Научная статья на тему 'Существующие методы оценки бизнеса и проблемы их применения'

Существующие методы оценки бизнеса и проблемы их применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА БИЗНЕСА / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ПРОБЛЕМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенников А.Л.

В данной работе изучаются особенности существующих методов оценки бизнеса, а также определяются проблемы их применения. Под оценкой бизнеса понимают сложную систему определения и расчета денежного выражения стоимости бизнеса на определенную дату. Это очень сложный вид деятельности. Он производится профессиональными оценщиками. Данная категория людей обладает специальными знаниями и навыками. Важной и неотъемлемой частью современной рыночной экономики является бизнес. В разные времена и в разных станах для его обозначения были придуманы различные термины («коммерция», «гешефт», «предпринимательство»). Термин «бизнес» появился в экономике США. А в послевоенные годы (после второй мировой войны) широко распространился в Европе. В странах бывшего социалистического содружества он распространился в связи с переходом от плановой административно-командной экономики к рынку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Существующие методы оценки бизнеса и проблемы их применения»

Существующие методы оценки бизнеса и проблемы их применения

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Гребенников Артем Леонидович

аспирант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, Arty93@bk.ru

В данной работе изучаются особенности существующих методов оценки бизнеса, а также определяются проблемы их применения. Под оценкой бизнеса понимают сложную систему определения и расчета денежного выражения стоимости бизнеса на определенную дату. Это очень сложный вид деятельности. Он производится профессиональными оценщиками. Данная категория людей обладает специальными знаниями и навыками. Важной и неотъемлемой частью современной рыночной экономики является бизнес. В разные времена и в разных станах для его обозначения были придуманы различные термины («коммерция», «гешефт», «предпринимательство»). Термин «бизнес» появился в экономике США. А в послевоенные годы (после второй мировой войны) широко распространился в Европе. В странах бывшего социалистического содружества он распространился в связи с переходом от плановой административно-командной экономики к рынку. Ключевые слова. Оценка бизнеса, методы оценки, проблемы, предпринимательство, экономика

Важной и неотъемлемой частью современной рыночной экономики является бизнес. В разные времена и в разных станах для его обозначения были придуманы различные термины («коммерция», «гешефт», «предпринимательство»). Термин «бизнес» появился в экономике США. А в послевоенные годы (после второй мировой войны) широко распространился в Европе. В странах бывшего социалистического содружества он распространился в связи с переходом от плановой административно-командной экономики к рынку.

В отечественной практике оценочной деятельности наиболее широко применяются три базовых (традиционных) подхода: затратный, сравнительный и доходный, которые регламентированы в российских стандартах оценки. При этом, представители экспертного сообщества отмечают, что в современных условиях в применении методов оценки стоимости существует ряд противоречий:

- между потребностями решения проблем оценки в нашей стране и несоответствием российских стандартов оценки запросам рынка;

- между действующими стандартами и ограниченностью возможности их использования для отельных типов компаний (к примеру, компаний малого бизнеса);

- между системой российской стандартизации и требованиями международных стандартов оценки;

- между потребностью в развитии и модификации современных методов оценки стоимости с учетом особенностей российских компаний и недостаточностью научных разработок в данной сфере [5].

Под оценкой бизнеса понимают сложную систему определения и расчета денежного выражения стоимости бизнеса на определенную дату. Это очень сложный вид деятельности. Он производится профессиональными оценщиками. Данная категория людей обладает специальными знаниями и навыками.

Они, как правило, являются сотрудниками специализированных фирм (оценочных, аудиторских, страховых контор, банков и т.п.). Для осуществления своей деятельности оценщики должны иметь знания в области права, бухгалтерского учета. Кроме того, специалисты-оценщики должны разбираться в финансовом анализе, в вопросах макро- и микроэкономики.

На оценку бизнеса оказывают влияние следующие обстоятельства: размеры доходов, которые приносит данный бизнес (предприятие); риски, с которыми сопряжено получение данного дохода; усредненные показатели доходности подобных объектов на рынке; структура и состояние активов оцениваемого объекта; общая экономическая и политическая ситуация.

