Научная статья на тему 'Результаты полевых испытаний тягово-приводного машинно-тракторного агрегата'

Результаты полевых испытаний тягово-приводного машинно-тракторного агрегата Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
128
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Добродомова Татьяна Владиславовна, Красовских Виталий Степанович, Синогейкин Денис Валерьевич

В условиях Сибири необходимо использовать новые энергоресурсосберегающие технологии. На посеве зерновых проведены испытания агрегата в составе энергетического шасси 521М1 с ППК-12,4. Определены коэффициент использования сменного времени и его составляющие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Добродомова Татьяна Владиславовна, Красовских Виталий Степанович, Синогейкин Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF FIELD TESTS OF A TRACTIVE-DRIVING MACHINERY-TRACTOR UNIT

In Siberian conditions it is necessary to use new energy and resources saving technologies. At grain crops planting operations there were tests of the unit consisting of the carrier 521M1 with PPK-12.4. Ratio of operating time use and its components were determined.

Текст научной работы на тему «Результаты полевых испытаний тягово-приводного машинно-тракторного агрегата»

(19)

Величина мощности на колесе равна:

=рь^- ' к2 (1-£)

Определим мощность на качение агрегата: Х/ ==^~ ; (20)

nf Пмп ^°Та = ~

Ne

(21)

Коэффициент использования номинального расхода топлива на холостом ходу трактора

ЛG тт определится аналогично формулам (16)-(20) без веса агрегатируемой с.-х. машины.

Наибольший интерес в качестве критерия оптимизации параметров и режимов работы тягово-приводного МТА представляет комплексный критерий, учитывающий производительность агрегата, погектарный расход и стоимость топлива, амортизационные отчисления на технику, стоимость техники, эффективность использования агрегата, заработную плату обслуживающего персонала. Таким критерием являются средние совокупные затраты средств, включающие в себя затраты на эксплуатацию агрегата и потери от уплотняющего воздействия движителей на почву.

С использованием данной матмодели были рассчитаны выходные показатели работы

ЭППК (энергетического почвообрабатывающего посевного комплекса): тягово-приводного агрегата на базе гусеничной машины МТ-5 и ППК, тягового агрегата на базе колесного трактора К-701 и ППК.

Проведенные экспериментальные исследования подтверждают достоверность вероятностной математической модели «почва-почвообрабатывающий посевной комплекс-движитель-трансмиссия-двигатель».

Библиографический список

1. Агеев Л.Е., Бахриев С.Х. Эксплуатация энергонасыщенных тракторов. М.: Агропром-издат, 1991. 271 с.

2. Анилович В.Я., Водолажченко Ю.Т. Конструирование и расчет сельскохозяйственных тракторов. М.: Машиностроение, 1976. 456 с.

3. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. М.: Наука, 1969. 576 с.

4. Красовских В.С. Повышение эффективности функционирования тяговых агрегатов за счет оптимизации параметров и эксплуатационных режимов работы в степных и лесостепных районах Западной Сибири: Автореф. дис. докт. техн. наук. Спб.; Пушкин, 1991. 37 с.

5. Чудаков Д.А. Основы теории и расчета трактора и автомобиля. М.: Колос, 1972. 384 с.

+ + +

УДК 631.3

B.C. Красовских, Т.В. Добродомова, Д.В. Синогейкин

РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВЫХ ИСПЫТАНИЙ ТЯГОВО-ПРИВОДНОГО МАШИННО-ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА

В условиях Сибири, где среднемноголетняя сумма осадков неравномерна и не больше 300350 мм, необходимо использовать влагосберегающие машинные технологии с ограничением числа проходов машин для уменьшения глубины уплотнения почвы, с совмещением технологических операций. Для этого следует применять комбинированные агрегаты, позволяющие проводить сразу несколько с.-х. операций, такие как почвообрабатывающий посевной комплекс (ППК) производства ОАО «Рубцовский машиностроительный завод».

