Научная статья на тему 'Оценка современных тенденций и приоритетных направлений инновационной деятельности в России'

Оценка современных тенденций и приоритетных направлений инновационной деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕНДЕНЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / INNOVATION / TRENDS / DIRECTIONS / INTELLECTUAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадрина М. В.

В статье рассмотрены основные тенденции развития инновационной деятельности в России, базирующейся на использовании, генерации и распространении знаний, что составляет основу интеллектуального капитала. Раскрыты основные принципы государственной инновационной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CURRENT TRENDS AND PRIORITIES OF INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA

The article describes the main trends of development of innovation activity in Russia, based on the use, generation and dissemination of knowledge that forms the basis of intellectual capital. Explaining the main principles of the state innovation policy.

Текст научной работы на тему «Оценка современных тенденций и приоритетных направлений инновационной деятельности в России»

Сформированные основные положения инвестиционной программы формирования и развития кадрового потенциала НПП заключаются в следующем.

Во-первых, программа должна обеспечить возможность учета каждой составляющей кадрового потенциала на эффективность производственно-технологических процессов.

Во-вторых, подпрограммы развития кадрового потенциала должны обладать необходимой автономией, чтобы не ставить НПП в зависимость от действий отдельных сотрудников.

В-третьих, программа должна обеспечивать непрерывность процесса развития кадрового потенциала.

В-четвертых, программа должна обеспечивать возможность адаптивных ее изменений в соответствии с изменениями научнотехнической и производственно-технологической направленности НПП.

В-пятых, для осуществления программы должны быть применены современные IT-технологии: удаленный доступ, удобный сервис, актуализацию баз данных, надежное обеспечение конфиденциальности информации и т.д.

В-шестых, при формировании программы формирования и развития кадрового потенциала НПП необходимо добиться сбалансированности развития основных направлений развития предприятия в целом.

В-седьмых, реализуемые в программе основные положения механизма разработки инвестиционной программы формирования и развития кадрового потенциала научно-производственного предприятия должны быть основаны на достижении сбалансированности обеспечения кадровым потенциалом предприятия стабильных, плодотворных и изменчивых технологий в соответствии со стратегией их осуществления научно-производственным предприятием.

При формировании модели рационального инвестиционного развития кадрового потенциала научно-производственного предприятия были использованы основные положения системы сбалансированных показателей (BSC), где решается проблема достижения баланса в системе «клиенты - финансы - бизнес-процессы - кадры» путем поиска ответа на следующие вопросы:

- Какое мнение у клиентов должно создать предприятие, чтобы достичь своих стратегических целей?

- Какие решения необходимо принять, чтобы добиться удовлетворенности всех участников инвестиционных процессов предприятия?

- В каких бизнес-процессах необходимо добиться максимального совершенства, чтобы обеспечить удовлетворенность клиентов и собственников предприятия?

- Каким образом предприятие должно развиваться, включая

поддержание способности изменяться, чтобы достичь своих стратегических целей с учетом рыночных реалий?

Ответ на первый вопрос блока «клиенты» связан с поиском предприятием своего индивидуального почерка, бренда, который ассоциируется у клиентов с какой-то определенной продукцией, а, следовательно, со стабильными технологиями.

Ответ на второй вопрос блока «финансы» связан обеспечением минимума удельных затрат (в том числе связанных с персоналом), что означает необходимость соблюдения прямой пропорции между объемом вложений в развитие кадрового потенциала и сроком полезного использования реализуемых кадрами технологий.

Ответ на третий вопрос блока «бизнес-процессы» предполагает наряду с достижением совершенства персонала в области стабильных технологий их высокого уровня квалификации в области плодотворных технологий и хорошей мобильности в области изменчивых технологий.

Ответ на четвертый вопрос блока «кадры» связан с поиском решения при котором предприятие стимулирует работу в НПП тех или иных кадров в зависимости от степени их участия в научнотехнических и производственно-технологических процессов с учетом их доли в выручке, доходе и прибыли предприятия, включая ожидаемые потенциальные результаты.

Сформированная модель рационального инвестиционного развития кадрового потенциала научно-производственного предприятия представлена на рис.1.

Таким образом, согласно предложенной модели инвестиционная программа формирования и развития кадрового потенциала научно-производственного предприятия предполагает преимущественное инвестирование:

- в подготовку и повышение квалификации специалистов в области стабильных технологий в долгосрочной перспективе,

- в повышение квалификации и переподготовку специалистов в области плодотворных технологий в среднесрочной перспективе,

- в профессиональную и организационную адаптацию привлекаемых специалистов в области изменчивых технологий в краткосрочной перспективе.

Литература:

1. Тебекин А.В. Управление персоналом. - М.: КноРус, 2009.

2. Чудаев А.В. Повышение конкурентоспособности и развитие ключевых ценностей крупного производственного комплекса при использовании системы сбалансированных показателей.// Транспортное дело России, № 3. - М.: 2009.

3. Митрофанова Е. Как оптимизировать бизнес-модель компании. // Финансовый директор. - 2005. - № 7.

