; R = 0,96;

F(1,14) = 145,8; n = 16. (2)

3. СПК «Тамбовский» Романовского р-на; состав агрегата: К-701 + ПК-8,5:

Ркр = 38,5 + 1,00Vp2; R = 0,85;

F(1,10) = 26,7; n = 12. (3)

4. СПК «Тамбовский» Романовского р-на; состав агрегата: К-744Р1 + ПК-9,7:

Ркр = 35,7 + 1,19Vp2; R = 0,92;

F(1,7) = 39,9; n = 9. (4)

5. ЗАО «Степная Нива» Родинского р-на; состав агрегата: К-744Р2 + ПК-12,2:

Ркр = 38,7 + 1,84Vp2; R = 0,85;

F(1,16) = 41,3; n = 19. (5)

Обобщенное уравнение регрессии для группы полей имеет вид:

Ркр = 6,16 + 1,39Vp2 + 2,74Вр + 0,034G6;

R = 0,89; F(3,60) = 79,9; n = 64, (6)

где Ркр — среднее значение нагрузки на крюке трактора, кН;

Vp — средняя рабочая скорость движения агрегата, м/с;

Вр — рабочая ширина захвата агрегата, м;

G6 — загрузка бункера семян и удобрений, %.

Обработка средних удельных тяговых сопротивлений агрегатов по реализованным вариантам опытов позволила получить следующее статистически значимое уравнение связи:

k = 3,24 + 0,14Vp2 + 0,007G6;

R = 0,67; F(2,60) = 25,5, (7)

где k — среднее значение удельного тягового сопротивления агрегатов, кН/м.

Интенсивность прироста удельного тягового сопротивления агрегата с увеличением рабочей скорости движения характеризуем коэффициентом пропорциональности а, зависящим от параметров рабочих органов машин и условий эксплуатации. Для возможности сравнения агрегатов по энергоемкости технологического процесса и его изменению, рассматриваем приведенные к эталонной скорости (Ув = 5 км/ч « 1,39 м/с) значения коэффициента пропорциональности ео и удельного тягового

сопротивления агрегата ko . Данные показатели для «группы полей» имели следующие значения: М(ёо) = 0,034

с2/м2 и М (ко) = 3,79 кН/ м. Стандартные отклонения для этих величин составили 0,009 с2/м2 и 0,25 кН/м, а коэффициенты вариации — 0,26 и 0,06 соответственно.

С целью выявления влияния веса бункера автономной высевающей системы на вероятностные характеристики тягового сопротивления комплекса в процессе проведения испытаний фиксировалась степень загрузки бункера технологическим материалом. Установлено, что увеличение загрузки бункера с 25 до 100% при работе на «группе полей» приводит к возрастанию удельного тягового сопротивления агрегата на 0,42 кН/м (с 3,69 до 4,21 кН/м). Величина коэффициента пропорциональности в0 при этом снижается с 0,038 до 0,033 с2/м2 (при V0 = 5 км/ч = 1,39 м/с) и с 0,036 до 0,031 с2/м2 (при V0 = 7 км/ч = 1,94 м/с) (табл. 2).

Таким образом, проведенные исследования позволили установить основные энергетические показатели работы посевных агрегатов и статистики их изменения с учетом влияния рабочей скорости движения и загрузки бункера семян и удобрений как на отдельных полях, так и на их совокупности различных хозяйств.

Полученные результаты будут использованы в качестве входной информации в разработанной математической модели комбинированного агрегата и позволят решать задачи по оптимизации параметров и режимов работы МТА.

Таблица 2

Значения к0 и е0 по «группе полей» в зависимости от степени загрузки бункера

и скорости приведения

х Степень загрузки бункера, % Ах (а = 0,95) М(х)

0 25 50 75 100 х - Ах х + Ах

V0 = 5 км/ч = 1,39 м/с

М(к0) 3,51 3,69 3,86 4,04 4,21 3,52 4,20 3,86

М(е0) 0,040 0,038 0,036 0,035 0,033 0,033 0,040 0,036

V0 = 7 км/ч = 1,94 м/с

М(ко) 3,77 3,94 4,12 4,29 4,47 3,77 4,46 4,12

М(Єо) 0,037 0,036 0,034 0,033 0,031 0,031 0,037 0,034

+ + +

УДК 631.3 В.С. Красовских,

Т.В. Добродомова

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПОСЕВНОГО КОМПЛЕКСА НА БАЗЕ МТ-5

В зональных технологиях осуществляется переход к биологизации земледелия, минимальной обработке почвы, энергоресурсосбережению.

Реализацией новых технологий служат комбинированные почвообрабатывающие посевные агрегаты типа почвообрабатывающего посевного комплекса (ЭППК) в составе трелевочной гусеничной машины МТ-5 ОАО «Алттрак» и почвообрабатывающего посевного комплекса ППК ОАО «Рубцовский машиностроительный завод».

Назначать параметры и режимы работы ЭППК необходимо с учетом условий функционирования агрегата, которые не остаются постоянными, а непрерывно изменяются вследствие изменчивости физико-механических свойств почвы, растительной массы, неровностей поверхности поля, по которому движется агрегат.

Результатом научных исследований было доказано, что основное влияние на энергетические и эксплуатационные по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

казатели МТА оказывает непостоянство тягового сопротивления агрегата, а его изменчивость оценивается колебанием низкочастотной составляющей [1, 2, 4 и др.]. На качество полевых работ, производительность и экономичность машинно-тракторных агрегатов влияют также масса агрегата, мощность двигателя, ширина захвата, скорость движения агрегата. Соотношения между этими параметрами МТА не остаются постоянными и изменяются в зависимости от специфики технологического процесса, конструктивных и эксплуатационных особенностей МТА, природно-климатических условий

Поэтому для определения выходных показателей ЭППК примем математическую модель «почва-почвообрабатываю-щий посевной комплекс-движитель-трансмиссия-двигатель» («П-ППК-Дж-Т-Дв»), позволяющую определять по математическому ожиданию тягового сопротивления агрегата М(Р) с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.