Научная статья на тему 'Психофизиологические показатели зрительного утомления у студентов – пользователей ПК: 1. Субъективные компоненты'

Психофизиологические показатели зрительного утомления у студентов – пользователей ПК: 1. Субъективные компоненты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КОМПЬЮТЕР / ЗРИТЕЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЖАЛОБЫ / STUDENTS / COMPUTER / VISUAL FATIGUE / SUBJECTIVE COMPONENT / COMPLAINTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмадеев Рустэм Раисович, Мусалимова Рида Сагитовна

Скрининговое исследование субъективных компонентов зрительного утомления, проведенное у студентов – пользователей персональными компьютерами модифицированным методом определения индекса зрительного дискомфорта показало высокую распространенность компьютерного зрительного синдрома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ахмадеев Рустэм Раисович, Мусалимова Рида Сагитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF VISUAL FATIGUE OF STUDENTS WHO USE PERSONAL COMPUTERS.1: SUBJECTIVE COMPONENTS

Screening research of the subjective components of visual fatigue which is conducted of 118 students who use of personal computers (PC) modified method which is the specific index of visual discomfort which was showed by large prevalence of computer visual syndrome (CVS). Symptoms of expressing visual discomfort discovered by 22,5% females of control group, in observation group – has 16,3% males and 17,4% females.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические показатели зрительного утомления у студентов – пользователей ПК: 1. Субъективные компоненты»

Р.Р. Ахмадеев, Р.С. Мусалимова

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПК: 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Ключевые слова: студенты, компьютер, зрительное утомление, субъективный компонент, жалобы.

Аннотация: Скрининговое исследование субъективных компонентов зрительного утомления, проведенное у студентов - пользователей персональными компьютерами модифицированным методом определения индекса зрительного дискомфорта показало высокую распространенность компьютерного зрительного синдрома.

В ходе совместной научной сессии шести академий наук России, состоявшейся в октябре 2010 года под девизом «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства» отмечалось существенное изменение структуры здоровья детей и подростков за последние десять лет. Среди факторов, негативно влияющих на здоровье участников образовательного процесса, ведущие специалисты этого форума указали компьютерные средства обучения, которые приводят к быстрому развитию общего и зрительного утомления [2]. Из этого вытекает актуальность дальнейших исследований механизмов зрительного утомления при пользовании персональными компьютерами (ПК), необходимость разработки и совершенствования методов оценки функционального состояния зрительной системы и мер профилактики общего и зрительного утомления. С учетом вышеизложенного нами исследовалось развитие у студентов зрительного утомления при пользовании ПК.

Дизайн и методы исследования. Всего обследовано 118 студентов 1-го курса Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Контрольную группу (12 юношей и 40 девушек в возрасте 17-19 лет) составили студенты естественногеографического факультета (ЕГФ), в учебном процессе которых ПК применяются лишь периодически, в основном для тестирования. В группу наблюдения (43 юноши и 23 девушки в возрасте 17-20 лет) включили студентов Института профессионального образования и информационных технологий (ИПОИТ), обучение которых базируется на использовании ПК в учебном процессе. Для количественной оценки субъективных компонентов зрительного утомления, на основе метода Г.А. Сорокина, нами разработана специальная форма анкеты, состоящей из двух частей: первая отражала качество зрительного здоровья и включала паспортные и анамнестические данные (стаж пользования, соблюдение гигиенических и эргономических норм при пользовании ПК, виды работы на ПК и нарушения со стороны зрительного анализатора); вторая - основная - состояла из вопросов, направленных на определение индекса зрительного дискомфорта (ИЗД), который обобщает частоту и выраженность девяти симптомов: жжение в глазах, зуд в глазах, ощущение «песка в глазах», повышенная чувствительность к свету, резь в глазах, покраснение глаз, слезотечение, сухость глаз, ощущение «пелены перед глазами). ИЗД, равный 22 баллам и более, считается сви-

детельством выраженного зрительного переутомления [5].

Расчет ИЗД производили по формуле:

ИЗД = £4i X И + Ki,

где ИЗД - индекс зрительного дискомфорта;

4i - частота проявления i-го симптома;

И - интенсивность проявления i-го симптома;

Ki - добавочный коэффициент i-го симптома.

