Научная статья на тему 'Система стратегического управления энергоэффективностью в регионах'

Система стратегического управления энергоэффективностью в регионах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
636
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борталевич С.И.

Исследованы основные проблемы, определены приоритетные целевые установки управления энергосбережением и энергоэффективностью на региональном уровне. Систематизированы и развиты интеграционные принципы управления. На основании анализа опыта Республики Бурятия в сфере энергосбережения сформированы основные элементы системы программного управления энергоэффективностью. Предложены инструменты снижения энергопотребления в данном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борталевич С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система стратегического управления энергоэффективностью в регионах»

УДК 332.1:338.2

система стратегического управления энергоэффективностью в регионах

с. и. борталевич,

кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности Е: mail: bortalevichsi@mail. ru Байкальский государственный университет экономики и права

Исследованы основные проблемы, определены приоритетные целевые установки управления энергосбережением и энергоэффективностью на региональном уровне. Систематизированы и развиты интеграционные принципы управления. На основании анализа опыта Республики Бурятия в сфере энергосбережения сформированы основные элементы системы программного управления энергоэффективностью. Предложены инструменты снижения энергопотребления в данном регионе.

Ключевые слова: энергосбережение, энергоэффективность, региональное управление, системный подход, стратегия, инновационная энергетика, возобновляемые источники энергии.

На современном этапе развития Российской Федерации система управления национальным топливно-энергетическим комплексом (ТЭК) подвергается активным трансформациям. Одним из элементов программы широкой экономической и социальной модернизации России является энергосбережение и повышение энергетической эффективности1. Россия имеет значительный потенциал экономии энергоресурсов и снижения выбросов парниковых газов [3]. Полная реализация потенциала повышения эффек-

1 Классическое понятие «энергоэффективность» подразумевает минимизацию расходования энергетического ресурса (первичного либо в той или иной преобразованной форме, например, в виде электроэнергии, энергии пара, горячей воды) при получении некоторого полезного эффекта (скажем, охлаждения продуктов до заданной температуры, освещения комнаты) [2; 14, с. 192].

тивности при использовании электроэнергии позволит сократить ее потребление на 340 млрд кВт-ч, или на 36 % от уровня потребления 2005 г.2.

однако организация энергосбережения в масштабах такой страны, как Россия, является чрезвычайно сложной задачей. Это связано в первую очередь с тем, что в России нет опыта осуществления столь значительных проектов при отсутствии жесткой вертикали власти. В условиях формирования инновационной модели развития страны особо возрастает значение эффективного управления ее природно-ре-сурсным потенциалом при смещении центра управления преобразованиями на уровень региона.

В энергетическом секторе экономики России уже давно реализуется целый ряд реформ, из которых в результате конкуренции различных подходов, а также накопленного опыта постепенно выкристаллизовываются «базовые конструкции» принципиально новой организации государственного управления энергосбережением и энергоэффективностью [16]. Однако до сих пор кардинального поворота к современным технологиям в области энергосбережения и производства энергии из альтернативных источников не произошло.

В целях формирования необходимой нормативно-правовой базы в сфере энергоэффективности был принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической

2 Энергоэффективность: перспективы для России (реги-

ональный опыт и экспертные предложения). М.: Институт устойчивого развития, Центр экологической политики России, 2010. С. 10.

эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно данному закону комплекс приоритетных мер направлен на обеспечение для потребителей права и возможности сэкономить ресурсы, сделав выбор в пользу энергоэффективных товаров и услуг3. На стимулирование энергосбережения в госсекторе направлен второй блок инструментов. Третье приоритетное направлении - переключение бизнеса на энергоэффективную политику, для чего предлагаются экономические инструменты.

Повышение энергоэффективности в Российской Федерации требует последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в данной сфере, координации усилий как федеральных, так и региональных органов власти и управления, органов местного самоуправления, бизнеса, а также разработки и внедрения эффективных механизмов взаимодействия всех участников энергетического хозяйства; концентрации ресурсов субъектов экономики и построения единой системы управления энергоэффективностью в Российской Федерации. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами [6].

Управление энергосбережением и энергоэффективностью регионов: основные проблемы, факторы, принципы, приоритетные целевые установки. Регионы как низовая сфера жизнедеятельности непосредственно реализуют социально-экономическую политику государства, через регионы осуществляется управление всей страной, в регионах находит воплощение государственная стратегия. Соответственно, региональное управление выступает проводником общероссийских интересов с учетом, разумеется, особенностей региона.

