Научная статья на тему 'Оценка стратегии развития региональных инвестиционных проектов по энергосбережению'

Оценка стратегии развития региональных инвестиционных проектов по энергосбережению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка стратегии развития региональных инвестиционных проектов по энергосбережению»

Г.К. ЯЛЮКОВА

ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Разработка энергосберегающих технологий является важнейшим элементом регионального инновационного процесса. Она направлена на обеспечение устойчивости региональной экономической системы, ее экономической и экологической безопасности, что может быть достигнуто в результате тесного взаимодействия региональных властей и хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на данной территории.

Энергетический сектор характеризуется высокой энергоемкостью, которая, однако, до настоящего времени под влиянием внешних факторов не рассматривалась в качестве определяющего параметра эффективности функционирования предприятия. Современное состояние ресурсной базы Чувашской Республики (ЧР) обусловило необходимость комплексного подхода к формированию энергоэффективной стратегии развития территории. Ее разработка должна быть основана на обеспечении тесного взаимодействия регионального и корпоративного уровней управления в регионе с целью достижения экономической и экологической безопасности и устойчивости дальнейшего развития. Одним из главных условий достижения этой цели является создание климата наилучшего благоприятствования развитию энергосберегающих инновационных проектов и технологий. В связи с изложенным выше целесообразно определение тех поддерживающих условий, создание которых может способствовать развитию регионального инновационного потенциала и, как следствие, обеспечить реализацию важнейших положений энергоэффективной стратегии:

1) разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования в деятельности энергетических компаний, системы институциональных преобразований, введения новейших разработок по энергоэфективности в производство;

2) создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации деятельности по энергосбережению необходимо участие органов государственного управления, ведущих предприятий - коммерческих структур, финансово-кредитных учреждений, а также общественных организаций на федеральном и региональном уровнях;

3) развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров.

Накопившееся в течение многих лет отставание имеет в своей основе не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации энергетических компаний к внедрению новых технологий, особенно в области энергосбережения. Это явилось следствием низкой востребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники;

4) развитие малого и среднего бизнеса, в том числе в форме дочерних структур существующих компаний, путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехноло-

гичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

5) совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при содействии государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации;

6) реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики региона. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение энергоэффективности производства;

7) использование технологий универсального назначения в различных отраслях народного хозяйства.

Исследование опыта развития отдельных территорий РФ позволило определить социально-экономический механизм рационального природопользования. Он представляет собой совокупность федеральных и региональных структур, правовых норм и методов управления, обеспечивающую освоение природных ресурсов в регионе с учетом социальных, экономических, экологических и технологических факторов с одной важнейшей целью - повышение качества жизни населения территории. Действие социально-экономического механизма должно базироваться на следующих положениях:

1. Обеспечение баланса интересов всех участников процесса - инвесторов, органов власти, общественных движений и организаций, представляющих интересы населения, - с приоритетом последних.

2. Системность, под которой, с одной стороны, подразумевается взаимосвязь административных, правовых и экономических рычагов регулирования процессов энергопользования, с другой - функционирование социально-экономического механизма на всех стадиях освоения энергоресурсов в увязке с использованием других природных ресурсов региона.

3. Трансформация сложившейся системы обоснования освоения энергоресурсов из утилитарной технико-экономической в широкую социально-экономическую, где приоритетным должно стать повышение качества жизни населения, проживающего на промышленной территории.

4. Определяющая роль органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в регулировании масштабов освоения энергоресурсов через институциональные структуры, стратегию, промышленную политику и т.п. При этом федеральная власть обеспечивает рамочные условия эксплуатации энергоресурсов, делегируя полномочия по принятию конкретных решений, связанных с регулированием процессов производства, на региональный уровень. В этой связи отличительная особенность социально-экономического механизма должна состоять в его адаптивности к условиям конкретного региона.

Систематизация энергосберегающих технологических решений позволила выявить основные направления повышения энергоэффективности экономики региона:

- упорядочение учета использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);

- информационная поддержка производителей и потребителей энергосберегающей продукции;

- снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергоснабжении республики;

- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов путем повышения эффективности производственных технологий;

- внедрение энергоэффективных технологий оборудования и материалов на основе экономической заинтересованности потребителей и производителей энергии;

- стимулирование инвестиций в работы по внедрению энергосберегающего оборудования во всех сферах хозяйства республики;

- осуществление структурной перестройки промышленного комплекса республики на основе современных энергосберегающих технологий;

- активизация информационной работы среди населения по экономному использованию ТЭР.

