Научная статья на тему 'Оценка социальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта'

Оценка социальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / народнохозяйственная эффективность / социальная полезность / социальная эффективность / общественная эффективность / измерение / критерии / показатели / индикаторы. / efficiency / national economic efficiency / social utility / social performance / public efficiency / measurement / criteria / indices / indicators.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассказов Андрей Григорьевич

В статье раскрыты теоретические особенности термина «социальная эффективность». Как многопараметрическая характеристика субъекта хозяйственной деятельности, социальная эффективность отражает экономические результаты работы предприятия и определяет степень удовлетворенности внешнего и внутреннего окружения деятельностью хозяйствующего субъекта. Для оценки социальной эффективности предприятия или организации предложен индикативный подход, в основе которого лежит использование показателей и критериев социальной эффективности. Анализ индикаторов, характеризующих заинтересованные стороны в деятельности предприятия или организации, позволяет системе управления (контроллинга) оценить социальную эффективность хозяйствующего субъекта, точечно выявить проблемы, влияющие на организацию процесса производства или предоставления услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of social efficiency of an economic entity

The article reveals the theoretical features of the term “social efficiency”. As a multiparametric characteristic of the subject of economic activity, social efficiency reflects the economic results of the enterprise and determines the degree of satisfaction of the external and internal environment with the activities of the economic entity. To assess the social efficiency of an enterprise or organization, an indicative approach is proposed, which is based on the use of indicators and criteria of social efficiency. The analysis of indicators characterizing stakeholders in the activities of an enterprise or organization allows the management system (controlling) to assess the social effectiveness of an economic entity, to pinpoint problems affecting the organization of the production process or the provision of services.

Текст научной работы на тему «Оценка социальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта»

к.гос.упр. Рассказов А. Г. (ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР, scoutwoolf@mail.ru)

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

В статье раскрыты теоретические особенности термина «социальная эффективность». Как многопараметрическая характеристика субъекта хозяйственной деятельности, социальная эффективность отражает экономические результаты работы предприятия и определяет степень удовлетворенности внешнего и внутреннего окружения деятельностью хозяйствующего субъекта. Для оценки социальной эффективности предприятия или организации предложен индикативный подход, в основе которого лежит использование показателей и критериев социальной эффективности. Анализ индикаторов, характеризующих заинтересованные стороны в деятельности предприятия или организации, позволяет системе управления (контроллинга) оценить социальную эффективность хозяйствующего субъекта, точечно выявить проблемы, влияющие на организацию процесса производства или предоставления услуг.

Ключевые слова: эффективность, народнохозяйственная эффективность, социальная полезность, социальная эффективность, общественная эффективность, измерение, критерии, показатели, индикаторы.

УДК 330.131.5

Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. Повышение эффективности деятельности организаций и предприятий является ключевой проблемой в современных условиях развития не только экономики, но и общества в целом. Любое успешное в экономическом плане предприятие пассивно либо активно формирует благоприятные условия профессиональной деятельности как для своих сотрудников, так и связанных с ним социальных групп и сообществ. Обусловлено это тем, что в современных условиях осуществлять эффективную деятельность хозяйствующим субъектам в закрытом и изолированном от общества режиме абсолютно невозможно. В этом контексте М. Мескон обращал внимание на то, что современная организация является сложной частью окружения, со множеством составляющих, к которым относятся поставщики, потребители, местные общины, общественные организации, средства массовой информации и т. д. Он подчёркивал, что данная многослойная среда способна сильно влиять на достижение организацией целей, поэтому ей приходится баланси-

ровать между достижением собственных экономических целей и удовлетворением экономических и социальных интересов субъектов окружающего сообщества [7]. Этот аспект неоднозначно указывает на то, что результаты деятельности любого хозяйствующего субъекта будут зависеть от характера взаимодействий организации или предприятия с собственным персоналом, особенностей отношений с партнерами, органами власти и местного самоуправления, представителями общественных организаций и частными лицами. Понимание экономической эффективности деятельности хозяйствующего субъекта отдельно от его социальной эффективности создает предпосылки для некорректного отображения влияния всех факторов на работу организации или её отдельных структурных подразделений.

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Исследования в сфере эффективного функционирования субъектов хозяйственной деятельности находят широкое отражение в научной литературе во множестве взглядов и мнений зачастую противоположных.

