Научная статья на тему 'Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ Республики Мордовия'

Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2115
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / НОРМАТИВЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Муратова Ирина Викторовна

В статье приводятся данные о физическом развитии и физической подготовленности учащихся 1-5 классов общеобразовательных школ Республики Мордовия. Программа обследования включала тесты, принятые в системе общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей и подростков. Выполнен сравнительный анализ некоторых антропометрических показателей и уровня физической подготовленности школьников Мордовии и г. Москвы. Для корректной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся Мордовии методом сигмальных отклонений разработаны региональные нормативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Муратова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article cited the data on physical development and physical readiness learning 1-5 classes of comprehensive schools of Republic Mordovia. The program of inspection included the tests accepted in system of the all-Russian monitoring of a condition of physical health of the population, physical development of children and teenagers. The comparative analysis of some anthopometrical parameters and level of physical readiness of schoolboys of Mordovia and Moscow is executed. For a correct estimation of physical development and physical readiness, pupils of Mordovia the method of sigma deviations develops regional specifications.

Текст научной работы на тему «Оценка физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ Республики Мордовия»

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

И.В. МУРАТОВА, Саранский кооперативный институт

Аннотация

В статье приводятся данные о физическом развитии и физической подготовленности учащихся 1-5 классов общеобразовательных школ Республики Мордовия. Программа обследования включала тесты, принятые в системе общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей и подростков. Выполнен сравнительный анализ некоторых антропометрических показателей и уровня физической подготовленности школьников Мордовии и г. Москвы. Для корректной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся Мордовии методом сигмальных отклонений разработаны региональные

нормативы.

Abstract

In article cited the data on physical development and physical readiness learning 1-5 classes of comprehensive schools of Republic Mordovia.

The program of inspection included the tests accepted in system of the all-Russian monitoring of a condition of physical health of the population, physical development of children and teenagers.

The comparative analysis of some anthopometrical parameters and level of physical readiness of schoolboys of Mordovia and Moscow is executed. For a correct estimation of physical development and physical readiness, pupils of Mordovia the method of sigma deviations develops regional specifications.

Ключевые слова: физическое воспитание, школьники, нормативы.

Важным аспектом совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является научное обоснование эффективной системы управления учебным процессом, внедрение инновационных форм, средств и методов физической культуры в педагогическую практику на основе объективных данных о динамике физического развития и физической подготовленности школьников [1, 3, 4, 8].

В настоящее время хорошо известно, что объективная оценка физического развития и физической подготовленности учащихся производится на основании сравнивания результатов измерений, полученных в процессе обследования, с оценочными нормативами, разработанными с учетом половозрастных особенностей, региональных климатогеографических и социальных условий проживания данной популяции детей и подростков [5, 6].

В этой связи для объективного анализа уровня физического развития и физической подготовленности учащихся общеобразовательных школ Республики Мордовия и принятия обоснованных решений о коррекции программного материала по физическому воспитанию школьников необходимо разработать региональные нормативы оценки их физического состояния.

В задачи исследования входило выявление особенностей физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов общеобразовательных школ Республики Мордовия и разработка региональных нормативов физического развития и физической подготовленности учащихся.

В массовом педагогическом обследовании приняли участие школьники г. Саранска, муниципального округа Рузаевка, населенных пунктов Инсарского, Ро-модановского, Большеберезниковского районов Республики Мордовия. Выборка составила 1577 учащихся 1-5 классов. Программа обследования включала тесты, принятые в системе общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи [7].

Изучались следующие показатели физического развития: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, жизненный индекс, кистевая динамометрия. Исследование физической подготовленности осуществлялось на основании результатов следующих тестов: бег 30 м, прыжок в длину с места, подтягивание из виса (мальчики), разгибание рук в упоре лежа (девочки), бег 500 и 1000 м. Измерения выполнялись в IV четверти учебного года (табл. 1, 2).

Анализ полученных результатов свидетельствовал, что в начальной школе девочки несколько превосходят мальчиков по темпам роста тела в длину на 1,5-2% в год. Только в пятом классе мальчики по темпам роста тела в длину начинают обгонять сверстниц.

По темпам прироста массы тела и увеличения окружности грудной клетки существенных различий между мальчиками и девочками в начальной школе не выявлено. Вместе с тем наблюдается тенденция увеличения окружности грудной клетки с четвертого по пятый класс у мальчиков (5,8%) по сравнению с исследуемой группой девочек (4,8%).

