ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Анализ человеческого капитала
ОЦЕНКА СУММАРНОГО ОБЪЕМА СЕМЕЙНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МОЛОДЕЖИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ*
Вероника Владимировна АНТОНЕНКОа*, Георгий Вячеславович АНТОНОВЬ
а кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград,
Российская Федерация
ь кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Волгоградский государственный университет, Волгоград,
Российская Федерация
* Ответственный автор
История статьи:
Принята 23.04.2015 Одобрена 13.05.2015
УДК 330.322.54
Ключевые слова: человеческий капитал, российская молодежь, инвестиции в образование, инвестиции в здоровье, семья как субъект инвестиций, эффективность инвестиций
Аннотация
Предмет/тема. Представлены некоторые результаты исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал молодежи России. Актуальность темы заключается в нерациональном вложении финансовых или иных средств и ресурсов в человеческий капитал современной российской молодежи всеми субъектами изучаемого инвестиционного процесса, от индивида и семьи до государства, что проявляется в неоптимальном соотношении вкладываемых средств в основные элементы человеческого капитала (здоровье, образование и т.д.) и получаемой отдачи. Современные молодые люди недостаточно здоровы, недостаточно профессионально компетентны и т.д. Об этом говорят социально-экономические и демографические показатели.
Цели/задачи. Цель исследования - оценка реальной экономической эффективности вложений в человеческий капитал современной российской молодежи. Методология. На основании данных официальной статистики и результатов собственного исследования произведены расчеты суммарных объемов вложений домохозяйств в высшее образование и здоровье молодежи Волгоградской области и Российской Федерации в целом. Проведенное исследование также предполагает оценку эффективности инвестиций в человеческий капитал современной российской молодежи посредством расчета отношения объемов вложенных средств и ресурсов основными инвесторами в человеческий капитал молодежи и полезного эффекта таких инвестиций. Полезным эффектом в данном случае считается как экономический эффект, т.е. увеличение дохода всех субъектов, так и эффект внеэкономический или социальный.
Результаты. Получены абсолютные и относительные значения, характеризующие суммарный объем и структуру инвестиций домохозяйств в основные элементы человеческого капитала молодежи нашей страны и ее типичного региона (Волгоградской области). Выводы/значимость. Суммарный объем инвестиций домохозяйств Волгоградской области в ключевые элементы человеческого капитала молодежи можно охарактеризовать следующим образом: в образование - высокий, в здоровье - низкий. Аналогичные показатели для объема семейных инвестиций в целом по России: в образование - высокий (при этом несколько ниже, чем в Волгоградской области), в здоровье - средний (существенно выше, чем в Волгоградской области). Научная новизна исследования состоит в том, что на территории Волгоградской области комплексные исследования такого рода не проводились, кроме того, достаточно редким является междисциплинарный подход в изучаемой сфере, использование методов смежных наук.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В 2014-2015 гг. авторами проводится исследование, имеющее целью оценить эффективность инвестиций в главные составляющие человеческого капитала
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках исследовательского проекта № 14-12-34004 «Комплексная оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал российской молодежи»
российской молодежи (образование, здоровье и т.п.) для основных субъектов таких вложений - от индивида или семьи до государства. Это по определению предполагает соотнесение объема вложенных средств и ресурсов различными инвесторами в человеческий капитал молодежи и полезного эффекта от подобных вложений [1-6].
Результатом исследования в перспективе станет система показателей для комплексной оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал молодежи, а на ее основе - подробное описание положительных и отрицательных значений этих показателей для изучаемой социально-экономической ситуации - инвестирования в человеческий капитал молодежи современной России. Интегральная оценка эффективности такого рода инвестиций возможна только после учета всех выгод и издержек основных субъектов рассматриваемых экономических отношений, что позволит выделить в общей структуре вложений эффективные и неэффективные составляющие. Если первые необходимо поощрять и наращивать, то от вторых, возможно, следует вообще отказаться либо минимизировать их.
В течение 2014 г. проведено исследование эффективности инвестиций в человеческий капитал молодежи на уровне индивида и отдельной семьи посредством оценки отношения «полезный эффект / издержки». При этом понятия «полезный эффект», «издержки» и «эффективность» трактовались максимально широко, т.е. их содержание не сводилось только к вложенным и полученным впоследствии денежным средствам, что существенно расширяло возможности и способы выражения как затрат, так и результатов. Был также осуществлен детальный расчет расходов отдельного индивида и семьи на 1 среднестатистического человека в возрасте от 16 до 29 лет включительно, которые относятся к расходам на формирование (поддержание, улучшение и т.д.) отдельных элементов человеческого капитала, таких как образование, здоровье, профессиональная квалификация, трудовая миграция и др. [7, 8]. Например, расходы на образование включают затраты на обучение в вузе до получения диплома бакалавра, специалиста или магистра, сопутствующие траты на покупку книг, компьютера, оплату интернет-услуг, проезд и проживание, если вуз находится в другом городе, неполученные доходы из-за невозможности полноценно трудиться в течение всего срока обучения и др.
