www.volsu.ru
УДК 316.74 ББК 60.5
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА1
Алена Васильевна Ермилова
Аспирант социологического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет [email protected]
пл. Растрелли, 1, 191124 г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Анна Юрьевна Маштакова
Магистрант экономического факультета, Высшая школа экономики [email protected]
ул. Большая Печерская, 25, 603155 г. Нижний Новгород, Российская Федерация
Аннотация. Цель статьи заключается в выявлении особенностей современной академической культуры российского университета. Для анализа академической культуры используются данные исследования «Учеба и жизнь студентов в университете», которое было проведено в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2015 году. Исследование проходило в формате массового опроса студентов разных направлений подготовки, первого и выпускных курсов. Авторами была предпринята попытка обобщения интерпретаций понятия «академическая культура», описаны ее структура, трансформации и современное состояние.
Ключевые слова: университет, студенты, академическая культура, академические ценности, учебный процесс, корпоративная культура университета, академический капитализм.
В ходе образовательного процесса у студентов формируются не только необходи-ю мые профессиональные навыки и умения, но о и особые личностные качества, индивидуаль-" ный стиль работы, система ценностных ори* ентаций и отношений к объектам познания и его результатам. Если перечисленные инди-В видуальные параметры применить к учебно-^ познавательной деятельности в средней школе, то используют понятие «культура учеб-р^ ного труда», а по отношению к высшей шко-•< ле - «академическая культура». Такая целе-§ сообразность мотивирована особенностями | образовательной деятельности в вузе, кото-^ рая включает профессиональную ориентиро-© ванность, наличие не только учебно-позна-
вательного, но и научно-исследовательского элемента, специфику организации и управления учебным процессом, а также личностные особенности студентов как субъектов учебной деятельности.
Университет в его современном виде был создан В. Гумбольдтом в XIX веке. Его концепция получила название «классической идеи университета», которая отражала потребности индустриального общества в прикладных знаниях. В основе этой «идеи» заложены принципы уникальности университета как социокультурного феномена, отражающего специфику и уровень национального развития, единства преподавания и исследований, академической свободы [6, с. 139].
Процесс получения образования и занятия научной деятельностью в университете организуются в специфической среде, которая базируется на определенных ценностях академической культуры. Понятие «академическая культура» можно сузить до отличительной черты того или иного образовательного учреждения, как это делают, например, в Финляндии и Британии, предполагая наличие множества академических культур, или наоборот, расширить до этоса науки или профессиональной деятельности [1]. В ситуации исследовательского обучения академическую культуру понимают как «систему ценностей, норм, правил, образцов поведения, способов деятельности, принципов общения, основанную на педагогически адаптированном опыте научной познавательной деятельности» [4, с. 65].
Академическая культура в той или иной степени присуща любому университету. В качестве первого индикатора можно выделить успешность обучения в вузе, однако сегодня предъявляются все новые требования к оценке качества образования. Хорошая успеваемость не всегда гарантирует практическую и профессиональную успешность. Практическое мышление отличается способностью быстро схватывать ситуацию, выделять в ней задачи и факторы, определяющие и воздействующие на ситуацию, находить решения. Практическое мышление по своей социальной значимости не уступает теоретическому. Сейчас возникла потребность строить образовательный процесс не только в контексте академического образования (то есть теоретического), но и ориентироваться на практическое решение реальных задач [3]. Такой взгляд на проблему обусловил появление компетентностного подхода к учебно-образовательному процессу. Под профессиональной компетентностью понимается интегральная характеристика, определяющая способность решать реальные задачи, возникающие в процессе профессиональной деятельности, основываясь на знаниях, ценностях и опыте [3]. Уметь учиться в контексте компетентностного подхода означает умение переводить информацию в знания, то есть практическое применение информации в процессе организации и результатах деятельности.
Отличительная особенность компетент-ностно-ориентированного профессионального образования заключается в ориентации процесса профессиональной подготовки на получение конкретных результатов решения задач. Таким образом, под академической культурой можно понимать высокий уровень овладения технологиями поиска информации и ее последующего превращение в знание. В ином случае процесс обучения сводится к накоплению информации, которую невозможно применять при решении практических задач. Введение понятия «компетентность» и «компетентности» позволяет представить модель академической культуры как комплекс образовательных компетентностей.
