Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
243
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В.

Одной из стратегических задач на период до 2025 г. федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций здравоохранения квалифицированными кадрами» является совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли здравоохранения. Цель исследования - изучение основных медико-социальных характеристик среднего медицинского персонала, приверженность медицинских работников принципам здорового образа жизни, а также определение потребности в наиболее оптимальных формах и методах повышения профессиональной квалификации. Проведено электронное анонимное анкетирование слушателей БОУ ДПО ОО «Центр повышения квалификации работников здравоохранения». Данные исследования свидетельствуют о низкой приверженности медицинских работников принципам профилактики и здорового образа жизни, о накопленной заболеваемости, о наличии вредных производственных факторов, особенно эмоциональном перенапряжении, в т. ч. при прохождении периодического повышения квалификации (стрессы на экзаменах). При дальнейшем развитии дистанционных образовательных технологий необходимо предоставление работодателем свободного времени медицинскому работнику для освоения образовательных программ. В очной части необходимо увеличение доли практических занятий, в т. ч. с применением симуляционных технологий, что позволит повысить качество обучения и снизить стрессовую нагрузку на слушателей как при прохождении экзаменов, так и при процедуре аккредитации специалистов. Также необходимо более широкое внедрение знаний и навыков здорового образа жизни в образовательные программы слушателей-медиков, дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ASSESSMENT OF HEALTH STATUS OF SECONDARY MEDICAL PERSONNEL AND IDENTIFICATION OF THE NEED FOR MODERN FORMS AND METHODS OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING ON THE RESULTS OF SOCIOLOGICAL SURVEY

One of the strategic tasks for the period up to 2025 of the “Providing medical healthcare organizations with qualified personnel” federal projects is to improve the system of medical education and staffing in the healthcare industry. The aim of the research is to study the main medico-social characteristics of nurses, adherence of medical workers to the principles of a healthy lifestyle, as well as to determine the need for the most optimal forms and methods of professional development. An anonymous electronic survey of the students of the Center for the Further Training of Health Care Workers was carried out. When conducting a sociological survey of 503 respondents, the following typical portrait of a student of postgraduate education with secondary medical education in the Omsk region was formed - a woman about 42 years old, married, with 1-2 children, with 20 years of work experience and an average income of 20 thousand rubles per month, who generally satisfied with her profession, but not satisfied with the level of wages. The overwhelming majority of respondents admit that a healthy lifestyle is necessary to prevent health disorders (93.8 %), but 54.4 % of them have problems with being overweight. 64.2 % recognized their diet as unhealthy and in need of correction, 7.8 % smoke, only 27.2 % do morning exercises, 18.3 % are engaged in physical training, 8.5 % regularly take vitamin and mineral complexes. Almost all respondents indicated the presence of harmful production factors (93.2 %), especially emotional overstrain (77.5 %). Despite the introduced system of continuous medical education, the majority of students (90.4 %) consider the most optimal frequency of professional development once every 5 years. According to the forms of training, preferences were divided almost evenly: 40.0 % preferred the full-time form of training with a break from production, 32.5 % - part-time and 27.3 % - part-time (distance). The studies carried out indicate a low adherence of medical workers to the principles of prevention and a healthy lifestyle, about the accumulated morbidity, about the presence of harmful production factors, especially emotional overstrain, including when undergoing periodic advanced training (stress on exams). With the further development of distance educational technologies, it is necessary for the employer to provide free time to a medical worker to master educational programs. In the face-to-face part, it is necessary to increase the proportion of practical classes, including with the use of simulation technologies, which will improve the quality of training and reduce the stress load on students both during exams and during the accreditation procedure for specialists. It is also necessary to broaden the introduction of knowledge and skills of a healthy lifestyle in the educational programs of medical students, the further introduction of health-saving technologies in the educational environment.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ФОРМАХ И МЕТОДАХ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА»

Vol. 15 No. 1 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onPliinn<!)

Part 2. Pedagogical Science

УДК 613.6.02; 371.71 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.1.14

Н. Ю. Крючкова1, И. И. Новикова2, Н. В. Резанова1

'Центр повышения квалификации работников здравоохранения, г. Омск, Российская Федерация

2Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, г. Новосибирск, Российская Федерация

Оценка состояния здоровья среднего медицинского персонала и выявление потребности в современных формах и методах повышения профессиональной квалификации по результатам социологического опроса

Аннотация. Одной из стратегических задач на период до 2025 г. федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций здравоохранения квалифицированными кадрами» является совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли здравоохранения. Цель исследования - изучение основных медико-социальных характеристик среднего медицинского персонала, приверженность медицинских работников принципам здорового образа жизни, а также определение потребности в наиболее оптимальных формах и методах повышения профессиональной квалификации. Проведено электронное анонимное анкетирование слушателей БОУ ДПО ОО «Центр повышения квалификации работников здравоохранения». Данные исследования свидетельствуют о низкой приверженности медицинских работников принципам профилактики и здорового образа жизни, о накопленной заболеваемости, о наличии вредных производственных факторов, особенно эмоциональном перенапряжении, в т. ч. при прохождении периодического повышения квалификации (стрессы на экзаменах). При дальнейшем развитии дистанционных образовательных технологий необходимо предоставление работодателем свободного времени медицинскому работнику для освоения образовательных программ. В очной части необходимо увеличение доли практических занятий, в т. ч. с применением симуляци-онных технологий, что позволит повысить качество обучения и снизить стрессовую нагрузку на слушателей как при прохождении экзаменов, так и при процедуре аккредитации специалистов. Также необходимо более широкое внедрение знаний и навыков здорового образа жизни в образовательные программы слушателей-медиков, дальнейшее внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде.

Ключевые слова: здоровье медицинских работников, средний медицинский персонал, повышение квалификации медицинских сестер, дополнительное профессиональное образование, условия обучения, производственные факторы, здоровый образ жизни, социологическое исследование.

Дата поступления статьи: 30 ноября 2020 г.

Для цитирования: Крючкова Н. Ю., Новикова И. И., Резанова Н. В. (2020). Оценка состояния здоровья среднего медицинского персонала и выявление потребности в современных формах и методах повышения профессиональной квалификации по результатам социологического опроса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 15. № 1. С. 123-133. DOI: l0.l72з8/issm998-5320.202l.l5.l.l4.

