Научная статья на тему 'Траектории обучения студентов в классическом университете'

Траектории обучения студентов в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВУЗ / МИКРОКЛИМАТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / STUDENTS / UNIVERSITY / MICROCLIMATE / THE LEARNING PROCESS / SATISFACTION WITH THE LEARNING PROCESS / LEARNING PROCESS / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ / SATISFACTION WITH THE LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маштакова А. Ю.

В статье рассматриваются основные образовательные траектории студентов классического вуза. Исследуются оценка студентами базовых компонентов учебной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The trajectories of training students in the classical university

The paper discusses the main educational trajectories of students of classical university. The author examines the evaluation of students learning the basic components of life.

Текст научной работы на тему «Траектории обучения студентов в классическом университете»

УДК 316.014

ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ1

А.Ю. Маштакова. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород), Нижний Новгород, e-mail:

[email protected]

Резюме. В статье рассматриваются основные образовательные траектории студентов классического вуза. Исследуются оценка студентами базовых компонентов учебной жизни.

Ключевые слова. Студенты, вуз, микроклимат, учебный процесс, удовлетворенность.

Высшее образование всегда являлось желаемым конечным результатом для студентов. Изучение образования, накопления образовательных ресурсов и профессиональных карьер молодежи является актуальным продолжением социологических исследований социальных проблем выбора профессии молодежью, которые были начаты в 1960-е годы В.Н. Шубкиным и на протяжении 50 лет продолжались и развивались социологами его школы[10].

В настоящее время оно становится обязательным условием для трудоустройства. Однако мотивация студентов к его получению различна. Она меняется с течением времени. какие-то мотивы становятся более значимыми, часть из них исчезает. Следствием этого является снижение ценности высшего образования.

Студенты поступают в вузы ради получения диплома, при этом их совсем не волнует учебный процесс. Однако позиция молодого поколения по этому вопросу различна. Для его понимания следует изучить основные мотивы, выделяемые в настоящее время.

1 Данная работа подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта №14-33-01001 "Габитус факультета" и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского)"

Стратегии обучения студентов - это траектория жизни студентов в университете, то, как они относятся к учебе, степень их участия в различных сферах жизни института, оценка работы членов всех структур факультета.

Традиционная модель перехода «учеба-работа» все более уходит в прошлое. Она предполагала, по крайней мере, для большинства сверстников, дискретность процесса, последовательную смену учебной деятельности на трудовую, то есть такую ситуацию, когда индивид после получения общего или профессионального образования выходил на рынок труда «окончательно и бесповоротно», получал постоянную и полную занятость, а до этого момента не имел опыта трудовой и профессиональной деятельности[9].

Образование в такой модели должно было в первую очередь быть функциональным, то есть посредством его получения можно было трудоустроиться на работу. Оно задавало траекторию будущего развития индивида в карьерном плане.

За последние 15-20 лет сложилась новая модель образовательного поведения и трудовой занятости молодежи в период начала самостоятельной жизни. В современных условиях происходит расширение инвестиций в человеческий капитал и образование (большая доля сверстников стремится получить полное среднее и высшее профессиональное образование, а также вскоре обращается к дополнительному обучению)[9].

Исходя из вышесказанного студенческую группу можно разделить на несколько подгрупп.

В первую подгруппу входят студенты, считающие, что получение образования является способом саморазвития, получения дополнительной информации и знаний.

В соответствии с этим абитуриенты готовы принимать активное участие в учебной и научной жизни. Чаще всего, студенты, ориентированные на получение качественного образования, не ограничиваются получением только основной профессии, они оканчивают дополнительные курсы, а иногда получают второе высшее образование.

При этом можно указать на снижение значимости образования как такового. Молодое поколение практически не рассматривает данных факт как основную причину получения образования[2].

Вторую подгруппу мотивов составляют молодые люди, которые видят назначение образования в применении полученных знаний ради

получения высокого уровня дохода. В этом случае образование дает возможность для получения более высокооплачиваемой и высоко статусной работы. Основное отличие от первой группы лежит в принципе подбора будущей специальности. Выбираются лишь те профессии, которые являются престижными, высокооплачиваемыми на рынке труда, и получение таковых открывает возможности для карьерного роста. Однако вместе с тем, после осуществленного выбора, студент стремится освоить максимум информации и развить свои навыки в данной сфере.

