Научная статья на тему 'Оценка структуры питания обучающихся в системе обучения детей и подростков здоровому питанию'

Оценка структуры питания обучающихся в системе обучения детей и подростков здоровому питанию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ПИТАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СТРУКТУРА ПИТАНИЯ / ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ / ФАКТОРЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ / СВЯЗАННЫЕ С ПИТАНИЕМ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ / FOOD HYGIENE / STUDENTS / NUTRITIONAL STRUCTURE / ACTUAL NUTRITION IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / LIFESTYLE FACTORS RELATED TO NUTRITION / EATING BEHAVIOR / HYGIENIC EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Макарова Анна Юрьевна

Представлены данные гигиенической оценки структуры питания обучающихся в возрастные периоды, имеющие критическое значение для формирования правильного пищевого поведения. Целью исследования было изучить структуру, режим питания, пищевые привычки в семье, характер двигательной активности обучающихся. Использована анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей». Установлено, что 70-80% учащихся московских школ входят в группу риска по факторам образа жизни, среди которых значительное место занимает фактор питания. Структура их питания характеризуется недостаточным потреблением биологически ценных продуктов питания у 27-70% детей. Рацион питания 20-40% опрошенных обеднён по содержанию кисломолочных продуктов, овощей и фруктов. Дети исключают из своего питания в образовательном учреждении первые блюда (68-70%), каши на завтрак, рыбу, овощи (35-40%), масла и яйца (29%). Большинство школьников вне образовательных учреждений употребляют продукты, не предназначенные для детского питания: чипсы, фаст-фуд, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма Владислав Ремирович, Макарова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF NUTRITION STRUCTURE IN THE SYSTEM OF HYGIENIC TRAINING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS FOR HEALTHY NUTRITION

Data of the hygienic assessment of the nutritional structure of students in the age periods that are critical for the formation of proper eating behavior is presened. The purpose of the study was to study the structure, nutrition regimen, dietary habits in the family, the nature of the physical activity of students. The questionnaire “Study of medical and social reasons for the formation of deviations in health and diseases in children” was used. 70-80% of students in Moscow schools have been established to be at risk in terms of lifestyle factors, among which a significant factor is a nutrition. The structure of their nutrition is characterized by insufficient consumption of biologically valuable food in 27-70% of children. The diet of 20-40% of respondents is depleted in the content of fermented milk products, vegetables, and fruits. Children exclude first courses (68-70%), breakfast cereals, fish, vegetables (35-40%), oils and eggs (29%) from their meals at an educational institution. Most schoolchildren outside educational institutions consume foods that are not intended for children food: chips, fast food, confectionery, sweet carbonated drinks.

Текст научной работы на тему «Оценка структуры питания обучающихся в системе обучения детей и подростков здоровому питанию»

Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300

297_

social pediatrics

© КУЧМА В.Р., МАКАРОВА А.Ю., 2018 УДК 613.22-057.874

Кучма В.Р., Макарова А.Ю.

ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ ПИТАНИИ ОБУЧАющИхСя В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ЗДОРОВОМУ ПИТАНИЮ

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» (Сеченовский Университет) Минздрава России, 119992, г. Москва, Россия, Трубецкая ул., 8

Представлены данные гигиенической оценки структуры питания обучающихся в возрастные периоды, имеющие критическое значение для формирования правильного пищевого поведения. Целью исследования было изучить структуру, режим питания, пищевые привычки в семье, характер двигательной активности обучающихся. Использована анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей». Установлено, что 70-80% учащихся московских школ входят в группу риска по факторам образа жизни, среди которых значительное место занимает фактор питания. Структура их питания характеризуется недостаточным потреблением биологически ценных продуктов питания у 27-70% детей. Рацион питания 20-40% опрошенных обеднён по содержанию кисломолочных продуктов, овощей и фруктов. Дети исключают из своего питания в образовательном учреждении первые блюда (68-70%), каши на завтрак, рыбу, овощи (35-40%), масла и яйца (29%). Большинство школьников вне образовательных учреждений употребляют продукты, не предназначенные для детского питания: чипсы, фаст-фуд, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки.

