Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЁННОСТИ НЕХИМИЧЕСКИХ ФОРМ ЗАВИСИМОСТЕЙ СРЕДИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЁННОСТИ НЕХИМИЧЕСКИХ ФОРМ ЗАВИСИМОСТЕЙ СРЕДИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / МОБИЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ / COMPUTER ADDICTION / INTERNET ADDICTION / MOBILE ADDICTION / GADGET ADDICTION / VISUAL FATIGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якупова Д.И.

В статье представлены результаты оценки субъективных компонентов зрительного утомления, а также распространенности нехимических видов зависимости. Объектом исследования явились школьники старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE SUBJECTIVE COMPONENTS OF OPTIC FATIGUE AND THE PREVALENCE OF NON-CHEMICAL FORMS OF ADDICTION AMONG OLDER STUDENTS

The article presents the results of evaluating the subjective components of optic fatigue, as well as the prevalence of non-chemical forms of addiction. The object of the study were high school students.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЁННОСТИ НЕХИМИЧЕСКИХ ФОРМ ЗАВИСИМОСТЕЙ СРЕДИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 37

Якупова Д.И. студент 4 курса факультет «Естественно-географический» Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа ОЦЕНКА СУБЪЕКТИВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЁННОСТИ НЕХИМИЧЕСКИХ ФОРМ ЗАВИСИМОСТЕЙ СРЕДИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье представлены результаты оценки субъективных компонентов зрительного утомления, а также распространенности нехимических видов зависимости. Объектом исследования явились школьники старших классов.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, интернет-зависимость, мобильная зависимость, гаджет-зависимость, зрительное утомление.

Yakypova D.I. student

4 course, faculty "Natural-geographical" Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla

RF, Republic of Bashkortostan, Ufa EVALUATION OF THE SUBJECTIVE COMPONENTS OF OPTIC FATIGUE AND THE PREVALENCE OF NON-CHEMICAL FORMS OF ADDICTION AMONG OLDER STUDENTS

Abstract: The article presents the results of evaluating the subjective components of optic fatigue, as well as the prevalence of non-chemical forms of addiction. The object of the study were high school students.

Keywords: computer addiction, internet addiction, mobile addiction, gadget addiction, visual fatigue.

Введение

В современных условиях интенсивного развития информационных технологий исследование проблемы гаджетозависимости у подростков в России приобретает особую значимость [4]. Понятие гаджетозависимость (электронная зависимость) представляет собой зависимость от электроники, и, следовательно, включает такие зависимости как: компьютерная, зависимость (игровая, интернет-зависимость, зависимость от социальных сетей), телефонная зависимость [2]. Очень быстро гаджеты стали играть важную роль и в жизни современных подростков, оказывая существенное влияние на их поведение, ценностные ориентации и установки, развлечения, социальную и познавательную активность. Молодёжь уже трудно представить без гаджетов, главными достоинствами, которых являются обеспечение быстрой и доступной связи, удобный поиск информации, наличие обучающих функций [7]. Психологи констатируют, что современная

молодёжь разучились жить без гаджетов. Привычка заполнять своё время мобильным телефоном, компьютером в любой его форме повлияла на то, что подросткам стало не интересно общаться друг с другом: им не о чём разговаривать, нечего обсуждать или о чём-то спорить, кроме того, гаджеты способны оказывать негативное влияние на физическое и психическое здоровье организма подростка [3].

Цель статьи: оценить распространённость нехимических форм зависимостей среди школьников, а также определить индекс зрительного утомления у пользователей гаджетами.

Исследование проводилось в январе 2019 года на базе МБОУ ДСОШ №2 п.г.т.Джалиль Сармановского района РТ. Объектом исследования явились учащиеся 9-11 классов. В исследовании приняли участие 159 учащихся: 9 класс - 82 человека, 10 класс - 46 человек, 11 класс -31 человек. Испытуемые были разделены по гендерным аспектам (табл. 1).

Таблица 1

Объект исследования

Испытуемые Показатели Юноши Девушки

Количество п=67 п=92

Возраст 15,4±0,95 15,6±0,82

Всего обследуемых 159

Результаты оценки компьютерной зависимости

Под компьютерной зависимостью понимают пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми [9]. Исследование компьютерной зависимости нами было проведено по методике Л.Н.Юрьевой и соавт. [11]. По этой методике в формировании компьютерной зависимости выделяют 4 стадии: наличие зависимости, риск развития зависимости, увлечённость и отсутствие риска развития зависимости.

