Научная статья на тему 'Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников'

Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
213
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CHILDREN / PHYSICAL DEVELOPMENT / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шишова Анастасия Владимировна, Жданова Л. А., Михайлова И. Н.

На основе индивидуального анализа физического, нервно-психического развития и физической подготовленности учащихся первых и пятых классов выявлены высокая частота их гетерохронии. Показано различное соотношение успеха адаптации к школьным факторам и динамики здоровья. Обоснована необходимость индивидуализации медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях, особенно в переломные этапы обучения (в начале посещения школы и при переходе к предметному обучению) и создан автоматизированный мониторинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERIZATION OF CORRELATIONS BETWEEN PHYSICAL & INTELLECTUAL DEVELOPMENT, SOCIAL ADAPTATION AND HEALTH DYNAMICS IN SCHOOLCHILDREN

By individual analysis of physical & neuropsychological development, physical readiness of first form pupils and fifth form pupils authors revealed high frequency of their heterochronia. Different correlations of successful adaptation to school factors and health dynamics were demonstrated. Necessity of individualization of schoolchildren medical-and-pedagogical accompaniment in educational institutions was substantiated especially in the turning stages of studying (in the first form-beginning of school attendance and in the fifth form

Текст научной работы на тему «Характеристика соотношений физического, интеллектуального развития, социальной адаптации и динамики здоровья школьников»

28

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (215)

ХАРАКТЕРИСТИКА СООТНОШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ДИНАМИКИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

А.В. Шишова, Л.А. Жданова, И.Н. Михайлова

CHARACTERIZATION OF CORRELATIONS BETWEEN PHYSICAL & INTELLECTUAL DEVELOPMENT, SOCIAL ADAPTATION AND HEALTH DYNAMICS IN SCHOOLCHILDREN

A.V.Shishova, L.A.Zhdanova, I.N. Mikhailova

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», г. Иваново

На основе индивидуального анализа физического, нервно-психического развития и физической подготовленности учащихся первых и пятых классов выявлены высокая частота их гетерохронии. Показано различное соотношение успеха адаптации к школьным факторам и динамики здоровья. Обоснована необходимость индивидуализации медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях, особенно в переломные этапы обучения (в начале посещения школы и при переходе к предметному обучению) и создан автоматизированный мониторинг.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, интеллектуальное развитие, социальная адаптация.

By individual analysis of physical & neuropsychological development, physical readiness of first form pupils and fifth form pupils authors revealed high frequency of their heterochronia. Different correlations of successful adaptation to school factors and health dynamics were demonstrated. Necessity of individualization of schoolchildren medical-and-pedagogical accompaniment in educational institutions was substantiated especially in the turning stages of studying (in the first form-beginning of school attendance and in the fifth form - transition to learning of various disciplines); automatized monitoring was developed.

Keywords: children, physical development, intellectual development, social adaptation.

Состояние здоровья современных детей имеет неуклонную тенденцию к ухудшению, наиболее выраженную в период обучения в школе [1, 2, 3]. В связи с этим особую актуальность приобретает поиск новых, интегрированных в образовательный процесс подходов к профилактике нарушений здоровья, что позволит повысить качество жизни современных школьников [1, 3]. При этом Президентом РФ ставится задача к каждому ученику применить «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения» [4]. Это возможно лишь при учете индивидуальных особенностей развития детей в процессе формирования их здоровья.

С связи с этим мы провели сравнительный анализ физического, интеллектуального развития, физической подготовленности (ФП) и социальной адаптации первоклассников (207 человек) и пятиклассников.

Полученные данные свидетельствуют, что лишь 64,8 % учащихся в первом и 72,55 % в пятом классе имели нормальное физическое развитие (ФР). Отклонения длины тела были представлены единичными случаями низкого

роста, отмеченными только у девочек. Высокий рост имели 9,9 % первоклассников и 4 % пятиклассников. Гармоничность физического развития нарушена у 35,2 % учащихся первого класса и у 27 % — пятого. Среди отклонений массы тела у первоклассников чаще встречался ее дефицит (р < 0,01), выявленный у 23 % учащихся, причем у девочек он отмечался более чем в 4 раза чаще, чем у мальчиков (р < 0,01). У пятиклассников отмечено увеличение до 18,9 % числа школьников с избыточной массой тела и уменьшение учащихся с дефицитом массы. Следовательно, высокая частота дисгармоничности ФР школьников диктует необходимость дифференциации врачом образовательного учреждения рекомендаций по питанию и оптимизации физических нагрузок.

Анализ ФП выявил неравномерность развития отдельных ее качеств. Число детей, имеющих средний уровень по отдельным тестам, колебалось от 53,9 до 80,3 % у первоклассников и от 49,1 до 79,4 % у пятиклассников. При этом средний уровень всех качеств ФП имели лишь 14,5 % учащихся в первом классе и 13 % — в пятом.

