Научная статья на тему 'Адаптивная физическая культура: опыт государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Свердловской области)'

Адаптивная физическая культура: опыт государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1207
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / SOCIAL REHABILITATION AND SOCIAL ADAPTATION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антропова Юлия Юрьевна, Бойко Ольга Яковлевна

В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры. Раскрывается значение адаптивной физической культуры для всестороннего развития, социального и профессионального становления, адаптации к социуму детей и подростков с нарушениями в психофизическом развитии. Представлен подробный анализ развития государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры на современном этапе. Статья подготовлена по материалам, обобщающим опыт Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Антропова Юлия Юрьевна, Бойко Ольга Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adaptive physical education: the experience of public-private partnership in the social rehabilitation of persons with disabilities (on the example of Sverdlovsk oblast)

This article deals with the social rehabilitation of children and adolescents with disabilities means Adaptive physical education. Significance of Adaptive physical education for all-round development, social and professional development, adapting to sotsiumu children and adolescents with disabilities in the psycho-physical development. Provides a detailed analysis of the development of public-private partnership in the social rehabilitation of persons with disabilities using Adaptive physical education at the present stage. Article prepared on materials summarizing the experience in the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «Адаптивная физическая культура: опыт государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (на примере Свердловской области)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). Философия. Социология. Культурология. Вып. 23. С. 157-161.

Ю. Ю. Антропова, О. Я. Бойко

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА:

ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

В статье рассматриваются вопросы социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры. Раскрывается значение адаптивной физической культуры для всестороннего развития, социального и профессионального становления, адаптации к социуму детей и подростков с нарушениями в психофизическом развитии. Представлен подробный анализ развития государственно-частного партнерства в организации социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры на современном этапе. Статья подготовлена по материалам, обобщающим опыт Свердловской области.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, социальная реабилитация, социальная адаптация, государственно-частное партнерство.

Проблема поиска эффективных технологий социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья как объект научного анализа активно разрабатывается в последние годы и приобретает черты универсальности, способствуя сближению исследований в области детской психопатологии и дефектологии, медицины и валеологии, психологии и социальной педагогики. Современные подходы к процессам социальной реабилитации свидетельствуют о том, что физическая культура и спорт являются эффективными технологиями физического, социального и профессионального развития, максимальной самореализации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Выраженные нарушения психо-физиче-ского развития приводят к изменению физического и эмоционального пространства существования ребенка, искажению его естественной ритмики развития и, соответственно, к затруднению или даже исключению полноценного социального контакта с окружающим миром. Что ведет к возникновению вторичных отклонений психо-эмоци-ального развития, в том числе: замкнутости, ощущению потерянности, ненужности и др., и, как следствие, к социальной дезадаптации, требующей соответствующей психологопедагогической помощи и коррекции. Социальная дезадаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

имеет объективные и субъективные проявления. Среди объективных - разрыв социальных связей, отказ от выполнения социальных функций, среди субъективных - искажение системы внутренних норм, ценностных установок.

Принципиально важным моментом в социальном развитии детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья является либо отсутствие, либо низкий уровень осознания привлекательных жизненных перспектив. Исследователи отмечают, что отсутствие планов на будущее, неуверенность в себе, низкий уровень притязаний, неразвитость чувства собственного достоинства и постоянное ощущение психологического дискомфорта создают риск проявления социально неприемлемых форм поведения1.

Но любая жизненная перспектива реализуется в определенной системе координат ценностного восприятия мира. Если ребенок или подросток не видит смысла в происходящем вокруг него, если он не взаимодействует с миром на уровне ценностей, он не сможет самостоятельно выстраивать собственное поведение, планировать собственную жизнь в современном контексте. Активные физические упражнения, участие в спортивных соревнованиях восстанавливают психическое равновесие, возвращают веру в собственные силы, дают возможность вернуться к активной жизни. Формируется потребность в физическом совершенствовании, регулярных

спортивных занятиях, укрепляется здоровье, формируется умение владеть своим телом, расширяется диапазон двигательных навыков, необходимых как в быту, так и при осуществлении трудовой деятельности. В процессе спортивно-оздоровительной работы с детьми с отклонениями в психофизическом развитии происходит корректировка как функциональных показателей, так и взаимоотношений в системе «ребенок-социум».

