Научная статья на тему 'Мотивы участия студентов в культурно-организаторской жизни университета как перспектива приобретения профессионально значимых навыков'

Мотивы участия студентов в культурно-организаторской жизни университета как перспектива приобретения профессионально значимых навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / СТУДЕНТЫ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ / МОТИВЫ СТУДЕНТОВ / ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА / STUDENTS / PROFESSIONAL SKILLS / EMPLOYMENT / STUDENT LIFE / STUDENT MOTIVATION / UNIVERSITY LIFE / STUDENT LIFE / МОТИВЫ СТУДЕНТОВ / ЖИЗНЬ УНИВЕРСИТЕТА / UNIVERSITY LIFE / STUDENT MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кладова Н. В.

В статье описывается студенческая жизнь и ее значимость в формировании профессиональных навыков у студентов. Жизнь университета условно можно разделить на несколько сфер, одной из которых является культурно-организаторская. Также в статье представлены результаты исследования, посвященные изучению жизни студентов и формированию у них мотивов, которые послужили причиной выбора ими той специальности, на которой они обучаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives for participation of students in cultural and organizational life of the university as the prospect of the acquisition of significant professional skills

The article describes the student's life. It is important for the formation of professional skills of students. University life can be divided into several areas, one of which is the cultural and organizational. The article also presents the results of studies of the life of students and the formation of their motives that caused the choice of the specialty in which they are trained.

Текст научной работы на тему «Мотивы участия студентов в культурно-организаторской жизни университета как перспектива приобретения профессионально значимых навыков»

УДК 316

МОТИВЫ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ В КУЛЬТУРНО-ОРГАНИЗАТОРСКОЙ ЖИЗНИ УНИВЕРСИТЕТА КАК ПЕРСПЕКТИВА ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ НАВЫКОВ1

Н.В. Кладова. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, e-mail: [email protected]

Резюме. В статье описывается студенческая жизнь и ее значимость в формировании профессиональных навыков у студентов. Жизнь университета условно можно разделить на несколько сфер, одной из которых является культурно-организаторская. Также в статье представлены результаты исследования, посвященные изучению жизни студентов и формированию у них мотивов, которые послужили причиной выбора ими той специальности, на которой они обучаются.

Ключевые слова, студенчество, профессиональные навыки, трудоустройство, студенты, студенческая жизнь, мотивы студентов, жизнь университета..

Период студенчества характеризуется в первую очередь формированием ключевых профессиональных навыков у индивидов. В широком смысле «студенчество» - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаевединственным занятием (А.В. Власенко) [1]. В более узком смысле можно выделить такую категорию, которая составляет большую часть студенчества, это «студенческая молодежь» -

1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)"

специфическая, социально-профессиональная группа молодых людей, объединенных задачей подготовки к высокопрофессиональной деятельности во имя перспектив общественного развития [4]. Данные определения объединяет мысль о том, что для студентов ключевой целью является получение тех навыков, которые в будущем позволят им занять ту ячейку в трудовом коллективе, благодаря которой они смогут удовлетворить различные потребности.

В студенческой жизни можно выделить несколько ключевых направлений:

1. Учебная деятельность (посещение лекций и семинаров, а также практические занятия в рамках учебного плана);

2. Участие в культурно-организаторской жизни университета (помощь в проведении культурно-развлекательных мероприятий и личное участие в них, разработка и реализация различных проектов, а также участие в составах различных творческих коллективов);

3. Научная деятельность (участие в конференциях, написание научных статей, проведение исследований, участие в научных коллективах и т.д.);

4. Спортивная жизнь (участие в спортивных мероприятиях в качестве участника соревнований).

Сосредоточим внимание на культурно-организаторской деятельности студентов. Данное направление характеризуется тем, что в нем заинтересована, как правило, активная творческая часть студенчества, готовая к командной работе, а также и к работе в качестве организатора-руководителя. Среди данной категории студентов можно выделить тех, кто в будущем составит резерв потенциально полезных участников и организаторов не только культурно-развлекательных мероприятий, но и научно-практических, например, таких как, «бизнес-саммиты», научные конференции.

Ключевыми мотивами участия студентов в творческой жизни университета и организации культурно-развлекательных мероприятиях ВУЗа можно определить следующие:

^ Желание развить индивидуальные способности, таланты и получить новые полезные навыки; ^ Стремление быть в центре внимания; ^ Увеличить количество своих социальных контактов; ^ Видение перспективы будущего трудоустройства; ^ Желание чем-либо занять свободное время;

^ Способ приобретения дополнительного дохода; ^ Получение свободного доступа на различные мероприятия (развлекательные, культурные, проведение мастер-классов и т.п.), а также возможность бесплатно съездить в другие города; ^ Стремление закрепиться в определенной сфере деятельности через участие в различных мероприятиях и проектах.

