Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ'

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ / АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Клименкова М.А., Федорова А.Э.

Статья посвящена изучению роли корпоративной социальной политике как управленческому механизму снижения уровня социального загрязнения на примере предприятия обрабатывающей промышленности. Рассмотрено понятие социального загрязнения от экономической деятельности хозяйствующих субъектов, обозначены основные факторы негативного влияния на качество трудовой жизни и благополучие работников. Оценка эффективности социальной политики исследуемого предприятия проведена с использованием авторской методики анализа соответствующих социально-экономических показателей. Авторами изучены данные по структуре и объему затрат на мероприятия социальной политики, основные социально-экономические показатели предприятия и их соотношение, рассчитаны индикаторы параметров социальной политики и определены направления совершенствования социальной политики и разработки управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Клименкова М.А., Федорова А.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORPORATE SOCIAL POLICY AS A MANAGEMENT MECHANISM FOR THE LEVEL OF SOCIAL POLLUTION REDUCING

The article is devoted to the study of the role of corporate social policy as a managerial mechanism for reducing the level of social pollution on the manufacturing enterprise example. The concept of social pollution from the economic activity of economic entities is considered, the main factors of negative impact on the quality of working life and the employees’ well-being are outlined. Evaluation of the effectiveness of the social policy of the investigated enterprise was carried out using the author's methodology for analyzing the relevant socio-economic indicators. The authors studied data on the structure and volume of costs for social policy measures, the main socio-economic indicators of the enterprise and their ratio, calculated indicators of social policy parameters and identified directions for improving social policy and developing management decisions.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ»

корпоративная социальная политика

КАК УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СНИЖЕНИя УРОВНя

социального загрязнения1

CORPORATE SOCIAL POLICY AS A MANAGEMENT MECHANISM FOR THE LEVEL OF SOCIAL POLLUTION REDUCING

ПОЛУЧЕНО 14.04.2021 ОДОБРЕНО 14.05.2021 ОПУБЛИКОВАНО 29.10.2021

КЛИМЕНКОВА М.А. Магистрант кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KLIMENKOVA M.A. Magister's Degree Student, HR & Psychology Department, Ural Federal University named after the First President ofRussia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: klimenkovama@gmail.com

УДК 331.101.54 DOI 10.12737/2305-7807-2021-10-5-57-62

ФЕДОРОВА А.Э.

Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

FEDOROVA A.E.

Candidate ofEconomic Sciences, HR & Psychology Department, Ural Federal University named after the First President ofRussia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg

e-mail: A.E.Fedorova@urfu .ru

Аннотация

Статья посвящена изучению роли корпоративной социальной политики как управленческому механизму снижения уровня социального загрязнения на примере предприятия обрабатывающей промышленности. Рассмотрено понятие социального загрязнения от экономической деятельности хозяйствующих субъектов, обозначены основные факторы негативного влияния на качество трудовой жизни и благополучие работников. Оценка эффективности социальной политики исследуемого предприятия проведена с использованием методики анализа соответствующих социально-экономических показателей. Изучены данные по структуре и объему затрат на мероприятия социальной политики, основные социально-экономические показатели предприятия и их соотношение, рассчитаны индикаторы параметров социальной политики и определены направления совершенствования социальной политики и разработки управленческих решений.

Ключевые слова: корпоративная социальная политика, социальное загрязнение, факторы социального загрязнения, анализ эффективности социальной политики.

Abstract

The article is devoted to the study of the role of corporate social policy as a managerial mechanism for reducing the level of social pollution on the manufacturing enterprise example. The concept of social pollution from the economic activity of economic entities is considered, the main factors of negative impact on the quality of working life and the employees' well-being are outlined. Evaluation of the effectiveness of the social policy of the investigated enterprise was carried out using the author's methodology for analyzing the relevant socio-economic indicators. The authors studied data on the structure and volume of costs for social policy measures, the main socio-economic indicators of the enterprise and their ratio, calculated indicators of social policy parameters and identified directions for improving social policy and developing management decisions.

bywords: corporate social policy, social pollution, factors of social pollution, analysis of the social policy effectiveness.

