Научная статья на тему 'Определение влияния компьютерной зависимости на формирование тревожно-депрессивных расстройств у школьников'

Определение влияния компьютерной зависимости на формирование тревожно-депрессивных расстройств у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
435
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / КИБЕРАДДИКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ИНТЕРНЕТ / ТРЕВОГА / ДЕПРЕССИЯ / ПОДРОСТКИ / СУИЦИД/ / ADDICTION / COMPUTER ADDICTION / GAMBLING ADDICTION / CYBER-ADDICTION / INTERNET ADDICTION / INTERNET / ANXIETY / DEPRESSION / TEENAGERS / SUICIDE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касьянова Юлия Александровна, Бекенева Любовь Викторовна

Подростковый и юношеский возрастные периоды являются одними из наиболее существенных факторов риска по формированию различных зависимостей. В последнее время в связи с компьютеризацией общества широкое распространение получила кибераддикция, которой более подвержены школьники ввиду неокрепшей психики. Интернет становится центром их внимания, происходит потеря интереса к жизни, появляется ощущение пустоты и раздражительность при отсутствии возможности выхода в виртуальную реальность. Такое состояние обусловливает возникновение социально-психологической дезадаптации, тревожно-депрессивных расстройств, которые, в свою очередь, являются благоприятной почвой для развития суицидального поведения. Актуальность данной темы обусловлена ежегодным ростом количества пользователей цифровых технологий во всем мире, неизбежно ведущим к увеличению численности интернет-зависимых. Целью работы является выявление влияния компьютерной зависимости на возникновение тревожно-депрессивных расстройств, а основными задачами выявление распространенности кибераддикции, а также определение уровня тревоги и депрессии у учащихся средних общеобразовательных школ. В исследовании применены методы тестирования по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) и анкетирования по специально разработанному опроснику. В результате анализа полученных данных обнаружено, что у 29 % школьников имеется зависимость от интернета и компьютерных технологий. Все учащиеся школы, имеющие признаки кибераддикции, имели высокий уровень тревожной депрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINING THE INFLUENCE OF COMPUTER DEPENDENCE ON FORMATION OF ANXIETY-DEPRESSIVE DISORDERS IN SCHOOLCHILDREN

Adolescence and youth is one of the most significant risk factors for the formation of various dependencies. Recently, due to the computerization of society, cyber-addiction has become widespread, to which schoolchildren are more susceptible due to their fragile psyche. The Internet is becoming the center of their attention; there is a loss of interest in life; with noaccess to the virtual reality, there appears a feeling of emptiness and irritability. These conditions result in socio-psychological maladaptation and anxiety-depressive disorders, which, in turn, are favorable soil for the development of suicidal behavior. The relevance of this topic is due to the annual increase in the number of digital technology users worldwide, which inevitably leads to an increase in the number of Internet addicts. The aim of the work is to identify the effect of computer addiction on the occurrence of anxiety-depressive disorders, and the main tasks are to reveal the prevalence of cyber addiction, as well as to determine the level of anxiety and depression in schoolchildren. The study used the hospital anxiety and depression scale test method (HADS) and a questionnaire method using a specially designed questionnaire. The analysis of the obtained data showed that 29 % of schoolchildren are addicted to the Internet and computer technology. All students with signs of cyber addiction have a high level of anxiety depression.

Текст научной работы на тему «Определение влияния компьютерной зависимости на формирование тревожно-депрессивных расстройств у школьников»

УДК 616.89

Ю.А. Касьянова, Л.В. Бекенева

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТРЕВОЖНО-ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Подростковый и юношеский возрастные периоды являются одними из наиболее существенных факторов риска по формированию различных зависимостей. В последнее время в связи с компьютеризацией общества широкое распространение получила кибераддикция, которой более подвержены школьники ввиду неокрепшей психики. Интернет становится центром их внимания, происходит потеря интереса к жизни, появляется ощущение пустоты и раздражительность при отсутствии возможности выхода в виртуальную реальность. Такое состояние обусловливает возникновение социально-психологической дезадаптации, тревожно-депрессивных расстройств, которые, в свою очередь, являются благоприятной почвой для развития суицидального поведения.