Ключевые слова: гигиена питания; обучающиеся; структура питания; фактическое питание в образовательных организациях; факторы образа жизни, связанные с питанием; пищевое поведение; гигиеническое воспитание и обучение.

Для цитирования: Кучма В.Р., Макарова А.Ю. Оценка структуры питания обучающихся в системе обучения детей и подростков здоровому питанию. Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5): 297-300. DOI: http://dx.doi. org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300.

Kuchma V.R.1,2, Makarova A.Yu.2

ESTIMATION OF NUTRITION STRUCTURE IN THE SYSTEM OF HYGIENIC TRAINING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS FOR HEALTHY NUTRITION

1National Medical Research Center of Children's Health, 2, Building 1, Lomonosov avenue, 119991, Moscow, Russian Federation; 2I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8-2, Trubetskaya st., 119991, Moscow, Russian Federation

Data of the hygienic assessment of the nutritional structure of students in the age periods that are critical for the formation of proper eating behavior is presened. The purpose of the study was to study the structure, nutrition regimen, dietary habits in the family, the nature of the physical activity of students. The questionnaire "Study ofmedical and social reasons for the formation of deviations in health and diseases in children" was used. 70-80% of students in Moscow schools have been established to be at risk in terms of lifestyle factors, among which a significant factor is a nutrition. The structure of their nutrition is characterized by insufficient consumption of biologically valuable food in 27-70% of children. The diet of20-40% of respondents is depleted in the content offermented milk products, vegetables, andfruits. Children exclude first courses (68-70%), breakfast cereals, fish, vegetables (35-40%), oils and eggs (29%) from their meals at an educational institution. Most schoolchildren outside educational institutions consume foods that are not intended for children food: chips, fast food, confectionery, sweet carbonated drinks.

Keywords : food hygiene; students; nutritional structure; actual nutrition in educational organizations; lifestyle factors related to nutrition; eating behavior; hygienic education and training

For citation: Kuchma V.R., Makarova A.Yu. Estimation of nutrition structure in the system of hygienic training of children and adolescents for healthy nutrition. Rossiiskii Pediatricheskii Zhurnal (Russian Pediatric Journal). 2018; 21(5):297-300. (In Russian). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300.

For correspondence: VladislavR. Kuchma, the MD, Ph.D., DSci., Professor, Corr.-member of RAS, Vice Director of the National Medical Research Center of Children's Health, 2, Lomonosov avenue, Moscow, 119991, Russian Federation; Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents of the Pediatric Faculty of the I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, 8-2, Trubetskaya st., Moscow,119991, Russian Federation. E-mail: kuchmavr@gmail.com

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Acknowledgment. The study had no sponsorship.

Received 23.10.2018 Accepted 14.12.2018

ж 'итание - постоянно действующий фактор, • / / имеющий важное значение для роста, развития и укрепления здоровья детей и подростков [1]. Вклад фактора питания в процесс роста

и развития значим во внутриутробный период жизни ребёнка, раннее детство, дошкольный и младший школьный возраст, пубертатный период жизни подростка [2]. Полноценное питание один из постоянно

Для корреспонденции: Кучма Владислав Ремироеич, член-корр. РАН, проф., доктор мед. наук, зав. каф. гигиены детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, E-mail: kuchmavr@gmail.com

298

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300

социальная педиатрия

действующих факторов на всем периоде онтогенеза, от которого зависит успешное обучение ребёнка, резистентность к неблагоприятным факторам окружающей среды, состояние здоровья [3-5]. По данным ВОЗ, среди причин смертности детей до 5 лет от различных болезней, более половины (54%) приходится на нарушения питания [6, 7].