(шШ>

Таблица 1

Уровень физического развития и физической подготовленности учащихся Республики Мордовия

(мальчики)

№ п/п Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс

п=144, М±ст п=154, М±ст п=159, М±ст п=161, М±ст п=156, М±ст

1. Длина тела (см) 126,0±5,82 128,1±5,81 133,1±6,28 138,7±7,24 145,4±8,42

2 Масса тела (кг) 25,8±3,21 27,6±3,26 30,9±3,17 34,1±5,83 38,1±5,69

3. Окружность грудной клетки (см) 56,4±5,13 58,7±5,72 61,2±5,21 63,8±6,21 67,5±6,85

4. ЖЕЛ (см3) 1386,3±264,31 1463,1±204,74 1626,3±294,23 1790,2±340,36 1974,1±348,43

5. Жизненный индекс (мл/кг) 53,1±5,24 52,9±6,07 52,8±5,64 52,6±5,85 50,8±5,24

6. Бег 30 м (с) 6,91±0,48 6,34±0,43 6,21±0,56 5,91±0,42 5,76±0,32

7. Прыжок в длину с места (см) 126,1±12,31 134,4±12,86 140,8±14,22 149,4±13,83 160,3±15,42

8. Подтягивание из виса на перекладине (раз) 1,8±1,33 1,3±1,22 1,8±1,62 2,4±1,81 3,1±2,12

9. Бег 500 м (с) 168,4±14,12 - - - -

10. Бег 1000 м (с) - 352,3±24,16 338,4±21,28 324,4±22,34 312,7±18,63

11. Сила правой кисти (кг) 8,6±2,42 10,2±2,24 12,1±2,87 14,9±2,94 17,0±2,18

12. Сила левой кисти (кг) 7,5±2,14 8,9±2,25 11,7±2,24 13,3±2,28 14,6±2,84

Таблица 2

Уровень физического развития и физической подготовленности учащихся Республики Мордовия

(девочки)

№ п/п Показатели 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс

п=142, М±о п=166, М±о п=164, М±о п=168, М±о п=163, М±о

1. Длина тела (см) 125,7±6,41 130,3±6,52 136,8±7,34 143,4±8,46 148,9±8,62

2 Масса тела (кг) 25,4±4,15 28,7±5,17 31,5±4,83 35,4±6,28 38,8±6,28

3. Окружность грудной клетки (см) 55,6±6,27 58,0±6,34 60,7±4,97 62,6±7,43 65,6±7,34

4. ЖЕЛ (см3) 1361,4±318,31 1446,5±269,24 1560,1±269,82 1682,1±312,42 1806,3±321,2

5. Жизненный индекс (мл/кг) 52,7±6,14 50,6±6,27 47,1 ±5,49 46,4±5,28 44,9±6,21

6. Бег 30 м (с) 7,51±0,523 6,42±0,47 6,28±0,64 6,06±0,46 5,88±0,546

7. Прыжок в длину с места (см) 120,9±10,43 125,8±11,61 133,6±14,07 146,2±14,73 154,1±14,28

8. Разгибание рук в упоре лежа (раз) 13,8±2,84 14,6±2,23 15,4±3,35 17,2±2,32 17,8±2,24

9. Бег 500 м (с) 204,7±16,68 - - - -

10. Бег 1000 м ( с) - 376,4±28,61 367,3±23,48 358,0±26,27 348,1±24,82

11. Сила правой кисти (кг) 8,0±2,49 9,1±2,63 10,1±2,63 11,7±2,85 13,5±2,71

12. Сила левой кисти (кг) 7,1±2,26 7,8±2,82 8,9±2,81 10,2±2,12 11,7±2,63

Наибольшие отличия выявлены в темпах прироста результатов в тестах, отражающих уровень развития силы и выносливости учащихся. Так, среднегодовые темпы увеличения результатов кистевой динамометрии составляют: у мальчиков - 18-20%, у девочек -13-15%. Среднегодовые приросты результатов в тесте «бег на 1000 м» у мальчиков находятся на уровне 4%, а у девочек - 2,5%. О более высоких темпах увеличения функциональных возможностей мальчиков свидетельствуют более высокие темпы прироста ЖЕЛ и жизненного индекса по сравнению с девочками, соответственно 10-11% и 7-8%.