Актуальность данной темы обусловлена ежегодным ростом количества пользователей цифровых технологий во всем мире, неизбежно ведущим к увеличению численности интернет-зависимых.

Целью работы является выявление влияния компьютерной зависимости на возникновение тревожно-депрессивных расстройств, а основными задачами - выявление распространенности кибераддикции, а также определение уровня тревоги и депрессии у учащихся средних общеобразовательных школ. В исследовании применены методы тестирования по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) и анкетирования по специально разработанному опроснику.

В результате анализа полученных данных обнаружено, что у 29 % школьников имеется зависимость от интернета и компьютерных технологий. Все учащиеся школы, имеющие признаки кибераддикции, имели высокий уровень тревожной депрессии.

Ключевые слова: зависимость, компьютерная зависимость, игровая зависимость, кибераддикция, интернет-зависимость, интернет, тревога, депрессия, подростки, суицид/

J.A. Kasyanova, L.V. Bekeneva

DETERMINING THE INFLUENCE OF COMPUTER DEPENDENCE ON FORMATION OF ANXIETY-DEPRESSIVE DISORDERS IN SCHOOLCHILDREN

Abstract. Adolescence and youth is one of the most significant risk factors for the formation of various dependencies. Recently, due to the computerization of society, cyber-addiction has become widespread, to which schoolchildren are more susceptible due to their fragile psyche. The Internet is becoming the center of their

КАСЬЯНОВА Юлия Александровна - ординатор II года по специальности «Психиатрия», Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Адрес: 677001, Республика Саха (Я), г. Якутск, ул. Богдана Чижика, 16, кв. 62. Контактный телефон: 89142260510. E-mail: yulichka_k@bk.ru.

KASYANOVA Julia Aleksandrovna - 2nd-year Psychiatry clinical intern, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. Address: 677001, Sakha Republic, Yakutsk, ul. Bogdana Chizhika, 16, kv. 62. Phone: +79142260510. E-mail: yulichka_k@bk.ru.

БЕКЕНЕВА Любовь Викторовна - канд. мед. наук, доцент кафедры «Неврология и психиатрия», Медицинский институт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова». Почтовый индекс: 677014, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Борисовка 2, корпус 1, кв. 4. Контактный телефон: 89245699916. E-mail: lyubava00@mail.ru

BEKENEVA Lyubov Viktorovna - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Neurology and Psychiatry, Institute of Medicine, M.K. Ammosov North-Eastern Federal. Address: 677014, Sakha Republic, Yakutsk, Borisovka 2, korp. 1, kv. 4. Phone: +79245699916. E-mail: lyubava00@mail.ru

attention; there is a loss of interest in life; with noaccess to the virtual reality, there appears a feeling of emptiness and irritability. These conditions result in socio-psychological maladaptation and anxiety-depressive disorders, which, in turn, are favorable soil for the development of suicidal behavior. The relevance of this topic is due to the annual increase in the number of digital technology users worldwide, which inevitably leads to an increase in the number of Internet addicts.

The aim of the work is to identify the effect of computer addiction on the occurrence of anxiety-depressive disorders, and the main tasks are to reveal the prevalence of cyber addiction, as well as to determine the level of anxiety and depression in schoolchildren. The study used the hospital anxiety and depression scale test method (HADS) and a questionnaire method using a specially designed questionnaire.

The analysis of the obtained data showed that 29 % of schoolchildren are addicted to the Internet and computer technology. All students with signs of cyber addiction have a high level of anxiety depression.

Keyboards: addiction, computer addiction, gambling addiction, cyber-addiction, internet addiction, Internet, anxiety, depression, teenagers, suicide.