В настоящее время опыт реализации региональных программ по энергоэффективности уже сформировался, идет разработка новых программ по энергетическому обследованию секторов экономики и предприятий, утилизации отходов, организации контроля, профессионализации кадров, работы с населением, предлагаются новые технологии, программное обеспечение. Перспективы для «низкоуглеродного» развития связываются с учетом эмиссии углерода, использованием альтернативных

3 В частности, с 1 января 2011 г. предлагалось ввести запрет на производство, импортирование и продажу ламп накаливания мощностью 100 Вт и более, предусматривается возможность с 2013 г. ограничить оборот ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 2014 г. - мощностью 25 Вт и более.

источников энергии. Во многих регионах к работе по энергоэффективности подключились неправительственные организации, общественные палаты4.

Однако нельзя не отметить, что существуют и нерешенные региональные проблемы, которые (равно как и проблемы федеральные), к сожалению, носят системный характер [4]. Так, в 2010 г. свыше 90 % регионов разработали и утвердили региональные программы энергосбережения [11], но ввиду того, что единая методическая база энергосбережения отсутствует, программы кардинально различаются. Кроме того, показатели энергоемкости ВРП рассчитаны только в 53 % региональных программ; показатели энергоэффективности и учетной полити-ки5 есть примерно в 50 % программ регионов; оценка параметров ВРП сделана в 43 % региональных программ; параметры топливно-энергетических балансов есть только в 25 % региональных программ; всего в 20 % программ определен потенциал энергосбережения, и комплекс мероприятий увязан с этими показателями; из необходимых по всем регионам 2,3 трлн руб. помощь федерального бюджета прописана на 18 млрд руб. (~0,8 %) 6.

Подавляющее большинство программ представляет собой технические отчеты и набор не связанных между собой мероприятий, реализация которых, по замыслу авторов программ, должна привести к 40 %-ному снижению энергоемкости7.

Текущее состояние и развитие региональной системы управления ТЭК, необходимость интег-

4 Так, например, энергоэффективность в Татарстане стала высшим экономическим приоритетом еще в 1998 г К 2010 г благодаря реализации двух целевых программ республике удалось снизить энергоемкость валового регионального продукта на 40 %. Динамика снижения потерь тепловой энергии по республике не слишком убедительна. В то же время имеется реальный опыт Набережночелнинской теплосетевой компании по достижению устойчивого снижения потерь тепловой энергии и теплоносителя. К 2010 г за счет ряда мероприятий ее потери были снижены на 60 % относительно 2006 г Экономия была использована для снабжения теплом около 1 млн м2 вводимого с 2007г нового жилья без увеличения тепловых мощностей (см. доклад председателя совета директоров ООО «Межрегионгазинвест» Э. Н. Абдуллова, г Казань, Республика Татарстан, на заседании Координационного совета Президиума совета ВПП «Единая Россия» по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в Государственной Думе РФ, 25.11.2010 / Энергосовет. 2010. №№ 8. URL: http:// www. energosovet. ru/bul/13_2010.pdf.

5 Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225.

6 Там же.

7 Подробнее о видах региональных программ энергосбережения см. [1].

рации секторов ТЭК и смежных областей и согласования между собой путей их развития главным образом должны определять стратегию развития управления энергосбережением и энергоэффективностью. Снижение потребления энергоресурсов и увеличение мощности систем энергоснабжения - это взаимоувязанные процессы, которые должны рассматриваться при энергетическом планировании совместно [8].

В современных региональных исследованиях активно и небезуспешно применяется системный подход, который специалисты обозначают как комплексный в связи с тем, что его методология предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы [20]. Комплексность современных задач в области управления энергосбережением и энергоэффективностью, заключающаяся в необходимости учета различных региональных особенностей и факторов в их динамике, вызывает неизбежность применения системного подхода к управлению в данной сфере. Он позволит рассматривать управление энергосбережением и энергоэффективностью региона как подсистему сложной системы управления ТЭК региона, имеющую структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду.

Указанная система представляет собой сложную совокупность компонентов, включающую субъекты, закономерности, принципы, функции, целевые установки стратегического развития, организационные структуры, ресурсы, методы, организационную культуру, компетенции, технологии и инструменты, формирующие механизм воздействия на региональное энергетическое хозяйство, технико-технологические системы генерации, транспортировки и потребления энергии, имеющие потенциал энергосбережения, а также концепции поведения участников энергетического рынка и общественные процессы, происходящие в данной сфере, в целях повышения надежности энергоснабжения, реализации потенциала экономии энергоресурсов и, соответственно, обеспечения сбалансированного развития и устойчивого роста экономики региона, повышения ее конкурентоспособности и качества жизни населения.