Академическая культура представляет собой сложное образование. К сферам академической среды относят учебную и научную деятельность, академические институты, академическую информатику, академическое письмо и коммуникации, академическую мобильность, академический менеджмент, повышение квалификации и академического статуса [1, с. 35]. На наш взгляд, данный список необходимо дополнить сферой студенческого самоуправления: волонтерская деятельность; кураторство; проведение культурно-развлекательных, спортивных и научных мероприятий; студенческие объединения и отряды и т. п. Высшая школа поощряет и стимулирует у студентов желание принимать участие в общественной жизни университета, факультета, поскольку это служит формой учебно-воспитательной работы со студентами, развивает у студентов необходимые компетенции.
Рассматривая академические коммуникации, акцентируем внимание на иноязычной составляющей. Развитие международного сотрудничества между университетами, международная конференционная деятельность, публикации в зарубежных журналах и академическая мобильность вызывают необходимость владения иностранным языком. Таким образом, повышение уровня иноязычной компетентности студентов и профессорско-преподавательского состава является важным критерием, определяющим уровень академической культуры.
Глобализационные и информационные процессы современного общества оказывают
влияние на взаимодействие между различными структурами и институтами, а именно происходят изменения в диаде бизнес/производство - высшая школа. Ряд авторов разделяют точку зрения, согласно которой университет, наряду с образовательной и научной деятельностью, начинает активно заниматься предпринимательской, что формирует новый тип университета «предпринимательского типа» [8, с. 180]. По этой причине академическую культуру университета правильно рассматривать внутри корпоративной культуры, как часть или основу последней [5; 6].
В современных условиях университет столкнулся с необходимостью конкурировать за привлечение финансовых ресурсов различных организаций, фондов, а также государства, чем напоминает поведение коммерческой структуры. Университет как предприятие начинает вести рыночную деятельность с целью извлечения прибыли за производство знаний. Знание как товар отличается прикладным характером и существует в виде разработки, решения или результата, которые применяются в различных сферах: производство, социальная сфера, управленческое решение и т. п. Как верно отмечает М.Р. Шиверских в статье «Взаимодействие предпринимательской и академической культуры в экономике знаний», «в новой экономике результаты интеллектуальной деятельности используются в качестве основного ресурса», то есть новое знание должно обязательно где-то применяться, формируя свою экономическую ценность [9, с. 74]. В данном взаимодействии бизнес выступает заказчиком, а университет - исполнителем, принося в академическую культуру черты предпринимательской деятельности.
Рост подобных партнерских отношений между бизнес-сообществом и университетом привели к распространению академического капитализма, под которым имеется в виду коммерциализация продуктов исследований. Академический капитализм отражает вклад высшей школы в экономический рост, формирует общество знаний, осуществляет проведение актуальных с коммерческой точки зрения научных исследований и т. д. [10]. П. Мен-доса рассматривает академический капитализм как элемент академической культуры [11]. По его мнению, академическая культу-
ра представляет собой структуру институционального, социального и производственного элементов. Под институциональным элементом подразумеваются практики и символические конструкты. Социальный элемент академической культуры университета базируется на социальных ожиданиях, таких как массовое образование, гражданство, сохранение знаний. Производственный элемент представлен академическим капитализмом. С одной стороны, академический капитализм рассматривается как положительное явление для высшей школы: студенты получают доступ к участию в исследовательских проектах, развивая профессиональные компетенции, а преподаватели отмечают, что участие в исследовательских проектах, поддержанных грантами, предоставляет им возможность генерировать идеи стратегических исследований, улучшая фундаментальную и прикладную базу, что позволяет правильно обучать студентов [11, р. 19]. С другой стороны, академический капитализм, наряду с иными трансформационными процессами высшего образования, ставит под угрозу исчезновения традиционных академических ценностей [5, с. 180]. Смена ориентаций профессорско-преподавательского состава с преподавательской деятельности и исследований, подкрепленных традиционными педагогическими ценностями (такими как альтруизм, служение обществу и единство преподавания и исследований), на материальное подкрепление и ценности предпринимательской культуры может оцениваться негативно. Существует иное мнение, согласно которому интеграция традиционных и новых академических ценностей возможна благодаря глобализационным процессам и интернационализации в высшей школе [7].