Вопросы оценки деятельности предприятий и организаций рассматриваются учеными различных наук — управления, права, экономики, социологии, психологии, философии. Изучение учеными различных аспектов употребления терминологии, особенностей формирования и использования индикаторов оценки создают неоднозначную картину научного объяснения и понимания процессов оценки эффективной деятельности хозяйствующего субъекта. Так, В. В. Лукьянова и О. В. Рудакова исследуют вопросы социальной эффективности в сфере государственного и муниципального управления. Социальную эффективность в сфере реализации государством социальных программ рассматривают В. К. Терзиев, Е. Н. Стоянов. Работы Н. Н. Киреева направлены на исследования связи между социальной и экономической эффективностью в контексте осуществления предпринимательской деятельности. Изучению социальных аспектов, а также решению проблем оценки социальной эффективности посвящены работы О. А. Хашковской и Т. В. Хышовой. Оценке экономической и социальной эффективности в сфере налогового инвестирования посвящены работы О. Г. Кирсановой и т. д. Несмотря на представленные в научной литературе многочисленные теоретические изыскания в оценке эффективной работы предприятий и организаций, ученые окончательно не пришли к однозначному и общепринятому определению понятия «социальная эффективность». Остаются не полностью раскрытыми особенности и способы оценки социальной эффективности на уровне субъектов предоставления услуг и производства товаров.

Постановка задачи. Существует необходимость раскрыть особенности термина «социальная эффективность», а также определить подходы к оценке социальной эффективности субъекта хозяйственной деятельности.

Изложение материала и его результаты. В научной энциклопедической литера-

туре термином «социальная эффективность» учеными определяется сложная, многофункциональная система связей, которые способствуют достижению конечных целей любой формы организации общественного производства в удовлетворении потребностей людей, развития человека [16].

И. П. Николаева в контексте оценки инвестиционных проектов рассматривает общественную эффективность и говорит о необходимости её оценки. Данная необходимость, по мнению исследователя, вызвана тем, что потребности общества безграничны, а возможности их удовлетворения ограничиваются наличием имеющихся на сегодняшний день ресурсов. [10].

Анализируя технологии инвестиционных проектов, Н. В. Игошин обращает внимание на коммерческую (финансовую) эффективность, бюджетную эффективность, экономическую эффективность. Автор указывает на то, что при принятии решения о реализации или о государственной поддержке проектов, социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности [3].

В. В. Лукьянова и О. В. Рудакова рассматривают социальную эффективность, как вклад системы государственного управления в качественное развитие общества как объекта управления, качество функционирования аппарата государственного управления и особенностей организации процесса управления. Предложенные данными авторами критерии представляют собой признаки, стороны, проявления управления, посредством анализа которых можно определять уровень и качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества [5].

Л. Х. Никифорова анализирует социальную эффективность управления с позиции степени использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социаль-

ных задач развития коллектива, степень удовлетворенности персонала различными аспектами труда и т. п. [9].

А. В. Сидоренков и И. И. Сидоренкова при исследовании конструкта групповой эффективности выделяют социальную эффективность, при осуществлении деятельности группы, направленной на получение социального эффекта — обучения и воспитания, поддержания безопасности, общественной стабильности государства [13].

Для раскрытия сущности понятия «социальная эффективность» применим лексикологический анализ и рассмотрим логико-смысловые характеристики составляющих термина.

Основу понятия «социальная эффективность» определяет термин «эффективность». Следует обратить внимание на неоднозначность взглядов ученых в его понимании. Широко распространенным и общепринятым считается определение эффективности, закрепленное на нормативном уровне. Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ ISO 9000-2011 определение эффективности в правовом поле представлено как «связь достигнутых результатов и использованных ресурсов» [1]. Применительно к социальным системам И. А. Кох эффективность характеризует как человеческую деятельность, которая включает в себя как результаты, так и определенные средства. Эффективность, по мнению этого ученого, является показателем оптимально возможного в сложившихся условиях, где оптимально возможное является естественной целью управления [4]. Данный подход позволяет считать любой процесс эффективным при достижении определённой цели или результата, при котором экономические затраты не являются определяющим критерием.

Термин «социальный», как вторая составляющая рассматриваемого понятия «социальная эффективность», в научной литературе понимается как то, что касается общества в целом. Так, Н. Л. Шестерина [15] «социальный» понимает, как обществен-

ный, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе. По мнению Г. В. Оси-пова, «социальное» — это совокупность тех или иных свойств и особенностей обществ, отношений данного общества, интегрированная в совместной деятельности (взаимодействии) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, явлениям и процессам в обществе, жизни [12].

