Научная статья на тему 'Оценка степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития'

Оценка степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / STUDENTS / CHILDREN WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT / QUESTIONING / FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевщиков Михаил Михайлович, Казаков Александр Васильевич, Устыменко Ольга Николаевна

На основе добровольного вопросника по программе отношение преподавателя физической культуры к обучению людей с отклонениями IV (PEATID-4), предоставленного координаторами международного Специального Олимпийского Движения проведено исследование по оценке степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полевщиков Михаил Михайлович, Казаков Александр Васильевич, Устыменко Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF DEGREE OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL TRAINING TO WORK WITH CHILDREN WITH THE DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

On the basis of voluntary questionnaire on the "attitude of a teacher of physical culture to teaching people with disabilities IV (PEATID-4), by coordinator of the International Special Olympic Movement carried out a study to assess the level of preparedness for future teachers of Physical Education to work with children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Оценка степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития»

уверенные» и неадекватные имиджи свойственны некомпетентным и неумелым тренерам с низким уровнем профессионального мастерства. Агрессивный имидж «хищницы» может при поверхностных контактах произвести первое благоприятное впечатление, но, по сути, является деструктивным для тренерской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, И.П. Очерки спортивной акмеологии / И.П. Волков ; Балт. Пед. акад. - СПб. : [б.и.], 1998. - 126 с.

2. Журавлева, С.Н. Особенности имиджа женщины, занимающейся шейпингом / С.Н. Журавлева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. -Вып. 5 (27). - С. 41-44.

3. Казакова, Т.Б. Структура профессионально-педагогической направленности личности тренера / Т.Б. Казакова, М.К. Павлова // Тез. докл. Х1 Всесоюз. науч.-практ. конф. психологов спорта. Ч. I. - М., 1990. - С. 37-38.

4. Николаев, А.Н. Психология тренера в детско-юношеском спорте / А.Н. Николаев. - СПб. : АППО, 2005. - 344 с.

5. Пантелеева, Г.В. Эффективные и неэффективные типы самопрезентации

тренеров-женщин глазами спортсменов. / Г.В. Пантелеева // Психолого-

педагогические исследования в современной вузовской науке : материалы годичной сессии БПА за 2008 год. - СПб., 2008. - С. 55-58.

6. Певзнер, А.Е. Об эффективности вариативности учебно-тренировочных занятий / А.Е. Певзнер. - СПб. : Крисмас, 1996. - 16 с.

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Михаил Михайлович Полевщиков, кандидат педагогических наук, профессор, Александр Васильевич Казаков, аспирант,

Ольга Николаевна Устыменко, соискатель?

ГОУ ВПО «Марийский государственный университет» (МарГУ)

г. Йошкар-Ола

Аннотация

На основе добровольного вопросника по программе “отношение преподавателя физической культуры к обучению людей с отклонениями - IV (PEATID-4), предоставленного координаторами международного Специального Олимпийского Движения проведено исследование по оценке степени готовности будущих педагогов по физической культуре к работе с детьми с задержкой психического развития.

Ключевые слова: студенты, дети с задержкой психического развития, анкетирование, формирование профессиональной компетенции.

ESTIMATION OF DEGREE OF READINESS OF THE FUTURE TEACHERS ON PHYSICAL TRAINING TO WORK WITH CHILDREN WITH THE DELAY OF

MENTAL DEVELOPMENT

Michael Mihajlovich Polevshchikov, the candidate of pedagogical sciences, the professor, Alexander Vasilevich Kozakov, the post-graduate student,

Olga Nikolaevna Ustymenko, the competitor,

Mari state university Ioshkar-Ola

Abstract

On the basis of voluntary questionnaire on the "attitude of a teacher of physical culture to teaching people with disabilities - IV (PEATID-4), by coordinator of the International Special Olympic Movement carried out a study to assess the level of preparedness for future teachers of Physical Educa-

tion to work with children with mental retardation.

