DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-200-204
А.М. Кипкеева - к.э.н., доцент кафедры, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия, [email protected],
A.M. Kipkeeva - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department, FSBEI of HE North North Caucasus State Academy;
А.А. Урусов - студент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия, a. [email protected],
A.A. Urusov - student, FSBEI of HE North Caucasus State Academy.
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ASSESSMENT OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT
Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению современных проблем социально-экономического развития России. В процессе исследования авторами был проведен анализ численности населения России, дана оценка уровня и качества жизни россиян. Также авторами проведен анализ средней продолжительности жизни населения, анализ уровня занятости, безработицы и выявлены причины снижения уровня снижения средней продолжительности жизни россиян. Средняя продолжительность жизни населения - ключевой показатель уровня и качества жизни населения. На снижение продолжительности жизни повлияли такие факторы как низкое медицинское обслуживание, увеличение уровня безработицы, снижение уровня занятости, низкий уровень реальных располагаемых доходов и т.д. В ходе исследования авторами был проведен анализ уровня валового внутреннего продукта (ВВП), анализ уровня инфляции. Изучены факторы, повлиявшие на снижение уровня ВВП России.
Abstract. This article is devoted to the study of modern problems of socio-economic development of Russia. In the course of the study, the authors analyzed the population of Russia, assessed the level and quality of life of Russians. The authors also conducted an analysis of the average life expectancy of the population, an analysis of the level of employment, unemployment and identified the reasons for the decline in the level of decline in the average life expectancy of Russians. The average life expectancy of the population is a key indicator of the level and quality of life of the population. The decrease in life expectancy was influenced by such factors as low medical care, an increase in the unemployment rate, a decrease in the employment rate, a low level of real disposable income, etc. In the course of the study, the authors conducted an analysis of the level of gross domestic product (GDP), an analysis of the inflation rate. The factors that influenced the decline in the level of Russia's GDP have been studied.
Ключевые слова. Численность населения, уровень доходов, минимальный размер оплаты труда, качество жизни.
Keywords. Population size, income level, minimum wage, quality of life.
Россия - страна с многовековой историей, богатая культурным наследием и щедрой природой. Численность населения России на 1 января 2021 году составило 146,9 млн. человек (таблица 1). По данному показателю страна занимает девятое место в мире.
Таблица 1 - Динамика численности безработных за 2018-2020 гг. [1]
Показатель 2018 год 2019 год 2020 год 2019/2018, %
Население, млн. чел. 146,9 146,8 146,2 99,5
Экономически активное население, тыс. чел. 76190 75398 75048 98,5
Безработные, тыс. чел. 3658 3465 4317 118,0
Занятые, тыс. чел. 72532 71933 70731 97,5
Уровень безработицы, % 4,8 4,6 5,7 -
Россия отличается крайне неравномерным распределением населения по регионам. Более 68 % россиян проживают в европейской части государства, составляющей около 21 % его территории.
Средняя плотность - 8,57 человек на один квадратный километр (данные 2020г.). При этом в Москве - 4950,44 чел./км2, в Чукотском автономном округе - 0,07 чел./км2. Городское население России составляет почти 75 %, сельское - 25 %.
Соотношение количества работающих граждан и пенсионеров - примерно 2,2 к 1.
Исходя из представленных данных (таблица 1) видно, что уровень безработицы имел тенденцию к росту. Так, в 2018 г. уровень безработицы составил 4,8 %, а в 2020 г. 5,7 % т.е. увеличился на 0,9 процентных пункта. Соответственно за исследуемый период уровень занятости имел тенденцию к снижению на 2,5 %.
Следующим показателем, характеризующим уровень и качество жизни россиян - средняя продолжительность жизни. Высокий уровень качества жизни позволяет обеспечить высокий уровень продолжительности жизни населения страны.
Динамика средней продолжительности жизни населения РФ за 2018-2020 гг. представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Средняя продолжительность жизни россиян за 2018-2020 гг. [1]
Показатель Все население Мужчины Женщины
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Средняя продолжительность жизни россиян 72,76 73,38 66,05 67,59 68,40 59,1 77,76 78,13 73,00
Анализ динамики средней продолжительности жизни населения России за исследуемый период снизился 72 лет до 66 лет т.е. на 6,71 лет. Причиной такого резкого снижения средней продолжительности россиян за столь короткое время является негативное воздействие СОУГО-19.
Исходя из приведенных данных (таблица 2) видно, что средняя продолжительность мужчин ниже чем у женщин. Так, например, разница средней продолжительности мужчин и женщин в 2018 г. составила 10,17 лет, в 2019 г. - 9,73 лет, в 2020 г. - 13,9.
По данным информационного портала «Деловая жизнь» Россия занимает 129 место по средней продолжительности населения.
Далее проведем анализ рынка труда и реальных располагаемых доходов россиян за 2018-2020 гг.
Графически динамика располагаемых доходов изображена на рисунке 1.
-Реальные распологаемые денежные доходы
Рисунок 1 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов россиян, % [1]
По оценкам экспертного агентства ЭКСПЕРТ-РА за чертой бедности в России проживает более 19,6 млн. чел.