Далее по частоте и выраженности четырнадцати симптомов (двоение предметов, трудности переноса взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот, снижение остроты зрения, снижение общей работоспособности, снижение внимания, ухудшение памяти, повышение раздражительности, нарушение сна, боль в запястьях и пальцах, боль в пояснице, боль в плечах, головная боль, дискомфорт в воротниковой зоне, общее утомление) рассчитали индекс перенапряжения (ИП). Чем больше значение индекса, тем выше уровень перенапряжения.

Расчет ИП производили по формуле:

ИП= £4i x и^

где ИП - обобщенный индекс перенапряжения;

4i - частота проявления i-го симптома;

И - интенсивность проявления i-го симптома.

Анкетирование студентов проводилось в первой половине дня (с добровольного согласия испытуемых) в унифицированных условиях. Результаты исследования обрабатывались пакетом программ STATISTICA (Stat Soft версия 6.1), в качестве основных показателей для сравнительного анализа применяли значение средней величины (М), стандартной ошибки средней величины (m), уровень достоверности (p) определяли по стандартному критерию Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют том, что студенты группы наблюдения (ИПОИТ) имеют больший стаж работы на ПК, чем студенты контрольной группы (ЕГФ), причем у юношей стаж пользования больше, чем у девушек. Оценка гигиенических аспектов пользования ПК показала, что у студентов группы наблюдения среднее ежедневное время пользования ПК вдвое выше по сравнению с контрольной группой (у юношей в контрольной группе - 2,50±1,29 час в группе наблюдения -5,69±3,35 час, p<0,05; у девушек в контрольной группе - 3,00±1,73 час в группе наблюдения

- 5,56±2,01 час, p<0,05). Продолжительность непрерывной работы у студентов ИПОИТ также выше, чем у студентов ЕГФ.

Согласно мнению большинства авторов, на особенности и выраженность зрительного утомления влияют не только продолжительность, но и характер работы на ПК [1; 3; 11]. В связи с этим, интересным представляется то, что у юношей ЕГФ работа с ПК большей частью связана с творческой деятельностью в режиме диалога с ПК, на втором месте - деятельность, связанная со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, на третьем месте - ввод информации. У девушек ЕГФ работа с ПК большей частью связана со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, на втором месте - творческая деятельность в режиме диалога с ПК и на третьем месте

- ввод информации. У студентов ИПОИТ (как у юношей, так и у девушек) работа с ПК большей частью связана со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, а также с творческой деятельностью в режиме диалога с ПК, на втором месте - деятельность, связанная с вводом информации. В целом, в структуре видов выполняемых работ на ПК, у студентов обеих групп преобладает доля пользования Интернет и игр на компьютере, причем доля пользователей Интернет больше среди студентов ИПОИТ. Кроме того, среди студентов ИПОИТ больше доля лиц, которые занимаются программированием и вводом информации, а также работающих с текстовым редактором.

Представленные выше данные согласуются с результатами исследований отечест-

венных и зарубежных исследований: так, по данным отдельных авторов [9], корреляции между стажем или ежедневной продолжительностью пользования ПК, с одной стороны, и астенопией - с другой, отсутствует, но, согласно большинству публикаций, такая связь имеется. Еще в первой половине 80-х годов прошлого века было установлено, что при превышении продолжительности работы на видеотерминалах более тридцати минут на признаки астенопии указывали 66 % пользователей ПК против 47 % пользователей, работавших менее тридцати минут без перерыва [8]. В наших исследованиях статистически значимая корреляционная связь между средним ежедневным пользованием ПК и показателями ИЗД и ИП обнаруживается только у девушек контрольной группы. Как положительное можно отметить, что подавляющее большинство (от 58,1 до 91,3 %) опрошенных студентов соблюдают эргономические нормы и правила пользования ПК (от 75,0 % до 93,1 %) и считают, что их рабочее место за компьютером хорошо организовано (от 69,6 % до 83,3 %). В частности, от 75 % до 91,3 % студентов делают перерывы при работе на ПК. Достоверные различия в этом показателе обнаружены у юношей контрольной группы и группы наблюдения (15,2±10,3 мин и 22,5± 13,1 мин, соответственно; р<0,05), а также у юношей и девушек в группе наблюдения (15,8±9,9 и 22,5± 13,1, соответственно; р<0,05).