Аналогичным образом исследовалась структура инвестиций во все другие составляющие человеческого капитала индивида в возрасте 16-29 лет на индивидуальном и семейном уровнях. Для этого были проанализированы данные государственной, региональной, отраслевой и ведомственной статистики, а также проведено выборочное обследование домохозяйств
Волгоградской области, члены которых - либо родители, содержащие хотя бы частично своих детей указанной возрастной категории, либо сами представители этой категории, уже обладающие экономической самостоятельностью. В качестве основного метода сбора информации использовался социологический опрос, в том числе и для получения сведений о формах, объеме и сроках наступления отдачи от вложенных в собственный человеческий капитал средств, а также о том, насколько эта отдача соответствует ожиданиям. В результате были получены данные о том, сколько средств вкладывается в человеческий капитал типичных представителей российской молодежи ими самими или их семьями (издержки) и каковы формы, объемы и сроки наступления отдачи от вложенных средств (полезный эффект) [9, 10].
Известно, что ключевыми элементами человеческого капитала экономически активного населения в современном обществе являются образование и здоровье [11-18]. Поэтому одним из этапов исследования стала оценка объема и структуры инвестиций среднестатистической российской семьи в образование и здоровье своих экономически несамостоятельных членов в возрасте от 16 до 29 лет включительно (т.е. принадлежащих к категории молодежи)1. Под экономически несамостоятельными представителями молодежи в данном случае понимаются те, кому родители оплачивают, например, обучение в вузе или продолжают помогать материально уже после его окончания и при этом основным источником их дохода является не собственный заработок, а именно помощь родителей и/или других старших родственников. Доля такой экономически несамостоятельной молодежи в ее общей структуре в современной России очень высока, особенно среди студентов и аспирантов дневной формы обучения (среди последних, по оценкам авторов, около 80% [7]).
В настоящее время в экономической науке и хозяйственной практике существует и применяется огромное количество методик и способов оценки эффективности инвестиций вообще и в человеческий капитал в частности [ 19-25 ]. Даже их поверхностное рассмотрение не уместить в рамках одной статьи, тем более что такая задача и не ставилась.
Проанализируем исходные данные для показателя, рассчитываемого на основе сопоставления
1 Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров и др. М.: Academia. 2008. C. 267269.
совокупных расходов на образование и здоровье всей молодежи страны или региона и совокупного полезного эффекта. Иначе говоря, произведем оценку суммарных семейных затрат на образование и здоровье молодежи как основных элементов ее человеческого капитала в масштабах региона (на примере Волгоградской области) и Российской Федерации в целом.
Как показал социологический опрос (в рамках предыдущего этапа исследования), основную часть затрат на образование молодежи составляют вложения в получение высшего образования, под которым в данном случае понимается обладание дипломом бакалавра или специалиста. При этом затраты среднестатистической российской семьи на получение ребенком высшего образования численно превосходят все остальные траты на любые другие уровни, виды и формы образования ребенка вместе взятые. Кроме того, получение высшего образования (диплома бакалавра или специалиста) является в нашей стране своего рода уникальным вложением в человеческий капитал индивида в том смысле, что, не будучи обязательным, гарантированным или бесплатным, после распада СССР, особенно в XXI в., оно стало фактически системообразующим элементом эффективного человеческого капитала молодежи. Не важно, соответствует это действительности или нет, но в общественном мнении в нынешней России (что подтвердил и проведенный авторами опрос) прочно утвердилась мысль, что без высшего образования невозможно или крайне затруднительно быть конкурентоспособным как в системе социально-экономических отношений вообще, так и на рынке труда в частности. Поэтому, видимо, его получение и является массовым: последние несколько лет в регионах России до 90% всей молодежи поступает в вузы2. Наконец, если речь идет конкретно о возрастной категории «молодежь», то на этот период в жизни современного человека с наибольшей долей вероятности приходится получение именно высшего образования (бакалавра или специалиста), а не какого-нибудь другого.