По данным рисунка 2 видно, что за исследуемый период реальные располагаемые доходы имели тенденцию к снижению, а в 2020 г. имеют отрицательное значение.
Покупательная способность денежных доходов в 2020 году снизилась: если год назад на денежные доходы среднего россиянина можно было купить, например, 99 кг бескостной говядины, то в 2020 году - 94 кг. Эквивалент средних доходов в литрах молока снизился с 510 до 486 л, в яблоках -с 339 до 284 кг, замороженной рыбе - с 174 до 166 кг, свидетельствуют данные Росстата за девять месяцев 2020 года.
От более глубокого падения реальных располагаемых доходов в 2020 году в условиях пандемического кризиса удержал продолжающийся рост реальной зарплаты на средних и крупных предприятиях, а также меры государственной поддержки в период пандемии менее защищенных слоев населения.
Графически ВВП на душу населения изображен на рисунке 2.
Рисунок 2 - ВВП на душу населения за 2018-2020 гг., долларов США [1]
По данным рисунка 3 видно, что ВВП на душу населения за анализируемый период имеет тенденцию к снижению на 1373 долларов США. Снижению уровня ВВП за исследуемый период способствовали увеличение числа безработных, снижение реальных располагаемых доходов населения, снижение покупательной способности граждан. Также снижению уровня ВВП способствовали приостановление деятельности предприятий и бизнеса, что можно наблюдать в период пандемии. Чем выше рост данного показателя, тем мощнее валюта конкретного государства по отношению к валютам других стран.
Анализ уровня инфляции за 2018-2020 гг., представленный на рисунке 3.
Рисунок 3 - Динамика уровня инфляции в России за 2018-2020 гг., % [2]
За анализируемый период уровень инфляции увеличился с 4,27 % в 2018 году до 4,91 в 2020 году. Увеличению уровня инфляции способствовали следующие причины: снижение курса национальной валюты; рост налогов, сборов и пошлин; рост государственных расходов и т.д.
Увеличение уровня инфляции может привести к следующим негативным последствиям: искажаются все основные экономические показатели такие как ВВП, рентабельность; резко обостряются проблемы эмиссии денег; рост цен сопровождается падением курса национальной валюты и т.д.
Для повышения социально-экономического развития страны необходимо вмешательство государства в процесс выполнения налоговых обязательств, которая является налоговым регулированием. В полном объеме налоговое регулирование работает при помощи налоговых механизмов. Основным видом налогового механизма выступает налоговое администрирование, в части исполнения своих функций органами исполнительной власти: получение налоговых льгот и отсрочек (рассрочек) по налогам и сборам; прием и оформление документов с целью получения налоговых вычетов; проведение налогового контроля по вопросам правомерности получения налоговых льгот и т.д.
Рассмотрим налоговое стимулирование отдельно в случаях с индивидуальными предпринимателями (ИП), самозанятыми и физическими лицами.
В таблице 3 представлена сведения о количестве юридических лиц РФ, сведения о которых содержаться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) России.
Таблица 3 - Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей,
сведения о которых содержаться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства за 2018-2020 гг. [2]
Годы Всего Ю ридические лица Индивидуальные предприниматели
Микро Малое Среднее Микро Малое Среднее
2018 6041195 2473561 223335 18492 3298065 27423 319
2019 5916906 2314128 197842 16741 3361628 26263 304
2020 5684561 2164402 190137 17376 3285859 26478 309
За анализируемый период прекратили свою деятельность 356634 юридических лиц и ИП, относящиеся к субъектам малого и среднего бизнеса. В 2020 г. убыль бизнеса произошла во всех российских регионах, кроме двух. Особенно существенно сократилось число действующих компаний в Санкт-Петербурге на 15,4 %, в Тульской области на 12,5 %, в Кабардино-Балкарии - на 14,92 %, в Москве - на 14,91 %, Псковской области - на 14,85 %, в Калининградской области - на 14,4 %, в Карачаево-Черкессии - на 11,8 %, в Оренбургской области - на 11,65 %, в Астраханской области - на 11,1 %, в Белгородской области - на 10,9 %. Из налоговой статистики к основным причинам убыли юридических лиц за последние два года следует отнести неблагоприятные макроэкономические условия, связанные с введением карантинных мероприятий.
С целью развития и создания благоприятного климата ведения бизнеса налоговая политика применяет комплекс мер. Предприниматели имеют право выбрать свой налоговый режим: упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, патентную систему налогообложения, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Для организаций существуют такие налоговые льготы как инвестиционный налоговый кредит, снижение действующих налоговых ставок, рассрочка и отсрочка платежа, налоговые каникулы.
Одной из самых обсуждаемых тем в последнее время является введение налога на самозанятых, который был введен в качестве эксперимента в 2019 году в четырех регионах России - Москве, Татарстане, Калужской и Московской областях. Основной целью введения налога на самозанятых является не увеличение доходов бюджета РФ, а вывод занятости из тени. По официальным данным Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА) Россия занимает четвертое место по масштабам теневой экономики. С 01.07.2020 года все регионы России получили возможность вводить специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход (НПД). Всего в России в качестве самозанятых зарегистрированы 1,8 млн. чел. Общая выручка от оказанных ими услуг в 2020 г. составила около 200 млрд. руб., а сумма уплаченных налогов достигла почти 10 млрд. руб. Ожидается, что 2024 г. число самозанятых составит 2,5 млн. чел.