ФЕВРАЛЬ №2 (215) ЗНиСО

29

Средний и низкий уровни ФП отмечались у 17,9 % первоклассников и у 39 % пятиклассников, высокий и средний — у 28 и 29 % школьников соответственно. Гетерохронию, при которой у одного ребенка часть показателей выше, часть соответствует, часть ниже возрастных нормативов, имели 40 % учащихся первого и 19 % пятого классов. Варианты подготовленности, когда все качества имеют только высокий уровень или только низкий, не отмечены.

При этом выявлялся более высокий уровень развития у первоклассников мышечной силы правой кисти, жизненной емкости легких, а у пятиклассников еще и выносливости, хуже у учащихся первого класса были развиты силовые и скоростно-силовые, а у пятиклассников еще и скоростные качества.

У девочек к пятому классу показатели ФП ухудшались, о чем свидетельствовало увеличение с 23,7 до 43,9 % (р < 0,05) детей со средними и низкими показателями. Среди мальчиков с 10,8 до 20,6 % (р < 0,05) увеличилось число детей, имеющих средний уровень ФП по всем тестам, что свидетельствовало о некотором

уменьшении у них гетерохронии в процессе обучения.

При индивидуальном сопоставлении изучаемых показателей (табл. 1) установлено, что благоприятное соотношение нормального ФР и средней или высокой ФП имели лишь 21 % первоклассников и 38,2 % пятиклассников. В зависимости от варианта отклонения от нормы выделено еще 14 возможных сочетаний, отражающих либо снижение ряда показателей ФП, либо вариант отклонения ФР. В целом, около 90 % современных школьников имеют негармоничное сочетание ФР и ФП.

Интеллектуальное развитие (ИР) учащихся также характеризовалось высокой частотой отклонений. Индивидуальный анализ по общему интеллектуальному показателю показал, что 72,1 % первоклассников и 69,4% пятиклассников имели средний уровень умственного развития. У остальных детей с одинаковой частотой отмечалось его замедление или ускорение.

Оценивая соотношение вербального и невербального интеллектуальных показателей, мы установили, что их высокие и средние зна-

Таблица 1. Варианты соотношения физического развития и физической подготовленности школьников

Соотношение ФР и ФП Число детей, %

1 класс 5 класс

Варианты ФП при нормальном ФР

нормальное ФР при высокой/средней ФП 8,6 28,7

нормальное ФР и средняя ФП 12,4 9,5

нормальное ФР при низкой /средней ФП 17,8 16,9

нормальное ФР при высокой/средней/низкой ФП 27,9 11,4

Варианты ФП при избытке массы тела

избыток массы при высокой/средней ФП 1,9 1,8

избыток массы при средней ФП 1,9 2,7

избыток массы при низкой/средней ФП 1,4 15,9

избыток массы при высокой/средней/низкой ФП 6,2 3,6

Варианты ФП при дефиците массы тела

дефицит массы при высокой/средней ФП 4,3 —

дефицит массы при средней ФП 6,2 —

дефицит массы при низкой/средней ФП 4,3 4,5

дефицит массы при высокой/средней/низкой ФП 6,2 4,5

Варианты ФП при низком росте

низкий рост при высокой/средней ФП — —

низкий рост при средней физической ФП — —

низкий рост при низкой/средней ФП 0,45 0,5

низкий рост при высокой/средней/низкой ФП 0,45 —

30

ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (21Е)

Таблица 2. Варианты соотношения физического и интеллектуального развития школьников

Соотношение ФР и ИР Число детей, %

1 класс 5 класс

нормальное ФР при высоком/выше среднего ИР 5 8,9

нормальное ФР и среднее ИР 59,2 56,2

нормальное ФР при низком/ниже среднего ИР 1,7 7,1

избыток массы при высоком/выше среднего ИР 2,5 5,4

избыток массы при среднем ИР 4,2 8

избыток массы при низком/ниже среднего ИР 3,3 5,4

дефицит массы при высоком/выше среднего ИР 8,3 2,7

дефицит массы при среднем ИР 10,8 3,6

дефицит массы при низком/ниже среднего ИР 3,3 1,8

низкий рост при среднем ИР 1,7 0,9

чения имели 79,7 % учащихся первого класса и 77,6 % — пятого. Лишь у 4,2 % первоклассников и у 7,1 % пятиклассников они имели одинаково сниженный уровень. У 16,1 % детей на первом году обучения и у 15,3 % на пятом эти показатели были дисгармоничны: один показатель, чаще вербальный интеллектуальный показатель, имел высокий уровень, другой сниженный. Для гармонизации интеллектуального развития младших школьников необходимо обращать внимание на развитие невербальных показателей, так как школа в большей степени ориентирована на востребованность вербальных функций.

При изучении соотношения физического и интеллектуального развития (табл. 2) было выделено 10 групп. При этом установлено, что у 35,8 % первоклассников и у 34,9 % пятиклассников имеются различные варианты дисхронии. Оптимальное сочетание этих показателей отмечено у 64,2 % учащихся в первом и у 65,1 % в пятом классах.