ППК представляют собой сцеп, состоящий из культиватора (рама сварной конструкции из балок закрытого профиля) и прицепной тележки, на которой смонтированы: два бункера

(один для семян, другой для удобрений), двигатель привода вентилятора, вентиляторная установка, дозаторы подачи семян и удобрений из бункеров, загрузочно-разгрузочный шнек для загрузки (разгрузки) бункеров.

Достоинства почвообрабатывающего посевного комплекса:

- совмещение технологических операций (предпосевная культивация почвы, посев зерновых культур, внесение минеральных удобрений, послепосевное прикатывание, удаление сорняков);

- автономность зернотукового бункера;

- универсальность, которая заключается в возможности сменных рабочих органов и ис-

пользовании культиватора для сплошной обработки почвы без бункера;

- пневматическая доставка и распределение семян по сошникам;

- получение высокой производительности труда;

- емкость прицепного зернотукового бункера обеспечивает большую производительность работы комплекса без дозаправки;

- трехсекционная конструкция рамы культиватора с возможностью копирования секциями поверхности поля и «складывания» при переводе в транспортное положение;

- возможность агрегатирования с отечественными тракторами.

Недостатки ППК:

- высокая металлоемкость конструкции комплекса и большая масса технологического материала (семян и удобрений) приводит к значительным энергозатратам на его перемещение;

- перекатывание бункера с семенами и удобрениями по обработанной и засеянной поверхности поля приводит к уплотнению почвы и снижению урожайности (до 25%);

- наличие индивидуального двигателя пневмосистемы бункера;

- низкая маневренность из-за большой протяженности комплекса.

С целью устранения данных недостатков предлагается перенести бункеры на энергетическое шасси, культиватор установить сзади энергетического шасси.

Рис. Тягово-транспортно-приводная гусеничная машина 521М1 в агрегате с ППК-12,4

Полевые испытания в новом компоновочном решении агрегата в составе энергетического шасси 521М1 с ППК проводились на посеве зерновых в 2003 г. в учхозе АГАУ «Барнаульский», где было засеяно 359 га пшеницей. Испытания проводились с учетом характеристики условий работы: тип почвы - легкосуглинистая, агрофон поля - стерня колосовых, рельеф местности - холмистый, глубина обработки - 7

см, норма высева семян пшеницы - 200 кг/ч, температура окружающего воздуха - 17.. ,20°С.

Во время полевых испытаний комплекса фиксируются время ЕТО, рабочего и холостого ходов, поворотов, остановок, заправки бака топливом, загрузки бункера зерном, отдыха и приемов пищи. Вся информация группируется по шифрам простым суммированием. В результате обработки данных определяются энергетические показатели работы (производительность за 1 ч основного и сменного времени; рабочая скорость; расход топлива за 1 ч основного времени) и составляется баланс времени работы агрегата за нормативную продолжительность смены [1]: Тсм = То + Тпз + Тобс + Толн+ Тв, (1)

где Тсм - время смены;

То - чистое рабочее время;

Тпз - подготовительно-заключительная работа;

Т0бс - организационно-техническое обслуживание;

Толн - время на личные надобности и отдых;

Тв - время вспомогательной работы:

Т = Т + Т+ Т + Т (2)

А в А пов А хх А з А пер? \^/

где Тпов - время холостых и рабочих поворотов;

Тхх - время холостого хода;

Тз - время на загрузку семян и удобрений;

Тпер - время внутрисменного переезда с участка на участок.

С учетом затрат времени, включенных в формулу (2), время основной работы механизированного агрегата рассчитывается по формуле: т _ Т - Т - Т - 1-п (3)

Т = см _ пз _ обс _ лно изХ1з

1 + т + т + т

пов хх пер

где ^ - время, затраченное на загрузку бункера семенами и удобрениями;

пз - количество заправок бункера;

тпов - коэффициент, характеризующий отношение времени поворотов к основному времени работы;

тхх - коэффициент, характеризующий отношение времени холостых ходов к основному времени;

тпер - коэффициент, характеризующий отношение времени внутрисменных переездов к основному времени;

Время на подготовительно-заключительную работу, на организационно-техническое обслуживание и на личные надобности и отдых нормируемые (Тсм = 492 мин., Толн = 55 мин., Тпз = 22,45 мин., Тобс = 12,23 мин.).