Проведенный анализ под определением «социальная эффективность» позволяет понимать результат деятельности любого субъекта, при котором достигается баланс в удовлетворении интересов как самого субъекта, так и окружающего его сообщества. Так, производство любого продукта будет эффективным, если предприятие (организация) и заинтересованные в его деятельности лица удовлетворены понесенными издержками, а потребитель и общество удовлетворены ценой, качеством и другими актуальными для них параметрами. Высокая экономическая эффективность произведенного товара становится ничтожной при непринятии обществом произведенного товара.

В контексте исследования социальной эффективности деятельности предприятия А. А. Норчак обращает внимание на определение показателей экономической эффективности управленческого труда, таких как: снижение трудоемкости обработки управленческой информации; сокращение управленческого персонала, сроков обработки информации; сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда; механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления. Это количественно измеряемые показатели [11]. Социальная же эффективность управленческого труда будет определяться степенью доведения трудоемкости обработки управленческой информации до определенных стандартов, установленных норм; удовле-

творенностью руководителя, заявителя и т. п., сроками обработки информации, удовлетворенностью сотрудников, степенью механизации и автоматизации трудоемких операций и т. п.

Учитывая изложенное, можно говорить о достаточной сложности и неоднозначности понимания социальной эффективности и способах ее оценки. С одной стороны, это внутренний показатель, который характеризует совместную деятельность (взаимодействие) сотрудников или групп сотрудников организации в конкретных условиях, месте и времени работы, в отношении друг к другу, к условиям труда, уровню зарплаты и т. д. С другой стороны, социальная эффективность деятельности предприятия — это показатель отношения внешнего окружения предприятия или организации, а также общества в целом к результатам деятельности данного субъекта хозяйствования. Отмеченное выше ставит удовлетворенность различными аспектами хозяйственной деятельности важным критерием в оценке социальной эффективности предприятия или организации.

В научной литературе удовлетворенность трудом характеризуется как положительное эмоциональное состояние, вызванное реализацией потребности в труде (его содержательной или процессуальной сторонами) [8, с. 7]. Опираясь на результаты исследований Ю. Н. Лысенко, отмечаем, что он относит удовлетворенность к важному фактору, определяющему эффективность производственной деятельности [6]. Понимание сути термина «удовлетворенность» в контексте нашего исследования имеет важное значение как фактор, определяющий возможность выделить субъективную и объективную составляющую социальной эффективности субъекта хозяйственной деятельности. Субъективность социальной эффективности предприятия (организации) в авторской трактовке будет определяться удовлетворенностью сотрудников данной организации, уровнем зарплаты, условиями труда, характером взаи-

моотношений внутри коллектива и другими немаловажными факторами, определяющими комфортные условия для осуществления производственной деятельности и личной жизни сотрудников предприятия. Оценка субъективной составляющей социальной эффективности позволяет диагностировать внутреннее психологическое, моральное и материальное состояния персонала предприятия, что в дальнейшем может влиять на экономическую эффективность деятельности каждого сотрудника и предприятия в целом. Объективная составляющая социальной эффективности предприятия будет определяться степенью участия или влияния деятельности данной организации на удовлетворение потребностей жизни людей и организаций, не причастных к производственной деятельности данного предприятия. Так, например, данный показатель будет определяться характером реализации предприятием (организацией) мероприятий по защите окружающей среды, облагораживанию территорий общего пользования, реализации социальных программ для отдельных категорий граждан и т. п.

Аспект удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего окружения хозяйствующего субъекта делает уместным дальнейшее рассмотрение социальной эффективности в контексте положений теории заинтересованных сторон (теории стейкхолдеров), предложенной Э. Р. Фри-меном. Изначальным постулатом в этой теории ученый представляет исследование деятельности предприятия не только как экономического субъекта, созданного для получения прибыли, но и как важной части общества, в которой оно существует и находится во взаимном влиянии со сторонами своего окружения. Внутреннее и внешнее окружение предприятия будут определяться местными сообществами, потребителями и поставщиками, государственными и общественными организациями, инвесторами и акционерами, работниками и т. д. Учет интересов, а также необходимость удовле-

творения потребностей внутреннего и внешнего окружения требует универсальной организации хозяйственной деятельности на основе осуществления оперативного и стратегического управления предприятием, с целью формирования и поддержания устойчивых условий для активного взаимодействия с многочисленными социальными группами и субъектами.