Рассуждая об академических ценностях, обратимся к Бухарестской декларации этических ценностей и принципов высшего образования в Европе, которая с небольшими дополнениями соответствует и российской действительности. Согласно данному документу современные академические ценности представлены интеллектуальной свободой, самоценностью исследования, социальной и моральной ответственностью за процесс исследования на всех этапах проведения. Ученый вправе выражать свое мнение по поводу этических и
научных аспектов исследования и его результатов, отказаться от участия в проекте, который противоречит моральным убеждениям. Российские ученые дополняют данный перечень ценностью доверия между членами академического сообщества, способствующего генерации и обмену идеями, творческому и личному развитию [9, с. 72]. На наш взгляд, перечисленные ценности не противоречат традиционным академическим ценностям высшей школы, скорее дополняя их, а проникновение ценностей предпринимательской культуры (например, увеличение прибыли, формирование университетского бренда, рост узнаваемости бренда, повышение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг и т. п.) в современную академическую среду является закономерным процессом. Наиболее уязвимой является ценность неприкладной науки, поскольку предпринимательская культура ориентируется на прикладное качество результатов исследовательской работы ученого. Однако эмпирический уровень работы находится в тесной взаимосвязи с теоретическим, пренебрежение которым может привести к неудачным результатам.
Исследовательская база влияния академического капитализма на академическую культуру весьма ограничена, однако исследование П. Мендосы и Дж. Бергера показало, что коммерциализация научных исследований является эффективным средством повышения качества обучения студентов, при этом существовавшая академическая культура остается неизменной.
Сейчас университет может «продавать» учебную (предоставление платных курсов, повышение квалификаций и т. п.) и научную (заказное исследование или исследование, финансируемое фондом) деятельность, образуя полноценную рыночную единицу, которой необходимо управлять. Корпоративная культура стала одной из областей исследования как инструмент повешения эффективности работы организации. Возник вопрос о соотношении корпоративной и академической культур в вузах. Мы разделяем мнения авторов о том, что сейчас академическая культура является частью корпоративной. Академическая культура не растворяется в корпоративной, а служит ядром для последней. Показа-
тельно суждение А. Беляева: «Без традиционной академической культуры не может быть конкурентоспособного образовательного учреждения» [2, с. 62]. Корпоративная культура университета сейчас имеет двойственную природу - это традиционная академическая культура и культура конкурентной борьбы.
Метод. В 2014-2015 гг. было проведено социологическое исследование «Учеба и жизнь студентов в университете», в ходе которого были опрошены студенты ННГУ им. Н.И. Лобачевского от 17 до 24 лет. В качестве метода исследования был выбран анкетный опрос как наиболее быстрый способ сбора большого количества информации. В выборку вошли представители каждого из факультетов и институтов ННГУ им. Н.И. Лобачевского, при этом весь массив студентов также был разделен на студентов первого и выпускных курсов. Таким образом, выборка явилась квотной, по параметрам факультет и курс обучения. Всего было опрошено 688 студентов. Ошибка выборки составила 3,7 %. Обработка полученных данных производилась посредством программы IBM SPSS Statistics.
Результаты опроса. Среди факторов демонстрации норм и ценностей академической культуры выделяют формат организации образовательного процесса, преподавательскую деятельность и компетенции, полученные в ходе образовательного процесса. Данные опроса показывают, что студенты в целом удовлетворены организацией процесса обучения в университете (см. табл. 1). В процессе обучения между студентами и преподавателями складываются дружелюбные отношения, преподаватели ясно доносят до студентов требования, предъявляемые к экзаменам и зачетам. Исследовательская часть в преподавании предметов присутствует, однако времени на практическую работу уделяется меньше. Также менее распространены практики использования интерактивных средств обучения преподавателями. Конкуренция между студентами на занятиях преподавателями не приветствуется, а дискриминация студентов со стороны преподавателей находится на относительно невысоком уровне (13 %).