В целях контроля хода реализации программы и мониторинга эффективного энергопотребления и обеспечения ее качественного выполнения предусматривается создание в нефтегазовых структурах служб энергоменеджмента, в функции которых входит проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:

- дальнейшее совершенствование методической базы, разработка методик расчета норм расхода основных видов ресурсов (например, расхода топлива на производство и отпуск электроэнергии собственными газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, электроэнергии и топлива на обеспечение внешнепромысловой перекачки газа и др.);

- освоение энергетическими предприятиями усовершенствованного программного расчета норм расхода ресурсов и сервисных программ;

- информационно-аналитическое обеспечение оперативной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и прогнозирование энергозатрат;

- содействие организации и внедрению пооперационного приборного технического учета фактического расхода топлива, тепловой и электрической энергии;

- проведение экспертизы, защиты и утверждения плановых показателей по использованию энергоресурсов, необходимых для выполнения плановых заданий по производству конечных продуктов;

- регулярное проведение обследований дочерних обществ с целью контроля рациональности расходования ресурсов, в том числе энергетических;

- отчетность обществ о результатах выполнения норм расхода топливноэнергетических ресурсов и плановых заданий по внедрению энергосберегающих мероприятий;

- систематический анализ хода выполнения программных мероприятий;

- контроль за эффективным и целевым использованием финансовых средств, выделяемых головной компанией на реализацию мероприятий энергосбережения на начальных этапах.

Успешность реализации программ энергоэффективности во многом зависит от их привлекательности для стабильно функционирующего бизнеса, в частности для крупных энергетических компаний. Например, частные структуры могут создать фирмы, оказывающие услуги в сфере энергосбережения, предлагающие предприятиям и организациям современные энергосберегающие технологии. То есть речь идет об интеграции между энергетическими корпорациями и независимым бизнесом, о создании своеобразного тандема. Роль таких внедренческих центров может быть отведена предприятиям малого и среднего бизнеса, внедряющим бизнес-проекты в области энергоэффективности и энергосбережения (рисунок).

Эффективное функционирование экономики региона

Реализация инвестиционных проектов и программ энергоэффективности

к

Энергетические компании 1 1 1 Органы региональной власти 1

- внедрение собственных

энергоэффективных

технологии;

- создание служб

энергоменеджмента

- формирование

благоприятной налоговой среды;

- стимулирование создания бизнес-инкубаторов

Центры региональной энергоэффективности

- согласование интересов энергетических компаний и региона;

- подготовка проекта взаимодействия при реализации конкретных программ;

- контроль выполнения прав и обязанностей сторон соглашения

Взаимодействие региональной власти и энергетических компаний при реализации инвестиционных проектов энергоэффективности

На рисунке представлен процесс взаимодействия участников энергоэффективных проектов, где немаловажная роль отводится предлагаемым к внедрению региональным центрам энергоэффективности, в деятельности которых может принимать участие общественность, формирующая общественный резонанс в отношении энергосберегающих инициатив, а также сами представители региональных властей.

Современное состояние топливно-энергетического комплекса России характеризуется увеличением доли трудноизвлекаемых запасов в связи с истощением существующих месторождений и ростом доли осложненного фонда скважин.

Такая ситуация приводит к ухудшению условий экономического роста предприятий нефтегазодобычи, часто сопровождается снижением эффективности деятельности и высоким уровнем зависимости их результатов от конъюнктуры мировых рынков нефти и уровня цен на нефть и нефтепродукты. В связи с этим возрастает необходимость в активизации политики по стимулированию мер, направленных на восстановление экономического баланса и повышение рациональности использования всех видов ресурсов.

Реализация данной политики требует целого комплекса инструментов, отвечающих специфике энергетического сектора. Сходные инструменты, отличающиеся большим разнообразием, степенью влияния, формой выражения в настоящее время активно внедряются в экологической политике государства. По нашему мнению, между экологической и политикой эффективного использования ресурсов в данном отношении можно провести некоторую аналогию.

Можно отметить, что административные инструменты обладают прямым воздействием на деятельность энергетического сектора. Экономические инструменты обладают большей «мягкостью» и гибкостью.

