Р.Р. Ахмадеев, Р.С. Мусалимова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ - ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПК: 1. СУБЪЕКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
Ключевые слова: студенты, компьютер, зрительное утомление, субъективный компонент, жалобы.
Аннотация: Скрининговое исследование субъективных компонентов зрительного утомления, проведенное у студентов - пользователей персональными компьютерами модифицированным методом определения индекса зрительного дискомфорта показало высокую распространенность компьютерного зрительного синдрома.
В ходе совместной научной сессии шести академий наук России, состоявшейся в октябре 2010 года под девизом «Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства» отмечалось существенное изменение структуры здоровья детей и подростков за последние десять лет. Среди факторов, негативно влияющих на здоровье участников образовательного процесса, ведущие специалисты этого форума указали компьютерные средства обучения, которые приводят к быстрому развитию общего и зрительного утомления [2]. Из этого вытекает актуальность дальнейших исследований механизмов зрительного утомления при пользовании персональными компьютерами (ПК), необходимость разработки и совершенствования методов оценки функционального состояния зрительной системы и мер профилактики общего и зрительного утомления. С учетом вышеизложенного нами исследовалось развитие у студентов зрительного утомления при пользовании ПК.
Дизайн и методы исследования. Всего обследовано 118 студентов 1-го курса Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы. Контрольную группу (12 юношей и 40 девушек в возрасте 17-19 лет) составили студенты естественногеографического факультета (ЕГФ), в учебном процессе которых ПК применяются лишь периодически, в основном для тестирования. В группу наблюдения (43 юноши и 23 девушки в возрасте 17-20 лет) включили студентов Института профессионального образования и информационных технологий (ИПОИТ), обучение которых базируется на использовании ПК в учебном процессе. Для количественной оценки субъективных компонентов зрительного утомления, на основе метода Г.А. Сорокина, нами разработана специальная форма анкеты, состоящей из двух частей: первая отражала качество зрительного здоровья и включала паспортные и анамнестические данные (стаж пользования, соблюдение гигиенических и эргономических норм при пользовании ПК, виды работы на ПК и нарушения со стороны зрительного анализатора); вторая - основная - состояла из вопросов, направленных на определение индекса зрительного дискомфорта (ИЗД), который обобщает частоту и выраженность девяти симптомов: жжение в глазах, зуд в глазах, ощущение «песка в глазах», повышенная чувствительность к свету, резь в глазах, покраснение глаз, слезотечение, сухость глаз, ощущение «пелены перед глазами). ИЗД, равный 22 баллам и более, считается сви-
детельством выраженного зрительного переутомления [5].
Расчет ИЗД производили по формуле:
ИЗД = £4i X И + Ki,
где ИЗД - индекс зрительного дискомфорта;
4i - частота проявления i-го симптома;
И - интенсивность проявления i-го симптома;
Ki - добавочный коэффициент i-го симптома.
Далее по частоте и выраженности четырнадцати симптомов (двоение предметов, трудности переноса взгляда с ближних объектов на дальние и наоборот, снижение остроты зрения, снижение общей работоспособности, снижение внимания, ухудшение памяти, повышение раздражительности, нарушение сна, боль в запястьях и пальцах, боль в пояснице, боль в плечах, головная боль, дискомфорт в воротниковой зоне, общее утомление) рассчитали индекс перенапряжения (ИП). Чем больше значение индекса, тем выше уровень перенапряжения.
Расчет ИП производили по формуле:
ИП= £4i x и^
где ИП - обобщенный индекс перенапряжения;
4i - частота проявления i-го симптома;
И - интенсивность проявления i-го симптома.
Анкетирование студентов проводилось в первой половине дня (с добровольного согласия испытуемых) в унифицированных условиях. Результаты исследования обрабатывались пакетом программ STATISTICA (Stat Soft версия 6.1), в качестве основных показателей для сравнительного анализа применяли значение средней величины (М), стандартной ошибки средней величины (m), уровень достоверности (p) определяли по стандартному критерию Стьюдента.