Важным является вопрос оценки социальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. В этом процессе обратим внимание на подход болгарских ученых В. К. Терзиева и Е. Н. Стоянова, которые выделяют такие индикаторы оценки, как «показатель эффективности» и «критерий эффективности». «Показатель эффективности», по их мнению, это показатель, который в количественном виде фиксирует оценку достижений в социальной системе любого уровня с точки зрения натурального объема материальных благ или временного интервала их обеспечения. «Критерий эффективности» (качественный критерий) в большей степени ориентирован на изучение условий и наличие возможностей достижения указанного результата, социальной ценности достижений и т. д. [14].

При оценке социальной эффективности Л. Х. Никифорова выделила и объединила в семь групп пятьдесят показателей социальной эффективности. Автор среди данных показателей выделяет удовлетворенность работников организационными, финансовыми, социально-психологическими, санитарно-гигиеническими условиями труда, уровнем собственной и профессиональной подготовки окружающих [9].

К важным показателям социальной эффективности в научной литературе также относят: уровень, качество и продолжительность жизни населения, уровень благосостояния и дифференциации доходов и др. [16].

На основании вышеизложенного можно говорить о предложении индикативного

подхода в оценке социальной эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, в основе которого лежит использование показателей и критериев социальной эффективности. Показатели социальной эффективности всегда будут иметь числовое значение, и в случае абстрагирования от предмета исследования определенные показатели могут быть использованы для оценки экономической эффективность деятельности предприятия. Определение же социальной эффективности на основании критериев осуществляется путем оценки, удовлетворения тех или иных потребностей внутреннего или внешнего окружения хозяйствующего субъекта. Для этой цели корректно использование таких критериев оценки, как соответствие или несоответствие продукции и предоставленных услуг требованиям потребителя, установленному стандарту, уровню удовлетворения личных потребностей заинтересованных сторон и т. д. Количественное выражение социальной эффективности на основе оценки по критериям возможно получить путем введения оценочных коэффициентов, оценки средств, потраченных на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон, что усложнит процедуру оценки. Следует отметить, что одновременное использование указанных выше индикаторов (показателей и критериев) оценки будет иметь большую информативность в анализе производственных отношений, усовершенствовании деятельности предприятия в процессе производства, предоставления услуг, участия в жизни окружающего общества и т. п.

С учетом анализа широкого круга интересов вовлеченных и заинтересованных субъектов в деятельности предприятия, проведение оценки социальной эффективности организации возможно проводить на основе следующих индикаторов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

Индикаторы оценки социальной эффективности субъекта хозяйственной деятельности

(составлено автором на основе [2])

Группа заинтересованных лиц Интересы заинтересованных лиц Показатель оценки социальной эффективности Критерий оценки социальной эффективности

1 2 3 4

Акционеры - размер годового дивиденда; - увеличение стоимости акций; - повышение стоимости компании и ее прибыли; - изменения цен на акции - показатель размера годового дивиденда; - показатель изменения уровня стоимости акций; - показатель повышения стоимости компании и ее прибыли; - показатель изменения цен на акции - удовлетворенность размером годового дивиденда; - удовлетворенность изменением уровня стоимости акций; - удовлетворенность повышением стоимости компании и ее прибыли; - удовлетворенность изменением цен на акцию

Инвесторы - размер инвестиций с высоким уровнем риска; - ожидание высокой прибыли; - сбалансированность инвестиционного портфеля - показатель уменьшения инвестиций с высоким уровнем риска; - показатель прибыли; - показатель сбалансированности инвестиционного портфеля - удовлетворенность размером инвестиций с высоким уровнем риска; - удовлетворенность уровнем прибыли; - удовлетворенность сбалансированностью инвестиционного портфеля

Менеджеры высшего звена - размеры оплаты труда и премий; - возможные дополнительные доходы; - социальный статус, который связан с положением в компании; - уровень ответственности - показатели уровня оплаты труда, премий, возможных дополнительных доходов - удовлетворенность уровнем оплаты труда, премий, возможных дополнительных доходов и т. п.; - удовлетворенность социальным статусом, связанным с работой в организации; - удовлетворенность уровнем ответственности и т. п.