Поэтому из всех форм и видов семейных вложений в образование уже взрослых детей рассмотрим только суммарные затраты на получение высшего образования. Согласно результатам
2 Здесь и далее статистические данные приводятся по следующим источникам: Волгоградская область в цифрах 2013. Волгоград: Волгоградстат, 2014. 376 с.; Регионы России. Социально-экономические показатели 2013. М.: Росстат, 2013. 990 с.; Россия в цифрах 2014. М.: Росстат, 2014. 558 с.
социологического опроса, проведенного авторами, в Волгоградской области стоимость получения первого высшего образования, под которым понимаются дипломы бакалавра или специалиста, составляет 840 тыс. руб. в ценах 2014 г. на одного среднестатистического студента. Данное численное значение было получено как средняя арифметическая взвешенная всех затрат одной семьи на достижение указанного образовательного уровня ее ребенком, подпадающим под категорию «молодежь», в расчете на всех студентов этой возрастной категории, получающих первое высшее образование: бакалавров и специалистов, обучающихся платно и бесплатно, дневного и заочного отделения. Эта сумма складывается из собственно стоимости обучения в вузе (в расчете на всех студентов, обучающихся и платно, и бесплатно) - 108 тыс. руб.; дополнительных расходов (проезд, проживание, репетитор, покупка компьютера, книг и т.п.) - 465 тыс. руб.; а также недополученных доходов (поскольку студент, как правило, не может полноценно трудиться, в лучшем случае - частичная занятость, подработка) - 267 тыс. руб. [7].
В Волгоградской области в учебном 2013/14 г. во всех вузах региона обучалось 91,1 тыс. студентов. Хотя и неизвестно, сколько из них самостоятельно оплачивали все расходы или их часть, а скольким это делали родители либо другие старшие родственники, это в данном случае не так уж и важно. Кто бы ни оплачивал, порядок этих расходов один и тот же - примерно 840 тыс. руб. за весь срок обучения в ценах 2014 г. на одного среднестатистического студента. Следовательно, общая сумма индивидуальных или семейных затрат на получение высшего образования в Волгоградской области составляет приблизительно 76,5 млрд руб. за последние 5 лет (840 тыс. руб. х 91,1 тыс. студентов), или 15,3 млрд руб. в год. Таков общий объем инвестиций населения региона (частных лиц!) в образование как элемент человеческого капитала. При этом следует отметить, что указанная сумма включает только расходы на получение высшего образования (причем только в вузах области), а все другие виды и формы повышения образовательного уровня не учитывались, так как это выходит далеко за рамки исследования. Приведенное численное значение является, разумеется, очень приблизительным, условным, но ясен хотя бы порядок соответствующих вложений.
Для сравнения: в Волгоградской области в 2013 г. валовой региональный продукт составил 573,9 млрд
руб., инвестиции в основной капитал - 132,8 млрд руб., оборот розничной торговли - 303,6 млрд руб., доходы и расходы бюджета области - 81,6 млрд и 92,7 млрд руб. соответственно, денежные доходы и расходы населения - 560,1 млрд и 554,4 млрд руб. соответственно. Следовательно, объем инвестиций частных лиц в получение молодежью региона высшего образования составляет 2,7% от ВРП области, что очень много, поскольку речь идет не обо всех индивидуальных или семейных вложениях в образование, а только в высшее и только молодежи. Расходы же областного консолидированного бюджета всего в шесть раз больше трат населения региона на обучение молодежи в вузах (не в десятки или сотни раз).
Что касается сопоставления рассматриваемых трат с суммарными расходами жителей области, то их доля в общей структуре на первый взгляд не кажется значительной - всего 2,8% (т.е. как бы 2,8% всех расходов населения региона идет на получение молодежью высшего образования), но следует помнить, что соответствующие расходы несет далеко не все население, а только в основном члены семей студентов вузов. Так как число студентов в регионе составляет 91,1 тыс. чел., а средний размер семьи в Волгоградской области - 3,4 чел., то количество населения, оплачивающего их обучение, равно примерно 310 тыс. чел. (91,1 х 3,4), что представляет собой лишь небольшую часть жителей региона, а именно 12,1% (если учесть, что общая численность населения Волгоградской области на начало 2014 г. составляла 2 569,1 тыс. чел.). Можно предположить, что и расходы этой части населения также составляют 12,1% от суммарных годовых расходов населения региона (т.е. исходим из гипотезы о более или менее равномерном распределении населения по расходам или как минимум о независимости такого распределения от необходимости обучать своего ребенка в вузе либо учиться самому). Тогда суммарные расходы рассматриваемой части населения области составят 67,1 млрд руб. (554,4 млрд руб. х 0,121), а доля расходов на получение молодежью высшего образования - 22,8%. Это значение также не является математически точным, но вряд ли будет большой ошибкой утверждать, что затраты на обучение молодежи в вузах региона составляют около четверти всех реальных расходов населения Волгоградской области. Если же учитывать расходы на получение не только высшего образования, но и все другие расходы на образование, то эта доля окажется значительно большей. Исходя из этого,
оцениваем суммарный объем семейных инвестиций в образование молодежи рассматриваемого региона в качестве элемента ее человеческого капитала как однозначно высокий.