Физиологическая полноценность и сбалансированность рационов для обучающихся - необходимое условие здорового питания, которое должно иметь место, как в организованном коллективе, так и в домашних условиях [8, 9]. Разбалансированность питания детей дошкольного и школьного возрастов приводит к отставанию в развитии, нарушению процессов роста, снижению умственной работоспособности, устойчивости к инфекциям, функциональным отклонениям и нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта. Установлено, что неполноценное питание в разные возрастные периоды онтогенеза способно сократить продолжительность жизни на 5-10 лет [10].

Современные тенденции питания детского населения характеризуется высоким потреблением жиров, сахара, кондитерских изделий, газированных напитков, дисбалансом по омега-3 полиненасыщенных жирных и омега-6 жирных кислот, что формирует атерогенный профиль питания. Увеличение доли потребляемого жира на фоне белкового голода, недостаточного потребления овощей и фруктов в сочетании с гиподинамией способствуют нарастанию избыточной массы тела, формирующейся уже в раннем детстве (25% детей 1-2 года жизни имеют избыток массы тела) [11, 12].

В настоящее время питание в образовательных организациях часто не отвечает принципам сбалансированности и полноценности, иногда дети не получают достаточно белка, рацион разбалансирован по углеводам, поступлению витаминов и микроэлементов, нарушается распределение рациона по приемам пищи. Все это создаёт предпосылки для закрепления вредных привычек в питании у детей с младшего возраста и снижает возможности адаптации организма к образовательному учреждению [13, 14].

Цель работы - оценка структуры, режима питания, двигательной активности и пищевых привычек в семье для обоснования гигиенического воспитания и обучения в сфере здорового питания обучающихся.

Материалы и методы

Изучение питания обучающихся 1-7 классов проводилось с использованием анкеты «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» [15]. В анкету включены факторы, формирующие здоровье ребёнка: медико-биологические, раннего детства, образа жизни; жилищно-бытовые условия, состав семьи и психосоциальная обстановка в семье, режим дня, регулярность, режим и качество питания.

Балльная оценка выраженности различных факторов с учётом их вклада в формирование состояния здоровья позволила выделить три группы риска с прогнозом развития отклонений. Путем суммиро-

вания баллов по медико-биологическим факторам, факторам раннего детства и факторам образа жизни были выделены группы наименьшего риска, настороженности и повышенного риска.

Выбор возраста обследуемых обусловлен тем, что период 6-7 лет жизни и младший школьный возраст является сенситивным для фактора питания. В связи с этим оценка рациона и режима питания путем анкетирования проводилась среди обучающихся 1-4-х и 7-х классов (всего 211 человек, в том числе 32 ребёнка 6 лет, посещающих группы пред школьной подготовки, 109 несовершеннолетних, находящихся на 1 ступени обучения, 65 учащихся 7 классов) в школах Москвы. В группу обследуемых обучающихся включались дети, проживающие в Москве не менее 5 лет.

Также проводился опрос предпочтений продуктов, которые покупают школьники в буфетах образовательных организаций.

Исследования были выполнены в условиях естественного гигиенического эксперимента. Для проведения анкетирования было получено информированное согласие учащихся (или их родителей). Анкетирование выполнено на добровольных условиях в соответствии с требованиями «Конвенции ООН о правах ребенка», принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. (док. ООН А/КЕ5/44/25).

Информация о состоянии здоровья и заболеваемости обследуемых была получена путем выкопировки данных из медицинских карт обучающихся.

Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statis-tica 6.1 (StatSoft, США). Значимость различий между группами определялась по критерию Стьюдента при p<0,05.

Результаты

Опрос о питании детей в домашних условиях показал, что только половина дошкольников, ежедневно употребляет молоко и молочные продукты, овощи и фрукты, около 40% детей регулярно имеют в рационе крупяные, макаронные и хлебобулочные изделия. 67% детей регулярно употребляют мясные и рыбные продукты. Питание у части детей-дошкольников дома имеет недостатки: иногда потребляют мясные и рыбные продукты дома - 15,8% детей, 30% детей иногда имеют к столу яйца и сливочное масло, каждый десятый ребенок иногда употребляет молочные продукты и фрукты и овощи и 22% иногда употребляет крупяные, хлебобулочные изделия; исключены из рациона питания кисломолочные продукты у 27% учащихся, рыба и морепродукты - у 11% школьников, овощи - у 24% детей.