При исследовании субъективных компонентов зрительного утомления существенную роль сыграл метод расчета индекса зрительного дискомфорта Г.А. Сорокина (1998), согласно которому средние значения ИЗД у работников прецизионного зрительного труда (точная сборка, микромонтаж) и у операторов, работающих с видеотерминалами, были приблизительно одинаковыми и составляли 10-12 баллов, что согласуется с результатами наших исследований. У юношей группы наблюдения ИЗД варьировал в пределах 0-46 и в среднем составил 11 баллов; у девушек, соответственно, - 0-38 и в среднем - 10 баллов. Выраженные признаки зрительного переутомления (22 балла и выше) обнаружены у 16,3 % юношей и 17,4 % девушек группы наблюдения.

Индекс зрительного дискомфорта юношей контрольной группы варьировал в пределах 0-12 и в среднем составил 3 балла; у девушек - 1-42 и в среднем - 14 баллов; таким образом ИЗД девушек достоверно (р<0,05) выше, чем у юношей. Выраженные признаки зрительного дискомфорта характерны для 22,5 % девушек контрольной группы, среди юношей таковых не выявлено.

Индекс общего перенапряжения у юношей контрольной группы составил в среднем 7 баллов, у девушек 18 баллов, в группе наблюдения - 18 и 16 баллов соответственно. Индекс перенапряжения в контрольной группе у девушек достоверно выше, чем у юношей (р<0,05). Признаки общего перенапряжения характерны для 75 % юношей и 90 % девушек контрольной группы (в группе наблюдения - для 86,1 % юношей и 82,6 % девушек)

Значения индекса зрительного дискомфорта свидетельствуют о развитии слабой и средней степени зрительного утомления у обследованных студентов. Выявленные нами более высокие показатели зрительного дискомфорта и общего перенапряжения у девушек

- пользователей ПК также хорошо согласуются с данными бразильских [10], индийских [7] и японских [11] исследователей. Согласно итальянским исследованиям, проведенным еще в 80-е годы, у пользователей ПК наиболее часто возникают аномалии рефракции. Так, изменения остроты зрения были обнаружены у 63,5 % операторов, причем в 36 % случаев обследованные не сознавали нарушений, 62,5 % операторов жаловались на субъективные признаки астенопии, у 20 % операторов обнаружено существенное ухудшение рефракции [8]. Кроме того, выявлена более высокая вероятность развития астенопии у лиц с аномалиями рефракции [6], а также повышенный риск развития серьезных симптомов синдрома сухого глаза при использование контактных линз [12].

Наши исследования свидетельствуют, что доля студентов с выявленными офтальмологическими нарушениями (главным образом - миопией) в контрольной группе составила 25 % среди юношей и 42,5 % среди девушек; в группе наблюдения - у юношей - 34,9 %, у девушек - 30,4 %. Лишь небольшая часть студентов с выявленными нарушениями пользуются средствами оптической коррекции зрения (в контрольной группе - 8,3 % юношей и

27,5 % девушек; в группе наблюдения - 13,9 % юношей и 21,7 % девушек).

В контексте данного исследования важно, что определенные жалобы на зрительный дискомфорт отражают различные компоненты и механизмы зрительного утомления, что достаточно обстоятельно представлено в работах А.Н. Разумова [4] и других отечественных и зарубежных авторов. Не имея возможности провести подробный анализ указанных работ, отметим в наиболее общем виде, что покраснение глаз, чувство «песка» в глазах, сухость глаз или наоборот - слезотечение, учащение мигания являются, прежде всего, признаками раздраженной конъюнктивы, что часто наблюдается у пользователей ПК. Затруднение фокусировки, двоение изображения, «усталость глаз» свидетельствуют прежде всего об аккомодационной астенопии; светобоязнь, нарушение цветового зрения, пелена перед глазами, мушки, мелькания с большой вероятностью свидетельствуют о развитии и преобладании нейросенсорных факторов зрительного утомления. И, наконец, психоэмоциональные расстройства в сочетании с изменениями зрительного внимания, зрительной памяти свидетельствуют о функциональных изменениях высших отделов зрительного анализатора (следует подчеркнуть, что знание данных механизмов имеет важное практическое значение для диагностики и профилактики зрительного переутомления).