Что касается другого ключевого элемента человеческого капитала молодежи - здоровья, то, как показало проведенное авторами в 2014 г. обследование домашних хозяйств, имеющих в своем составе экономически несамостоятельных представителей молодежи, расходы на здоровье одного такого среднестатистического представителя составляют 24 632 руб. в год, или 2 053 руб. в месяц [8]. Индивидуальные или семейные вложения в здоровье молодежи (средняя арифметическая взвешенная) складываются из следующих составляющих:
- обращений в различные учреждения здравоохранения - 5 427 руб. в год (452 руб. в месяц);
- приобретения в аптеках каких-либо лекарственных препаратов или медицинских принадлежностей
- 11 319 руб. в год (943 руб. в месяц);
- пользования услугами учреждений санаторного обслуживания/лечения, профилакториев и т.п.
- 1 277 руб. в год (106 руб. в месяц);
- иных трат - 6 609 руб. в год (551 руб. в месяц).
Дополнительная разработка материалов официальной статистики показывает, что в 2013 г. на территории Волгоградской области проживало 539 тыс. чел. в возрасте от 16 до 29 лет включительно (т.е. подпадающих под категорию «молодежь»). С учетом количества членов их семей (как уже отмечалось, 3,4 чел.) общая численность населения, оплачивающего расходы на здоровье молодежи Волгоградской области, составляет 1 832,6 тыс. чел., или 71,3% жителей региона. Следовательно, общий объем частных инвестиций в здоровье молодежи как элемент ее человеческого капитала в Волгоградской области составляет 13,3 млрд руб. в год (24 632 руб. в год х 539 тыс. чел.). В абсолютном выражении это почти столько же, сколько население области тратит на получение молодежью региона высшего образования, однако затраты на высшее образование несет только 12,1% жителей области, тогда как на здоровье - 71,3%. Исходя из того, что суммарные денежные расходы населения региона составляют 554,4 млрд руб. за год, расходы 71,3% населения будут равны 395,3 млрд руб. за год (в ценах 2014 г.). Отсюда следует, что доля трат на здоровье молодежи в общей структуре расходов приблизительно составит 3,4% (напомним, что доля расходов только
на высшее образование - 22,8%), т.е. объем семейных инвестиций в здоровье молодежи области примерно на порядок ниже объема аналогичных инвестиций в образование, хотя и здоровье, и образование являются в равной степени ключевыми элементами человеческого капитала. Поэтому уровень вложений частных лиц в здоровье молодежи Волгоградской области оценивается авторами как низкий.
Теперь все то же самое рассчитаем для Российской Федерации в целом. При этом исходными данными для таких расчетов по-прежнему будут выступать результаты проведенного обследования домохозяйств Волгоградской области, поскольку подобный опрос по всероссийской выборке авторами не проводился (да и никем в России тоже). Но это не будет большой натяжкой, так как численные значения ключевых статистических показателей социально-экономического положения Волгоградской области очень близки к общероссийским, а также к усредненным по Южному федеральному округу. Если же внимательно проанализировать данные, характеризующие развитие экономики в целом, а также отдельные виды экономической деятельности по другим регионам Российской Федерации, то окажется, что Волгоградская область находится где-то в середине списка всех регионов по большинству таких показателей, это - и не лидер, и не аутсайдер социально-экономического развития как по Южному федеральному округу, так и по России в целом. Например, в Южном федеральном округе Волгоградская область по многим социально-демографическим и экономическим параметрам сильно уступает Краснодарскому краю и Ростовской области, но настолько же и превосходит Астраханскую область, Республику Калмыкия и Республику Адыгея. В целом же в Российской Федерации регионов, аналогичных Волгоградской области по уровню социально-экономического развития, насчитывается 40-50%. В этом смысле индивидуальное и семейное инвестиционное поведение жителей Волгоградской области в сфере человеческого капитала молодежи достаточно показательно и характерно примерно для половины населения страны.