Введение

Давно известно, что подростковый и юношеский возраст представляет собой один из наиболее существенных факторов риска по развитию расстройств поведения, связанных с формированием зависимости от психоактивных веществ [1, с. 31]. В последнее время в связи с развитием цифровых технологий широкое распространение получили формы аддиктивного поведения, не связанные с употреблением ПАВ, и одной из них является кибераддикция.

Проблема компьютерной зависимости обусловлена тем, что современные школьники много времени проводят за компьютером и интернетом. Если предыдущее поколение было поколением, читающим книги, то современное получает огромные и разнообразные потоки информации через видеоряд. Подсчитано, что современный человек за неделю получает столько информации, сколько человек средневековья за всю свою жизнь [2].

Термин «компьютерная зависимость» предложил американский психиатр и психофармаколог Айвен Голдберг в 1995 г., вложив в него представление о поведении со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь [3].

Основными типами компьютерной зависимости являются: 1) зависимость от сети «Интернета» (сетеголизм); 2) зависимость от компьютерных игр (кибераддикция).

В настоящее время цифровые технологии предлагают неиссякаемые возможности: безграничное общение в социальных сетях, онлайн-покупки, выполнение школьных заданий, изучение языков, графических редакторов и даже дистанционное обучение различным специальностям. На первый взгляд отрицательных моментов в этом быть не может. Но необъятные просторы всемирной паутины таят в себе опасность погрязнуть в виртуальном мире, тогда как окружающий начинает уходить на второй план. Развивается навязчивый вэб-серфинг - бесконечное листание информационных и развлекательных ресурсов без какой-либо осознанной причины. Интернет становится центром внимания, развивается компьютерная зависимость, которой больше подвержены школьники, ввиду неокрепшей психики. Они теряют интерес к жизни, если у них отсутствует соединение с интернетом. Появляются ощущение пустоты и раздражительность. Чувства эйфории и удовольствия они ощущают только тогда, когда открывают свои любимые сайты или запускают игры. В результате данного состояния возникает социально-психологическая дезадаптация, тревожно-депрессивные расстройства, которые являются основными индикаторами психического здоровья школьников.

Депрессия, в свою очередь, явная или маскированная, является психологическим фактором в происхождении суицидального поведения [4]. По данным главного внештатного детского психиатра, за 2017 г. по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 11 случаев суицидов среди несовершеннолетних, что на 1 человека больше чем в 2016 г. Наиболее высокий уровень самоубийств отмечается в городах Якутске - 4 случая, Нерюнгри - 3 случая.

Проявления компьютерной зависимости также могут выражаться в нарушении зрения, авитаминозе, неправильном питании, гиподинамии, что является благоприятной почвой для развития соматических расстройств.

Признаки и симптомы компьютерной зависимости, по Н.И. Алтухову, К.Ю. Галкину: 1) изменение актуального психического состояния в сторону эйфории при контакте с компьютером или «предвкушении» контакта; 2) исчезновение контроля времени, проводимого за компьютером; 3) стремление к увеличению времени взаимодействия с компьютером; 4) раздражение, угнетенность, ощущение «пустоты» при невозможности контакта с компьютером; 5) использование компьютера или других гаджетов для изменения актуального психического состояния со знака «-» на знак «+»; 6) возникновение проблем во взаимоотношениях в микросоциальных группах; 7) вегето-висцеральные признаки (сухость глаз, запоры, исчезновение аппетита) [5].

Актуальность данной темы обусловлена ежегодным ростом количества пользователей компьютера и интернета во всем мире. Аналитическое агентство We Are Social и крупнейшая SMM-платформа Hootsuite совместно подготовили пакет отчетов о глобальном цифровом рынке Global Digital 2018. По представленным в отчетах данным, сегодня во всем мире интернетом пользуется более 4 миллиардов человек. Больше половины населения земного шара теперь онлайн. Самые высокие темпы роста наблюдаются в Африке — количество пользователей интернета на континенте увеличилось больше чем на 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [6].

Целью исследования является определение влияния кибераддикции на возникновение и уровень тревожно-депрессивных расстройств у школьников.