Проведенное исследование и сравнение показателей контрольной группы и группы наблюдения позволяют сделать выводы, что работа на компьютере сопровождается не только напряжением зрительного анализатора, но и развитием общего утомления. Об этом свидетельствуют, прежде всего, частота и интенсивность проявления симптомов зрительного дискомфорта: жжение в глазах, повышенная чувствительность к свету, покраснение глаз, затуманивание зрения, а также выявленные признаки общего утомления организма -боли в области затылка, головная боль, повышенная раздражительность. В процесс зрительного утомления вовлекаются все уровни зрительного анализатора от сетчатки до зрительной коры, зрительная напряженная работа приводит к развитию общего утомления и к изменению состояния центральной нервной системы организма, в том числе и вегетативной нервной системы.

Данные выводы подтверждаются следующими показателями:

- Признаки выраженного зрительного дискомфорта выявлены 22,5 % девушек контрольной группы, в группе наблюдения - у 16,3 %; юношей и 17,4 % девушек.

- Значения индекса зрительного дискомфорта свидетельствуют о развитии слабой и средней степени зрительного утомления у обследованных студентов.

- Признаки общего перенапряжения характерны для 75 % юношей и 90 % девушек контрольной группы (в группе наблюдения - 86,1 % юношей и 82,6 % девушек).

- Значения индексов зрительного дискомфорта и общего перенапряжения выше у девушек.

- Большинство опрошенных студентов (от 58,1 до 91,3 % в различных исследованных группах) эргономические и гигиенические условия работы с ПК оценивают как удовлетворительные.

Механизмы вегетативной регуляции зрительных функций при зрительном утомлении у пользователей персональными компьютерами недостаточно изучены и требуют дальнейших исследований.

1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Текст]. СанПиН 2.2.2/2.4.1341-03. - М., 2003.

2. Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства (Некоторые статистические данные) [Электронный ресурс]. - М. : ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава. - Режим доступа: http://www.mma.ru/librarv/online/academy/statistic?print=1. - 14.04.2011г.

3. Котляр, Н.Ю. Особенности развития зрительного утомления у профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов в зависимости от вида поступающей информации [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Наталья Юрьевна Котляр. - М., 1997. - 23с.

4. Разумов, А.Н. Восстановительная офтальмология [Текст] / А.Н.Разумов, И.Г.Овечкин, И.П.Бобровницкий, А.В.Шакула, О.В.Арутюнова, А.А.Кожухов ; под общей ред. А.Н.Разумова, И.Г. Овечкина - М., 2006. - 96 с

5. Сорокин, Г.А. Интегральная оценка субъективных симптомов для выявления хронического зрительного, двигательного и неспецифического перенапряжения работающих [Текст] / Г.А.Сорокин // Медицина труда и промышленная экология. - 1998. - №11, - С.15-19.

6. Bali, J. Computer vision syndrome: A study of the knowledge, attitudes and practices in Indian Ophthalmologists / N.Navin, B.R. Thakur // Indian J Ophthalmo. - 2007. - Vol. 55. - Р.289-293.

7. Dinesh, J. B. A community-based study of asthenopia in computer operators / J.B.Dinesh, С.Sushilkumar, G.D.Vikas // Community eye care. - 2008. - Vol. 56. - P. 51-55.

8. Luberto, F. Temporary myopia and subjective symptoms in video display terminal operators / F.Luberto, F.Gobba, A.Broglia // Med Lav. -1989. - Р.155-163.

9. Mocci, F. Psychological factors and visual fatigue in working with video display terminals / F.Mocci, A.Serra, G.Corrias // Occup Environ Med. - 2001. - Vol. 58. - Р.267-271.

10. Rocha, L. Working conditions, visual fatigue and mental health among systems analysts in Syo Paulo, Brazil / L.Rocha, M.Debert-Ribeiro // Occup Environ Med. - 2004. - Vol. 61. - Р.24-32.

11. Shima, M. Investigation of subjective symptoms among visual display terminal users and their affecting factors-analysis using log-linear models. / M.Shima, Y.Nitta, A.Iwasaki, M.Adachi. //Nippon Eiseigaku Zasshi. - 1993. - Vol. 47. -Р.1032-1040.

12. Uchino, M. Prevalence of dry eye disease among Japanese visual display terminal users /M.Uchino, D.Schaumberg, M.Dogru, Y.Uchino, K.Fukagawa, S.Shimmura, T.Satoh, T.Takebayashi, K.Tsubota // Ophthalmology. - 2008. - Р.1982-1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.