Сравнение оценок студентов разных курсов показало, что к выпускному курсу студенты менее позитивно оценивают учебный про-
Таблица 1
Сравнение средних значений студентов об организации учебного процесса по курсам
Первый курс Выпускной курс Всего
Хорошие отношения между студентами и преподавателями 4,0 3,8 3,9
Ясные требования при сдаче зачетов, экзаменов 3,6 3,5 3,9
Существует исследовательская часть в преподавании 3,5 3,5 3,5
Хорошо организованный учебный процесс 3,5 3,2 3,4
Достаточная часть времени отведена для практики 3,3 3,0 3,2
Используются интерактивные средства обучения 3,2 3,0 3,1
В учебе приветствуется конкуренция между студентами 3,0 2,6 2,8
Слишком много задают и требуют во время учебы 2,8 2,4 2,6
Существует дискриминация студентов в процессе учебы 2,1 2,1 2,1
Примечание. 1 - не соответствует; 5 - полностью соответствует.
цесс - дельта между первокурсниками и выпускниками составляет 13 %. Также 40 % выпускников отмечают недостаточное количество практических занятий. На первом курсе таких студентов в два раза меньше. Обнаружено различие в оценках частоты использования преподавателями интерактивных средств обучения - с первокурсниками преподаватели чаще применяют интерактивные средства обучения. Половина выпускников специалитета и магистратуры отметили, что преподаватели не используют на лекциях и семинарах интерактивные средства обучения.
Рассматривая данный вопрос в разрезе по факультетам, студенты радиофизического, химического и филологического факультетов наиболее довольны процессом обучения. Менее положительно организацию процесса обучения оценивают обучающиеся института международных отношений и мировой истории. Для удобства описания результатов средние значения будут приводиться по пятибалльной шкале, где оценка 1 обозначает несогласие с высказыванием, а оценка 5 - согласие. Факультеты гуманитарного профиля отмечают бульшую ясность в изложении требований к зачетам и экзаменам (3,8), нежели студенты естественно-научного профиля (3,3). Также студентам естественнонаучного профиля, за исключением студентов-химиков, не хватает времени на практическую часть во время занятий (3,0). Подавляющее большинство студентов химического и юридического факультетов согласны, что в преподавании предметов присутствует исследовательская часть (4,2). Менее всего исследовательский блок в преподавании
представлен в институте экономики и предпринимательства (3,0).
Теперь перейдем к анализу предъявляемых требований к студентам в учебном процессе. Результаты проведенного анализа позволяют разделить требования на три блока. Первый блок - теоретический, где преподаватели требуют от студентов знание предмета полностью, а не ограничиваться его базовыми основами, регулярно доказывая знания при помощи написания проверочных и контрольных работ. Требуются интенсивная работа в течение всего цикла изучения предмета и умения самостоятельного поиска информации. Практический блок - преподаватели не делают упор на подробную теорию, а больше внимания и времени уделяют практической части, используя дискуссионные и групповые формы работы. Последний блок - инновационный, где от студентов требуются умения критически осмысливать информацию, развивать интересные аспекты предмета и знать этические основы профессии.
Большинство студентов разделяют мнение, что преподаватели требуют уметь самостоятельно искать и осмысливать материал (77 %), выполнять практические работы на основе изученного материала (68 %), много и интенсивно работать в течение всего времени изучения предмета (65 %), а также развивать интересные аспекты предмета (61 %) и критически осмысливать материал (59 %). Таким образом, все три блока требований к студентам реализуются преподавателями вне зависимости от курса обучения.
Далее посмотрим, развитие каких компетенций у студентов стимулирует учебный
процесс. Согласно таблице 2, по мнению студентов, процесс обучения в первую очередь развивает интеллектуальные способности и способствует общему личностному развитию. Студент получает глубокие профессиональные знания, развивает автономность и самостоятельность.
Между студентами гуманитарного и технического профилей обнаружены различия в оценке приобретаемых в университете компетенций. По мнению студентов-гуманитариев, учебный процесс больше стимулирует общее личностное развитие и интеллектуальные способности, нежели практические навыки работы по специальности (за исключением студентов юридического факультета, которые отмечают высокий уровень развития профессиональных компетенций и практических навыков работы). Наряду с перечисленными компетенциями студенты института международных отношений и мировой истории отмечают развитие умений вести дискуссии и дебаты (76 %), студенты института экономики и предпринимательства - развитие навыков командной и групповой работы (67 %). По мнению студентов технических факультетов, процесс обучения развивает логическое и методическое мышление, способности анализировать и решать проблемы, автономию и самостоятельность, а также профессиональные знания. Наименее распространенные языковые и риторические навыки, социально ответственное знание. Таким образом, студенты в университете овладевают как общими, так и
специальными навыками, однако студенты технического профиля подготовки в большей степени ощущают получение профессиональных знаний и умений.