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Бадрина М.В., аспирант ГОУ ВПО РЭА им. Г.В.Плеханова

В статье рассмотрены основные тенденции развития инновационной деятельности в России, базирующейся на использовании, генерации и распространении знаний, что составляет основу интеллектуального капитала.

Раскрыты основные принципы государственной инновационной политики.

Ключевые слова: инновационная деятельность, тенденции, направления, интеллектуальный капитал.

ASSESSMENT OF CURRENT TRENDS AND PRIORITIES OF INNOVATION ACTIVITY IN RUSSIA

Badrina M., The post-graduate student, GOU VPO Plekhanov Russian Academy of Economics

The article describes the main trends of development of innovation activity in Russia, based on the use, generation and dissemination of knowledge that forms the basis of intellectual capital. Explaining the main principles of the state innovation policy.

Key words: innovation, trends, directions, intellectual capital.

Характерной чертой современного мирового хозяйственного ти, высокая квалификация становятся ведущим производственным

развития является переход ведущих стран к новому этапу форми- ресурсом, главным фактором материального достатка и обществен-

рования инновационного общества - построению экономики, бази- ного статуса личности и организации. Инвестиции в интеллекту-

рующейся преимущественно на генерации, распространении и ис- альный капитал превращаются в наиболее эффективный способ

пользовании знаний. Уникальные навыки и способности, умение размещения ресурсов. Нематериальные активы занимают все боль-

адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельнос- шую долю в средствах фирм и корпораций. Интенсификация про-

изводства и использования новых научно-технических результатов предопределила резкое сокращение инновационного цикла, ускорение темпов обновления продукции и технологий.

Мировой опыт показывает, что поступательное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой среды генерации знаний, основанной на значительном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, развитой национальной инновационной системой, целостной государственной политикой и нормативным правовым обеспечением в сфере инновационной деятельности.

В России в основном сохранены предпосылки для формирования такой модели развития при безусловной необходимости их реформирования:

- наличие значительного сектора фундаментальной науки (прежде всего, научные организации Российской академии наук и других академий наук, имеющих государственный статус);

- обеспечение проведения прикладных исследований и технологических разработок и внедрения научно-технических результатов в производство (система государственных научных центров Российской Федерации, отраслевые научные организации, корпоративная наука), наличие конкурентных преимуществ России в ряде важнейших технологических направлений, в частности, в авиационнокосмической и атомной промышленности;

- эффективная система образования, а также практика подготовки и аттестации кадров высшей квалификации;

- наличие отдельных базовых элементов инновационной структуры - инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, технопарков (в т.ч., при ведущих вузах), фондов, специализирующихся на поддержке инновационного предпринимательства, включая государственные и частные венчурные, и др.

В то же время дальнейшее формирование инновационной системы России, отвечающее новым реалиям и перспективам долгосрочного развития страны, сталкивается с такими системными проблемами, как:

- наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные - с точки зрения их коммерческого применения - результаты научно-технической деятельности. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

- отсутствие развитой нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.п.) механизмы;

- отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку;

- отсутствие общей координации финансируемых отдельными федеральными органами исполнительной власти НИОКР, что препятствует консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов;

- ослабление кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями, в т.ч. на уровнях системы воспроизводства научных кадров, организационного обеспечения цепи «прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - производство», подготовки кадров под конкретные направления инновационной деятельности;

- низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта;

- низкий уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства;

- недооценка частью органов государственной власти и управления (включая администрации субъектов Российской Федерации) социально-экономической значимости развития инновационных

процессов в стране, что приводит к не всегда обоснованному выбору отраслевых и региональных приоритетов технологического развития и, соответственно, снижению эффективности использования бюджетных средств.

Место России в мировых инновационных процессах пока не адекватно имеющемуся в стране интеллектуальному и образовательному потенциалу. Дальнейшая консервация сложившейся ситуации чревата потерей перспектив роста национальной конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции, необратимым отставанием при переходе ведущих мировых держав на технологии постиндустриальных укладов.

Исключительная важность инновационной сферы деятельности, требует перехода к агрессивной инновационной политике посредством государственной поддержки и специальных государственных программ. Это позволит сделать мощный технологический рывок компаниям, имеющим место базирования в этих государствах, и обеспечит еще больший разрыв по всем макроэкономическим показателям в этих странах по сравнению с остальными.

Как показывают исследования инновационной деятельности, к началу 2009 года в России сформировались следующие условия:

- сложилась система реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, основанная на долевом участии федерального бюджета (финансирование стадии фундаментальных и поисковых исследований) и внебюджетных источников (освоение в производстве и организация выпуска продукции);

- сформирована система и механизмы государственной поддержки наукоградов, специфической особенностью которых является приоритетное развитие инновационной деятельности и ее инфраструктуры; создаются первые особые экономические зоны технико-внедренческого типа;

- создается система прямой государственной поддержки малых инновационных предприятий, одним из основных элементов которой является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

- в основном сформировалась система венчурных фондов, в том числе отраслевых и региональных венчурных фондов с государственным участием;

- получили развитие новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры, малые инновационные предприятия (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы);

- получили развитие научно-исследовательские комплексы внутри крупных корпораций;

- формируется способная к саморазвитию инновационная подсистема в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь, на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других академий наук, имеющих государственный статус;

- продолжается организация региональных и отраслевых структур кластерного типа, позволяющих существенно повысить эффективность взаимодействия предприятий частного высокотехнологичного сектора экономики и научных организаций.