Важным моментом, делающим процесс оценки бизнеса необходимым, является то, что любой бизнес может стать предметом купли-продажи, залога, ликвидации или инвестиции.

Поэтому необходимо определить стоимость бизнеса для каждого из указанных процессов.

Принцип любой операции купли-продажи, был сформулирован еще в древние века. Он гласил, что каждый хочет продать подороже, а купить подешевле. Истина отнюдь не нова. Но она стала одной из главных универсальных проблем оценки бизнеса.

Но помимо этой существуют и другие проблемы. Исследую тенденции как мирового, так и отечественного рынков, специалисты выделяют следующие проблемы: перекос финансовых показателей компании; финансовые показатели анализируют следствия, а не причины; анализ нефинансовых показателей используется для управления персоналом; нефинансовые показатели анализируются нерегулярно; финансовые показатели более инерционны, чем нефинансовые; западные теории управления не всегда пригодны к российской среде (менталитету населения); несоответствие методик и теорий реальным масштабам бизнеса (предприятий); обилие формальных отчетов и излишних форм контроля (излишняя бюрократия).

Сама процедура оценки должна быть простой, наглядной, обоснованной, периодичной и иметь хорошее информационное обеспечение. В оценке бизнеса применяют такие подходы, как затратный, сравнительный и доходный. Затратный подход рассматривает вопросы, связанные с оценкой имущества предприятия.

Проблема при этом заключается в правильности ведения документации и в полноте учета имущества. В нынешних условиях возможны случаи сокрытия части имущества фирмы или регистрация его на других лиц. Это не позволяет составить правильную оценку имущества фирмы. недобросовестные собственники бизнеса могут умышленно снизить показатель затратности предприятия с целью повысить его цену. Сравнительный метод позволяет рассматривать бизнес в сравнении с аналогичными фирмами и предприятиями.

Применение данного метода сталкивается с проблемой наличия объективной информации по обоим сравниваемым объектам. Вся информация должна быть открытой и доступной. Доходный метод оценки предполагает учет и прогноз денежных потоков. Особенно важным аспектом здесь выступает возможность прогнозирования изменения доходности бизнеса в будущем. Если прогнозируемая прибыль будет расти, то, соответственно, будет увеличиваться и цена данного бизнеса.

В данной ситуации, как уже упоминалось выше, собственник бизнеса (продавец) будет демонстрировать все выгоды перспективного развития предприятия или фирмы, а покупатель будет всячески стараться снизить эти показатели, чтобы «сбить» цену.

Упоминавшийся выше перекос финансовых показателей предприятия возможен, если производится только анализ неудач и не предвидится общее ухудшение всех финансовых показателей. В таких случаях говорят, что компания «живет прошлым». При оценке бизнеса не используют показатели, которые позволили бы более оперативно реагировать на возникающие сбои и обеспечить улучшение бизнес-процессов. Если при оценке анализируются только следствия а не причины, то упускается возможность избежать ухудшения ситуа-

ции вообще. Ведь, если выявлена причина, то есть возможность ее устранить или существенно ослабить последствия ее проявления. Это делает управленческие решения более эффективными, а цену бизнеса - более высокой.

Потребность в оценке бизнеса в условиях рыночной экономики может возникнуть по ряду причин. Как и любой объект хозяйствования, бизнес может стать предметом купли-продажи. Для этого необходимо определить его рыночную стоимость (цену).

Цену могут пожелать определить и инвесторы. Тогда проводится инвестиционная оценка бизнеса. Ее цель -определить целесообразность вложения средств в какое-то дело, фирму и пр. Если предприятие подлежит ликвидации, то пайщики определяют ликвидную цену (ликвидная оценка). И уже после этого следует определить долю каждого из пайщиков. Производят оценку бизнеса профессиональные оценщики.

Это люди, обладающие специальным образованием и соответствующими навыками. Они обычно являются сотрудниками (представителями) оценочных, аудиторских и юридических фирм, банков страховых компаний.