Анализ результатов исследования выявил наличие компьютерной зависимости у 4,4% школьников, при этом доля лиц с наличием зависимости несколько выше среди юношей - для 4,5% юношей и 4,3% девушек характерно наличие зависимости от компьютера.

Риск развития зависимости наблюдается у 35,2% школьников, среди юношей в зоне риска оказалось 35,8% опрошенных, среди девушек - 34,8%. У 35,9% школьников наблюдается стадия увлечённости, причём увлечённых компьютером больше среди юношей - увлечённость наблюдается у 38,8% юношей и 33,7% девушек. У 24,5% школьников отсутствует риск развития зависимости, лиц с отсутствием риска развития зависимости больше среди девушек.

В целом, можно отметить, что у большинства учащихся наблюдается

стадия увлечённости компьютером и стадия риска развития зависимости.

Доля лиц с данными стадиями зависимости выше среди юношей. Лиц с отсутствием риска развития зависимости больше среди девушек, наличие зависимости наблюдается чаще всего у юношей.

Средний показатель компьютерной зависимости указывает на стадию риска развития компьютерной зависимости, и в гендерном плане не имеет значительных отличий - у юношей 21,3±6,8 балла у девушек 21,2±7,2 балла.

Результаты оценки игровой зависимости

Под термином «гемблинг» (gambling) понимается «азартная игра». Суть такого расстройства заключена в частых повторных эпизодах игры, доминирующих в жизни больного в ущерб профессиональным, социальным, материальным и семейным ценностям и обязательствам [1].

Оценка увлечения компьютерными играми проводилось по методике Такера (модифицированный и адаптированный психологом Коныгиной И.А.) [6]. По данной методике в игровой зависимости выделяют 3 стадии: высокая вероятность формирования зависимости, вероятность формирования зависимости и отсутствие негативных последствий от игр.

В результате исследования, было выявлено, что 20,1% школьников имеют высокую вероятность формирования игровой зависимости, при этом для лиц с высокой вероятностью формирования игровой зависимости наблюдается среди юношей - 37,3%, тогда как среди девушек таковых оказалось лишь 7,6%. Вероятность (риск) формирования зависимости выявлен у 34,6% школьников, риску формирования зависимости от игр девушки подвержены в большей степени, чем юноши - 43,5% и 22,4%, соответственно. Вероятность формирования зависимости от компьютерных игр у девушек в два раза выше (43,5%), чем у юношей (22,4%).

Отсутствие негативных последствий от компьютерных игр характерно для 45,3% школьников, среди девушек таковых оказалось 48,9%, среди юношей несколько ниже - 40,3%.

Средний показатель игровой зависимости у школьников составил 4,9±5,6 баллов (рис. 4), что указывает на вероятность формирования игровой зависимости. У юношей средний показатель игровой зависимости оказался достоверно (р<0,05) выше, чем у девушек (7,1±7,1 и 3,4±3,6 баллов, соответственно), что свидетельствуют о том, что юноши наиболее подвержены формированию зависимости от компьютерных игр нежели девушки. Чем выше показатель, тем серьёзнее могут быть проблемы; высока вероятность патологического гемблинга (формирования зависимости).

Результаты оценки мобильной зависимости

Мобильная зависимость - это состояние человека, при котором телефон становится предметом культа, человек бессознательно совершает звонок ради самого звонка, не осознавая своих действий или неспособен объяснить его причину [8].

Оценка мобильной зависимости проводилась методом анкетирования [5]. По методике выделяют следующие три стадии развития мобильной

зависимости: наличие зависимости, риск развития зависимости и отсутствие зависимости. Анализируя полученные данные можно отметить, что у 60,4% школьников обнаружено наличие зависимости, ещё у 27,0% школьников наблюдается стадия риска развития мобильной зависимости, и лишь у 12,6% школьников отсутствует зависимость от мобильного устройства.

Анализ результатов в гендерном аспекте, показывает, что лиц с наличием мобильной зависимости выше среди девушек. У 66,3% девушек обнаружено наличие мобильной зависимости, тогда как среди юношей таковых оказалось лишь 52,2%. Риск развития мобильной зависимости характерен для 31,4% юношей и 23,9% девушек. Не подвержены зависимости от мобильного телефона лишь 9,8% девушек и 16,4% юношей.