Третья подгруппа базируется на идее получения высокого дохода в чистом виде. Они считают, что образование является лишь средством для достижения цели, при этом получаемая специальность и качество образования теряет всякий смысл. Эта ситуация оказывает негативное влияние на качество подготавливаемых специалистов, так как основополагающей становится такая формула «Будет диплом, значит будет хорошая высокооплачиваемая работа».

Такая позиция схожа с последней группой мотивов, когда студенты используют поступление в вузы, как способ избавиться от проблем. Например, «откосить» от армии, отодвинуть момент принятия важных решений и трудоустройства^].

Две последних группы создают кризисную ситуацию на рынке труда. Увеличение числа студентов, имеющих такую мотивацию, ведет к девальвации дипломов о высшем образовании. При этом, эта проблема не конкретного региона - она носит всероссийский характер.

И, наконец, оценка образования как одного из компонентов престижного образа. В этом случае оно выступает как продукт моды, того без чего не мыслим человек.

Таким образом, образование перестает быть значимым как таковым. Оно становится лишь инструментом для достижения других целей. Кризисной эта ситуация становится в тот момент, когда теряется связь между будущей работой и получаемыми знаниями. В наше время студенты считают, что все необходимые навыки и знания для работы они получат на месте и это их глубочайшее заблуждение. Требования к современному сотруднику, занимающему даже невысокую должность, высоки. Он должен знать все необходимое и быть подкованным в сфере своей деятельности, а, следовательно, быть образованным.

Переходя от теории к практике следует отметить, что на формирование конкретной стратегии обучения у студентов вуза во многом влияет организация учебного процесса. Благодаря этому фактору

складывается отношение к системе обучения в целом. Рассмотрим насколько сами студенты соблюдают требования, предъявляемые университетом в рамках учебного процесса. Во-первых, это нормативные количество пар. Общая нагрузка студентов оставляет в среднем от 12 до 14 пар в неделю (табл.1).

Таблица 1

Количество пар по расписанию за неделю в зависимости от факультета,%П

Количество пар Биологический П = 150 Юридический П = 150 ИЭП П = 150 ФСН п = 150

до 11 пар в неделю 15 17 22 11

от 12 до 14 пар в неделю 71 79 68 36

от 15 до 17 пар в неделю 10 2 5 37

Свыше 18 пар в неделю 4 2 5 15

При этом на ФСН это количество колеблется от 12 (36%) до 17 (37%) пар в неделю. Это связано с различиями в нагрузке между студентами первого и четвертого курсов. Отметим, что у студентов ФСН количество пар чаще, чем у других факультетов превышает 18 пар (15%). В принципе для высшего учебного заведения это не так и много (по 3 пары в день/6 дней в неделю). По факту нагрузка на первом курсе чуть больше, так как объемы дисциплин тоже большие. Далее с каждым годом число пар сокращается. Такая система устраивает студентов, поскольку к концу обучения многие устраиваются на работу. Однако это лишь норматив по расписанию.

По факту студенты все же посещают немного меньше пар, чем заложено - 42% (табл.2). Около половины студентов посещают все пары, стоящие по расписанию. Процент тех, кто посещает гораздо меньше пар, сравнительно низок (от 4% до 8%). Наименьшее значение достигается у студентов ФСН (4%). Как упоминалось в первом параграфе, они отмечают

интерес к выбранной профессии, с этим отчасти связаны полученные результаты. Также в силу специфики обучения пропуск 2-3 пар по одному предмету совершенно дезориентирует в изучаемом материале.

Таблица 2

Количество реально посещенных за неделю занятийв зависимости от факультета,%

Вся выборка N = 600 Биологический П = 150 Юридический П = 150 ИЭП П = 150 ФСН п = 150

Столько же,

сколько стояло в 52 49 51 54 53

расписании

Немного

меньше, чем по 42 43 42 39 43

расписанию

Намного

меньше, чем было в 6 8 7 7 4

расписании

Отметим, что все пропуски связаны с собственным желанием или невозможностью студентов посещать занятия. Однако существует феномен потери времени по вине университета. Это ситуации переноса или отмены пар (рис.1).