роль корпоративной социальной

полики в решении проблемы

социального загрязнения трудовой

сферы

О новом типе загрязнения — социальном загрязнении — впервые заговорили в конце первой декады текущего столетия. Н. Чинчилла и Дж. Пфеффер подошли к этой концепции с двумя интерпретациями. Н. Чинчилла рассматривает социальное загрязнение с точки зрения ущерба, который бизнес наносит семье и обществу. Она утверждает, что «эта форма загрязнения хуже загрязнения окружающей среды по двум основным причинам: во-первых, мы не осознаем

ее опасности, и, во-вторых, она затрагивает людей», которые являются неотъемлемой частью бизнеса [1]. Ее концепция базируется на тезисе, что семья и работа — это две области человеческого и профессионального развития, которые должны обогащать друг друга. Дж. Пфеффер в большей степени акцентирует внимание на вопросах экономической выгоды и здоровья [2]. Он пишет: «Я смотрю на рабочее место и вижу стресс, увольнения, ненормированный рабочий день, конфликт между работой и семьей, экономическую нестабильность. Я вижу рабочее место, которое стало шокирующе бесчеловечным» [3].

Обзор зарубежной и отечественной литературы показывает, что до настоящего времени исследований, позволя-

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ гранта «Разработка инструментария оценки влияния социального загрязнения трудовых отношений на благополучие работников в условиях цифровизации экономики» № 19-010-00705.

The work was supported by Russian Foundation for Basic Research (RFBR) under Grant № 19-010-00705 "Development of tools for assessing the impact of social pollution of labor relation on the employees' well-being in a digital economy".

ющих раскрыть проблему разрушающего воздействия бизнеса на работников в разрезе различных сфер деятельности и организаций, еще недостаточно [4]. Следует отметить, что в условиях бурно развивающейся цифровой экономики изучение феномена социального загрязнения остается актуальным исследовательским направлением. Мы рассматриваем социальное загрязнение как процесс причинения вреда физическому и психосоциальному здоровью работников в результате экономической деятельности организаций [5]. К основным факторам негативного влияния российских организаций на качество трудовой жизни и благополучие работников сегодня можно отнести: невыполнение норм и требований трудового законодательства либо прямое нарушение законов РФ в области труда; высокую степень различий оплаты труда на всех уровнях, включая региональный, отраслевой и в том числе внутрифирменный уровень; реализацию предприятиями политики сокращения затрат на персонал; применение токсических практик управления персоналом [6]. Особого внимания исследователей требует фактор цифро-визации труда и трудовых отношений, который становится причиной возникновения таких негативных явлений и последствий, как массовые увольнения и сокращения работников вследствие автоматизации, роботизации и информатизации бизнес-процессов, увеличение продолжительности периода поиска работы, неопределенность профессионального и социально-экономического будущего, прекаризации занятости и флексибилизации персонала, потери возможностей удовлетворения ряда базовых и социальных потребностей на работе, расширения масштабов применения токсических практик управления персоналом в организациях [5].

Некоторые факторы обусловлены общими тенденциями в экономике и политике государства, и, по мнению многих ученных, должны регулировать социальное благополучие работающих на государственном уровне [7]. При этом бизнес обладает достаточным набором инструментов снижения уровня организационной токсичности. Мы разделяем позицию Н. Чинчиллы относительно того, что «разрушающая» культура труда должна переродиться в «обогащающую», когда бизнес является социально ответственным, а благополучие работника, его семьи и общества обусловливает растущую доходность бизнеса.

Одним из эффективных управленческих инструментов снижения уровня социального загрязнения внутри организации является корпоративная социальная политика, осуществляемая по разным направлениям. Программы социальной политики предприятия включают цели и мероприятия, реализуемые им добровольно. Система взаимодействия с персоналом на основе социального партнерства способствует решению вопросов неэффективного использования трудового потенциала, нарушения трудового законодательства, как со стороны работников, так и со стороны работодателя, и другие возникающие проблемы. Механизмы социальной политики способствуют повышению социального благополучия, а также результативности и эффективности труда [8—9].

Таким образом, корпоративная социальная политика, как управленческий механизм снижения уровня социального загрязнения внутриорганизационной среды, является объектом анализа благополучия работников предприятия [10].

