УДК 796.894
Психолого-педагогические науки
Гузь Сергей Михайлович, к.п.н., доцент, ПетрГУ
ОЦЕНКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ 13-15 ЛЕТ
Аннотация: В современном профессиональном футболе достижение высоких спортивных результатов сложно достичь без качественной подготовки спортивного резерва. Одним из важнейших компонентов спортивного мастерства выступает специальная физическая подготовка. В исследовании, продолжительностью 9 месяцев, показаны возможности повышения специальной физической подготовленности футболистов 13-15 лет.
Ключевые слова: футбол, тренировочный процесс, специальная физическая подготовка в футболе, детско-юношеский спорт.
Annotation: In modern professional football, it is difficult to achieve high competitive results without high-quality training of the sports reserve. One of the most important components of sportsmanship is special physical training. The study, lasting 9 months, shows the possibilities of improving the special physical fitness of football players aged 13-15 years.
Keywords: football, training process, special physical training in football, youth sports.
Актуальность. В настоящее время тренерам по футболу постоянно приходится решать многочисленные научно-организационные проблемы и задачи, которые возникают в процессе тренировочной деятельности. Методические особенности тренировки рассматриваются в многочисленных исследованиях российских и иностранных специалистов в области футбола. Объём научных наблюдений в футболе постоянно увеличивается [7; 8; 9; 11;
12; 13].
На сегодняшний день в профессиональном футболе очень сложно достичь высоких спортивных результатов без качественной подготовки спортсменов. Победы футбольных команд, по большому счёту, определяются тремя показателями: состоянием игрока (морально-волевым, психологическим и физическим), техникой игроков и, безусловно, тактикой [2; 8; 13].
Техничный и опытный футболист вряд ли когда-нибудь сумеет проявить свои навыки, если в случае недостаточной физической подготовленности он практически не владеет мячом на поле, или если медленно перемещается по полю, или наносит недостаточно сильные удары по мячу [4; 11; 13].
Анализ источников литературы и системный анализ опыта специалистов в тренировке футболистов возрастной категории 13-15 лет, указывают на множество нерешенных вопросов управления их специальной физической подготовкой [1; 9; 10; 13]. В то же время, в научной и методической литературе тщательно разработана методика специальной подготовки взрослых спортсменов.
При этом юные спортсмены уступают взрослым, и физические качества имеют свои особенности развития в детском, подростковом и юношеском возрасте. Специалисты в области футбола считают, что возраст 13-15 лет является благоприятным для развития таких качеств как сила, скоростно-силовые способности и выносливость. Это тем более важно, так как решение задач по развитию данных качеств у юных футболистов имеет первостепенное значение [4; 6; 9; 13].
На сегодня существуют два положения касательно использования всевозможных средств в подготовке юных футболистов. Одни считают, что в специальной подготовке должно быть больше всего упражнений с использованием мяча, а другие, напротив, считают, что основная часть работы должна проходить без мяча [4; 6; 9].
Следовательно, в настоящее время проблема научно-обоснованной физической подготовки футболистов в возрасте 13-15 лет, является весьма
значимой.
Цель исследования заключается в выявлении эффективности упражнений, способствующих повышению специальной физической и технико-тактической подготовленности футболистов 13-15 лет.
В исследовании приняло участие 34 футболиста 13-15 лет отделения футбола ДЮСШ №7: 18 футболистов вошли в состав экспериментальной группы и 16 футболистов составили контрольную группу. Контрольная группа занималась по программе ДЮСШ, в то время как в экспериментальной группе объём средств СФП т ТТП был несколько увеличен примерно на 15-20 %.
Существенным отличием методики подготовки футболистов экспериментальной группы являлось то, что футболисты выполняли больше заданий скоростно-силовой и координационной направленности в условиях, приближённых к игровым (применение защитников, полузащитников), упражнений которые выполнялись в движении, в усложнённых условиях. Кроме того, методика предполагала подготовку в двухразовом ежедневном режиме тренировок, а не в одноразовом, как это происходило в контрольной группе.
Продолжительность исследования составила 9 месяцев. Тестирование футболистов проводилось в начале и по окончании педагогического эксперимента.
Результаты и их обсуждение. Так, тестирование футболистов экспериментальной и контрольной групп, проведённое в начале исследования, не позволило выявить достоверные различия ни в одном из пяти тестов, что позволяет сделать вывод, что исходный уровень специальной подготовленности футболистов экспериментальной и контрольной групп в начале исследования находился примерно на одном уровне.
С целью выявления эффективности средств специальной подготовки, применяемых в тренировочном процессе футболистов экспериментальной группы, был проведён сравнительный анализ результатов, полученных по окончании педагогического эксперимента.