В Российской Федерации в учебном 2013/14 г. во всех вузах обучалось 5 647 тыс. студентов. Следовательно, общая сумма затрат частных лиц на получение высшего образования в современной России составляет примерно 4 743,5 млрд руб. за последние 5 лет (840 тыс. руб. х 5 647 тыс. студентов), или 948,7 млрд руб. в год. Таков
общий объем инвестиций населения нашей страны в образование молодежи как элемент ее человеческого капитала, при этом еще раз заметим, что приведенная сумма включает только расходы на получение высшего образования, причем в отечественных вузах. Это значение (948,7 млрд руб.) составляет 1,4% от ВВП России (66 755 млрд руб. в 2013 г.), что почти вдвое меньше аналогичного соотношения по Волгоградской области, хотя все равно достаточно много. Расходы федерального консолидированного бюджета за 2013 г. (24 931,1 млрд руб.) в 26,3 раза больше трат населения страны на обучение молодежи в вузах, что, напротив, в 4 с лишним раза превышает аналогичный показатель по Волгоградской области.
Также необходимо рассчитать и долю расходов жителей Российской Федерации на обучение молодежи в вузах. Так как число студентов в стране составляет 5 647 тыс. чел., а средний размер семьи - 3,4 чел., то количество населения, оплачивающего их обучение, равно приблизительно 19 120 тыс. чел. (5 647 тыс. чел. х 3,4), что составляет 13,3% жителей России (в Волгоградской области аналогичный показатель составил 12,1%, что очень близко), если учесть, что общая численность населения Российской Федерации на конец 2013 г. составляла 143 347 тыс. чел. Если расходы этой части населения также примерно равны 13,3% от суммарных годовых расходов всех жителей страны, то это составит 4 867 млрд руб., а их траты на обучение молодежи в вузах России (получение образования в зарубежных вузах, в том числе странах СНГ, в исследовании не учитывалось) - 19,5%, что несколько меньше аналогичного показателя по Волгоградской области (там было 22,8%), но тем не менее достаточно много. Поэтому суммарный объем семейных инвестиций в образование молодежи страны в качестве элемента ее человеческого капитала оцениваем как высокий.
Для оценки суммарных затрат населения России на другой ключевой элемент человеческого капитала молодежи - здоровье - необходимо знать только общую численность молодежи в целом по стране. Дополнительная разработка материалов официальной статистики показывает, что в 2013 г. на территории Российской Федерации проживало 30 557 тыс. чел. в возрасте от 16 до 29 лет включительно. С учетом количества членов их семей (в среднем 3,4 чел.) численность населения, оплачивающего расходы на здоровье молодежи нашей страны, составляет 103 894 тыс. чел., или
72,5% общего числа ее жителей (в Волгоградской области - 71,3%). Следовательно, общий объем частных инвестиций в здоровье молодежи как элемент ее человеческого капитала в современной России составляет 2 559 млрд руб. в год (24 632 руб. в год х 103 894 тыс. чел.) [8]. Если суммарные расходы населения РФ за 2013 г. равны 36 594 млрд руб., то расходы 72,5% ее жителей - 26 531 млрд руб., а их траты на здоровье молодежи - 9,6% суммарных годовых затрат. Отметим особо это значение, поскольку аналогичный показатель по Волгоградской области составил всего 3,4%, т.е. доля расходов на поддержание здоровья молодежи в общей структуре расходов домохозяйств в целом по России почти в 3 раза выше, чем в Волгоградской области.
В таблице представлены сводные данные о суммарных инвестициях домохозяйств в высшее образование и здоровье молодежи как ключевые элементы человеческого капитала по Волгоградской области и Российской Федерации в целом.
Обратим внимание, что в столбце 4 дается информация о том, какую долю составляют инвестиции в конкретный элемент человеческого капитала от валового регионального или валового внутреннего продукта в зависимости от того, идет речь о Волгоградской области или обо всей России. В столбце 5 указывается, какую долю составляют эти инвестиции от расходов консолидированного бюджета соответствующего уровня. Наконец, в столбце 6 представлены доли соответствующих инвестиций в общей структуре расходов населения, осуществляющего такие вложения (не всего населения страны или региона). Например, значение 22,8 в столбце 6 (верхняя строка) говорит о том, что домохозяйства Волгоградской области (не важно, семьи или домохозяйства, состоящие только из одного человека), имеющие в своем составе студента вуза этого региона, тратят в год на его обучение 22,8% своих суммарных годовых расходов. Все данные в таблице приведены к ценам и показателям 2013 г.,
поскольку не вся интересующая статистическая или фактическая информация за 2014 г. была в открытом доступе на момент подготовки статьи.