оценка эффективности социальной политики металлургического

предприятия

Анализ показателей корпоративной социальной политики проведен на примере крупного металлургического предприятия Уральского федерального округа (УрФО). Исследу-

емое предприятие занимает лидирующие позиции на рынке черной металлургии России, а также является единственным в стране, которое специализируется исключительно на производстве сортов трансформаторной стали. На сегодняшний день на долю предприятия приходится около 80% российского производства электротехнической стали и 10% мирового рынка. Менеджмент предприятия рассматривает устойчивое развитие как свою социальную миссию и имеет высокий уровень социальной ответственности.

Методика представленного в статье анализа предполагает расчет показателей эффективности социальной политики на основе данных локальной отчетности металлургического предприятия: отчеты о достижении ключевых показателей за 2019—2020 гг., годовые отчеты группы обучения отдела кадров за 2019—2020 гг., годовой отчет социальной службы за 2020 г., годовые отчеты группы комплектования и развития отдела кадров за 2019—2020 гг.

Структура экономических показателей металлургического предприятия в динамике за три года, используемых в качестве базы данных для расчета индикаторов оценки эффективности корпоративной социальной политики, представлена в таблице.

Анализ данных отчетности показывает рост затрат, реализуемых металлургическим предприятием в рамках внутренней и внешней социальной политики за исследуемый период (рис. 1—2). Можно утверждать, что предприятие ведет активную деятельность в различных направлениях социальной политики, уделяет внимание разным потребностям, как работников предприятия, так и местного сообщества.

В целом увеличение объема средств корпоративной социальной политики можно наблюдать ежегодно по всем статьям, исключение составляют затраты на поддержку ветеранов и пенсионеров (показатель достиг минимального значения в 2019 г.). Структура затрат показывает, что наибольшее значение имеет статья «поддержание санитарно-гигиенических и эргономических условий труда». Из перечня затрат на развитие сообщества наибольшим является показатель участия в благотворительных акциях.

Доля затрат на социальную политику в общей прибыли предприятия составляет: в 2018 г. — 5,03% (31,1 млн руб.), в 2019 г. — 4,58% (33,5 млн руб.), и в 2020 г. — 4,66% (37 млн руб.). Становится очевидно, что между увеличением объема чистой прибыли и затратами на реализацию программ социальной политики нет прямой зависимости.

В соответствии с методикой оценки эффективности корпоративной социальной политики, предложенной Федоровой А.Э., Парсюкевичем А.М. [5], полученные в результате экономического анализа показатели группируются по следующим параметрам: развитие персонала, управление социальной политикой, развитие местного сообщества, поддержание здоровья и безопасные условия труда [4]. Индикаторы оценки эффективности социальной политики металлургического предприятия, сгруппированные по параметрам, в динамике за три года представлены на рис. 3—6.

В целом за исследуемый период линии трендов показывают положительную динамику. В то же время доля затрат на реализацию мероприятий социальной политики сократилась на 7,3%. При этом сокращения показателей в основном коснулись статей, связанных с поддержанием здоровья и обеспечением безопасных условий труда. Так, удельный вес сотрудников, получивших путевки на санаторно-курортное лечение, за 2018—2020 гг. сократился на 16,5%, доля затрат на медицинское обслуживание работников предприятия сократилась на 14,7%, на поддержание санитарно-гигиенических условий и эргономических условий труда — на 16,7%, на охрану труда и технику безопасности — на 14,9%.

Таблица

Экономические показатели металлургического предприятия, 2018-2020 гг.

№ стр. Показатель 2018 2019 2020 2019 к 2018 2020 к 2019 2020 к 2018

1 2 4 5 6 8 10 12

1 Среднесписочная численность, чел . 1287,0 1263,0 1238,0 98,1 98,0 96,2

2 Фонд оплаты труда, млн руб . 794,0 809,0 836,0 101,9 103,3 105,3

3 Чистая прибыль, млн руб. 618,1 731,9 793,6 118,4 108,4 128,4

4 Количество основных категорий работников, прошедших профессиональное обучение, чел . 671,0 616,0 576,0 91,8 93,5 85,8