Результаты и обсуждение. Данные, полученные при анкетировании, свидетельствуют том, что студенты группы наблюдения (ИПОИТ) имеют больший стаж работы на ПК, чем студенты контрольной группы (ЕГФ), причем у юношей стаж пользования больше, чем у девушек. Оценка гигиенических аспектов пользования ПК показала, что у студентов группы наблюдения среднее ежедневное время пользования ПК вдвое выше по сравнению с контрольной группой (у юношей в контрольной группе - 2,50±1,29 час в группе наблюдения -5,69±3,35 час, p<0,05; у девушек в контрольной группе - 3,00±1,73 час в группе наблюдения
- 5,56±2,01 час, p<0,05). Продолжительность непрерывной работы у студентов ИПОИТ также выше, чем у студентов ЕГФ.
Согласно мнению большинства авторов, на особенности и выраженность зрительного утомления влияют не только продолжительность, но и характер работы на ПК [1; 3; 11]. В связи с этим, интересным представляется то, что у юношей ЕГФ работа с ПК большей частью связана с творческой деятельностью в режиме диалога с ПК, на втором месте - деятельность, связанная со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, на третьем месте - ввод информации. У девушек ЕГФ работа с ПК большей частью связана со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, на втором месте - творческая деятельность в режиме диалога с ПК и на третьем месте
- ввод информации. У студентов ИПОИТ (как у юношей, так и у девушек) работа с ПК большей частью связана со считыванием информации с экрана монитора с предварительным запросом, а также с творческой деятельностью в режиме диалога с ПК, на втором месте - деятельность, связанная с вводом информации. В целом, в структуре видов выполняемых работ на ПК, у студентов обеих групп преобладает доля пользования Интернет и игр на компьютере, причем доля пользователей Интернет больше среди студентов ИПОИТ. Кроме того, среди студентов ИПОИТ больше доля лиц, которые занимаются программированием и вводом информации, а также работающих с текстовым редактором.
Представленные выше данные согласуются с результатами исследований отечест-
венных и зарубежных исследований: так, по данным отдельных авторов [9], корреляции между стажем или ежедневной продолжительностью пользования ПК, с одной стороны, и астенопией - с другой, отсутствует, но, согласно большинству публикаций, такая связь имеется. Еще в первой половине 80-х годов прошлого века было установлено, что при превышении продолжительности работы на видеотерминалах более тридцати минут на признаки астенопии указывали 66 % пользователей ПК против 47 % пользователей, работавших менее тридцати минут без перерыва [8]. В наших исследованиях статистически значимая корреляционная связь между средним ежедневным пользованием ПК и показателями ИЗД и ИП обнаруживается только у девушек контрольной группы. Как положительное можно отметить, что подавляющее большинство (от 58,1 до 91,3 %) опрошенных студентов соблюдают эргономические нормы и правила пользования ПК (от 75,0 % до 93,1 %) и считают, что их рабочее место за компьютером хорошо организовано (от 69,6 % до 83,3 %). В частности, от 75 % до 91,3 % студентов делают перерывы при работе на ПК. Достоверные различия в этом показателе обнаружены у юношей контрольной группы и группы наблюдения (15,2±10,3 мин и 22,5± 13,1 мин, соответственно; р<0,05), а также у юношей и девушек в группе наблюдения (15,8±9,9 и 22,5± 13,1, соответственно; р<0,05).
При исследовании субъективных компонентов зрительного утомления существенную роль сыграл метод расчета индекса зрительного дискомфорта Г.А. Сорокина (1998), согласно которому средние значения ИЗД у работников прецизионного зрительного труда (точная сборка, микромонтаж) и у операторов, работающих с видеотерминалами, были приблизительно одинаковыми и составляли 10-12 баллов, что согласуется с результатами наших исследований. У юношей группы наблюдения ИЗД варьировал в пределах 0-46 и в среднем составил 11 баллов; у девушек, соответственно, - 0-38 и в среднем - 10 баллов. Выраженные признаки зрительного переутомления (22 балла и выше) обнаружены у 16,3 % юношей и 17,4 % девушек группы наблюдения.
