Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТРАШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛ БИШКЕКА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ'

ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТРАШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛ БИШКЕКА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
FORCIPE
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЕГЕТАТИВНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ / СТАРШЕКЛАССНИКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бабаджанов Н.Н., Сасаза К.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЕГЕТАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТРАШЕКЛАССНИКОВ ШКОЛ БИШКЕКА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ»

Материалы всероссийского научного форума студентов с международным участием «СТУДЕНЧЕСКАЯ НАУКА - 2021» 635

оценка социальной адаптации и вегетативной устойчивости у страшеклассников школ Бишкека из полных и неполных семей

Бабаджанов Н. Н., Сасаза К. Р.

Научный руководитель: к.м.н. доцент Чернышева Е.А. Кафедра пропедевтики детских болезней

Кыргызская государственная медицинская академия имени И.К. Ахунбаева

контактная информация: Бабаджанов Нурсаид Нурмухамедович — студент 3 курса педиатрического факультета. E-mail: nursaid-n00@mail.ru

ключевые слова: социальная адаптация, вегетативная устойчивость, неполные семьи, старшеклассники.

Актуальность: социальная адаптация (СА) и вегетативная устойчивость (ВУ) имеют большое значение в образовательном процессе. Под СА понимают-постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта с окружающим миром [1]. ВУ, характеризующаяся вегетативной стабильностью и вегетативной лабильностью, определяет психоэмоциональный статус и успешность адаптации учащихся к факторам внешней среды [2].

цель исследования: сравнительная оценка уровня социальной адаптации и вегетативной устойчивости старшеклассников из полных и неполных семей города Бишкек, Кыргызстан.

Материалы и методы: нами было проведено анкетирование учащихся 5 школ г. Бишкек. Количество учеников, принявших участие в исследовании — 450, из полных семей — 364 (мальчиков — 140, девочек — 224), неполных — 86 (мальчиков — 33, девочек — 53). Возраст подростков был 16-18 лет. Анкетирование проводилось с использованием чешского двухфак-торного опросника М.Гавлиновой для оценки характера адаптации. Подсчет данных проводился программой Statistica 8.

Результаты: по шкале социальной адаптированности: социальная дезадаптация наблюдалась у 11,5% юношей, средний нормальный уровень у 51,5% и хорошая способность к СА у 37,5%. У девочек в группу с низким уровнем СА попали 26,4%, в среднюю нормальную группу 54,5%, с хорошим показателем СА 19,1% девушек (р<0,005). По шкале вегетативной устойчивости: вегетативная неустойчивость наблюдалась у 19% юношей, средний нормальный уровень у 53% и хороший уровень ВУ у 28%. У девочек в группу с низкой ВУ попали 24,1%, в среднюю нормальную группу 48,2%, с хорошим показателем ВУ 27,7% девушек (р<0,005). При сравнительной оценке уровня ВУ нами было выявлено, что в неполных семьях в группе риска встречаемость девочек составила 29%, достоверно отличаясь от таковой у юношей (10%, р<0,005).При сравнении мальчиков и девочек по уровню СА и ВУ в подкатегориях результаты были аналогичны. При сравнении результатов у мальчиков из полных семей и мальчиков из неполных семей существенной разницы в способности, что к СА, что к ВУ выявлено не было. Такие же результаты мы получили и у девочек.

Выводы: состав семьи не влияет на социальную адаптацию и вегетативную устойчивость. Девочки более подвержены попаданию в группу риска и требуют к себе большего внимания. Литература

1. Елгина Л.С. Социальная адаптация студентов в вузе//Вестник Бурятского государственного университета. Бурятия, 2010. С.164.

2. Багнетова Е.А., Кавеева И.А., Сафонова В.Р.Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся Среднего Приобья и Зауралья// Фундаментальные исследования. — 2014. — № 1. — С. 51-54.

forcipe

том 4 спецвыпуск 2021

elSSN 2658-4182

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.