Проблема и цель. Указами Президента Российской Федерации (далее - РФ) от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» определены основные стратегические направления развития современного здравоохранения, в т. ч. совершенствование системы медицинского

образования и кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, предусматривающее постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников [1, 2]. С 2019 г. реализуются национальные проекты, в т. ч. «Демография», «Здравоохранение», «Образование». К 2024 г. в РФ планируется повысить численность врачей и среднего медицинского персонала, провести процедуру аккредитации не менее 2100 тыс. специалистам,

актуализировать не менее 20 % интерактивных образовательных модулей на модернизированном портале непрерывного медицинского образования (далее - НМО), обучить на портале НМО не менее 1880 тыс. специалистов [3].

В общей численности медицинских работников почти 70 % составляет средний медицинский персонал. По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации численность медицинских кадров составила 703,7 тыс. врачей и 1491,4 тыс. сотрудников, относящихся к среднему медицинскому персоналу. В Омском регионе на конец 2019 г. - 9,8 и 22,6 тыс. соответственно [4, 5]. В целях повышения качества и доступности медицинской помощи особое внимание необходимо уделять состоянию кадрового ресурса среднего медицинского персонала, начиная с возрастного состава, состояния здоровья и влияющих на него факторов и заканчивая непрерывным повышением профессионального уровня.

В научной литературе достаточно широко освещены проблемы заболеваемости медицинских работников, изучаемой по различным источникам данных: учтённая профессиональная заболеваемость, анализ нетрудоспособности, результаты диспансеризации, профилактических осмотров, выборочные исследования состояния здоровья коллективов отдельных учреждений, профессиональных групп, социологические опросы и др.

Более половины (65-80 %) всех впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний медиков составляют бронхиальная астма, вирусные гепатиты и туберкулез [6-8]. Одним из основных специфических для отрасли здравоохранения факторов риска является биологический фактор. С 2020 г. прогнозируется лидерство в медицинской профпатологии - заражение новой коронавирусной инфекцией COVID-19.

В структуре нетрудоспособности преобладают болезни органов дыхания, в т. ч. сезонные ОРВИ, травмы и отравления, болезни костно-мышечной системы, болезни системы кровообращения [9-14].

При углублённых медицинских осмотрах установлено, что триаду наиболее распространённых заболеваний у медицинских работников составляют болезни системы кровообращения (27,9 на 100 осмотренных), болезни органов пищеварения (20,8), болезни костно-мышечной системы (20,2) [15, 16].

Аналогичные результаты получены по данным дополнительной диспансеризации медицинских работников в рамках национального проекта «Здоровье» - у 60 % врачей и 50 % медработников среднего звена была выявлена сочетанная хроническая патология и отмечена её тесная связь с возрастом [16-18].

Отдельными исследованиями установлены причинно-следственные связи между комплексом факторов риска и нарушениями здоровья в узкопрофессиональных группах медиков [19, 20].

Многочисленные социологические исследования показывают, что, несмотря на неплохое знание основ здорового образа жизни, у медиков низкая личная мотивация на сохранение своего здоровья: у половины опрошенных отмечается повышенная масса тела, низкая физическая активность, нерациональное питание, около 10-30 % курят и злоупотребляют алкоголем, около 50 % респондентов отмечали стрессовые ситуации на работе, более чем у 70 % опрошенных выявлены признаки синдрома эмоционального выгорания; несмотря на высокие цифры распространённости среди медработников артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, только около 75 % из выявленных больных постоянно принимают антигипертензивные и / или гипохолестеринемические препараты, более 60 % опрошенных считают своё состояние здоровья удовлетворительным [6, 18, 21-24]. Недостаточное внимание медиков к собственному здоровью носит системный характер [25]; при высоком уровне хронических заболеваний менее половины состоят на диспансерном учёте [26].

Помимо отсутствия у большей части медиков приверженности к здоровому образу жизни, значительное влияние на их здоровье оказывают также вредные производственные факторы: эмоциональная напряжённость, мера ответственности за принятые решения, ночные смены, биологические и физические факторы, внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи, расширение номенклатуры применяемых лечебных, диагностических и дезинфицирующих средств [8, 27]. По мнению самих медицинских работников, основными предпосылками для развития всех вышеуказанных факторов риска являются повышенный уровень стресса, недостаток времени и материальных средств [6, 16, 19, 24, 28].

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Усиление мотивации и контроль за собственным состоянием здоровья способствуют формированию здорового и компетентного специалиста, который может трудиться эффективно и результативно, а также будет более привержен-но прививать основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний своим пациентам, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи и улучшению состояния здоровья населения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости усиления знаний о навыках здорового образа жизни, особенно применительно к собственному организму, как на этапе профессионального становления будущих медицинских работников в медицинских вузах и колледжах, так и на всех этапах повышения квалификации в организациях дополнительного образования [25, 29-34].

Особенности обучения взрослого населения в литературе представлены в основном психолого-педагогическими аспектами, при этом практически отсутствуют работы гигиенического плана.

Известно, что обучение часто оказывает на взрослого психологическое давление. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается неуверенностью, страхом, внутренним дискомфортом. Необходимо принять во внимание и то, что когнитивные способности с возрастом снижаются. Часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус, трудно принять роль ученика [35-37].

Периодическое обучение, а тем более итоговые экзамены, аттестации, аккредитации оказываются стрессовым фактором, который накладывается на накопленную соматическую патологию медицинских работников. Чем старше возраст обучающегося, тем больше у него факторов риска развития неблагоприятных реакций на различные формы и методы обучения и итоговой оценки знаний [38-40].

В связи с вышеизложенным образовательное учреждение должно не только подготовить хорошего профессионала, но и создать условия для сохранения психического и физического здоровья слушателей. «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе - комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса» [41].

Цель исследования - изучить основные медико-демографические и социальные характеристики среднего медицинского персонала города Омска и Омской области, являющихся получателями услуг дополнительного профессионального образования, субъективную оценку профессиональных вредных факторов, определить потребности в современных формах и методах повышения профессиональной квалификации.

Методология. Проведено электронное анонимное анкетирование слушателей бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» в период с 01.03.2020 по 30.06.2020, в т. ч. с использованием дистанционных информационно-коммуникационных технологий.

Рассчитанный объём необходимой выборки составил 377 чел. (при доверительном уровне 95 % и предельной ошибке выборки 5 %.).