Индекс зрительного дискомфорта юношей контрольной группы варьировал в пределах 0-12 и в среднем составил 3 балла; у девушек - 1-42 и в среднем - 14 баллов; таким образом ИЗД девушек достоверно (р<0,05) выше, чем у юношей. Выраженные признаки зрительного дискомфорта характерны для 22,5 % девушек контрольной группы, среди юношей таковых не выявлено.
Индекс общего перенапряжения у юношей контрольной группы составил в среднем 7 баллов, у девушек 18 баллов, в группе наблюдения - 18 и 16 баллов соответственно. Индекс перенапряжения в контрольной группе у девушек достоверно выше, чем у юношей (р<0,05). Признаки общего перенапряжения характерны для 75 % юношей и 90 % девушек контрольной группы (в группе наблюдения - для 86,1 % юношей и 82,6 % девушек)
Значения индекса зрительного дискомфорта свидетельствуют о развитии слабой и средней степени зрительного утомления у обследованных студентов. Выявленные нами более высокие показатели зрительного дискомфорта и общего перенапряжения у девушек
- пользователей ПК также хорошо согласуются с данными бразильских [10], индийских [7] и японских [11] исследователей. Согласно итальянским исследованиям, проведенным еще в 80-е годы, у пользователей ПК наиболее часто возникают аномалии рефракции. Так, изменения остроты зрения были обнаружены у 63,5 % операторов, причем в 36 % случаев обследованные не сознавали нарушений, 62,5 % операторов жаловались на субъективные признаки астенопии, у 20 % операторов обнаружено существенное ухудшение рефракции [8]. Кроме того, выявлена более высокая вероятность развития астенопии у лиц с аномалиями рефракции [6], а также повышенный риск развития серьезных симптомов синдрома сухого глаза при использование контактных линз [12].
Наши исследования свидетельствуют, что доля студентов с выявленными офтальмологическими нарушениями (главным образом - миопией) в контрольной группе составила 25 % среди юношей и 42,5 % среди девушек; в группе наблюдения - у юношей - 34,9 %, у девушек - 30,4 %. Лишь небольшая часть студентов с выявленными нарушениями пользуются средствами оптической коррекции зрения (в контрольной группе - 8,3 % юношей и
27,5 % девушек; в группе наблюдения - 13,9 % юношей и 21,7 % девушек).
В контексте данного исследования важно, что определенные жалобы на зрительный дискомфорт отражают различные компоненты и механизмы зрительного утомления, что достаточно обстоятельно представлено в работах А.Н. Разумова [4] и других отечественных и зарубежных авторов. Не имея возможности провести подробный анализ указанных работ, отметим в наиболее общем виде, что покраснение глаз, чувство «песка» в глазах, сухость глаз или наоборот - слезотечение, учащение мигания являются, прежде всего, признаками раздраженной конъюнктивы, что часто наблюдается у пользователей ПК. Затруднение фокусировки, двоение изображения, «усталость глаз» свидетельствуют прежде всего об аккомодационной астенопии; светобоязнь, нарушение цветового зрения, пелена перед глазами, мушки, мелькания с большой вероятностью свидетельствуют о развитии и преобладании нейросенсорных факторов зрительного утомления. И, наконец, психоэмоциональные расстройства в сочетании с изменениями зрительного внимания, зрительной памяти свидетельствуют о функциональных изменениях высших отделов зрительного анализатора (следует подчеркнуть, что знание данных механизмов имеет важное практическое значение для диагностики и профилактики зрительного переутомления).
Проведенное исследование и сравнение показателей контрольной группы и группы наблюдения позволяют сделать выводы, что работа на компьютере сопровождается не только напряжением зрительного анализатора, но и развитием общего утомления. Об этом свидетельствуют, прежде всего, частота и интенсивность проявления симптомов зрительного дискомфорта: жжение в глазах, повышенная чувствительность к свету, покраснение глаз, затуманивание зрения, а также выявленные признаки общего утомления организма -боли в области затылка, головная боль, повышенная раздражительность. В процесс зрительного утомления вовлекаются все уровни зрительного анализатора от сетчатки до зрительной коры, зрительная напряженная работа приводит к развитию общего утомления и к изменению состояния центральной нервной системы организма, в том числе и вегетативной нервной системы.