5 Затраты на обучение и переподготовку персонала, млн руб . 4,3 5,8 6,2 134,9 106,9 144,2

6 Количество работников предприятия, прошедших обучение, чел . 2100,0 2048,0 1566,0 97,5 76,5 74,6

7 Количество рабочих, прошедших обучение, чел . 1429,0 1532,0 990,0 107,2 64,6 69,3

8 Затраты на предоставление социального пакета и премиальные выплаты персоналу, млн руб . 5,1 5,1 5,6 100,0 109,8 109,8

9 Количество работников, имеющих профессиональные заболевания, чел . 13,0 13,0 15,0 100,0 115,4 115,4

10 Количество уволившихся по причинам текучести, чел . 67,0 71,0 63,0 106,0 88,7 94,0

11 Количество уволившихся по причине профессиональных заболеваний, чел. 3,0 6,0 2,0 200,0 33,3 66,7

12 Количество сотрудников, получивших путевки в дома отдыха, санатории, профилактории за счет предприятия, чел . 163,0 189,0 131,0 116,0 69,3 80,4

13 Затраты на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение сотрудников, млн руб. 4,4 4,7 4,9 106,8 104,3 111,4

14 Затраты на охрану труда и технику безопасности, млн руб . 4,6 4,7 5,0 102,2 106,4 108,7

15 Затраты на поддержание санитарно-гигиенических и эргономических условий труда, млн руб . 8,5 8,7 9,1 102,4 104,6 107,1

16 Затраты на поддержку материнства и детства, млн руб . 1,0 1,2 1,5 120,0 125,0 150,0

17 Затраты на программы поддержания здоровья, культурно-массовые мероприятия, млн руб . 0,5 0,5 0,8 100,0 160,0 160,0

18 Количество высвобождаемых с предприятия работников, чел . 9,0 8,0 3,0 88,9 37,5 33,3

19 Затраты на участие в благотворительных акциях, млн руб. 1,5 1,8 2,1 120,0 116,7 140,0

20 Затраты на проведение программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, поддержку ветеранов и неработающих пенсионеров, млн руб . 0,8 0,6 0,9 75,0 150,0 112,5

21 Затраты на спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных объектов и мероприятий, млн руб . 0,2 0,2 0,5 100,0 250,0 250,0

22 Затраты на поддержку социально значимых исследований и кампаний, млн руб. 0,2 0,2 0,4 100,0 200,0 200,0

23 Затраты на социальную политику предприятия, млн руб . 31,1 33,5 37,0 107,7 110,4 119,0

Рис. 1. Затраты металлургического предприятия в рамках внутренней социальной политики,

2018-2020 гг., млн руб .

Рис. 2. Затраты металлургического предприятия в рамках внешней социальной политики, 2018-2020 гг., млн руб .

Рис. 3. Показатели социальной политики металлургического предприятия, сгруппированного по параметру «Развитие персонала», 2018-2020 гг.

Рис. 4. Показатели социальной политики металлургического предприятия, сгруппированные по параметру «Управление социальной политикой», 2018-2020 гг.

Несмотря на то, что доля затрат на обучение и переподготовку персонала за период 2018—2020 гг. составляет 0,74% от фонда оплаты труда, значительное количество сотрудников проходит обучение в той или иной степени каждый год (более 60% рабочих, более 30% руководителей и специалистов). Это говорит о том, что организация заинтересована в развитии своих сотрудников всех категорий. Также следует отметить, что на предприятии существует проблема профессиональных заболеваний, что обусловлено спецификой производства. Кроме того, удельный вес работников, имеющих профессиональные заболевания, увеличивается с каждым годом (от 1,01% до 1,2% от общей численности).

В целом данные исследования отразили заинтересованность работодателя в развитии социальной политики предприятия. Тем не менее, можно выделить определенные

направления повышения эффективности корпоративной социальной политики, как управленческого механизма снижения уровня социального загрязнения внутриорга-низационной среды.