Рабочий персонал - гарантии занятости; - уровень заработной платы; - продвижение по карьерной лестнице; - условия труда - показатель уровня реальной заработной платы - удовлетворенность условиями работы и соблюдения трудового договора; - удовлетворение уровнем заработной платы; - возможность продвижения по карьерной лестнице

Потребители - качественные продукты; - приемлемые цены; - безопасность продуктов и услуг - показатель динамики цен - удовлетворенность качеством продуктов; - удовлетворенность величиной цены; - удовлетворенность безопасностью продуктов и услуг

Финансы, учет и аудит

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4

Поставщики - стабильность заказов; - своевременная оплата и соблюдение условий договора; - создание отношений зависимости от поставок - показатель динамики количества заказов - удовлетворенность количеством заказов; - удовлетворенность своевременной оплатой, соблюдением условий договора, наличием зависимости от поставок

Кредитно- финансовые организации - способность выплатить займы; - своевременная выплата процентов; - качественное управление движением денежных средств - показатель выплаченных займов; - показатель соблюдения условий выплаты процентов - удовлетворенность уровнем выплаченных займов; - удовлетворенность уровнем и условиями выплаты процентов; - удовлетворенность качеством управления и движения денежных средств

Органы государственной власти и местного самоуправления - обеспечение занятости; - выплата налогов; - деятельность, соответствующая требованиям закона; - вклад в местный бюджет, а также в экономический рост региона - показатель занятости; - показатель налогов; - отчисления в местный бюджет; - показатели экономического роста территории - удовлетворенность уровнем занятости; - удовлетворенность уровнем выплаты налогов; - удовлетворенность уровнем соблюдения законности; - удовлетворенность уровнем отчислений в местный бюджет, экономическим ростом территории

Общественные организации - охрана окружающей среды; - поддержка местной общественной деятельности; - учет мнения общественности - показатель отчислений на охрану окружающей среды; - показатель отчислений на поддержку общественных организаций и т. п. - удовлетворенность условиями охраны окружающей среды; - удовлетворенность поддержкой местной общественной деятельности; - удовлетворенность учетом требований общественности в деятельности субъекта хозяйствования и т. п.

Данная таблица иллюстрирует широкий круг заинтересованных сторон в деятельности предприятия, а также раскрывает спектр их интересов, что дает возможность оценить социальную эффективность данного предприятия на местном, региональном и государственном уровне. Анализ индикаторов характерных для определенных социальных групп дает возможность

осуществлять регулирование и управление в определенном сегменте процессом организации производства и предоставления услуг. Проведение исследований может осуществляться по отдельности в разных группах и быть направлено на выявление проблем в отдельных сферах организации производственного процесса.

Выводы и направления дальнейших исследований. Любой субъект хозяйственной деятельности является системой, находящейся под непосредственным явным или скрытым влиянием, как своего персонала, так и внешнего окружения. Наличие внешних и внутренних источников воздействия фактически определяет степень влияния на результаты труда, игнорировать которые при оценке итоговых результатов не корректно. Для более объективного отражения результатов деятельности организации или предприятия целесообразно использование многопараметрической характеристики — социальная эффективность, которая отражает, с одной стороны, экономические результаты работы предприятия, с другой стороны — определяет степень удовлетворенности деятельностью внешнего и внутреннего окружения. Проведённое автором исследование позволяет характеризовать социальную эффективность как сложный элемент отображения деятельности хозяйствующего субъекта в создании физическому или юридическому лицу, заинтересованному в деятельности данного хозяйствующего субъекта условий и возможностей для дос-

Библиографический список

тижения значимого для данного лица, а также общества результата.

В современных условиях развития общества комплексное использование индикаторов социальной эффективности создает возможности для усовершенствования внутреннего и внешнего анализа деятельности предприятия в процессе организации производства и предоставления услуг. Анализ показателей деятельности субъекта хозяйствования с точки зрения социальной эффективности создает возможности для аргументированного предоставления органами власти и местного самоуправления наиболее эффективным предприятиям (организациям) возможностей для развития в виде снижения налоговой нагрузки, предоставления льгот, формирования политики развития и т. п.

Результаты проведенного исследования указывают на необходимость дальнейшей практической разработки методики оценки социальной эффективности органами управления предприятия, органами власти и местного самоуправления, органами статистики, научными и исследовательскими организациями.

1. ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Электронный ресурс]. — Введ. 2011-22-12. — Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosstandarta-ot-22122011-n-1574-st-o/ (10.02.2023).

2. Зуб, А. Т. Антикризисное управление организацией [Текст]: учеб. пособ. /А. Т. Зуб, Е. М. Панина. — М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 256 с.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://library. Igaki. info:404/65.050%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20%20Управление%20экономикой/ Антикризисное%20управление%20организацией.pdf (24.02.2023).