Все инструменты стимулирующего воздействия обладают как достоинствами, так и недостатками. В частности, меры административного воздействия достаточно «прозрачны» и понятны, с помощью данных инструментов достаточно просто осуществлять контроль конечных результатов инвестиционных программ энергоэффективности. В то же время система административных мер не позволяет предприятиям отрасли гибко менять свою стратегию при изменении параметров внешней среды и практически не стимулирует инновационный процесс в сфере энергосбережения. Что касается мер экономического стимулирования, их применение в практике управления энергоэффективностью позволяет более чутко реагировать на динамизм внешней среды и осуществлять более целенаправленное воздействие на реализацию мер по эффективному и рациональному использованию ресурсов. В условиях, когда экономика характеризуется как экономика смешанного типа, энергетические предприятия с помощью экономических стимулов могут самостоятельно разрабатывать энергоэффективную стратегию своего развития и создавать стимулы для проведения инновационных мероприятий по энергосбережению.

В целом стратегическое управление в энергетической сфере должно быть направлено на повышение энергетической безопасности, энергетической эффективности, бюджетную эффективность и экологическую безопасность.

Энергетическая политика ЧР должна исходить из того, что уже в ближайшие два года совершенствование экономической политики, нормативноправовой базы и контрольно-регулирующих функций республики в рамках реализации Плана действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2007-2008 гг. должно позволить, во-первых, преодолеть кризис платежей и задолженностей в экономике и, во-вторых, внести лепту в улучшение инвестиционного климата в стране, сведя к минимуму утечку российских капиталов за границу и обеспечивая условия для внешних инвестиций.

Стратегическое управление развитием регионального рынка энергоресурсов должно предусмотреть, что, несмотря на сокращение доли госсектора в производстве энергетической продукции, государство формирует институт своих представителей и должно сохранять за собой контрольный (или блокирующий) пакет акций (либо «золотую» акцию) в энергетических компаниях (РАО «ЕЭС», ОАО «Газпром», ведущих нефтяных и угольных компаниях), деятельность которых связана с обеспечением энергетической безопасности страны и ее регионов. Основная задача при этом - повышение эффективности стратегического управления государственной собственностью.

Важную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата (в том числе и для привлечения в ТЭК иностранных инвестиций) сыграет совершенствование законодательства о концессиях и иностранных инвестициях, недрах, поддержке малого и среднего предпринимательства в ТЭК.

Для инвестиционной привлекательности энергетических проектов немаловажное значение имеет и создание цивилизованных корпоративных отношений в ТЭК, подразумевающих правовое регулирование ответственности менеджеров компаний перед акционерами и инвесторами, создание и закрепление определенных социально-культурных традиций предпринимательства в России, принятие корпоративного кодекса, что позволит повысить привлекательность энергетического бизнеса в представлениях инвесторов и общественности.

Корпоративный принцип разработки, финансирования и реализации инвестиционных энергетических проектов переносит основной акцент управления развитием строительного комплекса на уровень отдельных компаний. Дальнейшее совершенствование системы подрядных тендеров позволит наиболее эффективно решить задачи реализации инвестиционных программ и проектов в отраслях ТЭК, повысить конкурентоспособность строительного комплекса.

Роль государства в этих процессах - создание условий для интенсификации инновационного процесса, в том числе на основе лизинговых схем, разумный протекционизм для отечественных строителей при разработке инвестиционных энергетических проектов, осуществление экологического контроля, разработка мер социальной защиты работников.

В этих условиях необходимо формирование рациональной государственной инвестиционной политики в отношении ТЭК и, в частности - государственного кредитования высокоэффективных инвестиционных проектов, реализуемых с преобладанием передовых отечественных технологий и оборудования.

Отечественное государственное кредитование позволит развить новые технологии в России, значительно (в 1,5 и более раза) снизить стоимость сооружаемых объектов ТЭК и сохранить в стране эффект от реализации проектов в виде платежей по кредитам.

Таким образом, мы полагаем, что институциональные преобразования, централизация и децентрализация производства и управления допустимы только в интересах снижения издержек и роста эффективности производства, повышения качества выпускаемых продукции и услуг и обеспечения энергетической безопасности страны.

Литература

1. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2005.

ЯЛЮКОВА ГЕЛНАЗ КИЯМЕТДИНОВНА родилась в 1983 г. Окончила Чувашский государственный университет. Бухгалтер ООО «Чувашрегионгаз», аспирантка Чувашского университета. Область научных интересов - энергосбережение в условиях ограниченности инновационно-инвестиционных ресурсов. Автор 1 научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.