Рекомендуемые направления развития социальной политики организации включают:

- вследствие естественной текучести кадров (в среднем за период увольняется 67 чел. ежегодно) появляется потребность в подборе новых сотрудников. Учитывая, что рабочие профессии в эпоху цифровизации приобрели статус «непрестижных», для закрытия потребности в кадрах в будущем рекомендуется разработать программу профориентационных мероприятий, а также инвестиций в молодежную политику и политику детства и юношества для привлечения молодых сотрудников в сферу металлургии. Комплекс мероприятий должен

Доля затратна программы поддержания здоровья работников

Доля затрат на поддержание санитарно-гигиенических и эргономических условий труда

Доля затрат на охрану труда и технику безопасности

Доля затрат на медицинское обслуживание сотрудников на предприятии

Удельный вес сотрудников, получивших путевки в дома отдыха, санатории, профилактории

Удельный вес уволившихся по причине профессиональных заболеваний

Удельный вес работников, имеющих профессиональные заболевания

О 3 6 9 12 15

Рис. 5. Показатели социальной политики металлургического предприятия, сгруппированные по параметру «Поддержание здоровья и безопасные условия труда», 2018-2020 гг.

0,3

0Д5 0

2018 2019 2020

■ Доля затрат на участие в благотворительных акциях 0,24 0,25 0,26

■ Доля затрат на проведение программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения 0,12 0,1 0,16

■ Доля затрат на спонсирование местных культурных, образовательных и спортивных объектов и мероприятий 0,03 0,03 0,06

Доля затрат на поддержку

социально значимых исследовании 0,03 0,03 0,05

и кампании

Рис. 6. Показатели социальной политики металлургического предприятия, сгруппированные по параметру «Развитие местного сообщества», 2018-2020 гг.

включать: экскурсии на производство, оплачиваемые учебные и производственные практики студентов, производственные занятия с экспертами-практиками в области металлургии для студентов профильных учебных заведений, программы профориентационного тестирования для школьников, кейс-чемпионаты для школьников и студентов и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в связи с реструктуризацией предприятия, с последующим высвобождением персонала, необходимо разработать программу социально-ответственной реструктуризации организации, включающую мероприятия по переподготовке и переводу высвобождаемого персонала, среди которых: стажировки для руководителей и специалистов, программы подготовки и переподготовки рабочих, назначение и обучение наставников;

- с целью выявления причин текучести на предприятии необходимо разработать процедуру опроса увольняющихся сотрудников, что позволит выявить внутриор-ганизационные токсины и снизить социальную напряженность в трудовом коллективе;

- для определения уровня информированности работников о проводимых мероприятиях социальной политики, а также для определения факторов социального загрязнения и предотвращения его негативных последствий рекомендуется провести мониторинг удовлетво-

ренности трудом и психосоциального благополучия работников.

Таким образом, несмотря на положительную динамику затрат, реализуемых исследуемым металлургическим предприятием по различным направлениям корпоративной социальной политики, нельзя констатировать факт отсутствия социального загрязнения внутриорганизационной среды, о чем свидетельствуют показатели текучести. Дальнейшее исследование предполагает разработку и апробацию инструментов оценки удовлетворенности персонала корпоративной социальной политикой и качеством трудовой жизни. Планируется также оценить размер экономического ущерба, полученного вследствие негативного влияния отдельных факторов социального загрязнения, как предприятия, так и отдельного работника.

литература

1. Chinchilla N.on September 8, 2008 to the FEMM Committee in Brussels.

2. Pfeffer J. Building sustainable organizations: The human factor / J. Pfeffer // The Academy of Management Perspectives. №. 1. — 2010. — pp. 34-45.

3. Walsh D. The Workplace Is Killing People and Nobody Cares. A new book examines the massive health care toll today's

work culture exacts on employees // Stanford Business Inside, March 15, 2018.

4. Дворжакова З., Федорова А.Э., Коропец О.А. Влияние пре-каризации занятости на изменения в трудовых отношениях: оценки работников разных стран // Социодина-мика. — 2017. — № 11. — С. 19-34.

5. Федорова А.Э. и др. Трансформация трудовых отношений: факторы социального загрязнения: Монография / Под ред. А.Э. Федоровой. — Екатеринбург: ЮНИКА, 2019 — 178 с.