Распространенность отклонений в питании детей свидетельствует о значительном числе детей, составляющий группу настороженности по факторам образа жизни среди младших школьников. Лишь 22% обследованных в 6-7 лет и 19% в 8-10 лет имели наименьший риск по этой группировке факторов.

Среди учащихся 7 классов в группу настороженности по риску развития отклонений в состоянии здоровья входят 80% школьников по медико-биологическим факторам риска, 68% - по факторам

Russian pediatric journal (Russian journal). 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300

299_

social pediatrics

образа жизни, 56% - по факторам раннего детства.

Таким образом, от 70-80% учащихся московских школ входит в группу риска по образу жизни, среди которых значительное место занимает фактор питания.

Среди обследованных детей 7-11 лет выявлено, что 41% из них имеют 3-х разовое питание, а 24% - двухразовый режим питания, а 35% родителей не имеют представления, каков режим питания их ребёнка. 14-летние подростки в 42% случаев имели одно-двух разовое питание. Питание младших школьников в домашних условиях является недостаточным и несбалансированным по содержанию основных питательных веществ. Так, употребляют только 1-2 раза в неделю: мясные и рыбные продукты - 16% детей, имеют к столу яйца и сливочное масло - лишь 40% детей, фрукты и овощи - каждый десятый ребенок, крупяные, макаронные блюда и хлебобулочные изделия - каждый четвертый школьник 1 ступени обучения. 21% детей имели нерегулярное потребление молочных продуктов.

Питание учащихся 7 классов характеризовалось недостаточным потреблением рыбы -70%, яиц и сливочного масла -28%, мясных продуктов - 23%, овощей и фруктов - 22%, кисломолочных продуктов -62%, молочных продуктов - 40% детей.

Установлено, что 35% детей на пред школьной ступени обучения не занимаются физкультурой в условиях учреждений образования, у 16,5% детей выявлено недостаточное пребывание на свежем воздухе. Двигательная активность младших школьников 6-10 лет также не может считаться достаточной: 28% опрошенных гуляют менее 1 часа в сутки, у 56% учеников длительность прогулок составила 2 ч в день, только 16% опрошенных на первом году обучения проводят достаточное количество времени на воздухе. Регулярно физической культурой, гимнастикой занимается только 28% детей, не занимаются - половина опрошенных; оставшиеся 22% имеют нерегулярную физическую нагрузку. К 7 классу регулярно физической культурой занимаются лишь 20% учащихся, не имеют физкультурно-оздоровительной деятельности вне школы половина опрошенных.

Общими для образа жизни школьников явились следующие характеристики: 84% детей с приходом в школу не имеют полноценного режима прогулок на свежем воздухе, двигательная активность 35-80% школьников не может считаться достаточной. У 2770% детей в питании недостаточно мясных и рыбных продуктов, яиц и сливочного масла. Рацион питания 20-40% опрошенных обеднён по содержанию кисломолочных продуктов, овощей и фруктов. Режим питания 2/3 учащихся не соответствует гигиеническим регламентам: эти дети питаются 1-2 раза в сут.

Фактическое питание в образовательном учреждении не может быть признано полноценным, так как 70% опрошенных не едят в школе блюда из рыбы, 68% - не едят первое блюдо, 44% - не употребляют кашу на завтрак, 34% опрошенных практически не едят блюда из тушеных овощей, 29% не употребляют масло и яйца.

90% школьников вне образовательного учреждения приобретают продукты, способствующие формированию атерогенного профиля питания (высокоуглеводная, богатая трансжирами пища).