В результате эксперимента получены данные для расчета переменной величины времени (2), затрачиваемого на вспомогательную работу: тпов - коэффициент, характеризующий отношение времени поворотов к основному времени работы; Ххх - коэффициент, характери-

зующий отношение времени холостых ходов к основному времени; тпер - коэффициент, характеризующий отношение времени внутрисмен-ных переездов к основному времени (тпов = тхх = = тпер = 0,2). Зафиксировано время на подготовку к загрузке семян и удобрений в бункер и на работу после загрузки (снятие-складывание шнека, подъезд-отъезд загрузчика и др.), оно равно 10,1 мин. Определены коэффициент использования рабочего времени смены тсм и его составляющие (табл.).

Таблица

Коэффициент использования тсм и его составляющие

Полученные экспериментальные данные могут быть использованы при учете в коэффициенте использования рабочего времени смены тсм его составляющих. Это вызвано тем, что принятое использование тсм как величины постоянной не дает представление о выходных показателях работы машинно-тракторного агрегата (МТА) при различных компоновках, различной протяженности агрегата, использовании разного объема бункеров с переменным весом технологического материала.

Библиографический список

Громов М.Н. Научная организация, нормирование и оплата труда на сельскохозяйственных предприятиях. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Агропромиздат, 1991. 383 с.

Дата наблюдения Т0, мин. Тв, мин. тсм

06.05.03 13,14 28,7 0,4

07.05.03 147,06 92,6 0,61

08.05.03 190,39 74,73 0,72

09.05.03 293,4 217,29 0,57

10.05.03 200,3 94,24 0,68

+ + +

УДК 631.3.004.67 В.Н. Чижов,

О.Г. Бельчикова, М.В. Селивёрстов

К РАСЧЁТУ ОБЪЁМА МЕТАЛЛА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДИСКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН

На сегодняшний день в сельскохозяйственном производстве наблюдается резкое старение машинно-тракторного парка, а соответственно, и рост потока отказов сельскохозяйственной техники. Поэтому в сельскохозяйственных предприятиях особенно остро встает вопрос о своевременном и качественном проведении ремонтных работ, которые в рыночных условиях должны быть наименее затратными и обеспечивать высокий послеремонтный ресурс машины.

Все сказанное в полной мере можно отнести и к рабочим органам дисковых посевных и почвообрабатывающих машин.

Проведенный нами анализ существующих способов восстановления режущей способности дисковых рабочих органов показал, что в большинстве способов восстановления наблюдается большая потеря металла режущей кромки (абразивное заострение и заточка резцом), применяются многооперационные технологии (постановка дополнительного элемента) [1], либо требуется дорогостоящее оборудование.

На кафедре «Технология конструкционных материалов и ремонт машин» Алтайского государственного аграрного университета разработан способ восстановления режущей кромки дисков, в основе которого лежит метод электромеханического деформирования металла (ЭМД) [2]. Сущность ЭМД заключается в том, что в процессе обработки через контакт инструмента и детали пропускают ток большой плотности и низкого напряжения, вследствие чего металл детали подвергается сильному нагреву, под действием инструмента деформируется при упрочнении и сглаживается, а при восстановлении металл сначала вспучивается высаживающим инструментом, увеличивая размер детали, а затем сглаживается одновременно закаливаясь и упрочняясь.

Данный способ можно с уверенностью назвать энергоресурсосберегающим, так как при восстановлении диска этим методом не происходит потери металла режущей кромки. Диск не теряет свою массу и не увеличивает ее за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.