Keywords: students, children with a delay of mental development, questioning, formation of the professional competence.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы наблюдается рост числа детей с задержкой психического развития как в целом по России, так и в республике Марий Эл. Причинами являются неблагоприятные условия проживания, загрязнение окружающей среды, алкоголизм, курение, наркомания и, как следствие, рост заболеваемости россиян и увеличение числа инвалидов. Увеличение доли таких людей в общей численности населения становится серьезной проблемой государственной важности. Во-первых, эти люди, относящиеся к недееспособным, заметно увеличивают экономическую нагрузку на трудоспособное население страны. Во-вторых, рост численности людей с нарушением интеллекта усугубляет такие социальные проблемы, как беспризорность, наркомания и другие криминогенные проявления. В-третьих - и самое главное, - рост численности таких людей сказывается не только на качестве населения сегодня, но и не может не сказаться на состоянии генофонда нации в будущем [4].

МЕТОДИКА

Проблему сложившейся ситуации частично возложено решить с помощью привлечения детей с задержкой психического развития (ЗПР) к тренировкам и участию в соревнованиях по программе Специальной Олимпиады. Это Международное движение призвано хоть как-то, решить проблему социальной адаптации детей с ЗПР и дать почувствовать каждому ребенку, участвующему в тренировках и спортивных соревнованиях свою значимость в современном мире [1,2]. В России активно проводятся различного рода спортивные соревнования и фестивали с целью привлечь внимание государственных, общественных и других организаций к проблемам инвалидов, лиц с нарушением интеллекта [3]. Эти мероприятия помогают активизировать деятельность организаций, проводящих работу по реабилитации, адаптации к жизни и интеграции в обществе инвалидов и лиц с умственной отсталостью средствами физической культуры и спорта. Более десяти лет имеет историю своего развития Специальная Олимпиада в республике Марий Эл. Более 1000 детей в республике до 18 лет имеют диагноз «умственная отсталость». Для работы с такой категорией инвалидов необходимы специально подготовленные, профессионально компетентные в этой области специалисты.

Для определения степени актуальности проблемы была поставлена цель - оценить уровень знаний будущих педагогов о детях с ЗПР, их поведении, особенностях построения тренировочного процесса с их участием, возможности овладения этими детьми учебным материалом по какому-либо виду спорта. Попутно решалась задача привлечения интереса студентов к существующей проблеме, с целью изменения сложившейся ситуации.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось совместно с координаторами Международного Специального Олимпийского Движения и с помощью специальных добровольных вопросников, разработанных для этих целей.

Эксперимент проводился на базе Марийского государственного университета. Всего в анкетировании приняло участие 140 студентов факультета физической культуры, спорта и туризма. Перед студентами были поставлены 2 задачи. Первая - заполнить добровольный вопросник по программе «отношение преподавателя физической культуры к обучению людей с отклонениями - IV» (PEATID-4), предоставленный координаторами международного Специального Олимпийского Движения. Вторая - выбрать неограниченное число из предложенных 34 характеристик атлета Специальной Олимпиады, так сказать, составить предполагаемое «лицо атлета Специальной Олимпиады».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Анализируя результаты первого тестирования, можно сделать общий вывод, что знания будущих педагогов по вопросам Специальной Олимпиады довольно посредственные. Правильные ответы составили от 12 до 71%. Больший процент (64 и 71%) правильных ответов составил по знаниям методик обучения двигательным действиям, методикам проведения занятий. Это объясняется тем, что студенты факультета физической культуры, спорта и туризма получают эти знания по дисциплинам учебного плана избранной специальности. Например, знания по коррекционной педагогике и психологии позволили дать правильное определение заболеванию «Синдром Дауна» как генетическому и наследственному заболеванию. Изучение теории и методики физического воспитания и основ тренировки помогает решить проблему обучения детей с ментальными нарушениями новым двигательным навыкам, если их обучать постепенно и, разбив процесс обучения на небольшие, легко изучаемые части (71% правильных ответов). Такой подход к обучению новым движением помогает избежать раздражения детей с ментальными нарушениями. Знания по педагогике дают основания для правильной оценки поведения атлета с нарушением интеллекта. Например, атлет изучает подачу в волейболе, преподаватель выбрал легкий мяч, показал и объяснил движение. Атлет попробовал, и у него не получилось, он садится. Что это может означать? Многие (65%) студенты правильно оценили обстановку и приняли решение. Слабые знания (12 - 22%) были показаны, в основном, по вопросам социального характера, которые базировались на непосредственных знаниях о Специальной Олимпиаде. Например, что такое «объединенный спорт» или для чего пишутся замечательные, вдохновляющие истории из спортивных мероприятий Специальной Олимпиады? Перевод тестов с английского языка также наложил определенный отпечаток на содержание вопросов и предлагаемых ответов. По результатам проведенного анкетирования можно судить о степени сформированности знаний студентов о Специальной Олимпиаде, особенностях адаптивной физической культуры и составить обучающую программу для ликвидации пробелов в знаниях студентов по этим вопросам.