В социологическом опросе приняли участие 503 респондента, что обеспечивает необходимую репрезентативность выборки и достоверность результатов (при доверительном уровне 95 % и предельной ошибке выборки 5 %.). Проведена статистическая обработка с исходно установленным уровнем статистической значимости р < 0,05.

Анкета разработана ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора и БУ ДПО ОО «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» и включала следующие блоки: общие данные, профессиональный маршрут и особенности трудового процесса, здоровье, образ жизни, потребность в различных формах обучения на этапе последипломного образования.

Порядок работы. Слушатели отвечали на вопросы в специальной программе, разработанной ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора и предусматривающей формирование анкеты, базы данных, отчёта по блокам.

Расчёты производились на персональном компьютере с использованием прикладной программы Microsoft Excel 2016. При обработке полученных данных использовался расчёт относительных величин (%), доверительных интервалов (ДИ), средней арифметической взвешенной (М), ошибки репрезентативности (± m), расчёт коэффициента вариации (Cv). Исходно установленный уровень статистической значимости р < 0,05.

Результаты. При проведении социологического опроса 503 респондентов сложился следующий типовой портрет слушателя последипломного образования со средним медицинским образованием в Омской области - женщина (95,6 %) около 42 лет (35-51 год - 52,7 %), замужем (60,6 %), имеющая 1-2 детей (74,8 %), со стажем работы 20 лет и средним доходом 20 тыс. руб. в месяц (55,3 % получают от 15 до 25 тыс. рублей), которая в целом удовлетворена своей профессией (93,2 %), но не удовлетворена уровнем заработной платы (79,7 %). Примечательно, что также высокий удельный вес не удовлетворённых уровнем заработной платы (70,3 %) отмечается и среди «высокооплачиваемых» медицинских сестер (с доходом от 25 до 50 тыс. руб. в месяц).

При оценке состояния здоровья слушателей на вопрос «Есть ли у Вас хронические заболевания?» получены следующие положительные ответы: нарушения остроты зрения - 54,5 % респондентов, нарушения осанки - 36,4 %, хронические заболевания органов пищеварения - 29,0 %, артериальная гипертония - 25,0 %, хронические заболевания опорно-двигательного аппарата - 19,5 %, хронические заболевания органов дыхания - 13,7 %, пищевая аллергия - 11,7 %, хронические заболевания эндокринной системы - 11,1 %. Прочие нозологии и группы заболеваний отмечены менее чем у 10,0 % респондентов. Наличие профессиональных заболеваний отметили 4,0 % слушателей.

При этом наследственную предрасположенность по сердечно-сосудистым заболеваниям указали 55,7 % респондентов, по онкологическим заболеваниям - 21,1 %, по ожирению - 19,7 %, по заболеваниям щитовидной железы - 17,9 %.

При субъективной оценке образа жизни

64.2 % респондентов признали своё питание нездоровым и требующим коррекции, 7,8 % курят. Только 27,2 % делают утреннюю зарядку, только

18.3 % занимаются фитнесом либо другой физической подготовкой на спортивных объектах.

Следует отметить, что большинство сестринских специальностей подразумевают физическую активность при выполнении профессиональных обязанностей. Подавляющее большинство респондентов оценили характер своего трудового процесса как смешанный (физический - 5,0 %, смешанный - 85,7 %, умственный - 9,3 %). С учётом физической активности

на работе, дома, в саду практически половина слушателей считают, что их двигательная активность соответствует физиологическим потребностям (соответствует - 48,1 %, не соответствует - 51,9 %). При этом более половины (54,2 %) из них имеют повышенную массу тела либо ожирение различных степеней.

В целом среди 503 анкетируемых 1,8 % имеют дефицит массы тела, 42,9 % - нормальный вес, 30,2 % - избыточную массу тела, 16,7 % - ожирение I степени, 6,0 % - ожирение II степени, 2,4 % - ожирение III степени.

Подавляющее большинство респондентов считают, что здоровый образ жизни необходим для профилактики нарушений здоровья (93,8%), однако только 51,5 % признают свой образ жизни здоровым. При этом среди слушателей, считающих, что они соблюдают принципы здорового образа жизни, 54,4 % имеют проблемы с лишним весом.

Принимают витаминно-минеральные комплексы регулярно только 8,5 % опрошенных слушателей, периодически - 58,3 %, не принимают

- 33,2 %. Регулярно проходят профилактические осмотры 90,5 % респондентов. 88,5 % опрошенных считают себя стрессоустойчивыми, однако признаки эмоционального выгорания отметили у себя 36,6 %, из них 72,8 % оценивают уровень эмоционального выгорания выше, чем на 5 баллов (по ю-бальной шкале, где 0 - это минимум, 10 - максимум).

На вопрос «Имеется ли на рабочем месте вредное воздействие биологических и физических факторов?» 93,2 % слушателей ответили положительно: эмоциональное перенапряжение отметили 77,5 % респондентов, химические факторы - 57,1 %, вынужденную рабочую позу

- 55,9 %, биологические факторы - 52,9 %, необходимость выполнения функций в условиях дефицита времени - 51,5 %, перенос тяжестей

- 46,9 %, производственный шум - 32,8 %, стереотипность, монотонность выполняемых действий - 30,8 %, неблагоприятный микроклимат

- 28,4 %, гиподинамию - 18,7 %, пыль - 15,7 %, вибрации - 13,1 %. 6,8 % слушателей не отметили вредного воздействия каких-либо факторов.

На вопрос «Удовлетворены ли Вы условиями труда?» 67,0 % респондентов ответили положительно. Следует отметить низкую активность респондентов при заполнении блока «Ваши пред-

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

ложения по улучшению условий труда». 73,4 % респондентов либо не имели предложений, либо не захотели их озвучить. При этом при достаточно большом числе медицинских работников, удовлетворённых условиями труда (337 чел., 67,0 % от всех опрошенных), всё же 15,7 % из них выразили свои пожелания по улучшению условий труда. А среди 166 человек, не удовлетворённых условиями труда (33,0 % от опрошенных), менее половины (44 %) высказали свои предложения по улучшению условий труда.

Из 134 респондентов, выразивших пожелания по улучшению условий труда (далее - активные респонденты) 61,2 % (или 16,3 % от всех опрошенных) затронули вопросы укрепления материально-технической базы учреждений. Предложения по изменению нагрузки, графика работы, укомплектованию кадрами прозвучали у 23 опрошенных (17,2 % активных респондентов, или 4,6 % всех опрошенных), а в совокупности с предложениями по соответствующей оплате труда - у 45 анкетируемых (33,6 % и 8,9 % соответственно).