3. Игошин, Н. В. Инвестиции. Организация, управление, финансирование [Текст] : учебник для студентов вузов / Н. В. Игошин. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 448 с.; То же [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.litres.ru/n-v-igoshin/investicii-organizaciya-upravleniefinansirovanie-67292174/ (14.01.2023).

4. Кох, И. А. Проблемы оценки эффективности социального управления / И. А. Кох // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2005. — №12. — С. 6-15. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://jne.usue.ru/download/12.pdf (14.12.22).

5. Лукьянова, В. В. Социальная эффективность государственного и муниципального управления /

B. В. Лукьянова, О. В. Рудакова // Основы экономики, управления и права. — 2013. — № 6 (12). —

C. 23-27. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberlenmka.ru/artideM/sotsialnaya-effektivnost-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-upravleniya (20.11.2022).

Финансы, учет и аудит

6. Лысенко, Ю. Н. Вопросы влияния организационно-психологического климата на эффективность трудовой деятельности / Ю. Н. Лысенко // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2012. — № 1. — С. 236-242. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-vliyaniya-organizatsionno-psihologicheskogo-klimata-na-effektivnost-trudovoy-deyatelnosti (09.03.2023).

7. Мескон, М. Х. Основы менеджмента [Текст] : пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М. : Дело, 2002. — 704 с.

8. Мотивация персонала в современной организации [Текст] : учеб. пособ. / под общ. ред. С. Ю. Трапицына. — СПб. : Книжный Дом, 2007. — 240 с.

9. Никифорова, Л. Х. Подходы к оценке эффективности систем мотивации персонала / Л. Х. Никифорова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2016. — № 6. — [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://ekonomika.snauka.ru/2016/06/11632 (18.11.2022).

10. Николаева, И. П. Инвестиции [Текст] /И. П. Николаева. — М. : Дашков и К°, 2017. — 256 с.

11. Норчак, А. А. Социальная эффективность управленческой деятельности А. А. Норчак // Известия вузов. Социология. Экономика. Политика. — 2009. — № 1. — С. 27-28. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-effektivnost-upravlencheskoy-deyatelnosti (20.11.2022).

12. Социологический словарь [Текст] / отв. ред. : Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. — М. : Норма, 2008. — 608 с.

13. Сидоренков, А. В. Эффективность малых групп в организации. Социально-психологические и организационно-деятельностные аспекты [Текст] : монография / А. В. Сидоренков, И. И. Сидоренкова. — Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2011. — 256 с.; То же [Электронныйресурс]. — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/47204.html (12.02.2023).

14. Терзиев, В. К. Социальная эффективность как мера деятельности в социуме / В. К. Терзиев, Е. Н. Стоянов // Инновационная наука. — 2016. — № 3-1 (15). — С. 225-234. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-effektivnost-kak-mera-deyatelnosti-v-sotsiume (20.11.2022).

15. Толковый словарь иностранных слов / Сост. Н. Л. Шестернина. — М. : Кучково поле, 1998, — 352 с.

16. Экономический словарь [Текст] / Е. Г. Багудина и др. ; под ред. А. И. Архипова. — М. : Проспект, 2004. — 620 с.

© Рассказов А. Г.

Рекомендовано к печати д.э.н., проф. каф. ЭУДонГТИГришко Н. В., к.э.н., доц. каф. финансов ЛГУ им. В. Даля Эккерт Е. А.

Статья поступила в редакцию 13.03.2023.

PhD in Public Administration Rasskazov A. G. (LSU named after V. Dahl, Lugansk, LPR, scoutwoolf@mail. ru)

ASSESSMENT OF SOCIAL EFFICIENCY OF AN ECONOMIC ENTITY

The article reveals the theoretical features of the term "social efficiency". As a multiparametric characteristic of the subject of economic activity, social efficiency reflects the economic results of the enterprise and determines the degree of satisfaction of the external and internal environment with the activities of the economic entity. To assess the social efficiency of an enterprise or organization, an indicative approach is proposed, which is based on the use of indicators and criteria of social efficiency. The analysis of indicators characterizing stakeholders in the activities of an enterprise or organization allows the management system (controlling) to assess the social effectiveness of an economic entity, to pinpoint problems affecting the organization of the production process or the provision of services.

Key words: efficiency, national economic efficiency, social utility, social performance, public efficiency, measurement, criteria, indices, indicators.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.