Сравнительный анализ средних результатов физического развития и физической подготовленности учащихся начальной школы Мордовии и их сверстников

из г. Москвы позволил установить, что учащиеся Мордовии уступали школьникам г. Москвы в габаритных размерах тела, причем и мальчики, и девочки. У мальчиков и девочек - учащихся вторых классов - в общеобразовательных школах Мордовии и г. Москвы достоверные отличия выявлены в тесте «бег на 1000 м» (табл. 3). Для девочек, учащихся третьих классов г. Москвы, были характерны достоверно более высокие результаты в тестах «прыжок в длину с места» и «бег на 1000 м» по сравнению со школьницами третьих классов Мордовии (табл. 4).

Выявленные различия позволяют утверждать, что для корректной оценки физического развития и физической подготовленности учащихся Мордовии необходимо разработать региональные нормативы.

1аа)

Для разработки нормативов применялся метод сиг-мальных отклонений [2]. Дифференциация показателей физического развития и физической подготовленности производилась по 5 категориям. В среднюю категорию показателя попадали все величины, лежащие в пределах ±0,67ст; в категорию «ниже средней» -все величины, лежащие в пределах от М - 0,67ст до М - 2ст; в «низкую» категорию - все величины, лежа-

щие за пределами М - 2ст; в категорию «выше средней» - все величины, лежащие в пределах от М + 0,67ст до М + 2ст; в «высокую» категорию соответственно все величины, лежащие за пределами М + 2ст.

Разработаны нормативы для оценки уровня физического развития и физической подготовленности мальчиков и девочек - учащихся 1-5 классов.

Таблица 3

Сравнение средних показателей физического развития и физической подготовленности учащихся Республики Мордовия и г. Москвы (мальчики), М±m

№ п/п Показатели 1 класс 2 класс 3 класс

Школьники Мордовии Школьники Москвы Школьники Мордовии Школьники Москвы Школьники Мордовии Школьники Москвы

п=144 п=45 п=154 п=41 п=159 п=46

1. Длина тела (см) 126,0±0,5 131,3±0,9* 128,1±0,5 136,8±1,4* 133,1±0,51 141,8±1,3*

2. Масса тела (кг) 25,8±0,3 28,1±1,0* 27,6±0,3 32,1±1,2* 30,9±0,25 36,2±1,6*

3. Прыжок в длину с места (см) 126,1±1,0 130,8±3,7 134,4±1,1 135,7±3,6 140,8±1,14 143,2±4,21

4. Бег 500 м (с) 168,4±1,2 169,6±5,2 - - -

5. Бег 1000 м (с) - - 352,3±2,0 339,5±5,1* 338,4±1,7 328,4±5,9

Таблица 4

Сравнение средних показателей физического развития и физической подготовленности учащихся Республики Мордовия и г. Москвы (девочки), М±m

№ п/п Показатели 1 класс 2 класс 3 класс

Школьники Мордовии Школьники Москвы Школьники Мордовии Школьники Москвы Школьники Мордовии Школьники Москвы

п=142 п=42 п=166 п=43 п=168 п=48

1. Длина тела (см) 125,7±0,5 135,3±0,9* 130,3±0,5 139,0±1,2* 136,8±0,57 149,4±1,1*

2. Масса тела (кг) 25,4±0,4 28,4±0,7* 28,7±0,4 31,1±0,8* 31,5±0,38 39,8±1,1*

3. Прыжок в длину с места (см) 120,9±0,9 124,9±3,5 125,8±0,9 129,9±3,2 133,6±1,1 140,2±2,3*

4. Бег 500 м (с) 204,7± 1,4 199,6±5,1 - - - -

5. Бег 1000 м (с) - - 376,4±2,2 362,6±5,9* 367,3±1,8 346,4±4,7*

Литература

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. -275 с.

2. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. - М.: Изд-во МГУ, 1962. - 340 с.

3. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1995. - 47 с.

4. Изаак С.И., Кабачков В.А. Мониторинг физического здоровья в образовательной среде: теория и практика // Дополнительное образование. - 2004. - № 8. -С. 44-48.

5. Изаак С.И., Панасюк Т.В., Тамбовцева Р.В. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной дея-

тельности школьников: Монография. - Москва; Орел: Изд-во ОРАГС, 2005. - 224 с.

6. Новик Г.В. Оздоровительные занятия для учащихся младшего школьного возраста с учетом особенностей физического развития: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 1997. - 21 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации № 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического развития населения, физического развития детей, подростков и молодежи» от 29 декабря 2001.

8. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: Дис. . канд. пед. наук. - М., 2006. - 193 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.