Таким образом, высокая частота выявленной нами неравномерности показателей ФР, ИР и ФП у первоклассников свидетельствует о необходимости дифференцировки оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию имеющихся отклонений. Сохранение ее высокой частоты к пятому классу отражает недостаточную эффективность существующих оздоровительных мероприятий, способствующих гармонизации развития. Учитывая, что коррекция отклонений ФП и ИР во многом зависит от усилий педагогов и психологов образовательного учреждения, особую актуальность приобретает их интеграция с врачом и медицинской сестрой как в проведении профилактических осмотров, так и последующих оздоровительных мероприятий.

Было проанализировано соотношение динамики здоровья с успехом адаптации к учебе и коллективу (табл. 3), так как успешная приспособительная деятельность может достигаться ценой различных усилий. При

Таблица 3. Варианты соотношения успеха адаптации школьников и сохранности их здоровья

Соотношение успеха адаптации и сохранности здоровья Число детей, %

1 класс 5 класс

Успешная социальная и познавательная адаптация без проявления нарушений здоровья 23 21

Успешен лишь один вид адаптации без проявления нарушений здоровья 8 7

Успешная социальная и познавательная адаптация, сопровождающаяся нарушениями здоровья 17 18

Успешен лишь один вид адаптации при появлении нарушений доровья 28 28

Отсутствие успеха в социальной и в познавательной адаптации при появлении нарушений здоровья 22 24

Отсутствие успеха в социальной и в познавательной адаптации без появления нарушений здоровья 2 2

ФЕВРАЛЬ №2 (215) ЗНиСО

31

оценке «цены адаптации» установлено, что только 23 % первоклассников и 21 % пятиклассников успешно адаптировались, не утрачивая здоровье. Каждый пятый (17 и 18 % соответственно) школьник «расплачивался» за адаптацию здоровьем. Половина детей (50 и 52 %) плохо адаптировалась к учебе и при этом ухудшалось их здоровье. В единичных случаях дети плохо адаптировались, но их здоровье при этом не ухудшалось (2 %). Выявленное у них соотношение адаптации и здоровья мы объяснили крайне низкой мотивацией к учебе.

Обобщая данные о характере ФР и ФП, ИР первоклассников и пятиклассников, а также их социальной адаптации, можно сказать, что средний уровень этих показателей выявлялся далеко не у всех детей, максимум — в 70 % случаев. Довольно часто наблюдалась их асинхро-ния как в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

Значительная частота гетерохронии развития выявлялась не только за счет дисгармоничности показателей одного вида развития, но и в связи с различным уровнем ФР, ИР, ФП у одного ребенка. Уровень всех видов развития совпадал лишь менее чем у 10 % детей. Кроме того, большинство школьников имели особенности приспособительной деятельности и разную «плату» за успешную адаптацию.

Высокая частота гетерохронии развития детей и связанные с ней особенности приспособительной деятельности диктуют необходимость индивидуализации медико-педагогического сопровождения школьников в процессе обучения в образовательных учреждениях, особенно в переломные этапы обучения (в начале посещения школы и при переходе к предметному обучению). Оно должно строиться с учетом актуальных и потенциальных возможностей ребенка. При этом медико-педагогическое сопровождение должно обеспечить, с одной стороны, создание условий для успешного школьного обучения без ущерба для здоровья ребенка. С другой — в процессе этого сопровождения необходимо подобрать стимулирующее воздействие, способствующее оптимизации интеллектуального и физического развития ребенка, в том числе и за счет педагогических

инноваций, использование которых должно дифференцироваться с учетом неблагоприятной динамики состояния здоровья детей. При этом медико-педагогический подход позволяет выработать для каждого ребенка рекомендации не только по реабилитации, но и по дальнейшему обучению.

Чтобы стандартизировать эту работу, мы разработали модули рекомендаций, направленных на коррекцию функций, которые наиболее часто отстают, определяя гетерохронию развития: 6 — на гармонизацию физической подготовленности, 10 — нервно-психического развития, 6 — на улучшение адаптации к школе. Для облегчения внедрения этой модели работы была создана компьютерная программа автоматизированного мониторинга здоровья учащихся. Ее использование в практике медицинских работников образовательных учреждений позволило совершенствовать их работу, повысить ее эффективность, в т. ч. за счет значительной экономии рабочего времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании //Вестн. РАМН. 2009. № 5. С. 6-11.

2. Кучма В.Р., Звездина И.В., Жигарева Н.С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников //Вопросы современной педиатрии. 2008. Т. 7. № 4. С. 9—12.

3. Кучма В.Р. Всесторонняя модернизация организации системы медицинского обеспечения детей и подростков в образовательных учреждениях как государственная политика //Материалы Всероссийского конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. М., 2010. С. 29—47.

4. Послание президента РФ Федеральному собранию РФ //Мед. вестн. 2008. № 35 (462).

Контактная информация:

Шишова Анастасия Владимировна,

8-803-888-67-16,

e-mai: shishova@inbox.ru

Contact information:

Shishova Anastasia Vladimirovna,

8-803-888-67-16,

e-mail: shishova@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.