Регулярное повышение квалификации является обязательным для медицинских работников. Внедрение системы непрерывного медицинского образования с ежегодным прохождением кратких циклов повышения квалификации, мастер-классов, участием в научно-практических конференциях с накоплением аккредитацион-ных единиц требует от медицинского персонала самостоятельного формирования траектории своего профессионального развития, хорошей ориентации в современных требованиях к дополнительному образованию и широкого спектра предоставляемых образовательных услуг. От образовательных организаций требуется разработка контентов новых образовательных модулей, внедрение современных тематик, отвечающих изменяющимся потребностям медицинских организаций, внедрение разнообразных форм и методов работы, повышающих качество и эффективность обучения при минимизации стрессовых и других вредных производственных факторов, возникающих в процессе периодического повышения квалификации.

При выявлении потребности медицинских работников в различных формах обучения на этапе последипломного образования среди основных мотивов, побуждающих сотрудников

повышать свою профессиональную квалификацию, 98,6 % выделили получение документов, удостоверяющих повышение квалификации и допуск к профессиональной деятельности, 96,7 % - получение новых знаний и повышение качества работы, 75,6 % - возможность расширения функционала и карьерный рост.

При этом подавляющее большинство (90,4%) слушателей считают наиболее оптимальной периодичность повышения квалификации 1 раз в 5 лет, только 7,7 % - 1 раз в три года и 1,9 % -ежегодно.

По формам обучения мнения разделились: 40,0 % предпочли очную форму обучения с отрывом от производства, 32,5 % - очно-заочную и 27,3 % - заочную (дистанционную).

К наиболее удобным формам освоения теоретического материала слушатели отнесли видеолекции, видеосюжеты (87,1 %), очные занятия с лектором и презентационными материалами (83,7 %); достаточно высокой популярностью пользуются и вебинары с возможностью обратной связи (62,7 %), и самостоятельное изучение на бумажном носителе конспектов лекций, учебников, методических материалов (61,7 %), и самостоятельное изучение на электронных ресурсах конспектов лекций, учебников, методических материалов, нормативных правовых актов (60,8 %).

Наиболее предпочтительными формами освоения практических навыков респонденты считают приобретение опыта на своём рабочем месте (94,7 %) и отработку навыков на симуляцион-ном оборудовании (85,6 %), меньше востребованы отработка навыков на других обучающихся (60,3 %), самостоятельное изучение методик, стандартизованных операционных процедур и наглядных материалов (57,9 %) и стажировка в других медицинских организациях (56,5 %).

В целом 55,5 % среднего медицинского персонала посещают дополнительные образовательные мероприятия (конференции, семинары, мастер-классы, тренинги) регулярно (не менее 2-3 раз в год), 28,2 % - иногда (1 раз в год), 6,7 % - редко (реже 1 раза в год) и 9,6 % не посещают.

Из наиболее важных для себя положительных сторон дистанционного обучения слушатели отмечают доступ к учебным материалам в любой момент времени (98,6 %), наличие в дистанционном учебном курсе материалов для дополни-

ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)

Раздел 2. Педагогические науки

тельного изучения (93,8 %), экономию времени на дорогу к месту обучения и обратно (90,9 %), меньшую стоимость обучения (76,6 %), возможность обучения без отрыва от работы (73,7 %).

Наибольшими трудностями для обучающихся в применении дистанционных образовательных технологий являются нехватка времени, так как обучение проходит без отрыва от работы (58,6 %), недостаточная техническая обеспеченность на рабочем месте (50,2 %) и в домашних условиях (40,7 %), сложность самостоятельной работы с учебным материалом (36,4 %) и недостаточная информационная компетентность в технических аспектах работы с дистанционными учебными курсами (35,9 %).

Большинство слушателей признают недостатком дистанционных образовательных технологий более низкое качество обучения (65,3 %), связанное, опять же, с нехваткой свободного времени для освоения программ при обучении без отрыва от работы (58,6 %) и отсутствием практических, в т. ч. симуляционных, занятий (54,2 %).

Наиболее стрессовым моментом в процессе повышения квалификации медицинских работников является итоговая оценка обучения, экзамены. Отвечая на вопрос о наиболее приемлемой (наименее стрессовой) форме итоговой оценки обучения, более 77 % слушателей выбрали оценку знаний и практических навыков без видеофиксации, 16,7 % - собеседование с преподавателем, 6,2 % - оценку знаний и практических навыков с видеофиксацией.

Примечательно, что при ответе на вопрос о наиболее объективной форме итоговой оценки обучения у слушателей сложилось аналогичное распределение вариантов ответов: 70 % выбрали оценку знаний и практических навыков без видеофиксации, 24,4 % - собеседование с преподавателем, 8,6 % - оценку знаний и практических навыков с видеофиксацией. Аналогичные предпочтения можно перенести и на вводимую систему аккредитации специалистов.

Выводы. Таким образом, при проведении социологического опроса 503 респондентов сложился следующий типовой портрет слушателя последипломного образования со средним медицинским образованием в Омской области - женщина (95,6 %) около 42 лет (35-51 год -52,7 %), замужем (60,6 %), имеющая 1-2 детей (74,8 %), со стажем работы 20 лет и средним доходом 20 тыс. руб. в месяц (55,3 % получают от 15 до 25 тыс. руб.), которая в целом удовлетворена своей профессией (93,2 %), но не удовлетворена уровнем заработной платы (79,7 %).

Проведённые исследования, аналогично другим социологическим исследованиям, свидетельствуют о низкой приверженности медицинских работников принципам профилактики и здорового образа жизни, о накопленной заболеваемости, о наличии вредных производственных факторов, особенно эмоциональном перенапряжении, в т. ч. при прохождении периодического повышения квалификации (стрессы на экзаменах).

Формируется вывод о целесообразности дальнейшего развития дистанционных образовательных технологий, в т. ч. видеоуроков с мастер-классами, однако необходимо предоставление работодателем свободного времени медицинскому работнику для освоения образовательных программ.

В очной части необходимо увеличение доли практических занятий, в т. ч. отработки навыков практических профессиональных манипуляций в соответствии с требованиями госстандарта, с применением тренажёров и (или) манекенов. Отработка данных форм обучения позволит снизить стрессовую нагрузку на слушателей как при прохождении экзаменов, так и при процедуре аккредитации специалистов.