Ключевая цель студенчества - получить тот капитал, который позволит эффективно реализовать свой потенциал: профессиональный, личный, творческий. Каждый человек стремится занять ту позицию в обществе, которая позволит удовлетворить потребности, как материальные, так и духовные.

Что может дать участие в культурно-развлекательных мероприятиях ВУЗа студенту для его будущей профессиональной деятельности?

Во-первых, это социальные связи, полезные знакомства, развитие коммуникативных навыков, что в будущем не только поможет с трудоустройством, но и позволит расширить круг своих возможностей и тех сфер, где в будущем студент решит развиваться как профессионал.

Во-вторых, это навыки организаторской работы, как в качестве участника команды, так и руководителя рабочей группы. Это ценится в любой организации и на любом предприятии, поскольку функция менеджмента есть в любой сфере деятельности.

В-третьих, культурно-организаторская деятельность позволяет развить навыки работы над различными проектами, их созданием и реализацией, т.е. в ходе такой работы индивид знакомится со всеми стадиями реализации проекта, у него формируется осознание определенного алгоритма действий, которые позволяют проектам быть не просто реализованными, а успешно и эффективно действующими.

В-четвертых, это расширение в целом индивидуального кругозора и определение будущей сферы своих профессиональных интересов, той области, в которой индивид захочет стать профессионалом.

Весной 2015 студентами Факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (далее ННГУ им. Н.И. Лобачевского) было проведено исследование «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)», были опрошены студенты первого курса обучения и студенты-выпускники (в том числе магистранты), всего в опросе приняли участие девять факультетов и институтов.

Большинство студентов, как первого курса, так и выпускники, отметили, что очень важно после учебы найти интересную работу и обеспечить себя достойным доходом, при этом также больше половины студентов при выборе специальности, на которой они сейчас учатся, руководствовались, в первую очередь, своими способностями и талантами. Это говорит о том, что их выбор был осознанным и целенаправленным. Таким образом, в целом студенты имеют высокую мотивацию получить в ВУЗе качественное образование и приложить к этому свои усилия.

Еще одно интересное наблюдение состоит в том, что почти четверть опрошенных студентов уверены, что до обучения в ВУЗе им абсолютно необязательно иметь какой-либо практический опыт работы, т.к. все это можно получить либо в стенах высшего учебного заведения, либо уже окончив его. Однако при этом студенты хотят использовать все возможные варианты развития своих профессиональных навыков через участие в различных мероприятиях и творческих коллективах, в том числе и через активное участие в культурно-организаторской жизни факультета. Так считает каждый четвертый студент, причем, чем выше курс обучения, тем количество положительно относящихся к данной деятельности студентов становится больше.

Однако подавляющее большинство студентов считает очень важным получение практических навыков не только в стенах университета, но и за его пределами. Например, параллельно работая по специальности или нет, либо проходя практику от университета вне его территории. Это можно и подтвердить тем, что больше всего студенты тратят свое личное время на посещение лекций и семинаров, но и на трудовую деятельность. Не секрет, что именно в период студенчества, как правило, индивид получает и первый серьезный трудовой опыт, начинает «зарабатывать свой трудовой стаж».

Если говорить об интересе студентов к участию в различных культурно-организаторских мероприятиях ВУЗа, то можно составить небольшую таблицу (Таблица 1), где наглядно будет представлена заинтересованность студентов разных факультетов.

Таблица 1

Участие в Участие в Участие в

Факультет студенческих студенческих культурных

организациях, сообществах и и

движениях, % сетях, % спортивных мероприяти ях, %

Радиофизиче ский 44 38 40

факультет

Институт информацион

ных технологий, 20 27 31

математики и

механики

Институт биологии и 22 15 28

биомедицины

Химический 42 35 41

факультет

Факультет социальных 18 23 26

наук

Институт

экономики и предпринима 21 25 28

тельства

Юридический факультет 21 21 26

Институт

международн

ых отношений и 27 28 32

мировой

истории

Филологичес

кий 37 24 41

факультет

Наиболее заинтересованными, как ни странно, оказались студенты

Радиофизического факультета, несмотря на их учебную загруженность, каждый четвертый студент данного факультета считает важным участие в культурно-организаторской жизни факультета, похожую картину можно наблюдать на Химическом факультете. Наименее активными оказались студенты Юридического факультета и Факультета социальных наук. Если говорить в целом о ВУЗе, то в среднем пятая часть студентов ННГУ им. Н.И. Лобачевского уверены, что участие в студенческих организациях, сообществах, сетях, культурных и спортивных мероприятиях позволит им в будущем улучшить свои профессиональные навыки и занять наиболее выгодное положение в обществе по сравнению со студентами, не проявляющими активной позиции в период обучения в ВУЗе. Тем более, что подавляющее большинство студентов, что первого курса обучения, что выпускники, выразили пожелание увеличить количество практических занятий в ВУЗе, как в виде семинаров, так и в виде прохождения практики в организациях и предприятиях по тому направлению, на котором они учатся (наглядно по факультетам - Таблица 2). Недостаток практики отметил каждый седьмой из опрошенных студентов, причем, чем старше курс, тем выше потребность в получении практических навыков у будущих специалистов.