Во второй части задания было необходимо выделить те слова, которыми на взгляд студентов можно охарактеризовать атлета Специальной Олимпиады. Вопрос анкеты стоял следующим образом: «Если бы Вас попросили описать атлета Специальной Олимпиады Вашим однокурсникам, какие бы слова Вы использовали?» Далее были приведены 34 слова, обозначающие различные стороны поведения, состояния, характера человека (аккуратные, гордые, яркие, молчаливые дружелюбные, грустные способные и т.п.). Те слова, которые были использованы для описания атлета Специальной Олимпиады, следовало обвести в кружок. Для упрощения оценки все характеристики разделили условно на положительные и отрицательные, по нашему мнению. Результат анкетной оценки показан на рис.1.

Рис. 1. «Лицо атлета Специальной Олимпиады» по мнению студентов

По мнению студентов, атлеты Специальной Олимпиады дружелюбные (70%), способные (59%), честные (49%) и готовые помочь (46%) люди. Из отрицательных, по нашему мнению, выделяются характеристики: несчастные (21%), настороженные (20%), молчаливые (19%) и медленные (14%). Конечно, это мнение студентов мало сталкивающимися с детьми такой категории, но и эти ответы выделяют доброе, хорошее мнение будущих педагогов о детях с нарушением интеллекта. Соотношение положительных и отрицательных характеристик, выбранных студентами для описания атлета Специальной Олимпиады, составляет 92% к 8%.

Таким образом, мы видим положительное отношение студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к детям-инвалидам. Для формированию профессиональной компетенции будущих педагогов для работы с детьми с нарушением интеллекта необходима хорошо спланированная, научно обоснованная программа.

ВЫВОДЫ

1. Проведенное исследование показало отсутствие в республике Марий Эл подготовленных специалистов физической культуры и спорта для работы с людьми с ограниченными возможностями. Необходима целевая подготовка по специальности «Адаптивная физическая культура».

2. По результатам проведенного анкетирования 62% будущих педагогов по физической культуре имеют низкий уровень знаний по Специальной Олимпиаде. Для ликвидации этого пробела необходимо целенаправленное обучение студентов. Результаты работы дали возможность более рационально составить программу и учебный процесс по освоению знаний особенностей специальной Олимпиады.

3. Результаты создания описательного «лица атлета Специальной Олимпиады» подтвердили доброе отношение студентов к лицам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Для характеристики таких детей студенты использовали, в основном, положительные характеристики (92%).

4. Результаты предварительного исследования позволили разработать модель формирования профессиональной компетенции будущих педагогов для работы с детьми с задержкой психического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 1. С. 2-7.

2. Перспективы развития Специального Олимпийского Движения России в новом пятилетии (2005-2010 гг.) // Сборник докладов по материалам 5-ой Всероссийской научно-практической конференции. - М. : СО России, 2004. - С. 20-22.

3. Со спортом по жизни // Необычный спорт. - 2004. - № 2 (5). - С. 13-14.

4. Специальное олимпийское движение : опыт работы в России : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. : СО России, 2003. - 46 с.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТИВНЫХ ИГР НГУ ИМ. П.Ф. ЛЕСГАФТА С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

КЛУБОМ

Святослав Владимирович Рудакас, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Апробация подхода предусматривающего взаимодействие вуза с профессиональным клубом, основанном на данных, полученных в ходе изучения структуры ценностных ориента-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.