Также необходимо более широкое внедрение знаний и навыков здорового образа жизни в образовательные программы слушателей-медиков, дальнейшее внедрение здоровьесберегаю-щих технологий в образовательной среде.

Источники

1. Президент Российской Федерации (31.12.1999-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время - Путин В. В.). Указы. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) [Электронный ресурс] // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 13.11.2020).

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

2. Президент Российской Федерации (31.12.1999-07.05.2008, с 07.05.2012 по настоящее время -Путин В. В.). Указы. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года от 06.06.2019 № 254. [Электронный ресурс] // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_326419/ (дата обращения: 13.11.2020).

3. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» : утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Справ-прав. система «Гарант». URL: https://base.garant. ru/72185920/ (дата обращения: 13.11.2020).

4. Статистические данные о численности медицинских кадров [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/folder/13721?print=1/ (дата обращения: 13.11.2020).

5. Статистические данные по основным показателям здравоохранения Омской области (на конец года) // Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области/ URL: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/Qug5gMRo/zdrav-2019.htm (дата обращения: 13.11.2020).

6. Артамонова Г. В., Перепелица Д. И. Проблемы оценки состояния здоровья медицинских работников // Социология медицины. М.: Медицина, 2007. № 1. С. 49-51.

7. Бакиров А. Б., Овсянникова Л. Б., Кондрова Н. С. Профессия и здоровье работников учреждений здравоохранения Республики Башкортостан // Медицина труда и промышленная экология. М.: НИИ медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова, 2012. № 1. С. 6-13.

8. Панюшова Е. П., Кирюшин В. А. Гигиеническая оценка условий труда и состояния здоровья медицинских работников параклинических отделений // Наука молодых (Eruditio Juvenium). Рязань: Рязан. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова, 2019. Т. 7. № 1. С. 129-138.

9. Максимов И. Л. Состояние здоровья врачей многопрофильной больницы // Здравоохранение Российской Федерации. М.: Фед. служба надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2003. № 3. С. 38-39.

10. Аверьянова Т. А., Потеряева Е. Л., Труфанова Н. Л., Чебыкин Д. В. Охрана здоровья медицинских работников в условиях модернизации здравоохранения // Сибирское медицинское обозрение. Красноярск: Краснояр. гос. мед. ун-т им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2012. № 2. С. 79-83.

11. Григорьева А. Н., Саввина Н. В., Григорьев Г. И. Здоровье медицинских работников г. Якутска // Вестн. Сев.-Восточн. фед. ун-та им. М. К. Аммосова. Якутск: СВФУ, 2011. Т. 8. № 4. С. 51-55.

12. Краевой С. А. Медико-демографические и социально-профессиональные проблемы здоровья медицинских работников ОАО «РЖД» // Здравоохранение Российской Федерации. Мытищи: Фед. науч. центр гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, 2012. № 4. С. 15-19.

13. Андреева И. Л., Гуров А. Н., Катунцева Н. А. К оценке показателей здоровья и условий труда медицинских работников // Менеджер здравоохранения. М.: Менеджер здравоохранения, 2013. № 8. С. 51-55.

14. Руженков В. А., Сергеева Е. Л., Москвитина У. С. Качество жизни медицинских работников // Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Серия : Медицина. Фармация. Белгород: БелГУ, 2013. № 18 (161). С. 23-32.

15. Ермолина Т. А., Мартынова Н. А., Калинин А. Г., Красильников С. В. Состояние здоровья медицинских работников: обзор литературы // Вестник новых мед. технологий. Тула: ТулГУ, 2012. № 3. С. 197-200.

16. Амиров Н. Х., Берхеева З. М., Гарипова Р. В. Оценка профессионального риска нарушений здоровья медицинских работников по результатам периодического медицинского осмотра // Вестник современной клинической медицины. Казань: Казан. гос. мед. ун-т, 2014. № 7 (2). С. 10-14.

17. Гурьянов М. С. Заболеваемость медицинских работников различных возрастных групп по данным дополнительной диспансеризации (предварительное сообщение) // Медицинский альманах. Нижний Новгород: Приволжский исследовательский мед. ун-т, 2011. № 2(15). С. 25-28.

18. Ларина В. Н., Глибко К. В., Купор Н. М. Состояние здоровья и заболеваемость медицинских работников // Лечебное дело. М.: Атмосфера, 2018. № 4. С. 18-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Навроцкий А. Н. Здоровье медицинских работников многопрофильного лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) // Дальневосточный журнал инфекционной патологии. Хабаровск: Хабаровский НИИ эпидемиологии и микробиологии, 2005. № 7. С. 96-97.

20. Кожевников С. Н., Денисов А. В., Новикова И. И., Ерофеев Ю. В., Вейних П. А. Социально-гигиенические аспекты условий труда и здоровья медицинских работников // Здоровье населения и среда обитания. М.: Фед. центр гигигены и эпидемиологии, 2015. № 4 (265). С. 21-24.

21. Задионченко В., Ливандовский Ю., Бекетова И. [и др.] Некоторые аспекты состояния здоровья врачей (результаты анкетирования) // Врач. М.: Русский врач, 2005. № 11. С. 62-64.

22. Агаларова Л. С., Гамзаева М. А., Ильясова У. Г., Гусейнова Р. К., Османова А. В. Изучение отношения медицинских работников к своему здоровью // Главврач. М.: Панорама, 2015. № 3. С. 3-6.

23. Дудинцева Н. В., Лотков В. С., Вакурова Н. В. Оценка состояния здоровья медицинских работников лечебно-профилактических организаций Самарской области // Медицина труда и промышленная экология. М.: НИИ медицины труда им. акад. Н. Ф. Измерова, 2019. № 59 (9) С. 621.

24. Власенко А. В., Филин А. С. Отношение столичных медиков к проблеме злоупотребления алкоголем как к фактору нездорового образа жизни // Научный аспект. Самара: Аспект, 2019. Т. 8. № 1. С.936-940.

25. Неврычева Е. В., Жмеренецкий К. В., Ноздрина Н. С. Здоровье медицинских работников // Здравоохранение Дальнего Востока. Хабаровск: Инст-т повышения квалификации специалистов здравоохранения, 2016. № 1 (67). С. 72-82.

