Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение'

Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
801
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ / АДАПТАЦИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ ОБУЧЕНИЮ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH CONDITION / PHYSICAL DEVELOPMENT OF SCHOOLCHILDREN / ADAPTATION TO DIFFERENT SUBJECTS LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шамигулов Ф. Б., Ахмерова С. Г., Николаева В. В.

В статье приводятся результаты шестилетнего исследования состояния здоровья и физического развития учащихся пятых классов. Показано, что ежегодно в пятые классы поступает все большее число школьников с дисгармоничным физическим развитием в основном за счет дефицита и избытка массы тела, имеющих функциональные или небольшие морфологические отклонения. При этом показатели, характеризующие состояние здоровья школьников, имеют тенденцию к ухудшению. При сопоставлении показателей физического развития школьников и уровня адаптации к предметному обучению выявлено, что у подростков с нормальным физическим развитием адаптация проходила более благоприятно в сравнении со школьниками, имеющими отклонения в физическом развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шамигулов Ф. Б., Ахмерова С. Г., Николаева В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF SCHOOL CHILDRENS HEALTH CONDITION DURING THEIR TRANSITION TO SUBJECTS LEARNING

The paper focuses on the results of six-year investigation of health condition and physical development of fifth form children. It has been shown that annually an increasing number of children having abnormal physical development due to underand overweight, functional and mild morphologic disorders start schooling in the fifth form. The indicators characterizing health of children at school have a tendency towards worsening. Comparative study of indicators of childrens physical development and level of adaptation to different subjects learning has shown that adaptation of adolescents with normal physical development was more beneficial as compared to that of children who have abnormalities in physical development.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья школьников при переходе на предметное обучение»

КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

УДК 614.2-053.5:613.955:371.71

© Ф.Б. Шамигулов, С.Г. Ахмерова, В.В.Николаева, 2009

Ф.Б. Шамигулов, С.Г. Ахмерова, В.В.Николаева ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ПРЕДМЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

В статье приводятся результаты шестилетнего исследования состояния здоровья и физического развития учащихся пятых классов. Показано, что ежегодно в пятые классы поступает все большее число школьников с дисгармоничным физическим развитием в основном за счет дефицита и избытка массы тела, имеющих функциональные или небольшие морфологические отклонения. При этом показатели, характеризующие состояние здоровья школьников, имеют тенденцию к ухудшению. При сопоставлении показателей физического развития школьников и уровня адаптации к предметному обучению выявлено, что у подростков с нормальным физическим развитием адаптация проходила более благоприятно в сравнении со школьниками, имеющими отклонения в физическом развитии.

Ключевые слова: состояние здоровья школьников, физическое развитие школьников, адаптация к предметному обучению.

F.B. Shamigulov, S.G. Akhmerova, V.V. Nikolayeva THE EVALUATION OF SCHOOL CHILDREN’S HEALTH CONDITION DURING THEIR TRANSITION TO SUBJECTS LEARNING

The paper focuses on the results of six-year investigation of health condition and physical development of fifth form children. It has been shown that annually an increasing number of children having abnormal physical development due to under- and overweight, functional and mild morphologic disorders start schooling in the fifth form. The indicators characterizing health of children at school have a tendency towards worsening. Comparative study of indicators of children’s physical development and level of adaptation to different subjects learning has shown that adaptation of adolescents with normal physical development was more beneficial as compared to that of children who have abnormalities in physical development.

Key words: schoolchildren’s health condition, physical development of schoolchildren, adaptation to different subjects learning.

Проблема охраны здоровья подрастающего поколения является актуальной и важнейшей социально - экономической и политической проблемой. Состояние здоровья детей школьного возраста имеет особое значение, так как в этот период формируется экономический, интеллектуальный, трудовой, репродуктивный и оборонный потенциал страны [1,

2, 8].

Во многих исследованиях показано, что комплексное влияние неблагоприятных факторов учебного процесса приводит к формированию функциональных расстройств и хронической патологии, особенно когда учащимся предъявляются повышенные требования [3,

7, 10, 14].

Наиболее значительный рост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, в 10 лет и от 12 до 17 лет. Одним из сложных, критических периодов в жизни школьника является окончание обучения на младшей ступени образования и переход в пятом классе к обучению в основной школе. В пятом классе современной школы обучаются дети 10-12 лет. Этот возраст по классификации детства называют препубертатным. Он характеризуется

бурными процессами акселерации растущего детского организма. Ускоренное развитие важных жизненных функциональных систем определяет их высокую сенситивность к влиянию неблагоприятных внешних факторов, особенно у детей с ослабленным здоровьем.

