2016. — 207 с.
УДК 330.1
Дадьян Д.В. студент магистратуры 2 курса факультет «Экономики и менеджмента» научный руководитель: Гордеева Е.В.,
доцент
ФГБОУ ВО Сочинский Государственный Университет
Россия, г. Сочи
ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
Аннотация: Оценка стоимости бизнеса - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Ключевые слова: бизнес, предприятие, стоимость, доход, экономика, рынок.
Dadian D.V.
Student of magistracy 2 course, «economic and management» department FGBOU VO Sochi State University
Russia, Sochi Scientific supervisor: Gordeeva Е. V. candidate of economic Sciences, associate Professor FGBOU VO Sochi State University
Annotation: Business valuation is the calculation and justification of an enterprise's value for a specific date. The valuation of a business is a purposeful, well - organized process of determining the quantity of an object's cost in monetary terms, taking into account the factors affecting it at a particular period of time in a particular market.
Keywords: business, enterprise, cost, income, economy, market
Оценка стоимости бизнеса - это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении, с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны. Повышение стоимости предприятия - один из показателей роста
доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием.
Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако наряду с внутренней информацией в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже - они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия: в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы предприятия, степень его устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка данных финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса нужно иметь сведения о стоимости всего предприятия или части его активов.
Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия - один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием.
При купле-продаже или реструктуризации предприятия потребность в оценке возникает во избежание споров о стоимости имущества предприятия или бизнеса в целом с учетом его доходности в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе. Еще на стадии создания предприятия независимая оценка может быть полезна при внесении имущества в уставный капитал. Так как деятельность оценщика регламентируется законодательством, отчет об оценке имеет юридическую силу и указанные в нем результаты определения стоимости могут быть использованы в суде при возникновении каких-либо имущественных споров, в частности относительно уставного капитала. В процессе функционирования практически каждого предприятия необходима независимая оценка для управления финансами. Особенно эффективно используется оценка при кредитовании: отчет об оценке является необходимым документом для получения кредитов под залог имущества.
Процесс оценки бизнеса представляет собой последовательность этапов, выполняемых специалистом оценщиком для определения стоимости предприятия. В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» оценка проводится в несколько этапов:
1) заключение договора об оценке с заказчиком;
2) установление количественных и качественных характеристик объекта оценки;
3) анализ рынка, на котором представлен объект оценки;
4) выбор метода оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых расчетов;
5) обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;
6) составление и передача заказчику отчета об оценке.
Оценку бизнеса осуществляют с применением трех подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки.
Методы оценки, применяемые при различных подходах.
1. Доходный подход.
2. Затратный подход основывается на принципе замещения: актив стоит не больше, чем составили бы затраты на замещение
3. Сравнительный подход. При реализации сравнительного подхода изучают соответствующий сегмент рынка и выбирают конкурирующие с оцениваемым
Основные источники информации, используемые оценщиком:
- статистическая и прогнозная информация о рынке, отрасли, стране, регионе функционирования предприятия;
- баланс предприятия;
- отчет о прибылях и убытках;
- отчет о движении денежных средств;
- сведения об имущественном комплексе предприятия.
Информация, используемая в процессе оценки бизнеса, должна
соответствовать требованиям:
- полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической и управленческой информации, характеризующей деятельность предприятия за период предыстории, а также в будущем периоде;
- точного соответствия целям оценки;
- комплексного учета внешних условий функционирования оцениваемого предприятия. Информация, необходимая для анализа предприятия в целях его оценки делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.
Внутренняя дает представление о деятельности оцениваемого предприятия.
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Цель сбора этой информации - определение потенциала рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах,
ретроспектива за последние два - пять лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах у конкурентов, прогнозы по расширению рынков сбыта.
Эффективным источником информации является анкетирование владельцев, администрации, аудиторов, кредиторов, конкурентов оцениваемого предприятия, представителей отраслевых ассоциаций и местных администраций.
Оценку предприятия проводят в следующих целях:
- повышения эффективности текущего управления предприятием;
- принятия обоснованного инвестиционного решения;
- купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
- реструктуризации предприятия; разработки плана развития предприятия; определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
- страхования; налогообложения;
- принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях. Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют
специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценки предполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, ожидания инвесторов, риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом, предполагаемую «реакцию» рынка при сделках с оцениваемым объектом.
Использованные источники:
1. Абдулаева, Н.А, Колайко, Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): учеб. пособие / под ред.. М.: Экмос, 2014.
2. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 с.
3. Кошкина, В.И. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса) : учебник/ под ред. М.: Экмос, 2016.
4. Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 № 519 «Об утверждении стандартов оценки».
5. Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 № 519 «Об утверждении стандартов оценки».
6. Федеральный закон от 29.07.2016 № 1Э5-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».