26. Касимовская Н. А., Ивлева С. А. Медико-социальная характеристика среднего медицинского персонала системы здравоохранения города Москвы [Электронный ресурс] // Социальные аспекты здоровья населения : сетевое изд. 2019. № 65 (6). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-3 С. 3. URL: http://vestnik.mednet.ru/c0ntent/view/1116/30/lang.ru/ (дата обращения: 13.11.2020).

27. Маргаева М. П., Карпова Е. В. Факторы, влияющие на состояние здоровья средних медицинских работников // Медсестра. М.: Панорама, 2017. № 5-6. С. 72-82.

28. Васильченко Н. А., Ковалева М. А. Культура здоровья медсестер: эмоциональный компонент // Личность в изменяющихся социальных условиях : сб. статей II Междунар. науч.-практ. конф. Красноярский гос. педагогический университет им. В. П. Астафьева; ред. Е. В. Гордиенко. Красноярск: КГПУ, 2013. С. 245-252.

29. Соболева Н. П., Коробова Т. В., Паршин В. Н. Система подготовки средних медицинских работников в области организации здоровьеформирующего образовательного пространства // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. М.: Медиа Сфера, 2007. № 4. С. 12-15.

30. Донченко, В. И. Структурная модель обучения студентов-медиков здоровьесберегательным технологиям [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журнал. 2015. № 10. С. 111115. URL: http://e-koncept.ru/2015/15357 (дата обращения: 16.10.2020).

31. Бобрищева-Пушкина Н. Д., Бокарева Н. А., Добрук И. В. [и др.] Образование и здоровье: диагностика, коррекция и охрана здоровья участников образовательного процесса / под ред. О. Ю. Милуш-киной. Новосибирск: Сибирская академическая книга, 2016. 116 с.

32. Клячева А. В. Формирование здорового образа жизни студентов колледжа: педагогические аспекты // Экопрофилактика, оздоровительные и спортивно-тренировочные технологии : матер. II Междунар. науч.-практ. конфер., посвященной 85-летию Балашовского инст-та (филиала) Саратовского национального исследовательского гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского / под общ. ред. Д. В. Воробьева, Н. В. Тимушкиной. Саратов: Саратовский источник, 2018. С. 428-433.

33. Лапонова Е. Д., Адарченкова А. В., Пазова А. А., Абаева А. А. О формировании здоровьесбере-гающих компетенций у студентов медицинских вузов // Здоровье населения и среда обитания. М.: Фед. центр гигиены и эпидемиологии, 2018. № 5 (302). С. 22-25.

34. Сененко А. Ш., Захарченко О. О., Осадчук М. А., Алексеева В. М., Дзюба Н. А. Образ жизни студентов, получающих высшее сестринское образование: результаты самооценки // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. М.: БелМедИнвест, 2020. № 1. С. 179-199. DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00014

35. Змеев С. И. Основы андрагогики [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА. 2013. 156 с. https://ru.b-0k.cc/b00k/2887831/f7cc73 (дата обращения: 13.11.2020).

36. Galani M. Yu. P., Paas F., Chandler P. (2014) Battling the challenges of training nurses to use information systems through theory-based training material design. Stud. Health Technol. Inform, 2014, no. 204, pp. 32-37.

37. Тынникова А. Н., Смирнова Е. В. Сущность и особенности образования взрослых в системе дополнительного профессионального образования // Междунар. студенческий науч. вестн. Пенза: Академия естествознания, 2017. № 4-7. С. 1028-1030.

38. Ratanasiripong P, Park J. F. (2015) Ratanasiripong N, Kathalae D. Stress and anxiety management in nursing students: biofeedback and mindfulness meditation. J. Nurs. Educ., 2015, no. 54 (9), pp. 520-524.

39. Waled AMA. Badria MAM. (2019) Nursing students' stress and coping strategies during clinical training in KSA. J. Taibah. Univ. Med. Sci., 2019, no. 14 (2), pp. 116-122.

40. Wang A. H., Lee C. T., Espin S. (2019) Undergraduate nursing students' experiences of anxiety-producing situations in clinical practicums: a descriptive survey study. Nurse Educ. Today, 2019, no. 76, pp. 103-108.

41. Гатиятуллина Л. Л. Здоровьесберегающее пространство в медицинских образовательных организациях // Казанский мед. журнал. Казань: Эко-Вектор, 2018. № 99 (1). С. 110-116. DOI: 10.17816/ KMJ2018-110

Информация об авторах

Крючкова Наталья Юрьевна

Директор Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (644070, РФ, г. Омск, ул. Декабристов, 35). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0002-7772-6972. E-mail: k-denyu@mail.ru

ISSN 12587-943Х (Online)

Part 2. Pedagogical Science

Новикова Ирина Игоревна

Доктор медицинских наук, профессор, директор Федерального бюджетного учреждения науки «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (630108, РФ, г. Новосибирск, ул. Пархоменко, 7). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-1105-471X. E-mail: n0vik_ir70@rambler.ru

Резанова Наталия Владимировна

Начальник отдела инновационного развития Бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения» (644070, РФ, г. Омск, ул. Декабристов, 35). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7292-9853. E-mail: rezannata@mail.ru

N. Yu. Kryuchkova1, I. I. Novikova2, N. V. Rezanova1

'Center for the Further Training of Health Care Workers, Omsk, Russian Federation

2Novosibirsk Research Institute of Hygiene of the Federal Service for Supervision of Human Welfare,

Novosibirsk, Russian Federation

The assessment of health status of secondary medical personnel and identification of the need for modern forms and methods of advanced