Главным же изъяном практически всех реализуемых на местах программ энергосбережения остается отсутствие комплексного подхода, отсутствие должного внимания к региональным особенностям и существующему опыту с позиций единой федеральной политики, системности в целях и задачах, критериев определения взаимного влияния мероп-

риятий друг на друга и на объекты в целом. Итогом становятся нерациональное расходование средств и невозможность выхода на целевые индикаторы, заложенные в программу [11]. Сегодня необходимо оформление системной практики администрирования и управления региональным развитием ТЭК, энергосбережением и энергоэффективностью на основе единой нормативно-методической базы. Опыт показывает, что реально снизить энергоэффективность удается за счет максимального использования административного ресурса с программно-индикативным методом управления.

Перечисленные недостатки предопределяют приоритетность проблемы разработки методологии формирования современной адаптивной и устойчивой системы управления энергосбережением и энергоэффективностью регионов, методического обеспечения стратегирования управления при участии консорциума из представителей научного и экспертного сообщества.

Решающую роль в развитии управления энергосбережением и энергоэффективностью играют факторы, влияющие на определение целей управления. В современных условиях в целях разработки методологии системы управления энергоэффективностью региона представляется целесообразным выделять общие факторы, требующие анализа при исследовании рынка энергоресурсов и влияющие на функционирование основных участников и принятие ими решений. Затем следует выделять специальные факторы, которые основываются на общих и оказывают непосредственное воздействие на повышение энергоэффективности в регионе8.

Среди общих факторов внешнего воздействия назовем следующие:

• институциональный (уровень развития институциональной среды);

• уровень межмуниципальной интегрирован-ности;

• менталитет регионального сообщества;

• организационные (уровень знаний, компетенций и творчества всех работников органов управления;

• развитость нравственных начал и этических норм поведения работников государственного

8 Целесообразно выделять четыре основных категории специальных факторов, влияющих на повышение энергоэффективности в регионе, а именно: 1) технико-технологические;

2) организационно-правовые факторы; 3) организационно-экономические факторы; 4) финансовые факторы [14, с. 176].

управления;

• уровень мотивации государственных служащих;

• уровень эффективности и функциональности организационной структуры регионального управления,

• другие экономические, политические и социальные факторы.

основные и специальные факторы обусловливают принципы организационно-институционального преобразования управления энергосбережением и энергоэффективностью региона в современных условиях, к которым традиционно с позиции системного подхода относят: децентрализацию, партнерство, субсидиарность, мобильность и адаптивность, принцип выделенной компетенции, соответствия полномочий и ответственности [18]; принцип системности разрабатываемых решений и оценки их эффективности; принцип научной обоснованности и др.

относительно управленческих решений, принимаемых в энергетической сфере, должны использоваться следующие принципы: эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности; использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий; экологическая безопасность [17, ст. 4].

Исходя из того, что система управления энергоэффективностью региона является сложной системой, методология формирования системы управления энергоэффективностью региона должна опираться на междисциплинарную основу.

Так, следуя логике ситуационного подхода, организационно-институциональные преобразования управления энергосбережением и энергоэффективностью региона должны обеспечивать соблюдение принципов стратегичности, гибкости; принципа совместимости изменений в системе управления с уровнем развития и состоянием регионального сообщества.

Анализ показывает, что в системе регионального управления в данной сфере недооцененными остаются компетенции9 сотрудников. Заключение о необходимости совершенствования компетенций (и развитие новых компетенций, таких как инжиниринг) обусловило становление и расширение использова-

9 Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает способность действовать в ситуации неопределенности, знания, опыт, навыки, поведение, критические для достижения стратегических результатов работы организации.

ния для анализа компетентностного подхода. Следуя логике компетентностного подхода, преобразования системы управления экономикой региона должны обеспечивать соблюдение принципа сбалансированного развития компетенций, критических для достижения стратегических результатов работы субъектов управленческой деятельности; принципа ресурсного обеспечения закрепленной компетенции; принципа стратегического развития кадров и др.

В настоящее время главной задачей являются сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала каждого субъекта страны и повышение его воздействия на экономическую эффективность производства10. По аналогии с инновационной экономикой сегодня введено понятие «инновационная энергетика» [4, 14]. Принципы стратегического управления инновационным развитием энергоэффективности в регионе следующие: нацеленность топливно-энергетического комплекса региона на перспективы развития региона; распределенность системы управления инновационным развитием по всем частям региона в виде инновационно-технологических центров или инжиниринговых фирм, которые на местах могут функционально решать задачи полного инновационного цикла -с реализацией энергоэффективных проектов «под ключ»; переподготовка кадров для сферы энергетики с учетом инновационных аспектов и др.11.

Системное использование этих принципов позволит обеспечить управление, способное эффективно осуществлять преобразования регионального управления энергосбережением и энергоэффективностью.