В структуре заболеваемости обследованных на первые ранговые места выходят классы болезней, тесно связанные с профилем нарушений питания: патология опорно-двигательной системы (1-2 ранговое место) и желудочно-кишечного тракта (2-3 ранговое место), а также эндокринной системы (5 ранговое место за счёт ожирения и избыточной массы тела). Каждый третий относился к категории часто болеющих детей.

Рационы питания учащихся в школе и дома часто дефицитны по витамину С, тиамину, рибофлавину, кальцию и железу. Оценка питания обследованных школьников свидетельствует об отсутствии понимания детьми и их родителями принципов здорового питания, провозглашённых ВОЗ и лежащих в основе гигиенических регламентов в сфере питания детей и подростков.

Обсуждение

Нерациональный режим питания, отказ от потребления ряда блюд в сочетании с низкой двигательной активностью значительной части учащихся создают предпосылки для закрепления нездоровых стереотипов в питании детей с младшего школьного возраста и существенно снижают возможности адаптации организма и его резистентность к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Фактическое питание в образовательной организации не может восполнить имеющиеся недостатки в питании детей, так как значительное число опрошенных игнорируют блюда из рыбы, не имеют привычки употреблять первое блюдо, кашу на завтрак, около трети опрошенных практически не едят блюда из тушеных овощей, не желают употреблять масло и яйца.

Большое влияние на фактическое питание, которое будет практиковать в своей жизни ребенок, имеют социальные факторы [6, 16]. Родители могут влиять на структуру потребления пищевых продуктов, на формирование правильных пищевых привычек, подкрепляя положительные привычки и поддерживая необходимый режим питания. Однако результаты исследования свидетельствуют о недостаточной роли семьи в формировании здорового ритма питания. Оптимальное питание может быть обеспечено только при максимальном разнообразии используемых в питании пищевых продуктов [2]. Отечественные педиатры рекомендуют включать в рацион питания ежедневно мясо, молоко, сливочное и растительное масло, хлеб ржаной и пшеничный, а 1 раз в 2-3 дня рыбу, яйца, сыр, творог, кисломолочные продукты [12]. ВОЗ рекомендует употреблять, как минимум, 400 г. фруктов и овощей для профилактики сердечнососудистых заболеваний, сахарного диабета, ожирения, новообразований [5, 6].

Важно соблюдение режима питания, который зависит от учебной нагрузки, дополнительных занятий, физкультурно-оздоровительной деятельности, так как установлена связь нарушений в режиме питания с развитием желудочно-кишечных заболеваний [15, 16]. Пропуск завтрака ведет к ухудшению аттенционно-мнестических функций и школьной успеваемости [17]. Дети, не завтракающие дома, чаще всего в течение дня

300

Российский педиатрический журнал. 2018; 21(5) DOI: http://dx.doi.org/10.18821/1560-9561-2018-21-5-297-300

социальная педиатрия

имеют перекусы продуктами с высоким содержанием жира и низким содержанием пищевых волокон [18]. Среди обследованных детей ведущие ранговые места в структуре заболеваемости занимают классы болезней, тесно связанные с нарушениями питания.

В связи с этим представляется необходимым разработать учебную программу, предназначенную для формирования знаний в области здорового питания и повышения мотивации на употребление блюд, отвечающих физиологическим потребностям организма школьников с учетом их индивидуальных особенностей [19].

Финансирование. Исследование выполнено по субсидии Департамента образования г. Москвы ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова - «Разработка и апробация модели учебного ресурсного центра в области питания, отвечающего физиологическим потребностям и современным особенностям обучающихся образовательных организаций города Москвы».

Конфликт интересов. Авторы данной статьи подтвердили отсутствие конфликта интересов, о которых необходимо сообщить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Научно-практическая программа по оптимизации здоровья детей в Российской Федерации. М., 2015.