Средний показатель мобильной зависимости школьников составил -29,5±8,1 баллов, что указывает на пограничное состояние между стадией риска развития и наличия мобильной зависимости. Девушки имеют достоверно высокие (р<0,05) показатели мобильной зависимости по сравнению с юношами. Так, у юношей значение показателя составляет -27,7±8,9 балла, у девушек 30,8±7,4 балла (р<0,05).

Таким образом, больше половины школьников зависимы от мобильного устройства у многих наблюдается риск развития зависимости. Более подвержены мобильной зависимости девушки.

Результаты оценки субъективных компонентов зрительного утомления

Оценка субъективных компонентов зрительного утомления проводилась по методике Г.А.Сорокина (1998). На основании частоты и интенсивности девяти симптомов характерных для зрительного утомления: жжение в глазах, зуд в глазах, ощущение «песка в глазах», повышенная чувствительность к свету, резь в глазах, покраснение глаз, слезотечение, сухость глаз, ощущение «пелены перед глазами был рассчитан индекс зрительного дискомфорта (ИЗД). ИЗД, равный 22 баллам и более, является свидетельством выраженного зрительного переутомления [10].

Повышенный индекс зрительного утомления наблюдается у 36,5% школьников. Наиболее распространёнными симптомами являлись слезотечение и покраснение глаз с частотой 2,3±0,8 и интенсивностью 1,8±0,9 балла. На втором месте по распространенности находились симптомы сухости глаз с частотой 1,9±0,8 и интенсивностью 1,4±0,7 балла и рези в глазах с частотой 1,6±0,9 и интенсивностью 1,3±0,8 баллов. Наименьшее распространение имеют симптомы: жжение в глазах - с частотой 0,2±0,4 и интенсивностью 0,2±0,4 балла, зуд в глазах с частотой 0,4±0,6 и интенсивностью 0,1±0,3 балла, ощущение песка в глазах с частотой 0,8±1,0 и интенсивностью 0,6±0,7 баллов, ощущение пелены перед глазами с частотой 0,4±0,6 и интенсивностью 0,4±0,5 баллов, а также повышенная чувствительность к свету с частотой 1,0±1,0 и интенсивностью 0,9±0,8 баллов. Гендерный анализ показал, что среди юношей наиболее распространенными симптомами являются покраснение глаз 2,3±0,8 баллов с интенсивностью

1,7±0,9 баллов и слезотечение с частотой 2,2±0,8 баллов и интенсивностью 1,6±0,9 баллов. Далее по распространенности следуют симптомы: сухость глаз с частотой 1,9±0,9 баллов и интенсивностью 1,3±0,7 баллов и резь в глазах с частотой 1,3±0,9 баллов и интенсивностью 1,0±0,7 баллов. Наименее распространены симптомы: повышенная чувствительность к свету с частотой 1,0±1,1 и интенсивностью 0,9±0,8 баллов, ощущение песка в глазах с частотой 0,4±0,5 и интенсивностью 0,4±0,6 баллов, ощущение пелены перед глазами с частотой 0,2±0,6 и интенсивностью 0,2±0,4 балла, зуд в глазах с частотой 0,2±0,4 и интенсивностью 0,1±0,3 балла и жжение в глазах с частотой 0,1±0,3 и интенсивностью 0,1±0,3 балла.

Наиболее распространенными симптомами среди девушек является слезотечение - с частотой 2,3±0,8 и интенсивностью 1,8±0,9 баллов и покраснение глаз - с частотой 2,3±0,9 и интенсивностью 1,8±0,9 баллов. На третьем месте находятся сухость (частота 1,8±0,8 б., интенсивность 1,5±0,7 б.) и резь в глазах (частота 1,7±0,9 б., интенсивность1,5±0,8 б.). Наименее распространены симптомы: ощущение песка в глазах - с частотой 1,2±1,1 и интенсивностью 0,8±0,7 баллов, повышенная чувствительность к свету - с частотой 1,0±0,9 и интенсивностью 0,9±0,8 баллов, зуд в глазах - с частотой 0,5±0,7 и интенсивностью 0,1±0,3 баллов, ощущение пелены перед глазами с частотой 0,5±0,6 и интенсивностью 0,5±0,6 баллов и жжение в глазах с частотой 0,2±0,5 и интенсивностью 0,2±0,5 баллов.