основными задачами управления в сфере энергосбережения и энергоэффективности в регионах являются:

• совершенствование методологии и методики управления;

• модернизация системы принятия решений, организационной структуры управления;

• оптимизация использования региональных энергетических активов;

• создание эффективного частно-государственного партнерства [5, 9];

• устранение противоречия между региональными и корпоративными интересами;

• развитие социальной сферы;

10 См., например, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

"Там же.

• совершенствование инфраструктуры;

• интеграция секторов ТЭК и смежных областей

экономики;

• согласование между собой путей их развития;

• разработка эффективных финансовых механизмов.

К сожалению, сегодня у региональных властей еще окончательно не сформировалось понимание того, что стратегия управления энергосбережением и энергоэффективностью - это не набор деклараций, а объединение перспективы, воли и ресурсов в конкретном организационно-техническом формате - целевой региональной программе энергосбережения и повышения энергоэффективности, которая должна являться одним из инструментов эффективного управления энергетикой региона. В рамках разработки энергетической стратегии региона необходимо рассматривать имеющиеся активы в комплексе как потенциальный источник доходов через призму инвестиционной логики. Такой подход позволит выделить в процессе разработки стратегии наиболее перспективные направления, реализация которых будет способствовать созданию активов, способных сыграть доминирующую роль в формировании доходов бюджета региона в долгосрочной перспективе, одновременно способствуя энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Формирование системы программного управления энергоэффективностью в Республике Бурятия. Решение проблемы энергосбережения в Республике Бурятия особенно актуально. В соответствии со Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года, одобренной постановлением Правительства Республики Бурятия от 15.05.2009 № 177, потенциал энергосбережения в расчете на первичное энергопотребление оценивается в пределах 12-20 % [21].

Республика Бурятия испытывает дефицит в энергетических ресурсах. Спрос на энергию в области ежегодно растет. В этой связи проблема повышения энергоэффективности чрезвычайно актуальна для экономики Бурятии. Наличие больших резервов организационного и технологического энергосбережения подтверждается высоким уровнем потерь энергии. Потери в электрических сетях Республики Бурятия в 2008 г. составили 622,9 млн кВт-ч, или 19,9 % от отпуска электроэнергии в сеть. С учетом потерь в электрических сетях промышленных предприятий и жилищно-коммунального комплекса эта цифра возрастает до 939

млн кВт-ч. Потери тепловой энергии в коммунальной энергетике также высоки и составляют до 3040 % от объема вырабатываемой тепловой энергии12. Известно, что в республике на дотацию населения, а также на оплату энергоресурсов школ, больниц и других социальных объектов расходуется до 50 % средств муниципальных бюджетов. Очевидно, эти расходы необходимо сократить [15].

Здесь следует отметить, что в республике комплексная работа по энергосбережению началась в 1997 г. при реализации проекта ТАСК «Повышение эффективности энергосбережения в Бурятии». Для координации энергосберегающей деятельности был создан «Байкалэнергоцентр». Для решения задач повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Республики Бурятия была разработана целевая программа энергосбережения на 1999-2003 гг. Экономический эффект от реализации программы составил 263 млн руб. при плане 226,7 млн руб. В целом по программе каждый вложенный рубль затрат дал экономический эффект 2,41 руб. при плане 2,3 руб. [9]. Вместе с тем анализ итогов выполнения программы энергосбережения Республики Бурятия на 1999-2003 гг. показал, что при реализации части проектов, включенных в программу, не были получены планируемые эффекты. Кроме того, оценка эффективности реализованных проектов была затруднена из-за отсутствия соответствующих методик и системы отчетности и отсутствия системы стимулирования энергосберегающей деятельности.

Программа энергосбережения, которая была утверждена правительством республики в октябре

2005 г. на период 2006-2009 гг., основной задачей имела формирование условий и механизмов, позволяющих разрабатывать и реализовывать конкретные проекты по энергосбережению. За полных два года работы на реализацию мероприятий программы из республиканского бюджета было направлено в

2006 г. 7,625 млн руб. и 7,0 млн руб. в 2007 г. Кроме этого, на мероприятия по энергосбережению (по другим статьям) было направлено 34,887 млн руб., а всего затрачено 164,484 млн руб. По работе в период 2006-2007 гг. определена эффективность

12 См., например, доклад председателя совета директоров ООО «Межрегионгазинвест» Э. Н. Абдуллова (г. Казань, Республика Татарстан) на заседании Координационного совета Президиума совета ВПП «Единая Россия» по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности в Государственной Думе РФ, 25.11.2010.