2. Ч.В. Ван Вэй III, К. Айертон-Джонс Секреты питания / под ред. В.Н. Малаховского. М.; Бином, СПб.; Диалект. 2009.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. М.; ГЭОТАР-Медиа; 2008.

4. Онищенко Г.Г. Государственная политика в области здорового питания населения и пути её реализации. Здравоохранение Российской Федерации. 2009; 3:3-9.

5. Тутельян В.А. Научные основы здорового питания. М.; Издательский Дом «Панорама», 2010.

6. Diet, nutrition and the prevention of chronic diseases: report of a Joint WHO/FAO Expert Consultation. Geneva: World Health Organization; 2003 (WHO Technical Report Series, No. 916).

7. Fats and fatty acids in human nutrition: report of an expert consultation. Rome: Food and Agricultural Organization of the United Nations; 2010 (FAO Food and Nutrition Paper 91).

8. Кучма В.Р., Чернигов В.В. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2012, 8: 7-10.

9. Горелова Ж.Ю. Формирование сбалансированного рациона питания учащихся. Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009, 11: 89-94.

10. Перевалов А.Я. Гигиеническая оценка питания детей в организованных коллективах. Методические подходы / А.Я. Перевалов, Д.Н. Лир, Н.В. Тапешкина. Здоровье семьи — 21 век: электронное периодическое издание. 2014;4. URL:http://www.fh - 21.perm.ru/ download/15-4-2014.pdf.

11. Казюкова Т.В.,Тулупова Е.В. Питание в раннем детстве - основной фактор формирования и поддержания здоровья в дальнейшей жизни. Педиатрия.2012; 6:113-9.

12. Журавлева Ю.А. Чучнева Е.А., Русанова М.Н. Полноценные белки в рационе питания детей дошкольного возраста. Вятский медицинский вестник. 2009, 1:102-5.

13. Сборник аналитических материалов по вопросам организации питания школьников Российской Федерации / под ред. Г.Г. Онищенко. М.; 2012.

14. Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю. Международный опыт организации школьного питания. Вопросы современной педиатрии.2008;7(2):14-22.

15. Руководство по диагностике и профилактике школьно-обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. Кучмы В.Р., д.м.н. Храмцова П.И. М., 2012;181.

16. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Научно-организационные основы мониторинга реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в ГОУ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Здоровье населения и среда обитания. 2009; 5: 9-11.

17. Cooper SB, Bandelow S, Nevill ME. Breakfast consumption and cog-

nitive function in adolescent schoolchildren. Physiology end Behavior. 2011;103(5):431-9.

18. Timlin MT, Pereira MA, Story M, Neumark-Sztainer D Breakfast eating and weight change in a 5-year prospective analysis of adolescents: Project EAT (Eating Among Teens). Pediatrics, 2008; 121(3): 638-45.

19. Dadaczynski К., Paulus P., Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Buijs G. Оценка качества школьных вмешательств по здоровому питанию и физической активности. Инструмент HEPS для школ. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013;1:28-61.

REFERENCES

1. Scientific and practical program to optimize the health of children in the Russian Federation. [Nauschno-praktischeskaya programma po optimi-zacii zdorovya detey v Rossiyskoy Federacii]. Moscow, 2015. (in Russian)

2. C.V. Wang Wei Sh, K. Ajerton-Jones. Nutrition secrets. [Secrety pitani-ya]. Ed. V.N. Malakhovskiy. Moscow Bimom, St-P.: Dialekt. 2009. (in Russian)

3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Assessment of health status of children. New approaches to prevention and therapeutic work in educational institutions: Guide for physicians. [Otsenka sostoyaniya zdorovya detey. Noviye podkhody k profilaktischeskoy I ozdorovitelnoy rabote v obrazovatelnykh uschrezhdeniyakh]. Moscow, GEOTAR-Me-dia. 2008. (in Russian)

4. Onishchenko G.G. State policy in the field of healthy nutrition and the ways of its realization. Zdravookhranenie Rossiyskoy Federatsii. 2009; 3:3-9. (in Russian)

5. Tutelyan V.A. Scientific basis for healthy eating. M.: Izdatelskiy Dom «Panorama», 2010; 816. [Nauchnyye osnovy zdorovogo pitaniya] (in Russian)

6. Diet, nutrition and the prevention of chronic diseases: report of a Joint WHO/FAO Expert Consultation. Geneva: World Health Organization; 2003 (WHO Technical Report Series, No. 916).