6. Федорова А.Э., Парсюкевич А.М. Факторы социального загрязнения внутриорганизационной среды [Электронный ресурс] // Вестник ОмГУ. — 2013. — № 4. — URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnogo-zagryazneniya-vnutriorganizatsionnoy-sredy (дата обращения: 01.04.2021)

7. Статистика уровня инфляции РФ 1999-2020 [Электронный ресурс]. — URL: Ы^://уровень-инфляции.рф/ таблицы-инфляции (дата обращения: 01.04.2021)

8. Polents I., Fedorova A. Corporate social policy as a factor of social pollution reduction: entity and regional levels. / I. Polents, А. Fedorova // The 10th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings, Prague, Czech Republic, September 08-10, 2016, pp. 1502-1511

9. Campbell J.L. Institutional Analysis and the Paradox of Corporate Social Responsibility / J.L. Campbell // American Behavioral Scientist. № 49. — 2006. pp. 925-938.

10. НенашевН. Как оценивать эффективность корпоративных социальных программ / Н. Ненашев // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2008. — № 10. — С. 16-24.

references

1. Chinchilla N.on September 8, 2008 to the FEMM Committee in Brussels.

2. Pfeffer J. Building sustainable organizations: The human factor / J. Pfeffer // The Academy of Management Perspectives. I. 1. — 2010. — pp. 34-45.

3. Walsh D. The Workplace Is Killing People and Nobody Cares. A new book examines the massive health care toll today's work culture exacts on employees // Stanford Business Inside, March 15, 2018.

4. Dvorzhakova Z., Fedorova A.E., Koropets O .A. Vliyanie preka-rizatsii zanyatosti na izmeneniya v trudovykh otnosheniyakh: otsenki rabotnikov raznykh stran [The influence of employment precarization on changes in labor relations: assessments of workers from different countries]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. 2017, I. 11, pp. 19-34.

5. Fedorova A.E. Transformatsiya trudovykh otnosheniy: faktory sotsial'nogo zagryazneniya [Transformation of Labor Relations: Factors of Social Pollution]. Ekaterinburg: YuNIKA Publ., 2019. 178 p.

6. Fedorova A.E., Parsyukevich A.M. Faktory sotsial'nogo zagryazneniya vnutriorganizatsionnoy sredy [Factors of social pollution of the internal organizational environment]. Vestnik OmGU [Bulletin of OmSU]. 2013, I. 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/faktory-sotsialnogo-zagryazneniya-vnutriorganizatsionnoy-sredy (accessed 01 April 2021).

7. Statistika urovnya inflyatsii RF1999—2020 [ Statistics of the inflation rate of the Russian Federation 1999-2020]. Available at: https://uroven'-inflyatsii.rf/tablitsy-inflyatsii (accessed 01 April 2021).

8. Polents I., Fedorova A. Corporate social policy as a factor of social pollution reduction: entity and regional levels. / I. Polents, A.Fedorova // The 10th International Days of Statistics and Economics, Conference Proceedings, Prague, Czech Republic, September 08-10, 2016, pp. 1502-1511

9. Campbell J.L. Institutional Analysis and the Paradox of Corporate Social Responsibility / J.L. Campbell // American Behavioral Scientist. I. 49. — 2006. pp. 925-938.

10. Nenashev N. Kak otsenivat' effektivnost' korporativnykh sotsial'nykh programm [How to evaluate the effectiveness of corporate social programs]. Kadrovik. Kadrovyy menedzh-ment [Kadrovik. HR management]. 2008, I. 10, pp. 16-24.

Лукинова О.

цифровой этикет. как не бесить друг друга в интернете

М.: Бомбора, 2020,240 с.

Цифровой этикет помогает людям избежать неловкостей в общении и предлагает готовые инструкции, как вести себя в разных ситуациях в сети. Он позволяет повысить эффективность работы, улучшить деловую репутацию, а также взаимоотношения с клиентами, коллегами и партнерами, защитить свои границы, да и попросту быть приличным человеком. В своей книге Ольга Лукинова собрала все правила вместе и объяснила их с точки зрения удобства, безопасности, экономии ресурсов пользователей и соблюдения личных границ. Все правила протестированы в Telegram-канале «Цифровой этикет» с помощью опросов и обратной связи от подписчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.