выполненных мероприятий, профинансированных из республиканского бюджета13. Из-за прекращения финансирования программные мероприятия в полном объеме не были реализованы. Однако, несмотря на недофинансирование были достигнуты определенные положительные результаты14.

С принятием Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» развитие энергосбережения в Республике Бурятия получило новый мощный толчок. Для решения проблем энергоэффективности и энергосбережения принята республиканская целевая программа «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Бурятия до 2020 года» (далее - Программа энергосбережения). Она учитывает требования действующего законодательства и нормативно-правовых актов и направлена на достижение целевых показателей энергосбережения в разных отраслях экономики, бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Стратегия есть обобщающая нормативная (прескриптивная) модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления в соответствии с выбранными критериями, отражающими эффективность использования ресурсов [19]. Одной из основных целей региональной политики энергосбережения как составной части регионального управления ТЭК должна стать реализация условий (организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических), обеспечивающих рост энергоэффективности региональной экономики за счет реализации потенциала энергосбережения.

В соответствии с принятой энергетической стратегией Республики Бурятия, а также Программой энергосбережения необходимо снизить энергоемкость ВРП к 2030 г. в 2,5 раза, а электроемкость - в 1,9 раза и максимально приблизиться к общероссийским показателям. Это предъявляет

13 При затратах в 14,625 млн руб. на 1 января 2008 г. получена экономия бюджетных средств в размере 8,947 млн руб.

14 В частности, при бюджетном финансировании осуществлена установка 15 комплектов приборов учета тепловой энергии;

ООО «Центр энергоэффективных технологий» активно внедрял установки, использующие солнечную энергию для отопления и горячего водоснабжения; произведен монтаж аппаратуры частотного регулирования электродвигателей в МУП «Водоканал» г Гусиноозерск; осуществлен пилотный проект по внедрению энергосервисных компаний на базе МО «Кяхтинский район».

дополнительные требования к развитию энергосбережения во всех секторах экономики: в ТЭК (в первую очередь в электроэнергетике); в генерации и распределительных сетях, а также в потребительском секторе (в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве и ЖКХ).

Основные цели Программы энергосбережения в Республике Бурятия, которые необходимо достичь при ее реализации, это: снижение энергоемкости ВРП на 40 % в 2020 г. по отношению к 2007 г.; снижение расходов бюджета Республики Бурятия за пользование энергоресурсами на 40 % в 2020 г. по отношению к 2008 г.; увеличение доли возобновляемых источников энергии в производстве электрической энергии до 4,5 % в 2020 г. по отношению к 2008 г.

По предварительному расчету мультипликативного эффекта (методика В. И. Лукашева для энергоресурсосберегающих мероприятий) инвестиционный коэффициент-мультипликатор в среднем по программе энергосбережения равен 1,21, прямой экономический эффект - 24 030,04 млн руб.

Для достижения программных целей намечено решить следующие задачи:

• реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Республики Бурятия за счет реализации потенциала энергосбережения;

• создание организационных, правовых, экологических и технологических условий, обеспечивающих снижение потребления энергетических ресурсов;

• вовлечение неиспользуемых источников энергии;

• повышение конкурентоспособности продукции за счет уменьшения удельного потребления энергии на единицу выпускаемой продукции;

• снижение дотационных выплат из бюджета за пользование энергоресурсами;

• повышение КПД энергетических установок;

• снижение потерь энергоносителей в инженерных сетях.

В процессе формирования стратегии15 была предпринята попытка разработки топливно-энергетического баланса региона, что, несомненно, качественно выделяет данную программу среди программ других регионов.

15 Об основных этапах формирования региональных программ в исследуемой сфере см. подробнее [1].

Анализ энергопотребления в Республике Бурятия позволяет сделать следующие выводы: удельное энергопотребление по основным отраслям промышленности повышается; значительными удельными расходами характеризуются заготовка и первичная переработка древесины, производство мяса и шерстяных тканей; высокие удельные показатели потребления тепла наблюдаются в целлюлозно-бумажной и текстильной промышленностях [9].

Проведение энергосберегающей политики невозможно без ее финансового обеспечения. Общая сумма финансирования мероприятий программы энергосбережения составляет 9 922,63 млн руб. Финансирование программы предусматривает участие средств бюджетов разного уровня и средств внебюджетных фондов, данные об использовании средств инвесторов не приводятся. Все средства, направленные из федерального бюджета, в рамках реализации программы будут израсходованы на энергосбережение в особой экономической зоне (табл. 1).