Таблица 2.

Факультет Практика должна составлять постоянную и значительную часть обучения студентов на каждом курсе, %

Радиофизический факультет 74

Институт информационных технологий, математики и механики 60

Институт биологии и биомедицины 74

Химический факультет 81

Факультет социальных наук 62

Институт экономики и предпринимательства 62

Юридический факультет 64

Институт международных отношений и мировой истории 69

Филологический факультет 67

Получение практических навыков в период обучения в ВУЗе - залог успешного трудоустройства выпускников университета. Очень важно в период обучения иметь возможность попробовать своим силы в разных сферах деятельности и побыть в роли, как исполнителя, участника команды, так и в роли руководителя, организатора, координатора. Культурно-организаторская жизнь университета предоставляет такую возможность. Студенты не только получают удовольствие, участвуя в различных мероприятиях, но и учатся работать в команде, зная, что лишь объединившись они смогут достигнуть поставленной цели, а параллельно они могут получить бесценный опыт и профессиональные навыки, которые дадут возможность в дальнейшем трудоустроиться и занять высокую позицию в обществе.

Литература

1. Баскакова Я.А. Студенчество как особая социальная группа // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2012. - Т. 4(12). -С. 364-365.

2. Белова О.Р., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Студенчество: динамика ценностных ориентаций // Академический вестник. - 2009. - № 3. - С. 19-36.

3. Водопьянова Е.В. Студенчество в ЕС и России // Современная Европа. - 2015. - № 2 (62). - С. 48-60.

4. Гришин Е.Е. Концепция понятия «студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2014. - № 4. - С. 112-116.

5. Карцева Л.В. Оценка студенчеством качества образовательного процесса в гуманитарном университете результаты социологического опроса // Вестник Казанского государственного университета культуры и

искусств. - 2014. - № 2. - С. 108-111.

6. Кладова Н.В. Инновационный университет как основа развития научного потенциала студентов // Надежды: Сборник научных статей студентов. Вып. 9 / Научный редактор З.Х. Саралиева. Н.Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2015. C. 32-37.

7. Кладова Н.В., Костригин А.А., Лакомова А.А., Хусяинов Т.М. Студенческое научное общество ФСН как элемент инновационного университета: направления деятельности и достижения // Бюллетень научных студенческих обществ Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2014. - № 4. - С. 7-12.

8. Кладова Н.В., Хусяинов Т.М. Влияние образовательной среды университета на развитие лидерских качеств студентов // Формирование солидарного общества в регионе: сборник научных трудов. - УлГТУ, Ульяновск, 2014. - С. 90 - 93.

9. Кузьмина М.А., Прудников М.Н. Самоуправление и саморазвитие современного студенчества // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики. Серия: Социально-экономические науки. - 2009. - № 16. - С. 73-75.

10. Модонова Т.Ч. Образ жизни и здоровье студенческой молодежи // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2012. - Т. 7. - № 1. - С. 135-136.

11. Мостовая Е.Б. Студенчество: проблемы определения социального статуса // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. - 2015. - Т. 13. - № 1. - С. 92-99.

12. Огородников А.М. Студенчество как сензитивный период поддержки и активизации волевого самопреодоления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 8. - С. 56-59.

13. Сапина Л.Г. Студенчество как особая социальная группа // Омские социально-гуманитарные чтения - 2010: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции. - Омск, 2010. - С. 82-85.

14. Стегний В.Н., Горбунова О.В. Студенчество как группа общественности // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 113120.

15. Федорова С.И. Современное студенчество: менталитет и гражданское становление // Перспективы науки. - 2013. - № 6 (45). - С. 2631.

— • —

Kladova N.V. Motivy uchastija studentov v kul'turno-organizatorskoj zhizni universiteta kak perspektiva priobretenija professional'no znachimyh navykov // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 2.

Abstract. The article describes the student's life. It is important for the formation of professional skills of students. University life can be divided into several areas, one of which is the cultural and organizational. The article also presents the results of studies of the life of students and the formation of their motives that caused the choice of the specialty in which they are trained.

Keywords: students, professional skills, employment, students, student life, student motivation, university life.

— • —

© Н.В. Кладова, 2015.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —

Подписано в печать 25.10.2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.