Таким образом, суммарный объем семейных инвестиций в ключевые элементы человеческого капитала молодежи оцениваются следующим образом:
- в Волгоградской области: в образование -высокий, в здоровье - низкий;
- в Российской Федерации в целом: в образование - высокий (но при этом несколько ниже, чем в Волгоградской области), в здоровье - средний (существенно выше, чем в Волгоградской области).
Более того, конкретно по Волгоградской области, с чисто экономической или даже житейской точки зрения, объем инвестиций домохозяйств в образование молодежи следует признать вообще избыточным, поскольку ожидаемое самими респондентами повышение доходов в будущем в результате обладания разнообразными дипломами, аттестатами, сертификатами не способно в обозримые сроки даже компенсировать затраты на их получение, не говоря уже об извлечении прибыли. В то же время важность вложений в здоровье молодежи явно недооценена жителями области, поскольку они оплачивают в основном только приобретение в аптеках каких-либо лекарственных препаратов или медицинских принадлежностей (т.е. как-то борются с уже имеющимися заболеваниями), тогда как, например, вопросы профилактики, качественного питания, пользования услугами спортивных секций (залов, комплексов), разнообразными туристическими или рекреационными услугами, а также услугами учреждений санаторного обслуживания/лечения, профилакториев практически не рассматриваются домохозяйствами региона в качестве необходимых и значимых инвестиций в человеческий капитал молодежи.
Суммарные инвестиции домохозяйств в ключевые элементы человеческого капитала молодежи Волгоградской области и Российской Федерации в ценах 2013 г.
Направление семейных инвестиций Объем инвестиций домохозяйств
Масштаб оценки млрд руб. % от ВРП, ВВП % от расходов бюджета % от расходов населения
1 2 3 4 5 6
Волгоградская Обучение в вузах области 15,3 2,7 16,5 22,8
область Поддержание здоровья 13,3 2,3 14,3 3,4
Российская Обучение в вузах страны 948,7 1,4 3,8 19,5
Федерация Поддержание здоровья 2 559,1 3,8 10,3 9,6
Список литературы
1. Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64-69.
2. Зарецкая В.Г., Кондратьева З.А. Оценка влияния прямых индивидуальных инвестиций в человеческий капитал на интенсивность экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С. 15-23.
3. Кондратьева М.Н., Гришина Е.С. Методика определения уровня запаса человеческого потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 8-11.
4. Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 41-50.
5. Кудрякова Н.В., Смирнов Б.В. Оценка экономической эффективности инвестиций в систему профессионального образования. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2010. 143 с.
6. КузнецовЮ.А., Мичасова О.В. Человеческий капитал: формирование, измерение, вклад в экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 21-33.
7. Антоненко В.В., Антонов Г.В. Инвестиции семьи в образование российской молодежи как элемент ее человеческого капитала // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 7. С. 36-47.
8. Антоненко В.В. Объем и структура семейных инвестиций в здоровье молодежи современной России // Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 7. С. 49-57.
9. Антоненко В.В., АнтоновГ.В., Лактюхина Е.Г. Инвестиции в образование как элемент человеческого капитала индивида: на примере молодежи Волгоградской области // Научный диалог. 2014. № 5. С. 112-125.
10. Антоненко В.В., Антонов Г.В., Лактюхина Е.Г. Инвестиции в здоровье как элемент человеческого капитала индивида: на примере молодежи Волгоградской области // Альманах современной науки и образования. 2014. № 7. C. 18-22.
11. Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и его роль в обеспечении конкурентоспособности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 9-14.
12. Гречко М.В. Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в экономике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 9. С. 48-59.
13. Демина С.А. Стратегическое развитие человеческого капитала как основа новой формы производственных отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 41-45.
14. ИльинА.Е. Особенности формирования человеческого капитала в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 10. С. 27-28.
15. Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 56-61.
16. Макареня Т.А., АгафоновВ.А. Анализ и современные тенденции развития инвестиций в человеческий капитал // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 5. С. 57-60.
17. Медведева Е.И., Крошилин С.В. Влияние образования на формирование человеческого капитала: реалии, перспективы и угрозы для экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8. С. 57-66.
18. Салихов А.В. Человеческий капитал и образование: цели, средства и реальность. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 158 с.
19. Волчкова Н.А., Суслова Е.А. Человеческий капитал, промышленный рост и ресурсное проклятие // Экономический журнал ВШЭ. 2008. Т. 12. № 2. С. 217-237.
20. Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 53-58.
21. Евграшина И.А. Оценка человеческого капитала молодежи // Экономика образования. 2014. № 4. С. 53-63.
22. Згонник Л.В. Оценка человеческого капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 100-103.