Итак, 81% молодых людей отмечают, что теряли время из-за нарушения учебного процесса. В основном эти потери были незначительными (53%). Под влиянием фактора факультета обучения наибольшее число отмены занятий было на ФСН - 35% и ИЭП - 32%, наименьшее - биологический- 25% и юридический - 23% факультеты. Потери времени происходят из-за ошибок в расписании, некорректной работы старост и деканата по поводу оповещения студентов и собственных ошибок преподавателей. Потерянное время очень остро

воспринимается молодыми людьми, поскольку многие из них имеют семью и/или работают.

■ Нет. не терял

■ Да, но незначительно

Да относительно много

■ Да очень много

Рис. 1.Потери времени из-за переноса занятий под влиянием факультета,

%

В зависимости от курса обучения потери времени увеличиваются (рис. 2). Доминирующее большинство по-прежнему теряет незначительное количество времени, однако число тех, кто вообще не терял времени из-за отмены занятий, сокращается.

первып курс

четвертый курс

'Нет: не терял

■ Да, но незначительно

Да относительно много

Рис. 2.Потери времени из-за переноса занятий под влиянием курса

обучения, %

Изучая планы студенческой молодежи, наблюдается стремление к получению дополнительного образования (рис. 3).

Так 64 % студентов планируют получить второе высшее образование, 58% - обучаться на курсах иностранного языка, при том, что 23% уже сделали или делают последнее. Такое желание обусловлено увеличивающимися требованиями работодателей к сотрудникам. Особенно востребованным является изучение иностранных языков и повышение уровня компьютерной грамотности.

Второе высшее образ.

Курсы иност. Участие в

Курсы коып. грамотности

■ Не делам и делать не буду И Планирую сделать Делаю сейчас

1Уже сделал

Рис. З.Дальнейшие планы на будущее в зависимости от курса обучения,%

Говоря об участии в различного рода конференциях и публикации в научных журналах, позиция резко меняется в зависимости от курса. Как говорилось ранее, студенты-первокурсники более ориентированы на научную деятельность. Выпускники же наоборот мотивированы на трудовую деятельность. Отсутствие желания заниматься наукой также может являться следствием недостаточной информированности и материального обеспечения.

Учеба в университете вызывает различный спектр эмоций у студентов: кому-то «пофигу» на нее, кто-то старается внимательно относиться к обучению, но при этом не расстраивается и не переживает, но существует и третья группа - это те люди, которые боятся сдавать экзамены, очень переживают из-за низких оценок (табл. 3).

Таблица 3

Оценка внутреннего самочувствия касательно обучения в университете, % ^ = 600)

Характеристика В целом не Затрудняюсь ответить В целом подходит

подходит

Я могу сконцентрироваться и

довести необходимую работу 8 19 73

до конца

Для меня очень важно хорошо 9 20 71

сдать экзамен

Во время экзамена я очень

боюсь, что могу забыть 20 19 62

материал, который знаю

Ситуация экзамена вызывает у 25 20 54

меня страх

Мне легко учиться по моей 18 32 51

специальности

Я уверен,что в университете

мне всегда помогут справиться 32 32 37

с возникающими проблемами

Характеристика В целом не подходит Затрудняюсь ответить В целом подходит

Если я не появляюсь в

университете, обо мне там 55 26 19

никто не вспоминает

Я боюсь, что не смогу успешно 71 15 14

окончить учебу и буду отчислен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно результатам опроса лишь 14% боятся, что не смогут окончить учебу во время. Эту группу составляют лица, обеспокоенные своим обучением. Они сдают экзамены на тройки, но при этом очень стараются заниматься. Иногда случается так, что им ставят двойку,

именно такие моменты вызывают панику и разочарование в себе. Можно отметить, что в целом молодежь внимательно относится к учебе. При этом лишь половине студентов легко учиться по специальности (51%). Это связано с наличием предрасположенностей к изучению тех или иных предметов.