Сравнительный анализ показал (табл. 1):
- в упражнении «бег 30 м с ведением мяча» результаты футболистов экспериментальной группы были достоверно (р<0,05) лучше, чем у их сверстников из контрольной группы на 0,22 сек;
- в тесте «удар левой ногой» результаты юных футболистов экспериментальной группы были не достоверно (р>0,05) лучше на 0,5 м, чем у футболистов контрольной группы;
- в тесте «удар правой ногой» результаты футболистов экспериментальной группы были достоверно (р<0,05) выше в среднем на 5,2 м, чем у спортсменов контрольной группы;
- по результатам испытаний в упражнении «восьмёрка» показатели спортсменов экспериментальной группы были достоверно (р<0,05) лучше, чем у футболистов контрольной группы, в среднем на 0,61 сек;
- в «комплексном тесте» не было выявлено достоверных (р>0,05) различий, но результаты футболистов экспериментальной группы были лучше на 0,08 сек, чем у участников контрольной группы.
Таблица ¡.Результаты футболистов по окончании исследования
Экспериментальная группа (п=18) Контрольная группа (п=16) 1 р
М ±т ±о М ±т ±о
1. 30 м с ведением мяча, сек 5,07 0,04 0,14 5,29 0,05 0.19 3,6 р<0,05
2. Удар левой ногой, м 25,3 1,42 5,67 24,8 1,17 4,95 0,3 р>0,05
3. Удар правой ногой, м 43,1 0,85 3,40 37,9 0,84 3,57 4,3 р<0,05
4. Упражнение «Восьмёрка», сек 18,1 0,16 0,62 18,7 0,19 0,66 2,5 р<0,05
5. Комплексный 8,24 0,05 0,20 8,32 0,04 0,17 1,2 р>0,05
тест, сек
Таким образом, сравнительный анализ результатов футболистов экспериментальной и контрольной групп в упражнениях, отражающих уровень их специальной подготовленности, показал эффективность специальной подготовки в том объёме, который применялся в педагогическом эксперименте в экспериментальной группе в сравнении с традиционными средствами специальной подготовки, которые использовались в тренировочном процессе футболистов контрольной группы.
Выводы. Педагогический эксперимент показал эффективность таких средств развития скоростно-силовых и силовых способностей у футболистов в возрасте 13-15 лет, как: упражнения без мяча — стартовые рывки на короткие дистанции из различных исходных положений; бег с высокой и максимальной скоростью по прямой и виражу от 30 м до 200 м; прыжки, ходьба и бег с прыжками; упражнения с использованием тренажёров, амортизаторов, штанг, гири, гантелей; упражнения с мячом — бег с ускорениями и с мячом; стартовые ускорения, соединенные с упражнениями на быстроту реакции с мячом; выполнение специальных упражнений с мячом на быстроту и точность.
Библиографический список:
1. Андреев С.Н. Футбол в школе. Москва, 1986. 189 с.
2. Баландин В.И. Методические рекомендации по определению готовности футболистов к соревнованиям. ВДКИФК, 2006. 54 с.
3. Вихров К.Л. Игры в тренировке футболистов. Киев, 1983. 94 с.
4. Гриндлер К. Физическая подготовка футболистов / К. Гриндлер, Х. Пальке, Х. Хеммо. Москва, 1976. 128 с.
5. Гриндлер К. Техническая и тактическая подготовка футболиста. Москва, 1976. 256 с.
6. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: учебник / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. Москва, 2001. 520 с.
7. Качалин Г.Д. Тактика футбола. Москва: Физкультура и спорт, 2002.
128 с.
8. Козлов И.М. Социальные и гносеологические проблемы детского футбола в Российской Федерации / И.М. Козлов, М.А. Правдов // Технологии образования в области физической культуры: сборник научно-методических работ. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 126-130.
9. Кубеков Э.А. Многолетняя подготовка юных футболистов / Э. А. Кубеков, Э. Э. Кочкаров, Б. Х.Калмыков // Материалы III Всеросс. науч.-практ. конф.: Оздоровление нации и формирование здорового образа жизни населения. Нальчик: Кабардино-Балкарский НИЦФКиС, 2007. С. 206-218.
10. Лаптев А.П. Юный футболист / А. П. Лаптев, А. А. Сучилин. Москва, 1983. 255 с.
11. Монаков Г.В. Техническая подготовка футболиста. Москва: А.О. "Офсет", 1995. 128 с.
12. Нетто И.А. Это футбол. Москва: Физкультура и спорт, 2005. 92 с.
13. Стрончински В. Исследование зависимости между аэробной выносливостью, двигательными способностями и морфологическими данными футболистов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 3. С. 74-77.