Однако, несмотря на то, что Республика Бурятия относится к регионам аграрно-промышленного типа, программой энергосбережения не предусматриваются меры, непосредственно направленные на повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве региональной экономики. Вообще программой предусмотрено только шесть промышленных объектов, на которых планируется реализовывать мероприятия. Среди них: ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Байкальская лесная компания» и ОАО «Селенгинский ЦКК». В 2010-2012 гг. в программных мероприятиях сделан упор на установку приборов учета потребления топливно-энергетических ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках Программы энергосбережения большое внимание будет уделено инновационной

деятельности. Среди намеченных к применению инноваций в энергосбережении отметим следующие: новые системы отопления - теплонакопители; тепловые насосы - источником для работы теплового насоса может служить любая проточная вода с температурой от 5 до 40°С; утепляющая краска -способна сберегать тепло в помещении в холодное время года и защищать от жары летом; жесткая напыляемая теплоизоляция - теплоизоляция нового поколения, наносимая внутри и снаружи здания методом напыления, и др.

Сегодня перед республикой стоит задача достижения энергоэффективности путем строительства объектов возобновляемой энергетики. Одно из программных мероприятий - строительство солнечной электростанции мощностью 100 кВт. Строительством объекта будет заниматься ООО «Центр энергоэффективных технологий». Кроме проекта в области солнечной энергетики в рамках соглашения по развитию гидроэнергетики в республике разрабатывается проект строительства малой ГЭС мощностью 2 мВт на одной из местных рек. В дальнейшем планируется строительство малых ГЭС на других исследованных участках рек. Для того чтобы сократить сроки окупаемости проектов в области возобновляемой энергетики в республике планируется установить «зеленые» тарифы и внести изменения в законодательство, регулирующее энергетический сектор. В таблице 2 приведены технический и экономический потенциалы возобновляемых источников энергии Республики Бурятия.

Кроме того, в республике реализуются демонстрационные проекты: демонстрационный комплекс возобновляемых источников энергии, п. Максимиха Баргузинского района (модули фотоэлектрические, ВЭУ, солнечные коллекторы, ТНУ - эффект от эко-

Таблица 1

Сводные результаты распределения капиталовложений по основным разделам программы энергосбережения [15], млн руб.

Объем финансирования

Направление расходования Феде- Республи- Муници- Внебюджет-

средств Всего ральный бюджет канский бюджет пальный бюджет ные источники

Энергосбережение в организациях бюджетной сферы 772,30 0,00 226,03 389,35 156,92

Энергосбережение в ТЭК 2 873,69 0,00 0,00 0,00 2 873,69

Энергосбережение в территориальных сетевых 290,00 0,00 0,00 0,00 290,00

организациях

Энергосбережение в промышленности 251,20 0,00 0,00 0,00 251,20

Энергосбережение в особой экономической зоне 341,05 315,75 0,00 0,00 25,30

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии 2 049,53 0,00 7,60 145,69 1 896,24

Всего по программе энергосбережения... 9 922,63 315,75 504,68 1 991,50 7 110,70

Таблица 2

Развитие возобновляемых источников энергии Республики Бурятия [21]

Вид энергетического ресурса Потенциал

Валовой Технический Экономический

Производство тепла Производство электроэнергии Производство тепла Производство электроэнергии

Солнечная энергия 52,7 млрд т у. т. 343,6 млн т у. т. 21,9 млн т у. т. 33,2 тыс. т у. т. 0,8 тыс. т у. т.

Малая гидроэнергетика 29,9 млрд кВт-ч 9,3 млрд кВт-ч 5,1 млрд кВт-ч

Ветровая энергия 31 617,0 млрд кВт-ч 26,87 млн т у. т. 79,04 млрд кВт-ч 0,13 млн т у. т. 0,40 млрд кВт-ч

10 749,8 млн т у. т.

Лесная биомасса 1 130 тыс. т у. т.

номии ТЭР составляет 90 млн руб.); ветродизельный комплекс 16 кВт - ВЭУ (п. Максимиха, пансионат «Колос» - эффект от экономия ТЭР составляет 11,25 млн руб.) и др.

Управление и механизм реализации программы энергосбережения. Как правило, для управления реализацией мероприятий, принятых в программе энергосбережения и повышения энергоэффективности, формируется дирекция программы («проектный офис») с наделением ее соответствующими полномочиями: межсистемная координация и организация взаимодействия между всеми исполнителями мероприятий программы, свод планов отдельных субъектов, сбор и систематизация аналитической информации и отчетности.

В соответствии с п. 8 программы энергосбережения после вступления в силу закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ заключает в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством, на конкурсной основе государственные контракты (договоры, соглашения) на выполнение мероприятий (объектов) программы, определяющие условия и ответственность за их выполнение. Министерство ежегодно уточняет значения целевых индикаторов (показателей) эффективности реализации программы, объем необходимых бюджетных ассигнований на реализацию программных мероприятий, механизм реализации программы и состав исполнителей.