Оценочная деятельность, проводимая на регулярной основе, позволяет видеть текущее состояние дел компании, выявлять слабые звенья и своевременно принимать решения по ликвидации или минимизации рисков. Кроме того, оценка бизнеса позволяет создать пространство вариантов для дальнейшего развития собственного бизнеса.

Можно выделить следующие цели, которые может преследовать предприниматель при оценке своего бизнеса: предпродажная подготовка предприятия; подготовка к выпуску ценных бумаг и определение их номинальной цены; формирование данных для сторонних организаций в случае займа или оформления страхования; взаиморасчеты с другими предприятиями капиталом, либо другими материальными активами; создание научного обоснования принимаемым управленческим решениям; составление стратегии и тактики развития компании.

Для повышения доверия к данным оценки, как правило, приглашают стороннего эксперта или организацию, оказывающую данный тип услуг. Такой подход позволяет избежать предвзятости со стороны заинтересованных структур, а также завышения результатов оценки в корыстных целях. Сами оценочные работы проводятся в несколько этапов: Оценщик определяет цели и задачи предстоящего расчета. [2]

Он проверяет наличие всех необходимых документов. Затем с владельцем бизнеса заключается договор на оказание услуг. Важно отметить, что сам эксперт должен иметь лицензию на осуществление своей деятельности. Сбор информации о хозяйственной деятельности предприятия, а также о факторах внешней среды.

Данные берутся так же из сторонних источников, для создания более широкого представления об объекте. Далее определяются методы расчета. Ведется математический расчет на основе собранных информационных и статистических данных. Формируется итоговый результат, который предоставляется руководителю для последующих действий.

Обычно, эксперты, оказывающие услуги оценки имеют специальную подготовку и периодически экзаменуются. Предпринимателю необходимо лишь тщательно выбрать оценщика, представляющего надежный сервис.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Наиболее распространенными методиками оценки бизнеса в современной России является расчет рентабельности и объем прогнозируемой чистой прибыли.

Для западных стран применяется другой подход. Здесь используется система управления, направленная на стоимостную оценку бизнеса. Эксперты оперируют такими данными, как стоимость капитала, риски, рыночная и добавочная стоимость объекта предпринимательства, денежные потоки. В практике западных стран на первое место выходит увеличение стоимости компании, которая является основной целью хозяйственной деятельности. На российском рынке спрос на оценочную деятельность изначально был связан с процедурой купли - продажи недвижимого имущества. С развитием рыночных отношений, взаимодействие между компаниями усложнилось.

Теперь стали оказываться услуги страхования, кредитования, передачи имущества, проводиться сделки по слиянию, либо отчуждению предприятий. Проведение тендеров, аукционов, а также конкурсов по продаже фондовых инструментов так же способствовало развитию деятельности по оценке бизнеса. [3]

Кроме того, создание открытого экономического пространства способствует привлечению иностранных инвестиций. Западные инвесторы требуют данных о стоимости компании, которые так же предоставляются наемными оценщиками. Оценочная деятельность выгодна различным структурам. Так для государственных органов знание о стоимости компании определяет процедуру ее приватизации, налоговую базу, оценку в судебных целях, процессы в период ликвидации компании.

Для страховых и кредитных организаций стоимость компании является показателем ее платежеспособности. Кроме того, цена предприятия позволяет рассчитать размер страховых выплат и заемных средств. Для владельца бизнеса знание о стоимости своего объекта дает возможность скорректировать бизнес - процессы, а также определить различные экономические параметры в зависимости от преследуемых им целей.

В настоящее время оценочная деятельность является неотъемлемой частью ведения бизнеса. Экономическая сущность, понятие и виды мультипликаторов Оценщик, проводя исследование объекта предпринимательства после сбора информации о нем, определяет метод математического расчета стоимости предприятия. Стоит отметить, что цена активов по данным компании может отличаться от реальной стоимости аналогичных объектов на рынке.