С началом обучения в пятом классе школьники подвергаются активному воздействию новых факторов внешней среды: предметное обучение, увеличение количества учителей, различные стили педагогической деятельности учителей, новизна изучения учебного материала. Резко изменяются условия привычной жизни вчерашних учащихся начальной школы, которые приводят к несоответствию внешних социальных факторов и внутреннего состояния ребёнка. Школа с первых дней обучения в пятом классе ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил [4, 11, 12, 16].

Новые требования школьного обучения зачастую превосходят возможности ребёнка,

изменяется состояние эмоциональной сферы, что вызывает стрессовую реакцию организма учащегося. Нарушение процесса адаптации у школьников в данный период проявляется состоянием школьной дезадаптации, выражающейся в разных формах, — в нарушении обучения, снижении успеваемости, нарушении поведения и здоровья, а также возможны различные сочетания указанных признаков [5,

9, 15].

Поэтому важным условием сохранения здоровья школьников становятся мероприятия по совершенствованию процесса адаптации подростков к новым требованиям и условиям обучения. Учитывая неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья учащихся, необходима профилактика негативных последствий воздействия факторов риска на здоровье детей, и оптимизация медицинского сопровождения учебного процесса [3, 6, 13].

Материалы и методы

В нашем исследовании проводилось изучение состояния здоровья и физического развития учащихся пятых классов МОУ СОШ № 129 г.Уфы. Нами проводился линейный эксперимент на период наблюдения с 2001/02 учебного года по 2006/07 учебный год. Факторной характеристикой эксперимента явилось обучение одиннадцатилетних школьников в пятом классе общеобразовательной школы, то есть при переходе на предметное обучение. В исследовании приняли участие 672 учащихся. Распределение учащихся по годам обучения приводится в табл.1.

Таблица 1.

Распределение учащихся обследуемых групп ___________по годам исследования____________________

Число учащихся Годы обучения

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07

Мальчики 73 68 54 59 50 37

Цевочки 64 61 38 65 54 39

Всего ... 137 129 92 134 104 76

тела (МТ), окружность грудной клетки (ОГК), вычисление индекса пропорциональности.

Социологическое исследование субъективной оценки уровня адаптации при переходе из младших классов в основную школу проводилось ретроспективно. Школьникам предлагалось заполнить специальную анкету и отметить свое состояние в пятом классе. Для социологического опроса нами была разработана специальная анкета. При разработке анкеты мы воспользовались двумя образцами:

- анкетой СИНДИ для детей по изучению причин возникновения неинфекционных заболеваний у молодежи,

- анкетами для мониторинга состояния здоровья и образа жизни учащихся пятых классов, которые используются в рамках широкомасштабного федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования [3].

Результаты и обсуждение

Анализ показателей физического развития позволил выявить, что у мальчиков по годам исследования сохраняются стабильные значения длины тела (гх/у=0,14), а масса тела и окружность грудной клетки имеют тенденцию к незначительному увеличению (гх/у=+0,38 и гх/у=+0,32 соответственно), что может свидетельствовать об окончании периода ретардации физического развития (табл.2).

Таблица 2.

Показатели физического развития мальчиков,

_______учащихся пятых классов, (Х ± а)_________________

Показатели Годы обучения

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07

Длина тела, см 119,9 ±4,8 119,9 ±4,8 120,1 ±4,3 120,2 ±4,3 120,2 ±4,3 120,3 ±4,3

Масса тела, кг 20,1 ±1,2 20,0 ±1,2 21,2 ±1,2 23,3 ±1,3 25,5 ±1,3 26,5 ±1,4

Окружность грудной клетки, см 61,8 ±5,1 61,8 ±5,1 62,9 ±5,1 63,5 5,2± 64,1 ±5,2 64,5 ±5,2

Проводилось изучение показателей физического развития, состояния здоровья, заболеваемости школьников (исследование проводилось путем выкопировки данных из карты медицинского наблюдения в период с 2001/02 по 2006/07 учебный годы), а также социологическое исследование их субъективной оценки уровня адаптации при переходе на предметное обучение. Все полученные в ходе эксперимента материалы были именными, что позволило проделать систематизацию материалов «на одно лицо» и провести соотношение данных, полученных на разных стадиях исследования.

Физическое развитие изучалось по следующим параметрам: длина тела (ДТ), масса

Таблица 3.