Индекс зрительного утомления у юношей составил 15,8±8,3 баллов, у девушек 19,4±9,6 баллов. ИЗД больше 22 баллов обнаружено у 29,9% юношей и 34,7% девушек(рис.15-16).У юношей показатель ИЗД достоверно ниже, чем у девушек (р<0,05) это свидетельствует о том, что у девушек наиболее сильно развито зрительное утомление(рис.15-16). У юношей баллы по симптому ощущение песка в глазах 0,4±0,5 достоверно (р<0,05) ниже, чем у девушек 1,2±1,1. Баллы по симптому зуд в глазах у девушек (0,5±0,7) достоверно (р<0,05) выше, чем у юношей (0,2±0,4). Так же баллы по симптому резь в глазах у девушек (1,7±0,9) достоверно (р<0,05) выше, чем у юношей (1,3±0,9). Баллы по симптому ощущение пелены перед глазами у девушек (0,5±0,6) достоверно (р<0,05) выше, чем у юношей (0,2±0,6).

Заключение

Из полученных результатов следует, что компьютерная зависимость не является распространенной среди исследуемых респондентов, ей подвержены лишь 4,4% исследуемых лиц. Для 71,1% респондентов характерна тенденция к появлению зависимости. У 24,5% респондентов не обнаруживается компьютерная зависимость.

Чуть больше половины респондентов подвержены высокой вероятности и вероятности формирования зависимости от компьютерных игр - 54,7%. У 45,3% лиц отсутствуют негативные последствия от игр. Влиянию компьютерных игр больше подвержены юноши, нежели девушки.

Мобильная зависимость является самой распространенной среди

исследуемых респондентов, ей подвержены 60,4% лиц. Лишь 12,6% испытуемых не имеют зависимости от мобильного телефона. По тендерным различиям доля девушек с зависимостью от мобильного телефона достоверно выше (30,8±7,4) чем юношей (27,7±8,9) (р<0,05).

Индекс зрительного дискомфорта больше 22 баллов обнаружен у 32,8% юношей и 39,1% девушек. ИЗД юношей (17,6±10,7), достоверно ниже, чем у девушек(20,8±11,1)(р<0,05). Наиболее распространёнными симптомами являлись слезотечение и покраснение глаз.

Использованные источники:

1. Азарова, Е.А. Деструктивные формы семейного воспитания, актуальные проблемы современности, преступления последних времен: духовно -нравственный и криминофамилистический аспекты [Текст] /Е.А.Азарова. -Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005. - С.230.

2. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия [Текст] /О.Н.Арестова, Л.Н.Бабанин, А.Е.Войскунский // Вести Московского Университета. Серия Психология -2012. - №4. - С.14-20.

3. Гаврилова, Н.Л. Гаджет-зависимости у подростков как социально-педагогическая проблема [Текст] /Н.Л.Гаврилова //Повышение качества профессиональной подготовки специалистов социальной и образовательной сфер сборник научных статей - Витебск: Изд-во ВГУ, 2016. - С.34-37.

4. Горобец, В.А. Проявления гаджетозависимости у детей младшего школьного возраста [Текст] /В.А.Горобец, Т.П.Бакурова//Материалы IV региональной научно-практической конференции - 2017. - С.233-227.

5. Как выявить зависимость от компьютерных технологий у подростков /сост. Я.В.Маращук [Электронный ресурс] 2014. - Режим доступа: http ://tyrnovo.ucoz.ru/Bezopasnost/Intemet/testy.pdf - 4.10.18.

6. Коныгина, И.А. Программа первичной профилактики компьютерной и игровой зависимости как необходимое условие психологического здоровья несовершеннолетних [Электронный ресурс] - Режим доступа http://deti.jofo.me/325827.html - 23.11.2018г.

7. Максимов, А.С. Диагностика влияния рисков интернет-пространства при использовании школьниками старшего подросткового возраста гаджетов [Текст] /А.С. Максимов, Л.М.Мануйлова// Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2018. - № 1(31). - С.94-100.

8. Мобильная зависимость [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://vsenovoe.info/mobilnaya-zavisimost/ - 07.05.2019.

9. Словарь психоаналитических терминов и понятий /ред. Э.Борнесс, Э.Мура Д.Ф.Бернард// -М.: Класс, - 2000, - 304с.

10.Сорокин, Г.А., Интегральная оценка субъективных симптомов для выявления хронического зрительного, двигательного и неспецифического переутомления работающих [Текст] /Г.А.Сорокин //Медицина труда и промышленная экология. 1998. - № 11. - С.15-19.

11.Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика,

коррекция и профилактика [Текст] /Л.Н.Юрьева, Т.Ю.Больбот-Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.