Для адаптации расчетов к ситуации на рынке производят сопоставление цен, полученных по информации, предоставленной предприятием, и цен тех же активов в свободной продаже. За основу сравнения берут ценовые мультипликаторы.

Экономическая суть мультипликатора заключается в выражении отношения рыночной стоимости объекта к стоимости какого - либо его актива, результата хозяйственной или финансовой деятельности. Обычно используют информацию о прибыли, доходах, дивидендах, денежных потоках, выручку от продаж и другие данные, необходимые для решения определенных задач в ходе исследования.

Метод мультипликаторов часто используется при сравнительном анализе стоимости компании с предприятиями аналогами. Чтобы рассчитать мультипликатор необходимо выполнить следующие условия: вычислить

капитализацию и рыночную стоимость предприятия аналогичного исследуемому. Эти данные используют в числителе формулы расчета. Определить величину прибыли, дохода от реализации, стоимость активов и других показателей. Они будут использоваться в знаменателе расчетной формулы.

В оценке бизнеса используются моментные и интервальные виды мультипликаторов. К моментным относят отношение цены к балансовой стоимости, а также отношение цены к стоимости каждой группы активов в отдельности. Интервальные виды мультипликаторов представлены соотношением цены к прибыли, к денежному потоку, к выплатам по дивидендам, к выручке от продаж. Чтобы правильно рассчитать стоимость компании необходимо выполнить следующие условия:

Выбрать, согласно целям исследования, необходимый вид мультипликатора. Сформировать предварительные результаты расчетов, с использованием различных мультипликаторов. [4]

Скорректировать данные и рассчитать итоговую величину стоимости компании. Метод определения стоимости предприятия с использованием мультипликаторов Данный метод очень схож с методом сравнения при расчете стоимости объекта предпринимательства. В оценочной деятельности часто прибегают к определению универсальных мультипликаторов.

Этот метод часто применяется на практике для определения уровня инвестиционной привлекательности объекта предпринимательства, потому что этот подход является достаточно простым и позволяет сравнить показатели деятельности аналогичных компаний. [3]

Вся денежная масса крутиться внутри рынка и посредством рыночных процессов: купля - продажа, переводы, инвестиции и т.д. Денежную массу вырабатывают все предприятия, которые реализуют свою деятельность на рынке. Бизнес и его процессы имеют свою цену на рынке, кто-то большую, кто-то малую, но так или иначе, стоимость есть у всех компаний.

Оценка бизнеса может происходить не только в момент продажи бизнеса или передачи его другому владельцу, она должна происходить на предприятии периодически, для того чтобы отслеживать тенденции положительного или отрицательного характера, так как если стоимость компании на рынке падает, то в данном случае надо принимать меры и поднимать стоимость. Реа-лизовывать бизнес можно по средствам начальных капитальных вложений и организации предприятия с нуля, а можно купить готовый бизнес, причем совершенно разного рода деятельности. Приобретение нового бизнеса важный шаг для предпринимателя, поэтому необходимо сделать не только оценку компании, но и иметь план дальнейшего развития ресторанного бизнеса. [4]

Чтобы организовать успешный бизнес на рынке, необходимо обладать рядом ресурсов, как финансового характера, так и социального и личного.

Определение и реальная оценка бизнеса, несомненно, важная составляющая любой предпринимательской деятельности. Стоимость бизнеса является определяющим звеном в покупке или продаже различного рода деятельности на рынке.

Оценка бизнеса происходит по целому ряду различных финансово-экономических показателей, важнейшим из которых являются показатели рентабельности. Показатели рентабельности, прежде всего, говорят об эффективности работы компании на рынке. Любая деятельность может работать, хорошо или плохо, но все

стремятся работать эффективно, что говорит о максимально выгодном использовании всех ресурсов предприятия для получения максимального дохода. [5]

Итак, рентабельность - это финансовый показатель эффективной деятельности предприятия, где под эффективностью понимается грамотное использование финансовых, трудовых, материальных и иных ресурсов. Показателей рентабельности в экономике достаточно много, но их можно разделить всего на две основные группы:

Рентабельность активов компании; Рентабельность продаж компании. Все показатели рентабельности используются в оценке финансово - хозяйственной деятельности предприятия, оценка происходит периодически, выявляются тенденции снижения или повышения этих показателей. Рентабельность активов компании Оценка рентабельности активов компании рассчитывается как отношение прибыли компании к средней стоимости активов.