23. Калабина Е.Г. Методология идентификации внутренних рынков труда экономической организации // Журнал экономической теории. 2009. № 4. С. 161-174.
24. КузнецоваН.В., НосыреваИ.Г. Модель жизненного цикла человеческих ресурсов // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 3. С. 75-80.
25. Майбуров И.А. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006. № 7-8. С. 245-263.
ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)
Analysis of Human Capital
ESTIMATING THE TOTAL VOLUME OF FAMILY INVESTMENT IN KEY ELEMENTS OF YOUTH HUMAN CAPITAL IN CONTEMPORARY RUSSIA
Veronika V. ANTONENKOa*, Georgii V. ANTONOVb
a Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
b Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Article history: Abstract
Received 23 April 2015 Importance The article presents some research results of investment efficiency in the Russian
Accepted 13 May 2015 youth human capital. The subject is rather important, as today we observe inefficient investment
of money and other assets and resources in the human capital of modern Russian youth by all investment process actors, from an individual or family to the State. It comes through a nonoptimal ratio of funds invested in the basic elements of human capital (health, education, etc.) to the return obtained. Socio-economic and demographic indices show that nowadays young men are not insufficiently healthy, professionally competent, etc.
Objectives The aim of the research is to estimate real economic effect of investments in the contemporary Russian youth human capital.
Methods We calculated the total volume of household investments in higher education and health Keywords: human capital, Russian of young people in the Volgograd region and the Russian Federation as a whole based on official yOT^ inwsrtment, e^rati^ statistics and our own research results. The study also intends to estimate the return on investment
teal^ ferni^ households, inTCstoi; in human capital of the contemporary Russian youth through calculating the ratio of invested funds return on investment, efficiency and resource volume in the youth human capital by major investors to the useful effect of these
investments. The useful effect in this case is interpreted as both the economic effect (an increase in the income of all actors) and the non-economic or social effect.
Results We have obtained absolute and relative numerical values specifying the total volume and structure of household investments in the basic elements of the youth human capital in our country and its typical region (i.e. the Volgograd region).
Conclusions and Relevance The results can be summarized as follows: the total volume of household investments of the Volgograd region in education is the highest, and in health, it is low. As for Russia, the investment volume in education is high (however, slightly lower than in the Volgograd region), and in health, it is average (significantly higher vs. the Volgograd region). The academic novelty of the study is that this sort of comprehensive analysis is the first in the Volgograd region. In addition, the cross-disciplinary approach and the use of methods applied in related sciences are quite rare for studies in this area.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
Acknowledgments
The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, grant No. 14-12-34004, Complex Estimation
of Investment in the Human Capital Effectiveness of the Russian Youth.
References
1. Dedov S.V., Shishkin A.F., Gordienko N.S. Teoreticheskie i metodologicheskie podkhody k otsenke chelovecheskogo kapitala [Theoretical and methodological approaches to human capital evaluation]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2008, no. 22, pp. 64-69.
2. Zaretskaya V.G., Kondrat'eva Z.A. Otsenka vliyaniya pryamykh individual'nykh investitsii v chelovecheskii kapital na intensivnost' ekonomicheskogo rosta [Assessing the impact of direct individual investment in human capital on economic growth]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2012, no. 25, pp. 15-23.
3. Kondrat'eva M.N., Grishina E.S. Metodika opredeleniya urovnya zapasa chelovecheskogo potentsiala regiona [The methodology for determining the level of human potential reserve of the region]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2013, no. 22, pp. 8-11.
4. Krakovskaya I.N. Izmerenie i otsenka chelovecheskogo kapitala organizatsii: podkhody i problemy [Measuring and estimating the human capital of an organization: approaches and problems]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2008, no. 19, pp. 41-50.
5. Kudryakova N.V., Smirnov B.V. Otsenka ekonomicheskoi effektivnosti investitsii v sistemuprofessional 'nogo obrazovaniya [Assessing the economic efficiency of investment in the vocational education system]. Komsomolsk-on-Amur, Komsomolsk-on-Amur State Technical University Publ., 2010, 143 p.
6. Kuznetsov Yu.A., Michasova O.V. Chelovecheskii kapital: formirovanie, izmerenie, vklad v ekonomicheskii rost [Human capital: formation, measurement, contribution to economic growth]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2010, no. 26, pp. 21-33.
7. Antonenko V.V., Antonov G.V. Investitsii sem'i v obrazovanie rossiiskoi molodezhi kak element ee chelovecheskogo kapitala [Family investment in the education of the Russian youth as an element of its human capital]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 7, pp. 36-47.