Далее перейдем к вопросу стратегий обучения студентов, которые формируют у студентов желание принимать участие в различных сферах жизни университета и оценки работы членов всех структур факультета. Согласно оценкам студентов преподаватели хорошо подготовлены к занятиям, обозначают цель изучения предмета и в процессе подачи материала приводят примеры, разбирая детали. Преподаватели акцентируют внимание на важности предстоящих экзаменов, оказывая помощь в подготовке к лабораторным, контрольным и курсовым работам. Таким образом, работа профессорско-преподавательского состава демонстрирует ценности получения и проверки знаний. Однако, по мнению студентов, преподаватели не отличаются большой заинтересованностью во мнениях обучающихся: лишь в 4 из 10 случаев преподаватель принимает во внимание замечания или предложения студентов. Пояснением оценки за экзамен занимаются далеко не все преподаватели - только 54 % студентов получали какие-либо комментарии по полученным оценкам. Это говорит о том, что преподаватели меньше внимания уделяют работе со студентами, что, по нашему мнению, сказывается на формировании мотивации к изучению предмета: около 60 % студентов считают, что преподаватель не мотивирует к изу-
Компетенции Средняя оценка
Интеллектуальные способности (логическое, методическое мышление) 3,8
Способности анализировать и решать проблемы 3,8
Общее личностное развитие 3,8
Получение профессиональных знаний 3,7
Широкие знания 3,7
Автономию и самостоятельность 3,7
Способность к критическому мышлению 3,6
Способность работать в команде 3,5
Практические навыки работы по специальности 3,4
Междисциплинарные знания и умения 3,4
Языковые и риторические навыки 3,4
Навыки планирования, организации деятельности 3,4
Социально ответственное сознание 3,3
Таблица 2
Средние оценки студентов о степени развития компетенций в процессе обучения
Примечание. 1 - не соответствует; 5 - полностью соответствует. 84 А.В. Ермилова, А.Ю. Маштакова. Академическая культура российского университета
чению предмета. На мотивацию также оказывает влияние непонимание со стороны студентов, как изучаемый предмет связан с другими дисциплинами и будущей профессией. Подобное непонимание присутствует приблизительно у половины опрошенных.
Описав работу преподавателей, рассмотрим соблюдают ли студенты требования, предъявляемые к обучению. Общая нагрузка студентов оставляет в среднем от 12 до 14 занятий в неделю. В некоторых случаях количество занятий в неделю может достигать 18. Нагрузка на первом курсе чуть больше, далее с каждым последующим курсом число пар сокращается, увеличивая количество времени на самостоятельную подготовку студентов. Некоторые студенты используют это как возможность устроиться на работу: если на первом курсе работающих студентов 20 %, то на старших курсах - 45 %. Также в силу отсутствия у первокурсников сформированных профессиональных навыков, их работа в основном не связана с получаемой специальностью. Старшекурсникам чаще удается найти работу по специальности: из десяти работающих старшекурсников шесть устраиваются по специальности. Больше всего работающих студентов на химическом факультете -49 %, из которых 37 % работают по специальности. Химический факультет лидирует по числу работающих студентов по специальности. Меньше всего работающих студентов на юридическом факультете (29 %) и институте международных отношений и мировой истории (30 %).
Поведение студентов во время учебного процесса в основном не отличается такими отклонениями, как прогулы, невыполнение заданий, посещением занятий для «галочки» и нарушением дисциплины во время занятий. Около половины студентов посещают все занятия, стоящие в расписании. Процент тех, кто посещает гораздо меньше пар, сравнительно низок и колеблется от 4 % до 8 % на разных факультетах. Отметим, что все пропуски связаны с собственным желанием или невозможностью студентов посещать занятия. Однако существует феномен потери времени по вине университета - это ситуации отмены занятий, ошибок в расписании, некорректной работы старост и деканата по поводу оповещения
студентов об изменениях в расписании. Хотя половина студентов отмечают, что потери незначительные, но наиболее остро потерянное время воспринимается молодыми людьми, которые имеют семью и/или работают. Также к старшим курсам обучения потери времени немного увеличиваются.