7. Fats and fatty acids in human nutrition: report of an expert consultation. Rome: Food and Agricultural Organization of the United Nations; 2010 (FAO Food and Nutrition Paper 91).

8. Kuchma V.R., Schernigov V.V. Monitoring of modernization of catering services of children in general educational establishments. Zdoroviye naseleniya i sreda obitaniya. 2012, 8: 7-10. (in Russian)

9. Gorelova J.Yu. The formation of a balanced food intake. Spravoschnik rukovoditelya obrazovatelnogo uschredeniya. 2009, 11: 89-94. (in Russian)

10. Perevalov A.Ya., Lir D.N., Tapechkina N.V. Hygienic assessment of the nutritional status of children in organized collectives. Methodical approaches. Family Health-21 century. 2014:4. Available at: URL:http:// www.fh - 21.perm.ru/download/15-4-2014.pdf. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kazyukova T.V., Tulupova E.V. Nutrition in early childhood is the main factor in the formation and maintenance of health in later life. Pediatriya. 2012; 6:113-9. (in Russian)

12. Zhuravlyeva Yu.A., Schuschneva Е.А., Rusanova M.N. Complete proteins in the diet of preschoolers. Vyatskiy madutsinskiy vestnik. 2009, 1:102-5. (in Russian)

13. compendium of analytical materials on nutrition of schoolchildren in Russian Federation. [Sbornik analitischeskikh materialov po voprosam organizatsii pitaniya shkolnikov Rossiyskoy Federatsii]. Ed. Onishchen-ko G.G. Moscow; 2012. (in Russian)

14. Kuchma V.R., Gorelova J.Yu. International experience in school feeding. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2008;7(2):14-22. (in Russian)

15. Guide to the diagnosis and prevention of school-caused diseases, improve the health of children in educational institutions. [Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike chkolno-obuslovlennykh zabolevaniy, ozdorov-leniyu detey v obrazovatelnykh uschrejdeniyakh]. Eds. V.R. Kuchma, P.I. Khramtsov. Moscow; 2012. (in Russian)

16. Kuchma V.R., Rapoport I.K., Gorelova J.Yu. Scientific and organizational basis for monitoring the implementation of pilot projects to improve the nutrition of scoolchildren in State educational organizations of the constituent entities of the Russian Federation and municipal general educational establishments. Zdoroviye naseleniya i sreda obitaniya. 2009; 5: 9-11.

17. Cooper SB, Bandelow S, Nevill ME. Breakfast consumption and cognitive function in adolescent schoolchildren. Physiology & Behavior. 2011;103(5):431-9.

18. Timlin MT, Pereira MA, Story M, Neumark-Sztainer D Breakfast eating and weight change in a 5-year prospective analysis of adolescents: Project EAT (Eating Among Teens). Pediatrics, 2008; 121(3): 638-45.

19. Dadaczynski К., Paulus P., Nanne de Vries, Silvia de Ruiter, Buijs G. Quality evaluation of school interventions for healthy eating and physical activity. HEPS tool for schools. Voprosy chkolnoy i universiteitskoy meditsiny i zdorovya. 2013;1:28-61.

Поступила 23.10.2018 Принята в печать 14.12.2018

Сведения об авторах:

Макарова Анна Юрьевна, канд. мед. наук, доцент каф. гигиены

детей и подростков педиатрического факультета ФГАОУ ВО «Первый Mосковский государственный медицинский университет им.

ИМ. Сеченова» Mинздрава России, E-mail: mau.kaf@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.