Контроль за ходом реализации программы энергосбережения осуществляется Правительством Республики Бурятия и Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ в соответствии со своими полномочиями, установленными действующим законодательством Республики Бурятия.

Исполнители мероприятий программы осуществляют управление и контроль за выполнением мероприятий согласно своей ведомственной принадлежности, представляют сводную информацию в дирекцию программы.

Процедура отчетности о выполнении мероприятий предусматривает предоставление отчетов не реже одного раза в год исполнителями мероприятий, подготовку Министерством по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства РБ сводного отчета по региону за год и предоставление отчета государственному заказчику программы. Названное министерство организует текущий мониторинг индикаторов программы, реализуя задачу оперативного управления программой.

Программа энергосбережения подлежит ежегодной актуализации на основании анализа выполнения запланированных мероприятий. Осуществляется корректировка планируемых значений целевых показателей (индикаторов) с учетом фактически достигнутых результатов реализации программы, изменения исходных данных (новые мощности, новые нагрузки), изменения внешних условий.

Система управления в любой сфере подразумевает наличие субъекта управления. Согласно программе в число органов управления входит Координационный совет по инвестиционной деятельности при Правительстве Республики Бурятия, который наделен правом принимать решения: о продлении срока реализации программы (если срок истекает в текущем году); о смене государственного заказчика (государственного заказчика-координатора) программы, об изменении форм и методов ее реализации; о внесении изменений и дополнений в программу и др.

Однако следует признать, что вопросы организационно-управленческой структуры отражены в программе довольно скупо. Непроработанными

можно признать и вопросы межведомственного и межотраслевого взаимодействия в процессе реализации мероприятий программы. Как показывает практика, проведение политики энергосбережения и ресурсоэффективности на местах зачастую тормозится из-за отсутствия у региональных органов, органов местного самоуправления, бизнес-структур и предприятий опыта реализации конкретных проектов в этой области, опыта взаимодействия. На определенном этапе осуществления программных мероприятий необходима квалифицированная поддержка со стороны с передачей имеющихся наработок в этой сфере, а затем и системное масштабирование удачных проектов по всей стране.

Сегодня общепризнано, что при формировании системы управления энергоэффективностью в организационно-управленческую структуру должны быть включены представители государственного, частного, общественного, научно-образовательного секторов, СМИ [8, 14].

В этом плане интересен опыт Республики Татарстан как признанного лидера в области энергосбережения и ресурсоэффективности. Сотрудничество в части реализации типовых пилотных энергоэффективных проектов на муниципальном уровне, опробованных в других регионах России в рамках концепции, разработанной Координационным советом Президиума совета ВПП «Единая Россия», было взято на вооружение. С этой целью в августе 2011 г. было подписано трехстороннее соглашение о взаимодействии в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности между НП «Энергоэффективный город», Министерством энергетики Республики Татарстан и ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете министров Республики Татарстан».

Сегодня уже установлены и функциональные обязанности субъектов управления проектами. Так, при необходимости Министерство энергетики Республики Татарстан обеспечивает взаимодействие Координационного совета и НП «Энергоэффективный город» с руководством Республики Татарстан. Министерство энергетики Республики Татарстан разрабатывает и вносит конкретные предложения по совершенствованию нормативных документов федерального уровня по вопросам, связанным с проблемами энергосбережения и повышения энергоэффективности. ГАУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете министров Республики Татарстан» будет проводить

отбор муниципальных образований для опытного внедрения пилотных проектов в республике, информировать НП «Энергоэффективный город» об особенностях, связанных с реализацией типовых проектов в Республике Татарстан и содействовать в предоставлении некоммерческому партнерству информации, необходимой для осуществления этих проектов. Мониторинг и сопровождение проектов по поручению Координационного совета осуществляет НП «Энергоэффективный город». К аудиту эффективности использования бюджетных средств, осваиваемых в рамках предписанного назначения, будет привлечен независимый орган - Счетная палата Республики Татарстан.

Представляется, что данный положительный опыт может быть использован и в Республике Бурятия при реализации проектов, связанных с энергосбережением в муниципальных образованиях.

Основным способом решения поставленных задач является стимулирование энергосбережения, предложение участникам отношений экономически выгодных для них правил поведения для эффективного использования ресурсов. Разработанная программа энергосбережения включает методику оценки уровня эффективности использования энергоресурсов предприятия или организации, на основании которой возможно в дальнейшем производить их ранжирование, составлять рейтинги энергоэффективных хозяйствующих субъектов. Реализация этих мер позволит повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в бюджетных организациях, снизить затраты бюджетов всех уровней на энергообеспечение.