Материалы и методы

Проведено сплошное анонимное анкетирование среди учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы № 21 г. Якутска, в котором приняло участие 387 чел. Из них 346 чел. согласились пройти тестирование на наличие тревоги и депрессии.

Метод анкетирования: разработана анкета с вопросами, касающимися симптомов кибераддикции: 1. Играешь ли ты в свободное время в различные игры на компьютере, телефоне, планшете? 2. Какое количество времени в день ты тратишь на игры? 3. Когда играешь, испытываешь ли ты какое-нибудь из этих чувств: счастье, радость, напряжение, расслабление, злость? 4. Когда долго не играешь, испытываешь ли ты какое-нибудь из этих чувств: дискомфорт беспокойство, подавленность, чувство пустоты? 5. Отмечаешь ли ты в последнее время ухудшение здоровья? 7. Есть ли у твоих родителей зависимость от курения, алкоголя, интернета, компьютерных игр?

Метод тестирования: госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS), предназначенная для скринингового выявления тревоги и депрессии.

В статистическую оценку включен дескриптивный анализ числовых характеристик признаков (средние значения, стандартные отклонения) и их распределений. При сравнении независимых групп по количественным признакам применяли непараметрический критерий х2 Пирсона. Для анализа взаимосвязи между изучаемыми переменными проведен корреляционный анализ по Спирмену. Результаты считались статистически значимыми при р < 0,05.

Результаты и обсуждения

Проведено анонимное анкетирование на наличие кибераддикции среди учащихся 5-11 классов средней общеобразовательной школы № 21. Общее количество анкетируемых - 387 человек: 201 мальчик и 186 девочек.

Во время анкетирования определялись следующие симптомы компьютерной зависимости: толерантность, психическая зависимость, «сухая абстиненция», вегето-висцеральные нарушения.

Таблица 1

Формирование проявлений компьютерной зависимости у школьников

Класс Пол Выраженная толерантность Симптом психической зависимости Симптом «сухой абстиненции» Вегето-висцеральные проявления

Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.

5 класс Мальчики 10 % 3 93 % 27* 24 % 7 10 % 3

Девочки 4 % 1 85 % 23* 22 % 6 26 % 7

6 класс Мальчики 27 % 7* 88 % 24* 23 % 6 15 % 4

Девочки 21 % 6* 67 % 19* 14 % 4 21 % 6

7 класс Мальчики 31 % 9* 97 % 28* 7 % 2 10 % 3

Девочки 6 % 2 69 % 24* 17 % 6 9 % 3

8 класс Мальчики 22 % 8 89 % 32* 17 % 6 22 % 8

Девочки 3 % 1 69 % 20* 14 % 4 21 % 6

9 класс Мальчики 25 % 9 95 % 34* 17 % 6 8 % 3

Девочки 0 % 0 56 % 15* 11 % 3 26 % 7

10 класс Мальчики 19 % 5 85 % 23 0 % 0 22 % 6

Девочки 10 % 2 50 % 10 10 % 2 20 % 4

11 класс Мальчики 17 % 3 94 % 17 6 % 1 22 % 4

Девочки 5 % 1 80 % 16 5 % 1 40 % 8

ИТОГО Мальчики 22 % 44 92 % 185 14 % 28 15 % 31

Девочки 7 % 13 68 % 127 14 % 26 22 % 41

х2 р 12,813 <0,001 3,781 <0,05 0,018 0,99 1,916 0,167

Примечание: * при р<0,05

Формирование «толерантности» при кибераддикции у школьников определяется количеством времени в сутки, которое тратят школьники на компьютерные игры и интернет. В группу риска входят 20 % учащихся, которые находятся в виртуальном мире более 5 часов. Наибольшая часть школьников (51 %) проводит за компьютером 2-4 часа, что является необходимым для выполнения домашнего задания и подготовки к занятиям в целом. 29 % учащихся утверждают, что используют компьютеры и иные гаджеты менее одного часа в сутки (табл. 1).