professional training on the results of sociological survey

Abstract. One of the strategic tasks for the period up to 2025 of the "Providing medical healthcare organizations with qualified personnel" federal projects is to improve the system of medical education and staffing in the healthcare industry. The aim of the research is to study the main medico-social characteristics of nurses, adherence of medical workers to the principles of a healthy lifestyle, as well as to determine the need for the most optimal forms and methods of professional development. An anonymous electronic survey of the students of the Center for the Further Training of Health Care Workers was carried out. When conducting a sociological survey of 503 respondents, the following typical portrait of a student of postgraduate education with secondary medical education in the Omsk region was formed - a woman about 42 years old, married, with 1-2 children, with 20 years of work experience and an average income of 20 thousand rubles per month, who generally satisfied with her profession, but not satisfied with the level of wages. The overwhelming majority of respondents admit that a healthy lifestyle is necessary to prevent health disorders (93.8 %), but 54.4 % of them have problems with being overweight. 64.2 % recognized their diet as unhealthy and in need of correction, 7.8 % smoke, only 27.2 % do morning exercises, 18.3 % are engaged in physical training, 8.5 % regularly take vitamin and mineral complexes. Almost all respondents indicated the presence of harmful production factors (93.2 %), especially emotional overstrain (77.5 %). Despite the introduced system of continuous medical education, the majority of students (90.4 %) consider the most optimal frequency of professional development once every 5 years. According to the forms of training, preferences were divided almost evenly: 40.0 % preferred the full-time form of training with a break from production, 32.5 % - part-time and 27.3 % - part-time (distance). The studies carried out indicate a low adherence of medical workers to the principles of prevention and a healthy lifestyle, about the accumulated morbidity, about the presence of harmful production factors, especially emotional overstrain, including when undergoing periodic advanced training (stress on exams). With the further development of distance educational technologies, it is necessary for the employer to provide free time to a medical worker to master educational programs. In the face-to-face part, it is necessary to increase the proportion of practical classes, including with the use of simulation technologies, which will improve the quality of training and reduce the stress load on students both during exams and during the accreditation procedure for specialists. It is also necessary to broaden the introduction of knowledge and skills of a healthy lifestyle in the educational programs of medical students, the further introduction of health-saving technologies in the educational environment.

Keywords: health of health care workers, advanced training of nurses, further professional education, training conditions, production factors, healthy lifestyle, sociological research

Paper submitted: November 30, 2020.

For citation: Kryuchkova N. Yu., Novikova I. I., Rezanova N. V. (2020). The assessment of health status of secondary medical personnel and identification of the need for modern forms and methods of advanced professional training on the results of sociological survey. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 1, pp. 123-133. DOI: 10.17238/ issni998-5320.202i.i5.i.i4.

References

1. Presidential Executive Order No. 204 dated 07.05.2018 On National Goals and Strategic Objectives of the Russian Federation through to 2024. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_297432/ (accessed 13.11.2020). (In Russian).

2. Presidential Executive Order No. 254 dated 06.06.2019 On the strategy of healthcare development in the Russian Federation through to 2025. [Electronic resource]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_326419/ (accessed 13.11.2020). (In Russian).

3. Passport of the national project «Healthcare» (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects, Protocol № 16 of 24.12.2018). [Electronic resource]. Available at: https://base.garant.ru/72185920/ (accessed 13.11.2020). (In Russian).

4. Statistical data on the number of medical personnel. [Electronic resource]. Available at: https://www.gks.ru/ folder/13721?print=1 (accessed 13.11.2020). (In Russian).

5. Statistical data on the main health indicators of the Omsk region (by the end of the year). [Electronic resource]. Available at: https://omsk.gks.ru/storage/mediabank/Qug5gMRo/zdrav-2019.htm (accessed 13.11.2020). (In Russian).

6. Artamonova G. V., Perepelitza D. I. The issues of the assessment of the medical personnel health. Sociology of Medicine, 2007, no 1, pp. 49-51. (In Russian).

7. Bakirov A. B., Kondrova N. S., Ovsyannikova L. B. Occupation and health of medical workers in Bashkortostan Republic. Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology, 2012, no 1, pp. 6-13. (In Russian).

8. Panyushova E. P., Kiryushin V. A. Hygienic evaluation of working conditions and health state of medical personnel of paraclinical units. Science of the young (Eruditio Juvenium), 2019, Vol. 7, no. 1, pp. 129-138. (In Russian).

9. Maximov I. L. Health of physicians of a general hospital. Health Care of the Russian Federation, 2003, no. 3, pp. 38-39. (In Russian).

10. Averianova T. A., Poteryaeva E. L., Trufanova N. L., Chebykin D. V. Medical staff health protection in the terms of health care modernization. Siberian Medical Review, 2012, no. 2, pp. 79-83. (In Russian).

11. Grigorieva A. N., Savvina N. N., Grigoriev G. I. Health of medical professionals in Yakutsk. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova, 2011, vol. 8, no. 4, pp. 51-55. (In Russian).

12. Krayevoy S. A. The medical demographic and social professional issues of health of medical workers of the public corporation Russian Railroads (RGD). Health Care of the Russian Federation, 2012, no. 4, pp. 15-19. (In Russian).

13. Andreeva I. L., Gurov A. N., Katuntseva N. A. The assessment of health status and working conditions of medical workers. Manager of Health Care, 2013, no. 8, pp. 51-55. (In Russian).

14. Ruzhenkov V. A., Sergeeva E. A., Moskvitina U. S. Quality of life of medical workers. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo GU. Seriya: Meditsina. Farmatsiya, 2013, no. 18 (161), pp. 23-32. (In Russian).

15. Ermolina T. A., Martynova N. A., Kalinin A. G., Krasil'nikov S. V., State of health of medical workers: literature review. Vestnik novykh med. Tekhnologii, 2012, no. 3, pp. 197-200. (In Russian).

16. Amirov N. Kh., Berkheeva Z. M., Garipova R. V., Assessment of professional risk of health disorders of medical workers based on the results of periodic medical examination. Vestnik sovremennoi klinicheskoi meditsiny, 2014, no. 7 (2), pp. 10-14. (In Russian).

17. Guryanov M. S. Morbidity rate among medical workers of different age groups according to the date from preventive medical check-up. Medical almanac, 2011, no. 2 (15), pp. 25-28. (In Russian).

18. Larina V. N., Glibko K. V., Kupor N. M. Health status and morbidity of health workers. Lechebnoe delo, 2018, no. 4, pp. 18-24. DOI: 10.24411/2071-5315-2018-12061 (In Russian).

19. Navrotskiy A. N., Health of medical workers of a multidisciplinary medical and preventive institution. Dal'nevostochnyi zhurnal infektsionnoi patologii, 2005, no. 7, pp. 96-97. (In Russian).

20. Kozhevnikov S. N., Denisov A. V., Novikova I. I., Yerofeyev Yu. V., Veynikh P. A. socialand hygienic aspects of working conditions and health of medical workers. Public Health and Life Environment, 2015, no. 4 (265), pp. 21-24. (In Russian).

21. Zadionchenko V., Livandovskii Yu., Beketova I. Some aspects of doctors' health status (survey results). Vrach (The Doctor), 2005, no. 11, pp. 62-64. (In Russian).

22. Agalarova L. S., Gamzaeva M. A., Il'yasova U. G., Guseinova R. K., Osmanova A. V. Study of the attitude of medical workers to their health. Glavvrach, 2015, no 3, pp. 3-6. (In Russian).