Что касается экзаменов, то здесь больше половины студентов боятся сдавать экзамен как сам факт, при этом 66% боятся что-то забыть во время экзамена. Для людей, внимательно относящихся к учебе, очень важно сдать экзамен на хорошую оценку. Несмотря на то, что сейчас среди студентов ходит мнение, что оценки в дипломе не важны, мало кто соглашается учиться на одни тройки. Тем более в университете есть система стипендий, которые выдаются не только за хорошую и отличную успеваемость, но и различные виды дополнительных премий за активное участие в научной и учебной жизни факультета.

С каждым годом обучения студенты становятся все спокойнее, они начинают чувствовать уверенность и привыкают к учебе. Также отметим, что степень волнения за процесс обучения зависит от сложностей специальности.

Как же выглядит современный студент в университете? (табл. 4).

Таблица 4

Поведение студента во время учебного процесса, % ^ = 600)

Характеристика

Внимательно слушаю преподавателя

Посещаю все занятия

Активно участвую в групповой работе с другими студентами

Я очень интенсивно и много учусь

Участвую в дискуссиях во время занятий

В целом не подходит

5

11

19 22

22

Затрудняюсь ответить

26

20

35 34

32

В целом подходит

69

69

46 45

45

Использую

всевозможные вспомогательные 28 32 40

учебные материалы

Характеристика В целом не подходит Затрудняюсь ответить В целом подходит

Занимаюсь

самостоятельно 27 36 37

изучением предмета

Не выполняю данные

преподавателем 75 16 10

задания

Прогуливаю занятия 77 15 9

Посещаю занятия 77 17 7

только «для галочки»

Дополнительно

занимаюсь с 89 5 5

репетитором

Нарушаю дисциплину 88 8 4

Исходя из данных таблицы 2.3.4, современный студент внимательно слушает преподавателя (в большинстве случаев вся необходимая на экзамене информация излагается самим преподавателем), старается посещать практически все занятия, активно участвует в дискуссиях и групповой работе с другими студентами, выполняет все домашние задания и не нарушает дисциплину. Лишь третья часть студентов занимается самостоятельным изучением дисциплины, используя при этом всевозможные учебные материалы.

Помимо трудностей, связанных с экзаменом, у студенчества есть и другие проблемы в течение учебы (табл. 5).

Таблица 5

Проблемы студентов, связанные с учебой,% ^ = 600)

Трудности Никогда Редко Перио дичес ки Часто Очень часто

Теряю или не возвращаю

в библиотеку книги, 82 10 4 4 1

учебники

Не посещаю 65 19 12 4 1

консультации

Сложно сосредоточиться 24 32 25 18 6

на занятиях

Мне не хватает рабочего 51 27 13 9 4

места

Мне трудно найти «общий

язык» с 58 21 12 9 3

однокурсниками/другими

студентами

Мне трудно

конкурировать с другими 43 29 18 7 3

студентами в

результатах обучения

Мне трудно усваивать 40 35 16 7 3

учебную программу

Я не могу подготовиться к 32 32 22 10 4

экзамену

Мне сложно выполнять 41 28 18 8 4

письменные работы

Мне сложно принять

участие в дискуссиях на 38 24 22 10 6

занятиях

Трудности Никогда Редко Перио дичес ки Часто Очень часто

Теряю или не возвращаю в библиотеку книги, учебники 82 10 4 4 1

Не посещаю консультации 65 19 12 4 1

Сложно сосредоточиться на занятиях 24 32 25 18 6

Мне не хватает рабочего места 51 27 13 9 4

Мне трудно найти «общий язык» с однокурсниками/другими студентами 58 21 12 9 3

Мне трудно конкурировать с другими студентами в результатах обучения 43 29 18 7 3

Мне трудно усваивать учебную программу 40 35 16 7 3

Я не могу подготовиться к экзамену 32 32 22 10 4

Мне сложно выполнять 41 28 18 8 4

письменные работы

Мне сложно принять участие в дискуссиях на занятиях 38 24 22 10 6

Я запутался в содержании многочисленных 44 30 15 8 4

предметов

Среди наиболее значимых выделяются:

• трудности, связанные с концентрацией внимания, из-за внешних раздражителей (чаще всего появляются во время весенне-летнего периода или перед крупными праздниками, поскольку репетиции часто проводятся в учебное время в холлах корпусов);

• трудности, связанные с подготовкой к экзамену (чаще всего студенты не все запоминают с лекций, и ситуация экзамена действительно становится испытанием для них, при этом большая часть начинает готовиться «в последнюю ночь»);

• проблемы, связанные с участием в дискуссиях (далеко не все студенты, имеющие позицию по вопросу, высказывают ее, иногда это связано с нежеланием, а иногда и с неумением донести собственную мысль. Наибольшей проблемой является комплекс «вдруг неправильно», когда студент боится, что скажет глупую вещь или ошибется. Это наибольшая проблема для преподавателей, несмотря на все их старания ситуация не сильно меняется);

• проблема конкурирования с другими студентами (вытекает из третьей проблемы, неуверенные в себе люди чаще всего склонны так думать).

При этом лишь немногих беспокоят такие проблемы как потеря книг из библиотеки, непосещение нужных консультаций с преподавателем и полная дезориентация в учебной программе.

Поступая в университет, школьники становятся взрослыми. Больше никто не несет ответственности за сделанные ими ошибки как в школе, они сами выбирают свою судьбу и дорогу. Определение стратегии обучения влияет на всю их жизнь. Итак, существует три типа поведения: «неориентированный на учебу» - когда студенту все равно на обучение, он думает о других вещах, его не заботят экзамены, он старается как можно меньше участвовать в жизни университета. Следующий тип «серьезно настроенный на учебу» - характеризуется серьезной подготовкой ко всем занятиям, очень переживает из-за учебы. И, последний тип, «адекватно настроенный на учебы» - индивид адекватно оценивает свои возможности, он также старательно учится, но не переживает из-за неудач, чаще всего такие индивиды представляют группу «середнячков».

Литература

1. Виштак О. В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов // СОЦИС. - 2003. - №2. - [Электронный ресурс]. Доступ через: http://www.isras.ru/files/File/Socis/2003-02/Vishtak.pdf

2. Кладова Н.В., Маштакова А.Ю.Образовательные стратегии современного студента // Многообразие культур: практики, идентичности, дискурсы. - Казань: 2014. - С.133 - 141.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мкртчян Г. М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления // СОЦИС. - 2005. - №2. - . [Электронный ресурс]. Доступ через: <http://www.isras.ru/files/Fi le/Socis/2005-2/mk rtcan. pdf>.

4. Омельченко Е.Л. Молодежь России: из XX в XXI век // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского: Серия Социальные науки. Выпуск 3 (8). Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2007. - С.82-88.

5. Омельченко Е.Л., Лукьянова Е.Л. Образовательные сети нижегородских вызов в фокусе доступности высшего образования // Доступность высшего образования в России / Отв. ред. С.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. - М., 2004. - С.72-104. -ISBN 5-86208-156-9.

6. Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // СОЦИС. - 2007. - № 4. [Электронный ресурс]. Доступ через: http://2008.isras.ru/files/File/Socis/2007-04/SemenovVE. pdf.

7. Семенова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. - 271 с.

8. Сергеев Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект социологического анализа [Электронный ресурс].Доступ через: <http://vestnik.adygnet.rU/files/2010.2/948/sergeev2010_2.pdf>

9. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [Электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012.- 332 стр., 1CD ROM ISBN 978-5-89697-217-4. Доступ через: http://www.isras.ru/files/File/publ/Cherednichenko_Obrazovat_traektorii.pdf.

10. Шубкин В.Н. Выбор профессии в условиях строительства

коммунизма. // Вопросы философии, 1964. - № 8.

— • —

Mashtakova A.Ju. Traektorii obuchenija studentov v

klassicheskom universitete // PEM: Psychology. Educology. Medicine. - 2015. - № 2.

Abstract. The paper discusses the main educational trajectories of students of classical university. The author examines the evaluation of students learning the basic components of life.

Keywords: Students, university, microclimate, the learning process,

satisfaction with the learning process.

— • —

© А.Ю. Маштакова, 2015.

© «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. — • —

Подписано в печать 25.10.2015. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2015. Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.