Показатели физического развития девочек,

______учащихся пятых классов, (Х ± а)________________

Показатели Годы обучения

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07

Длина тела, см 119,8 ±4,8 119,9 ±4,8 122,4 ±4,9 122,9 ±4,9 123,6 ±5,0 124,5 ±5,1

Масса тела, кг 20,4 ±1,2 20,5 ±1,2 20,5 ±1,2 20,6 ±1,3 20,6 ±1,4 20,8 ±1,5

Окружность грудной клетки, см 56,6 ±5,2 56,8 ±5,2 56,8 ±5,2 57,0 ±5,4 56,9 ±5,3 57,1 ±5,3

У девочек, напротив, выявлено незначительное увеличение длины тела (гх/у=+0,38) и сохранение параметров массы тела и окружности грудной клетки (гх/у=0,24 и гх/у=0,28 соответственно), что свидетельствует о грациализации физического развития девочек (табл.3).

При групповой оценке физического развития также проявились неоднозначные изменения длины и массы тела. За шесть лет наблюдения снизилась доля школьников с нормальным физическим развитием как среди мальчиков, так и среди девочек (гх/у=-0,32 и гх/у=-0,34 соответственно). За период исследования постепенно изменяется группа школьников с отклонениями в физическом развитии, при этом выявлены гендерные различия в показателях. Среди мальчиков увеличивается группа школьников с повышенной и высокой массой тела (гх/у=+0,44) и группа школьников с низкой длиной тела (гх/у=+0,38). Группа школьников со сниженной и низкой массой тела незначительно снижается (гх/у=-0,32), а группа школьников с высокой массой и длиной тела незначительно увеличивается (гх/у=+0,32). Среди девочек увеличивается группа школьниц со сниженной и низкой массой тела (гх/у=+0,36) и высокой длиной тела (гх/у=+0,32). Группа школьниц с повышенной и высокой массой тела практически остается без изменений (гх/у=0,2), группа школьниц с низкой длиной тела имеет тенденцию к уменьшению (гх/у=-

0,34).

Следовательно, приведенные данные свидетельствуют об усилении дисгармоничности развития пятиклассников. При этом сохраняются стабильные показатели длины тела, начинает восстанавливаться масса тела, но отмечается рост дисгармонии развития за счет дефицита и избытка массы тела.

Анализ распределения учащихся по группам здоровья показал, что ежегодно уменьшается число абсолютно здоровых школьников (I группа здоровья) и увеличивается количество детей, имеющих функциональные или небольшие морфологические отклонения (II группа). При этом число школьников, имеющих хронические заболевания, в динамике не изменяется (табл.4).

При анализе данных медицинских осмотров определено, что частота патологии, которая устанавливается при медицинских осмотрах, из года в год увеличивается: в 2001/02 учебном году составила 71,6 на 100

обследованных, а в 2006/07 учебном году -82,4 на 100 обследованных. Также меняются показатели, характеризующие заболеваемость школьников: индекс здоровья имеет тенденцию к снижению (с 8,1 до 7,3), а число часто болеющих и длительно болеющих, напротив, увеличивается (с 9,6 до 10,4 и с 7,8 до 8,4 соответственно).

Таким образом, ежегодно в пятые классы поступает все большее число школьников с дисгармоничным физическим развитием, функциональными или небольшими морфологическими отклонениями. При этом показатели, характеризующие состояние здоровья школьников, имеют тенденцию к ухудшению.

Посредством социологического опроса мы выяснили, как с точки зрения школьников на состоянии здоровья отразился переход на предметное обучение. Было выявлено, что в динамике по годам исследования при переходе на предметное обучение увеличивается число школьников, предъявляющих соматические жалобы, жалобы со стороны нервнопсихической сферы, отмечающих увеличение продолжительности времени, затрачиваемого на приготовление домашних заданий. Увеличивается число школьников, считающих, что адаптация к предметному обучению у них прошла сложно. При этом у девочек адаптация к предметному обучению проходит более благоприятно, чем у мальчиков.

При сопоставлении показателей физического развития школьников и уровня адаптации к предметному обучению было выявлено, что у подростков с нормальным физическим развитием адаптация проходила более благоприятно в сравнении с адаптацией школьников, имеющих отклонения в физическом развитии (табл.5).

Последующий факторный анализ позволил определить, что в группе мальчиков неблагоприятные показатели адаптации к новым учебным нагрузкам коррелируют со сниженной и низкой массой тела (г=0,64), высокой (г=0,82) и низкой длиной тела (г=0,58). Среди девочек выявлена корреляционная зависимость между неудовлетворительным уровнем адаптации и сниженной и низкой массой тела (г=0,84), высокой (г=0,78) и низкой длиной тела (г=0,62). Следовательно, у детей с преобладанием крайних оценок индекса пропорциональности, в большей степени за счет дефицита массы тела, чаще при переходе на предметное обучение наблюдается неудовлетворительный уровень адаптации.

Таблица 4.