По словам доктора педагогических наук, профессора, вице-президента Паралимпийского комитета России С. П. Евсеева, «адаптивная физическая культура является не только и даже не столько средством лечения или профилактики конкретных болезней, сколько одной из форм, составляющих полноценную жизнь человека в его новом состоянии, образовавшемся в результате травмы или болезни. Адаптивный спорт, адаптивная двигательная рекреация и другие виды адаптивной физической культуры как раз и ставят задачи максимального отвлечения от своих болезней и проблем в процессе соревновательной или рекреационной деятельности, предусматривающей общение, развлечение, активный отдых и другие формы нормальной человеческой жизни»2.

Существующий на протяжении десятилетий подход отечественной системы социальной защиты детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, заключающийся в компенсационных выплатах и материальной помощи, доказал свою социальную неэффективность, прежде всего, благодаря возникновению искусственно создаваемой социальной изоляции и социальной апатии данной категории граждан. Воспитывающемуся в условиях искусственной изоляции от социума ребенку с ограниченными возможностями здоровья прививается соответствующая модель поведения и образа жизни. С одной стороны, потребительские настроения, с другой - «зависимые» формы поведения и социально-психологические установки - пассивность, нежелание менять ситуацию и себя, неспособность на само- и взаимопомощь, агрессивность. Здесь нельзя забывать и о самом обществе - жестокость, нетерпимость к людям с теми или иными отклонениями в развитии, стремление к их изоляции от «нормальных граждан» - это, к сожалению, реалии современного российского общества.

Понимание социальной и экономической «ущербности» подобных установок заставляет не только науку, но и власть искать пути решения проблемы социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проведение общественных слушаний, принятие концептуальных документов на федеральном уровне (Концепции развития детско-юношеского спорта на 2009-2015 годы, Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и др.) свидетельствует о государственном осознании назревшей проблемы.

Как отмечает Л. И. Лубышева, «в современной социальной ситуации в стране физическая культура и спорт могут стать важнейшим фактором, способным помочь людям противостоять неблагоприятным условиям жизни»3.

На сегодняшний день решение проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья невозможно без развития механизмов государственно-частного партнерства, играющих существенную роль при решении нестандартных социальных задач, требующих неординарного подхода. Совместная деятельность органов государственной, муниципальной власти, бизнеса и некоммерческих организаций направлена на признание важнейшим результатом своей работы «качество жизни» лиц с ограниченными возможностями здоровья, позволяющее достичь каждым ребенком и подростком социальной мобильности.

Именно поиск и моделирование новых форм взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций, направленных на помощь ребенку и подростку с ограниченными возможностями здоровья не только в удовлетворении их витальных потребностей, но и в решении смысловых и ценностных задач, позволили достичь в регионе положительных результатов в социальной реабилитации и адаптации средствами адаптивной физической культуры через программы Специальной Олимпиады. Специальная Олимпиада - широкое общественное движение, включающее в свою орбиту большой круг людей и организаций различных организационно-правовых форм.

При этом важной составляющей работы по социальной реабилитации в рамках про-

грамм Специальной Олимпиады является учет характеристик личностного становления ребенка и подростка с ограниченными возможностями здоровья. Главной особенностью пубертатного возраста (с 10 до 17 лет) является двойственность личностного развития подростка: с одной стороны, постепенность процесса созревания личности (в отличие от анатомо-физиологической перестройки подросткового организма), с другой, устойчивость важных особенностей и признаков личности, сформированных ранее. «В противоположность интеллектуальным функциям личностные черты (особенности, обусловливающие индивидуальную неповторимость) остаются относительно постоянными как в сфере нормальной психологии, так и в области отклонений от норм социального поведения»4.

и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры в рамках программ Специальной Олимпиады позволил сформулировать организационные и правовые принципы государственно-частного партнерства (см. таблицу).

Вместе с тем, опыт, накопленный в Свердловской области на протяжении 10 лет, свидетельствует, с одной стороны, о серьезных победах и достижениях, среди которых можно назвать создание в регионе 36 отделений Специального Олимпийского комитета, работающих по Специальным Олимпийским программам и готовящих к соревнованиям по 18 видам спорта более 6000 спортсменов с ограниченными возможностями здоровья; участие свердловских спортсменов и тренеров в 12 международных соревнованиях, в том числе

Успешный опыт Свердловской области в пяти Всемирных Олимпийских Играх (в акти-решении вопросов социальной реабилитации ве почти 180 медалей). А с другой - о суще-

Организационные принципы государственно-частного партнерства врамках программ Специальной Олимпиады в Свердловской области