Среди планов студенческой молодежи доминирует ценность получения дополнительного образования (62 %), окончить курсы иностранного языка (57 %) или специальные курсы и тренинги (52 %). Особенно востребованным является изучение иностранных языков -четверть студентов уже предприняли действия по дополнительному изучению языка. Такое желание обусловлено требованиями работодателей к сотрудникам, и владение иностранным языком увеличивает шанс найти высокооплачиваемую работу. Стремление принимать участие в конференциях и публиковаться в научных журналах изменяется в зависимости от курса. Первокурсники более ориентированы на научную деятельность, а выпускники - на трудовую деятельность.
Ситуация предстоящих экзаменов у половины студентов вызывает трепет. Сдать экзамен на положительную отметку важно для многих учащихся. Среди других трудностей, с которыми они сталкиваются во время обучения, выделяются:
- трудности, связанные с концентрацией внимания, из-за внешних раздражителей (шум, нехватка рабочего места в лаборатории или за компьютером);
- трудности, связанные с подготовкой к экзамену и написанием рефератов;
- трудности, связанные с участием в дискуссиях. Студент боится ошибиться и выглядеть глупо в глазах других студентов и преподавателя, либо оказаться неспособным связно донести собственную мысль;
- трудности конкурирования с другими студентами.
Что касается других сфер студенческой жизни, то наибольшее недовольство у студентов вызывает техническая оснащенность в университете (42 %). Несмотря на расширение материально-технической базы, до полной комплектации аудиторий необходимо еще многое модернизировать. Следующая болевая точка университета - это организация
питания в вузе (32 %). Кампусы университета расположены в разных районах города, и в некоторых корпусах столовые напоминают больше буфеты, с соответствующим ассортиментом и стандартами обслуживания.
Выражая ту или иную степень недовольства с устройством жизни в университете, студенты также видят и пути решения сложивших проблем. Во-первых, это установление контакта между вузом и работодателем. Данная проблема является актуальной не только для конкретного вуза, это, скорее, общенациональная проблема. Ранее существовали практики подготовки специалистов определенных профилей в соответствии с нуждами предприятий. Сейчас подобные практики менее распространены, и студенчество наиболее остро ощущает необходимость наладить взаимосвязь между университетом и работодателем, выдвигая эту проблему на первое место (76 %). Больше всего обеспокоены будущими поисками работы выпускники гуманитарных направлений.
Студенты быстрее реагируют на трансформационные процессы в образовании и требования на рынке труда, отмечая необходимость включения практической части в учебный процесс (75 %). Из этого следует и вторая проблема - увеличение числа практических занятий. Также студенты хотят иметь возможность выбора предметов, которые им интересны (57 %), изменить учебные планы (57 %) и обновить средства и методы обучения, используемые преподавателями (44 %). Половина студенчества выступает за увеличение количества бюджетных мест, при этом 22 % считают, что необходимо ужесточить правила приема в университет. Всего можно выделить четыре направления настроений студентов по развитию университета:
1. Реформаторское - обновление учебных планов, средств и методов обучения. Студенты должны принимать участие в формировании программ обучения и иметь возможность индивидуально выбирать предметы. Развивать программы студенческих обменов с российскими и зарубежными вузами.
2. Попустительское - не должно быть конкурсного отбора между абитуриентами, требования на экзаменах и зачетах должны снижаться, а количество бюджетных мест с каждым годом должно увеличиваться.
3. Практическое - практика должна составлять постоянную и значительную часть обучения студентов на каждом курсе. Должна существовать тесная взаимосвязь между университетом и потенциальными работодателями.
4. Смешанное - конкурс пдля поступающих в университет должен быть ужесточен, а для работающих студентов должен быть организован специальный порядок и методики обучения.