Распределение по группам здоровья учащихся пятых классов __________________по годам исследования, %____________________

Группа здоровья Годы обучения

2001/02 2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07

I 16,6 16,2 15,6 14,0 14,6 14,8

II 62,8 64,6 64,0 65,8 65,3 65,1

III 20,6 19,2 20,4 20,2 20,1 20,1

IV и У - - - - - -

Таблица 5.

Сопоставление показателей физического развития мальчиков и девочек

с уровнем адаптации при переходе на предметное обучение, %___________________________________

Уровень адаптации Показатели физического развития

нормальное физическое развитие повышенная и высокая МТ сниженная и низкая МТ высокая ДТ низкая ДТ

мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев. мал. дев.

Адаптация прошла благоприятно 76,2 78,4 54,3 62,8 24,1 36,5 11,5 8,6 19,3 10,2

Имелись незначительные трудности 32,1 13,4 31,3 24,6 51,2 35,1 56,3 55,2 52,1 55,6

Адаптация прошла сложно 11,7 8,2 14,4 12,6 24,7 28,4 32,2 36,2 28,6 34,2

Итого ... 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Заключение ским развитием адаптация проходила более

По данным нашего исследования еже- благоприятно в сравнении со школьниками,

годно в пятые классы поступает все большее имеющими отклонения в физическом разви-

число школьников с дисгармоничным физи- тии.

ческим развитием в основном за счет дефици- Это требует создания психолого-

та и избытка массы тела, имеющих функцио- педагогических условий организации образо-

нальные или небольшие морфологические вательного процесса, предполагающих осу-

отклонения. При этом показатели, характери- ществление плавного, мягкого, постепенного,

зующие состояние здоровья школьников, длительного и некризисного перехода школь-

имеют тенденцию к ухудшению. ников с начальной на основную ступень обра-

При сопоставлении показателей физи- зования. Данный факт повышает актуальность

ческого развития школьников и уровня адап- оптимизации физических нагрузок, закалива-

тации к предметному обучению было выявле- ния, рационализации питания, формирования

но, что у подростков с нормальным физиче- здорового образа жизни учащихся.

Сведения об авторах статьи Шамигулов Фанил Булатович - зав. кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО БГМУ, д.м.н., профессор, Заслуженный врач РБ. Тел. раб. 8(347)2733135, Факс 8(347)2722219, www.oz-bgmu.narod.ru Ахмерова Светлана Герценовна - профессор кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО БГМУ, д.м.н., Отличник образования РБ. Тел. раб./факс 8(347)2722219, e-mail: [email protected]

Николаева Виктория Витальевна - аспирант кафедры общественного здоровья и организации здравоохранения ИПО БГМУ. Тел. раб./факс 8(347)2722219, www.oz-bgmu.narod.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов, А.А.,. Здоровые дети России в XXI веке /А.А.Баранов, В.Р.Кучма. М.Медицина, 2000. - 159с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Баранов, А.А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности// Педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С.4-8.

3. Безруких, М.М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений /М.М.Безруких, В.Д.Сонькин. М: ООО «Фирма Вариант», 2005. - 584с.

4. Журавлёв, Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднюю// Народное образование. - 2002. - №8. - С.99-102.

5. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социально-гигиенический анализ. - М. Медицина,

2002. - 240с.

6. Зарипова Р.Т. Состояние здоровья школьников-подростков со сниженной массой тела: - ав-тореф. дисс... канд. мед. наук. - Казань., 2007.

7. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников. М. Аспект Пресс,

2003. - 139с.

8. Кучма, В.Р. Медицинское обеспечение детей и подростков в образовательных учреждениях /В.Р.Кучма, И.К.Рапопорт.// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2008. - №1. - С.32-36.

9. Мандриков, В.Б. Характеристика показателей физического состояния учащихся среднего школьного возраста /В.Б.Мандриков, А.А.Пономарев// Вестник Волгоградского ГМУ. - 2006. -№ 3. - С.47-50.

10. Муталов, А.Г. Физиология, патология и охрана здоровья детей подросткового возраста /А.Г.Муталов, Н. А. Дружинина, Г.П.Ширяева. - Уфа: Здравоохранение Башкортостана, 2005. -252с.

11. Нагорнова, Л.В. Школьная адаптация первоклассников: исследование и коррекция //Журнал практического психолога. - 2001. - №3/4. - С.105-113.

12. Никитина, Е.Б. Некоторые психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем

подростковом возрасте //Воспитание школьников. - 2002. - №6. - С.31-33.

13. Романова, Т. А. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи: автореф. дис. д-ра. мед. наук. - М, 2008.