Данные выводы подтверждаются следующими показателями:
- Признаки выраженного зрительного дискомфорта выявлены 22,5 % девушек контрольной группы, в группе наблюдения - у 16,3 %; юношей и 17,4 % девушек.
- Значения индекса зрительного дискомфорта свидетельствуют о развитии слабой и средней степени зрительного утомления у обследованных студентов.
- Признаки общего перенапряжения характерны для 75 % юношей и 90 % девушек контрольной группы (в группе наблюдения - 86,1 % юношей и 82,6 % девушек).
- Значения индексов зрительного дискомфорта и общего перенапряжения выше у девушек.
- Большинство опрошенных студентов (от 58,1 до 91,3 % в различных исследованных группах) эргономические и гигиенические условия работы с ПК оценивают как удовлетворительные.
Механизмы вегетативной регуляции зрительных функций при зрительном утомлении у пользователей персональными компьютерами недостаточно изучены и требуют дальнейших исследований.
1. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы [Текст]. СанПиН 2.2.2/2.4.1341-03. - М., 2003.
2. Здоровье и образование детей - основа устойчивого развития российского общества и государства (Некоторые статистические данные) [Электронный ресурс]. - М. : ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова Росздрава. - Режим доступа: http://www.mma.ru/librarv/online/academy/statistic?print=1. - 14.04.2011г.
3. Котляр, Н.Ю. Особенности развития зрительного утомления у профессиональных пользователей видеодисплейных терминалов в зависимости от вида поступающей информации [Текст] : автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 / Наталья Юрьевна Котляр. - М., 1997. - 23с.
4. Разумов, А.Н. Восстановительная офтальмология [Текст] / А.Н.Разумов, И.Г.Овечкин, И.П.Бобровницкий, А.В.Шакула, О.В.Арутюнова, А.А.Кожухов ; под общей ред. А.Н.Разумова, И.Г. Овечкина - М., 2006. - 96 с
5. Сорокин, Г.А. Интегральная оценка субъективных симптомов для выявления хронического зрительного, двигательного и неспецифического перенапряжения работающих [Текст] / Г.А.Сорокин // Медицина труда и промышленная экология. - 1998. - №11, - С.15-19.
6. Bali, J. Computer vision syndrome: A study of the knowledge, attitudes and practices in Indian Ophthalmologists / N.Navin, B.R. Thakur // Indian J Ophthalmo. - 2007. - Vol. 55. - Р.289-293.
7. Dinesh, J. B. A community-based study of asthenopia in computer operators / J.B.Dinesh, С.Sushilkumar, G.D.Vikas // Community eye care. - 2008. - Vol. 56. - P. 51-55.
8. Luberto, F. Temporary myopia and subjective symptoms in video display terminal operators / F.Luberto, F.Gobba, A.Broglia // Med Lav. -1989. - Р.155-163.
9. Mocci, F. Psychological factors and visual fatigue in working with video display terminals / F.Mocci, A.Serra, G.Corrias // Occup Environ Med. - 2001. - Vol. 58. - Р.267-271.
10. Rocha, L. Working conditions, visual fatigue and mental health among systems analysts in Syo Paulo, Brazil / L.Rocha, M.Debert-Ribeiro // Occup Environ Med. - 2004. - Vol. 61. - Р.24-32.
11. Shima, M. Investigation of subjective symptoms among visual display terminal users and their affecting factors-analysis using log-linear models. / M.Shima, Y.Nitta, A.Iwasaki, M.Adachi. //Nippon Eiseigaku Zasshi. - 1993. - Vol. 47. -Р.1032-1040.
12. Uchino, M. Prevalence of dry eye disease among Japanese visual display terminal users /M.Uchino, D.Schaumberg, M.Dogru, Y.Uchino, K.Fukagawa, S.Shimmura, T.Satoh, T.Takebayashi, K.Tsubota // Ophthalmology. - 2008. - Р.1982-1988.