Заключение. Анализ результатов показал, что академическая культура в университете представлена как традиционными, так и современными ценностями. При этом носителями традиционных академических ценностей выступают преподаватели, а студенты являются аудиторией, которая, с одной стороны, усваивает эти ценности, а с другой стороны, представляет потенциал для воспроизводства современных ценностей. Однозначно ответить на вопрос, является ли профессорско-преподавательский состав консервативным компонентом академических ценностей, достаточно сложно, поскольку среди преподавателей присутствуют как молодые кадры, так и более опытные. Однако в политике развития университета на ближайшие пять лет присутствует направление омоложения профессорско-преподавательского состава, что может быть связано с аксиологическим аспектом. Преподаватели советских времен имеют четкую систему ценностей по отношению к методике преподавания и самому предмету, которые складывались годами в соответствии с требованиями советской системы образования. Мы не утверждаем, что преподаватели являются сдерживающим элементом, данный вопрос требует дополнительного изучения.
В процессе преподавания обнаруживаются такие ценности, как теоретическое знание, критический подход к информации, полученной из посторонних источников, а не от преподавателя, инициативность и интенсивность обучения, посещение аудиторных занятий. Ценности инноваций и практического обучения присутствуют, однако менее распространены и представлены, скорее всего, на практических занятиях, нехватку которых испытывают студенты всех направлений. Студенты быстрее реагирует на изменения в систе-
ме образования и требования на рынке труда, чем это может сделать университет. Для переподготовки преподавателей, обновления учебных планов и материально-технической базы требуются большие временные и финансовые траты.
Благодаря синтезу традиционных и современных ценностей, а также необходимых модернизаций в высшей школе, академическая культура университета находится в подвижном состоянии, и, скорее всего, будет меняться в реформаторско-практическом направлении.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта .№14-33-01001 «Габитус факультета» и социализация студентов классического университета (на примере Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Артемьева, Т. В. Академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача / Т. В. Артемьева // Вестник Герценовского университета. - 2013. - №> 1.- С. 34-36.
2. Беляев, А. А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. А. Беляев // Высшее образование в России. - 2007. - .№ 11. -С. 62-65.
3. Горденко, Н. В. Формирование академических компетенций у студентов вуза : дис. ... канд. пед. наук / Горденко Наталья Владимировна. - Ставрополь : Ставроп. гос. ун-т, 2006. - 168 с.
4. Ерохина, Е. Л. Академическая культура учащегося-исследователя в условиях внедрения ФГОС / Е. Л. Ерохина // Человек и образование. - 2014. -№ 2 (39). - С. 64-67.
5. Журавлева, О. И. Новые академические ценности как основа корпоративной культуры современного университета / О. И. Журавлева // Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (29). - С. 82-84.
6. Налетова, И. В. Академическая культура как идея университета / И. В. Налетова, А. В. Прохоров // Вопросы теории и практики. - Тамбов : Грамота. - 2013. - № 12 (38). - C. 137-141.
7. Налетова, И. В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании / И. В. Налетова // Вестник Тамбовского государственного технического университета. -2005. - Т. 11, № 3. - С. 777-782.
8. Прохоров, А. В. Соотношение корпоративной и академической культуры в современном университете / А. В. Прохоров // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010. -№ 10. - С.179-184.
9. Шиверских, М. Р. Взаимодействие предпринимательской и академической культуры в экономике знаний / М. Р. Шиверских // Вопросы образования. - 2010. - № 4. - С. 70-84.
10. Mendoza, P. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study / P. Mendoza, J. B. Berger // Education Policy Analysis Archives. -2008. - Vol. 16, № 23. - P. 1-24.
11. Mendoza, P. Academic Capitalism and Doctoral Student Socialization: a Case Study. Dr. ed. sci. diss. - MA, 2005.
ACADEMIC CULTURE OF RUSSIAN UNIVERSITY
Alyona Vasilyevna Ermilova
Postgraduate Student, Department of Sociology, Saint Petersburg State University [email protected]
Rastrelli Sq., 1, 191124 St. Petersburg, Russian Federation
Anna Yuryevna Mashtakova
Master Student, Department of Economics, Higher School of Economics [email protected]
Bolshaya Pecherskaya St., 25, 603155 Nizhny Novgorod, Russian Federation
Abstract. The purpose of the article is to identify the characteristics of modern academic culture in Russian university. The authors used data from the sociological research "Study and
student life at the university", which was conducted in Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod in 2015. As research technique we employed standardized questionnaire for a mass survey of students from different specializations and year of study. The authors attempted to generalize interpretations of the definition "academic culture", describe its structure and transformations.
Key words: university, students, academic culture, academic values, educational process, organizational culture of university, academic capitalism.