14. Румянцев, Г.И. Прохоров Н.И. Современные проблемы и тенденции формирования здоровья детского населения России /Г.И.Румянцев, Н.И.Прохоров //Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. М.: Медицина, 2001. - С.228-229.

15. Седокова, М.Л. Матковская Т.В. Образ жизни детей школьного возраста /М.Л.Седокова, Т.В.Матковская //Формирование нравственного, духовного и физического здоровья детей и подростков: Томск, сборник научных работ. - 2005. - С.321-323.

16. Шлемензон, Т.Г. Применение диагностических исследований для предупреждения школьной дезадаптации учащихся в среднем звене //Воспитание школьников. - 2001. - № 5. - С.10-12.

УДК 616.61-002.151-092-097:577.118(470.57-37) © Г.М. Xaсaнoвa, Д.А. Валишин, 2009

Г.М. Хасанова, Д.А. Валишин ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИММУНИТЕТА И МИКРОЭЛЕМЕНТОВ У БОЛЬНЫХ ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКОЙ С ПОЧЕЧНЫМ СИНДРОМОМ В ДИНАМИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ», г. Уфа

Установлена взаимосвязь между показателями эссенциальных микроэлементов и некоторых факторов клеточного иммунитета при геморрагической лихорадке с почечным синдромом (ГЛПС) в различные периоды заболевания. Под наблюдением находилось 68 больных ГЛПС, из них: 45 больных среднетяжелой и 23 тяжелой формой заболевания. Иммунофе-нотипирование осуществляли непрямым иммунофлуоресцентным методом с помощью панелей моноклональных антител (МКА) серии ЬТ (НИИ иммунологии МЗ РФ) и ГСО (ВОНЦ РАМН). Концентрацию цинка, меди и селена в плазме крови оценивали с помощью атомно-эмиссионой спектрометрии с индуктивно-связанной плазмой (ГСР-0Б8; 0р^та-2000 ЭУ, РегктБ1тег, США). Исследования показали, что во всех стадиях ГЛПС, при любой форме заболевания между цинком и такими показателями клеточного иммунитета как СЭЗ+, СЭ4+, СЭ8+, СЭ72+, СЭ16+, СЭ95+ существует сильная положительная корреляционная связь (от г=0,96 до г=0,64). Между концентрацией меди и селена в плазме крови и изучаемыми показателями клеточного иммунитета выявлена сильная и средняя отрицательная корреляционная связь (от г=-0,48 до г=-0,96). Тяжелая форма ГЛПС развивается на фоне сниженного количества таких эссенциальных микроэлементов, как цинк, медь и селен.

Ключевые слова: Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, цинк, медь, селен, СЭЗ+, СЭ4+, СЭ8+, СЭ72+, СЭ16+, СЭ95+-клетки.

G.M. Khasanova, D.A. Valishin THE RELATIONSHIP BETWEEN IMMUNITY INDICATORS AND MICROELEMENTS IN PATIENTS WITH HEMORRHAGIC FEVER WITH RENAL SYNDROME IN THE DYNAMICS OF DISEASE

The relationship between indicators of essential microelements and certain factors of cellular immunity in hemorrhagic fever with renal syndrome (HFRS) during various periods of disease has been established. Sixty eight patients with HFRS were examined. Out of them, 45 patients had a moderate form and 23 subjects had a severe form of the disease. The indirect immunofluorescent method was applied for immunophenotyping using monoclonal antibody panels (MAP) of LT (RF HM Institute of Immunology) and ICO types (RAMS BDSC). Concentrations of zinc, copper and selenium in blood serum were determined by using atom-emission spectrometry with inductive-bound plasma (ICP-OES; 0ptima-2000 DV, PerkinElmer, USA). The studies have shown that at all stages of HFRS with any form of the disease, there is a strong positive correlation link (from r=0,96 to r=0,64) between zinc and such indicators of cellular immunity as CD3+, CD4+, CD8+, CD72+, CD16+, CD95+. Strong and moderate negative correlation links (from r=0,48 to r=0,96) have been established between zinc and selenium concentrations in blood serum and current indicators of cellular immunity. A severe form of HFRS develops at the background of reduced amounts of such essential microelements as zinc, copper and selenium.

Key words: hemorrhagic fever with renal syndrome, selenium, copper, zinc, cellular immunity.

По заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом (ГЛПС) Россия занимает второе место в мире после Китая. [2]. На территории республики Башкортостан (РБ) природные очаги ГЛПС счи-

таются самыми активными и крупными в России [8]. Несмотря на то, что летальность от ГЛПС в РБ не превышает 0,56%, однако вследствие высокой заболеваемости число умерших достаточно велико [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.