ОЦЕНКА СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТАМИ УНИВЕРСИТЕТА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Хусяинов Тимур Маратович ННГУ им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, Россия
Ключевые слова: студенчество, здоровье, университет, оценка своего здоровья, социология здоровья, молодёжь.
Проблема здоровья студенческой молодёжи сегодня серьёзно волнует специалистов и исследователей, т.к. именно студенты - интеллектуальное будущее страны, те люди, которые могут оказать существенное влияние на экономическое, социальное, политическое и духовное развитие страны в дальнейшем, а обеспечение их здоровья - одна из важнейших социальных задач общества [1].
В ходе крупного социологического исследования, проведённого коллективом молодых ученых в стенах Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, были опрошены студенты 9 факультетов и институтов ННГУ, выборку составили 688 человек, обучающихся на первом и выпускных курсах (4 курс для бакалавров, 5 курс для специалистов), а также среди магистрантов. Данное исследование было реализовано при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), в рамках проекта "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)".
В рамках данного исследовательского проекта, на основании мнений самих студентов, изучалась об учебе и жизни в университете, образе факультета и университета в целом. Авторским коллективом была разработана подробная
анкета, включающая в себя несколько блоков: Мотивы и ожидания в отношении учебы в университете; требования к учебе, правила и нормы обучения; стратегии обучения студентов; контакты и коммуникация; студенческая жизнь; профиль студента [2].
В рамках данной работы будут рассмотрены ответы студентов на вопрос о состоянии их здоровья. В результате исследованиями нами было установлено, что в целом студенты отмечают высокий уровень здоровья (Табл. 1).
Так, ответ "Я полностью здоров" отмечает более половины всех опрошенных студентов (55,2%), при этом для мужчин этот вариант более распространён (61,1% от числа мужчин-респондентов), чем у женщин (53% от числа женщин-респондентов).
В связи с тем, что анкетирование проходило весной, когда ещё сохраняется сезонный подъём заболеваемости, ожидаем относительно высокий процент сезонных инфекционных заболеваний. По данным полученным в ходе исследования, 15,7% студентов на момент опроса болели сезонными заболеваниями, при этом среди мужчин это число болеющих составило 13,7%, а среди женщин 16,5%.
В ходе исследования, кроме сезонных инфекционных заболеваний, студенты могли отметить, наличие у них хронических заболеваний, что сделали почти треть опрошенных - 27,9%. Для девушек хронические заболевания распространены на 5,1% чаще, чем среди юношей (24,2%).
w
Таблица 1
Оценка своего здоровья студентами ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Мужчины, % Женщины, %
я полностью здоров 61,1 53
сейчас болею сезонной инфекцией 13,7 16,5
у меня есть хроническое заболевание 24,2 29,3
у меня есть инвалидность 1 1,2
Таким образом, в ходе исследования мы можем отметить гендерные различия в состоянии здоровья студентов. Мужчины более часто отмечают, что полностью здоровы, в отличие от женщин, среди которых более распространены сезонные инфекции и хронические заболевания. Вероятно, это связано, как с особенностями иммунной системы, так и с социально-психологическим отношением к болезням - мужчины в меньшей степени заботятся о своём здоровье и позднее признают факт заболевания, чем женщины. Также, особое влияние на распространённость сезонных заболеваний среди женщин могло оказать их стремление одевать более красивые, но менее соответствующие реальной погоде, вещи, в ущерб своему здоровью. Другая причина, которая могла повлиять на то, что мужчин с хроническими заболеваниями меньше, может быть связано с тем, что одна из мотивов поступления в ВУЗы среди юношей - отсрочка от армии, а наличие хронических заболеваний также может выступить таковой, отчего число поступающих снизилось.
Небольшое число людей с инвалидностью (1,1% от числа опрошенных) может быть связано с несколькими факторами - далеко не всегда они способны поступить и обучаться в ВУЗе, как в связи с проблемами со здоровьем, там и по
причине недостаточной оборудованности российских университетов для обучения студентов с особыми потребностями. Так, например, только 9 ВУЗов имеют программы по подготовке бакалавров, и только 3 - магистров, имеющих проблемы со слухом [3], при этом для каждой категории требуются свои особые условия для обеспечения доступности высшего образования.
В целом мы можем наблюдать достаточно высокий уровень самооценки своего здоровья студентами, который отчасти был снижен сезонными инфекционными заболеваниями.
Список литературы:
1. Круглякова И.П., Ваганова Л.И. Медико-социальная характеристика студентов подросткового возраста на современном этапе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. №3-1. С.176-177. URL: http://cyberlemnka.ru/artideM/mediko-sotsialnaya-harakteristika-studentov-podrostkovogo-vozrasta-na-sovremennom-etape
2. Кладова Н.В. Инновационный университет как основа развития научного потенциала студентов // Надежды: Сборник научных статей студентов. Вып. 9 / Научный редактор З.Х. Саралиева. Н.Новгород: Изд-во НИ-СОЦ 2015. C. 32-37.
3. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Доступность высшего образования для абитуриентов с инвалидностью по слуху // Актуальные проблемы современной психологии, науки и образования. Материалы всероссийской научно-практической конференции 30 марта 2015: сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. Махачкала: Изд-во «Радуга». 2015. С. 44-47. DOI: 10.13140/RG.2.1.3035.4408
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта № 14-33-01001 «Габитус фа-
культета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)».
w