У детей и подростков происходит быстрое формирование психической зависимости от компьютерных игр и интернета, они привыкают перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. Помимо аддикции, дети, ввиду неокрепшей психики, легко поддаются негативному влиянию различных социальных сетей и, на первый взгляд, безобидных игр. Из табл. 1 видно, что симптом психической зависимости наиболее выражен среди мальчиков, имея при этом приблизительно равные значения во всех возрастных категориях, со средним значением - 91 %. Среди девочек данный показатель значительно ниже, со средним значением 68 %, варьируя при этом от 50 % до 85 %, в зависимости от класса, в котором учатся анкетируемые.

Толерантность и психический комфорт при проведения времени за компьютером являются достоверно значимыми и патогномоничными симптомами компьютерной зависимости (критерий х2 - 12,8 и 3,78 соответственно, при р<0,05), причем в старших классах отмечается снижение психической зависимости, а наиболее выраженные признаки киббераддикции наблюдаются у школьников 6 и 7 класса.

«Сухая абстиненция» у школьников с компьютерной зависимостью проявляется чувством дискомфорта и пустоты, беспокойством, подавленностью, встречается в 14 % случаев и не зависит от пола (табл. 1). Наиболее выражены данные расстройства у учащихся 5-6 классов и наблюдаются у 19 % анкетируемых.

Среди обследуемых школьников, наблюдались вегето-висцеральные проявления (рис. 1) в виде сухости или жжения глаз, снижения аппетита, запоров, которые возникают в результате длительного нахождения за компьютером. Данные расстройства могут свидетельствовать о наличии «физической зависимости», которые в большой степени встречаются у девочек - 22 %. У мальчиков этот показатель равен 15 %.

При анализе данных тестирования по госпитальной шкале тревоги и депрессии (HADS) нами было выявлено, что в подавляющем большинстве аффективные симптомы были представлены тревожной депрессией - 111 из 346 школьников - 32 % (рис. 1).

Субклиническая Клиническая Субклиническая Клиническая тревога тревога депрессия депрессия

■ Мальчики ■ Дев очки

Рис. 1. Характеристика тревожно-депрессивных расстройств по шкале HADS среди учащихся 5-11 классов

Признаки клинической депрессии были выявлены в среднем у 10 % девочек и 11 % мальчиков, с большим преимуществом возрастной группы 11-13 лет (от 9 % до 28). В 8-9 классах данный показатель среди девочек не обнаружен, а среди мальчиков имеет среднее значение 10 %. В старших классах (10-11) клиническая депрессия выявлена в меньшей степени (от 6 % до 10 %). Субклиническая депрессия имеет высокие показатели среди всех классов и не зависит от пола, что, возможно, связано с учебной нагрузкой.

Уровень выраженной тревожности во всех возрастных группах достаточно высок и составляет в среднем 30 % у девочек и 14 % у мальчиков. Субклиническая тревога определяется максимальными значениями в 5-7 классах со средним значением 23 %. В 8-9 классах этот показатель равен 18 %, а в 10-11 классах - 17 %, соответственно.

Заключение

Зависимость от интернета и компьютерных технологий обнаружена у 29 % школьников. Все учащиеся школы, имеющие признаки кибераддикции, имели высокий уровень тревожной депрессии. В свою очередь, депрессивные расстройства влияют на качество жизни, развитие психосоматических заболеваний, а также являются почвой для развития агрессивного и ауто-агрессивного поведения подростков.

Наиболее высокий риск развития кибераддикции (23 %) и выраженных тревожно-депрессивных расстройств (21 %) выявляется в пубертатном периоде от 11 до 13 лет, что связано с личностной незрелостью, а также отсутствием самоконтроля за длительность пребывания за компьютером, значительной вовлеченностью в игровую деятельность и «виртуальную реальность».