Значительное место в проведении энергосберегающей политики должно быть отведено общественности, участию ее в решении проблем энергосбережения, энергопотребления. В этой связи нельзя не отметить слабую разработанность мероприятий программы, направленных на работу с населением. Так, в перечень программных мероприятий входят развитие пропаганды энергосбережения и внедрение инновационных образовательных программ в области энергосбережения. Однако по данному важному направлению политики энергосбережения не установлено ни одного индикатора, перечень мер отсутствует.

Необходимо инициировать активный диалог между властью, бизнесом, научным и экспертным сообществом и СМИ по анализу роли населения в решении проблем энергосбережения и энергопотребления. Результатами общественного диалога

могли бы стать создание многоцелевых инновационных центров энергетики на базе вузов с непосредственной связью с энергосистемой; открытие демонстрационных и просветительских площадок на базе различных общественных организаций, библиотек, музеев с созданием методического центра, аккумулирующего информацию в области энергосбережения и энергоэффективности; включение в учебный процесс школьного образования темы энергосбережения и энергоэффективности с учетом межпредметных связей (с учетом опыта, накопленного в Челябинской области).

Реализация этих и других предложенных направлений и мер, нацеленных на совершенствование системы программного управления энергоэффективностью Республики Бурятия, будет способствовать снижению энергопотребления, реализации потенциала экономии энергоресурсов, дальнейшему снижению энергозатрат и повышению качества жизни населения Республики Бурятия.

Список литературы

1. Алгоритм формирования региональных программ энергосбережения / Международная финансовая корпорация (№С). Исследование подготовлено в сотрудничестве с ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром». М.: Международная финансовая корпорация, 2010.

2. Башмаков И. А. Энергоэффективность: от риторики к действию: монография. М.: ЦЭНЭФ, 2001.

3. Васильева М. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17. С. 20-25.

4. Васильева М. В. Проблемы и пути оптимизации ценообразования на оптовом рынке электроэнергии с учетом экономических интересов субъектов рынка // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 18. С. 45-47.

5. Васильева М. В. Развитие системы финансирования инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства в России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9. С. 17-18.

6. Васильева М. В. Решение проблем социально-экономического развития муниципальных образований на основе повышения эффективности деятельности контрольно-счетных органов // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 22. С. 48-50.

7. Васильева М. В. Роль баланса финансовых ресурсов региона в реализации эффективной финансовой политики // Фундаментальные исследования. 2006. № 7. С. 54-56.

8. Васильева М. В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регио-

нов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2. С. 30-33.

9. Дамбиев Ц. Ц., Крюков А. В., Нимаев В. Б., Алексеев С. Р. Программа энергосбережения Республики Бурятия и ее нормативно-правовое обеспечение // Энергосбережение. 2007. № 6. URL: h^^/www. abok. ru/for_spec/articles. php?nid=3727.

10. Джагарян Л. С. Совершенствование механизмов государственно-частного партнерства как фактор повышения энергоэффективности экономики России. М., 2010.

11. Консолидированный обзор: Субсидии регионам на энергоэффективность. Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение» / сост. А. С. Мартынов, Е. Г. Гашо. М., 2011. URL: http://solex-un. ru/sites/solex-un/files/energo_review/konsolidirovannyy_ obzor_subsidii_regionam_na_energoefektivnost pdf.

12. Литвак В. В. Основы регионального энергосбережения (научно-технические и производственные аспекты). 2-е изд. Томск: Изд-во НТЛ, 2007.

13. Маннапов Р. Г., Ахтариева Л. Г. Современные закономерности, принципы, задачи и механизм регионального управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3 (141). С. 47-50.

14. Маркин В. В. Формирование региональной системы стратегического управления энергоэффективностью. М., 2008.

15. Об утверждении республиканской целевой программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Бурятия до 2020 года»: постановление Правительства Республики Бурятия от 08.07.2010 № 277.

16. Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р.

17. Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 12.12.2011).

18. Самофалова Е. Ф., Кузьбожев Э. Н., Верта-кова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие. 2-е изд. М.: КноРус, 2006.

19. Смирнов В. В. Методологические аспекты эффективного управления социально-экономическим развитием региона // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. URL: http://auditfin. com/fin/2009/3/09_11/09_11 %20. pdf.

20. Современный философский словарь / под общ. ред. д. ф. н., проф. В. Е. Кемерова. 3-е изд. М.: Академический проект, 2004.

21. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года / под ред. В. В. Бушуева, П. П. Безруких. М.: ГУ ИЭС, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.