Партнер Специальной Олимпиады Поле взаимодействия Виды взаимодействия

Министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Свердловской области Социальная и физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством адаптивного спорта. Интеграция инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта. Проведение физкультурных и спортивных мероприятий с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья. Укрепление международного сотрудничества, участие в Паралимпийских играх, Сурдолимпийских играх, Всемирных Специальных Олимпийских играх. Оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество, распространение программ развития навыков и умений самостоятельной жизни. Развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Софинансирование областных соревнований Специальной Олимпиады по видам спорта. Финансирование участия спортсменов Свердловской области в российских и международных соревнованиях для спортсменов с ограниченными интеллектуальными возможностями (командирование, приобретение формы и инвентаря, награждение победителей). Информационное сопровождение программы (публикации, проведение приемов, участие в конференциях). Сопровождение программы в рамках научно-методического совета при Министерстве. Ежегодное получение средств через участие в грантовых конкурсах, выделяемых для поддержки детских и молодежных организаций в рамках реализации областной молодежной политики.

Окончание таблицы

Партнер Специальной Олимпиады Поле взаимодействия Виды взаимодействия

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Обеспечение учащимся с отклонениями условий для обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество. Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей. Организация содержательного досуга детей и подростков. Создание отдела адаптивной физической культуры в областном учреждении дополнительного образования «Дворец молодежи». Софинансирование областных соревнований Специальной Олимпиады по видам спорта. Организация взаимодействия с подведомственными образовательными учреждениями.

Министерство социальной защиты населения Свердловской области Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях полного или частичного восстановления их способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Деятельность, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации, достижения материальной независимости и интеграции в общество. Ежегодное получение средств через участие в грантовых конкурсах, выделяемых для поддержки НКО, занимающихся реабилитацией детей, нуждающихся в особой заботе государства: областные недели по видам спорта, включающие первенство области, семинары для тренеров, мастер-классы, дополнительную спортивную и культурную программу, лечебные мероприятия; летний оздоровительный туристский лагерь в природном парке «Оленьи ручьи».

Министерство здравоохранения Свердловской области Укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. Организация и проведение мероприятий по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения. Гигиеническое просвещение и воспитание населения Медицинское сопровождение программы. Плановая диспансеризация атлетов 2 раза в год, углубленная - перед участием сборных команд области в российских и международных соревнованиях. Лечебные, общеукрепляющие и восстановительные процедуры для членов сборных команд. Проведение инструктажа для тренеров сборных команд о методах медицинского контроля за спортсменами на тренировках и соревнованиях. Обеспечение тренеров сборных команд медикаментами для оказания доврачебной медицинской помощи.

ствующих проблемах, требующих своего решения в ближайшей перспективе и касающихся, в первую очередь, обеспечения равного доступа детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья к занятиям физической культурой и спортом, за счет:

1) создания специализированного государственного учреждения - школы адаптивной физической культуры (эта организационно-правовая форма в настоящее время оптимальным образом обеспечивает развитие данного направления на основе массовости и

доступности, применения современных реабилитационных методик);

2) создания условий для более раннего вовлечения в регулярные занятия физической культурой и спортом детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья всех нозологических групп, формирующего у них личной потребности в ведении активного образа жизни;

3) принятия областной целевой программы развития адаптивной физической культуры в Свердловской области, определяющей роль и

формы участия в ней всех заинтересованных ведомств, а также принципы, финансовые и иные условия социального партнерства;

4) активизации научных исследований в области применения адаптивной физической культуры как социальной технологии реабилитации и адаптации детей и подростков с различными нарушениями психофизического развития и подготовки научно-методических материалов;

5) организации соответствующей профессиональной подготовки кадров системы образования, спорта и социальной защиты для работы по методикам адаптивной физической культуры с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и др.

Примечания

1 Профилактика отклонений в нравственном развитии и поведении учащихся : сб. науч. тр. / под ред. Ю. В. Гербеева. М., 1991.

2 Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знаний о человеке) // Адаптив. физ. культура. 1998. № 1. иЯЬ : http://www.bmsi.ru/ Іssue/492304c1-2d98-4e02-b2cf-0e3fb1c4d02.

3 Лубышева, Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. М. : ГЦО-ЛИФК, 1992. 120 с.

4 Дети-сироты : консультирование и диагностика развития / под ред. Е. А. Стребелевой. М. : Полиграф сервис, 1998. С. 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.