В возрастном промежутке 14-15 лет выявляется высокий уровень ситуационной тревоги (18 %), которая в этом возрасте связана с просыпающимся сексуальным сознанием, вносящим в душу нервозность, беспокойство, внутреннее возбуждение. В этом возрасте дети склонны к опасным авантюрам. Компьютерная зависимость может повлиять на уровень тревоги только в случае поощрения различных проступков с раннего возраста, отсутствия должного воспитания и родительского контроля, наличия психического расстройства.

В возрасте от 16 до 18 лет юноши и девушки только вступают в будничную пору своей жизни. Обнаружение выраженных тревожно-депрессивных расстройств не связано с компьютерной зависимостью, а может быть следствием становления личности, «юношеского максимализма», повышенной учебной нагрузкой, предстоящими выпускными экзаменами и решением дальнейшей судьбы.

Литература

1. Вострокнутов, Н.В., Пережогин, Л.О. Зависимость от персонального компьютера, компьютерных игр и Интернета в детской психиатрической практике / Н.В. Вострокнутов, Л.О. Пережогин // Практическая медицина. - 2014. - № 38. - С. 31.

2. Обжорин, A.M. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости в современной школе / A.M. Обжорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 1 (6). - С. 79.

3. Лопеш Эвелин де Алмейда, Передерий, Н.А. Исследование интернетйзависимости среди школьников / Лопеш Эвелин де Алмейда, Н.А. Передерий // Бюллетень медицинских ИнтернетПконференций.

- 2014. - Том 4, № 11. - С. 1243.

4. Дуткин, М.П. Флюктуация суицидального поведения населения севера Российской Федерации: дис. ... канд. филос. наук. Якутск, 2009. 36 с.

5. Лихван, А.В., Мозговая, Н.Н. Особенности психологического пространства личности школьников, зависимых от компьютерных игр / А.В. Лихван, Н.Н. Мозговая // Инновационная наука. - 2017. - № 1-2.

- С. 194.

6. Интернет 2017-2018 в мире и в России: статистика и тренд [Электронный ресурс] / Перевод статьи, опубликованной на сайте аналитического агентства We Are Social, и интерпретация результатов исследования Digital in 2018 in Eastern Europe. - авт. статьи, Юлия Сергеева - 2018 г. - Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ - Загл. с экрана.

References

1. Vostroknutov, N.V., Perezhogin, L.O. Zavisimost' ot personal'nogo komp'yutera, komp'yuternyh igr i Interneta v detskoj psihiatricheskoj praktike / N.V. Vostroknutov, L.O. Perezhogin // Practic medicineM. - 2014 № 38, s. 31

2. Obzhorin, A.M. Profilaktika komp'yuternoj i internet-zavisimosti v sovremennoj shkole / A.M. Obzhorin // Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. - 2011. - № 1 (6). - S. 79

3. Lopesh Evelin de Almejda, Perederij, N.A. Issledovanie internetDzavisimosti sredi shkol'nikov / Lopesh Evelin de Almejda, N.A. Perederij // Byulleten' medicinskih InternetDkonferencij. - 2014. - Tom 4, № 11. -S. 1243.

4. Dutkin, M.P. Flyuktuaciya suicidal'nogo povedeniya naseleniya severa Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. filos. nauk. YAkutsk, 2009. 36 s.

5. Lihvan, A.V., Mozgovaya, N.N. Osobennosti psihologicheskogo prostranstva lichnosti shkol'nikov, zavisimyh ot komp'yuternyh igr / A.V. Lihvan, N.N. Mozgovaya // Innovacionnaya nauka. - 2017. - № 1-2. -S. 194.

1. 6. Internet 2017-2018 v mire i v Rossii: statistika i trend [Elektronnyj resurs] / Perevod stat'i, opublikovannoj na sajte analiticheskogo agentstva We Are Social, i interpretaciya rezul'tatov issledovaniya Digital in 2018 in Eastern Europe. - avt. stat'i, YUliya Sergeeva - 2018 g. - Rezhim dostupa: https://www.web-canape.ru/business/ internet-2017-2018-v-mire-i-v-rossii-statistika-i-trendy/ - Zagl. s ekrana.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.