8. Antonenko V.V. Ob"em i struktura semeinykh investitsii v zdorov'e molodezhi sovremennoi Rossii [The amount and structure of family investment in young people's health in modern Russia]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 7, pp. 49-57.
9. Antonenko V.V., Antonov G.V., Laktyukhina E.G. Investitsii v obrazovanie kak element chelovecheskogo kapitala individa: na primere molodezhi Volgogradskoi oblasti [Investment in education as an element of human capital of an individual: the Volgograd region's youth case study]. Nauchnyi dialog = Scientific Dialogue, 2014, no. 5, pp. 112-125.
10. Antonenko V.V., Antonov G.V., Laktyukhina E.G. Investitsii v zdorov'e kak element chelovecheskogo kapitala individa: na primere molodezhi Volgogradskoi oblasti [Investment in health as an element of individual's human capital: the Volgograd region's youth case study]. Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya = Almanac of Modern Science and Education, 2014, no. 7, pp. 18-22.
11. Gagarina G.Yu. Chelovecheskii kapital i ego rol' v obespechenii konkurentosposobnosti rossiiskikh regionov [Human capital and its role in ensuring the competitiveness of Russian regions]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2012, no. 23, pp. 9-14.
12. Grechko M.V. Problemy i perspektivy razvitiya chelovecheskogo kapitala v ekonomike Rossii [Problems and development prospects for human capital in the economy of Russia]. Natsional'nye interesy:prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2012, no. 9, pp. 48-59.
13. Demina S.A. Strategicheskoe razvitie chelovecheskogo kapitala kak osnova novoi formy proizvodstvennykh otnoshenii [Strategic human capital development as a basis for a new form of industrial relations].
Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 23, pp.41-45.
14. Il'in A.E. Osobennosti formirovaniya chelovecheskogo kapitala v regione [Specifics of human capital formation in the region]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2009, no. 10, pp. 27-28.
15. Kleshcheva Yu.S. Kachestvo trudovoi zhizni i innovatsionnaya aktivnost' chelovecheskogo kapitala v usloviyakh globalizatsii [Work life quality and innovation activity of human capital in the context of globalization]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2014, no. 4, pp. 56-61.
16. Makarenya T.A., Agafonov V.A. Analiz i sovremennye tendentsii razvitiya investitsii v chelovecheskii kapital [Analysis and current development trends in investments in human capital]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2013, no. 5, pp. 57-60.
17. Medvedeva E.I., Kroshilin S.V. Vliyanie obrazovaniya na formirovanie chelovecheskogo kapitala: realii, perspektivy i ugrozy dlya ekonomicheskoi bezopasnosti strany [The impact of education on human capital formation: realities, prospects, and threat to economic security of the country]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2011, no. 8, pp. 57-66.
18. Salikhov A.V. Chelovecheskii kapital i obrazovanie: tseli, sredstva i real 'nost' [Human capital and education: goals, means and the reality]. Kaliningrad, Baltic Institute of Economics and Finance Publ., 2011, 158 p.
19. Volchkova N.A., Suslova E.A. Chelovecheskii kapital, promyshlennyi rost i resursnoe proklyatie [Human capital, industrial growth and resource-related curse]. Ekonomicheskii zhurnal VShE = The HSEEconomic Journal, 2008, vol. 12, no. 2, pp. 217-237.
20. Gus'kova N.D., Krakovskaya I.N. Investitsii v chelovecheskii kapital vuza: organizatsionnyi aspekt [Investment in human capital of the higher school: an organizational aspect]. Problemy teorii i praktiki upravleniya = Problems of Theory and Practice of Management, 2010, no. 5, pp. 53-58.
21. Evgrashina I.A. Otsenka chelovecheskogo kapitala molodezhi [Evaluation of youth human capital].
Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, 2014, no. 4, pp. 53-63.
22. Zgonnik L.V. Otsenka chelovecheskogo kapitala [Evaluation of human capital]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2008, no. 1, pp. 100-103.
23. Kalabina E.G. Metodologiya identifikatsii vnutrennikh rynkov truda ekonomicheskoi organizatsii [The methodology for identifying internal labor markets of economic organization]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Journal of Economic Theory, 2009, no. 4, pp. 161-174.
24. Kuznetsova N.V., Nosyreva I.G. Model' zhiznennogo tsikla chelovecheskikh resursov [A life-cycle model of human resources]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2009, no. 3, pp. 75-80.
25. Maiburov I.A. Ekonomicheskoe obosnovanie nakopleniya chelovecheskogo kapitala [Economic substantiation of human capital accumulation]. Obshchestvo i ekonomika = Society and Economics, 2006, no. 7-8, pp.
245-263.