Основная тенденция развития инновационной деятельности заключается в интеграции достижений науки и техники с производством. Организационная и структурная специфика инновационной деятельности в значительной мере определяется неопределенностями всех ее уровней. Неопределенности в инновационном процессе приводят к ограничению использования оптимизационных методов управления, обусловливая необходимость применения адаптивных подходов.

Следующей за тенденцией интеграции науки и производства идет тенденция индустриализации науки. Она проявляется в росте фондовооруженности труда ее работников, в автоматизации информационных, вычислительных и проектных работ, в увеличении доли овеществленного труда в затратах на науку.

Третьей тенденцией является углубление разделения научного труда. В конце XIX в. специализировалась, отделилась от учреждений общенаучного профиля прикладная наука, а затем - опытноконструкторские и проектные разработки. Это разделение труда привело к резкому росту его производительности, к сокращению срока, отделявшего выдвижение научной идеи от ее реализации, до периода творческой жизни одного поколения (20-30 лет).

Расходы на внедрение научно-технических достижений превышают затраты собственно на науку примерно в 7 раз. Страна, расходующая 3% национального дохода на развитие науки, должна

затрачивать на обновление производства сумму, равную половине вновь созданной стоимости. Кроме того, усложняются и удорожаются сами исследования. При этом срок их возможного использования в производстве резко сокращается, потому что сокращаются сроки морального износа новой техники и пересмотра научных концепций. Это требует перехода от экстенсивного (за счет создания новых научных учреждений, роста численности персонала, вовлечения ресурсов из других отраслей) к интенсивному развитию науки.

Четвертая тенденция - это сближение наук о природе и об обществе через их связующее звено - науку о технике в широком смысле, включая и механизм ее внедрения. Именно на стыке этих наук происходят наиболее важные открытия.

Для современной науки характерно изменение метода познания: переход от натурных экспериментов с конкретными частицами, материалами, предприятиями, процессами и т.д. к исследованию их математических моделей.

Важно обратить внимание на тот факт, что кризис, в котором находится Россия, в чистом виде проявился в первую очередь в сфере науки, использовании ее результатов. Основными признаками его явилось противоречие между ростом числа занятых в науке и уровнем использования результатов их инновационных идей и проектов в национальной экономике.

По данным государственной статистики, невостребованными оставались в различные периоды от 80 до 90% законченных научных исследований. Последствия низкого уровня потребления результатов научно-технического прогресса проявились в недостаточно высокой конкурентоспособности большинства товаров и услуг на мировом рынке.

Характерной чертой инноваций в России до недавнего времени было их приоритетное развитие в военно-промышленном комплексе и ограниченное использование в гражданских отраслях производства.

В результате, для современного уровня развития инновационной деятельности России оказались характерны:

- низкая инновационная активность значительной части предприятий реального сектора экономики;

- дисбаланс в развитии и отсутствие экономического взаимодействия между отдельными элементами инновационной инфраструктуры, и, как следствие, неэффективность механизмов трансфера знаний и новых технологий на внутренний и мировой рынки;

- низкая капитализация научных результатов и, как следствие, недостаточная привлекательность научных организаций и инновационно-активных предприятий как объекта инвестиций и кредитования;

- неразвитость экономических и правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот.

Государственная инновационная политика - это важная часть социально-экономической политики, которая определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Государственная инновационная политика РФ формируется на основе следующих основных принципов:

- создание благоприятного инвестиционного климата при осуществлении инновационной деятельности;

- обеспечение национальной безопасности и укрепление обороноспособности и государства в результате осуществления инновационной деятельности;

- признание приоритетного значения инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности наукоемкой продукции и экономической безопасности;

- концентрация государственных ресурсов на разработке и тиражировании базисных инноваций, обеспечивающих прогрессивные структурные сдвиги в экономике.

С учетом этих принципов система государственного регулирования в области инновационной деятельности должна иметь четко определенные цели и приоритетные направления инновационной деятельности.

В результате анализа основных тенденций современного НТП с учетом состояния отечественного научно-промышленного потенциала, к основным приоритетным направлениям инновационной деятельности могут быть отнесены:

- создание, освоение и распространение техники, технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом ба-

зисе страны. Эти исследования, как правило, носят межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем моно-продуктовом принципе организации производственного цикла;

- разработка крупных отраслевых научно-технических программ и проектов, требующих концентрации крупных ресурсов;

- развитие нанотехнологий и основанных на них средств автоматизации, способствующих повышению конкурентоспособности отечественной промышленности;

- обновление оборудования электростанций, износ которого приближается к критическим пределам, а также модернизация существующих и строительство новых атомных станций;

- обновление парка гражданской авиации, износ которого достиг критической величины, на основе организации производства и лизинга современных моделей самолетов отечественного производства;

- развитие информационной инфраструктуры на основе современных систем спутниковой и оптоволоконной связи;

- научно-техническое обеспечение реализации социальных целей общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.