Данный показатель рентабельности активов позволяет оценить бизнес с точки зрения вложенного в него имущества, то есть, сколько прибыли может получить компания на 1 рубль всех вложенных в него активов. Такой показатель лучше всего использовать для сравнения компаний взятых, например, из одной отрасли, так как бизнес различный и имеет абсолютно разную рентабельность активов в зависимости от рода деятельности. В группу рентабельности активов также входят показатели рентабельности собственного капитала и инвестированного капитала, производственных фондов.

Рентабельность собственного капитала показывает, сколько дохода получит соучредитель от вложенного в компанию актива. Надо отметить, что в данном случае, доход, имеется в виду, уже после уплаты всех доходов и процентов по кредитам и т.п. Рентабельность инвестированного капитала дает понять, способна ли компания оправдать инвестиционные вложения в бизнес по средствам своей деятельности или нет. Показатель рентабельности производственных фондов еще называют фондоотдачей. Данный показатель дает понять, сколько прибыли может получить предприятия на 1 рубль вложенных в деятельность фондов (чаще всего производственных). [2]

Итак, на сегодняшний день существует множество методов и показателей для оценки абсолютно любого бизнеса, но надо учитывать, что лучше всего, чтобы не ошибиться с правильностью принятия решения о покупке нового бизнеса, использовать все методы оценки и рассчитать все финансово - экономические показатели, которые способны дать реальную картину этого бизнеса.

Литература

1. Авдеев, А.П. Макроэкономика Учебное пособие. -М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2015. - 352 с.

2. Борисов, Е.Ф. Основы экономики. - М.: Юристъ, 2017. - 336 с.

3. Гаджиев, М.М. Экономика. - М.: Экономика, 2015. - 360 с.

4. Грицюк, В.В. Макроэкономика. Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 504 с.

5. Завадская, З.Л. Макроэкономика. Учебное пособие. - М.: СпортАкадемПресс, 2015. - 496 с.

6. Кошкин, В.И. Рыночная экономика России. - М.: Экономика, 2016. - 443 с.

Existing methods of business valuation and problems of their

application Grebennikov A.L.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

In this paper, we study the features of existing business valuation methods, and also determine the problems of their application. Business valuation refers to a complex system for determining and calculating the monetary value of a business's value for a specific date. This is a very complex activity. It is produced by professional appraisers. This category of people has special knowledge and skills. An important and integral part of the modern market economy is business. At different times and in different countries different terms were coined for its designation ("commerce", "gesheft", "entrepreneurship"). The term "business" has appeared in the US economy. And in the postwar years (after the Second World War) it spread widely in Europe. In the countries of the former socialist community, it has spread due to the transition from a planned command economy to a market.

Keywords. Business valuation, valuation methods, problems, entrepreneurship, economics

References

1. Avdeev, A.P. Macroeconomics Study Guide. - M.: Law and Law,

Unity-Dana, 2015 .-- 352 p.

2. Borisov, E.F. Fundamentals of Economics. - M .: Yurist, 2017 .--

336 p.

3. Gadzhiev, M.M. Economy. - M .: Economics, 2015 .-- 360 p.

4. Gritsyuk, V.V. Macroeconomics. Teaching aid. - M.: Finance and

Statistics, 2015 .-- 504 p.

5. Zavadskaya, Z.L. Macroeconomics. Tutorial. - M.: SportAkademPress, 2015 .-- 496 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Koshkin, V.I. The market economy of Russia. - M .: Economics,

2016 .-- 443 p.

X X О го А С.

X

го m

о

м о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.