Для выявления взаимосвязи между экономической динамикой и уровнем жизни населения был проведен статистический анализ между показателями, которые характеризуют данные понятия.
В таблице 4 можно рассмотреть изменение показателей уровня жизни населения РФ за последние 3 года.
Таблица 4 - Темпы роста показателей уровня жизни населения России за 2018-2020 гг., % [1]
Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Среднедушевые номинальные доходы 104,02 106,06 105,9
Реальная начисленная заработная плата 108,52 102,90 103,80
Реальный размер начисленной пенсии 100,80 101,50 104,2
Прожиточный минимум 101,96 106,78 109,8
Уровень рождаемости 94,91 116,07 89,5
Уровень смертности 88,10 97,82 116,2
Уровень безработицы 4,80 4,60 5,70
Среднедушевой номинальный доход за исследуемый период увеличился на 5,9 %, реальная начисленная заработная плата также имела тенденцию к росту на 3 %, реальный размер пенсии - на 4,2 %. За анализируемый период наблюдается снижение уровня рождаемости на 10,5 %, а уровень смертности увеличился 16,2 %. Также наблюдается рост уровня безработицы на 5,70 %.
Таким образом, на основе данных, полученных в результате анализа, можно сделать вывод о том, что между некоторыми показателями экономической динамики и уровня жизни населения есть значительная связь.
Так, например, можно отметить прямую связь между реальной заработной платой работника
(реальным размером начисленной пенсии) и размером ВВП вне зависимости от выражения. Она может объясняться тем, что с увеличением ВВП появляются дополнительные возможности, позволяющие увеличивать заработную плату сотрудников, что в свою очередь, увеличивает количество страховые взносов, уплачиваемых для начисления пенсий. Однако, это лишь решение каждого отдельного предприятия, а не некая аксиома, так как в других странах, где размер ВВП выше, чем в России, доля заработной платы в ВВП может быть ниже. В целом, можно отметить понижательную тенденцию динамики уровня жизни населения.
Если рассматривать уровень безработицы, то его можно отнести как к экономической динамике, так и к уровню жизни населения. Он связан наиболее тесно с такими показателями, как инфляция, реальный размер заработной платы и назначенной пенсии и валовый внутренний продукт. Между ними существует обратная зависимость, но исключением стал реальный размер назначенной пенсии, так как люди, которые получают пособия по безработице, продолжают повышать свой страховой стаж. Они могут выйти на пенсию, проработав меньше, чем другие и не выплачивать страховые взносы, что накладывает огромную нагрузку на Пенсионный фонд. В связи с этим, безработные люди, ставшие пенсионерами, не только имеют возможность получать пенсию, но и повышают тем самым статистику реального размера выплаченных пенсий.
Социальная направленность предполагает, что государству необходимо использовать различные методы, чтобы избежать ухудшения качества жизни населения. Следовательно, нахождение четкой взаимосвязи между экономической динамикой и уровнем жизни помогло бы органам власти наиболее оперативно реагировать на происходящее, однако никаких строгих соотношений между показателями не наблюдается.
Именно определение ключевых тенденций и закономерностей позволит повысить эффективность выбранной политики, а также ее гибкость. В особенности это касается налоговой политики, так как она действует в качестве стабилизатора социальных диспропорций и служит катализатором экономической активности.
Источники:
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ - Режим доступа: URL: htt://www.gks.ru.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ - Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru/. References:
1. Official website of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation - Access mode: URL: htt: //www.gks.ru.
2. Official site of the Federal Tax Service of the Russian Federation - Access mode: URL: http://www.nalog.ru/.
DOI: 10.24412/2309-4788-2021-6-204-207
С.С. Колесников - аспирант кафедры государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО Кубанский ГТУ, [email protected],
S.S. Kolesnikov - graduate student of the Department of State and Municipal Administration, FSBEI HE Kuban GTU.
ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ VENTURE FINANCING OF INNOVATIVE ACTIVITES
Аннотация. В настоящее время невозможно переоценить влияние инновационной деятельности на развитие любой организации в экономике любой страны. Однако инновационная деятельность всегда предусматривает некие риски, пойдя на которые мы далеко не всегда можем прийти к положительному результату. В данной статье мы рассмотрели влияние венчурного капитала на развитие инновационных экономических процессов, проанализировали развитие венчурного бизнеса за рубежом, сравнили показатели с развитием данного направления в российской экономике. На основе анализа были определены основные проблемы, влияющие на активное развитие венчурной индустрии в нашей стране. Исходя из анализа проблематики, проработав имеющиеся возможности по исправлению ситуации, в статье внесены предложения, которые необходимо использовать государству для совершенствования венчурного бизнеса.
Abstract. At present, it is impossible to overestimate the impact of innovation on the development of any organization in the economy of any country. However, innovative activity always involves some risks,