23. Dudintseva N. V., Lotkov V.S., Vakurova N. V. Health state assessment of medical workers of medical and preventive organizations of the Samara region. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya, 2019, no. 59 (9), p. 621. (In Russian).

24. Vlasenko A. V., Filin A. S. The attitude of metropolitan doctors to the problem of alcohol abuse as a factor of unhealthy lifestyle. Nauchnyi aspect, 2019, vol. 8, no. 1, pp. 936-940. (In Russian).

25. Nevrycheva E. V., Zhmerenetskii K. V., Nozdrina N. S. Health of medical workers. Zdravookhranenie Dal'nego Vostoka. 2016, no. 1 (67), pp. 72-82. (In Russian).

26. Kasimovskaya N. A., Ivleva S. A. Medico-social characteristics of the medium medical personnel of the health care system of the city of Moscow. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2019, no. 65 (6), p. 3. [Electronic resource]. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1116/30/lang,ru/ DOI: 10.21045/2071-5021-2019-656-3 (accessed 15.11.2020). (In Russian).

27. Margaeva M. P. Factors affecting the state of health of average medical workers. Medsestra, 2017, no. 5-6, pp. 72-82. (In Russian).

ISSN 12587-943X (Online)

Part 2. Pedagogical Science

28. Vasilchenko N. A., Kovaleva M. A. Health culture of nurses: emotional component. Lichnost' v izmenyayushchikhsya sotsial'nykh usloviyakh: sb. statei II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ed by E. V. Gordienko. Krasnoyarskii gos. pedagogicheskii universitet im. V. P. Astaf'eva. Krasnoyarsk, 2013, pp. 245-252. (In Russian).

29. Soboleva N. P., Korobova T. V., Parshin V. N. A middle-level medical staff training system in the organization of health-forming educational space. Russian Journal of Preventive Medicine and Public Health, 2007, no. 4, pp. 12-15. (In Russian).

30. Donchenko V. Structural model of health-saving technologies for training medical students. Scientific and methodological electronic journal Koncept, 2015, no. 10, pp. 111-115. Available at: http://e-koncept.ru/2015/15357. (accessed 15.11.2020). (In Russian).

31. Bobrishcheva-Pushkina N. D., Bokareva N. A., Dobruk I. V., Kuznetsova L. Yu., Laponova E. D., Milushkina O. Yu., Nagornyi R. V., Popova O. L., Sapunova N. O., Skoblina N. A., Soshina N. L., Fedotov D. M., Tsameryan A. P., Tseplyaeva K. V. Education and health: diagnostics, correction and health protection of participants in the educational process. Ed. by O. Yu. Milushkina. Novosibirsk: Assotsiatsiya nauchnykh sotrudnikov "Sibirskaya akademicheskaya kniga", 2016, 116 p. (In Russian).

32. Klyacheva A. V. Healthy lifestyle formation in the college students: pedagogical aspects. V sbornike: Ekoprofilaktika, ozdorovitel'nye i sportivno-trenirovochnye tekhnologii. Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 85-letiyu Balashovskogo instituta (filiala) FGBOU VO Saratovskii natsional'nyi issledovatel'skii gosudarstvennyi universitet imeni N.G. Chernyshevskogo. Ed by D. V. Vorob'ev, N. V. Timushkina, 2018, pp. 428-433. (In Russian).

33. Laponova E. D., Adarchenkova A. V., Pazova A. A., Abaeva A. A. On the formation ofhealth-saving competences of medical students. Public Health and Life Environment, 2018, no. 5 (302), pp. 22-25 (In Russian).

34. Senenko A. Sh., Zakharchenko O. O., Osadchuk M. A., Alekseeva V. M., Dzyuba N. A. Lifestyle of students receiving higher nursing education: results of self-assessment. Sovremennye problemy zdravookhraneniya i meditsinskoi statistiki, 2020, no. 1, pp. 179-199. DOI: 10.24411/2312-2935-2020-00014 (In Russian).

35. Zmeev S. I. Fundamentals of andragogy. Moscow: FLINTA, 2013. [Electronic resource] Available at: https://ru.b-ok.cc/book/2887831/f7cc73 (accessed 15.11.2020) (In Russian).

36. Galani M. Yu P, Paas F, Chandler P. Battling the challenges of training nurses to use information systems through theory-based training material design. Stud. Health Technol. Inform, 2014, no. 204, pp. 32-37.

37. Tynnikova A. N., Smirnova E. V. The nature and characteristics of adult education in the system of additional professional education. Iinternational student research bulletin, 2017, no. 4-7, pp. 1028-1030. (In Russian).

38. Ratanasiripong P, Park JF, Ratanasiripong N, Kathalae D. Stress and anxiety management in nursing students: biofeedback and mindfulness meditation. J. Nurs. Educ. 2015, no. 54 (9), pp. 520-524.

39. Waled AMA. Badria MAM. Nursing students' stress and coping strategies during clinical training in KSA. J. Taibah. Univ. Med. Sci. 2019, no. 14 (2), pp. 116-122.

40. Wang AH, Lee CT, Espin S. Undergraduate nursing students' experiences of anxiety-producing situations in clinical practicums: a descriptive survey study. Nurse Educ. Today, 2019, no. 76, pp. 103-108.

41. Gatiyatullina L. L. Health-preserving space in medical educational institutions. Kazanskii meditsinskii zhurnal, 2018, no. 99 (1), pp. 110-116. DOI: 10.17816/KMJ2018-110 (In Russian).

Information about the authors

Natalia Yu. Kryuchkova

Director of the Center for the Further Training of Health Care Workers (35 Dekabristov st., Omsk, 644070, Russian Federation). ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-1105-471X. E-mail: n0vik_ir70@rambler.ru

Irina I. Novikova

Dr. Sc. (Medic.), Professor, Head of the Novosibirsk Research Institute of Hygiene of the Federal Service for Supervision of Human Welfare (7, Parkhomenko st., Novosibirsk, 630108, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1105-471X. E-mail: novik_ir70@rambler.ru

Natalia V. Rezanova

Head of the department of innovative development. Center for the Further Training of Health Care Workers (35 Dekabristov st., Omsk, 644070, Russian Federation). ORCID ID: https://0rrid.0rg/0000-000i-7292-9853. E-mail: rezannata@mail.ru

© Н. Ю. Крючкова, И. И. Новикова, Н. В. Резанова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.